Тема урока: Подготовка к ОГЭ по русскому языку
(работа над тестовой частью) 9класс.
Цель урока: Повторение, обобщение и систематизация полученных знаний по трудным темам тестовой части:
«Синтаксический анализ»,
«Пунктуационный анализ»,
«Орфографический анализ»,
«Лексический анализ»,
«Анализ средств выразительности»,
«Анализ содержания текста».
Умение применять их на практике, подготовка к сдаче экзамена.
Технология: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Оборудование: компьютер, Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, карточки, листы с домашним заданием в двух вариантах .
ПЛАН УРОКА:
1.Орг.момент.
1.Вступительное слово учителя:
После долгого зимнего сна
Не спеша оживает природа,
И приходит царевна – Весна,
Открывая собой утро года.
Весна долгожданна, весна прекрасна, весна очаровательна. Но какая-то смутная тревога не отпускает, сжимает сердце, не даёт наслаждаться весной в полную силу. Это тревога усиливается с приближением ОГЭ. Поэтому сегодняшний урок мы посвящаем не только весне, но и подготовке к решению большинства заданий тестовой части ОГЭ, чтобы встретить экзамен во всеоружии.
- Чтобы справиться с тестовыми заданиями, необходимо знание множества правил и понятий. А чтобы знать эти правила и уметь их употреблять в заданиях, необходимо повторять эти правила.
2. «НЕ ПРЕРВИ ЦЕПОЧКУ».
1. Чем отличаются друг от друга ССП и СПП?
2. Когда на конце приставки пишется З, а когда – С?
3. Из каких частей состоит СПП?
4. Когда причастный оборот выделяется запятыми?
5.Когда пишется н - нн в страдательных причастиях прошедшего времени?
6. Перечислите значения приставки ПРИ.
7. Назовите самые употребительные сочинительные союзы. А подчинительные?
8. Как на письме выделяются вводные слова?
9. Когда пишется дефис между частями слова в наречиях?
10. Перечислите виды подчинения в СПП с несколькими придаточными.
11. Что такое синонимы? Приведите Примеры.
12. В каких случаях на конце наречий употребляется суффикс – о, а в каких – суффикс – а?
Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живёт в нас сострадание,
Пока мечтаем мы и буйствуем,
Есть в нашей жизни оправдание…
(Андрей Дементьев)
- Скажите, пожалуйста, ребята, к какой теме относится четверостишие, которое я только что прочитала? («Милосердие »).
А теперь небольшая лингвистическая разминка.
1) Словообразование. Сделать словообразовательный разбор и разбор по составу слова сострадание.
Словообразовательный разбор Сострадание - сострадать (суффиксальный)
Сострадание- пострадавший, страдают.
(2 учащийся работает у доски)
2) Лексика. Объясните значение слова буйствовать. Можно обратиться к словарю С.И. Ожегова «Толковый словарь русского языка»
Буйствовать - слово многозначное.
1.Проявляться с необычайной силой. Буйствует ураган. 2.Вести себя буйно.//сущ. буйство.
- В каком значении употреблено слово в стихотворении?
(Во втором.) (3 учащийся работает со словарем)
4). проверка разбора. Объяснение слова
3) Синтаксис. Давайте вернёмся к четверостишию. Укажите грамматические основы. Составьте схему.
Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живёт в нас сострадание,
Пока мечтаем мы и буйствуем,
Есть в нашей жизни оправдание…
Перед нами сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными с однородным подчинением.
3.«КРОССВОРДНЫЙ ДИКТАНТ»
- Задание № 7 в тестовой части посвящено средствам выразительности языка. КРОССВОРДНЫЙ ДИКТАНТ поможет проверить, хорошо ли вы знаете определения средств выразительности. Я читаю определение термина, ваша задача – написать название средства выразительности.
Вопросы.
