СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ВПР по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ВПР по русскому языку»

Подготовка к ВПР по русскому языку

Задание 1.

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.


Текст 1

Дач..ный п..сёлок ра(з/с)пол..жился на песча(н, нн)ой(2) горе у самого моря. За деревя(н, нн)ыми дом..ками ра(з/с)кинулся с..сновый бор. Внизу, под г..рой, серая лента ш..ссе. По одну её стор..ну зар..сли м..лины ч..рёмухи. По другую – песок (зелёно)г..лубая осока, и(з/с)точенные водой камни и море…

Море (не)спокойное но пр..красное. Оно в..лну..т..ся в(з/с)дыха..т. Это ветер трепл..т его пенистые волны и они выплёск..вают..ся на берег. А бывает, заспор..т(3) о чём(то) море с ветром. Т..ж..лые в..лы нал..ют..ся без..сходной ярост..ю зар..вут загр..хоч..т.(4) Словно ж..лая их пр..ободрить, загудят на г..ре́ сосны: они ведь тоже с (не)истов..м ветром (не)лад..т.

Но чаще всего море спокойно и бл..стит, будто его начист..ли. В такие дни виден (К, к)ронштадт. Он за г..р..зонтом, и поэтому каж..т..ся, что трубы (судо)р..монтных верфей выход..т прямо из воды.

 

(По Р. Погодину)


Текст 2

Солнышко еще только выгл..нуло(3) из(за) дальнего леса а пчелы уже (на) работе. Воздух над пасекой весь наполн..н пч..ли..ым гулом.

Вслед за пчелами подн..мается Саня. Он спит в деревя..ой беседке по-ставле..ой прямо в с..р..дине пасеки. Мальчик пот..нулся сла..ко умылся и п..шел к своему р..бочему месту(4). Теперь до самого завтр..ка буд..т постукивать т..пориком стр..гать поблескивающие(2) доски ч..нить полома..ые ульи и м..стерить новые. Затем пойдет осматривать пасеку. Двести пч..линых домиков. Работы немного.

А в комнатах Володи и Лены тихо. Идет научная работа. Пч..ловоды шума (не)любят. Я, осторожно пр..открывая дверь, вижу что Лена скл..нилась над микр..скоп..м. Она пиш..т на большом л..сте и(с/з)р..сова..ом графиками. К ней по(т/д)ход..т Володя и они (о) чем(то) г..в..рят. Они г..в..рят (о)новой п..род.. пчел.



Текст 3

Щипихино б..лото ок..залось почти круглым. (По)самому краю его можно было обойти за каких-нибудь двадцать м..нут. (В)нем нет ни одной ямы, ни одного по-настоящему тря..кого места.

Высокие(3) пышные кочки напом..нают груду только что в(с/з)битых пуховых подуш..к которые заботл..вая х..зяйка вынесла пр(о/а)сушить на вет..рке.

Новичок долго топч..тся в (не)доумении потому что его подводят глаза натренирова(н/нн)ые(2) на с..гнальную яркость летней ягоды. Нужно пристально вгл..деться в ближайшую кочку. И тогда обнаруж..шь вдруг что при слабом сол..це вся она сверка..т алыми каплями клюквы прячущ..йся в мох. Вся кочка будто перел..ва..тся сам..цветами просыпа(н/нн)ыми чьей(то) бережной рукой(4).

Соб..раешь ягоду и (не)дума..шь о времени, о других делах. Хочется запомн..ть навсегда пронзительную кислоту б..лотной твердой ягоды воркование птиц в лесу светлые мхи пружинистую почву б..лотной колыбели.

 

(По Ю.Лощицу)

Текст4

Последнюю ночь перед уходом в подземелье Володя н..чевал в доме дяди Гриценко.

Заскв..зили первые проблески ра(с/сс)вета, и дядя Гриценко затопав босыми н..гами (по)хате поднял штору пуская в комнату холодную муть начавш..гося утра. Затем он ра(з/с)толкал крепко спавших р..бят.

Мальчики, з..вая, од..вались. Они умылись студеной в..дой согнавшей с них зевоту(4). Сосредоточе..о сопя ж..вали они х..лодные лепешки оставшиеся (с)вечера.

Прощ..лись в темноте. Утре..ий ветер подн..мавшийся(2) с моря нес с собой гарь.

У входа в каменоломню ч..совой (не)пропустил их, (не)проверив(3) пароля. (Перед)ними был ч..рный колодец казавшийся бе(с,з)до..ым. Из (не)видимых недр шел какой-то зап..х слышались г..лоса.

