СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к написанию сочинения в выпускном классе. ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «ЛЮБОВЬ» (сценарии уроков)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: уточнить требования к сочинению; повторить правила составления текста рецензии; научить отбирать материал к сочинению.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к написанию сочинения в выпускном классе. ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «ЛЮБОВЬ» (сценарии уроков)»

Сценарии уроков

Тематическое направление «Любовь»

Подготовка к домашнему сочинению
по творчеству И. Бунина
*

Цели: уточнить требования к сочинению; повторить правила составления текста рецензии; научить отбирать материал к сочинению.

Результаты изучения темы:

Предметные – понимание ключевых проблем изученных произведений русских писателей XIX—XX веков; связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка; написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; проявление эстетического вкуса; понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Личностные – проявление эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

познавательные – осуществление смыслового чтения; умение создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

регулятивные – умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

коммуникативные – умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Сценарий урока

I. Слово учителя.

Сочинение предполагает грамотное, логически последовательное, эмоциональное и стилистически правильное изложение своих мыслей на заданную тему, глубокое понимание и оценку литературного произведения в его связи с общественными и культурными событиями в истории народа и современностью, знание элементов теории литературы, основных литературно-критических работ.

Это ваша интерпретация авторского текста.

«Литература дает вам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни, она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание, – понимание жизни, всех ее сложностей, служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей, – одним словом, делает вас мудрым», – писал Д. С. Лихачев.

Вспомните требования к сочинению. (Написаны на плакате на доске.)

1. Соответствие теме.

2. Содержательность и лаконичность, глубина и полнота раскрытия темы.

3. Доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого положения.

4. План и логичность, последовательность изложения.

5. Самостоятельность мышления.

6. Оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования.

7. Общие требования к слогу:

 ясность и чистота языка (грамматическая правильность речи, соответствие литературным нормам);

 точность и краткость (подбор слов, передающих именно те мысли, какие пишущий хотел выразить, отсутствие в предложении лишних слов);

 простота и красота (доступность для понимания, совершенство речи, искренность, отсутствие заумных фраз, вычурных слов и оборотов, ложного пафоса, надуманных эмоций, стандартных, примитивных выражений, словесных штампов);

 образность (выразительность, эмоциональность изложения, вызывающие наглядные представления, определенные чувства).

8. Смысловая точность эпиграфов и цитат.

9. Достоверность в освещении литературных и исторических фактов.

10. Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка.

II. Выбор темы сочинения.

Тема сочинения – это то, что положено в основу содержания, это анализируемый предмет. Любая тема обязательно содержит в себе проблему – вопрос, требующий исследования и разрешения.

Идея (главная мысль сочинения) – это ваш ответ на вами поставленный в теме вопрос. Значит, любая тема содержит в себе проблему-вопрос, которую сам пишущий должен увидеть, понять, осмыслить и раскрыть.

1-я группа обучающихся представляет несколько тем по творчеству
И. Бунина.

III. Составление плана сочинения.

Важнейшим элементом сочинения является план.

М. Рыбникова отмечала, что составить удачный план – «это значит отдать себе отчет и в идейном содержании вещи, и в ходе событий, и в их причинно-временной связи... это значит сделать существенно важную языковую работу: найти нужные слова (обобщения читателя), выбрать из текста наиболее подходящие слова автора, передающие смысл части».

2-я группа представила свою работу по составлению плана к сочинению.

Выбрана тема сочинения: «Любовь в понимании И. А. Бунина». С целью сбора материала к сочинению по данной теме были перечитаны и исследованы тексты наиболее понравившихся новелл.

Надо стремиться к тому, чтобы каждый пункт плана отражал один из «ликов» бунинской любви.

Примерный план

Любовь в понимании И. А. Бунина

Счастья в жизни нет, есть только зарницы его, – цените их, живите ими.

Л. Н. Толстой

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

И. А. Бунин

План

I. Бунинское новаторство в освещении темы любви.

II. Многогранность чувства любви у Бунина.

1. «Лики любви» в бунинских рассказах:

1) любовь – затаенное от других чувство («Чаша жизни»);

2) любовь, превратившаяся в месть («Последнее свидание»);

3) любовь – лебединая верность («Грамматика любви»);

4) любовь – шоры, делающие невозможным представить себе счастье с другим («Сны Чанга»);

5) «любовь – наваждение», когда человек не в силах отказать ни в чем своей возлюбленной («Дело корнета Елагина»);

6) любовь – потрясение на всю жизнь («Солнечный удар»);

7) любовь – обида («Темные аллеи»);

8) любовь – тоска по утраченному счастью («Руся»);

9) любовь как слияние возвышенного обожания одной девушки и плотского влечения к другой («Натали»);

10) любовь – светлая горечь о несбывшейся мечте («Холодная осень»).

2. «Всякая любовь – великое счастье...» (И. Бунин).

III. Голос, зовущий ценить любовь.

Комментарий

Любовь – одна из ключевых тем русских писателей-классиков. Причем, согласно православной традиции, предпочтение отдается духовной, «платонической» любви, нежели чувственной, физической страсти.

В творчестве И. Бунина любовь – это особое слияние плоти и духа. Любовь его героев – это земная радость, загадочное влечение друг к другу любящих, связанное с вечным пробуждением в душе возвышенного, единственно человеческого чувства, которое приносит с собою молодость.

Необычная для того времени смелость в изображении как духовного, так и плотского начала в любви в сочетании с совершенством художественной формы и составляет новаторство Бунина в раскрытии этой темы.

Для Бунина прекрасно только естественное, невыдуманное чувство. Только оно дарит подлинное счастье. Не об этом ли рассказ с таким символическим названием – «Чаша жизни» (1913)?

