СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Тренировочные упражнения по сжатию текста.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренировочные упражнения по подготовке к 1 заданию ОГЭ по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Тренировочные упражнения по сжатию текста.»

Тренировочные упражнения по сжатию текста

Вариант № 1

Упражнение 1

Прочитайте предложение и выделите в нем главную информацию. Запишите полученные предложения! Важная информация обычно содержится в главной части сложного предложения.

А) Многие вещества биологического прои_хождения, основой которых является вода, имеют жидкокриста(л, лл)ическую структуру.

Б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, по_тверждением тому является устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из(за) пыли машины преждевременно изнашиваются.


Упражнение 2

Перед вами первые два абзаца текста. Какая информация вам кажется необязательной? Какие предложения, перестроив, можно соединить? Используя различные приемы сжатия текста, передайте основную информацию, заключенную в двух абзацах, так, чтобы объем вашего высказывания не превышал 35 слов.

1.Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные мечты, но и совсем не рациональные мечты.

2.Цель всегда конкретна, измеряема, достижима.

3. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла.

4. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (45 слов)


Упражнение 3

Трансформация словосочетаний.

Выберите из синонимичных языковых средств наиболее краткие и ёмкие, «экономичные».


Дать подтверждение - подтвердить; привести доказательство -……..; проводить исследование - ...; совершать вращение - ...; проявлять интерес - ...; выдвинуть предположения - ...

Процесс реакции - реакция; свойство упругости - ...; месяц март - ....


Упражнение 4.

Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией.

Для того чтобы осуществить - для осуществления; для того чтобы получить - …..; для того чтобы изменить - ...; для того чтобы соединить - ...; для того чтобы распределить - ...; для того чтобы рассмотреть - ...


1.В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы достичь цели.

2.Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно, чтобы нагреть от комнатной температуры до кипения 150 т воды.


Упражнение 5

Замените придаточные условия и причины предложно-падежной конструкцией или деепричастным оборотом.

1.Чтобы ядерная реакция протекала, необходимо снизить скорость движения нейтронов приблизительно в 10 000 раз.

2. Если бы на мгновение прекратилось действие электромагнитных сил, то сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы.

3.Если принимать витамины не менее 4 месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма.

4.Мысль о взаимосвязи геометрической формы кристалла с его внутренним строением была высказана Ньютоном. Ученые смогли убедиться в ее справедливости только в XX веке, потому что исследовали кристаллы с помощью рентгеновского метода.



Вариант № 2


1 Задание. Прочитайте ключевые слова. Мож­но ли по ним определить тему и основную мысль будущего высказывания?

Раннее утро, просыпаться, румянец зари, веет прохладой, свежее дыхание, капли росы, лучис­тые алмазы, медленно поднимается, задымившая­ся река, разгорается, полились, умыты, рассветная песня, птичий хор, необъяснимая радость.


2 Задание. Сократите текст, опуская обсто­ятельства, дополнения со слабым управлением, определения.

Часа в четыре дня мы стали высматривать мес­то для бивака. Здесь река делала большой изгиб. Наш берег был пологий, а противоположный - об­рывистый. Тут мы и остановились. Стрелки при­нялись ставить палатки, а Дерсу взял котелок и пошел за водой.


3 Задание. Прочитайте предложения, объясни­те, почему нельзя опустить в них определения.

1) Абзац - отрезок письменной речи, в которой предложения объединены одной микротемой.

2) Пуганая ворона и куста боится.

3) Щетинный друг должен быть нашим вто­рым «я». (Цицерон)

4) Стал вспоминать. Деревня... Серые избы, пыльная улица, крапива у плетней, куры на зава­линке, покосившиеся заборы... (В.Шукшин)


4 Задание. Сократите предложения.

1) Песня, крылатая птица, смелых скликает в поход. (А.А. Сурков)

2) Наутро из-за океана, из солнечной чешуи, поднялся островок. (А.Н. Толстой)

3) Однажды, в силу сложившейся обстановки, лодка была принуждена временно исчезнуть из надводного мира на некоторый независимый, но весьма длительный срок. (Л. Соболев)

4) Волны же, вопреки сложившемуся поэтичес­кому представлению о них, никуда не стремились, не катились и не бежали чередой. (Л. Соболев)

5) Фома, красивый и стройный, в коротком дра­повом пиджаке и в высоких сапогах, стоял, при­слонясь спиной к мачте, и, дрожащей рукой пощи­пывая бородку, любовался работой. (М.Горький)

6) По счастью, мне удалось убедить виноватого сознаться. Это, как я и не сомневался, Зябликов.


5 Задание. Сократите предложения, обобщая информацию, содержащуюся в ряду однородных членов предложения.

1) Уже не было видно ни земли, ни деревьев, ни неба.

2) В этих звуках есть что-то от рассвета, от вольного степного ветра, от шума тайги с по­свистом птиц, от веселого всплеска воды на ре­ках и озерах, от рокота синих морей и океанов.


6 Задание. Прочитайте предложения, объясни­те, почему в одном из них возможна замена придаточного предложения деепричастным оборо­том, а в другом — невозможна.

1) На воде тихо, но, если прислушаться повни­мательнее, тишина полна мелких шорохов, бор­мотания, бульканья.

2) Когда князь Даниил присоединил Коломну к Московскому княжеству, он смог контролировать важнейший торговый путь по реке Оке.


7 Задание. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выражен­ным причастным оборотом?

1) Орешник - широколистный кустарник, кото­рый выгоняет свои стебли до высоких деревьев.

2) Многие читатели хорошо знакомы с очерка­ми Константина Георгиевича Паустовского, в ко­торых человек неразрывно связан с родной при­родой.


3) Уникальность произведений Васнецова за­ключается в его индивидуальности, которая выра­жает исконный дух великорусского народа.

4) Есть люди, которые как-то по-особенному чувствуют природу.


8 Задание. Замените там, где это возможно, придаточные предложения деепричастными оборотами.

1) Когда читаешь книгу, обращайся с ней ак­куратно.

2) Мы легко найдем на географической карте любое место, если мы знаем его долготу и широту.

3) Мы миновали крутые обвалы, так как про­водник знал более удобную дорогу.

4) Когда я подъехал к перевозу, уже вечерело.

5) Яхта должна была изменить курс, так как попала в полосу тумана.


9 Задание. Замените деепричастные обороты синонимичными придаточными предложениями.

1) Эта книга, сообщая интересные сведения о драгоценных камнях, является очень ценным по­собием по минералогии.

2) Работая над подготовкой к докладу, я еже­дневно посещал библиотеку.

