СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ОГЭ по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет учителям и учащимся при подготовке к ОГЭ по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

Лексический анализ  Задание №8   Составила: Моисеева А.О., учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 46» г. Чебоксары

Лексический анализ Задание №8

Составила: Моисеева А.О.,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 46» г. Чебоксары

Формулировка задания:   1)Замените просторечное слово «впрямь» из предложения 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (19)Из-за этого некоторую неуверенность испытывал и молодой учитель – и впрямь, не отвлекает ли он их от насущного дела жизни ради излишней роскоши?

Формулировка задания:

1)Замените просторечное слово «впрямь» из предложения 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

  • (19)Из-за этого некоторую неуверенность испытывал и молодой учитель – и впрямь, не отвлекает ли он их от насущного дела жизни ради излишней роскоши?
Формулировка задания:   1)Замените просторечное слово «впрямь» из предложения 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (19)Из-за этого некоторую неуверенность испытывал и молодой учитель – и впрямь, не отвлекает ли он их от насущного дела жизни ради излишней роскоши? Ответ:  действительно /правда

Формулировка задания:

1)Замените просторечное слово «впрямь» из предложения 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

  • (19)Из-за этого некоторую неуверенность испытывал и молодой учитель – и впрямь, не отвлекает ли он их от насущного дела жизни ради излишней роскоши?
  • Ответ: действительно /правда
 Синонимы – слова одной и той же части речи, совпадающие или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.

Синонимы – слова одной и той же части речи, совпадающие или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.

 Словарь синонимов из Открытого Банка ОГЭ Без натуги – легко Благодеяние -одолжение Болтали – разговаривали Брякнулся –упал во всеуслышание - громко Впрямь - действительно, правда Враньё - обман Вторгаться - вмешиваться Вызволить - спасти

Словарь синонимов из Открытого Банка ОГЭ

  • Без натуги – легко
  • Благодеяние -одолжение
  • Болтали – разговаривали
  • Брякнулся –упал
  • во всеуслышание - громко
  • Впрямь - действительно, правда
  • Враньё - обман
  • Вторгаться - вмешиваться
  • Вызволить - спасти
Словарь синонимов из Открытого Банка ОГЭ (не) вздумала – решила внушало ужас – пугало голосишь -кричишь Долговязый - нескладный Загвоздка - затруднение Зашушукались- зашептались Здорово -очень Лютый - жестокий Раз - если

Словарь синонимов из Открытого Банка ОГЭ

  • (не) вздумала – решила
  • внушало ужас – пугало
  • голосишь -кричишь
  • Долговязый - нескладный
  • Загвоздка - затруднение
  • Зашушукались- зашептались
  • Здорово -очень
  • Лютый - жестокий
  • Раз - если
Словарь синонимов из Открытого Банка ОГЭ Радостно -весело Невозмутимо - спокойно Невнимательный –рассеянный Непреходящего -постоянного Нынешние - современные Идти- шагал Сказал – промямлил Смазал – ударил Смахивал - похож

Словарь синонимов из Открытого Банка ОГЭ

  • Радостно -весело
  • Невозмутимо - спокойно
  • Невнимательный –рассеянный
  • Непреходящего -постоянного
  • Нынешние - современные
  • Идти- шагал
  • Сказал – промямлил
  • Смазал – ударил
  • Смахивал - похож
Словарь синонимов из Открытого Банка ОГЭ Смело- храбро Сомкнув -смежив Стырил –украл Страшно- очень Трепет - волнение Надлежало- предстояло Невзначай -случайно Неужто –разве Небось - наверное Неизвестный -неведомый Ляпнуть- скажет

Словарь синонимов из Открытого Банка ОГЭ

  • Смело- храбро
  • Сомкнув -смежив
  • Стырил –украл
  • Страшно- очень
  • Трепет - волнение
  • Надлежало- предстояло
  • Невзначай -случайно
  • Неужто –разве
  • Небось - наверное
  • Неизвестный -неведомый
  • Ляпнуть- скажет
Словарь синонимов из Открытого Банка ОГЭ Орава -толпа Отречься –отказался Отныне - теперь Парня -юношу Послание -письмо Почище- лучше Простой -незатейливый Питомцы – воспитанники Пиликал - играл Чудились - казались Чудно- странно Храбро - смело

