СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ОГЭ по русскому языку 2020. Задания 6-8

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практические упражнения для подготовки к ОГЭ по русскому языку. Задания по тексту (6, 7, 8) ОГЭ по русскому языку 2020 включают следующие виды анализов:

анализ содержания текста,

анализ средств вырвзительности,

 лексический анализ слов  

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ по русскому языку 2020. Задания 6-8»

ОГЭ 2020 по русскому языку. Задания 6, 7, 8. Анализ текста    Подготовила Учитель русского языка и литературы Баликоева А.С,

ОГЭ 2020 по русскому языку. Задания 6, 7, 8. Анализ текста

Подготовила Учитель русского языка и литературы Баликоева А.С,

Задания по тексту (6, 7, 8) ОГЭ по русскому языку 2020 включают следующие виды анализов:   -  анализ содержания текста  -  анализ средств выразительности  -  лексический анализ слов

Задания по тексту (6, 7, 8) ОГЭ по русскому языку 2020 включают следующие виды анализов:анализ содержания текстаанализ средств выразительностилексический анализ слов

Прочтите текст и выполните задания 6-8.  (1)Во дворе нашего сада стояло несколько старых, развесистых грушевых деревьев. (2)Мы жадно следили за тем, как они цветут, медленно наливаются за лето и наконец поспевают в сентябре. (3)Иногда, прошелестев в листве, груша задумчиво падала на землю, усыпанную мягким песком. (4)И тут только не зевай.  (5)И вот однажды на моих глазах огромная краснобокая груша тупо шлепается на землю. (6)Она покатилась к бачку с водой, где пила воду чистенькая девочка с ангельским личиком. (7)Груша подкатилась к ее ногам, но девочка ничего не заметила. (8)Что это было за мгновение! (9)Волнение сдавило мне горло. (10)Я был от груши довольно далеко. (11)Сейчас девочка оторвется от кружки и увидит ее. (12)На цыпочках, почти не дыша, я сломя голову подбежал и схватил ее, упав у самых ног девочки. (13)Она надменно взмахнула косичками и отстранилась, но, поняв, в чем дело, нахмурилась.  (14) – Сейчас же отдай, – сказала она, – я ее первая заметила.  (15)Бессилие лжи было очевидным. (16)Я молчал, чувствуя, как развратная улыбка торжества раздвигает мне губы. (17)Это была великолепная груша. (18)Я такой еще не видел. (19)Огромная, она не укладывалась на моей ладони, и я одной рукой прижимал ее к груди, а другой очищал от песчинок ее поврежденный от собственной тяжести, сочащийся бок. (20) Сейчас мои зубы вонзятся в плод, и я буду есть, причмокивая от удовольствия и глядя на девочку наглыми невинными глазами.  (21)Но тут на беду подходит к нам воспитательница из группы девочки – тетя Вера.  (22) – Что случилось, Леночка? – медовым голосом спросила она.  (23) – Он взял мою грушу, тетя Вера, – ответила Леночка, ткнув пальцем в мою сторону. (24)– Я пила воду и положила грушу на землю. – добавила она бесстыдно.  (25) – Все врет она, – перебил я ее, чувствуя, что вообще-то я мог у нее отнять грушу и потому мне могут не поверить.  (26)– Ну, хорошо, – сказала тетя Вера, – как поступают хорошие мальчики, когда они находят грушу?  (27)Я затосковал. (28)Я почувствовал непрочность всякого счастья. (29)Я знал, что и плохие и хорошие мальчики съедают найденные груши, даже если они червивые. (30)Но тетя Вера ждала какого-то другого ответа, который явно грозил потерей добычи. (31)Поэтому я молчал.  (32) Тогда тетя Вера обратилась к Леночке:  (33) – Как поступают хорошие девочки, когда они находят грушу?  (34)– Хорошие девочки отдают грушу тете Вере, – ласково сказала Леночка.  (35)Такая грубая лесть слегка смутила воспитательницу. (36)Она решила поправить дело и сказала:  (37)– А для чего они отдают грушу тете Вере?  (38)– Чтобы тетя Вера ее скушала, – сказала Леночка, преданно глядя на воспитательницу.  (39) – Нет, Леночка, – мягко поправила она свою любимицу и, уже обращаясь к обоим, добавила: – Груша пойдет на компот, чтобы всем досталось.  (40)С этими словами тетя Вера отобрала у меня грушу и, не зная, куда ее положить, сунула в развилку ствола, как бы вернув плод ее настоящему хозяину.  (41)Тетя Вера взяла Леночку за руку, и они удалились, мирно беседуя. (42)Я чувствовал, что затылок Леночки показывает мне язык.  (43)Убедившись, что грушу невозможно достать, я, как это ни странно, довольно быстро успокоился. (44)Мысль, что моя груша пойдет на общий компот, доставляла взрослое удовольствие. (45)Я почувствовал себя взрослым государственным человеком, одним из тех, кто кормит детей детского сада. (46)Об этом нам часто напоминали. (47)Я похаживал возле дерева, солидно заложив руки за спину, никого не подпуская слишком близко. (48)Как бы между прочим, пояснял, что грушу нашел я и добровольно отдал на общий компот. (49)Тогда я еще не знал, что лучший страж добродетели – вынужденная добродетель.  (50)За обедом я не просил ни добавок, ни горбушек. (51)Я просто понял, что горбушек не может хватить на всех. (52)А если так, пусть они достаются другим.  (53)Во всяком случае, человек, отдавший свою грушу на общий компот, не станет из кожи вон лезть, чтобы заполучить какую-то там горбушку.  По Ф. Искандеру 

