СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ОГЭ по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Включены все разделы  ОГЭ  по обществознанию

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ по обществознанию»

В широком смысле

Общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира.

Формы объединения людей.

Все человечество в прошлом, в современности и перспективе.

1 В узком смысле

Люди, объеденные для общения, деятельности- «Экипаж танка», «Друзья леса»

Отдельная страна, государство, его регион- «Российское общество», население страны, континента и мира в целом.

Определенный этап истории – первобытное общество.

ЗАДАНИЕ 2-4. Человек и общество. Духовная сфера.

Взаимодействие общества и природы. Общество оказывает противоречивое (положительное - благотворное или отрицательное - негативное) влияние на природу. Природа весь материальный мир (Вселенная, Земля - живая и неживая природа.). Природа оказывает влияние на развитие общества, быт и хозяйственную деятельность человека. В процессе воздействия на природу общество ее преобразует. Общество использует природу как важнейший источник экономических ресурсов, ресурсы постепенно истощаются, развитие общества зависит от обеспеченности его ресурсами.

Основные сферы общества - 4 сферы общества – все они взаимосвязаны. Смотри по названиям тем!!!

Основные формы деятельности (осознана и целеустремлена только деятельность человека) Субъект деятельности – тот, кто осуществляет деятельность (человек, коллектив, общество). Объект – на что направлена деятельность – предмет, процесс. Свою деятельность человек регулирует не только разумом, но и чувствами. В деятельности происходит самореализация личности, человек изменяет окружающий мир и самого себя.

ТРУД

Направлен на достижение практически полезного результата.

игра

Отдых, развлечение.

учение

Приобретение знаний и умений

общение

В широком смысле – взаимные отношения, деловая или дружеская связь.

В узком смысле – обмен информацией, идеями, оценками, чувствами

Человек – биосоциальное существо. Индивид – человек, природная и социальная особь. Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека. Личность –социально и духовно развитый человек, личностью нельзя стать вне общества, совокупность социально –значимых качеств человека, на формирование личности влияет окружающая среда, врожденные качества.

Биологические потребности – в пище, в воздухе, в воде, одежде, сне жилище. Социальные потребности – в общении, в труде в семье, любви, дружбе, популярности, господству над другими людьми, принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании.

Духовные потребности – стремление человека к познанию окружающего мира и самого себя, смысла своего существования, потребность в знаниях, творчестве.

Воля – подчинение своего «не хочу» -надо, необходимо, у человека всегда есть выбор. Нельзя полностью отказываться от своих интересов в решении межличностных конфликтов, но важно понять точку зрения другого человека.

Межличностные отношения в малой группе-непосредственный контакт друг с другом (семья, класс, бригада, коллектив.) Межличностные отношения –взаимосвязи человека с окружающими его людьми, вызывают определенные эмоции:

1Деловые (официальные, формальные) – учитель и ученик, врач – пациент. 2. Личные – друзья, семья. Задатки – природные качества человека, физические данные. Основные качества личности определяются ближайшим окружением.

Межличностные конфликты – столкновение личностей с различными чертами характера, взглядами, ценностями. Поведение в конфликте: привлечение посредника, уход от конфликтной ситуации, сотрудничество (помирились), компромисс – взаимные уступки.

Сфера духовной культуры – ее объекты сотворены не руками, а разумом – нематериальная культура (знания, идеи). Материальная культура – воплощается в материальных вещах совокупность объектов, созданных человеком в процессе преобразования природы (книги, картины, скульптура, техника, предметы обихода). Наука - получение знаний, объективное отражение окружающего мира, обоснованность утверждений, достоверность полученных результатов, доказательность теорий, выдвижение гипотез. Современная наука выполняет функцию производительной силы общества. Результаты науки востребованы обществом, представляют большой промышленный и военный интерес, занимается вопросами инновационного развития общества.

Религия – обращение к сверхъестественным силам, оказывает влияние на мировоззрение верующего. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Конституция РФ: свобода вероисповедования и закрепляет отделение церкви от государства и школы от церкви.