Словарь синонимов из Открытого Банка ОГЭ

  • Орава -толпа
  • Отречься –отказался
  • Отныне - теперь
  • Парня -юношу
  • Послание -письмо
  • Почище- лучше
  • Простой -незатейливый
  • Питомцы – воспитанники
  • Пиликал - играл
  • Чудились - казались
  • Чудно- странно
  • Храбро - смело
Словарь синонимов из Открытого Банка ОГЭ Шлёпнулся- упал Штуками – предметами Щуплый –худой Украдкой -тайком Угомонились -успокоили Экий - какой

Словарь синонимов из Открытого Банка ОГЭ

  • Шлёпнулся- упал
  • Штуками – предметами
  • Щуплый –худой
  • Украдкой -тайком
  • Угомонились -успокоили
  • Экий - какой
№ 8 Лексический анализ   Формулировка задания:   Замените разговорное слово «щуплый» из предложения 21 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (21)Голос принадлежал щуплому невысокому человеку.

8 Лексический анализ

Формулировка задания:

  • Замените разговорное слово «щуплый» из предложения 21 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
  • (21)Голос принадлежал щуплому невысокому человеку.
№ 8 Лексический анализ.   Формулировка задания:   Замените разговорное слово «щуплый» из предложения 21 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (21)Голос принадлежал щуплому невысокому человеку. Ответ : худой

8 Лексический анализ.

Формулировка задания:

  • Замените разговорное слово «щуплый» из предложения 21 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
  • (21)Голос принадлежал щуплому невысокому человеку.
  • Ответ : худой
№ 8 Лексический анализ.   Формулировка задания:   Замените книжное слово «послание» в предложении 29 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (29)Интересно, догадается ли один человек, что Таня ждёт послание именно от него?

8 Лексический анализ.

Формулировка задания:

  • Замените книжное слово «послание» в предложении 29 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
  • (29)Интересно, догадается ли один человек, что Таня ждёт послание именно от него?
№ 8 Лексический анализ.   Формулировка задания:   Замените книжное слово «послание» в предложении 29 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (29)Интересно, догадается ли один человек, что Таня ждёт послание именно от него? Ответ : письмо

8 Лексический анализ.

Формулировка задания:

  • Замените книжное слово «послание» в предложении 29 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
  • (29)Интересно, догадается ли один человек, что Таня ждёт послание именно от него?
  • Ответ : письмо
№ 8 Лексический анализ.   Формулировка задания:   Замените просторечное слово «небось» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (9)Небось, видели?

8 Лексический анализ.

Формулировка задания:

  • Замените просторечное слово «небось» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
  • (9)Небось, видели?
№ 8 Лексический анализ.   Формулировка задания:   Замените просторечное слово «небось» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (9)Небось, видели? Ответ : наверное

8 Лексический анализ.

Формулировка задания:

  • Замените просторечное слово «небось» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
  • (9)Небось, видели?
  • Ответ : наверное
№ 8 Лексический анализ.   Формулировка задания:   В предложениях 10–16 найдите синонимы (синонимическую пару). Выпишите эти синонимы. (10)Вот, держи. (11)Будем ездить по очереди. (12)Давай, ты первый, а я пока на лавочке посижу. (13)Женя радостно вскочил на Сашин велосипед, весело нажал на звонок и поехал. (14) Вокруг дома он объехал сразу несколько раз. (15) И вдруг – бабах!(16)Как это случилось, трудно понять, но Женя угодил на всей скорости в клумбу.

8 Лексический анализ.

Формулировка задания:

  • В предложениях 10–16 найдите синонимы (синонимическую пару). Выпишите эти синонимы.
  • (10)Вот, держи. (11)Будем ездить по очереди. (12)Давай, ты первый, а я пока на лавочке посижу.
  • (13)Женя радостно вскочил на Сашин велосипед, весело нажал на звонок и поехал. (14) Вокруг дома он объехал сразу несколько раз. (15) И вдруг – бабах!(16)Как это случилось, трудно понять, но Женя угодил на всей скорости в клумбу.
№ 8 Лексический анализ.   Формулировка задания:   В предложениях 10–16 найдите синонимы (синонимическую пару). Выпишите эти синонимы. (10)Вот, держи. (11)Будем ездить по очереди. (12)Давай, ты первый, а я пока на лавочке посижу. (13)Женя радостно вскочил на Сашин велосипед, весело нажал на звонок и поехал. (14) Вокруг дома он объехал сразу несколько раз. (15) И вдруг – бабах!(16)Как это случилось, трудно понять, но Женя угодил на всей скорости в клумбу. Ответ: радостновесело

8 Лексический анализ.