ЗАДАНИЕ 6. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА    Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.    1) За обедом рассказчик не просил добавки, поскольку понимал, что еды может хватить не всем.   2) Рассказчик отобрал грушу у девочки, поскольку часто недоедал.   3) Тетя Вера забрала грушу у ребят, чтобы съесть ее.   4) Мысль о том, что груша пойдет на общий компот приносила рассказчику удовольствие.   5) По мнению рассказчика, лучший страж добродетели – вынужденная добродетель.     145

ЗАДАНИЕ 6. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА  Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.  1) За обедом рассказчик не просил добавки, поскольку понимал, что еды может хватить не всем.  2) Рассказчик отобрал грушу у девочки, поскольку часто недоедал.  3) Тетя Вера забрала грушу у ребят, чтобы съесть ее.  4) Мысль о том, что груша пойдет на общий компот приносила рассказчику удовольствие.  5) По мнению рассказчика, лучший страж добродетели – вынужденная добродетель.  

 

145

ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ    Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.    1) И вот однажды на моих глазах огромная краснобокая груша тупо шлепается на землю.   2) Во всяком случае, человек, отдавший свою грушу на общий компот, не станет из кожи вон лезть, чтобы заполучить какую-то там горбушку.   3) Бессилие лжи было очевидным.   4) Я чувствовал, что затылок Леночки показывает мне язык.   5) На цыпочках, почти не дыша, я сломя голову подбежал и схватил ее, свалившись у самых ног девочки .      25

ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ  Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.  1) И вот однажды на моих глазах огромная краснобокая груша тупо шлепается на землю.  2) Во всяком случае, человек, отдавший свою грушу на общий компот, не станет из кожи вон лезть, чтобы заполучить какую-то там горбушку.  3) Бессилие лжи было очевидным.  4) Я чувствовал, что затылок Леночки показывает мне язык.  5) На цыпочках, почти не дыша, я сломя голову подбежал и схватил ее, свалившись у самых ног девочки .     

25

ЗАДАНИЕ 8. ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ    Найдите в тексте синоним к слову ШЛЕПАЕТСЯ (предложение 5).   Выпишите этот синоним .    падает/падала/падать

ЗАДАНИЕ 8. ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ  Найдите в тексте синоним к слову ШЛЕПАЕТСЯ (предложение 5).  Выпишите этот синоним . 

 

