СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка учащихся к ОГЭ по русскому языку (из опыта работы )

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОГЭ - серьёзное испытание для учащихся и педагогов. 

В систему  работы по подготовке к ОГЭ входят: 

- психологический настрой учащихся;

- организация информационной работы по подготовке к ОГЭ  и т. д.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка учащихся к ОГЭ по русскому языку (из опыта работы )»

Подготовка учащихся к ОГЭ по русскому языку

(из опыта работы Горбуновой Н.А., учителя русского языка и литературы

МБОУ «Чувашскомайнская ООШ»)


ОГЭ - серьёзное испытание для учащихся и педагогов. При подготовке к нему и дети, и их учителя находятся в состоянии стресса. Времени катастрофически не хватает.

Работу свою начинаю с чётко составленного плана на год. Он стал в моей работе традиционным, лишь иногда дополняясь и изменяясь. Это зависит от изменений в структуре ГИА, а также с приходящим опытом, появления инноваций.

В систему работы по подготовке к ОГЭ входят:

- психологический настрой учащихся;

- организация информационной работы по подготовке к ОГЭ;

- оформление стендов;

- создание методической базы;

- рациональное использование ресурсов ИКТ (онлайн-тестирование, тренажёры, тренинги, аудиотексты, презентации, видеоуроки и др);

- систематическое повторение на уроках и при выполнении домашних заданий;

- работа с текстом (в том числе и на уроках литературы);

- создание банка тестовых заданий;

- проведение элективного курса «Шаг за шагом к ОГЭ»;

- ведение индивидуальных тетрадей учащимися по самоподготовке;

- работа с родителями: обучающие консультации для желающих, беседы, индивидуальная работа, совместные консультации;

- консультации для учащихся;

- проведение диагностических работ (в месяц 1 раз);

- ведение диагностических индивидуальных карт учащихся;

- аналитическая деятельность и работа над ошибками;

- проведение экзамена и его анализ.

Далее остановлюсь на самых важных моментах в системе подготовки к ОГЭ.

Систематическая подготовка к ОГЭ с 5 класса

Считаю целесообразным уже в 5 классе познакомить учеников со структурой экзаменационного теста на уровне уже изученных тем и заданий. Экзаменационные тесты за курс основной неполной средней школы содержат в обязательном порядке задания, посвящённые разделу «Орфография», уже изученному в 5 классе (Приставки на з-с-; неизменяемые приставки). В 6 классе изучается правописание приставок при-, пре-, одна и две НН в отымённых прилагательных. Значит, эти задания ОГЭ можно отработать в 5-6 классе, и в последующие годы лишь повторять уже знакомый материал. Вот почему уже с 5 класса (а такие задания как: задание 8 - умение определить грамматическую основу предложения и задание 6 – синоним слова - можно и с начального звена.) обязательно следует начинать подготовку к ОГЭ и ЕГЭ. И не так уж это и страшно или трудно. Пятиклассники-шестиклассники, к удивлению, как раз с большим удовольствием включаются в такую серьёзную работу, как подготовка к экзамену. Это их настраивает на рабочий ритм, вдохновляет, тем более, если учитель разнообразит задания.

Однако не стоит впадать в крайности и тратить все время на решение всевозможных вариантов ОГЭ, ведь такого рода работа может превратиться в игру «Крестики-нолики» - угадано или нет. Важно рационально использовать отведенное время для целенаправленной подготовки к экзамену. Как это можно сделать?

Я использую при подготовке к ОГЭ простую методику, в основе которой алгоритмы рассуждения. Здесь можно выделить несколько шагов:

  1. Вспоминаем теорию

Когда ко мне приходят пятиклассники, я предлагаю всем учащимся класса завести большие тетради под названием «Тетрадь-справочник по русскому языку», в которую мы записываем отдельные правила, чтобы не искать их в учебниках, ведь тетрадь всегда с учеником, он всегда может себя перепроверить. Правила записываются в виде таблицы, краткой записи, схемы, обязательно записываем и примеры к теории. (Записи в тетради делаем во время внеурочных занятий, а если схема небольшая, и она нужна на уроке, то записываем во время урока).



  1. Создаем алгоритм решения «задач»

Выстраиваем последовательность действий при выборе ответа. Здесь важно, чтобы ученик при решении любого задания учился анализировать, рассуждать, применять не только правило, но и логику. Нужно выявлять закономерности, и тогда будет не совсем сложно найти правильный ответ.

  1. Слушаем друг друга.