Емко и лаконично описана в нем грустная история прозябания от молодости до старости нескольких обывателей некого провинциального города.

Несчастны все без исключения герои рассказа, ибо их чувства подавлены смолоду.

Отец Кир не может простить возлюбленную юности, Саню, за то, что по воле отца, но сердцу вопреки соединила она свою судьбу не с ним, так пылко ее любившим, а с «дельным» человеком.

Ставший самым богатым в городе, человек этот, Селихов, издевается над женою, до конца своих дней ревнуя ее к протоирею.

Глубоко несчастна и сама Александра Васильевна, рано осознавшая свою роковую ошибку. Облегчить свое горе – несбывшуюся мечту о материнстве и грубость так и не полюбившегося мужа – помогает ей «далекая, еще не истлевшая любовь» к отцу Киру.

В венчальной шкатулке между супружескими фотографиями бережно хранит она и карточку Иорданского.

Она ничего, даже жизни, не пожалела бы за одно – пусть последнее – свидание с любимым.

Но и последнее свидание не приносит бунинским героям радости: перегоревшему чувству не разжечь пламя прежней любви. В рассказе «Последнее свидание» (1912), как и в чеховском «Ионыче», прослеживается целая человеческая жизнь. В юные годы помещик Андрей Стрешнев был влюблен в Веру, дочь соседней помещицы. Однако потом герои расстались (Вера уезжает в Москву раскрыть свой музыкальный талант), и жизнь сводит их вместе уже в зрелые годы.

Но теперь их роли меняются: уже Вера хочет видеть его рядом с собой, но любовь Андрея угасла, остаются только лишь горькие воспоминания о былом и бесцельное существование в приходящей в упадок усадьбе. Вера судорожно хватается за свое призрачное ненадежное счастье, стремясь удержать Андрея. Он же, не найдя смысла жизни, считает себя проигравшим, неудачником.

Как сон, как обрывок чужого разговора, таинственна любовь помещика Хвощинского в рассказе «Грамматика любви» (1915) к горничной Лушке, которая совсем и «нехороша была собой», но загадочна «в своем обаянии».

Буквально оцепенев после неожиданной смерти любимой, герой больше 20 лет просидел на кровати в ее комнате, никуда не показываясь и перечитывая до бесконечности старинные книги о любви. И об этом много лет спустя толкуют люди, стараясь понять, что за человек был этот помещик – «сумасшедший» или «ошеломленная, все на одном сосредоточенная душа».

Безумный для кого-то, для других он «не теперешним чета».

Иногда вихрь описанных Буниным чувств переходит в смерч, приносящий жертвы на алтарь любви. Так, в рассказе «Сны Чанга» (1916), написанном в форме смутных видений верной собаки-друга, печально доживает свой век капитан, когда-то храбрый, сильный и уверенный в себе человек, а теперь опустившийся бедняк. Он тоже на всю жизнь ранен любовью к женщине, прелестной, но бессердечной. Он не слишком много о ней говорит, однако совершенно ясно, что все его мысли и чувства полны ею. Единственная любовь, навечно опаляя сердце зрелого человека, лишает его силы воли сопротивляться жизненным невзгодам, не позволяет ему увидеть возможность счастья с другой, но не мешает ему любить жизнь в целом.

Трагична и история героев рассказа «Дело корнета Елагина» (1925). Влюбленный в актрису юноша переживает мучительное и сокрушающее первое чувство, «первую мессу пола». Весь мир преображается в глазах кавалериста, «ломит» грудь его «влечение ко всему хорошему, высокому».

Вскочив с постели, летает он, «страшно нервный», верхом по улицам, «изумляя даже городовых». Александр пытается «схватить какой-то неуловимый мотив, который как будто где-то слышал, а его все нет и нет!» И мы догадываемся, что сердце корнета полно искренней любви. Елагин умом понимает, что это «роковая» для него любовь, но сердцу не прикажешь. Драматический конфликт произведения в том, что Сосновская, «на любовь и на смерть летящая, как бабочка на огонь» (В. Ходасевич), не может составить счастье Елагина. Теперь, когда в ее жизнь врывается настоящая любовь, у нее уже не остается силы перебороть в себе пагубные пристрастия.

Мария понимает, что ей, с детства такой одинокой и всем чужой, так и не обрести семейного счастья. Тогда уж лучше умереть от руки возлюбленного, оставаясь ему верной навеки.

«Ошалелый» от своих чувств, корнет исполняет и эту, последнюю ее просьбу. «Любовь-наваждение» (В. Ходасевич) дарит Александру Елагину самые лучшие мгновения в жизни, потому решение любимой уйти из жизни делает юношу совершенно безразличным ко всему.

Если в других рассказах Бунина любовь трагична, потому что не разделена, одинока, то в «Солнечном ударе» (1925) ее трагичность именно в том, что она взаимна и слишком прекрасна для того, чтобы продлиться.

Мы не знаем ни имен, ни возраста героев новеллы. Поручик, должно быть, уже немолодой человек, немало повидавший в своей жизни. Однако ту настоящую любовь, которая бывает раз в жизни, ему суждено встретить тогда, когда он и сам этого не ожидает.

У нее семья, муж, которого она, должно быть, любит, но эта любовь не идет ни в какое сравнение с той, которую она испытывает на пароходе. Она, не ожидая от себя таких чувств, утром называет это «затмением», «солнечным ударом». Он бежит из номера, где все напоминает ему о ней, но образ «прекрасной незнакомки» неотступно стоит перед глазами.

«Странное приключение», «забавное знакомство» оборачивается большой любовью, перевернувшей все в сознании поручика, который чувствует «себя постаревшим на десять лет». Он понимает, что встретил и потерял, может быть, единственного человека, который мог бы дать ему счастье.

