СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Подготовка сообщения о И. Крылове на основе статьи учебника; книг о Крылове».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока позволит познакомить ребят с жизнью и творчеством И. А. Крылова.

Просмотр содержимого документа
««Подготовка сообщения о И. Крылове на основе статьи учебника; книг о Крылове».»

Конспект урока по предмету: «Литературное чтение»

по теме: «Подготовка сообщения о И. Крылове на основе статьи учебника; книг о Крылове».

Автор: Завитаева Ольга Владимировна.

Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия новых знаний

Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством И. А. Крылова или напомнить о них; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; находить нужный отрывок в тексте по вопросам, воспитывать любовь к русским писателям.

Планируемы результаты:  

Учащиеся продолжат формировать и развивать любовь к чтению, отбирать, выделять, обобщать и анализировать информацию, расширят знания о жизни и творчестве И. А. Крылова, продолжат развивать умения и навыки смыслового, правильного, выразительного и беглого чтения, умение работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы.


Оборудование: Учебник Литературное чтение. 3 класс 1 часть. Учебник в 2 ч. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г. Школа России, презентация.


Ход урока


    1. Мотивация к деятельности 


Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно закрывайте.
Сказку в душу пропускайте.


II. Актуализация знаний.

1.  ра – ра – ра –Кате спать пора;

ро – ро – ро – на полу стоит ведро;

ры – ры – ры – летают комары;

ор – ор – ор – подмели мы двор;

арь – арь – арь – на стене висит фонарь.


2.Произнеси, выделяя голосом звук (г).

 Раз в галошу села Лошадь

 И сказала: «Я – Галошадь,

 На гитаре, на гармошке

 Буду делать иго – гошки!»


3.Загадай загадку.

Произнеси её медленно, отчётливо, подчеркивая голосом выделенные слова.

Под гору – коняшка,

В гору – деревяшка.


- Мы закончили с вами изучение сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Давайте сыграем в игру «Верно-неверно»:

  • Царице и ее сыну, перед тем как посадить в бочку, прочитали закон. (Неверно. Указ.)

  • Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна. (Верно.)

  • Над лебедью носился в море орел. (Неверно. Коршун.)

  • Остров, на котором жил Гвидон, назывался Баян. (Неверно. Буян.)

  • Гвидон сам построил город на острове. (Неверно. Лебедь сделала ему подарок.)

  • О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от сватьи Бабарихи. (Неверно. От корабельщиков.)

  • Гвидон трижды летал к царю Салтану. (Верно.)

  • Лебедь стала женой князя Гвидона. (Верно.)

Молодцы!

III. Принятие учебной задачи учащимися

- Сегодня мы с вами переходим к изучению другого русского писателя, из под чьего пера вышли:

Проказница-Мартышка,

Осел,

Козел

Да косолапый Мишка и лебедь, рак да щука, мартышка с очками и зеркалом и многие другие герои… Догадались кто это? (дети отвечают)

- Конечно, Иван Андреевич Крылов. (Слайд Заставка)


*****

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова

Исаковский М. (Слайд 2)

- Откройте с. 131, рассмотрите его портрет. Каким здесь вы видите писателя? (ответы детей)

- Вы верно сказали. Здесь Иван Андреевич Крылов уже в возрасте, убелённый сединами. Фигура его полновата. Лицо его спокойно, он уже знаменитый баснописец.

- А какие произведения Крылова вы уже знаете? (Ответы детей)


IV. Совместное открытие знаний учащимися

- Совершенно верно. И сегодня мы продолжим знакомство с нашим замечательным баснописцем Иваном Андреевичем Крыловым.

Родился наш герой 2 февраля 1769 года. (Слайд 3)

Место его рождения – Москва. (Слайд 4) Мама его Мария Алексеевна не знала грамоты, но была добра и умна от природы. Крыловы были люди не богатые, можно сказать, даже бедные. В 1772-1774 гг. Мария Крылова с малолетним сыном Иваном жила в Оренбурге; находились они там и во время осады этого города войском Пугачёва. (Слайд 5) Ведь отец Крылова – Андрей Прохорович – был капитаном, служил в этой крепости. Но несмотря на явные заслуги, в чине его не повысили и награды он не получил. Так и пришлось семье перебраться в Тверь, где Андрей Прохорович служил председателем городского суда. В 1778 году отец Крылова умирает, Мария Алексеевна остаётся вдовой. Через 5 лет она с двумя малолетними детьми Иваном (1769 г.р.) и Львом (1776 г.р.) уезжает в Петербург. Едет она, чтобы похлопотать о пенсии для себя и детей. Пенсию она не выхлопотала, но Ивану дали должность. В 1788 г. в возрасте 39 лет мама Крыловых умирает. И забота о младшем брате ложится на старшего брата - Ивана.

Своего брата Крылов воспитал как родного сына. Лев стал военным офицером. Всю жизнь Старший помогал своему брату деньгами. Они долго не виделись, т. к. брата не отпускали со службы, а путь с юга был не близок, но они писали друг другу письма. В письмах брат Лев называет Ивана голубчик-тятенька. Вот такие добрые и трогательные отношения были у братьев Крыловых. Ранняя смерть брата Льва внесла глубокие переживания в жизнь баснописца, ведь он остался одиноким.