3) Имея необходимые материалы для сочине­ния, ты написал бы его лучше.

4) Не получив специального музыкального обра­зования, мой брат все-таки хорошо играл на рояле.

5) Пропустив много занятий по болезни, уче­ник все же смог успешно сдать экзамены.

10 Задание. Прочитайте текст. Определите, ка­кими членами предложения являются деепричас­тия и деепричастные обороты. Замените их, где возможно, синонимичными придаточными пред­ложениями.

Встретились мы будто бы случайно. Но, при­надлежа к одному кругу, занимаясь одним делом, не могли не встретиться. Живя в Москве, И.А. Бу­нин бывал у нас. Войдя в мою жизнь под знаком поэзии и литературы, таким и остался в памяти. Несколько боясь Ивана Алексеевича, я по само­любию юношескому себя оберегал. И тогда уже была в Бунине строгость и зоркость художника, острое чувство слова. Ненавидя излишества в ли­тературе, он строго судил молодых, иногда злоупотреблявших словами. (По Б.Зайцеву)

11 Задание. Замените сложные предложения простыми.

В начале 1930 года С. М. Бонди, идеи которо­о позже осуществились при издании академичес­кого Собрания сочинений А.С. Пушкина, начинает систематическое изучение рукописей поэта.

Девушка издали машет ему рукой, и всадник останавливается.

Несмотря на то что шел дождь, мы продолжали путь.

Она побежала в поле, чтобы нарвать цветов.


Вариант№ 3

Прочитайте предложения, рассказывающие об истории происхождения не­которых крылатых выражений. Сверните эти предложения, выделив:

1) только значение крылатого выражения;

2) только информацию об истории происхождения этого выражения.

Предложение 1.

Выражение «довести до белого каления» (разозлить до предела, до бешенства) основано на свойстве металла при нагревании светиться по-разному в зависимости от температуры: сначала красным светом, потом желтым и наконец ослепительно белым.

Предложение 2.

Поиск алхимиками, предшественниками современных химиков, философского камня, овладение которым считалось верхом удачи и счастья, пределом всех желаний, породил выражение, употребляемое сейчас в тех случаях, когда мы хотим сказать о поиске чего-то невозможного или попытке найти универ­сальный ключ к решению многих задач.

Предложение 3.

Выражение «цепная реакция», обозначаю­щее сейчас любой процесс, над которым человек потерял власть и контроль, все то, что, раз начавшись, развивается все шире и шире, изначально было введено учеными для обозначения последовательного ряда чередующихся химических реакций.

1). Произведите сжатие фрагмента, заменив сложноподчиненное предложение простым предложением с причастным оборотом:

Принято думать, что нравственные потрясения, которые открывают новое содержание в жизни, переживают лишь великие люди и знаменитые литературные герои, однако это далеко не так.

2). Произведите сжатие фрагмента, применив два и более приемов сжатия:

Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать радость, то он ставит себе цель, достойную человека. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага: машину, дачу, мебельный гарнитур - он допускает роковую ошибку.

3). Произведите сжатие фрагмента, заменив однородные члены обобщённым наименованием:

Многие утверждают‚ что слушать музыку дома даже лучше‚ чем в зале: никто не шепчется‚ не шуршит конфетными бумажками‚ не кашляет‚ не скрипит креслами

4). Произведите сжатие фрагмента, заменив три предложения на одно с обобщённым значением:

Наступила весна. Пригрело солнышко. Запели птицы. Зазвенели ручьи.







Замена однородных членов обобщающим наименованием;

В это лето я узнал наново, на вкус, на запах, на ощупь много слов,  бывших до той поры хотя и известными мне, но далеко не пережитыми.

Варианты ответа

    В это лето я узнал наново много слов, бывших до той поры хотя и  известными мне, но далеко не пережитыми

    В это лето я узнал наново, понял много слов, известных мне ранее

Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией

    Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно, чтобы нагреть от комнатной температуры до кипения 150 л. воды

     Вариант ответа

Энергиивыделяющейся при ядерной реакции, достаточно   для нагревания от комнатной температуры до кипения 150 л. воды).

 

- Самостоятельная практическая работа по группам с последующей проверкой. (Слайд № 8-17).

Выполняем  первое задание на листах,  аккуратно делая карандашом необходимые пометки)  Каждый ряд работает со своим заданием. 4-5 минут.

1 ряд: Произведите сжатие фрагмента, используя прием слияния

    А)  Не могу назвать себя нетерпеливым человеком. Но, кажется, только  гений терпения мог прочитать эти дневники! Без сомнения, они писались на привалах при свете коптилок из тюленевого жира, на сорокапятиградусном   морозе замерзшей и усталой рукой. 

     Вариант ответа

       Не могу назвать себя нетерпеливым человеком. Но очень трудно было

читать эти дневники, написанные на привалах при свете замерзшей и

 усталой рукой.

 Б) Знаете ли вы, что многие птицы получили свое название по их крику или

по цвету оперенья? Иногда об этом нетрудно догадаться, только надо немного подумать над словом, иногда посмотреть в словаре, внимательно  посмотреть на перышки птиц.

      Вариант ответа

   Многие птицы получили свое название по их крику или по цвету оперения,

о чем нетрудно догадаться, если внимательно посмотреть на птиц.

В) О значении любого слова можно узнать в справочной литературе. Где можно  узнать о значении любого общеупотребительного слова? Конечно, в толковом   словаре русского языка. А где можно узнать о значении слов общенаучной  лексики?  Наиболее полно эта лексика отражена в энциклопедических словарях.

    Вариант ответа

О значении любого слова можно узнать в справочной литературе, а о значении любого общеупотребительного слова – в толковом словаре  русского языка, о значении слов общенаучной лексики – в энциклопедических   словарях.

 

2 ряд: Произведите сжатие фрагмента, используя прием замены

  А) Песня тихая, тягучая, заунывная, похожая на плач и едва уловимая  слухом, слышалась то справа, то слева, то сверху, то из-под земли.

       Вариант ответа

Тихая и печальная песня слышалась отовсюду.

Б) Великие качества человечности – любовь к жизни, ненависть к трусости,  благородство, людское товарищество, ясная доброта  - все эти нравственные  качества возникают, прочно закладываются в детстве, а потом лишь  шлифуются: время оттачивает и проверяет их.

       Вариант ответа

Великие качества человечности возникают и прочно закладываются  в детстве, а потом лишь шлифуются.

В) М.В. Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры  с ее разнообразием и особенностями, с ее богатством и широтой. Он был естествоиспытателем, философом, поэтом, основоположником русского литературного языка, историком, географом, политическим  деятелем.

