СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ОГЭ по русскому языку, тестовая часть

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для подготовки к ОГЭ (тестовая часть)

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ по русскому языку, тестовая часть»

Тема урока: Подготовка к ОГЭ по русскому языку
(работа над тестовой частью) 9класс.


Цель урока: Повторение, обобщение и систематизация полученных знаний по трудным темам тестовой части:

«Синтаксический анализ»,

«Пунктуационный анализ»,

«Орфографический анализ»,

«Лексический анализ»,

«Анализ средств выразительности»,

«Анализ содержания текста».

Умение применять их на практике, подготовка к сдаче экзамена.

Технология: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Оборудование: компьютер, Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, карточки, листы с домашним заданием в двух вариантах .


ПЛАН УРОКА:

1.Орг.момент.

1.Вступительное слово учителя:


После долгого зимнего сна

Не спеша оживает природа,

И приходит царевна – Весна,

Открывая собой утро года.


Весна долгожданна, весна прекрасна, весна очаровательна. Но какая-то смутная тревога не отпускает, сжимает сердце, не даёт наслаждаться весной в полную силу. Это тревога усиливается с приближением ОГЭ. Поэтому сегодняшний урок мы посвящаем не только весне, но и подготовке к решению большинства заданий тестовой части ОГЭ, чтобы встретить экзамен во всеоружии.

- Чтобы справиться с тестовыми заданиями, необходимо знание множества правил и понятий. А чтобы знать эти правила и уметь их употреблять в заданиях, необходимо повторять эти правила.


2. «НЕ ПРЕРВИ ЦЕПОЧКУ».

1. Чем отличаются друг от друга ССП и СПП?

2. Когда на конце приставки пишется З, а когда – С?

3. Из каких частей состоит СПП?

4. Когда причастный оборот выделяется запятыми?

5.Когда пишется н - нн в страдательных причастиях прошедшего времени?

6. Перечислите значения приставки ПРИ.

7. Назовите самые употребительные сочинительные союзы. А подчинительные?

8. Как на письме выделяются вводные слова?

9. Когда пишется дефис между частями слова в наречиях?

10. Перечислите виды подчинения в СПП с несколькими придаточными.

11. Что такое синонимы? Приведите Примеры.

12. В каких случаях на конце наречий употребляется суффикс – о, а в каких – суффикс – а?


Пока мы боль чужую чувствуем,

Пока живёт в нас сострадание,

Пока мечтаем мы и буйствуем,

Есть в нашей жизни оправдание…

(Андрей Дементьев)


- Скажите, пожалуйста, ребята, к какой теме относится четверостишие, которое я только что прочитала? («Милосердие »).

А теперь небольшая лингвистическая разминка.

1) Словообразование. Сделать словообразовательный разбор и разбор по составу слова сострадание.

Словообразовательный разбор Сострадание - сострадать (суффиксальный)

Сострадание- пострадавший, страдают.

(2 учащийся работает у доски)

2) Лексика. Объясните значение слова буйствовать. Можно обратиться к словарю С.И. Ожегова «Толковый словарь русского языка»

Буйствовать - слово многозначное.

1.Проявляться с необычайной силой. Буйствует ураган. 2.Вести себя буйно.//сущ. буйство.

- В каком значении употреблено слово в стихотворении?

(Во втором.) (3 учащийся работает со словарем)

4). проверка разбора. Объяснение слова

3) Синтаксис. Давайте вернёмся к четверостишию. Укажите грамматические основы. Составьте схему.

Пока мы боль чужую чувствуем,

Пока живёт в нас сострадание,

Пока мечтаем мы и буйствуем,

Есть в нашей жизни оправдание…

Перед нами сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными с однородным подчинением.


3.«КРОССВОРДНЫЙ ДИКТАНТ»

- Задание № 7 в тестовой части посвящено средствам выразительности языка. КРОССВОРДНЫЙ ДИКТАНТ поможет проверить, хорошо ли вы знаете определения средств выразительности. Я читаю определение термина, ваша задача – написать название средства выразительности.