Любовь-потрясение развивает у бунинских героев особенную, чувственную память. Всю жизнь носит в своем сердце любовь к «барину», некогда соблазнившему и «бессердечно» ее бросившему, героиня рассказа «Темные аллеи» (1938). Через тридцать лет, теперь уже владелица постоялой горницы, узнает она в проезжем офицере того, кого в порывах нежности называла «Николенькой» и кто навсегда остался ее идеалом.

А стареющему петербургскому щеголю Николаю Алексеевичу никак не понять, отчего «при такой красоте» не выходит она замуж и что можно, оказывается, всю жизнь любить одного человека. И долго глядит Надежда в окно вослед отъезжающему тарантасу: огонь обиды и огонь любви равно пылают в ее сердце.

Всколыхнуть и растревожить давно пережитые, но не угаснувшие чувства может не только мимолетная встреча с некогда любимым человеком. Так, в рассказе «Руся» (1940) даже «печальный полустанок» за окном вагона возвращает героя, путешествующего с женой, в то «удивительное лето», которое «уже целых двадцать лет тому назад было».

Как ярко воссоздает герой в памяти образ чистой, прекрасной девушки-художницы!

С какой силой переживает он свою утраченную первую любовь, все ее повороты и детали, вплоть до запахов, «содрогаясь при мысли о ее смуглом теле», «о темных родинках на нем»!

И мы, разделяя тоску героя, верим, что «подобного счастья не было во всей его жизни».

В рассказе «Натали» (1941) память помогает герою осознать странности его первой любви. Драма Мещерского – в двойственности его чувства.

В поисках любви без романтики студент-первокурсник оказывается на перепутье – между Черкасовой, к которой испытывает «страстное телесное упоение», и ее подругой Станкевич, вызывающей в нем «мучительную красоту обожания». И то, и другое кажется ему любовью.

Юноша ропщет на свою судьбу: «За что так наказал меня Бог, за что дал сразу две любви, такие страстные...». Подлинность чувств покажет время. Физическое влечение к Соне на расстоянии увядает также быстро, как и ее подарок – красная бархатная роза. Настоящая любовь к Натали остается, разлука еще больше разжигает высокое чувство. На короткое время, всего лишь на несколько месяцев, но герои все же постигают счастье подлинной любви.

Безымянной героине рассказа «Холодная осень» (1944) судьба дарит для счастья и того меньше – один вечер с женихом в осеннем саду. Видимо, предчувствуя близкую смерть, бескорыстный и мужественный парень утешает невесту: «Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне».

Грустным рефреном звучит эта фраза. И мы вдруг узнаем, что живет героиня всего лишь только один (!) вечер в своей жизни – тот самый «холодный осенний вечер».

Вот почему так равнодушно рассказывает она обо всем, что было после: настоящая жизнь ее обрывается в момент получения известия о гибели жениха, и все остальные тридцать лет существования без него – «ненужный сон».

И все эти тягостные годы изнутри освещены любовью – горестью о несбывшейся мечте, что не позволяет героине отчаяться, окончательно потерять смысл жизни, дает силы «тяжелым черным трудом» вырастить чужого ребенка.

Пронзительный, всего лишь на несколько страниц рассказ еще раз подтверждает старую истину: нет настоящей жизни там, где нет любви.

Новелла за новеллой возникает в нашем воображении галерея литературных героев, пленяющих нас глубокими чувствами, так поразительно тонко и верно описанными Буниным.

Звучат в нас голоса полюбившихся героев:

«Любовь не есть простая эпизода в нашей жизни» (Хвощинский).

«Какое неземное слово любовь, сколько ада и прелести в нем» (Мария Сосновская).

«Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело» (Надежда).

«Возлюбленная нами, как никакая другая возлюблена не будет!» (Герой рассказа «Руся»).

«Разве бывает несчастная любовь?.. Разве самая скорбная музыка в мире не дает счастья?» (Натали).

Отчаянно призывая ценить любовь, Бунин своими новеллами очеловечивает наши чувства.

IV. Обучение составлению текста-рецензии.

1. Слово учителя.

Очень часто элементом ваших сочинений становится рецензирование художественных произведений. Кроме того, существует самостоятельный вид работ – сочинение-рецензия.

Рецензия как жанр означает рассмотрение, исследование, анализ научного или художественного произведения, суждение, отзыв о нем. Рецензия – по выражению В. Г. Короленко, «легкая критическая кавалерия» – наиболее распространенный и специфический жанр литературной критики и критической библиографии.

С рецензиями на отдельные произведения выступали А. С. Пушкин, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, В. Г. Короленко, А. В. Луначарский, А. М. Горький и многие другие деятели русской культуры.

Назначение, задача рецензии – дать, во-первых, характеристику и, во-вторых, объективную оценку данного произведения.

Под характеристикой следует понимать библиографическое описание произведения (сообщение, информация о рассматриваемом произведении, его авторе, времени и месте создания); раскрытие темы, проблематики, идеи – содержания произведения; анализ средств выражения темы и идеи, системы образов, мастерства – художественной формы.

Тут можно использовать такие методы и приемы, как пересказ и комментарий сюжета, цитирование произведения, описание кульминационного момента, начальной или финальной сцены, поступков центрального героя и т. д.

Оценка – это определение достоинств и недостатков произведения (концепции или идеи, образов, стиля, и языка) на основе его характеристики. Эти две задачи неотделимы друг от друга.

Оценка без характеристики является лишь бездоказательным утверждением.

Рецензия должна сочетать в себе логичность, обоснованность суждений, теоретическую основательность с умением детально, ярко представить художественное своеобразие произведения.

При этом объективность критика вовсе не исключает отражения его личных вкусов и пристрастий.

