СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация работы по подготовке обучающихся к всероссийской олимпиаде школьников по обществознанию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Организация работы по подготовке обучающихся к всероссийской олимпиаде школьников по обществознанию.»

Методическая разработка
«Подготовка учащихся к ВОШ
по обществознанию»

Шамина Г.А., учитель истории и обществознания МБОУ «Локотская СОШ»



В настоящее время стало обязательным участие каждого образовательного учреждения в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников.

      Согласно Положению о Всероссийской олимпиаде школьников, принятого в декабре 2009 года, основными целями и задачами Олимпиады являются:

  • выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно- исследовательской деятельности;

  • создание необходимых условий для поддержки одаренных детей;

  • пропаганда научных знаний;

  • привлечение ученых и практиков соответствующих областей к работе с одаренными детьми;

  • отбор наиболее талантливых обучающихся в состав сборных команд Российской Федерации для участия в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам.

Олимпиады являются важнейшим фактором поиска и выявления одаренной молодежи, формированием интеллектуального потенциала будущей интеллектуальной элиты страны. Олимпиада по предмету – это не только проверка образовательных достижений учащихся, но и познавательное, эвристическое, интеллектуально-поисковое соревнование школьников в творческом применении знаний, умений, способностей, компетенций по решению нестандартных заданий и заданий повышенной сложности. Подготовка к олимпиаде проводится учителем-предметником, который выступает тьютором, партнером, наставником и тренером одаренных учеников. Победа школьника на олимпиаде считается профессиональным достижением учителя.

Участие в олимпиаде по такому предмету, как обществознание, связано с рядом специфических сложностей. Особенность обществознания как школьного предмета состоит в том, что данный предмет включает в себя информационные блоки по таким предметным областям, как социология, правоведение, политология, экономика и философия. Выполнение олимпиадных заданий потребует от школьников не только уверенного владения теоретическим материалом, но и умения творчески применять его к анализу современного мира. Все олимпиадные задания так или иначе соотнесены с научными дисциплинами, входящими в обществознание. Однако наиболее ценными считаются работы, в которых участники смогли раскрыть междисциплинарные связи при решении предложенных заданий, смогли обнаружить за видимым различием дисциплин основание их внутреннего единства. Самое сложное на олимпиаде – устный тур. Его форматы часто меняются, методическая комиссия старается адаптировать задания к реальной жизни. Сейчас важно не только знать теоретическую базу, но и уметь применять её на практике, приводить актуальные аргументы, подстраиваться под задачу и, конечно, очень важны навыки ораторского искусства. То есть, в общем и целом, для успешного участия в олимпиаде по обществознанию, важно не только иметь глубокие знание в указанных выше предметных областях, не только уметь применять их к конкретным и актуальным социальным проблемам и ситуациям, но и в целом обладать достаточно широким гуманитарным кругозором.

В гуманитарном знании вообще очень важны не навыки и заученные формы работы с информацией, а творческий и свободный подход к ней, который только и возможен при широкой эрудиции школьника. Конечно, школьный курс обществознания не может и не должен быть на это рассчитан. Поэтому, на наш взгляд, основная проблема при подготовке к олимпиаде по обществознанию и состоит в том, каким образом учитель-наставник может помочь ребенку в формировании такого гуманитарного кругозора.

Легко работать с человеком заинтересованным. Обычно школьник, желающий попробовать свои силы в такой олимпиаде, обладает неким запасом и «зарядом» мотивации. Но запасы иссякаемы, разочарования неизбежны, и очень легко утратить уверенность в своих силах, особенно в подростковом возрасте. Здесь, вероятно, и должен вступать учитель-наставник, чья роль должна быть, на наш взгляд, не такой уж и очевидной. Во-первых, конечно, это мотивация ребенка, но, с другой стороны, очень важно научить человека (а значит, и уметь самому) трезво оценивать свои силы и знания, уметь сомневаться в том, что кажется несомненным, быть способным увидеть, услышать, понять и принять альтернативную точку зрения. Гибкость и твердость, терпимость и принципиальность должны руководить научным поиском любого гуманитария. А участнику такой предметной олимпиады придется встать на этот путь, хотя бы отчасти.

