Подготовка к сочинению.
«Бой с барсом». Анализ эпизода поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»
1. Перечитайте главы 14-19, определите границы эпизода _______________________
2. Определите время и место действия, назовите участников события _____________
3. Перед вами план, характеризующий развитие действия. Найдите соответствия в тексте.
- Мцыри видит барса, любуется противником (строфы_________________)
- Барс грызёт кость, не замечая человека (строфы___________________)
- Барс обнаруживает противника и готовится к нападению (строфы______________)
- Зверь атакует. Мцыри отражает удар и наносит ответный (строфы______________)
- Новая схватка (строфы______________)
- Последнее усилие барса (строфы_________________)
- Победа Мцыри (строфы_______________)
4. Выделите в эпизоде экспозицию (стр.______), завязку (стр.______), кульминацию (стр._____), развязку (стр.______).
5. Какие мысли и чувства пробуждает в вас этот эпизод? Подберите существительные или прилагательные, характеризующие эмоциональный фон отрывка, настроение героя (грусть, радость, веселье, тревога, спокойствие, напряжение, азарт, жестокость, доброта, восхищение, презрение, злоба; радостный, счастливый, тревожный, мятежный, беспокойный, озлобленный, азартный и т. д.).
________________________________________________________________________________________
6. Подберите заголовок, содержащий эмоциональную оценку данной сцены.
________________________________________________________________________________________
Проанализируйте предложенные варианты: «Грозная битва», «Смертельный бой», «Решающая схватка», «Суровое испытание», «Борьба за жизнь», «Решающее сражение». Найдите слова синонимы (см. примеры заголовков в задании №5), объясните их значение. Какие из данный слов встречаются в тексте поэмы?
7. Выпишите существительные и глаголы, использованные в описании схватки.
8.В чём особенность выписанных вами существительных? Чем вы можете объяснить обилие глаголов и
глагольных форм? Сделайте вывод.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Как в тексте характеризуются участники схватки?
Среди выписанных примеров найдите эпитеты, метафоры, перифраз, сравнения.
10. Сделайте выводы о характерах героев, их отношении друг к другу.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________11. Мог ли Мцыри избежать битвы? Почему он ждёт, когда зверь его заметит? Почему эта схватка столь важна для героя? В чём он хочет убедиться? Сделайте выводы о характере Мцыри. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Какие чувства по отношению к своему противнику испытывает Мцыри? Докажите по тексту. Чем привлекает барс героя? Какими качествами наделяет юноша своего противника? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Почему именно эти качества вызывают восхищение Мцыри? Сравните свой ответ с третьей главой поэмы. Докажите, что Мцыри — романтический герой. Вспомните основные признаки романтизма
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________14. Сформулируйте основную мысль (идею) поэмы. Как она реализуется в данном эпизоде? Запишите выводы.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________15. Данный эпизод — фрагмент монолога героя, отметьте синтаксические, лексические и морфологические особенности, характерные для данной формы повествования. Определите стиль фрагмента.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Какие типы речи сочетаются в данном отрывке.
Найдите примеры описания (строки___________________), рассуждения (строки__________________), повествования (строки_______________). Определите тип своего будущего сочинения. От какого лица вы будете вести повествование? Перескажите от своего лица события «той ночи» (устно). Как вы думаете, нужно ли этот пересказ включать в сочинение? Почему?
Определите стихотворный размер отрывка и способ рифмовки. Попробуйте объяснить, как это связано с замыслом поэмы.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17. Продумайте план будущего сочинение на тему «Анализ эпизода «Бой с барсом», учитывая при этом общий план анализа эпизода.
План анализа эпизода
1.Общая характеристика произведения, мировоззрения писателя (поэта), его творческого метода.
2.Композиционная роль эпизода.
3.Место, время действия, минисюжет эпизода и его развитие.
4.Основной конфликт и его участники (их поведение, описание, характеристика).
5.Как в этом эпизоде раскрывается главный герой произведения.
6.Авторская позиция (кому симпатизирует автор и как это проявляется).
7.Художественно-изобразительные средства (тропы).
8.Стилистические приёмы, особенности повествования, типы речи.
9.Наиболее значимые детали, роль пейзажа и других описаний.
10.Личное отношение к проблеме, героям.
11.Примеры трактовки текста, отзывы критиков и литературоведов.
12.Основная мысль эпизода в соотнесении с идеей поэмы в целом.
План сочинения
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
18. Прочтите в учебной хрестоматии критические материалы о поэме М.Лермонтова. Как критики оценивают характер Мцыри? Чья позиция вам ближе? С кем хотелось бы поспорить?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
19. Прочтите возможный вариант вступления к сочинению.
«Романтическая поэма «Мцыри» была создана М. Лермонтовым в 1839 году. Несмотря на трагичность сюжета (главный герой погибает), произведение оптимистично. Наверное, потому, что главный герой любит жизнь и не мыслит её без борьбы.
Вот и в кульминационном эпизоде молодой послушник вступает в решительную схватку с диким зверем — барсом.»
Что на ваш взгляд удачно, что нет в данном отрывке. Напишите собственное вступление.
Проанализируйте записи, сделанные по ходу практической работы. Напишите сочинение.