Рецензия рассматривает обычно одно произведение, анализирует и оценивает его, не ставя более широких и сложных задач.

2. Работа в парах (с раздаточным материалом).

Цель работы: исследовать соответствие данных сочинений жанру рецензии.

1-й вариант. Рецензия на рассказ И. Бунина «Легкое дыхание».

В апрельский день я от людей ушла.

Ушла на век покорно и безгласно –

И все ж была я в жизни не напрасно.

Я для любви не умерла.

И. А. Бунин

В творчестве И. А. Бунина тема любви играет немаловажную роль. Создание прекрасных рассказов об этом великом чувстве объясняется не только необыкновенным даром и особым талантом писателя.

Хрустальная ясность эстетики Бунина лишила тему любви драматического звучания, взамен возникла щемящая нежность воспоминаний, легкость и очарование.

Любовь в произведениях Бунина мимолетна и неуловима. Писатель позволяет своим героям лишь вкусить запретный плод, насладиться им, а после лишает их радостей, надежд, даже жизни.

Персонажи его произведений никогда не обретают вечного счастья, потому что к нему привыкают, а любовь по привычке не может быть лучше, чем молниеносное, но искреннее чувство. Однако, несмотря на кратковременность, любовь все равно вечна: она остается навсегда в памяти героев так, как мимолетна в жизни.

Вершиной творческого наследия Бунина заслуженно считается рассказ «Легкое дыхание», в котором так лаконично и ярко запечатлен образ главной героини, так трепетно передано чувство прекрасного, несмотря на трагическую судьбу девушки…

Все в этом произведении построено на выразительных контрастах, без которых невозможно понять авторские выводы.

Композиция рассказа циклическая, замкнутая. Повествование об истории жизни начинается «с конца», с описания кладбища и заканчивается тем же, что само по себе очень символично. Сначала читатель узнает о гибели героини, а уже после следует рассказ о том, почему это произошло.

Уже с первых строк произведения складывается двойственное ощущение: пустынного, мрачного кладбища, серого апрельского дня, холодного ветра, который все «звенит и звенит фарфоровым венком у подножья креста», а на нем – «фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами».

Смерть и жизнь, печаль и радость и есть символы судьбы Оли Мещерской.

Описывая безоблачное детство девушки, гимназические годы, Бунин подчеркивает разрыв между внешним и внутренним состоянием героини: «Незаметно упрочилась ее гимназическая слава, и уже пошли толки, что она ветрена...».

Перед читателем предстает то милая девушка «розовым вечером на катке», которая «казалась самой беззаботной, самой счастливой», то полуребенок, признающийся на переменке в том, что она уже женщина.

Автор выразительно передает странную логику поведения Оли Мещерской. Головокружителен ритм ее жизни: балы, стремительность перемен, неожиданные поступки. Логична последующая реакция окружающих: «Она совсем сошла с ума».

Мастерски и убедительно рисует Бунин картину духовной нищеты этого самого окружения Оли, состоящего из цепочки на редкость равнодушных к ней лиц. И эта мысль о том, что в однообразном, бездушном мире чистые порывы обречены, вносит трагическую интонацию в рассказ.

В финале произведения Оля говорит о настоящей красоте женщины: «...там, понимаешь, столько насказано, что все не упомнишь... но главное, знаешь ли что? Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть...»

Легкое дыхание, по мысли Бунина, – это главное из качеств, которым должна обладать женщина, часть ее красоты, нечто прекрасное и неуловимое. И этим в полной мере обладала Оля Мещерская.

Ее легкое дыхание – в способности жить естественно, не притворяясь, не жеманничая. Оля – воплощение «живой жизни» в отличие от противопоставленной ей «классной дамы», символизирующей неспособность быть естественной.

Она живет воображением, создавая для себя некий идеал, искусственный смысл своего существования. «Классная дама» обитает в выдумке, и, чтобы заполнить внутреннюю пустоту, она каждый день ходит на могилу Мещерской.

Своим недолгим существованием молодая гимназистка дает многим урок жизни. В описании этой девушки, ее поступков ощущаешь сначала что-то странное, необычное. Лишь потом понимаешь, что единственное, заложенное в Оле, – это естественность. Естественность и называет Бунин жизнью.

Однако легкое дыхание, вобранное в себя молодой девушкой, после смерти снова рассеивается в мире, а «ясные и живые» глаза героини сияют с фарфорового медальона на ее могиле.

Таким образом, автор раскрывает читателю не только красоту, но и ее непостижимость мечты обрести особенную, неповторимую судьбу из-за пошлого окружения и бездумного порхания по жизни.

По мысли автора, такая мечта не может исчезнуть, как не может исчезнуть тяга к прекрасному, к счастью, к совершенству. Поэтому, как живая, смотрит веселыми глазами с фотографии молодая гимназистка Оля Мещерская.

2-й вариант. Рецензия на рассказ Бунина «Чистый понедельник».

Всей своей жизнью и творческой судьбой принадлежит Иван Алексеевич Бунин России, великой русской литературе. Его талант развивался в сложную эпоху умирания, ухода прежней Руси, накануне революции. Бунин, в отличие от многих, никогда не выступал в поддержку революционных преобразований.

Он печалился о добром, старом укладе жизни, он любил старинные усадьбы, тихую милую природу, красивых людей.

Вершиной творчества Бунина стала книга «Темные аллеи», которую он написал, уже будучи лауреатом Нобелевской премии, а лучшим произведением – рассказ, о котором автор говорил: «Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник».

Особенностью сюжета рассказа является его соответствие «бунинской формуле», которую можно вывести, прочитав весь цикл «Темные аллеи»: вспышка любви, яркой, страстной и глубокой; момент волшебного счастья в гармонии со всем миром; непреодолимое препятствие; крах всех надежд.