Формулировка задания:

  • В предложениях 10–16 найдите синонимы (синонимическую пару). Выпишите эти синонимы.
  • (10)Вот, держи. (11)Будем ездить по очереди. (12)Давай, ты первый, а я пока на лавочке посижу.
  • (13)Женя радостно вскочил на Сашин велосипед, весело нажал на звонок и поехал. (14) Вокруг дома он объехал сразу несколько раз. (15) И вдруг – бабах!(16)Как это случилось, трудно понять, но Женя угодил на всей скорости в клумбу.
  • Ответ: радостновесело
Фразеологизмы Формулировка задания:   В предложениях 12–19 найдите фразеологизм . Выпишите этот фразеологизм. (12)И он оделся и пошёл на работу. (13)А мама сразу же заметила, что я обиделся, и постаралась мне помочь.(14)Она достала из-под дивана большую плетёную корзинку, где были сложены старые игрушки, и вынула из неё здоровущего плюшевого мишку. – (15)Вот. (16)Хороший мишка, отличный. (17)Погляди, какой тугой! (18)Чем не груша? (19) Давай тренируйся сколько душе угодно!

Фразеологизмы

Формулировка задания:

  • В предложениях 12–19 найдите фразеологизм . Выпишите этот фразеологизм.
  • (12)И он оделся и пошёл на работу. (13)А мама сразу же заметила, что я обиделся, и постаралась мне помочь.(14)Она достала из-под дивана большую плетёную корзинку, где были сложены старые игрушки, и вынула из неё здоровущего плюшевого мишку.
  • – (15)Вот. (16)Хороший мишка, отличный. (17)Погляди, какой тугой! (18)Чем не груша? (19) Давай тренируйся сколько душе угодно!
Фразеологизмы Формулировка задания:   В предложениях 12–19 найдите фразеологизм . Выпишите этот фразеологизм. (12)И он оделся и пошёл на работу. (13)А мама сразу же заметила, что я обиделся, и постаралась мне помочь.(14)Она достала из-под дивана большую плетёную корзинку, где были сложены старые игрушки, и вынула из неё здоровущего плюшевого мишку. – (15)Вот. (16)Хороший мишка, отличный. (17)Погляди, какой тугой! (18)Чем не груша? (19) Давай тренируйся сколько душе угодно! Ответ: сколько душе угодно

Фразеологизмы

Формулировка задания:

  • В предложениях 12–19 найдите фразеологизм . Выпишите этот фразеологизм.
  • (12)И он оделся и пошёл на работу. (13)А мама сразу же заметила, что я обиделся, и постаралась мне помочь.(14)Она достала из-под дивана большую плетёную корзинку, где были сложены старые игрушки, и вынула из неё здоровущего плюшевого мишку.
  • – (15)Вот. (16)Хороший мишка, отличный. (17)Погляди, какой тугой! (18)Чем не груша? (19) Давай тренируйся сколько душе угодно!
  • Ответ: сколько душе угодно
СЛОВАРЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ ИЗ ОТКРЫТОГО БАНКА ОГЭ На произвол судьбы — без какой либо помощи, поддержки, без присмотра Ровным счётом ничего - ничтожно мало; абсолютно (ничего). Сколько душе угодно - очень много, в большом количестве чего либо. Уносить ноги - удирать, спасаться бегством. Как по писаному — (говорить) гладко, без запинки Будь здоров - пожелание Разводить руками -удивляться, недоумевать; не знать, как поступить в затруднительном положении

СЛОВАРЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ ИЗ ОТКРЫТОГО БАНКА ОГЭ