     Вариант ответа

Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры. Он был ученым, философом, поэтом.

 

3 ряд: Произведите сжатие фрагмента, используя прием исключения

А) Кремль – центр боярства и духовенства, правящих сословий. Китай-город – сосредоточие посадского люда, тяглового сословия. Боярские дворцы встречались в Китай-городе только как исключение. Различие во внешности Кремля и Китай-города соответствовало этому  социальному развитию.

    Вариант ответа

   Кремль – центр боярства и духовенства, правящих сословий. Китай-город – сосредоточие посадского люда, тяглового сословия.  Различие во внешности Кремля и Китай-города соответствовало этому  социальному развитию.

Б) За Красной площадью шли торговые помещения и далее купеческие дома. До конца 17 века торговые помещения были почти исключительно деревянные: самые большие дома были бревенчатые двухэтажные срубы, где наверху жил  сам купец, а внизу под навесом располагалась его торговля; но таких домов  было немного, и преобладали одноэтажные домики или просто сколоченные из  досок палатки. Каменные ряды были построены в 1596 году, после страшного пожара 1596 года.

    Вариант ответа

     За Красной площадью шли торговые помещения и далее купеческие дома. До конца 17 века торговые помещения были почти исключительно деревянные. Каменные ряды были построены в 1596 году, после страшного пожара 1596 года.

В) Я люблю на своей великой Родине все. Но душа этой любви – «тот уголок  земли» на берегу матушки-Волги, где я впервые познал аромат цветов и  сотового меда, синеву меда и глубину рек, блеск снега и холодок родниковой воды.

     Вариант ответа

Я люблю на своей великой Родине все. Но душа этой любви – «тот уголок земли» на берегу матушки-Волги, где я познал красоту родной земли.

 

Перед нами небольшой фрагмент текста, состоящий из 45 слов, который необходимо сжать до 35 слов.

Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем нерациональные мечты. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (45 слов)

Варианты ответа

Может показаться парадоксальным, но человеку нужны не только рациональные цели, но и совсем нерациональные мечты. Цель конкретна и достижима, мы можем продумать или просчитать те действия, которые необходимы для ее достижения. (32 слова)

_________________________________________________________________________-

Система упражнений при подготовке к сжатому изложению

Понятно, что, готовясь к сжатому изложению, необходимо тренироваться выполнять разнообразные логические операции с текстами: выделять главную и второстепенную информацию, искать тезисы, прояснять ход мысли, сжимать текст разными способами, записывать связный и логически стройный пересказ, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного текста. В этом помогут специальные упражнения, которые окажутся полезными не только на уроках развития речи, но и на обычных занятиях по русскому языку и литературе, начиная с 5-го класса. И хотя на экзамене ученики должны будут воспринять текст на слух, большинство упражнений, во всяком случае на первых порах, правильнее и удобнее выполнять, когда дети не только слышат, но и видят текст.

Например, в качестве упражнения учитель может использовать следующее задание: найти текст в художественной литературе объёмом одна страница и сократить его до одного-двух предложений с сохранением основной мысли и темы. Такое задание расширяет возможности учащихся, так как они начинают видеть только главные и важные детали в тексте, безошибочно определять тему, идею текста. Самостоятельный поиск произведения необходим, для того чтобы развить навык и умение ориентироваться в многообразии выбора. При этом ученик испробует не один текст, а несколько, соответственно, навык будет развиваться больше, путём метода проб и ошибок, который важен при написании экзаменационной работы, так как ученики, увидев текст, сразу будут видеть, что в тексте второстепенно, а что главное.

Необходимо учителю развивать и навык самостоятельного поиска способов сокращений текста. Эти способы должны быть нетрадиционными, а именно индивидуальными, чтобы ученику было легче воспринимать сжатое изложение как вид работы. Учителю важно учесть, что не все ученики могут видеть стандартные приёмы сокращения текста. Для данного упражнения учителю нужен текст с наиболее распространёнными предложениями, связанных между собой.

Так размышлял Аркадий, а пока он размышлял, весна брала своё. Всё кругом золотисто зеленело, всё широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием тёплого ветерка, всё: деревья, кусты и травы; повсюду нескончаемыми звонкими песнями заливались жаворонки; чибисы то кричали, виясь над низменными лугами, то молча перебегали по кочкам; красиво чернея в нежной зелени ещё низких яровых хлебов, гуляли грачи. Они пропадали во ржи, уже слегка побелевшей, лишь изредка высказывались их головы в дымчатых её волнах. Аркадий глядел, глядел, и, понемногу ослабевая, исчезали его размышления

Вопросы и задания ученикам.

- К какому стилю текста и типу речи относится отрывок?

- Чем характеризуется данный тип речи и стиль текста?

- Насколько значимо сохранить тип речи и стиль отрывка?

- Попробуйте сжать текст таким образом, чтобы у него изменился тип и стиль.

- Напишите два варианта сжатия текста: один с использованием известных приёмов, это, например, подбор синонимов, обобщённых слов и нетрадиционного, на ваш взгляд, способа.

Такое упражнение рассчитано на выявление слабых мест у школьников при изучении данной темы, так как оно охватывает несколько заданий, связанных с сжатие текста, а также работой над стилем и типом текста.

Немаловажной проблемой при подготовке к изложению является способность правильно определять тему, основную мысль текста. Большинство детей не могут правильно это сделать сразу, поэтому для развития понимания содержания текста обычно используется метод ответов на вопросы и самостоятельное составление вопросов учениками. Это активизирует внимание учеников при прослушивании.



Если текст – повествование, нужно уметь выделить главные события – сюжетные узлы – и понять, как они связаны между собой.

Чтобы правильно понять рассуждение, нужно уметь видеть его структуру: различать тезисы и аргументы, логические переходы от одной мысли к другой. Это умение ключевое: без него нельзя научить точному пониманию текста, точному и осмысленному пересказу. Важно начать тренироваться как можно раньше и включать тексты подобного типа в уроки на протяжении всего учебного года с 5 класса.

Упражнения на понимание текста, восстановление логических связей

Например, задания могут звучать так: разберитесь, в каких предложениях содержаться тезисы, в каких – доказательства. Восстановите правильный порядок предложений. Не забудьте новые мысли написать с красной строки. Обратите внимание, в каких предложениях нужно использовать синонимы, чтобы избежать повторения.

Эффективными в этом случае оказываются упражнения, в которых, перед тем как написать сжатое изложение текста, сначала надо:

восстановить смысловую связь между предложениями или абзацами;

правильно расположить тезисы и аргументы в рассуждении;

исправить нарушенную логику;

подобрать вступление или заключение.