Мораль – результат размышления людей о своей жизни, о хорошем и плохом в ней, о добре и зле, о нравственных нормах, опирается на совесть человека. Не все нормы морали зафиксированы в законах, у человека есть выбор. Совесть и честь – нравственный самоконтроль. Этика - наука о морали. Гуманизм –человеколюбие, признание блага человека критерием общественного развития, абсолютной ценности человеческой личности, ее права на свободу и счастье. Патриотизм – чувство любви к Родине, Отечеству. Гражданственность –степень осознания себя гражданином своей страны, готовность личности активно содействовать процветанию общества. Долг –совокупность объективно необходимых обязанностей человека.

Образование: личностный (индивидуальный) подход к ученику. 0-7 лет- дошкольное образование;1-4 классы – начальная школа;5-9 классы – основное общее;10-11 классы- среднее общеобразовательное; колледж и училище, –среднее профессиональное; институт, университет, академиявысшее профессиональное образование; кружок – дополнительное образование. Дистанционное обучение – обучение благодаря электронной почте и видеоконференции, информационным технологии. В основу образования лежат культурные традиции, система ценностей и норм, накопленные людьми.

Искусство – создание художественных образов, оно эмоционально.

7 - 9 ЗАДАНИЯ. Экономическая сфера. Производство. Распределение. Обмен (торговля). Потребление. Основные вопросы экономики: что производить, для кого производить, как производить. Основа экономики - производство товаров и услуг. Цена товара или услуги – себестоимость (издержки –зарплата, плата за электричество, на покупку сырья, материалов, уплата налогов) = прибыль(убыток) Акционерное общество – предприятие, капитал которого разделен на акции, распределенные между акционерами.

Экономика – имеет 2 значения. 1 -наука. 2. Хозяйство (производство товаров и услуг). Типы экономических систем (способы регулирования хозяйственной деятельности). По способу регулирования экономика делится на:

Традиционная

Преобладающая форма собственности – общая. Что и как производить решают обычаи и традиции.

Командная

Преобладающая форма собственности – государственная. Что и как производить решает- государство( государственный план)

Рыночная

Преобладающая форма собственности – частная. Что и как производить решают сами производители. Конкурентный спрос и предложение, свободное ценообразование. Равноправие разных видов собственности – частной, государственной, муниципальной

Рынок. Спрос- желание и возможности потребителя приобрести товар или услугу. Предложение – желание производителя продать товар или услугу. Цены диктует рынок, исходя из спроса и предложения. Чем выше цена, тем меньше спрос, но больше производителей согласны производить товар или услугу.

Конкуренция (сталкивание, экономическое соперничество) свободная на котором многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную продукцию.

Монополия – рынок, на котором есть только один продавец - множеству покупателей. Потребитель выигрывает при устранении монополизации экономики. Рынок- использует новые технологии с целью снижения производственных затрат. Но не способен предотвратить кризисы перепроизводства, порождает безработицу, инфляцию.

Предпринимательство– инициативная экономическая деятельность, направленная на получение прибыли, осуществляется на свой страх и риск.

1. Частные лица. (ИЧП)

2. Юридические лица (организации, фирмы)

Малое предпринимательство: в производстве – до 100 человек. Достоинства –невысокие расходы особенно затраты на управление, гибкость и оперативность в принятии и выполнении решений. Недостатки – большая вероятность риска, неудач, банкротства.

Акционерная собственность – владельцы акционеры, ежегодно по результатам деятельности получают прибыль – дивиденды, может быть и банкротство.

Деньги. Инфляция - рост и цен на товары и услуги, обесценивание денег. Последствия – уменьшение покупательской способности, ослабление деловой активности.

Зарплата- форма материального вознаграждения за труд.

Оклад (повременная) – неменяющаяся ежемесячная выплата.

Сдельная (в зависимости от количества и качества изготовленных изделий). Номинальная зарплата (сумма денег). Реальная (сумма жизненных благ, которые можно приобрести за номинальную зарплату).

