СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ВПР по русскому языку. Виды разборов. Образцы выполнения заданий

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приведены образцы выполнения ВПР по русскому языку  и видов разборов: морфемного, фонетического, морфологическго и синтаксического.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ВПР по русскому языку. Виды разборов. Образцы выполнения заданий»

Образец выполнения ВПР по русскому языку! Виды разборов.

Задание2 Морфологический разбор слова . Обойдя(3) 1. Попали (что сделав?) обойдя – деепричастие;

2. Морф. признаки: неизм. ф., сов. в., невозвр. 3. В предложении является обстоятельством.

4.Синтаксический разбор пред. Изредка доносились удары колокольчиков, навешенных на их шеи.(4) (предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено причастным оборотом. Грамматическая основа: удары доносились. Удары- подлежащее, выражено именем существительным в И. п., ед.ч.,) доносились - простое глагольное сказуемое, выражено глаголом в изъявительном наклонении, в прош. вр., несов.в., 2 спр., возвр., ). Второстепенные члены предложения: (удары чего?) колокольчиков – это косвенное дополнение, выражено именем существительным в Р. п., мн.ч., (возможно: несогласованное определение, выраженное именем существительным); (доносились когда? ) изредка – это обстоятельство времени, выражено наречием; (колокольчиков каких?) навешенных на их шеи – это согласованное определение, выражено причастным оборотом (причастием с зависимым словом).

Задание 3. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) стояли (не)подвижно; (не)законченная работа; залы (не)освещены

2) (не)посетив выставку; ответы (не)подготовлены; (не)спящий, а проснувшийся ребёнок

3) (не)понимающий границ; (не)подготовленный ответ; крайне (не)приятен

4) (не)нарушаемая тишина; (не)прекращавшийся в течение часа; говорил (не)быстро

Ответ: 1) не посетив выставку, ответы не подготовлены, не спящий, а проснувшийся ребёнок;

2) объяснение условия выбора раздельного написания: не посетив (деепричастие) выставку, ответы не подготовлены (краткая форма причастия), не спящий, а проснувшийся ребёнок (причастие, есть противопоставление с союзом а).

Задание 4. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН. 1) манеры изыска(н,нн)ы, коротко стриже(н,нн)а, поноше(н,нн)ые ботинки 2) некормле(н,нн)ый ребёнок, жёва(н,нн)ый листок, румя(н,нн)ое яблоко 3) платье дли(н,нн)о, подстреле(н,нн)ый зверь, смотреть надме(н,нн)о 4) станцио(н,нн)ый смотритель, квартира заселе(н,нн)а, поджаре(н,нн)ый хлеб

Ответ: 1) платье длинно, подстреленный зверь, смотреть надменно; 2) объяснение условия выбора написания НН: платье длинно (в краткой форме прилагательного, как и в полной, НН), подстреленный (причастие, есть приставка) зверь, смотреть надменно (наречие, образовано от слова с двумя НН).

Задание 6. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий). 1) Благодаря особенных свойств химические волокна нашли применение во многих отраслях народного хозяйства. 2) Наблюдая за жизнью леса, человек подмечал изменения природы в связи со сменой времён года. 3) Каждый человек в процессе общения не только получает‚ а также передаёт разнообразную информацию. Ответ: Благодаря особенным свойствам химические волокна нашли применение во многих отраслях народного хозяйства. Каждый человек в процессе общения не только получает‚ но и передаёт разнообразную информацию

Задание 8. Связь названия «Повести о Шемякином суде» с выражением «шемякин суд».

Задание 9. Старожил языка (старожилом языка) из предложения 2 Метафора. Задание 10. Поговорка.

Задание 11. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи. 1) забылось впоследствии 2) первоначальное значение 3) сохранился в фамилии 4) значение забылось. Забылось впоследствии, первоначальное значение, сохранился в фамилии; 2) определение вида подчинительной связи в словосочетаниях: забылось впоследствии (примыкание), первоначальное значение (согласование), сохранился в фамилии (управление)

Задание 12. Из предложения 3 выпишите грамм. основу. )Слово «шемяка» старинное. Слово старинное.

Задание 13. Определите тип односоставного предложения 6. неопределённо-личное предложение.

Задание 14. 1) вводное слово: вероятно; 2) подбор синонима: наверное, возможно, видимо.