Вопросы.

1) Устойчивое сочетание слов (ФРАЗЕОЛОГИЗМ)

2) Употребление слова в переносном значении. (МЕТАФОРА)

3) Яркое, красочное прилагательное. (ЭПИТЕТ)

4) Неживой предмет приобретает свойства живого. (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ) 5) Преувеличение. (ГИПЕРБОЛА) 6) Уподобление одного предмета или явления другому. (СРАВНЕНИЕ)

7) Преуменьшение( Литота).


- Вернёмся к стихотворению о весне.


После долгого зимнего сна

Не спеша оживает природа,

И приходит царевна – Весна,

Открывая собой утро года.


- Какое средство выразительности представлено в нём больше всего? (ЭПИТЕТ) Назовите олицетворение (оживает природа), сравнение ( весна- царевна)


Работа с текстом.

1) Шли мы с лесником по мелколесью. 2) В незапамятные времена здесь было большое болото, но потом оно высохло, заросло, и сейчас о нём напоминал только глубокий, вековой мох, небольшие окна- колодцы в этом мху да обилие багульника.

3) Каждый раз, когда я попадаю в мелколесье, мне кажется, что именно в этих местах художник Нестеров нашёл многие черты своего пейзажа. 4) Здесь каждый стебелёк и веточка живут своей отдельной живописной жизнью и потому особенно заметны и хороши.

5) Кое- где по мху, как я уже говорил, попадались маленькие круглые окна- колодцы. 6) Вода в них казалась неподвижной. 7) Но если приглядеться, то можно было увидеть, как из глубины колодца всё время подымается тихая струя и в ней вертятся сухие листики брусники и жёлтые сосновые иглы.

8) Мы остановились у одного такого оконца и напились воды. 9) Она попахивала скипидаром.

10)- Родник! – сказал лесник, глядя, как из оконца всплыл и тотчас пошёл на дно неистово барахтавшийся жук. 11) Должно, Волга тоже начинается из такого оконца?

12) – Я большой любитель разбирать слова, - неожиданно сказал лесник и смущённо усмехнулся. – 13) И вот скажи на милость! 14) Бывает же так, что пристанет к тебе одно слово и не даёт покоя.

15) Лесник помолчал, поправил на плече охотничье ружьё и спросил:

16) – Вы, говорят, вроде книги пишете?

17) – Да, пишу.

18) – Значит, соображение слов у вас должно быть обдуманное. 19) А я вот, как ни прикидываю, редко какому слову найду объяснение. 20) Идёшь по лесу, перебираешь в голове слово за словом, и так их прикинешь и этак: откуда они взялись? 21) Да ничего не получается. 22) Познаний у меня нет. 23) Не обучен. 24) А бывает, найдёшь слову объяснение и радуешься. 25) А чему радоваться? 26) Мне не ребят учить. 27) Я лесной человек – простой обходчик.

К. Г. Паустовский



1.Какое средство выразительности используется в предложении: «Здесь каждый стебелёк и веточка живут своей отдельной живописной жизнью и потому особенно заметны и хороши».

Олицетворение.

Метафора.

Гротеск.

Антитеза.


2.Подберите антоним к слову неистово.

слабо

3.Замените словосочетание охотничье ружьё, построенное на основе связи согласование, синонимичным со связью управление.

ружье охотника

4..Из предложений 12- 20 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «В приставке пишется буква И, если она имеет значение присоединения».

пристанет

5.Из предложений 1 -4 выпишите слово, в котором правописание разделительного Ь определяется правилом: «В корнях слов перед буквами Е,Ё,Ю,Я пишется разделительный Ь».

(мелколесье)

6.Из предложений 18 - 20 выпишите слово, в котором правописание Н –НН в причастиях определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».( обдуманное)


Итоги урока:

  1. Я узнал….

  2. Я научился…

  3. Мне нужно усовершенствовать знания по теме:….


Домашнее задание: тесты ОГЭ (сборник, Онлайн).

Что повторили?

С каким заданием возникли сложности?

На что обратить внимание на следующем занятии?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!