Социокультурная среда Димитровграда: подготовка к устной части ОГЭ по русскому языку
Учитель МБОУ МПЛ
г. Димитровграда Т.В.Незговорова, Заслуженный учитель РФ
Говорение – форма устного общения, с помощью которой происходит обмен информацией
«Первоначальная функция речи – коммуникация. Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания».
Л.С. Выготский
Устная часть ОГЭ
- Работа проверяет коммуникативную компетенцию обучающихся - умение создавать монологическое высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух.
- На выполнение экзаменационной работы отводится 15 минут на одного участника экзамена. Каждый вариант состоит из трёх заданий базового уровня сложности, различающихся формой заданий.
Формат экзамена
1. Беседа с учителем
2. Работа в парах
3. Компьютер
Общие подходы:
- Коммуникативный подход
- Неподготовленная речь
- Монолог + диалог
- Описание, повествование, рассуждение
Подготовленная
Продуманность
Неподготовленная устная речь
устная речь
Лекция, доклад, выступление, отчет, презентация
Спонтанность
Четкая структура
Беседа, интервью, репортаж, выступление в дискуссии
Паузы, уточнение мысли, слова, повторы
Язык близок к письменной речи
Меньшая лексическая точность
Наличие речевых ошибок
Короткие предложения
Выразительное чтение вслух
Задание 1. Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1.5 минуты на подготовку. Максимальное количество баллов за всё задание – 3
Отрывок из книги Ивана Сергеевича
Соколова – Микито́ва «Звуки земли»
Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди пробудившегося цветущего поля, и, если у вас сохранился чуткий слух, вы непременно услышите чудесные звуки земли, которую во все времена люди так ласково называли матерью-землёю. Звуки земли драгоценны. Перечислить их, пожалуй, невозможно. Они заменяют нам музыку.
Я с радостью вспоминаю звуки земли, некогда пленявшие меня в детстве. И не от тех ли времён осталось лучшее, что заложено в моей душе? Вспоминаю лесные таинственные звуки, дыхание пробудившейся родной земли. И теперь волнуют и радуют они меня. В ночной тишине ещё отчётливее слышу дыхание земли, шелест листка над поднявшимся из земли свежим грибом, трепетание ночных лёгких бабочек, крик петуха в ближайшей деревне.
А как хорошо, незабвенно каждое новое утро! Ещё до восхода солнца просыпаются, начинают радостно петь птицы. Полнится жизнью пробудившийся лес! В природе нет ничего музыкальнее наступающего раннего утра. Ещё серебристее звенят ручьи, душистее пахнут лесные травы, и аромат их чудесно сливается с музыкальной симфонией утра.
Темы для беседы
- Музыка
- Театры
- Музеи
- Кинофильмы
- Города
- Путешествия
- Праздники
- Увлечения
- Книги
Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Тематическое монологическое высказывание с вербальной опорой в тексте задания
1. Опишите фотографию. 2. Расскажите о своих любимых книгах. Не забудьте рассказать, • как Вы читаете книги: только по школьной программе или больше; • какие книги выбираете для чтения; • как узнаёте о новых книгах; • о книге, которая запомнилась больше всего. Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.
Монологическое высказывание с элементом диалога
Задание 3. Вам даётся 1.5 минуты на подготовку. Ваше высказывание не должно занимать более 2 минут.
1. Опишите фотографию.
2. Расскажите о своём школьном празднике, который запомнился больше всего.
Не забудьте рассказать
- когда проходил праздник;
- чему был посвящён;
- кто принимал участие;
- что понравилось больше всего.
Поделитесь впечатлениями
с партнёром.
Монологическое высказывание. Беседа по монологу
Задание 2.
Вам даётся 1.5 минуты на подготовку. Ваше высказывание не должно занимать более 2 минут.
1. Опишите фотографию.
2. Расскажите о своём посещении музея, которое запомнилось больше всего.
Не забудьте рассказать
- в каком музее Вы были;
- когда и с кем;
- что вы увидели;
- что понравилось и запомнилось больше всего.
Вопросы для беседы(расширяющие и обобщающие)
- Какие музеи Вам больше нравятся: исторические, художественные, научно-технические или естественнонаучные?
2. Как Вы считаете, должны ли школьники посещать музеи? Почему?
3. Слышали ли Вы о виртуальных музеях? Какими возможностями, на Ваш взгляд, они обладают?
Виртуальные музеи
Дворец книги в Димитровграде
Виртуальные музеи
- http://www.kulturologia.ru/blogs/220216/28552 /
- http:// www.liveinternet.ru/users/4455035/post391055284
- https://goalla2015.wordpress.com/196-2 /
- http://ikt.ipk74.ru/services/33/1552 /
Критерии оценивания монологического высказывания с элементом диалога
Описание фотографии 2 балла
Повествование о личном жизненном опыте 2 балла
Смысловая цельность 2 балла
Выразительность и точность речи 2 балла
Взаимодействие с собеседником 2 балла
Диалог в парах
Задание 2. Обсудите, нужна ли в школе форма? При обсуждении дайте ответы на следующие вопросы:
- Есть ли у Вас в школе форма?
- Чем удобна школьная форма?
- Почему ученики часто не любят носить школьную форму?
- Согласны ли Вы с тем, что одежда – часть делового этикета?
- Опишите одежду, в которой бы вы хотели видеть учеников в своей школе.
Задание 2 – участие в условном диалоге
Критерии оценивания диалога в парах
Решение коммуникативной задачи (каждое направление беседы оценивается 1 баллом)
Взаимодействие с собеседником 2 балла
Социокультурная среда Димитровграда
- Выставочные залы
- в НКЦ им. Славского
- ДК «Восход»
- ВЦ «Радуга»
Социокультурная среда Димитровграда
Музеи:
Краеведческий
Музеи на предприятиях
города и в учебных заведениях
Социокультурная среда Димитровграда
- Театры:
- Драматический им. А.Н.Островского
- Театр-студия «Подиум»
- Молодежный театр «Сфера»
- Кукольный театр
Социокультурная среда Димитровграда
- Библиотеки
- Музыкальное училище
- Школы искусств
- Музыкальные, танцевальные,
- хоровые коллективы
- Театральные студии
- Спортивные школы
- и секции
Использованные материалы
- https://ru.wikipedia.org/wiki/ - музей
- http://tolkslovar.ru/m7965.html
- http://4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/53577-prezentaciya-ustnoy-modeli-gia-po-russkomu-yazyku.html - 2 задание демоверсии
- http://diary-culture.ru/images/photos/medium/map261-1.jpg - фото
- https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=877c2461e01a4b7c060257c1eb86648c-l&n=13 – фото
- https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=58727c30ff542f5bffb87342e605fd55-l&n=13