  • На произвол судьбы — без какой либо помощи, поддержки, без присмотра
  • Ровным счётом ничего - ничтожно мало; абсолютно (ничего).
  • Сколько душе угодно - очень много, в большом количестве чего либо.
  • Уносить ноги - удирать, спасаться бегством.
  • Как по писаному — (говорить) гладко, без запинки
  • Будь здоров - пожелание
  • Разводить руками -удивляться, недоумевать; не знать, как поступить в затруднительном положении
СЛОВАРЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ ИЗ ОТКРЫТОГО БАНКА ОГЭ Не давать/не дать в обиду -не позволять обижать кого-либо, заступаться за кого-либо. Время от времени — иногда.  Взяться за ум - прекратить заниматься ерундой и начать делать дело Как  ни в чём не бывало - делая вид, что ничего не произошло, не случилось. Днем с огнем (не сыщешь) – показывает крайнюю редкость того, что приходится искать, Из рук в руки - от одного к другому Не то слово - о чем-то, что значительно отличается от прозвучавшей оценки.

СЛОВАРЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ ИЗ ОТКРЫТОГО БАНКА ОГЭ

  • Не давать/не дать в обиду -не позволять обижать кого-либо, заступаться за кого-либо.
  • Время от времени — иногда.
  • Взяться за ум - прекратить заниматься ерундой и начать делать дело
  • Как ни в чём не бывало - делая вид, что ничего не произошло, не случилось.
  • Днем с огнем (не сыщешь) – показывает крайнюю редкость того, что приходится искать,
  • Из рук в руки - от одного к другому
  • Не то слово - о чем-то, что значительно отличается от прозвучавшей оценки.
Формулировка задания:   1) 5)В предложениях 2–3 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм. (2)Тогда хозяин сажал его себе на колени и совал в ротик соску с молоком. (3)Да и что оставалось делать месячному щенку, если он ничего ещё не понимал в жизни ровным счётом, а матери всё нет, несмотря ни на какие жалобы.

Формулировка задания:

1) 5)В предложениях 2–3 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.

(2)Тогда хозяин сажал его себе на колени и совал в ротик соску с молоком.

(3)Да и что оставалось делать месячному щенку, если он ничего ещё не понимал в жизни ровным счётом, а матери всё нет, несмотря ни на какие жалобы.

Формулировка задания:   1) 5)В предложениях 2–3 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм. (2)Тогда хозяин сажал его себе на колени и совал в ротик соску с молоком. (3)Да и что оставалось делать месячному щенку, если он ничего ещё не понимал в жизни ровным счётом, а матери всё нет, несмотря ни на какие жалобы. Ответ: ровным счётом

Формулировка задания:

1) 5)В предложениях 2–3 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.

(2)Тогда хозяин сажал его себе на колени и совал в ротик соску с молоком.

(3)Да и что оставалось делать месячному щенку, если он ничего ещё не понимал в жизни ровным счётом, а матери всё нет, несмотря ни на какие жалобы.

  • Ответ: ровным счётом
Лексическое значение слова – это закрепленное в языке содержание слова, которое отражает информацию о предмете, процессе, явлении В предложениях 26–31 найдите слово с лексическим значением «растеряться от неожиданности, испуга». Выпишите это слово. (26)Она упала вниз, а я по-прежнему смотрел на стену дома. (27)Там, на шероховатом бетоне, краснело пятнышко...(28)Я швырнул портфель, надвинул поглубже шапку и, разогнавшись, шарахнул головой в живот здоровому парню. (29)Он охнул, свалился, а я таранил следующего, следующего. (30)Мальчишки ненадолго опешили, потом я ощутил лицом колючий снег и стал задыхаться в сугробе. (31)Меня лупили по спине, по голове, но я не чувствовал боли, а яростно вертелся, норовя вскочить и протаранить кого-нибудь ещё.

Лексическое значение слова – это закрепленное в языке содержание слова, которое отражает информацию о предмете, процессе, явлении