Невозможно привить ученику истинный интерес и любовь к гуманитаристике, если учитель сам им не обладает. Это значит, что школьные уроки по обществознанию, на наш взгляд, должны всегда выходить или хотя бы «выглядывать» за рамки программы. Есть четко обозначенный материал, который дети должны знать. Но какими реальными примерами он будет наполнен, какие актуальные рассуждения и размышления он может и должен порождать – здесь никто нас не может ограничивать. Пресловутые метапредметные связи не должны быть, на наш взгляд, придуманными, привнесенными, в сфере гуманитарного знания от них сложнее уйти, чем их обнаружить. Взаимосвязь таких сфер жизнедеятельности общества, как право, политика, социология, экономика, философия, должна быть уже очевидна для учащихся старших классов.

Сегодня дети активно используют возможности информационной среды, но, к сожалению, а иногда и к удивлению, зачастую крайне слабо ориентируются в событиях современности и относительно недавнего исторического периода, при чем как в своей стране, так и во всем мире. Без уверенной ориентации в современном информационном пространстве успешное участие в олимпиаде (а особенно на ее заключительном этапе) представляется крайне затруднительным. Особым талантом учителя-наставника, на наш взгляд, является умение показать взаимосвязь и взаимовлияние всех сфер в современном обществе, неслучайность исторических и социальных процессов, проблем, ситуаций.

Итак, олимпиада по обществознанию – это не просто залог успешного дальнейшего поступления в вуз, не только повод «на других посмотреть и себя показать», это лишь внешнее проявление широкого и полного гуманитарного кругозора ученика. Конечно, огромную часть работы ученик делает сам. Задача учителя-наставника здесь, на наш взгляд, состоит в том, чтобы не дать ученику «потонуть» в огромной массе нужного, полезного и интересного материала, помочь выбрать из него необходимые системообразующие труды, идеи, теории, работы, и, возможно, помочь ребенку найти в это огромной массе гуманитарного знания что-то действительно «свое», что дальше он сможет изучать более углубленно. К таким системообразующим трудам, на наш взгляд, можно отнести работы Платона, Аристотеля, Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, Б. Спинозы, Э. Фромма, Ф. Фукуямы, Ж. Бодрийяра, Р. Барта, С. Жижека и многих других выдающихся философов, социологов, обществоведов. Важно, чтобы в этом списке оказались и имена наших современников. Как показала практика олимпиадного движения по обществознанию в 2018/2019 учебном году, без хотя бы элементарной ориентации в трудах таких ученых невозможно дойти до финала олимпиады. Кончено, такие тексты очень тяжелы, а зачастую и неподъемны для школьников (а между тем, чем раньше начнется такое путешествие по волнам гуманитарного знания, тем лучше), поэтому хотелось бы отметить как некий проблемный момент отсутствие достойных хрестоматий по многим направлениям гуманитарного знания сегодня. Хотя, безусловно, чтение настоящего, полного живого текста не заменит ничто.

Конечно, в олимпиадах разного уровня, как и в любом состязании, есть и победители, и побежденные. Если Вы с учеником не стали победителем или призером олимпиады, не нужно расстраиваться, победителями все не бывают. Порой терпеть неудачу – это нормально и даже полезно. Неудачу нужно принимать не как повод для отчаяния и самоунижения, а как возможность для переоценки и адаптации. Поражение – это позитивный опыт, который был получен, прекрасная возможность научиться чему-то новому. Помните, что отрицательный результат - это тоже определённый опыт, из которого необходимо извлечь урок. И, тем не менее, не стоит забывать о том, что участие в олимпиаде – это лишь проверка знаний, а не приговор жизненным перспективам.



Список литературы

  1. Горбачев А. 10 ответов на вопросы о Всероссийской олимпиаде школьников. [Электронный ресурс] // 24.01.2018 г. - http://info.olimpiada.ru/article/684

  2. Кирьяков Б. С. Педагогическая модель и методика интеллектуального испытания школьников на олимпиадах (по физике). – Рязань, 2002.

  3. Корсунова О. Ю. Педагогические условия организации интеллектуально-творческих ученических олимпиад. – М., 2003.

  4. Огурэ Л. Б. Многопредметная образовательная олимпиада как диалектическая форма организации и активизации интеллектуальной деятельности школьников. – М., 2004

  5. Топчиян Э. П. Роль самостоятельной работы в развитии мотивации к изучению иностранного языка как средства общения // Молодой ученый. –  2010

  6. Шарапков А.Н. Педагогические условия гуманизации режима интеллектуального испытания школьников на предметных олимпиадах. – Рязань, 2003.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!