 

(По Л. Кассилю и М. Полянскому)


Текст 5

Во все времена года хорош ру(с/сс)кий лес з..мой летом осенью и в..сной.

В тихий зимний день выйдеш.. в лес на лыжах дыш..ш.. и не надыш..ш..ся. Под деревьями ра(с/сс)тилают..ся белые сугробы, а над л..сными тропинками кружевными(2) арками с..гнулись под тяжестью инея молодые бере..ки.

Хорош лес ранней и поз..ней весной когда пробуждается в нем бурная жизнь затаивш..яся(3) на зиму и теперь ж..лающая взять своё. Тает снег. Все больше слыш..тся в лесу голоса птиц. На лесных полянках появляются проталины ковром ра(з/с)р..стаются по..снежники. На кочках вид..ш.. крепкие листочки брусники.

Многое услыш..ш.. в весеннем л..су. На вершине высокой ели расп..вает дрозд. Тонко пищат рябчики на болоте возятся журавли. Над желтыми пуховками ивы жу(ж/жж)ат пчелы(4).


Текст 6

Поз..ним вечером мы останавлива..мся на ночле(г/к) в горах. У сочащ..гося из земли роднич..ка р..стут старые пихты тяну(тс/тьс)я поддержива..мые(2) пихтами корявые берё..ки. Яркая звезда заг..релась над г..рами. Летом (под)высокими пихтами жили пастухи. Раньше (с/з)десь стоял(3) сдела(н/нн)ый из пихтовых дранок балаган. Ветер и (не)погода давно ра(с/з)метали лё..кое пастушеское жилище.

Мы взялись за во(с/сс)тановление разруше..ого б..лагана.

Среди охотник..в и пут..шестве..иков есть особе..о (не)оценимые в пут..шествиях люди. Мой приятель умело раздува..т к..стёр. Лицо его освеще..о вспышками огня. Красные искры унося(тьс/тс)я в (не)видимое небо и остывают(4).

Ночью мы разбуже..ые хол..дом, необычайностью н..члега, будем вст..вать чтобы подкинуть топлива в костёр. Вот я кладу в огонь заготовле..ые дрова. Пламя прин..мается жарко лизать сухие поленья.

Как х..роша как чудесна над горами звёз..ная ноч..!

 

(119 сл.) (По И. Соколову-Микитову)


Текст 7

Дальние(3) горы овея..ые син..ватой мглой реяли и распл..влялись у г..ризонта. Лё..кий ветер ш..велил густые травы п..стревшие разн..цветными г..ловками(4). Кое-где открывались вдруг небольшие озерки, будто упавшие на землю и оправле..ые в изумрудную зелень.

Мы миновали (не)большую кучку юрт распол..жившихся на холме над озером. З..лёный луг опять принял нас в свои молчаливые об(ь/ъ)ят(ь/ъ)я. Горы на другом берегу уже (не)туманились. Всё ближе подступали холмы разделё..ые у..кими лужками. Врем..нами в ущельях ра(с/з)давался топот конских копыт, и табун одичавший и об(ь/ъ)евшийся(2) на буйных травах выскакивал на луговину. Его пр..влекло ржание наших л..шадей.

 

(По В.Г. Короленко)

Текст 8

Петька и Мишка устало пл..лись по пусты..ому берегу моря усея..ому галькой отшлифова..ой в..лнами. От едва колыш..щегося моря на мальчиков веяло стра(н/нн)ым п..коем и тиш..ной. Лучи (не)зашедшего еще за г..ризонт со..нца ск..льзили по ле..ким волнам наб..гавшим на берег.

Пропита..ая полы..ым зап..хом дли..ая степная дорога тянувшаяся(3) к морю от д..лекого города осталась позади, а впереди во всю даль и ширь ра(с/сс)т..лалось открытое море (не)имеющее границ. И ребятам к..залось что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещ..щ..еся море а над ним такое же бе(с/з)крайнее(2) небо, лишь кое-где покрытое бледно(розовыми) облачками.

Мальчики утомле..ые долгим путем шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна собра..ого ими для будущего костра(4).

 

(117 слов)

Текст 9

В стае в ту зиму ходила м..лодая волчица (не)позабывшая ребяч..их своих забав. Днем волки св..рнувшись(2) в клубки дремали а она вскакивала, кружилась утаптывая сне(г/к) и будила ст..риков. Волки нехотя подн..мались(3) тыкались в нее х..лодными н..сами, а она шутливо огрызалась кусая их за ноги. Старые волчихи св..рнувшись и (не)поднимая голов погляд..вали на м..лодую проказницу(4).

