СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к сочинению-рассуждению (задание 15.3 формата ОГЭ)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока для учителей, преподающих в 9 классах. Представлена разработка урока для подготовки обучающихся к написанию сочинения-рассуждения на свободную тему "Что такое любовь?"

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению-рассуждению (задание 15.3 формата ОГЭ)»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт повышения квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования





Проект конспекта урока

по русскому языку в 9 классе


Тема: «Подготовка к сочинению-рассуждению

(задание 15.3 формата ОГЭ)»






Выполнил: Задорожная М.Н., учитель русского языка и литературы, 1 категории,

МБОУ Прокуроновская ООШ Ташлинского района


Проверил:











Оренбург

2017


Что такое любовь?

Цели:

  • продолжить работу по развитию языковой компетенции;

  • учить логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, соответствующее тексту-рассуждению;

  • обучать основным приемам мыслительной деятельности;

  • формировать навыки написания сочинения-рассуждения на свободную тему, комплексного анализа текста;

  • развивать аналитические и творческие способности обучающихся; понимать композиционные особенности текста-рассуждения;

  • формирование нравственных качеств обучающихся, культуры ведения беседы.


Задачи:

1)образовательные:  расширение и углубление знаний по культуре речи; обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и  структурной связностью;

 2)развивающие:  развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

3)воспитательные:  формирование таких нравственных качеств учащихся,   как любовь, милосердие, отзывчивость, человечность.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.

Средства обучения: компьютер, презентация, памятки, словари.

Приёмы активизации мыслительной деятельности обучающихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Выдвижение гипотез. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3.

Ход урока.

Ӏ. Организационный момент.

  1. Запись даты, темы урока в тетрадь.     

  2. Эмоциональный настрой.

II. Собеседование с классом. Лексическая работа. Расширение словарного запаса учащихся.

  1.         Задание: определить лексическое значение слова: любовь.

III. Отбор материала к сочинению. Работа с текстом: совместная и по группам.

ӀV. Рефлексия.

V. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение на тему: «Что такое любовь».

1. Эпиграф на доске (запись в тетради): (Слайд)

"Любовь – это дикая сила. Когда мы пытаемся ее контролировать,

она нас уничтожает. Когда мы пытаемся ее постичь,

она приводит нас в смятение". 

Пауло Коэльо

Что такое любовь? (Слайд)

2. Эмоциональный настрой.

Что вы видите на картинке? О какой любви здесь идет речь? А кого вы любите в своей жизни?

"Там где есть любовь, есть жизнь" Махатма Ганди

ӀӀ. Собеседование с классом:

  1. Сегодня мы поговорим с вами о таком понятии, как любовь, и соберем материал к сочинению.

- Как вы понимаете значение этого слова? Давайте подберем синонимы и антонимы к нему (записываем в тетарди).

Синонимы: гуманность, самоотверженность, доброта, отзывчивость, долг, сочувствие, забота, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, жалость, любовь.

Антонимы: ненависть, бездушие, злость, жадность, жестокость, безжалостность.

Попробуйте объяснить смысл эпиграфа к уроку.

III. Отбор материала к сочинению. Работа с текстом: совместная и по группам.

-Итак, вы уже знакомы со структурой ОГЭ по русскому языку.

Вспомните и назовите из каких частей она состоит:

  • сжатое изложение;

  • работа с текстом (тестовая часть);

  • сочинение-рассуждение.

- Какая часть работы вызывает у вас наибольшие затруднения? (Ответ)

- Одним из важных условий успешного выполнения ОГЭ – это умение проникать в смысл читаемого текста. А для этого необходимо владеть определёнными приёмами анализа текста.

Именно этим мы и займемся сегодня на уроке. И в результате у нас должно получиться сочинение-рассуждение на этическую тему с привлечением аргументации из прочитанного текста и жизненного опыта.

- На основе текста И.С. Тургенева «Воробей» нам и предстоит написать сочинение (слово о писателе, чтение текста)


















И.С. Тургенев - русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, переводчик. Один из классиков русской литературы, внёсших наиболее значительный вклад в её развитие во второй половине XIX века. Член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского  языка и словесности, почётный доктор Оксфордского университета, почётный член Московского университета.

И. С. Тургенев "Воробей"

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бе­жала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с жел­тизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воро­бей камнем упал перед самой ее мордой - и весь взъеро­шенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок оди­чал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казать­ся собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высо­кой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он приз­нал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса - и удалился, благоговея.

Да: не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, ге­роической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.


Учитель:

Задание звучит следующим образом: (Слайд)

Как Вы понимаете значение слова любовь? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое ЛЮБОВЬ?»

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта. 

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.   

Учитель:

- Как вы думаете, какова тема данного текста?

- Каким показался вам Воробей?

- Назовите стиль текста. Тип речи?