С точки зрения современного человека, помехи на пути влюбленных, может быть, кажутся ничтожными. Но «мелочи» вырастают в восприятии героев, превращаются в нечто фатальное, роковое. Становится понятно, что для них возможно либо полное, ничем не замутненное счастье, либо никакое. Для них переживание полноты жизни возможно лишь в краткие мгновения.

Рассказ «Чистый понедельник» учит читателя видеть за отношениями людей их сущность, объяснять некоторые поступки. Так, мне кажется, Бунин указывает на неумение разобраться в своих чувствах и чувствах близкого человека, вовремя прояснить отношения как на причину разлуки влюбленных.

Кто же они, эти герои? «Мы оба были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами», – признается рассказчик. Но это, наверное, единственное, что их объединяло.

На мой взгляд, они были совершенно противоположными, что подчеркнуто противопоставлениями, которыми пронизан весь рассказ. Различны их характеры: «насколько я был склонен к болтливости, к простосердечной веселости, настолько она была чаще всего молчалива».

Различны их вкусы: молодой человек приносил девушке книги современных авторов, а она цитировала Платона Каратаева, героя романа Л. Толстого «Война и мир».

Каждый вечер, признается рассказчик, он водил возлюбленную на концерты, в театры и рестораны, а ей, оказывается, этого не надо: «Что ж все кабаки да кабаки, – прибавила она. – Вот вчера утром я была на Рогожском кладбище...»

Такое неожиданное несоответствие заинтриговывает читателя. Загадочный характер главной героини привлекает наше внимание.

«Чистый понедельник» – это не то произведение, финал которого очевиден с самого начала, но все же он заканчивается «по-бунински»: молодые не находят счастья в любви: девушка красоты шамаханской царицы, которая могла быть, по ее словам, певицей и петь на эстраде, уходит в монастырь.

Символично название рассказа: героиня принимает важное решение, отрекаясь от радостей жизни, в первый день Великого поста, когда строгость соблюдения церковных обрядов, внутренняя сосредоточенность человека, потребность в покаянии сменяют предшествовавшее им масленичное веселье.

Мастерство И. А. Бунина проявляется не только в сюжете и в образах главных героев рассказа, своеобразен и стиль «Чистого понедельника».

Автор выступает как продолжатель русских литературных традиций, его слогу присуща сила искренности и правды, благородства и простоты. Он – высокий мастер пейзажа, причем в его строках обнаруживается естественная связь между явлениями природы и душою человека, так спокойное счастье влюбленного сочетается в рассказе с мирным, солнечным вечером, а предчувствие разлуки в воображении девушки рисует месяц как «какой-то светящийся череп» над Кремлем.

Известно, что душа поэта говорит стихами. Бунин с удивительным искусством возводит прозу в сан поэзии. «Дивно рисовались на золотой эмали заката серым кораллом сучья в инее», – разве это не строка из стихотворения?

Связывая изображение предметного мира и душевного мира человека, как и в поэзии, в рассказе «Чистый понедельник» мы встречаем повторение тропов даже в пределах одного предложения: «...как бархатный уголь, глаза...; пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот...; выезжая, она чаще всего надевала гранатовое бархатное платье...»

В рассказе Бунина реальность дана в движении, текст воздействует на различные аспекты восприятия: зрение, слух, осязание, обоняние. Мы обращаем внимание на запах зимнего воздуха, гладкий мех шубки и медленный голос главной героини.

Таким образом, мне кажется, что рассказ «Чистый понедельник» – не обычное прозаическое произведение, он построен как лирический монолог, монолог-воспоминание.

Я думаю, что лирическая тональность, «изумительная изобразительность» именно таких произведений Бунина, как «Чистый понедельник», богатство образных средств, определяющих своеобразие стиля писателя, оказывали и сейчас оказывают огромное влияние на развитие всей последующей русской прозы и на воспитание думающего читателя.

Итог урока.

Домашнее задание.

Написать сочинение на выбранную тему.

1. Рецензия на понравившийся рассказ И. А. Бунина.

2. Любовь в понимании Бунина.

3. Тема жизни и смерти в прозе И. Бунина.

4. Проблема человека и цивилизации в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско».


Тематические направления «Дом», «Любовь»

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК ПО ИЗУЧЕНИЮ РОМАНА
Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР».
ВЕЛИКАЯ ЖИЗНЬ БЕССМЕРТНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
**

(Обобщение изученного и подготовка
к итоговому домашнему сочинению по роману)

Цели: обучающиеся должны понимать роль романа-эпопеи Л. Н. Толстого в развитии русской литературы; уметь составлять план сочинения, подбирать к нему эпиграфы; уметь выражать своё отношение к музыкальному произведению, иллюстрирующему роман Толстого.

Результаты изучения темы:

Предметные – понимание ключевых проблем изученных произведений русских писателей XIX–XX веков; связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка; написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; проявление эстетического вкуса; понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Личностные – осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; проявление эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

познавательные – осуществление смыслового чтения; умение создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

регулятивные – умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

коммуникативные – умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Оборудование: книга О. Н. Козака «Литературные викторины», книга В. Петровича и Н. Петрович «Литературные викторины», аудио-фрагменты оперы С. Прокофьева «Война и мир».

Сценарий урока

Печатая произведение, на которое положены мною четыре года непрестанного труда при наилучших условиях жизни и в лучший период жизни, я желал бы, чтобы читатели получили хоть малую долю того наслаждения, которое я испытывал при этой работе.

Л. Н. Толстой

Ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюблять жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы.