падает/падала/падать

Прочтите текст и выполните задания 6-8.  (1) Он проснулся ночью неизвестно от чего. (2) То ли от ветра – мать его всегда открывала на ночь окно, то ли от щелчков усохших половиц. (3) А может быть, его разбудила внутренняя тревога, потому что накануне вечером он поссорился с родителями. (4) Отец, по настоянию матери, отругал его за разбитые ботинки. (5) А что же, ему играть в футбол без ботинок, что ли? (6) А потом отец так разошёлся, что запретил ему идти завтра в кино.  (7) Он ждал этого кино целую неделю. (8) И фильм-то был старый – «Золушка» и он понимал, что история маленькой девочки Золушки – это неправда, что это сказка, что ничего этого никогда в жизни не было. (9) Даже тысячу лет назад, когда люди ездили по земле только на лошадях, а по морю ходили на парусниках. (10) И всё равно он мечтал о том, как снова увидит этот фильм, как погаснет свет и начнётся нечто невообразимо волшебное.  (11) Да, скорее всего, он проснулся именно от этой нестерпимой, несправедливой обиды. (12) Ему приснился сон, что он после незаслуженного оскорбления уходит из дому навсегда. (13) И остаётся один на всём свете. (14) Он лежал в темноте и слушал каждый шорох. (15) И ему казалось, что он на самом деле совсем один на всём свете. (16) Так страшно было темно, так сильно надувал ветер парусом занавески и звенел мелким звоном в стекле.  (17) Ничего не было слышно из-за ветра – ни ночного разговора большого города, ни посапывания родителей в соседней комнате. (18) Только иногда трещали половицы, будто кто-то невидимый ходил по комнате. (19) Это ещё больше пугало мальчика. (20) Снова скрипнула половица. (21) Мальчик напряг слух, но услышал лишь вой ветра, который дул из пустоты. (22) Он хотел крикнуть и позвать мать. (23) Ему необходимо было разорвать своё одиночество, такое длинное и бесконечное одиночество которым он так гордился вчера. (24) Как он тогда крепко сжимал губы и гордился внутренне тем, что не произнёс за весь вечер ни слова. (25) Он уже забыл про свою гордость, и ему хотелось закричать. (26) Но тут, к своей великой радости, он услышал, как мать заворочалась в постели. (27) Потом отец сонным голосом спросил:  (28) – Который час?  (29) – Спи, спи, – ответила мать. (30) – Ещё рано.  (31) У мальчика по всему телу разлилась приятная теплота. (32) И уже сквозь сон он слышал, как мать встала, прикрыла окно, почему-то пощупала у него лоб. (33) Дворники заговорили под окнами. (34) Их голоса в раннем, пустом городе звенели и отдавались вдалеке. (35) Пролетел самолёт.  (36) – Хабаровский, «Ту-114», – сказал отец. (37) – Скоро вставать.  (38) Пропал куда-то ночной ветер, не скрипели половицы.  (39) – Что-то я, по-моему, вчера переругал Серёжку, – сказал отец. (40) Несправедливо.  (41) – Переругал, – ответила мать.  (42) – Придётся извиниться, – сказал отец. (43) – И отпустить его в кино.  (44) Но Серёжка этого ничего уже не слышал. (45) Он крепко спал. (46) И совсем забыл про какой-то ночной ветер, про какие-то страхи и про то, что он несколько минут пробыл один на всём свете.  В. Железников 

ЗАДАНИЕ 6. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА    Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.    1) Серёжа очень хотел пойти в кино, потому раньше не видел этот фильм.   2) Родители не разрешали Серёже играть в футбол.   3) Отец понял, что несправедливо отругал сына, поэтому решил извиниться.   4) Подслушав разговор родителей, мальчик узнал, что его отпустят в кино.   5) Мальчику приснилось, что он ушел из дома навсегда.    35

ЗАДАНИЕ 6. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА  Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.  1) Серёжа очень хотел пойти в кино, потому раньше не видел этот фильм.  2) Родители не разрешали Серёже играть в футбол.  3) Отец понял, что несправедливо отругал сына, поэтому решил извиниться.  4) Подслушав разговор родителей, мальчик узнал, что его отпустят в кино.  5) Мальчику приснилось, что он ушел из дома навсегда. 

 

35

ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ    Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является гипербола.    1) Ему необходимо было разорвать своё одиночество, такое длинное и бесконечное одиночество которым он так гордился вчера.   2) И всё равно он мечтал о том, как снова увидит этот фильм, как погаснет свет и начнётся нечто невообразимо волшебное.   3) Только иногда трещали половицы, будто кто-то невидимый ходил по комнате.   4) И остаётся один на всём свете.   5) А может быть, его разбудила внутренняя тревога, потому что накануне вечером он поссорился с родителями.    14

ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ  Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является гипербола.  1) Ему необходимо было разорвать своё одиночество, такое длинное и бесконечное одиночество которым он так гордился вчера.  2) И всё равно он мечтал о том, как снова увидит этот фильм, как погаснет свет и начнётся нечто невообразимо волшебное.  3) Только иногда трещали половицы, будто кто-то невидимый ходил по комнате.  4) И остаётся один на всём свете.  5) А может быть, его разбудила внутренняя тревога, потому что накануне вечером он поссорился с родителями.   