Пересказывая тексты, ученики сокращают содержание, либо исключая слишком подробную информацию, либо обобщая частную. Стоит познакомить школьников с основными приемами сжатия и потренировать их, предложив для этого специальные упражнения.

На экзамене ученики должны продемонстрировать не теоретические знания о приемах сжатия информации, а практический навык правильного сокращения текста. Выработать его можно только регулярными упражнениями: сначала простыми – потом все более сложными.

Например:

1.Подчеркните в тексте только то, без чего нельзя понять смысл рассуждения. Разбейте текст на абзацы.

2.Замените ряд однородных членов обобщающим словом; (где нужно, измените форму согласующихся слов) (5 – 6-й классы).

Совершенствовать умение писать помогут упражнения, которые целесообразно использовать в 7-8 классах

1. По данному началу определите основную мысль текста.

2. Письменно продолжите текст, озаглавьте его.

3. Отредактируйте текст.

По информационной переработке текста могут быть использованы следующие варианты упражнений (8-9 классы)

Упражнения для отработки содержательных приёмов сжатия текста

Сформулировать главную мысль каждого текста одним предложением. Из ответов, данных после текста, выберите наиболее точный.

В 1492 году Колумб пересёк большое "травянистое море", расположенное в Атлантическом океане к западу от Канарских островов. Это овальной формы "море в океане" протянулось на 5 тысяч километров по ширине и на 2 тысячи по долготе. Вода в нём тёплая и солёная. Это море - настоящее царство одной из разновидностей бурых водорослей. Португальские мореплаватели назвали его Саргассо, потому что пузырьки воздуха на водорослях по форме очень напоминали сорт винограда, называемый в Португалии сарга. Так весь этот район с плавающими на его поверхности водорослями стали называть Саргассовым морем.

Ответы:

1) Происхождение названия Саргассово море.

2) Саргассово море получило свое название за схожесть пузырьков воздуха на водорослях с сортом винограда сарга.

3) История названия Саргассова моря.

5) Исторические факты происхождения Саргассова моря.

6) Название Саргассова моря произошло от сорта винограда "сарга".

8) Саргассово море названо в честь сорта винограда сарга из Португалии.

9) Саргассово море получило свое название из-за водорослей, чьи пузырьки напоминали сорт винограда «сарга».

Прочитайте текст. Зачеркните в нем второстепенную информацию (можно убрать из текста, не нарушая его смысла), запишите окончательный вариант.

Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди. (По В. И. Курбатову)

Родиной мы зовём нашу страну потому, что в ней мы родились, потому, что в ней говорят родным для нас языком и всё в ней для нас родное. Родина – это память обо всём, что нам дорого в прошлом, это дела и люди нынешних дней, это родная земля со всем, что растёт и дышит на ней.

Что можно исключить из предложения без ущерба для его содержания? Запишите окончательный вариант.

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам? Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение, и может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. (А.С. Пушкин)

Когда Алмазовы приехали к садовнику, белая петербургская ночь уже разлилась по небу и в воздухе синим молоком. Садовник, чех, маленький старичок в золотых очках, только что садился со своей семьёй за ужин. Он был очень изумлен и недоволен поздним появлением заказчиков и их необычной просьбой. (А. Куприн)

Тайну творчества надо искать в любви. Все мы помним, что когда кто из нас влюблен, то, бывало, и все люди на свете хороши. Так и в творчестве есть мысль — не мысль, что-то единое сердца, ума и воли… Сущность творчества, его самый глубокий секрет состоит в том, чтобы находить в себе и для всех эту мысль (М. Пришвин)

Старая барыня, у которой он жил в дворниках, во всем следовала древним обычаям и прислугу держала многочисленную: в доме уней находились не только прачки, швеи, столяры, портные и портнихи, - был даже один шорник, он же считался ветеринарным врачом и лекарем для людей, был домашний лекарь для госпожи, был, наконец, один башмачник, по имени Капитон Климов, пьяница горький. Климов почитал себя существом обиженным и не оцененным по достоинству, человеком образованным и столичным, которому не в Москве бы жить, без дела, в каком-то захолустье, и если пил, как он сам выражался с расстановкой и стуча себя в грудь, то пил уже именно с горя. (И.С. Тургенев)

Упражнения для работы над языковыми приёмами компрессии исходного текста.

Исключение подробностей и деталей

4. Запишите предложения, исключая повторы слов и словосочетаний.

Война катилась на город, война шумела за околицей (А. Приставкин)

Вокруг кто-то плакал, кто-то кричал, кто-то молился (Б. Полевой)

Никто не спросит, никто не поинтересуется (А. Приставкин);

Рожь была высока, солнце было прекрасно, и душа, не заслужившая этих сияющих и улетающих небес, жаждала неторопливых болей (И. Бабель)

Широкая черкеска была кое-где порвана, шапка была заломлена назад по-чеченски, ноговицы спущены ниже колен (Л. Толстой).

Незаметно проходит день, незаметно наступают потёмки. Стоит воздух, стоит одурелая от сна слободка, стоят звёзды в небе, стоит всё небо (К. Федин)

Запишите предложения, исключая один или несколько синонимов

Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами. (По Е. Киселёвой) - Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами.

Начать хотя бы с торжественно-размеренной поступи актеров. Ведь они не ходят, а шествуют по сцене, не сидят, а восседают, не лежат, а возлежат, не стоят, а позируют.

Мне иногда представлялось, что я вижу перед собою огромного, исполинского паука, с человека величиною. (Ф. Достоевский)

Буду трудиться, буду работать в поте лица в деревне и займусь честно, так, чтобы иметь доброе влияние и на других. (Н.В. Гоголь)

Дьяченко никогда никуда на всех парусах не несся, а вышагивал по коридору не спеша, солидно, с достоинством. (Н. Кузьмин)


Прочитайте предложения, найдите в них и подчеркните уточняющие или поясняющие конструкции. Запишите текст без них.

Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.→Чистый воздух нужен не только людям, он необходим и в точном производстве.

А пока я успею съездить к себе в деревню. К матери и отцу. (Сол.)

Знаешь... Я всю жизнь ждала. С семнадцати лет. Каждый день. (Ток.)

Дай мне капли, - слабым голосом произнесла Софья Павловна. - На столе. Около чернильницы. (Н. И.)

Потом расскажу. При встрече. (Чак.)

Всегда он таким был. С детства. (Н. И.)

Я хорошо знаю и понимаю Вас. Лучше, чем вы сами.