Л. Н. Толстой

I. Вступительное слово учителя о мировом значении романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

П. Представление составленных обучающимися планов сочинений и их защита.

Например:

План сочинения на тему «Семья Ростовых»

I. «Каждая семья – это целый мир».

1. Есть семьи счастливые и несчастливые.

2. Болконские и Ростовы.

II. Любовь – основа жизни семейства Ростовых.

1. Исполнение желаний жены – огромное счастье для графа Ильи Андреевича Ростова.

2. Любовь графини Ростовой к детям – «смысл её жизни и предмет нескончаемой гордости».

3. Мать – первый друг и советчик для Наташи.

4. Любовь-взаимопонимание, любовь-дружба связывают Николая, Наташу, Петю Ростовых.

5. Ростовы «готовы кинуться на помощь и в любую минуту встать на защиту родного человека».

III. Дом Ростовых в Москве – один из самых хлебосольных и гостеприимных.

1. Радушная щедрость графа Ростова.

2. «Добрый, беспечный и всепрощающий дух благожелательной любви» в доме Ростовых.

3. Семья Ростовых – счастливая семья.

План сочинения на тему «Образ Наташи Ростовой»

И лицо, с внимательными глазами, с трудом, с усилием, как отворяется заржавелая дверь, – улыбнулось, и из этой растворённой двери вдруг пахнуло и обдало Пьера тем давно забытым счастьем, о котором, в особенности теперь, он не думал. Пахнуло и поглотило его всего. Когда она улыбнулась, уже не могло быть сомнений: это была Наташа, и он любил её.

Л. Н. Толстой

I. Наташа – любимая героиня Л. Н. Толстого.

II. Наташа Ростова – воплощение жизнелюбия, стремления к добру, счастью, верности и любви.

1. «...Наталья, грациозный поэтический бесёнок».

2. Главные черты её характера – непосредственность и чуткость.

3. Развитие и углубление тех свойств характера Наташи, которые в именинах лишь намечены.

4. Внешность героини отражает её внутренний мир.

5. Честность в отношении с людьми – одна из главных черт Наташи.

III. Роль Наташи в судьбах главных героев романа – Андрея Болконского и Пьера Безухова.

1. Любовь в жизни Наташи.

2. Невозможность соединения Наташи и Болконского.

3. Наташа в эпилоге.

Муж, семья, дети – то, «для чего она всегда считала себя предназначенной».

  1. Наташа для Толстого – «олицетворение всего самого лучшего, гордого и самоотверженного, что есть в женской натуре».

План сочинения на тему
«Образ Наполеона в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

I. Разрушение Толстым культа личности Наполеона.

1. Толстой – непримиримый противник идеологии бонапартизма.

2. Противопоставление в романе Кутузова и Наполеона.

II. Беспощадное развенчание писателем Наполеона.

1. Злая ирония – один из приёмов, используемый Толстым для изображения Наполеона.

2. Чёткое деление в романе жизни и деятельности Наполеона на прошлое и настоящее: крупный исторический деятель превратился в тирана, кровавого завоевателя.

3. Неистребимое желание Наполеона всё время выглядеть великим, откровенная жажда славы.

4. Атмосфера прославления, окружающая Наполеона до Бородинского боя.

III. Наполеон во время Бородинского сражения.

1. «Неподлинность человеческих чувств» в сцене «Наполеон перед портретом сына».

2. Прозрение Наполеона, освобождение от упоения славой, победами, правом распоряжаться чужими человеческими жизнями.

IV. Гениальная беспощадность Толстого, пронёсшего своё отрицательное отношение к Наполеону через всю жизнь.

III. Викторина по роману Л. Н. Толстого «Война и мир».

Викторина « Чей это портрет»

(из книги О. Н. Казака «Литературные викторины»)

1) «Вскоре после маленькой княгини вошёл массивный, толстый молодой человек с стриженой головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке». (Пьер Безухов.)

2) «...Был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживлённою женой». (Андрей Болконский.)

3) «Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах... Вся его потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперёд животом и грудью имела тот представительный, осанистый вид, который всегда имеют живущие в холе сорокалетние люди». (Наполеон.)

4) «...Был маленький человечек с красным лицом, блестящими чёрными глазами, чёрными взлохмаченными усами и волосами». «Только на коне и в мазурке не видно было маленького роста...и он представлялся тем самым молодцом, каким он сам себя чувствовал». (Василий Денисов.)

5) «В середине верхняя губа энергетически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углу образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок... и всё вместе, а особенно в соединении с твёрдым, наглым, умным взглядом составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица». (Фёдор Долохов.)

6) «Офицер этот, очень молоденький мальчик, с широким румяным лицом и быстрыми, весёлыми глазами, подскакал к Денисову и подал ему промокший конверт». (Петя Ростов.)

7) «...Как и все старые люди, мало спал по ночам. Он днём часто неожиданно задрёмывал; но ночью он, не раздеваясь, лёжа на своей постели, большею частию не спал и думал. Так он лежал и теперь на своей кровати, облокотив тяжёлую, большую изуродованную голову на пухлую руку, и думал, открытым одним глазом присматриваясь к темноте». (Кутузов.)

8) «...Она поднялась с той же неизменяющейся улыбкой вполне красивой женщины, с которою она вошла в гостиную. Слегка шумя своею бальной робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собою блеск бала, подошла к Анне Павловне». (Элен.)

9) «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с открытыми плечиками...сбившимися назад чёрными кудрями, тоненькими оголёнными руками и маленькими ножками». (Наташа.)

10) «...Невысокий, с восточным типом твёрдого и неподвижного лица, сухой, ещё не старый человек, вышел за главнокомандующим». (Багратион.)

Или викторина «Кто из героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»?» (из книги В. Петровича и Н. Петрович «Литературные викторины»).