14

ЗАДАНИЕ 8. ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ    Найдите в тексте контекстный синоним к слову НЕПРАВДА (предложение 8).   Напишите этот синоним.    сказка

ЗАДАНИЕ 8. ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ  Найдите в тексте контекстный синоним к слову НЕПРАВДА (предложение 8).  Напишите этот синоним. 

 

сказка

  • (1) – Пусти! – крикнул Валерка и бросился назад, в лес. (2) Нескольких секунд нашей растерянности хватило, чтобы он скрылся в темноте.  (3) – Тихий мальчик, спокойный, послушный, – ехидно сказал я, повторяя слова наших знакомых, которые навязали мне и моему другу Виталию такого попутчика.  (4) Впрочем, до последнего момента Валерка был и на самом деле очень спокойным для своих одиннадцати лет попутчиком. (5) До тех пор, пока не обнаружил, что потерял планшет. (6) Со старой сумкой-планшетом Валерка не расставался ни разу за время плавания. (7) Он таскал его на длинном ремне, а ночью, укладываясь на постель из наших пальто, совал его под голову. (8) Спал Валерка на полу и был в нашей каюте "зайцем", потому что родственники, у которых он гостил в Самарове, купили ему палубный билет четвертого класса. (9) Мы плыли из Самарова в Тюмень. (10) Маленький "Менделеев" был последним пароходом, который в этом году мог пройти к Тюмени по извилистому и обмелевшему фарватеру Туры. (11) Но на Иртыше, несмотря на конец июля, все еще держался разлив.  (12) Однажды ночью "Менделеев" неожиданно остановился. (13) Мы с Виталием вышли на верхнюю, открытую палубу. (14) Было темно, только на севере небо светилось ртутным отблеском белых ночей. (15) Неожиданно рядом оказался Валерка. (16) Он даже не оделся, выскочил на палубу в трусах и майке, только сунул ноги в тапочки. (17) Однако в руках держал неизменный планшет.  (18) – Зачем ты его таскаешь с собой?  (19) Валерка ответил неохотно:  (20) – Так... Карта там.  (21) – Ну и что?  (22) – Я отмечаю... путешествия.  (23) – И много ты путешествовал? – усмехнулся я.  (24) Валерка смутился. (25) Ответил, вздохнув:  (26) – Немного… (27) Я не только те отмечаю, в которых бывал, а еще те, в которых хочу… (28) Ну, потом когда-нибудь.  (29) Тем временем пароход с трудом приткнулся к невысокому лесистому берегу: поломка колеса.  (30) – Не меньше часа простоим, – сказал матрос.  (31) – Значит, два, – заключил Виталий и предложил прогуляться по лесу. (32) Ему иногда приходили в голову бредовые идеи.  (33) На берегу смутно белели березовые стволы. (34) В черной, удивительно спокойной воде на страшной глубине плавали звезды. (35) Мы пошли. (36)  Ничего интересного не было в этой прогулке. (37) Только нашли поляну, где слабо светились венчики густо растущих ромашек. (38) Они отражали те крохи света, которые звезды посылали земле. (39) А когда среди деревьев снова заблестели огни парохода, Валерка спохватился, что потерял планшет. (40) Он нес его в руках, чтобы сумка не била по ногам и не цеплялась за ветки. (41) Споткнулся, выпустил планшет.  (42) – Я думал, вы его подняли, – сказал он.  (43) – Вот растяпа! – изумился Виталий.  (44) – Надо найти, – почти со слезами сказал Валерка.  (45) – Не валяй дурака! Пароход уйдет.  (46) – Пусть уйдет пароход! (47) А я пойду! – крикнул он.  (48) И вот теперь мы вынуждены были бежать вслед за мальчишкой, каждую секунду боясь услышать гудок уходящего парохода. (49) Валерку мы догнали минут через семь. (50) Он ждал нас, прижимая к груди планшет. (51) Нашел он его случайно, запнувшись за ремешок. (52) В каюте мы извели, наверное, полчетвертинки спирта, смазывая Валеркины ссадины. (53) Потом он сразу уснул. (54) Случилось так, что мы с Виталием заспорили о месте, где произошла остановка. (55) В конце концов решили обратиться к карте. (56) У нас ее не было, но на столе лежал Валеркин планшет. (57) Будить парня не хотелось, и мы вытащили карту без разрешения.  (58) – Черт возьми! – сказал я. (59) Вместо ожидаемой карты области перед нами развернулась карта мира, исчерченная во всех направлениях синими пунктирами. (60) Это были будущие Валеркины маршруты. (61) Они пересекали континенты и океаны. (62) И тогда понятным стал недавний Валеркин маршрут, самый короткий, но не самый простой – через ночной лес, за потерянным планшетом.  (63) – Ну, что ж… – задумчиво сказал Виталий. (64) – Каждый бережет свою мечту… (65) Как ты думаешь, он боялся в лесу?  (66) Мы оба посмотрели на нашего спутника. (67) Тот спал, откинув исцарапанную ветками руку. (68) Иногда у него беспокойно вздрагивали брови.  В. Крапивин 

