ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 1352»
(ГБОУ Школа № 1352)
Дополнительная общеобразовательная программа
«Подготовка к ВФСК ГТО»
Направленность: спортивная
Уровень программы: базовый
Возраст учащихся: 7-11 лет
Срок реализации: 1 года (72 часа)
Автор-составитель:
Головничева Анна Евгеньевна,
Учитель физической культуры
Высшей квалификационной категории.
Москва 2021
пояснительная записка
Направленность программы
Физкультурно-спортивная
Уровень программы базовый
Актуальность программы: Укрепление здоровья и физическое развитие младших школьников посредством обучения основам подвижных игр, подготовка к сдаче комплекса ГТО
Цель программы удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.
Задачи программы.
Задачи в обучении:
Обучить умению работать индивидуально и в группе.
Обучить жизненно важным двигательным умениям и навыкам.
Задачи в развитии:
1.Развить кругозор у учащихся: ознакомить с играми своего народа, познакомить с историей русской игры, с тестами комплекса ВФСК ГТО.
Задачи в воспитании:
Воспитывать сознательное выполнение двигательных действий в игре.
Воспитывать чувство ответственности за себя и за команду.
Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Категория учащихся по программе: возраст учащихся 7-11 лет
Срок реализации программы: 1 год; 72 часов в год (2 раза в неделю по 45 минут)
Формы и режим занятий:
Форма обучения: Очная
Режим занятий: 2 раза в неделю по 45 минут
Планируемые результаты реализации программы
Предметные результаты
-у выпускника начальной школы выработается потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;
- сформировано начальное представление о культуре движении; представление о комплексе ВФСК ГТО.
- младший обучающийся сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;
-обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр; комплексе ВФСК ГТО.
- умение работать в коллективе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана для занятий с учащимися 2-5 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС общего образования второго поколения. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) — полноценная программная и нормативная основа физического воспитания населения страны, нацеленная на развитие массового спорта и оздоровление нации. Комплекс ВФСК ГТО предусматривает подготовку к выполнению и непосредственное выполнение населением различных возрастных групп (от 6 до 70 лет и старше) установленных нормативных требований по трем уровням трудности, соответствующим золотому, серебряному и бронзовому знакам отличия «Готов к труду и обороне» (ГТО). Программа курса внеурочной деятельности «ГТО» предусматривает подготовку к выполнению обучающихся различных возрастных групп (от 8 до 11 лет ) установленных нормативных требований по трем уровням трудности.
Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, — главная цель развития отечественной системы школьного образования.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Закон «Об образовании» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.
Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897)
«Рабочей программы по физической культуре 1-11 класс» к УМК А.П. Матвеева (М. :Просвещение) 2016 г.
Положением о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г. №1897»;
Письма Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПин №2.4.2.2821-10
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях (приказ № 1067 от 19.12.2012)
Данная программа является рабочей программой по внеурочной деятельности учащихся 2-5-х классов. Сроки реализации: рассчитана на 72 часов (2 часа в неделю).
Цель курса внеурочной деятельности «ГТО» — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. А также устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Основные задачи курса:
укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
подготовка к выполнению обучающихся различных возрастных групп установленных нормативных требований по трем уровням трудности;
формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Ориентируясь на решение задач образования школьников, программа внеурочного курса «ГТО» в своем предметном содержании направлен на:
реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивная пришкольная площадка, стадион), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городская школа);
реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
соблюдение дидактических правил от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Раздел 1. Планируемые результаты
Выпускник научится ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. А также у обучающегося будут сформированы:
Личностные универсальные учебные действия
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях;
знание основных принципов и правил отношения к природе;
знание основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;
правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
эмоционально положительное принятие своей идентичности;
готовность к равноправному сотрудничеству;
уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья своего и других людей, оптимизм в восприятии мира,
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);
готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во вне учебных видов деятельности;
потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально исторических, политических и экономических условий;
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
готовность к выбору профильного образования.
Обучающийся получит возможность научиться:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
готовности к самообразованию и самовоспитанию;
адекватной позитивной самооценки и я - концепции;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
основам коммуникативной рефлексии.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию,
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению е совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
брать на себя инициативу е организации совместного действия (деловое лидерство);
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнера;
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
основам реализации проектно-исследовательской деятельности,
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
создавать и преобразовывать модели и схемы дли решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объёмом;
осуществлять сравнение, серией и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
строить логическое рассуждение, включающее установление причинено следственных связей;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Обучающийся получит возможность научиться:
основам рефлексивного чтения;
ставить проблему, аргументировать её актуальность;
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
организовывать исследование с целью проверки гипотез,
делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
воспитать дисциплинированность, силу духа и ответственность;
укрепить психологическое здоровье
улучшить мышечный тонус, увеличить выносливость и силу;
повысить иммунитет;
укрепить опорно-двигательный аппарат;
нормализовать вес;
улучшить кровообращение.