- В каких предложениях, по вашему мнению, содержится основная мысль этого текста?

- А что такое любовь? Давайте обратимся к словарю Ожегова С.И. и найдем там значения слова любовь.

Прочитайте словарную статью и запишите в тетрадь то определение, которое ближе к нашему тексту. (Слайд)

1. Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. Чары, ожидание, муки любви. Признание в любви. Объясниться в любви. Брак по любви, без любви. Выйти замуж по любви (за любимого человека). Л. до гроба (вечная). Л. прошла, ушла, угасла. Страдать, сгореть, умирать от любви. Страстная, взаимная, безответная, платоническая, романтическая л. Л. с первого взгляда (возникшая сразу с первой встречи). Склонить к любви. Любовью не шутят (посл.). Л. не картошка (не пустяк, не безделица; прост. шутл.). Дитя любви (о желанном и любимом ребёнке). Л. зла (о том, что любимого не выбирают).

2. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности. Л. к родине, к родителям, к детям. Слепая л. (всепрощающая). Л. к ближнему. Относиться к своему делу с любовью (любовно).

3. Постоянная, сильная склонность, увлечённость чем-н. Л. к правде, к истине. Л. к балету, к чтению, к театру, спорту. Л. к животным.

4. им. Предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает влечение, расположение). Он (она) его (её) первая (или последняя) л. Он её очередная л.

5. Пристрастие, вкус 2 к чему-н. Л. к спиртному, к сладкому, к нарядам, к комфорту.

6. Интимные отношения, интимная связь (прост.). Заниматься любовью.

Любовь в жизни каждого формируется с самого его рождения. Это любовь к матери, отцу, родным, близким, другу, животным, работе и т.д.

Про какую любовь говорится в тексте И.С. Тургенева? (Любовь к своему дитя, к жизни)

Итак, мы рассмотрели первую часть сочинения на свободную (этическую) тему, или первый абзац, - это вступление.

А какова же схема написания сочинения – рассуждения? (Слайд)

Памятка № 1

1. Вступление. Определение предложенного в задании слова.

2. Комментарий определения.

3. Первый пример – аргумент из текста + комментарий.

4. Второй пример - аргумент из вашего жизненного опыта (из читательского) + комментарий.

Второй аргумент может быть от противного.

5. Вывод.

Делаем вывод, о чем мы должны писать во вступлении? (Даем определение тезиса).

Любовь – это…….

Напишите в черновиках вступление к сочинению и комментарий, начав его с выражений: (Слайд)

  • по моему мнению,

  • я считаю, что

  • на мой взгляд

  • мне кажется и др.


Физминутка (Слайд)

Посмотрите на картинки, оцените их и скажите, какая из картинок вам больше всего понравилась и почему?




Работа в группах.

Для дальнейшей работы я предлагаю вам разделиться на группы.

1-я группа (1-й аргумент) – выбрать из прочитанного текста (цитата или № предложения). Прокомментировать.

2-я группа (2-й  аргумент) – вспомнить и записать пример из Вашего жизненного опыта (из художественной литературы). Оформить аргумент можно с использованием выразительных средств речи: эпитетов, метафор, фразеологизмов и т.д.

- Зачитать аргументы по группам.

4.Слово учителя: вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.

Подводя итог сказанному на уроке, я предлагаю вашему вниманию памятку, которая поможет вам в написании сочинения – рассуждения (Слайд)





Памятка № 2.

Клише для сочинения 15.3. ОГЭ по русскому языку

Часть (абзац)

Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)

1. Тезис

На мой взгляд, ……..- это...(или)
По моему мнению, ……… - это... (или)
Мне кажется, что ………. - это... (или)
Я думаю, что ………. - это... (или)
Что такое ……….? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что...

2. Аргумент 1

Обратимся к тексту ……………, в котором говорится о... (или)

В тексте ………. поднимает проблему...
В предложении № ... автор говорит о том, что... (или)

3. Аргумент 2

Проявления ……… мы часто встречаем в повседневной жизни. Например, ………..

Свое мнения я могу подтвердить примером из произведения… …(автора)
В жизни мы часто наблюдаем... 
Однажды я был свидетелем события, которое... Как-то раз...

4. Заключение

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что... 
Таким образом, можно заключить, что... 
В заключение я хочу сказать, что...



Слово учителя: подводя итог нашему разговору о любви, послушаем притчу. (Читает заранее подготовленный ученик). (Слайд)

IV. Рефлексия.

- Какие навыки вы приобрели сегодня на уроке?

- Какие из этапов работы над сочинением остались за рамками нашего разговора, что вам предстоит сделать дома?

- Назовите самую непреодолимую преграду на пути к пятерке, получению максимального балла на экзамене.


V. Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение на предложенную тему;

индивидуальное задание: проверить работу, выставить баллы по критериям.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!