(1) – Пусти! – крикнул Валерка и бросился назад, в лес. (2) Нескольких секунд нашей растерянности хватило, чтобы он скрылся в темноте.  (3) – Тихий мальчик, спокойный, послушный, – ехидно сказал я, повторяя слова наших знакомых, которые навязали мне и моему другу Виталию такого попутчика.  (4) Впрочем, до последнего момента Валерка был и на самом деле очень спокойным для своих одиннадцати лет попутчиком. (5) До тех пор, пока не обнаружил, что потерял планшет.  (6) Со старой сумкой-планшетом Валерка не расставался ни разу за время плавания. (7) Он таскал его на длинном ремне, а ночью, укладываясь на постель из наших пальто, совал его под голову. (8) Спал Валерка на полу и был в нашей каюте "зайцем", потому что родственники, у которых он гостил в Самарове, купили ему палубный билет четвертого класса.  (9) Мы плыли из Самарова в Тюмень. (10) Маленький "Менделеев" был последним пароходом, который в этом году мог пройти к Тюмени по извилистому и обмелевшему фарватеру Туры. (11) Но на Иртыше, несмотря на конец июля, все еще держался разлив.  (12) Однажды ночью "Менделеев" неожиданно остановился. (13) Мы с Виталием вышли на верхнюю, открытую палубу. (14) Было темно, только на севере небо светилось ртутным отблеском белых ночей. (15) Неожиданно рядом оказался Валерка. (16) Он даже не оделся, выскочил на палубу в трусах и майке, только сунул ноги в тапочки. (17) Однако в руках держал неизменный планшет.  (18) – Зачем ты его таскаешь с собой?  (19) Валерка ответил неохотно:  (20) – Так... Карта там.  (21) – Ну и что?  (22) – Я отмечаю... путешествия.  (23) – И много ты путешествовал? – усмехнулся я.  (24) Валерка смутился. (25) Ответил, вздохнув:  (26) – Немного… (27) Я не только те отмечаю, в которых бывал, а еще те, в которых хочу… (28) Ну, потом когда-нибудь.  (29) Тем временем пароход с трудом приткнулся к невысокому лесистому берегу: поломка колеса.  (30) – Не меньше часа простоим, – сказал матрос.  (31) – Значит, два, – заключил Виталий и предложил прогуляться по лесу. (32) Ему иногда приходили в голову бредовые идеи.  (33) На берегу смутно белели березовые стволы. (34) В черной, удивительно спокойной воде на страшной глубине плавали звезды. (35) Мы пошли. (36)  Ничего интересного не было в этой прогулке. (37) Только нашли поляну, где слабо светились венчики густо растущих ромашек. (38) Они отражали те крохи света, которые звезды посылали земле.  (39) А когда среди деревьев снова заблестели огни парохода, Валерка спохватился, что потерял планшет. (40) Он нес его в руках, чтобы сумка не била по ногам и не цеплялась за ветки. (41) Споткнулся, выпустил планшет.  (42) – Я думал, вы его подняли, – сказал он.  (43) – Вот растяпа! – изумился Виталий.  (44) – Надо найти, – почти со слезами сказал Валерка.  (45) – Не валяй дурака! Пароход уйдет.  (46) – Пусть уйдет пароход! (47) А я пойду! – крикнул он.  (48) И вот теперь мы вынуждены были бежать вслед за мальчишкой, каждую секунду боясь услышать гудок уходящего парохода.  (49) Валерку мы догнали минут через семь. (50) Он ждал нас, прижимая к груди планшет. (51) Нашел он его случайно, запнувшись за ремешок.  (52) В каюте мы извели, наверное, полчетвертинки спирта, смазывая Валеркины ссадины. (53) Потом он сразу уснул.  (54) Случилось так, что мы с Виталием заспорили о месте, где произошла остановка. (55) В конце концов решили обратиться к карте. (56) У нас ее не было, но на столе лежал Валеркин планшет. (57) Будить парня не хотелось, и мы вытащили карту без разрешения.  (58) – Черт возьми! – сказал я. (59) Вместо ожидаемой карты области перед нами развернулась карта мира, исчерченная во всех направлениях синими пунктирами. (60) Это были будущие Валеркины маршруты. (61) Они пересекали континенты и океаны. (62) И тогда понятным стал недавний Валеркин маршрут, самый короткий, но не самый простой – через ночной лес, за потерянным планшетом.  (63) – Ну, что ж… – задумчиво сказал Виталий. (64) – Каждый бережет свою мечту… (65) Как ты думаешь, он боялся в лесу?  (66) Мы оба посмотрели на нашего спутника. (67) Тот спал, откинув исцарапанную ветками руку. (68) Иногда у него беспокойно вздрагивали брови.  В. Крапивин 