Здесь мы решаем задания по алгоритму вместе, слушаем друг друга. Необходимо включать учащихся в процесс анализа, оценки собственной деятельности на каждом этапе урока. Для этого разрабатываются критерии оценки познавательной деятельности и её результатов. Задача заключается в том, чтобы научить школьников самостоятельно объективно оценивать свою работу.

  1. Решаем самостоятельно.

Для тренировки берем типовые тестовые задания, которые позволяют детально проработать каждую тему.

Таким образом, к концу 6 класса у учащихся накапливается достаточное количество знаний, умений и навыков, чтобы справляться с заданиями в формате ОГЭ.



Самоподготовка.

Организация самоподготовки к ОГЭ начинается с 8 класса. Ученик заводит тетрадь, в которой выполняет самостоятельно различные задания, тесты, пишет изложения и сочинения. Проверка данных тетрадей также проходит систематически. В 8 классе 1-2 раза в четверть. В 9 классе – 1 раз в неделю. После проверки, провожу беседу с учеником по поводу ошибок, недочётов. Даю рекомендации по усовершенствованию знаний, умений и навыков. Здесь осуществляется индивидуально-дифференцированный подход.

Диагностические карты

В 9 классе каждый ученик заводит диагностическую карту, в которой отражена оценка, процент выполнения, количество баллов, дата написания диагностической работы. Также отражены допущенные ошибки. В тесовой части «1» - верно выполнено задание, «0» - неверно. В части 1, 3 ошибки классифицируются таким образом: орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые, логические, деление текста на абзацы, фактические, целостность структуры текста. Диагностические карты ведутся в системе, и работа по ним ведётся постоянно.

За время подготовки к ОГЭ накоплена огромная методическая база, часть которых ( в том числе анализы мониторинговых работ и шаблоны диагностических карт) можно найти в сообществе учителей русского языка и литературы на сайте электронного образования РТ (стр.2 «Материалы для подготовки к ОГЭ»)



Вышесказанное не является пределом и эталоном для любого учителя-словесника при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Вероятно, единой системы подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку существовать и не будет: каждый педагог сам определит для себя и своих учеников путь к успеху.












Приложение

Вариант 1.

Скворец.

(1)Обосновавшись в гнезде, скворец начинает таскать туда всякий строительный сор. (2)Гнездо он устраивает очень глубоко, чтобы туда не пролезла лапой кошка, не просунула свой длинный хищный клюв ворона.

(3)Скоро земля обсохнет. (4)Сколько выползает на свет разных червяков, жучков! (5)Скворец никогда весною не ищет пищи в воздухе или на дереве. (6)Его корм на земле и в земле. (7)Сколько истребляет он летом вредных для сада и огорода насекомых! (8)Зато весь день он проводит в движении.

(9)Идя вдоль дорожки, скворец охотится за добычей. (10)Походка его очень быстра и чуть-чуть неуклюжа. (11)Внезапно он останавливается, поворачивается, склоняет голову. (12)Клюнет и побежит дальше. (13)Столько в нем чего-то делового и забавного, что смотришь на него и улыбаешься. (111 слов)

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр

или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа

в тексте работы.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему, когда смотришь на скворца, улыбаешься?

1)Скворец смешно выглядит.

2)Прилетели скворцы, значит пришла настоящая весна.

3)Столько в нём делового и забавного.

4Скворец так устроил гнездо, что кошке не добраться до него..

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Столько в нем чего-то делового и забавного, что смотришь на него и улыбаешься.

2) Идя вдоль дорожки, скворец охотится за добычей.

3) Сколько выползает на свет разных червяков, жучков!

4) Обосновавшись в гнезде, скворец начинает таскать туда всякий строительный сор.

4. Из 6-8 предложений выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук»?

Ответ: ___________________________.

5. Из предложений 1-3 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом «В прилагательном пишется две н, если оно образовано от существительного с основой, оканчивающейся на н».

Ответ: ___________________________.

6. Замените просторечное слово «таскать» в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ___________________________.

7. Замените словосочетание сущ. + сущ. «клюв вороны» синонимичным словосочетанием прил. + сущ. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________.

8. Выпишите грамматическую основу предложения «Походка его очень быстра и чуть-чуть неуклюжа».

Ответ: ___________________________.

9. Среди предложений 2 абзаца найдите предложения с однородными членами. Выпишите однородные члены.

Ответ: ___________________________.

10. Укажите количество грамматических основ в предложении: «Внезапно он останавливается, поворачивается, склоняет голову» . Ответ запишите цифрой.

Ответ: ___________________________.

11. В приведѐнных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Гнездо он устраивает очень глубоко, (1)чтобы туда не пролезла лапой кошка, (2)не просунула свой длинный хищный клюв ворона.

Ответ: ___________________________.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей