СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к олимпиаде: 8 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания олимпиады способствуют популяризации предмета, учат размышлять и искать верные пути решения задач в географии.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к олимпиаде: 8 класс»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ГЕОГРАФИИ. 2019–2020 уч. г.



МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП





ЗАДАНИЯ ДЛЯ 8 КЛАССА








ПЕРЕД ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИИЙ

ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧТИТЕ ИНСТРУКЦИЮ


  • На выполнение всех заданий теоретического тура отводится 2 астрономических часа (120 минут).

  • На выполнение всех заданий тестового тура отводится 1 астрономический час (60 минут).

  • Максимальная общая сумма баллов за решение всех задач теоретического тура – 80.

  • Максимальная общая сумма баллов за решение всех заданий тестового тура – 20.

  • Листы с заданиями для ответа НЕ используйте.

  • Ответ на задания записывайте в листе для ответов. Не забудьте указать номер задания.

  • Черновики не проверяются и не оцениваются.

  • Использование любых справочных материалов НЕ допускается.

  • Использование любых устройств мобильной связи НЕ допускается.

  • Использовать для записи решений заданий авторучки с красными или зелеными чернилами НЕ допускается.

  • Обращаться с вопросами во время Олимпиады к кому-либо, кроме дежурных и членов Оргкомитета НЕ допускается.



ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР


Задание 1. Максимально – 8 баллов


Его прозвали «вторым Колумбом». Он был одним из основоположников географии как науки, принадлежал к тем великим ученым, которые своими исследованиями и теоретическими трудами способствовали созданию учения о природе как о целостной, строго закономерной и непрерывно развивающейся системе.

Результаты многолетних экспедиционных исследований, проведенных им в Центральной и Южной Америке, позволили ему разработать и широко применить сравнительный метод в географии, а также сделать крупные научные обобщения в области географической зональности и высотной поясности в горах.

Назовите имя этого географа-путешественника?

За что его прозвали «вторым Колумбом»?

Назовите географические объекты, названные его именем (не менее 3).


Задание 2. Максимально – 20 баллов


Определите ошибку в логических рядах. Объясните исключение ошибочного объекта, приведите один собственный пример для продолжения логического ряда.

1) В. Беринг – Ф. Магеллан – Ф. Беллинсгаузен – Д. Кук – Д. Ливингстон.

2) Кракатау – Везувий – Мауна-Лоа – Попокатепетль – Чимбрасо.

3) Вомбат – утконос – ехидна – лама – эму.

4) Малаккский – Бискайский – Татарский – Гудзонов – Мозамбикский.


Ответы занесите в таблицу.

Номер

ряда

Ошибка

в логическом

ряду

Обоснование исключения


Ваш вариант

для продолжения

логического ряда


1




2




3




4





Задание 3. Максимально – 4 балла

По приведенной климатической диаграмме определите тип климата.

Чем можно объяснить существование лесов при таком небольшом количестве осадков? Какие древесные породы могут произрастать в данных природно-климатических условиях? Какой тип расселения сформировался в этих условиях? Чем он представлен?


Задание 4. Максимально – 8 баллов


На бывшем острове Барсакельмес в Аральском море, ныне урочище в Аральском районе Кызылординской области Казахстана, можно было наблюдать такое явление: гонимые ветром облака при подходе к острову разделяются на две части и обтекают его; над морем идет дождь, а в районе острова сияет солнце.

В чем была причина этого загадочного явления?

Объясните, почему остров прекратил свое существование?


Задание 5. Максимально – 8 баллов


Это государство расположено на островах самого крупного на Земле архипелага. Между его островами, имеющими многочисленные естественные гавани, лежат внутренние моря, через которые проходят водные пути из океана, омывающего архипелаг с востока, в океан, омывающий его с запада. Пользуясь благоприятными для мореплавателей ветрами, жители западных островов этого архипелага еще в начале нашей эры пересекали океан, по которому сюда впервые проникли европейцы. Их превосходные морские карты португальцы высоко ценили.

О каком государстве и каком архипелаге идет речь?

Назовите самые крупные из его островов, а также моря, которые их разделяют. О каких благоприятных для мореплавателей ветрах идет речь?

Какой океан был пересечен мореходами этих островов с востока на запад и как удалось установить это?


Задание 6. Максимально – 5 баллов


Определите, о каком географическом объекте идет речь, и ответьте на дополнительные вопросы.

Этот географический объект Х, образовавшийся на уступе куэсты и состоящий из двух потоков, принадлежит двум соседним государствам, граница между которыми проходит по реке, на которой он расположен. Левый поток шириной около 800 м и высотой падения воды 48 м принадлежит одному государству, правый шириной 300 м и высотой 51 м – другому.

Интересной особенностью этого географического объекта Х является то, что он все время находится «в пути»: по подсчетам ученых, за историческое время он продвинулся вверх по реке уже на 11 км, двигаясь в среднем по 80 см в год.

Назовите географический объект Х.

Каким государствам принадлежат правый и левый его потоки?

На какой реке он расположен?

Почему он движется?


Задание 7. Максимально – 7 баллов


В таблице Вам предлагается четыре туристских маршрута по территории России, из которых нужно выбрать один, пересекающий наибольшее количество природных зон.


Природная зона

Маршрут

Вологда -Элиста

Воркута -Краснодар

Салехард -Курган

Москва - Оренбург

Тундра





Лесотундра





Тайга





Хвойно-

широколиственные (смешанные) леса





Широколиственные леса





Лесостепи





Степи





Полупустыни





Всего природных зон по маршруту





Бассейны каких крупнейших рек Европейской части России пересечет выбранный Вами маршрут?

Перечислите названия этих речных бассейнов в порядке с севера на юг.

Ответ оформите в виде таблицы, в которой отметьте в соответствующих ячейках крестиками или галочками природные зоны, которые пересекает каждый маршрут.


Задание 8. Максимально – 8 баллов


Прочитайте стихотворения, определите о каких реках России идет речь, к бассейнам каких океанов они относятся:


О первой реке А. Твардовский написал:

Семь тысяч рек, ни в чем не равных,

И с гор стремящих бурный бег,

И меж полей в изгибах плавных,

Текущих вдаль,– семь тысяч рек.

Она со всех концов собрала –

Больших и малых до одной,

Что от Валдая до Урала

Избороздили шар земной.


О второй реке поэт И. Кокарев написал:

Тебе кипучее начало

Дано вершинами Саян,

Недаром гордо, величаво

Ты мчишься в грозный океан.


О третьей реке Ю. Марцинкевич написал так:

Я вода голубая из озера Ильмень,

Но как только я к Ладоге трогаюсь в путь,

Возникает тогда мое древнее имя,

Глуховатое чуть и волшебное чуть!


Четвертой реке посвятил эти строки поэт И. И. Молчанов-Сибирский:

Коварная, лихая, сумасбродная,

Родная дочь Байкала-старика,

Ты по тайге меж гор течешь, свободная

Могучая сибирская река.


ЗАДАНИЕ 9. МАКСИМАЛЬНО – 5 БАЛЛОВ


Оба эти города принадлежат к числу самых северных городов земного шара. Оба расположены за Северным полярным кругом.

Один из них находится в 40 км от морского и речного порта, другой сам является крупным портом страны. Возникновение одного города обусловлено запасом ценного полезного ископаемого, имеющего всесоюзное значение. Огромные запасы этого же полезного ископаемого имеются неподалеку и от другого города. Первый город отличается суровой зимой с характерными здесь очень низкими температурами и сильными ветрами, направление которых было учтено при планировке и прокладке его улиц. Другой город является незамерзающим портом, средние температуры января здесь -5, -6°С.

Назовите города.

Почему климатические условия их столь различны?

О каком полезном ископаемом идет речь?


Задание 10. Максимально – 6 баллов


Определите, между какими парами городов, расположенных на экваторе, местное (среднесолнечное) время различается на большую величину.

Рассчитайте разницу в местном времени с точностью до минут.

Расстояние между городами А и Б, измеренное по карте масштаба 1: 12500000 равно 17,8 см. а расстояние между городами В и Г, измеренное по карте М 1:75000000 составляет 4,3 см. Карты построены в проекции, не имеющей искажений длин линий.




ТЕСТОВЫЙ ТУР

На листе ответов запишите номер задания и номер, соответствующий выбранному вами ответу.

За каждый правильный ответ – 1 балл


1. Выберите правильное сочетание: наука – объект её изучения:

  1. климатология – погода

  2. лимнология – озёра

  3. геоморфология – ландшафты

  4. гляциология – океаны


2. Над островом Тайвань солнце в полдень находится в зените в дни:

  1. зимнего солнцестояния

  2. весеннего равноденствия

  3. осеннего равноденствия

  4. летнего солнцестояния


3. Путешественник переместился от начального меридиана вдоль экватора в сторону Южной Америки на 555 км, а затем вдоль меридиана к тропику Козерога на 222 км. Определите географические координаты конечной точки:

  1. 3° ю. ш. 5° в. д.

  2. 2° ю. ш. 5 з. д.