Иван не получил образования, т. к. денег у семьи не было. В раннем детстве отец научил его читать и писать, а так же приучил к чтению книг. Матушка способствовала его самообразованию. Когда они жили в Твери, сосед-помещик Львов услышал, как Иван читает стихи. Они ему очень понравились, и он позволил Ивану заниматься французским языком вместе со своими детьми. Так Ваня выучил Французский язык. Общаясь со старым итальянцем, которому иногда помогал, он выучил итальянский язык. А в 50 лет сумел самостоятельно выучить греческий. Именно любовь к чтению способствовало его самообразованию. Ему нравились книги, с которыми он будет связан всю жизнь.


V. Физкультминутка

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны, (Прыжки на одной ноге, на другой ноге.)

Кар-кар-кар. (Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.)

Целый день они летали, (Бег на месте со взмахами рук в стороны.)

Спать ребятам не давали,

Кар-кар-кар. (Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.)

Только к ночи умолкают,

Вместе с нами засыпают, (Ходьба на месте.)

Ш-ш-ш-ш. (Присед с выдохом.)



Продолжение работы по теме урока.

В юности он увлёкся театром, написал несколько пьес, но они особым успехом не пользовались.

Будучи взрослым, он приобретает издательство и начинает выпускать сатирический журнал. Там он печатал стихи, которые не понравились правительству. Журнал закрыли, а Ивану пришлось уехать в имение Голицына, там он служил секретарём и давал уроки его детям. Крылов побывал в Финляндии. Когда Голицына послали туда служить, он забрал Ивана Андреевича с собой. Но по возвращении из-за границы, Крылов покидает службу и начинает путь литератора. Первые его басни – это перевод знаменитых баснописцев: Эзопа, Лафонтена и др. Писал он и свои басни. Сначала у него не получалось, но затем басни его стали нравиться публике, их стали печатать, он становится популярен. Смена жанра полностью изменила профессиональную репутацию Крылова. Если в первой половине жизни он был никому не известен и терпел множество материальных трудностей, то со зрелого возраста – баснописца Крылова знал каждый уважающий себя человек. Издания его расходились большими тиражами и простой, народный слог писателя был понятен каждому. Вместе с признанием читающей публики пришло и признание официальное. (Слайд 6)

В 1812 году Иван Андреевич поступает служить помощником в Императорскую Публичную библиотеку, затем он становится библиотекарем и прослужит там 30 лет. Его басни знамениты, их переведут на многие языки. Ими зачитываются многие передовые люди того времени: Кутузов, Гнедич, Пушкин, Жуковский, Оленин и многие другие, в том числе и царственные особы. (Слайд 7)

В 1841 году Крылов вышел в отставку и поселился в квартире на Васильевском острове. Он жил тихо и в своё удовольствие. Любил сытно покушать и полежать на диване. Некоторые считали его лентяем и обжорой. Но разве может ленивый человек много раз править свои басни? Разве лентяй вложил столько труда в комплектование отдела библиотеки, в котором он работал? Нет, конечно. А покушать он любил, т. к. в детстве пережил осаду крепости и голод, да и потом не всегда ел до сыта. Но до самых последних дней писатель продолжал работать, подготавливая к печати новое полное собрание своих басен. Крылов не успел получить книги из типографии, но завещал раздать часть их своим друзьям на собственных похоронах, что и было сделано.

Умер Иван Андреевич от двухстороннего воспаления лёгких 9(21ноября) 1844 года в Санкт-Петербурге.

Отдавая дань уважения великому писателю, второй человек в государстве – граф Орлов лично нёс его гроб вместе с простыми студентами до погребальной повозки. (Слайд 13)

Позже будет решено поставить ему памятник. Правительство на это денег не выделило и тогда решили собрать пожертвования для постройки памятника. Два года собирали средства, а затем, в Петербурге в летнем саду, воздвигли памятник И. А. Крылову, поместив вниз постамента всех его героев. (Слайд 15)

Первичное закрепление знаний.

Читаем с 132(по цепочке, по одному предложению)

А вот, что написал Иван Андреевич о себе:

Крылов о себе

Нередко, милым быть желая,
Я перед зеркалом верчусь…
И испугавшись сам себя,
Ворчу, что вялая природа
Не доработала меня
И так пустила, как урода.
Досада сильная берет:
Почто я выпущен на свет
С такою грубой головою.
Забывшись, рок я поношу
И головы другой прошу, —
Не зная, чем и той я стою,
Которую теперь ношу.

Вот с такой самоиронией он к себе относился.

VI. Рефлексия

- Оцените свою работу. Если вам понравился урок, поднимите ручки вверх, помашите ими.

- Если урок не понравился, потопайте ножками.

VII. Итог урока

- Чем занимались на уроке?
- Какой раздел мы начали изучать?
- Что нового узнали на уроке?


На дом: С. 132 читать, приготовить небольшое сообщение о И. А. Крылове.

Урок окончен! Спасибо за работу!








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!