Социальная поддержка – мероприятия, направленные на выравнивание доходов и решение проблемы бедности. Государственное социальное страхование: основная часть выплат приходится на пенсии по старости, инвалидности, в связи с потерей кормильца, на медицинскую помощь.

Блага – все, что ценится людьми как средство удовлетворения их потребностей. Налоги – уплата является конституционной обязанностью, налоги безвозмездны, денежная форма уплаты.

Госбюджет - документ, отражающий доходы и расходы государства.

Виды налогов:

Прямые (налог на прибыль с предприятий, подоходный налог с физических лиц, имущественный доход).

Косвенные НДС, акцизы, таможенные пошлины) входят в стоимость товара. Госпошлина –плата, взимаемая государством с граждан и хозяйственных организаций за оказание им определенного вида услуг.

Экономические цели и функции государства – создание открытых экономических зон, снижение темпов инфляции, разработка и принятие антимонопольного законодательства, бесплатное образование, оборона, строительство дорог, освещение улиц, экология, сокращение социального неравенства, обеспечение национальной и экономической безопасности.

Рынок труда – соотношение спроса и предложения на рабочую силу.

Разделение труда (профессиональная специализация) способствует повышению общей производительности труда (количество продукции выпущенное за определенное время).

Факторы (ресурсы) производства (4 фактора) – земля, труд (рабочая сила) капитал (основные средства –здание, оборудование, материалы, техника, деньги или счета), предпринимательские способности.

Природные ресурсы ограничены (полезные ископаемые, леса, воды), потребности безграничны. Проблема ограниченности ресурсов характерна для всех типов экономики.

10 -11 ЗАДАНИЯ. Социальная сфера- пенсионеры, инвалиды, сироты, семьи с детьми имеют социальные государственные пособия – пенсии.

Социальная структура общества – (страта) строение, расположение, порядок общества.

Социальные (общественные)группы –любые совокупности людей, имеющие какой – либо общий социально –значимый признак (пол, возраст, национальность, профессия, доход, образование, власть и др.

Социальное неравенство - имущественное неравенство по доходу, часто связано с уровнем образования.

Виды социальных групп:

Социально –этнические (племя, народность, нация),

Демографические (дети, подростки, молодежь, мужчины, женщины), Профессиональные (врачи, юристы),

Религиозные (христиане, мусульмане, буддисты),

Территориальные (горожане, селяне).

Этнос (народ) - исторически сложившаяся на определенной территории общности людей (общность языка, культуры, быта, традиций, обычаев, самосознания.

Семья – малая социальная группа, основанная на браке и кровном родстве, связанная общностью быта и взаимной ответственностью.

Функции семьи –воспитательная, хозяйственно – экономическая, духовно – эмоциональная, досуговая.

Типы семьи: 1. Традиционная (патриархальная) –мужчина является главой семьи, муж ответственен за материальное обеспечение семьи. 2. Коллективистская (партнерская, демократическая- решения по семейным вопросам принимаются совместно.

Семьянуклеарная, родители и дети (2 поколения).

Семья многопоколенная, родители, дети, бабушки, деды – 3 поколения.

Поколение – интервал между средним возрастом родителей и детей. Социальная роль – ожидаемое поведение личности, связанное его положением в обществе. Многообразие социальных ролей подростка – это сын, дочь, ученик, потребитель, друг.

Социальные нормы – правила поведения людей, установленные и определенные обществом.

Отклоняющееся поведение: 1. Позитивные – сверхтрудолюбие, талант, спортивные рекорды, новаторство, изобретательство, героизм. 2. Негативные – алкоголизм, наркомания, цинизм, скандалы, раздоры, бюрократизм, коррупция, правонарушения. Здоровый образ жизни- отношение к здоровью как ценности.

Социальный конфликт(спор) – столкновение противоположных общественных интересов, взглядов, стремлений, направлений общественного развития.

Роль социальных конфликтов: Положительная – стимулирование социальных изменений, осознание своих интересов и интересов других, переход к сотрудничеству. Негативная – создание стрессовых ситуаций, нарушение порядка общественной жизни.