Из ее слов получается, что все очень легко. Проще простого (Н.И.)



Сжать предложение путем сокращения отдельных членов предложения.

В руках Наташа держала красные, синие, зеленые и жёлтые лоскутки ткани→ В руках Наташа держала лоскутки ткани.

Всё: и лес, и поле, и цветущий луг - залито солнцем.

Ни один след: ни лыжный, ни пеший, ни человеческий – не пересекал лыжную тропу.

Растения в пустыне совсем особенные: очень крепкие, без листьев, не дающие тени.

От дома, от деревьев, от голубятни и галереи – от всего побежали длинные тени. (И.А. Гончаров)

Все это: цветы, блёстки, звуки и запахи – давило на глаза.

Внизу мерно и широко шумел прибой. (Ю. Казаков)

Все вокруг хаты: подсолнухи, акация и сухая трава – было покрыто шершавой тканью.



7. Сократите текст, исключая одно или несколько предложений с описаниями и рассуждениями.



Чистые пруды – это целый мир чудесных неожиданностей. Милые, скромные чудеса моего детства! Чистые пруды были для нас школой природы. Как волновала желтизна первого одуванчика на зеленом океане пруда! Нежности и бережности учили нас их пуховые, непрочные шарики. Мы ловили тут рыбу. И это было чудом – поймать рыбу в центре города. А плавание на старой, рассохшейся лодке, а смелые броски в холодную майскую воду, а теплота весенней земли под босой ногой – это было несметным богатством для городских мальчишек. (По Ю. Нагибину)

Ничто не имело и не имеет для духовной жизни моей, для жизни в Прекрасном того значения, какое имел и имеет Пушкин. Он пришёл ко мне с колыбели, он останется со мной до конца. Он был всегда со мной – и в дни радости, и в дни печали, и в часы труда, и в годы войны. Это была единственная книга в моём багаже. (По И. Бражнину)



Обобщение конкретных, единичных явлений

Сжать предложение, подобрав к однородным членам предложения обобщающее наименование или сочетание слов (времена года, явления природы, средства связи)

В руках Наташа держала красные, синие, зеленые и жёлтые лоскутки ткани. → В руках Наташа держала разноцветные лоскутки ткани.

Я люблю бродить по лесным дорожкам не только жарким летом и холодной зимой, но и дождливой осенью, многоголосой весной.

Из-под сена виднелись самовары, кадка с мороженой капустой, какие-то привлекательные узелки и коробочки.

Вчера в сельмаг завезли детские колготки, ползунки, распашонки, чепчики, и весть об этом дошла и до Натальи.

В воскресный день к Клавдии Петровне неожиданно приехали сыновья, дочери и старшая сестра.

У нас в городе уже растут и ель, и сосна, и кедр, и пихта, только персик никак не привыкнет к нашему климату.

На прошлом уроке мы повторяли глаголы и существительные, наречия и причастия, прилагательные и местоимения.

Гоголь, Тургенев, Чехов, Некрасов рисовали картины из жизни крестьян.

Однажды вздумалось друзьям в день жаркий побродить по рощам, по лугам, и по горам, и по долам.

Замена гипонимов гиперонимом.

А) К каждой группе подберите гипероним

Молоток, стамеска, тиски, отвертка, дрель

Брат, сестра, племянник, дядя, дочь

Шапка, кепка, папаха, берет, феска, тюбетейка

Карандаш, ручка, фломастер, кисточка

Б) Подчеркните гипонимы, подберите к ним гипероним (из словаря для справок)

Человечеству с древности известны психотропные свойства мухомора, поганки, навозника, чернеющей сыроежки.

В угольных пластах выделяется метан, сероводород, углекислый газ, что иногда оказывается причиной смерти или серьезных заболеваний.



Какие тропы и стилистические фигуры используются в следующих примерах, кратко обоснуйте.

Яков Сергеевич разобрал часы с кукушкой, разложил по столу какие-то колёсики, болтики, шурупчики, стрелочки, сидит, тупо на них смотрит.

Яблони, груши, сливы, абрикосы, выращенные в нашем питомнике, идеально подходят для средней полосы России.

Тополя, каштаны, ивы, берёзы, липы занимают особое место в любых зеленых зонах, будь то приусадебный участок или городской парк.

На прошлой неделе в школу завезли тетради, карандаши, ручки, дыроколы, папки.

(газ, выразительные средства языка, плодовые деревья, канцтовары,галлюциногенные грибы, запчасти, лиственные деревья)



Замените предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением (никогда, никуда, никто, ничего, всегда, везде, всюду, всякий, каждый, любой всё, все они и др.).

Вокруг не было видно ни человека, ни лошади, ни птицы. →Вокруг никого не было видно.

В поле, в роще, на реке царствовало безмолвие.

Ни горы, ни ущелья, ни быстрые реки не помешали прокладке газопровода.

Радость и горе, бедность и непосильный труд пришлось испытать ему в детстве.

Запах черемухи чувствовался в саду, в доме, на улице.

Ни один след: ни лыжный, ни пеший, ни человеческий – не пересекал лыжную тропу.

Тебе ни товарищей, ни друзей, ни родителей нельзя винить в происшедшем.

Разрешение на вырубку леса тебе не даст ни председатель, ни парторг, ни женсовет.



Упрощение синтаксических структур

Прочитайте текст. Изложите его содержание с помощью одного простого или сложного предложения.

Мы с Вовкой забрели в густой березняк. Над головой громко и надоедливо стрекотала сорока, перелетая за нами с дерева на дерево. Мы уже начали выбираться из зарослей, как вдруг Вовка хватает меня за руку и показывает. А там, в листве, висит большой такой тяжёлый комок из веток и сучков. (Ю. Дмитриев)

Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник. (По К. Паустовскому)

На шее у петуха огненное ожерелье. Спина серая, в мелких белых пестринках, а в пышном хвосте длинные, серпообразные сине-черные перья. Держался он гордо. Выступал вперёд широкой, отливающей бронзой грудью, высоко, будто на параде, поднимал лапы с загнутыми острыми шпорами.(Е. Носов)

Прочитайте текст и сократите его, используя приемы исключения и обобщения.

По дороге с главного аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Дворец был в очень плохом состоянии – стоял близко от линии фронта, но наши бойцы сделали всё, чтобы сохранить его. Прикоснись к нему руки реставраторов – и какой праздничной стала бы увертюра к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце шестидесятых годов. И ничего нет на этом месте. Пусто там, где он стоял, пусто в душе, когда это место проезжаешь. И – горько, потому что утрата любого памятника культуры невосстановима: они всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой, конкретными мастерами.