Однажды ночью волчица поднялась и поб..жала в поле а за ней высунув языки затр..слись ст..рики. Волчихи ост..вались л..жать потом и они поб..жали за стаей.

Волки б..жали по дороге а за ними ск..льзили ломаясь на снегу тени. Снег в лучах луны бл..стел алмазами. От деревни послышался звон бубенцов. К..залось, что зазвенели покатившись по дороге звезды упавшие с неба. Волки завязая по брюхо отошли в поле и л..гли повернувшись мордами к деревне.

 

(125 слов) (По И. Соколову-Микитову)


Текст 10

Дом ст..ял несколько в ст..роне. Окна его были покраш..ны(3) масля..ой краской а (не)большое крылечко сбоку еще пахло с..сной. Двери были раскрыты настежь но хозяев в доме (не)оказалось. Направо от двери ст..ял (не)краше..ый стол, слева виднелась ма(с/сс)ивная печь.

Вскоре с улицы пр..бежала Наташа встретившая меня так, как будто мы с ней были старые знакомые. Она радушно предл..жила мне чаю и ра(н/нн)ей малины но я попр..сил ее сначала показать мне сад выраще..ый чуть ли не под самым Полярным кругом.

Мы вышли из дома. Сад л..петал тополиной листвой. Перешагнув за калитку я неожиданно увид..л яблоньки(2) мали..ик густо усыпа..ый кое-где уже посп..вающей ягодой. Почу..ствовав смолистый ар..мат я повернул голову налево и увид..л кедры. Они были иссиня(черные), по-медвежьи угрюмы и неприветливы. Наташа ласково и как-то застенчиво потр..пала одно дерево(4).

 

(125 слов) (По Ф. Абрамову)


Задание 4

Поставьте знак ударения в следующих словах.

 

Жалюзи, языковой (факт), позвонишь, кухонный.

Торты, красивее, позвонишь, крапива.

Договор, поняла, столяр, алфавит.

Баловать, верба, позвонишь, комбайнер.

Дремота, завидно, жалюзи, каталог.

Приговор, разогнутый, газопровод, ракушка.

Банты, взяла, эксперт, черпать.

Бурьяна, цемент, удобнее, свёкла.

Бензопровод, балованный, дремота, заговор.

Кружева, комбайнер, намерение, торты.

 

Задание 5 Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

 Не всякое гусиное перо годилось для письма, из десяти выбиралось одно-два.

Она пиш..т на большом л..сте и(с/з)р..сова..ом графиками.

Соб..раешь ягоду и (не)дума..шь о времени, о других делах.

Они умылись студеной в..дой согнавшей с них зевоту.

В тихий зимний день выйдеш.. в лес на лыжах дыш..ш.. и не надыш..ш..ся.

Ветер и (не)погода давно ра(с/з)метали лё..кое пастушеское жилище.

Мы миновали (не)большую кучку юрт распол..жившихся на холме над озером.

Лучи (не)зашедшего еще за г..ризонт со..нца ск..льзили по ле..ким волнам наб..гавшим на берег.

Волки завязая по брюхо отошли в поле и л..гли повернувшись мордами к деревне.

Почу..ствовав смолистый ар..мат я повернул голову налево и увид..л кедры.


Задание 6

Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1) пирог более вкуснее

2) с шестьюстами страницами

3) забавный шимпанзе

4) для обоих сестёр


1) река более глубокая

2) о пятистах книгах

3) забавный кенгуру

4) на ихней территории


1) много облаков

2) пара ботинок

3) много советываю

4) с двумястами бойцами


1) мокла под дождём

2) косвенных падежов

3) чудеснейшим образом

4) здоровые дёсны


1) ихние письма

2) в обеих руках

3) до тысяча девятьсот пятого года

4) уважаемые директора


1) к две тысячи пятому году

2) жгёт костер

3) пачка макарон

4) фильм интереснее


1) прочитая рассказ

2) менее значительный

3) в две тысячи пятом году

4) поезжай домой


1) конфликт более глубочайший

2) лягте на пол

3) опытные шофёры

4) в трехстах метрах


1) попробоваем

2) килограмм яблок

3) пара полотенец

4) наисложнейший


1) семьюдесятью процентами

2) более резкое движение

3) длиньше

4) спелых абрикосов



. Задание 7 

Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Утром воздух чистый и влажный.

2) Темна и безлунна осенняя ночь.

3) Роса на траве след ночного тумана.

4) Стройный клён желтеет под окошком.


1) Осенью лес очень красив.

2) Транспорт великое изобретение.

3) Холодный ветер гонит поземку.