Конструктивный конфликт – стороны не выходят за рамки деловых аргументов. Неконструктивный - одна из сторон прибегает к оскорблениям.

Способы разрешения конфликта:

Компромисс (соглашение путем взаимных уступков

Переговоры (мирное обсуждение проблем),

Посредничество (использование третьей стороны в решении проблемы), Арбитраж(суд), применение силы(власти).

Завершение конфликта не всегда связано с его благополучным исходом, не всегда означает его разрешение, не всегда ведет к изменению структуры общества. Конфликтное взаимодействие возможно в любом обществе.

Социальные нормы – правила поведения людей, выступают мерой общественно значимого поведения. Дозволение – варианты поведения желательные, но не обязательные. Предписания – требуемое действие. Запрет –действия, которые не следует совершать.

Виды социальных норм: Обычаи – одобренные обществом массовые образцы действий. Традиции - -нормы, унаследованные от предшественников. Моральные нормы – их нарушение осуждается в обществе. Есть религиозные, политические, эстетические, этические нормы (правила поведения в общественных местах). Не все нормы закреплены законом, моральные нормы – неписанные (неформальные) законы. Социальные нормы имеют общий характер, регулируют типичные социальные ситуации, рассчитаны на многократное применение.

Социализация начинается с рождения и продолжается всю жизнь – принятие, законов и новых норм, человек живет по писанным и неписанным законам(нормам).

ЗАДАНИЯ 13-14. Политическая сфера. Политическая власть – способность, право и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенную политику, используя политические партии, организации, государство.

Признаки политической власти:

1.Распространяется на всех проживающих на территории государства.,

2.Действует на основе права,

3. Обладает законным правом использовать силу,

4. существует единый общегосударственный центр принятия решений.

Политика- искусство управления государством, задача обеспечение целостности и стабильности развития общества.

Власть - способность и возможность отдельного человека или группы подчинять своей воле других людей.

Государство-организация политической власти, осуществляющая управление обществом, охрану порядка.

Признаки государственной власти:

- Создается профессиональный аппарат управления и принуждения,

- Распространяется на все население,

- Суверенитет(независимость) внешний и внутренний,

- Единство территории,

- Государство обладает исключительным (монопольным) правом издавать законы – правотворчество (правовые нормы),

- Устанавливать социальные сборы – налоги, пошлины.

Разделение властей.

Законодательная власть(парламент) – формирование системы законов, установление налогов и сборов, утверждение бюджета.

Исполнительная власть (правительство, министерства) – исполнение законов, организация и управление жизнью общества.

Судебная власть – разрешение правовых споров, привлечение к юридической ответственности за правонарушения. Разделение властей обеспечивает систему сдержек и противовесов в демократическом государстве.

Формы государства –(объединяет политический режим, форму правления, форму государственно – территориального устройства) совокупность его внешних признаков, порядка и способов организации высших органов власти, реализация государственной и политической власти.

Формы правления:

1. Монархия- власть передается по наследству. Виды бсолютная (неограниченная) власть и ограниченная (конституцией, законом).

2. Республика – высшая государственная власть принадлежит выбранным на определенный срок органам власти. Виды республик :1. Президентская – глава государства президент). 2. Парламентская - глава государства – член парламента. Формы государственно – территориального устройства:1. Унитарная республика – единая конституция, единые законы. 2. Федерация - союз штатов, земель, республик, имеющих свою конституцию, устав (США, Россия).

Политический режимсовокупность методов, средств и приемов осуществления политической власти, отражающая уровень политической свободы в обществе.

Типы политических режимов, для государства любого типа характерно наличие правоохранительных органов, взимание налогов с граждан и предприятий.1. Демократический режим – правовое государство, большой объем прав и свобод граждан. Демократия политический режим, при котором народ или его большинство (при уважении меньшинства) служит источником и политической и государственной власти, многопартийность, свобода СМИ, признание народа источником власти, равноправие граждан, разделение властей, выборность на конкурентной основе основных органов власти, отсутствии идеологии.