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. Язык человека – точный показатель его человеческих качеств, его культуры. (Д. Лихачев)

Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадежные люди. (По В. И. Курбатову)

Проверь!

- Недалеко от города стоял Путевой дворец Растрелли, разрушенный войной, но сохранённый нашими бойцами. Отреставрировать бы его, так нет – снесли! Теперь на этом месте пусто, и в душе пусто, ведь утрата памятника невосстановима.

- Вернейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит.

- Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди.

Замените сложноподчиненное предложение простым

Вы надолго запомните красоту и необъятность нашей Родины, когда отправитесь путешествовать по ней.

Багряная листва, которая была покрыта росой, шуршала под ногами.

Если температура на Земле повысится всего на несколько градусов, повсюду изменится климат, нарушится вся жизнь людей.

Отработайте умения выбирать краткие синонимичные слова для выражения мысли.

А. Замените фрагмент предложения синонимичным выражением

Резко, с шумом закрыть - (захлопнуть)

Плохо растущий, болезненный - (чахлый)

Идти, делая частые, мелкие шаги - (семенить)

Говорить, перебивая друг друга - (наперебой)

Такой, в котором приятно и удобно жить - (уютный)

Ударить, сильно размахнувшись - (наотмашь)

Б. Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией.

Для того чтобы осуществить – для осуществления

для того чтобы получить – для получения

для того чтобы изменить –

для того чтобы соединить –

для того чтобы распределить –

для того чтобы рассмотреть –

- Составьте предложения с получившимися парами.

Замените придаточные условия и причины предложно-падежной конструкцией или деепричастным оборотом.

Иванов, после того как принял решение, приступил к делу.

- После принятия решения Иванов приступил к делу.

- Иванов, принявший решение, приступил к делу.

Когда она спускалась с крыльца, то уронила костыль и беспомощно остановилась на ступенях.

Я отошел в сторону, потому совсем не знал, что мне делать.

Открылась сильная горячка, из-за которой бедная больная в течение двух недель находилась у края гроба.

Замените прямую речь косвенной.

Я стоял на якоре у самого лозняка, когда мимо меня торопливо проехал Шашкин (бакенщик) и крикнул:

- Гроза находит. С ветром. Приставайте к лесному берегу, вон - за мысом. Там изба стоит в лесу. Я тоже в ней укроюсь.

- Чья изба? – спросил я. – До сих пор я что-то её не замечал.

- Святослава Рихтера, музыканта. А вы разве не знали? Московский музыкант. Жена у него певица. Только фамилию её не выговорю, трудная в обращении фамилия.

Я не знал об этом и не мог предполагать, что в такой безлюдной глуши поселился наш известный пианист. (По Е. Киселёвой).

Проверьте!

Шашкин предупредил меня, что находит гроза. С ветром. И посоветовал укрыться в избе, которая стояла в лесу. От бакенщика я узнал, что эта изба принадлежала известному музыканту Святославу Рихтеру.

Я однажды сказал: «Если бы ты знала, сколько у меня врагов». (Бунин) «Кого это вы хотите представить?» – тихо спросила Лизавета Ивановна. (Пушкин)

«Доктор у себя?» – быстро спросил вошедший. (Чехов)

«Теперича я зуб наложила, Игнатич, знаю, где брать, – говорила она о торфе. – Ну и местечко, любота одна!» (Солженицын)

«Посвети барину», – сказал Бирюк девочке. (Толстой)



«Кур по осени будем считать, а выработку ежедневно, – резко сказал Давыдов. – Ты, Устин, заруби себе на носу: бездельников в колхозе мы терпеть не будем! Дармоеды нам в колхозе не нужны. Ты подумай: куда ты идешь и куда заворачиваешь? У Осетрова почти двести трудодней, у остальных из вашей бригады – за сто, даже у таких больных, как Нечаев, и то около сотни, а у тебя – двадцать девять! Ведь это позор». (Шолохов)

Типы заданий, направленных на сжатие текста.

1. Сократите текст на одну треть (вдвое, на три четверти...).

2. Сократите текст, передав его содержание в одном-двух предложениях.

3. Уберите в тексте лишнее с вашей точки зрения.

4. Составьте на основе текста «телеграмму», т.е. выделите и очень коротко (ведь в телеграмме дорого каждое слово) сформулируйте главное в тексте.

При обучении сжатому изложению соблюдается определенная последовательность действий, которую можно записать в виде следующей инструкции.


__________________________________________________________________________

Тренировочные упражнения на освоение приемов сжатия текста.

1. Перестройте сложные предложение в простые, сохраняя их суть.


1) Философы, то есть древние философы, первыми поняли ценность времени – они наверняка еще до Сенеки пробовали как-то обуздать время, приручить, понять его природу, ибо и тогда оно доставляло людям огорчение своей быстротечностью.


Ценность времени – в его быстротечности.

2) Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает универмаги в универсамы, печатает газеты фотоспособом, он и говорить старается лаконичнее, уже не пишет, а диктует в диктофон, а дефицит времени увеличивается.


^ У делового человека дефицит времени увеличивается.

3) Не только у него цейтнот становится всеобщим: недостает времени на друзей, на письма, на детей, нет времени на то, чтобы думать, чтобы не думая постоять в осеннем лесу, слушая черенковый хруст облетающих листьев, нет времени ни на стихи, ни на могилы родителей.


^ Цейтнот становится всеобщим.

4) Самое дорогое, что есть у человека, - это жизнь, но если всмотреться в эту самую жизнь поподробнее, то можно сказать, что самое дорогое - это Время, потому что жизнь состоит из времени, складывается из часов и минут.


Самое дорогое - это Время, составляющее нашу жизнь.

^ 2. Сократите сложное предложение за счет менее существенной части.


Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты. Мне нравилось всё в этой удивительной стране: и то, что слабых детей сбрасывали со скалы, и что мать-спартанка провожала сына на войну не слезами, а прекрасной, афористичной фразой: «Со щитом или на щите», и что маленький спартанец, пронёсший в школу под рубахой живого лисёнка, не плакал и не кричал, когда зверёк вгрызался в его тело.


Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты. Мне нравилось всё в этой удивительной стране.

^ 3. Замените фрагменты предложений обобщающими понятиями.


1) Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём внешнем облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова,


^ Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём внешнем облике город связан с именами знаменитых архитекторов.


2) Мордочка Микки-Мауса изображена на куртках, футболках, ночных рубашечках, пижамках, носках, свитерах, фартучках, портфелях, пеналах, карандашах, на обоях, на часах (предмет коллекционный); на детских бутылочках, на баночках, коробках, картонках, на бумаге, пластмассе, дереве, жести.