4) Задача решена с помощью учителя.


1) На его фасаде интересные часы.

2) На лесных полянках появляются проталины ковром разрастаются подснежники.

3) Как здесь красиво! говорят ребята.

4) В водоеме плещутся рыбки.


1) Жить Родине служить.

2) Как можно не любить книги!

3) Радостно заалели на полянке маки.

4) Подарки были замечательные и нужные конфеты игрушки тёплые вещи.


1) Я увидел в воде у берега стаю плотиц и бросил в них маленький камушек.

2) Синица съедает вредных насекомых жучка листогрыза листовертку.

3) Утром выпал снег и все вокруг побелело.

4) Крапива одно из самых любопытных растений.


1) Сова житель полярных стран.

2) На зеленом фоне хвои краснеют сережки ольхи.

3) Облепили лампу мошки греют тоненькие ножки.

4) В октябре сбор даров лета калины рябины клюквы.


1) Уж ночь идет огни по небу рассекает.

2) Мы лечили разных птиц цаплю синицу скворца.

3) Утром выпал снег.

4) Храбрость сестра победы.


1) В соседней деревушке построили школу.

2) Хороши чисты русские снежные зимы!

3) А ты чего тут распоряжаешься вмешался Незнайка.

4) Скоро наступит лето.


1) Клюква последняя ягода сентября.

2) На фасаде здания интересные часы.

3) Под натиском осенних дождей и первых холодов сдаются все растения цветы травы кусты.

4) В грозу опасно находиться под высокими деревьями.


1) Зеленоватые валы накатывались на скалы и с шумом разбивались о камни.

2) Висячие сады Вавилона удивительное сооружение.

3) Пальнул Федор Федорович по сороке да не попал.

4) Все остаются на своих местах.


 Задание 8 

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Летучая мышь всю ночь порхает над лесными речками и полянами ловит майских бабочек и ночных жуков.

2) Пропой-ка нам соловушка свою нежную и трогательную песенку ещё раз.

3) Серые вороны весной не каркают пронзительно и истошно а ласково ворчат.

4) Молнии ярко осветили весь двор и гром прогрохотал уже над головой.


1) Они плотно забили переднюю и заднюю площадки и не дают войти.

2) Куда добрый молодец путь держишь?

3) Этажом выше находится зрительный зал с разноцветными креслами красными синими желтыми зелеными.

4) Стихает шепот и спектакль начинается.


1) Тонко пищат рябчики на болоте возятся журавли.

2) Во все времена года хорош русский лес зимой летом осенью весной.

3) Машинисты поездов водители автобусов делают все чтобы мы чувствовали себя в вагоне в автобусе удобно.

4) В дубовой роще ночью кормятся желудями кабаны а в дупле живет сыч зимует летучая мышь.


1) Изучение и сравнение амфор вызывало у художника и у поэта мысли о легендарных временах будило их воображение.

2) Лужи льдом подернулись трава к земле примерзла.

3) Куда ты дорожка меня завела?

4) Взял я с полки книжку русских сказок.


1) Несколько лет назад в центре столицы выросло красивое здание.

2) Когда наступает мороз листья на дубе свертываются в трубочки.

3) Заяц поиграл с товарищем покопал с ним снег поел озими и пошел дальше

4) Дети сегодня будет концерт.


1) Весной голые прутики на берегу расцветут и превратятся в чудесные кусты вербы.

2) Сходи-ка ты доченька в магазин.

3) Тихо ночь ложится на вершины гор и луна глядится в зеркало озер..

4) Рано появилась луна и нарушила мир совы.


1) Снега покрылись твердым настом по которому голодные волки подходили по ночам к самой усадьбе.

2) Держи товарищ порох сухим.

3) Была ночь когда охотник вышел из леса на берег моря.

4) Я разбудил брата.


1) Природа ждет когда мягкие хлопья снега укроют всю землю и нарядят в пушистую шубу голый прозябший лес.

2) Повернись ко мне избушка передом.

3) Мы боялись что от первой спички лес вспыхнет.

4) Солнце теплое ходит высóко и душистого ландыша ждет.


1) Дождь бьет по листьям и они становятся похожими на жалкие лохмотья.

2) Смотрите братцы кто-то бежит за нами!

3) Ветер тихо колышет листьями дуба и навевает сон.

4) Была ночь когда охотник вышел из леса на берег моря.


1) Наступил день, и на городской улице появились бродячие циркачи.

2) Ветер осенний в лесах поднимается шумно по чащам идет.

3) Что же ты моя старушка приумолкла у окна?

4) Ребята спешите на урок.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!