2. Недемократические режимы 1. Авторитарный (традиционное государство) на страже интересов государства, а не личности. Права граждан ограничены, особенно в политической сфере, господствующее положение правящей партии, преобладание официальной идеологии, командная экономика

2.Тоталитарный –полный контроль всех сторон частной и общественной жизни, люди совершенно беззащитны перед произволом властей, закон защищает не личность, а государство. Тоталитарный режим – обязательная идеология, жесткая цензура (надзор за СМИ), власть полностью подчиняет себе общество и личность. Местное самоуправление – самостоятельная под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения, владение и пользование муниципальной собственностью. Обеспечивают потребности населения данной территории в различных услугах, формируют и утверждают местный бюджет, осуществляется на всей территории РФ в городских и сельских поселениях, учитывается мнение населения в решении вопросов определенной территории. Участие граждан в политической жизни - участие граждан в выборах и референдумах, участие в митингах, демонстрациях, участие в деятельности политических партий, обращение письма граждан к власти.

Выборы: в демократическом политическом режиме – на конкурентной основе (несколько партий – многопартийность); тоталитарный режим – выборы одного достойного лидера.

Референдум (всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственного значения) –принципы: всеобщее право (с 18 лет), тайное голосование; граждане РФ, проживающие за границей - также обладают избирательным правом.

Политические партии –организованная группа единомышленников, выражающаяся интересы определенных социальных слоев (групп, классов) и стремящиеся к завоеванию государственной власти или участию в её осуществлении, имеет устав и программу развития общества; участвует в выборах - президентских, парламентских в Гос. Думу; цель – получение и использование власти. Имеет профессиональный аппарат управления.

Политические движения не ставят задачу прихода к власти.

Гражданское общество- совокупность негосударственных общественных организаций, выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества (созданы по инициативе населения - например - жильцов дома), потребителей, производителей, участие в местном самоуправлении (выступление на публичных слушаниях о месте строительства новой школы). Существование гражданского - невозможно без понимания людьми своих прав и исполнения обязанностей.

ЗАДАНИЕ 16-18. Право совокупность общеобязательных правил(норм), охраняемых силой государства.

Закон – нормативный правовой акт, принятый органом законодательной власти (компетентным государственным органом) или референдумом, обладает высшей юридической силой, регулирует наиболее важные общественные отношения. Правоспособность возникает с момента рождения и заканчивается смертью. Дееспособность возникает с момента достижения определенного возраста. Полная дееспособность наступает с 18 лет. Исключение – уголовная ответственность с 16 лет, по некоторым видам преступлений с 14 лет. Связана также с психическим здоровьем. Правонарушение – общественно опасное виновное действие или бездействие, противоречащее нормам права.

Преступления – общественно опасные виновные действия, предусмотренные уголовным законодательством.

Преступлением признается только поступок, деяние, а не мысли.

Вина – психическое отношение лица к своему противоправному поведению и его результату, основанное на возможности предвидения или предотвращения последствий преступления.

Проступки –виновные действия, имеющие меньшую степень опасности. Дисциплинарные проступки – нарушение трудовой, учебной дисциплины. Гражданские проступки –правонарушения, совершенные в сфере имущественных, а также неимущественных отношений, представляют для человека ценность (честь, репутация).

Административные проступки – наносят ущерб отношениям в сфере государственного управления (мелкое хулиганство, нарушение правил уличного движения, пожарной безопасности, санитарных правил).

Юридическая ответственность: Материальная – за причиненный ущерб(штраф). Дисциплинарные взыскания (предупреждение, замечание, выговор, увольнение).

Правоотношения – отношения между людьми, урегулированные нормами права.

Гражданская – правовая (полное возмещение ущерба, морального вреда, штраф), равенство сторон, их юридическая независимость друг от друга, подчинение сторон только закону или договору.

Административная – не влечет судимости для правонарушителя. Неравенство сторон – властная сторона – невластная сторона. Налагается государственным органом, которому правонарушитель не подчинен по службе, (предупреждение, штраф, (лишение специального права, административный арест).