Мордочка Микки-Мауса изображена на многих вещах, предметах, материалах.

^ 4. Исключите повторы и объедините предложения.


В Спарте сразу после рождения в пропасть швыряли слабосильных и нестандартных, то есть тех, кто в дальнейшем просто вынужден был бы противопоставить безукоризненной мужественности окружающих мощь разума и силу духа. Тех, кого непосильная тяжесть меча поневоле отталкивала бы к резцу, линейке и перу. Тех, для кого «выжить» означало бы - «изобрести».


В Спарте убивали физически слабых детей, хотя среди них могли быть гении.

^ 5. Замените прямую речь косвенной, сохранив смысл высказывания.


Знаменитый художник В.В.Стасов так говорил об И.И. Шишкине: «Шишкин - художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный». (37 слов)


Знаменитый художник В.В.Стасов утверждал, что Шишкин - художник народный, изучавший всё русское, а потому ему нет равных в этой области. (20 слов)

^ 6. Изложите указанную часть текста одним предложением.


Едва ли кто-нибудь может сказать, что, однажды увидев море, он забыл его. Более того, море продолжает звать к себе, оно является в сновидениях, в мечтах и думах. И сколько бы ни прошло лет, каждый из нас, вновь увидев море, потрясен его жизненной силой, игрой волн, неукротимым ритмом движения. Море - вот поистине колдовской калейдоскоп самых невероятных сочетаний цветов, бликов и пятен.


Однажды увидев море, вовек невозможно забыть его невероятную красоту и неукротимую мощь.

^ 7. Подчеркните в тексте предложения, смысловые части, которые могут быть убраны без ущерба для содержания


На протяжении всей истории человечества волки и люди всегда жили рядом. Эти хищники всегда представляли опасность для человека. Они нападали на домашний скот, а иногда и на человека. А потому люди всегда стремились уничтожать этих хищников всеми способами и средствами. Волков травили ядами, убивали из ружей, ловили в капканы и петли. В последние годы против волков стали применять самолеты и вертолеты, снегоходы. Несмотря на все эти меры, волки продолжают жить. Правда, во многих странах Западной Европы волков уже давно нет, но там мало и условий для их жизни


Волки очень пластичны и живут в самых разнообразных климатических условиях. Они обитают в тайге и в тундре, в степях и в пустынях, в городах и болотах.


На протяжении всей истории человечества волки и люди всегда жили рядом. Эти хищники всегда представляли опасность для человека. Они нападали на домашний скот, а иногда и на человека. А потому люди всегда стремились уничтожать этих хищников всеми способами и средствами. Волков травили ядами, убивали из ружей, ловили в капканы и петли. В последние годы против волков стали применять самолеты и вертолеты, снегоходы. Несмотря на все эти меры, волки продолжают жить. Правда, во многих странах Западной Европы волков уже давно нет, но там мало и условий для их жизни.


^ Волки очень пластичны и живут в самых разнообразных климатических условиях. Они обитают в тайге и в тундре, в степях и в пустынях, в городах и болотах.

^ 8. Сжато изложите содержание абзаца.


Что надо лесному зверю, зверьку или зверенышу для зимнего выживания? То же, что и человеку: надежная крыша над головой, удобная, теплая одежка да приличный запас калорийного корма, которого до спасительницы-весны должно хватить. Бобры не исключение. Но в отличие от всяких разных любителей чужими руками сотворенных убежищ, от охочих до соседских кладовых воришек, а также от некоторых «хитрецов», погружающихся зимой в крепкий сон, лесные дровосеки все от начала до конца делают сами. И жилища сооружают, надежнее не придумаешь, и корм припасают, как усердные домохозяйки, и образ жизни ведут – любой спортсмен позавидует. (90 слов)


Что надо лесному жителю для зимнего выживания? То же, что и человеку: дом, одежда, пища. Бобры не исключение. Но они, в отличие от других зверей, все от начала до конца делают сами: и жилища сооружают, и корм припасают. (38 слов)

^ 9. Напишите текст, объединяющий общую информацию высказываний


Египет был крупнейшей аграрной державой, и многочисленные запасы зерна необходимо было оберегать от нашествий грызунов. Кошек, истребляющих крыс и мышей, египтяне считали священными животными. Не случайно у верховного бога Египта Ра была кошачья голова.


В Китае кошка символизировала материнство. Верили, что, если повесить на дверь комнаты молодой матери пучок кошачьей шерсти, малыш обязательно будет счастлив.


В Японии хозяином кошки мог стать только очень обеспеченный человек. Содержание животного требовало огромных расходов: питомца было принято наряжать, кормить только из золотой и серебряной посуды специально приготовленной пищей и даже приставлять к нему персонального слугу.


В странах мира к кошке относились по-разному: в Египте она считалась священным животным из-за своих охотничьих качеств, в Китае-символом материнства, а в Японии – признаком материальной обеспеченности.

^ 10. Проверяем себя. Сжать каждый абзац текста.


Андерсен умел радоваться всему интересному и хорошему, что попадается на каждой тропинке и на каждом шагу. Пожалуй, неправильно называть это свойство умением. Гораздо вернее назвать его талантом, редкой способностью замечать то, что ускользает от ленивых человеческих глаз.


Мы ходим по земле, но часто ли нам является в голову желание нагнуться и тщательно рассмотреть эту землю, рассмотреть все, что находится у нас под ногами? А если бы мы нагнулись или даже больше - легли бы на землю и начали рассматривать ее, то на каждой пяди мы бы нашли много любопытных вещей.


Разве не интересен сухой мох, рассыпающий из своих кувшинчиков изумрудную пыльцу, или цветок подорожника, похожий на сиреневый солдатский султан? Или обломок перламутровой ракушки - такой крошечный, что из него нельзя сделать даже карманное зеркальце для куклы, но достаточно большой, чтобы бесконечно переливаться и блестеть таким же множеством неярких красок, каким горит на утренней заре небо над Балтикой. Разве не прекрасна каждая травинка, наполненная пахучим соком, и каждое летучее семечко липы? Из него обязательно вырастет могучее дерево!


В сложной биографии Андерсена нелегко установить то время, когда он начал писать свои первые прелестные сказки. С раннего детства его память была полна разных волшебных историй. Но юноша Андерсен долго считал себя кем угодно - певцом, танцором, декламатором, поэтом, сатириком и драматургом, но только не сказочником. Несмотря на это, отдаленный голос сказки давно слышался то в одном, то в другом из его произведений как звук чуть затронутой, но тотчас же отпущенной струны.