ЗАДАНИЕ 6. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА  Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.  1) У Валеры не было билета на пароход, поэтому он плыл «зайцем»  2) На своей карте Валера отмечал только те места, в которых побывал.  3) Пароход остановился из-за поломки, поэтому ребята отправились гулять в лес.  4) Валера отказывался уходить из леса без планшета, поэтому ребята опоздали на пароход.  5) До плавания ребята не знали Валеру .    

35

ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ    Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.    1) Маленький

ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ  Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.  1) Маленький "Менделеев" был последним пароходом, который в этом году мог пройти к Тюмени по обмелевшему фарватеру Туры.  2) Было темно, только на севере небо светилось ртутным отблеском белых ночей.  3) Тот спал, откинув исцарапанную ветками руку.  4) В черной, удивительно спокойной воде на страшной глубине плавали звезды.  5) А когда среди деревьев снова заблестели огни парохода, Валерка спохватился, что потерял планшет. 

24

ЗАДАНИЕ 8. ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ    Замените разговорное слово ТАСКАЛ (предложение 7) стилистически нейтральным синонимом.   Напишите этот синоним .  носить/брать

ЗАДАНИЕ 8. ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ  Замените разговорное слово ТАСКАЛ (предложение 7) стилистически нейтральным синонимом.  Напишите этот синоним . 

носить/брать

Прочтите текст и выполните задания 6-8.  ( 1)Есть люди, которые болезненно переживают чужие успехи. (2)Таким был Сеня Голубкин. (3)Ему всюду чудились выгоды и привилегии, которыми обладают другие. (4)Если кто-то заболевал, Сенька говорил: (5)«Ясно… (6)Решил отдохнуть!» (7)Если кто-то получал пятёрку за домашнее сочинение, он спрашивал: (8)«Что, мамочка с папочкой потрудились?»  (9)Ему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт. (10)Зависть, в которой кроется исток многих человеческих слабостей и пороков, не оставляла Сеньку в покое…  (11)Трудно было отыскать людей, более не похожих друг на друга, чем Ваня и Сенька. (12)В ту пору Ваня ещё очень ему сочувствовал. (13)Когда Сеня, путаясь и напрягаясь, блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший, Ваня страдал. (14)А после урока, на котором Голубкин получал очередную двойку, этот верзила теснил невысокого Ваню: тот, оказывается, подсказывал недостаточно чётко и ясно.  (15)Однажды был назначен «районный» диктант, и Сеня Голубкин был в панике: двойка за тот диктант грозила ему второгодничеством.  (16)После диктанта Сенька бегал по коридору и выспрашивал у своих одноклассников:  – (17)Как пишется «в течение»?  (18)Ему отвечали.  – (19)Одна ошибочка есть! – говорил он и загибал палец. – (20)А ты сам-то как написал? (21)Правильно?  (22)Если оказывалось, что правильно, Сенька скулил:   – (23)Ну, коне-е-чно, сам написа-ал!  (24)После «районного» диктанта у Сеньки не хватило пальцев на обеих руках: он насчитал двенадцать ошибок. (25)Кроме запятых и тире…  (26)На переменке ко мне подошёл Ваня Белов и спросил:  – (27)Что ж, Вера Матвеевна, Голубкину теперь на второй год оставаться?  – (28)Не знаю. (29)Ещё не проверила.  (30)Когда я уселась в учительской за тетради, оказалось, что шесть работ из пачки исчезли. (31)Среди них были диктанты Сени Голубкина и Вани.   (32)На большой перемене мы с директором в опустевшем классе стали пробиваться к голубкинской совести. (33)Именно тогда, в разгар нашей беседы, появился Ваня Белов и сказал:  – (34)Я пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия!  (35)Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани. (36)После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант. (37)Сеня Голубкин получил тройку, поскольку уже успел обнаружить на перемене свои ошибки, и перешёл в седьмой класс.  (38)Он не проникся благодарностью к Ване Белову, напротив, именно с тех пор и невзлюбил его. (39)Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки. (40)Ваня Белов это понял. (41)После того как Сенька очередной раз насолил в чём-то своему спасителю, я как бы мимоходом сказала Ване:  – (42)Ну что… ни одно доброе дело не остается безнаказанным?  – (43)Мало ли что бывает! – ответил он. – (44)Из-за этого всем не верить? (По А. Алексину)* 