Уголовная ответственность - влечет судимость правонарушителю. Конституция – Основной закон РФ, НОРМАТИВНО – ПРАВОВОЙ АКТ, ОБЛАДАЮЩИЙ ВЫСШЕЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ СИЛОЙ, определяющий основы государственного строя, организацию государственной власти, отношения гражданина и государства.

ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО – государство, состоящее из равноправных субъектов.

В ведение Федерального центра –управление федеральной собственностью, федеративное устройство и территория (с согласия субъекта федерации), федеральный бюджет, внешняя политика, оборона и безопасность, уголовное и гражданское законодательство.

В совместном ведении Федерального центра и субъекта Федерации –обеспечение соответствия законов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам, административное законодательство, защита прав и свобод человека, природопользование, все иные вопросы.

Органы государственной власти:

Глава государстваПрезидент РФ – определяет основные направления политики государства, является гарантом Конституции, прав и свобод человека, назначает высшее командование Вооруженных сил РФ.

Федеральное собрание – высший орган законодательной и представительной власти. Состоит из 2-х палат: Нижняя палатаГосударственная Дума (450 депутатов) и Верхняя палата – Совет Федерации (170 человек).

Правительство РФ – высший исполнительная власть – разрабатывает представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, предоставляет Государственной Думе ежегодный отчет о результатах своей деятельности. Правительство - управляет федеральной собственностью.

Судебная власть – осуществление правосудия. Только суд может вынести как обвинительный, так обвинительный приговор.

Прокуратура – осуществляет надзор над соблюдением законов, возбуждает уголовные дела, поддерживает обвинение в суде.

Органы внутренних дел – занимаются вопросами охраны законности и правопорядка.

Органы государственной безопасности – борьба с террористической деятельностью, разведывательная деятельность.

Органы таможни – ведают контролем над ввозом и вывозом товаров взиманием пошлин и сборов.

Органы - налоговой полиции – контроль за соблюдением налогового законодательства.

Нотариат (писец) - осуществляет удостоверение всевозможных сделок (договоров), оформление наследственных прав.

Адвокатура – негосударственная структура. Оказывающая юридическую помощь гражданам и организациям.

Права и свободы человека – выступают высшей социальной ценностью, их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.

Свободы человека – правомочия (экономическая, политическая, духовная).

Уровни дееспособности граждан:

Малолетние до 14 лет – от их имени выступают родители, опекуны. Они могут совершать мелкие бытовые сделки. За причиненный малолетним вред ответственность возлагается на родителей.

С 14 -18 лет несовершеннолетние – могут распоряжаться заработком, стипендией, осуществлять авторские и изобретательские права. Отвечают за причиненный вред своим имуществом, в случае этого имущества не хватает привлекаются родители. Ограниченно дееспособные- граждане, злоупотребляющие спиртными или наркотическими веществами.

Полностью дееспособные граждане по достижению 18 лет, при вступлении в брак до 18 лет, работающие по трудовому договору с 16 лет с согласия родителей. Устроиться на работу несовершеннолетние могут несовершеннолетние достигшие 16 лет.

С 15 лет – в случаях получения основного образования.

С 14 лет с согласия одного из родителей, в свободное от учебы время.

Не достигшие 14 лет в организациях кинематографа, театрах, концертных организациях, в цирке с согласия одного из родителей, при условии, что данная работа не нанесет ущерба здоровью и нравственному развитию.

Несовершеннолетние принимаются на работу без испытательного срока, только после предварительного медицинского осмотра.

Устанавливается более короткая продолжительность рабочей недели: 16 -18 лет=36ч, 14-16 лет=24ч. Запрещаются работы с вредными условиями работы, в ночное время, торговля спиртными напитками, табачными изделиями. Предоставляется оплачиваемый отпуск 31 календарный день в удобное для них время, ежегодный медосмотр за счет средств работодателя.

Трудовой договор (контракт) срочный ( на определенный срок) и бессрочный. Нормы международного гуманитарного права –применяются во время вооруженных конфликтов.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!