Свободное воображение ловит в окружающей нас жизни сотни частностей и соединяет их в стройный и мудрый рассказ. Нет ничего, чем пренебрег бы сказочник, - будь то горлышко пивной бутылки, капля росы на пере, потерянном иволгой, или заржавленный уличный фонарь. Любая мысль - самая могучая и великолепная - может быть выражена при дружеском содействии этих скромных вещей.


Что толкнуло Андерсена в область сказки? Сам он говорил, что легче всего писать сказки, оставаясь наедине с природой, "слушая ее голос", особенно в то время, когда он отдыхал в лесах Зеландии, почти всегда окутанных неплотным туманом, дремлющих под слабым мерцанием звезд. Далекий ропот моря, долетавший в чащу этих лесов, придавал им таинственность.


Но мы также знаем, что многие свои сказки Андерсен писал среди зимы, в разгар детских елочных праздников, и придавал им нарядную форму, свойственную елочным украшениям. Этот человек был настоящим волшебником. (По К.Паустовскому) (376 слов)

Андерсен умел радоваться всему интересному и хорошему, что попадается на каждой тропинке и на каждом шагу. Пожалуй, неправильно называть это свойство умением. Гораздо вернее назвать его талантом, редкой способностью замечать то, что ускользает от ленивых человеческих глаз. (37 слов)


^ Андерсен умел радоваться интересному. Это талант, редкая способность человека обращать внимание на всё. (13 слов)

Мы ходим по земле, но часто ли нам является в голову желание нагнуться и тщательно рассмотреть эту землю, рассмотреть все, что находится у нас под ногами? А если бы мы нагнулись или даже больше - легли бы на землю и начали рассматривать ее, то на каждой пяди мы бы нашли много любопытных вещей. (53 слова)


^ Мы часто не хотим замечать обыденное, хотя в нём есть много удивительного. (12 слов)

Разве не интересен сухой мох, рассыпающий из своих кувшинчиков изумрудную пыльцу, или цветок подорожника, похожий на сиреневый солдатский султан? Или обломок перламутровой ракушки - такой крошечный, что из него нельзя сделать даже карманное зеркальце для куклы, но достаточно большой, чтобы бесконечно переливаться и блестеть таким же множеством неярких красок, каким горит на утренней заре небо над Балтикой. Разве не прекрасна каждая травинка, наполненная пахучим соком, и каждое летучее семечко липы? Из него обязательно вырастет могучее дерево! (74 слова)


^ Разве не интересен сухой мох, цветок подорожника или обломок перламутровой ракушки? Разве не прекрасна каждая травинка и семечко липы, из которого вырастет дерево? (23 слова)

В сложной биографии Андерсена нелегко установить то время, когда он начал писать свои первые прелестные сказки. С раннего детства его память была полна разных волшебных историй. Но юноша Андерсен долго считал себя кем угодно - певцом, танцором, декламатором, поэтом, сатириком и драматургом, но только не сказочником. Несмотря на это, отдаленный голос сказки давно слышался то в одном, то в другом из его произведений как звук чуть затронутой, но тотчас же отпущенной струны. (72 слова)


В биографии Андерсена нелегко определить, когда он начал писать свои сказки. Его память была полна волшебных историй. Но юноша Андерсен долго считал себя кем угодно, но только не сказочником. Однако сказка жила в его произведениях. (33 слова)

Свободное воображение ловит в окружающей нас жизни сотни частностей и соединяет их в стройный и мудрый рассказ. Нет ничего, чем пренебрег бы сказочник, - будь то горлышко пивной бутылки, капля росы на пере, потерянном иволгой, или заржавленный уличный фонарь. Любая мысль - самая могучая и великолепная - может быть выражена при дружеском содействии этих скромных вещей. (56 слов)


^ В окружающей жизни не было ничего, чем он пренебрёг бы. Любая мысль находила выражение в простых вещах. (17 слов)

Что толкнуло Андерсена в область сказки? Сам он говорил, что легче всего писать сказки, оставаясь наедине с природой, "слушая ее голос", особенно в то время, когда он отдыхал в лесах Зеландии, почти всегда окутанных неплотным туманом, дремлющих под слабым мерцанием звезд. Далекий ропот моря, долетавший в чащу этих лесов, придавал им таинственность. (52 слов)


^ Природа также вдохновляла Андерсена на создание сказок. (6 слов)

Но мы также знаем, что многие свои сказки Андерсен писал среди зимы, в разгар детских елочных праздников, и придавал им нарядную форму, свойственную елочным украшениям. Этот человек был настоящим волшебником. (По К.Паустовскому) (32 слова)


^ Его произведения, написанные в новогодние праздники, нарядны, похожи на ёлочные игрушки. Андерсен был настоящим волшебником. (15 слов)


 Прочитайте текст. Разделите его на три абзаца. В каких предложениях

Упражнение № 320   Прочитайте текст.  Разделите его на три абзаца. В каких предложениях выражена основная мысль каждого из абзацев?  Спишите, расставляя пропущенные разделительные запятые между однородными членами. Обозначьте падеж, число, род прилагательных. Подчеркните их как члены предложения. • Найдите слово, синонимы которого даны в рамке.

безграничный

беспредельный

безбрежный

   Красивый пейзаж вызывает радос(?)ое чу(?)ство отвл..кает от непр..ятностей усп..каивает даже лечит. Пр..рода вд..хновляет поэтов художников композиторов. Сегодня наибольшую тр..вогу за свою судьбу вызывают у нас не далёкие горы и скалистые берега морей а пр..вычные, скромные сельские пейзаж.. . Они и(з, с)чезают под бе(з, с)жалостным напором тракторов и бульдозеров. Красота нашей земли хрупка и уязвима. Её легко и(з, с)портить и обид..ть каждой мелочью. Красоту пейзаж..й в Росси.., создали бе(з, с)крайние леса реч(?)ные д..лины и поймы лесные поляны и опушки кустарники и мелколесье у ручьёв и оврагов старые деревни и хутора с многоярусной р..стительностью дворов и улиц. Многие из этих чудесных элементов считаются бе(з, с)полезными для сельского хозяйства. На природу ведут подлинное наступление. Тихую рощу иск..реняют под пашню привольное поле отд..ляют от древних лесов непроходимым валом овраги засыпают или пр..вращают в свалки. Кто сохранит потомкам хотя бы малую часть русского пейзажа, который вд. .хновлял и Левитана, и Шишкина, и других талантливых соотечественников?

Ответ:



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!