  3. 5° с. ш. 2° з. д.

  4. 2° с. ш. 5° з. д.


4. Определите масштаб, если известно, что расстояние на местности, равное 4 км, соответствует 8 см на карте:

  1. 1:500

  2. 1:5000

  3. 1:50 000

  4. 1:50 0000


5. Определите, на сколько мм рт. ст. изменится атмосферное давление при спуске в карьер глубиной 105 м:

  1. понизится на 10 мм рт. ст.

  2. понизится на 100 мм рт. ст.

  3. повысится на 10 мм рт. ст.

  4. повысится на 100 мм рт. ст.


6. Выберите правильное соответствие: путешественник – его открытие:

  1. Х. Колумб – Канарские острова

  2. Ф. Магеллан – остров Огненная Земля

  3. Дж. Кук – Антарктический полуостров

  4. Г. Гудзон – Ньюфаундленд


7. Прибор определения разности высот между несколькими точками земной поверхности:

  1. нивелир

  2. астролябия

  3. психрометр

  4. курвиметр


8. Выберите архипелаг, который расположен в зоне столкновения литосферных плит:

  1. Канарские острова

  2. Гавайские острова

  3. Британские острова

  4. Филиппинские острова


9. Выберите объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, расположенный за Северным полярным кругом:

  1. остров Врангеля

  2. вулканы Камчатки

  3. Соловецкие острова

  4. погост Кижи


10. На Кольском полуострове широко развит рельеф «бараньих лбов», фьордов, а на северо-западе Восточно-Европейской равнины — моренно-западинный, что связано с деятельностью:

  1. ветра

  2. текучих вод

  3. многолетней мерзлоты

  4. четвертичного оледенения


11. Поглощенная солнечная радиация обозначена на рисунке буквой:


  1. А

  2. Б

  3. В

  4. Г


12. Установите соответствие между рисунком и типом осадков по происхождению:

    1. орографические

    2. фронтальные

    3. конвективные


13. Выберите верное утверждение:

  1. Пассаты Южного полушария имеют северо-западное направление.

  2. В циклонах Северного полушария ветры закручены по часовой стрелке.

  3. Зимний муссон приносит осадки на материк, т.к. дует с океана.

  4. В тропических широтах наблюдается нисходящее движение воздуха, и как следствие – высокое атмосферное давление.


14. Данные таблицы характеризуют климат:


Средняя летняя температура, 0С

Средняя зимняя температура, 0С

Среднее годовое количество атмосферных осадков, мм

Режим выпадения атмосферных осадков

25...26

0...5

Около 1000

Летний максимум и зимний минимум

    1. умеренный морской

    2. субтропический муссонный

    3. умеренный резко-континентальный

    4. субтропический средиземноморский


15. Климат островов Галапагос, лежащих на экваторе, отличается засушливостью. Это явление объясняется влиянием:

  1. сухих ветров, дующих с Гвианского нагорья

  2. холодного Перуанского течения

  3. сухих ветров из прибрежных пустынь

  4. пассатов


16. Установите соответствие между климатическими показателями, приведенными в таблице под номерами и городами России:


Средняя летняя температура, °С

Средняя зимняя температура, °С

Среднее годовое количество атмосферных осадков, мм

Режим выпадения атмосферных осадков

1

15...18

-5...-8

700

относительно равномерно летний максимум


2

20...22

-18...-22

569

3

24...26

0...-5

200

4

10...18

-20...-24

400


  1. Мурманск

  2. Астрахань

  3. Иркутск

  4. Екатеринбург


17. Выберите вариант, где указанные реки текут с востока на запад:

  1. Лена, Нил, Юкон

  2. Дунай, Амазонка, Замбези

  3. Миссисипи, Днепр, Нигер

  4. Муррей, Оранжевая, Колорадо


18. Выберите вариант, где все объекты располагаются в одном океане:

  1. Гавайские острова, Жёлтое море, Бенгальский залив, Калимантан

  2. Канарские острова, Азовское море, Бискайский залив, Ньюфаундленд

  3. Мальдивские острова, Красное море, Гвинейский залив, Мадагаскар

  4. Архипелаг Северная Земля, Северное море, Гудзонов залив, остров Врангеля


19. Выберите пару народов, которые живут в крупнейшей пустыне мира:

  1. берберы и туареги

  2. чукчи и эскимосы

  3. пигмеи и масаи

  4. монголы и буряты


20. Полуостров, где находится крайняя восточная материковая точка России, показан на рисунке цифрой:

  1. 1

  2. 2

  3. 3

  4. 4

15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!