  • В предложениях 26–31 найдите слово с лексическим значением «растеряться от неожиданности, испуга». Выпишите это слово.
  • (26)Она упала вниз, а я по-прежнему смотрел на стену дома. (27)Там, на шероховатом бетоне, краснело пятнышко...(28)Я швырнул портфель, надвинул поглубже шапку и, разогнавшись, шарахнул головой в живот здоровому парню. (29)Он охнул, свалился, а я таранил следующего, следующего. (30)Мальчишки ненадолго опешили, потом я ощутил лицом колючий снег и стал задыхаться в сугробе. (31)Меня лупили по спине, по голове, но я не чувствовал боли, а яростно вертелся, норовя вскочить и протаранить кого-нибудь ещё.
Лексическое значение слова – это закрепленное в языке содержание слова, которое отражает информацию о предмете, процессе, явлении В предложениях 26–31 найдите слово с лексическим значением «растеряться от неожиданности, испуга». Выпишите это слово. (26)Она упала вниз, а я по-прежнему смотрел на стену дома. (27)Там, на шероховатом бетоне, краснело пятнышко...(28)Я швырнул портфель, надвинул поглубже шапку и, разогнавшись, шарахнул головой в живот здоровому парню. (29)Он охнул, свалился, а я таранил следующего, следующего. (30)Мальчишки ненадолго опешили, потом я ощутил лицом колючий снег и стал задыхаться в сугробе. (31)Меня лупили по спине, по голове, но я не чувствовал боли, а яростно вертелся, норовя вскочить и протаранить кого-нибудь ещё. Ответ : опешили

Лексическое значение слова – это закрепленное в языке содержание слова, которое отражает информацию о предмете, процессе, явлении

  • В предложениях 26–31 найдите слово с лексическим значением «растеряться от неожиданности, испуга». Выпишите это слово.
  • (26)Она упала вниз, а я по-прежнему смотрел на стену дома. (27)Там, на шероховатом бетоне, краснело пятнышко...(28)Я швырнул портфель, надвинул поглубже шапку и, разогнавшись, шарахнул головой в живот здоровому парню. (29)Он охнул, свалился, а я таранил следующего, следующего. (30)Мальчишки ненадолго опешили, потом я ощутил лицом колючий снег и стал задыхаться в сугробе. (31)Меня лупили по спине, по голове, но я не чувствовал боли, а яростно вертелся, норовя вскочить и протаранить кого-нибудь ещё.
  • Ответ : опешили
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ Бомбардир -нападающий игрок в командных играх с мячом Бойкот - прекращение отношений с кем-нибудь в знак протеста против чьего-нибудь поведения, поступка Гамак - подвесное полотнище или сетка для лежания Гордость -чувство собственного достоинства, самоуважения, Деликатно -вежливо Заманчивый - обещающий успех, выгоды, удовольствие Комбинезон - костюм, представляющий собой соединение верхней части одежды и брюк Мастер - специалист, достигший высокого искусства в своём деле Мольберт -подставка, на которой художник укрепляет подрамник с холстом, картон, бумагу Обсерватория - «учреждение, оборудованное для астрономических, метеорологических, геофизических наблюдений

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

  • Бомбардир -нападающий игрок в командных играх с мячом
  • Бойкот - прекращение отношений с кем-нибудь в знак протеста против чьего-нибудь поведения, поступка
  • Гамак - подвесное полотнище или сетка для лежания
  • Гордость -чувство собственного достоинства, самоуважения,
  • Деликатно -вежливо
  • Заманчивый - обещающий успех, выгоды, удовольствие
  • Комбинезон - костюм, представляющий собой соединение верхней части одежды и брюк
  • Мастер - специалист, достигший высокого искусства в своём деле
  • Мольберт -подставка, на которой художник укрепляет подрамник с холстом, картон, бумагу
  • Обсерватория - «учреждение, оборудованное для астрономических, метеорологических, геофизических наблюдений
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ Пренебрёг -отнестись без внимания к чему-либо, Привязанность - чувство близости, основанное на преданности и симпатии Просека -полоса в лесу, очищенная от деревьев  Русло -углубление в грунте, по которому течёт водный поток, Разбить -победить, нанеся поражение Смежив -сомкнув, закрыв Соратник -«испытанный, надёжный товарищ», Элегантный - «изысканный, изящный, Этюд - «рисунок или картина, выполненные с натуры, часть будущего большого произведения»

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

  • Пренебрёг -отнестись без внимания к чему-либо,
  • Привязанность - чувство близости, основанное на преданности и симпатии
  • Просека -полоса в лесу, очищенная от деревьев
  • Русло -углубление в грунте, по которому течёт водный поток,
  • Разбить -победить, нанеся поражение
  • Смежив -сомкнув, закрыв
  • Соратник -«испытанный, надёжный товарищ»,
  • Элегантный - «изысканный, изящный,
  • Этюд - «рисунок или картина, выполненные с натуры, часть будущего большого произведения»
Формулировка задания:   1) В предложениях 6–9 найдите слово с лексическим значением «вежливо». Выпишите это слово.  (6)Митя не уставал хвастаться своим домом: «Когда глядишь на Москву с шестого этажа…», «Не понимаю, как люди обходятся без лифта…» (7)Я деликатно напомнил, что совсем недавно он жил в нашем доме и прекрасно обходился без лифта. (8) Глядя на меня влажными тёмными глазами, Митя брезгливо сказал, что это время кажется ему страшным сном. (9)За такое следовало набить морду.