ЗАДАНИЕ 6. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА    Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.    1) Голубкин теснил Ваню, если он ему специально неправильно подсказывал на уроке.   2) Ваня украл диктанты, чтобы не остаться на второй год.   3) Сеня Голубкин перестал завидовать, после того как Ваня Белов ему помог.   4) Голубкин считал, что все удачи приходят к людям «за его счет»   5) Ваня не перестал верить людям, после того как Голубкин его разочаровал.    45

ЗАДАНИЕ 6. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА  Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.  1) Голубкин теснил Ваню, если он ему специально неправильно подсказывал на уроке.  2) Ваня украл диктанты, чтобы не остаться на второй год.  3) Сеня Голубкин перестал завидовать, после того как Ваня Белов ему помог.  4) Голубкин считал, что все удачи приходят к людям «за его счет»  5) Ваня не перестал верить людям, после того как Голубкин его разочаровал. 

 

45

ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ    Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора.    1) Я пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия!   2) Ну что… ни одно доброе дело не остается безнаказанным?   3) Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани.   4) Трудно было отыскать людей, более не похожих друг на друга, чем Ваня и Сенька.   5) Когда Сеня, путаясь и напрягаясь, блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший, Ваня страдал    15

ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ  Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора.  1) Я пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия!  2) Ну что… ни одно доброе дело не остается безнаказанным?  3) Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани.  4) Трудно было отыскать людей, более не похожих друг на друга, чем Ваня и Сенька.  5) Когда Сеня, путаясь и напрягаясь, блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший, Ваня страдал   

15

ЗАДАНИЕ 8. ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ    Замените разговорное слово «чудились» (из предложения 3) стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним .    видеться/мерещиться/казаться

ЗАДАНИЕ 8. ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ  Замените разговорное слово «чудились» (из предложения 3) стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним . 

 