Задание 15. Среди предложений 15–18 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Предл. 17; 2) обоснование условий обособления: согласованное определение выражено причастным оборотом, который стоит после определяемого слова – имени существительного – и завершает предложение. [… сущ., |п.о.|]. Задание 16. Среди предложений 10–13 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособл. Пр12.Обстоятельство выражено деепричастным оборотом, который в середине пр. […, |д.о.|, … гл. …]. Задание 17. Найдите предложение, которое соответствует данной схеме, запишите номер: 14. с однор сказ: Только через два года сторонники Василия сумели объединиться,собрать войско и изгнать Дмитрия Шемяку из Москвы…


  1. Фонетический разбор: 1.Записать слово, разделить на слоги, поставить ударение. Выпишите все буквы этого слова в столбик одну под другой. Сосчитайте и запишите их количество.

  2. Напишите  справа от каждой буквы,  в квадратных скобках,  звук,  который эта буква обозначает.

  3. Опишите звуки:

  • Гласный, ударный или безударный.

  • Согласный, глухой, звонкий или сонорный, парный или непарный; твёрдый или мягкий, парный или непарный.

  1. Сосчитайте и запишите количество звуков. Морковь - мор-кóвь

м  – [м]  - согл., сонорн. непарн., тв. парн.

о  –  [а]  - гласн., безуд.

р  –  [р]  - согл., сонорн. непарн., тв. парн.

к  –  [к]  - согл., глух. парн., тв. парн.

о  –  [о]  - гласн., ударн.

в  –  [ф']  - согл., глух. парн., мягк. парн.

ь  –  [ - ] не дает звука

7 букв, 6 звуков

Гласные звуки . В русском алфавите всего 33 буквы. 
Две из них – Ь, Ъ - не относятся ни к гласным, ни к согласным буквам, звуков не обозначают
Гласные буквы: бывают ударными или безударными, образуют слоги. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. Гласных букв 10: а, о, у, э, ы, я, ё, ю, е, и. 
Гласных звуков 6: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].  
А, О, У, Э, Ы – обозначают твёрдость согласных звуков. 
Я, Ё, Ю, Е, И – обозначают мягкость согласных звуков. 
Йотированные гласные буквы (буквы, обозначающие два звука). Обозначают два звука, если стоят: 
Я - [jа] Ю- [jу] Е – [jэ] Ё – [jо] 
* в начале слова (ёж, яблоко, юла) 
* после Ъ и Ь (съешь, семья, подъём) 
* после гласных букв (споём, союз, военный) 
Буквы е, я, ю, ё обозначают один звук [э], [а], [у], [о] после согласного только под ударением: век - [в'эк], мяч- [м'ач'], блюз - [бл'ус], мед - [м'от] 
В безударном положении эти буквы после согласного обозначают звук э]
ряды [р’ и д ы] лесок [л’ и с о к] 

Согласные звуки 
Согласных букв 21: н, м, л, р, й, б, в, г, д, ж з, п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ. 
Согласных звуков в русском языке – 36. 

Согласные звуки образуют 6 пар звонких и глухих согласных:

 [б] - [п], [в] - [ф],[г] - [к], [д] - [т], [ж] - [ш], [з] - [с].

Кроме того, согласные звуки образуют 15 пар твёрдых и мягких согласных:

[б] -[б'], [в] - [в'], [г] - [г'], [д] -[д'], [з] - [з'], [к] - [к'],[л] - [л'],[м] - [м'],

[н] - [н'],[п] - [п'], [р] - [р'], [с] - [c'], [т] - [т'],[ф] - [ф'], [х] - [х']. 

Сонорные: [л], [м], [н], [р], [й]. 

Непарных глухих звуков – 5: [х], [х’] [ц], [ч’], [щ’]. 
Всегда твёрдые согласные звуки: [ж], [ш], [ц]. 
Всегда мягкие согласные звуки: [ч’], [щ’], [й’]. 

1.Порядок фонетического разбора: морковь - мор-кóвь

м  – [м]  - согл., сонорн. непарн., тв. парн.

о  –  [а]  - гласн., безуд.

р  –  [р]  - согл., сонорн. непарн., тв. парн.

к  –  [к]  - согл., глух. парн., тв. парн.

о  –  [о]  - гласн., ударн.

в  –  [ф']  - согл., глух. парн., мягк. парн.