Формулировка задания:

1) В предложениях 6–9 найдите слово с лексическим значением «вежливо». Выпишите это слово.

(6)Митя не уставал хвастаться своим домом: «Когда глядишь на Москву с шестого этажа…», «Не понимаю, как люди обходятся без лифта…» (7)Я деликатно напомнил, что совсем недавно он жил в нашем доме и прекрасно обходился без лифта. (8) Глядя на меня влажными тёмными глазами, Митя брезгливо сказал, что это время кажется ему страшным сном. (9)За такое следовало набить морду.

Формулировка задания:   1) В предложениях 6–9 найдите слово с лексическим значением «вежливо». Выпишите это слово.  (6)Митя не уставал хвастаться своим домом: «Когда глядишь на Москву с шестого этажа…», «Не понимаю, как люди обходятся без лифта…» (7)Я деликатно напомнил, что совсем недавно он жил в нашем доме и прекрасно обходился без лифта. (8) Глядя на меня влажными тёмными глазами, Митя брезгливо сказал, что это время кажется ему страшным сном. (9)За такое следовало набить морду. Ответ: деликатно

Формулировка задания:

1) В предложениях 6–9 найдите слово с лексическим значением «вежливо». Выпишите это слово.

(6)Митя не уставал хвастаться своим домом: «Когда глядишь на Москву с шестого этажа…», «Не понимаю, как люди обходятся без лифта…» (7)Я деликатно напомнил, что совсем недавно он жил в нашем доме и прекрасно обходился без лифта. (8) Глядя на меня влажными тёмными глазами, Митя брезгливо сказал, что это время кажется ему страшным сном. (9)За такое следовало набить морду.

Ответ: деликатно

Антонимы – слова одной части речи, противоположные по значению. Например, спрашивать-отвечать, отдёрнуть-протянуть, мёртвый-живой, много-мало, проснуться-уснуть,жизнь-смерть,весёлый-грустный,хороши-плохи,грубый-ласковый,тяжело-легко,узкий-широкий,взлетал-падал.

Антонимы

– слова одной части речи, противоположные по значению. Например, спрашивать-отвечать, отдёрнуть-протянуть, мёртвый-живой, много-мало, проснуться-уснуть,жизнь-смерть,весёлый-грустный,хороши-плохи,грубый-ласковый,тяжело-легко,узкий-широкий,взлетал-падал.

Формулировка задания:   1) В предложениях 31–36 найдите антоним к слову «спрашивать». Выпишите этот антоним. ( 31)У них со стариком как бы разыгрывается спектакль. (32)И каждый хорошо знает свою роль. – (33)Дедушка Пешеходов, – уже в который раз спрашивают ребята, – а кто в первый день войны встретил немцев под Бугом? – (34)Мои сыновья, Семён и Василий, – как бы впервые отвечает старик. – (35)А кто в Сталинграде стоял до последнего дыхания? – (36)Мои сыновья, Семён и Василий

Формулировка задания:

1) В предложениях 31–36 найдите антоним к слову «спрашивать». Выпишите этот антоним.

( 31)У них со стариком как бы разыгрывается спектакль. (32)И каждый хорошо знает свою роль.

(33)Дедушка Пешеходов, – уже в который раз спрашивают ребята, – а кто в первый день войны встретил немцев под Бугом?

(34)Мои сыновья, Семён и Василий, – как бы впервые отвечает старик.

(35)А кто в Сталинграде стоял до последнего дыхания?