видеться/мерещиться/казаться

Прочтите текст и выполните задания 6-8.  (1)Теперь на каждом уроке — русском, математике, истории — были разные учителя. (2)Это оказалось интересно, потому что все они были очень разные люди.  (3) Бритоголовый математик Иван Алексеевич, которого за круглую голову с круглыми, торчавшими в сторону ушами сразу прозвали Шариком, Михаське понравился, не то что Русалка — Нина Петровна.  (4)Когда кто-нибудь из ребят выходил к деревянной доске и долго смотрел на нерешенную задачу, он не сердился, а удивлялся: в чем дело — ведь задача вон какая легкая, — а потом, когда наконец задача получалась, все решали еще одну, похожую, и тот, кому не повезло, уже быстро с ней разделывался и, хотя получал жалкую тройку с минусом, уходил на свою парту смущенный и красный от удовольствия. (5)Иван Алексеевич вообще очень любил плюсы и минусы. (6) Он ставил двойки, тройки, четверки с минусами и плюсами, а самыми крайними оценками у него были единица с минусом и пятерка с плюсом. (7) Правда, такие отметки он ставил очень редко: например, если уж кто-нибудь обдурит его на контрольной или так решит задачку, что даже учитель удивится. (8) Однажды Свирид такой номер выкинул.  (9) После контрольной, когда раздавали тетради с отметками, Шарик вдруг вызвал Сашку и сказал ему:  (10) — А ты знаешь, Свиридов, у тебя ответ не сошелся.  (11) Сашка опустил голову.  (12)— Но ты все-таки молодец! — сказал Шарик. (13)— Ты решил задачку по-своему. (14)Я тебе пятерку поставил.(15) Даже с плюсом. (16) Садись.  (17)Сашка покраснел до макушки, а Иван Алексеевич встал и заходил по классу.  (18)— Да! — говорил математик. (19)— Трижды да! (20)Пусть всегда вас гложет червь сомнения!  (21)Михаська усмехнулся тогда, так как не понял, за что это его должны грызть какие-то черви, но заметил, что ребята реже стали звать учителя Шариком.  (22)Кроме математики, Иван Алексеевич преподавал у них физкультуру. (23)Это, конечно, забавно: и на серьезной математике, и на несерьезной физкультуре — один учитель! (24)Михаська заметил, что Иван Алексеевич и сам как будто этому удивляется. (25)Но учителей не хватало. (26)А на физкультуре он даже иногда играл с ребятами в футбол, если в одной команде не хватало игроков.  (27)Ходил Иван Алексеевич и на математику, и на физкультуру в офицерском кителе без орденов, только на груди желтела, краснела и снова желтела трехцветная полоска. (28)Это означало, что у него два тяжелых ранения и одно среднее. (29)И, хотя у Ивана Алексеевича были целы и руки и ноги, Михаська, видавший в госпитале у мамы тяжелораненых, жалел его.  (30) Ну а Русалка, Нина Петровна, была совсем другой. (31) Русалкой ребята прозвали ее не за длинные волосы, а за то, что она преподавала русский язык. (32)Нина Петровна всегда будто куда-то торопилась; и если кто плохо отвечал или забыл немного, она тут же сажала на место и ставила двойку. (33) Нужно было потом за ней ходить и клянчить, чтобы вызвала снова.  (34) Ребята ее боялись и не любили, и Михаська тоже не любил.  По А. Лиханову 

ЗАДАНИЕ 6. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА    Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.   1) Иван Алексеевич преподавал одновременно и математику, и физкультуру.   2) Учитель математики поставил Свириду пятерку с плюсом за то, что тот решил задачку по-своему.   3) Михаська не любил учителей, потому что они его часто ругали.   4) Шарик очень любил ставить ребятам плюсы и минусы.   5) Ребята прозвали учительницу русского языка Русалкой за ее длинные волосы .    35

ЗАДАНИЕ 6. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА  Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.  1) Иван Алексеевич преподавал одновременно и математику, и физкультуру.  2) Учитель математики поставил Свириду пятерку с плюсом за то, что тот решил задачку по-своему.  3) Михаська не любил учителей, потому что они его часто ругали.  4) Шарик очень любил ставить ребятам плюсы и минусы.  5) Ребята прозвали учительницу русского языка Русалкой за ее длинные волосы . 

 

35

ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ    Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.    1) Пусть всегда вас гложет червь сомнения.   2) И, хотя у Ивана Алексеевича были целы и руки и ноги, Михаська, видавший в госпитале у мамы тяжелораненых, жалел его.   3) Правда, такие отметки он ставил очень редко: например, если уж кто-нибудь обдурит его на контрольной или так решит задачку, что даже учитель удивится.   4) Однажды Свирид такой номер выкинул.   5) Ходил Иван Алексеевич и на математику, и на физкультуру в офицерском кителе без орденов, только на груди желтела, краснела и снова желтела трехцветная полоска.    14

ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ  Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.  1) Пусть всегда вас гложет червь сомнения.  2) И, хотя у Ивана Алексеевича были целы и руки и ноги, Михаська, видавший в госпитале у мамы тяжелораненых, жалел его.  3) Правда, такие отметки он ставил очень редко: например, если уж кто-нибудь обдурит его на контрольной или так решит задачку, что даже учитель удивится.  4) Однажды Свирид такой номер выкинул.  5) Ходил Иван Алексеевич и на математику, и на физкультуру в офицерском кителе без орденов, только на груди желтела, краснела и снова желтела трехцветная полоска.   

14

ЗАДАНИЕ 8. ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ    Замените просторечное слово «обдурит» в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.    обманет

ЗАДАНИЕ 8. ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ  Замените просторечное слово «обдурит» в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 

 

обманет

Источники: rustutors.ru

Источники:

rustutors.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!