Кто из героев романа «Война и мир»:

1) ...стремился женить своего сына, «беспокойного дурака», на богатой княжне?

2) ...ездил в лагерь своих врагов с целью разведки и спокойно разговаривал с ними у костра, а потом так же спокойно уехал от них?

3) «верный исполнитель – блюститель порядка и телохранитель государя ...исправный, жестокий и не умеющий выражать свою преданность иначе, как жестокостью»?

4) ...приказал вновь забросать снегом расчищенную дорогу, узнав, что в его имение едет Василий Курагин?

5) ...упросил оставить его в партизанском отряде и дать возможность участвовать в настоящем деле, а на следующий день героически погиб при столкновении с французами?

6) ...командуя батареей, сдерживал четырьмя никем не прикрытыми пушками натиск армии французов, забыв о страхе и смерти, а среди начальников терялся и робел?

7) ...думал завоевать себе военную славу, но не получением наград при штабе, а в бою, своею храбростью?

8) ...был «маленький человек» с «неприятно-притворной улыбкой на лице, с жирной грудью», «круглым животом» и «жирными ляжками коротеньких ног», самовлюблённый и самонадеянный властелин, упоённый успехом и ослеплённый славой?

9) ...безропотно переносила деспотизм своего старика-отца, была покорна, религиозна, думала о счастье других людей, а себе счастья не ждала?

10) ...создавал впечатление «ласки и доброты», «чего-то приятного, успокоительного, круглого»?

11) ...в партизанском отряде Денисова «был самым полезным и храбрым человеком»?

12) ...знал, что решает участь сражения «та неуловимая сила, называемая духом войска, и ...следил за этою силою и руководил ею, насколько это было в его власти»?

13) «...ничего не придумывает, ничего не предпримет.., но он всё выслушает, всё запомнит, всё поставит на своё место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли, – это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и, ввиду этого значения, умеет отречься от участия в этих событиях, от своей личной воли..»?

14) ...так объяснял Пьеру назначение Кутузова главнокомандующим русской армии: «Ну, у отца твоего немец-лакей, и удовлетворит всем его нуждам лучше тебя, и пускай он служит; но ежели отец при смерти болен, ты прогонишь лакея и своими непривычными, неловкими руками станешь ходить за отцом и лучше успокоишь его, чем искусный, но чужой человек. Так сделали и с Барклаем. Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как она в опасности, нужен свой, родной человек»?

15) ...накануне Бородинского сражения говорит: «Шахматы поставлены, игра начнётся завтра»?

16) ...считал, что «...наше тело – машина для жизни и только»?

17) ...приказал отдать в солдаты своего дворового только за то, что он подал кофе сначала дочери, а не гувернантке, пользовавшейся в данный момент расположением хозяина?

18) ... «снял свою черкасскую шапку перед барином и презрительно посмотрел на него»?

19) ... «был для всех остальных пленных самым обыкновенным солдатом; его звали соколик.., добродушно трунили над ним, посылали его за посылками»?

20) ... сначала ловил «мироедов», живя в своей деревне Покровское под Гжатском, а затем пристал к партизанскому отряду Денисова, выполнял там всякую тяжёлую хозяйственную работу, а потом, когда проявил свою неустрашимость и ловкость, был зачислен в казаки?

21) ...«с воспалёнными, слезившимися глазами, обвязанный по-бабьи платком сверх фуражки, ...видимо, захмелев, обнявши рукой солдата, сидевшего подле него, пел хриплым, прерывающимся голосом французскую песню»?

22) ...думал: «Москва должна быть оставлена. Войска должны отступить, и надо отдать это приказание. ...Я был бы проклят потомством, если бы меня сочли первым зачинщиком какой бы то ни было сделки: такова воля нашего народа»?

23) ...несмотря на свою очевидную глупость, делал дипломатическую карьеру?

24) ...«всегда был доволен своим положением, собою и другими. Он был инстинктивно, всем существом своим убеждён в том, что ему нельзя было жить иначе, чем как он жил, и что он никогда в жизни не сделал ничего дурного»?

25) ...«призвав к себе Соню... обратилась к ней с мольбой, чтоб она пожертвовала собой, отплатила бы за всё, что было для неё сделано, тем, чтобы разорвала свои связи с Николаем»?

26) ...«после того как она, пригнув его к себе, расцеловала всё его лицо, отскочила от него и, держась за полу его венгерки, прыгала, как коза, всё на одном месте и пронзительно визжала»?

27) ...была «черноволосая, очень тоненькая, странно-тоненькая, черноглазая девушка в жёлтом ситцевом платье, повязанная белым носовым платком, из-под которого выбивались пряди расчесавшихся волос»?

28) ...доводила свою любовь к мужу и детям до крайности, «так, что даже глупо»?

29) ...так объяснял своё решение принять участие в войне с Наполеоном: «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!»?

30) ...объезжая русский лагерь перед Аустерлицким сражением, мечтало подвиге, о славе: «...одного этого я хочу, для одного этого я живу... что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую»?

31) ...привлечённый Сперанским к участию в проводимых им реформах, стал работать с присущей ему энергией, пока не пришёл к выводу о бесплодности своей работы: «Он вспоминал свои хлопоты, искательства, историю своего проекта военного устава, который был принят к сведению и о котором старались умолчать единственно потому, что другая работа, очень дурная, была уже сделана и представлена государю; вспомнил о заседаниях комитета, членом которого был Берг; вспомнил, как в этих заседаниях старательно и продолжительно обсуживалось всё, касающееся формы и процесса заседаний комитета, и как старательно и кратко обходилось всё, что касалось сущности дела. Он вспомнил о своей законодательной работе... и ему стало совестно за себя»?