(36)Мои сыновья, Семён и Василий

Формулировка задания:   1) В предложениях 31–36 найдите антоним к слову «спрашивать». Выпишите этот антоним. ( 31)У них со стариком как бы разыгрывается спектакль. (32)И каждый хорошо знает свою роль. – (33)Дедушка Пешеходов, – уже в который раз спрашивают ребята, – а кто в первый день войны встретил немцев под Бугом? – (34)Мои сыновья, Семён и Василий, – как бы впервые отвечает старик. – (35)А кто в Сталинграде стоял до последнего дыхания? – (36)Мои сыновья, Семён и Василий Ответ: отвечает

Формулировка задания:

1) В предложениях 31–36 найдите антоним к слову «спрашивать». Выпишите этот антоним.

( 31)У них со стариком как бы разыгрывается спектакль. (32)И каждый хорошо знает свою роль.

(33)Дедушка Пешеходов, – уже в который раз спрашивают ребята, – а кто в первый день войны встретил немцев под Бугом?

(34)Мои сыновья, Семён и Василий, – как бы впервые отвечает старик.

(35)А кто в Сталинграде стоял до последнего дыхания?

(36)Мои сыновья, Семён и Василий

Ответ: отвечает

Лексика с точки зрения стилистической окраски бывает: Нейтральная - это общеупотребительная лексика, которая обозначает обыденные понятия повседневной жизни и не обладает стилистической окраской. Такая лексика может употребляться и в письменной и в устной речи и является основой русской лексики. Книжная - это слова, которые употребляются преимущественно в письменной речи и встречаются и в научной литературе, и в публицистике, и в деловых документах, и в художественной литературе. Например, непреходящего-постоянного. Разговорная - это слова, употребляемые в ситуациях неофициального общения. Такие слова придают речи непринужденность и непосредственность. Например, маячили,пробурчал, промямлил,дуться,сморило Просторечная - это слова, выходящие за пределы литературной нормы. Такие слова характерны для грубой, бранной речи. Например, : влепить, ляпнуть-скажет, здорово-очень, донять-достать, простофиля, неужто

Лексика с точки зрения стилистической окраски бывает:

  • Нейтральная - это общеупотребительная лексика, которая обозначает обыденные понятия повседневной жизни и не обладает стилистической окраской. Такая лексика может употребляться и в письменной и в устной речи и является основой русской лексики.
  • Книжная - это слова, которые употребляются преимущественно в письменной речи и встречаются и в научной литературе, и в публицистике, и в деловых документах, и в художественной литературе. Например, непреходящего-постоянного.
  • Разговорная - это слова, употребляемые в ситуациях неофициального общения. Такие слова придают речи непринужденность и непосредственность. Например, маячили,пробурчал, промямлил,дуться,сморило
  • Просторечная - это слова, выходящие за пределы литературной нормы. Такие слова характерны для грубой, бранной речи. Например, : влепить, ляпнуть-скажет, здорово-очень, донять-достать, простофиля, неужто
Формулировка задания:    В предложениях 8–13 найдите разговорное слово. Выпишите это слово.  (8)Раздумывая, Гриша шёл неторопливо, и в душе его что-то теплело и таяло, там что-то жгло и жгло.(9)3а ужином он выпил крепкий чай, чтобы не сморило. (10)Выпил чашку, другую, готовя себя к бессонной ночи.(11)И пришла ночь. (12)Потушили свет. (13)Гриша не лёг, а сел в постели, дожидаясь своего часа.

Формулировка задания:

В предложениях 8–13 найдите разговорное слово. Выпишите это слово.

(8)Раздумывая, Гриша шёл неторопливо, и в душе его что-то теплело и таяло, там что-то жгло и жгло.(9)3а ужином он выпил крепкий чай, чтобы не сморило. (10)Выпил чашку, другую, готовя себя к бессонной ночи.(11)И пришла ночь. (12)Потушили свет. (13)Гриша не лёг, а сел в постели, дожидаясь своего часа.

Формулировка задания:    В предложениях 8–13 найдите разговорное слово. Выпишите это слово.  (8)Раздумывая, Гриша шёл неторопливо, и в душе его что-то теплело и таяло, там что-то жгло и жгло.(9)3а ужином он выпил крепкий чай, чтобы не сморило. (10)Выпил чашку, другую, готовя себя к бессонной ночи.(11)И пришла ночь. (12)Потушили свет. (13)Гриша не лёг, а сел в постели, дожидаясь своего часа. Ответ: сморило

Формулировка задания:

В предложениях 8–13 найдите разговорное слово. Выпишите это слово.