ь  –  [ - ] не дает звука

7 букв, 6 звуков

2. Морфемный разбор: Подготовка

   Слово подготовка – имя сущ., поэтому для отделения окончания его надо склонять: подготовки, подготовке, …,выделяем изменяемую часть аЭто окончание. Оно выражает значение ж. р.,

им. п., ед. ч.    Основа слова – подготовк-.

   Корень слова – -готов-В нём заключено основное значение слова. Однокоренные слова: готовить, готовый, приготовить.

   -к- – суффикс. Он есть словах: выборка, проверка. Этот суффикс служит для образования существительных.    -под- – приставка. Она есть в словах: поддержка, подбросить.

3. Морфологический разбор: 1. Мальчик вернулся домой без портфеля 3. Существительное. Пример. Без (чего?) портфеля - имя существительное. Н.ф. портфель. М.П.: постоянные: 2 склонение, мужской род, нарицательное, неодушевленное;  непостоянные: единственное число, Род. падеж; 3.Синтаксическая роль. Вернулся без (чего?) портфеля- (дополнение)

Имя прилагательное

1. Ах, как прекрасенсегодняшний вечер!  1.Вечер (каков?) прекрасен - имя прилагательное. 2.Н.ф. прекрасный. М.П.: постоянные: качеств.,  непостоянные: единственное число, мужской род, краткая форма; 3. Синтаксическая роль: Вечер (каков?) прекрасен (сказуемое)

Глагол

1. Кто-то настойчиво стучал 3 в дверь. 1. Кто-то (что делал?) стучал – глагол. 2.Н.ф. стучать

Постоянные: несоверш. в, 1 спр, невозвратный;непост.: пр.время, единственное число, м.р. 3.Синтакс. роль. Кто-то (что делал) стучал (сказуемое)

2. Василий подарит3 все свои игрушки Анатолию. Василий (что сделает?) подарит – глагол. 1.Н.ф. подарить. М.П.: постоянные: 2 спряжение, совершенный вид (св), невозвратный

          непостоянные: будущее время, 3 лицо, ед. ч; 3.С.р. Василий (что сделает?) подарит (сказуемое)

Причастие

Во дворе к нам бросился лающий пёс. I. Лающий — это причастие, обозначает признак по действию и отвечает на вопрос какой? Образовано от глагола «лаять». 2.Н. ф.-  лающий.II. Морф. пр. пост.:действ.,несов. вид,наст.вр.;невозв; непост: полн. Ф. Им.п., ед. ч.,м. род.

III. Синтаксическая роль рес (какой?) лающий — определение.

Деепричастие

Обойдя(3) Обойдя сад, мы попали в дом 1. Попали (что сделав?) обойдя – деепричастие;

2. Морф. признаки: неизм. ф., сов. в., невозвр. 3. В предложении является обстоятельством.

4. Синтаксического разбора предложения. На сухую, твердую, мерзлую землю упал ранний снег. (повеств., невоскл., простое, двусост., распр., полное, осложнено однородными определениями) Грамм.основа: снег упал. Снег-подлежащее, выражено им. сущ, в Им.п., ед.ч, м.р., 2 скл., нариц., неодуш.; Упал-сказуемое, выражено глаголом в изъявит. накл., прош.вр., 1 спр, невозвр., сов.вида. Второстепенные члены предложения: Снег( какой?)-ранний-это определение, выражено прилагат, в Им.п., ед.ч.; На землю(какую?) сухую, твердую, мерзлую- это однородные определения, выражены им.прилаг., разделяются на письме запятой. Упал( куда?) на землю- это обстоятельство, выражено сущ. С предлогом в В.п. ед.ч.; Ваш образ. мой друг, теперь вдвойне для меня дорог.( повеств., невоскл., прост., двусост., полное, распр., осложнено обращением). За мужество и героизм, проявленные в боях, гвардии старший лейтенант Воробьев А.В. удостоен звания Героя России. (повеств., невоскл., простое, полное, двусост., распр., осложнено обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом). Схема: [ За X ,I I, ______ ______ ]. Над космодромом раздался гул, и гигантская ракета задрожала и оторвалась от земли.IПовест., невоскл, слож, ССП из 2 пр., II.1.Прост, двус., распр., не осложн., 2.Прост, двус., распр., осложн. однор сказ.; III.[ ___ ___ ],и [ __ ___ и ___ ].







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!