32) ...со страстным сочувствием слушает рассказ Пьера о тайном обществе и видит себя во сне вместе с Пьером впереди огромного войска?

33) ...«массивный, толстый молодой человек с стриженою головой»,
с «умным и вместе робким, наблюдательным и естественным взглядом, отличавшим его от всех в гостиной»?

34) ...в ходе Отечественной войны 1812 года сформировал на свои средства полк, а сам остался в Москве с целью убить самого Наполеона?

35) ...заявил, «что немедленно будут приняты меры для совершенного освобождения крестьян от крепостной зависимости, что до тех пор крестьяне не должны быть отягчаемы работой, что женщины с детьми не должны посылаться на работы, что крестьянам должна быть оказываема помощь, что наказания должны быть употребляемы увещательные, а не телесные, что в каждом имении должны быть учреждены больницы, приюты и школы»?

36) ...утверждал: «Положение в Петербурге вот какое: государь ни во что не входит. Он весь предан этому мистицизму... Он ищет только спокойствия, и спокойствие ему могут дать только те люди без веры и совести, которые рубят и душат всё с плеча...», «В судах воровство, в армии одна палка...мучат народ, просвещение душат. Что молодо, честно, то губят»?

Ответы:

1. Князь Василий Курагин.

2. Долохов с Петей Ростовым.

3. Аракчеев, министр Александра Первого.

4. Старик Болконский.

5. Петя Ростов.

6. Капитан Тушин.

7. Князь Андрей Болконский.

8. Наполеон.

9. Княгиня Марья Болконская.

10. Платон Каратаев.

11. Тихон Щербатый, партизан.

12. М. И. Кутузов.

13. Кутузов.

14. Андрей Болконский.

15. Наполеон.

16. Наполеон.

17. Старый князь Болконский.

18. Ловчий Данила, крепостной графа Ростова.

19. Платон Каратаев.

20. Тихон Щербатый.

21. Денщик Ромбаля, Морель.

22. М. И. Кутузов.

23. Ипполит Курагин, старший сын князя Василия.

24. Анатоль Курагин, младший сын князя Василия.

25. Графиня Ростова, мать Наташи.

26. Наташа Ростова.

27. Наташа Ростова.

28. Наташа Ростова.

29. Андрей Болконский,

30. Андрей Болконский.

31. Андрей Болконский.

32. Николенька, сын князя Андрея.

33, 34, 35, 36. Пьер Безухов.

IV. Задание к интерпретации романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

– Прочитайте высказывание известного литературоведа Л. Д. Опульской о романе «Война и мир». Как вы понимаете эти слова, согласны ли с ними? Обоснуйте свою точку зрения.

«...Война и мир” – книга предельно эмоциональная, горячая, полная насмешки, полемики и любви. Она создана «умом сердца», который так высоко ценил Толстой в людях и в искусстве. В этом плане «Война и мир» принципиально отлична от «объективной» исторической прозы и представляет явление небывалое в реалистическом романе на историческую тему».

V. Прослушивание арий из оперы Сергея Прокофьева «Война и мир».

Из истории создания оперы.

С. Прокофьев: «Лето 1941 года мы с женой проводили на даче... 22 июня, тёплым солнечным утром, я сидел за письменным столом. Вдруг появилась жена сторожа и с взволнованным видом спросила меня, правда ли, что «немец на нас напал, говорят, что бомбят города». Известие это ошеломило нас. Мы пошли к жившему неподалёку Сергею Эйзенштейну. Да, это оказалось правдой. 22 июня 1941 года немецкие фашисты напали на Советский Союз. Весь советский народ встал на защиту родной земли. Каждому хотелось внести немедленно свой вклад в борьбу... В эти дни приняли ясные формы бродившие у меня мысли написать оперу на сюжет романа Толстого «Война и мир». Как-то по-особому стали близки страницы, повествующие о борьбе русского народа с полчищами Наполеона в 1812 году и об изгнании наполеоновской армии с русской земли. Ясно было, что именно эти страницы должны лечь в основу оперы. С событиями войны тесно связана судьба основных персонажей – Наташи Ростовой, Андрея Болконского, Пьера Безухова, Василия Денисова... Мне предстояло написать картины борьбы русского народа, его страданий, гнева, мужества и его победы над неприятелем...»

Высказывание Д. Б. Кабалевского об опере Прокофьева «Война и мир». «Сегодня, читая у Толстого, как «с хор раздались отчётливые, осторожные и увлекательно-мерные звуки вальса», как подошёл Андрей к Наташе, «занося руку, чтобы обнять её за талию ещё прежде, чем он договорил предложение на танец», и как лицо Наташи, «готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливою, благодарною детскою улыбкой», в нашей памяти воскресают волшебно прекрасные звуки вальса Сергея Прокофьева из его оперы «Война и мир». Отделить сейчас поэтичнейшие строки толстовского романа от изумительной мелодии этого вальса кажется просто немыслимым...

И можно не сомневаться в том, что естественность звучания «Войны и мира» на оперной сцене во многом объясняется тем, что сам роман пронизан необыкновенной музыкальностью...

Так, «младшая сестра» литературы – музыка, бесконечно обогащённая искусством своей «старшей сестры», не осталась в долгу. И даже если оставить в стороне спор о том, кто кого больше обогатил, вывод нам придётся сделать только один: без литературы музыка не смогла бы жить полной жизнью, но и литературе без музыки нелегко бы пришлось!»

– Выразите своё отношение к прослушанным музыкальным отрывкам.

– Подумайте над вопросом, почему замысел написать оперу «Война и мир» реализовался у С. Прокофьева именно в год начала Великой Отечественной войны.

Домашнее задание.

Написать итоговое сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!