(8)Раздумывая, Гриша шёл неторопливо, и в душе его что-то теплело и таяло, там что-то жгло и жгло.(9)3а ужином он выпил крепкий чай, чтобы не сморило. (10)Выпил чашку, другую, готовя себя к бессонной ночи.(11)И пришла ночь. (12)Потушили свет. (13)Гриша не лёг, а сел в постели, дожидаясь своего часа.

  • Ответ: сморило
 Активный и пассивный запас лексики  В активный словарный запас входят те повседневно употребляемые слова, значение которых понятно всем людям, говорящим на данном языке. К лексике пассивного запаса относятся устаревшие и новые (неологизмы) слова. Устаревшие слова – это слова, вышедшие из активного употребления. Например, благодеяние - одолжение, тракт - большая наезженная дорога, отведай.

Активный и пассивный запас лексики

  • В активный словарный запас входят те повседневно употребляемые слова, значение которых понятно всем людям, говорящим на данном языке. К лексике пассивного запаса относятся устаревшие и новые (неологизмы) слова.
  • Устаревшие слова – это слова, вышедшие из активного употребления. Например, благодеяние - одолжение, тракт - большая наезженная дорога, отведай.
Формулировка задания:   В предложениях 34–40 найдите устаревшее слово с лексическим значением «большая наезженная дорога». Выпишите это слово . (34)Моя мать погибла в осаждённом Ленинграде. (35)В незнакомом селе у колодца я принял чужую мать за свою. (36)Видимо, у всех матерей есть великое сходство, и если одна мать не может прийти к раненому сыну, то у его изголовья становится другая. (37)Мама. (38)Мамочка. (39)Я много знаю о подвигах женщин, выносивших с поля боя раненых бойцов, работавших за мужчин, отдававших свою кровь детям, идущих по сибирским трактам за своими мужьями. (40)Я никогда не думал, что всё это, несомненно, имеет отношение к моей матери.

Формулировка задания:

  • В предложениях 34–40 найдите устаревшее слово с лексическим значением «большая наезженная дорога». Выпишите это слово .

(34)Моя мать погибла в осаждённом Ленинграде. (35)В незнакомом селе у колодца я принял чужую мать за свою. (36)Видимо, у всех матерей есть великое сходство, и если одна мать не может прийти к раненому сыну, то у его изголовья становится другая.

(37)Мама. (38)Мамочка.

(39)Я много знаю о подвигах женщин, выносивших с поля боя раненых бойцов, работавших за мужчин, отдававших свою кровь детям, идущих по сибирским трактам за своими мужьями. (40)Я никогда не думал, что всё это, несомненно, имеет отношение к моей матери.

Формулировка задания:   В предложениях 34–40 найдите устаревшее слово с лексическим значением «большая наезженная дорога». Выпишите это слово . (34)Моя мать погибла в осаждённом Ленинграде. (35)В незнакомом селе у колодца я принял чужую мать за свою. (36)Видимо, у всех матерей есть великое сходство, и если одна мать не может прийти к раненому сыну, то у его изголовья становится другая. (37)Мама. (38)Мамочка. (39)Я много знаю о подвигах женщин, выносивших с поля боя раненых бойцов, работавших за мужчин, отдававших свою кровь детям, идущих по сибирским трактам за своими мужьями. (40)Я никогда не думал, что всё это, несомненно, имеет отношение к моей матери. Ответ: трактам

Формулировка задания:

  • В предложениях 34–40 найдите устаревшее слово с лексическим значением «большая наезженная дорога». Выпишите это слово .

(34)Моя мать погибла в осаждённом Ленинграде. (35)В незнакомом селе у колодца я принял чужую мать за свою. (36)Видимо, у всех матерей есть великое сходство, и если одна мать не может прийти к раненому сыну, то у его изголовья становится другая.

(37)Мама. (38)Мамочка.

(39)Я много знаю о подвигах женщин, выносивших с поля боя раненых бойцов, работавших за мужчин, отдававших свою кровь детям, идущих по сибирским трактам за своими мужьями. (40)Я никогда не думал, что всё это, несомненно, имеет отношение к моей матери.

  • Ответ: трактам
Использованная литература Открытый Банк заданий ОГЭ ФИПИ (https://fipi.ru/)

Использованная литература

  • Открытый Банк заданий ОГЭ

ФИПИ (https://fipi.ru/)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!