1) Устойчивое сочетание слов (ФРАЗЕОЛОГИЗМ)
2) Употребление слова в переносном значении. (МЕТАФОРА)
3) Яркое, красочное прилагательное. (ЭПИТЕТ)
4) Неживой предмет приобретает свойства живого. (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ) 5) Преувеличение. (ГИПЕРБОЛА) 6) Уподобление одного предмета или явления другому. (СРАВНЕНИЕ)
7) Преуменьшение( Литота).
- Вернёмся к стихотворению о весне.
После долгого зимнего сна
Не спеша оживает природа,
И приходит царевна – Весна,
Открывая собой утро года.
- Какое средство выразительности представлено в нём больше всего? (ЭПИТЕТ) Назовите олицетворение (оживает природа), сравнение ( весна- царевна)
Работа с текстом.
1) Шли мы с лесником по мелколесью. 2) В незапамятные времена здесь было большое болото, но потом оно высохло, заросло, и сейчас о нём напоминал только глубокий, вековой мох, небольшие окна- колодцы в этом мху да обилие багульника.
3) Каждый раз, когда я попадаю в мелколесье, мне кажется, что именно в этих местах художник Нестеров нашёл многие черты своего пейзажа. 4) Здесь каждый стебелёк и веточка живут своей отдельной живописной жизнью и потому особенно заметны и хороши.
5) Кое- где по мху, как я уже говорил, попадались маленькие круглые окна- колодцы. 6) Вода в них казалась неподвижной. 7) Но если приглядеться, то можно было увидеть, как из глубины колодца всё время подымается тихая струя и в ней вертятся сухие листики брусники и жёлтые сосновые иглы.
8) Мы остановились у одного такого оконца и напились воды. 9) Она попахивала скипидаром.
10)- Родник! – сказал лесник, глядя, как из оконца всплыл и тотчас пошёл на дно неистово барахтавшийся жук. 11) Должно, Волга тоже начинается из такого оконца?
12) – Я большой любитель разбирать слова, - неожиданно сказал лесник и смущённо усмехнулся. – 13) И вот скажи на милость! 14) Бывает же так, что пристанет к тебе одно слово и не даёт покоя.
15) Лесник помолчал, поправил на плече охотничье ружьё и спросил:
16) – Вы, говорят, вроде книги пишете?
17) – Да, пишу.
18) – Значит, соображение слов у вас должно быть обдуманное. 19) А я вот, как ни прикидываю, редко какому слову найду объяснение. 20) Идёшь по лесу, перебираешь в голове слово за словом, и так их прикинешь и этак: откуда они взялись? 21) Да ничего не получается. 22) Познаний у меня нет. 23) Не обучен. 24) А бывает, найдёшь слову объяснение и радуешься. 25) А чему радоваться? 26) Мне не ребят учить. 27) Я лесной человек – простой обходчик.
К. Г. Паустовский
1.Какое средство выразительности используется в предложении: «Здесь каждый стебелёк и веточка живут своей отдельной живописной жизнью и потому особенно заметны и хороши».
Олицетворение.
Метафора.
Гротеск.
Антитеза.
2.Подберите антоним к слову неистово.
слабо
3.Замените словосочетание охотничье ружьё, построенное на основе связи согласование, синонимичным со связью управление.
ружье охотника
4..Из предложений 12- 20 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «В приставке пишется буква И, если она имеет значение присоединения».
пристанет
5.Из предложений 1 -4 выпишите слово, в котором правописание разделительного Ь определяется правилом: «В корнях слов перед буквами Е,Ё,Ю,Я пишется разделительный Ь».
(мелколесье)
6.Из предложений 18 - 20 выпишите слово, в котором правописание Н –НН в причастиях определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».( обдуманное)
Итоги урока:
Я узнал….
Я научился…
Мне нужно усовершенствовать знания по теме:….
Домашнее задание: тесты ОГЭ (сборник, Онлайн).
Что повторили?
С каким заданием возникли сложности?
На что обратить внимание на следующем занятии?