Для достижения поставленной стратегической цели и реализации тактических задач с учетом материально-технической базы отобрано следующее содержание:
№ | Наименование раздела | Кол-во часов |
1 | Теоретические занятия | 9 часа |
2 | Практические занятия | 63 часов |
| Итого | 72 часов |
Раздел 2. Содержание учебного предмета
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1. Теоретические занятия (9 часов).
Изучение техники безопасностью. Личная и общественная гигиена. Режим дня, закаливание
Раздел 2. Практические занятия (63 часов).
Разминка. ОРУ. Бег. Бег в медленном темпе. Специальные беговые упражнения. Пробежки, дистанции 60—100 м на результат. Прыжки в длину. Прыжки через небольшие горизонтальные препятствия. Отталкиваясь одной ногой с приземлением на две ноги. Прыжки через препятствия высотой 25—30 м, установленных на расстоянии 1 м от места толчка с разбега 5—7—9 беговых шагов. Сочетание разбега, отталкивания и прыжками. Группировка и приземление.
Специальные прыжковые упражнения, прыжки на результат. Подвижные игры с бегом и прыжками. Прыжки из приседа. Метание мяча. Овладение хватом мяча и броски одной кистью вниз.
Бросок («хлест»). Метание через вертикальные препятствия. Метание в цель на высоте 2—2,5 м от пола. Метание с двух, трех, пяти шагов разбега. Метание с выполнением разбега по прямой линии. Специальные, подводящие и подготовительные упражнения для овладения отдельными элементами техники метания мяча. Подвижные игры, метание в цель по площадке и др.
Общеразвивающие упражнения. Бег с высокого старта. Групповые старты. Пробегание отрезков 150—200—300 м. Используя спуски и подъемы. Игра «Вызов номеров». Развитие двигательных качеств. Игры: Обруч. Ласточка. Развитие координационных способностей. Эстафеты с мячами. Развитие координационных способностей. Эстафеты с предметами. Игры с предметами. Развитие координации. Игры с мячом. Метание малого мяча. Бросок набивного мяча. Развитие скоростно-силовых способностей. Прыжки через скакалку. Полоса препятствий. Поднимание туловища. Отжимание от скамейки. Прыжок в длину с места. Вращение обруча. Бег с ускорением. Ходьба и бег с преодолением 2-3 препятствий. Ходьба на носках, на пятках. Развитие силовых способностей. ОРУ в движении. Перелазанние через коня. Отжимание. Лазание по гимнастической стенке и канату. Подтягивание лежа на животе по гимнастической скамейке. Перелазание через горку матов. Перелазание через коня. Висы на гимнастической стенке и перекладине. Ходьба на носках по гимнастической скамейке. Ходьба с перешагиванием мячей по скамейке. Висы. Эстафеты с предметами. Подвижные игры. Развитие координационных способностей. Ходьба с перешагиванием мячей по скамейке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелазания, переползания. Передвижение по наклонной гимнастической скамейке. Игры и эстафеты. Развитие координационных способностей. Игры и эстафеты. Челночный бег. Круговая тренировка на развитие координации. Бег с преодолением препятствий. Игры и эстафеты на развитие координации.
Материально-технического обеспечение:
Для реализации программы необходимы следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
спортивные снаряды,
настенные классные и магнитные доски для вывешивания демонстрационного материала,
экран для демонстрации презентаций и видеофрагментов,
демонстрационное оборудование (компьютер, музыкальный центр, мультипроектор, интерактивная доска
вспомогательное оборудование для осуществления проектной и исследовательской деятельности (принтер, сканер, фото и видеотехника).
А также экранно-звуковые пособия:
мультимедийные образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации.
Библиотечный фонд:
энциклопедическая и справочная литература,
научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по Физической культуре, спорту и туризму, регламентирующие деятельность учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности. Письма МО и РТ от 18.08.2010 г. №6871/10 «О введении ФГОС НОО»
Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 г.»
ФГОС нового поколения.
Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в РФ»
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.- М.: Просвещение, 2010.
Рабочей программы по физической культуре 5-11 класс» к УМК А.П. Матвеева (М. :Просвещение) 2016 г.
7. Положением о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО).
8. Физическая культура (Физкультурно-оздоровительная работа в школе): Методическое пособие под редакцией В.С Кузнецова, Г.А. Колодницкого – М. «Издательство НЦ ЭНАС» 2003.
9. «Подвижные игры для детей: Пособие для учителя физкультуры», Лепёшкин В.А. М.: Школьная Пресса.
10. «Спортивные игры для детей, 2003 Громова О.Е., М.: ТЦ Сфера