СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

- выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.

- усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.

Задачи:

Просмотр содержимого документа
««Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»»

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цель:

- выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.

- усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.

Задачи:

1)образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;

2)развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

3)воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся,

как милосердие, отзывчивость, человечность.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Заключительным этапом урока стала рефлексия.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3

Ход урока.

  1. Организационный момент.

1. Приветствие класса.

2. Введение в тему, формирование мотивации.

- Вы уже знакомы со структурой ОГЭ по русскому языку. Из каких частей она состоит?

- Какая часть работы вызывает у вас наибольшие затруднения? Почему?

-Что можно считать одним из условий успешного выполнения этого задания?

- И второе важное условие – умение проникать в смысл

читаемого текста. А для этого необходимо владеть определёнными приёмами анализа текста.

Именно этим мы и займемся сегодня на уроке. И в результате у нас должно получиться сочинение-рассуждение на этическую тему с привлечением аргументации из прочитанного текста и жизненного опыта.

II. Актуализация знаний Работа над построением сочинения - рассуждения.

Вопросы классу:

1.Какова схема построения сочинения-рассуждения ( композиция) ?

-Тезис.

-Аргументы (доказательства)

-Вывод.

2. Что такое тезис, аргументы, вывод?

Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.

III. Работа над построением сочинения - рассуждения.

  1. Чтение задания к сочинению.

15.3 Как Вы понимаете значение слова Черствость? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое черствость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 


2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй –  из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Собеседование с классом:

Вопрос к классу: Над каким понятием мы сегодня будем работать?


1.Как вы понимаете значение слова. Дайте определение.

Тезис. Черствость – это отсутствие доброты, сочувствия, понимания, сострадания.

2.Комментарий к тезису. Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.

После собеседования учащиеся приходят к выводу, что люди бывают агрессивными, жестокими, равнодушными, чёрствыми, забывают о человечности. Такого быть не должно!

Комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.

Комментарий Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. Такое качество, как доброта, вне времени: оно всегда будет необходимо людям.

  1. Орфографическая работа:

- Индивидуальное задание ( Найти определение слова черствость в словаре С.И. Ожегова)

- Подобрать синонимы к слову черствость: бессердечие, бездушие, равнодушие, бесчеловечность.

Чтение и Анализ текста.

Александр Куприн  «Сказка»

Глубокая зимняя ночь. Метель. В доме - ни огня. Ветер воет в трубах, сотрясает крышу, ломится в окна. Ближний лес гудит, шатаясь под вьюгой.

Никто не спит. Дети проснулись, но лежат молча, широко раскрывши глаза в темноту. Прислушиваются, вздыхают...

Откуда-то издалека, из тьмы и бури, доносится длинный жалобный крик. Прозвучал и замолк... И еще раз... И еще...

- Точно зовет кто-то, - тревожно шепчет мужчина. Никто ему не отвечает.

- Вот опять... Слышишь?.. Как будто человек...

- Спи, - сурово говорит женщина. - Это ветер.

- Страшно ночью в лесу...

- Это только ветер. Ты разбудишь ребенка...

Но дитя вдруг подымает голову.

- Я слышу, я слышу. Он кричит: "Спасите!"

И правда: яростный ураган стихает на одно мгновенье, и тогда совсем ясно, близко, точно под окном, раздается протяжный, отчаянный вопль:

- Спа-си-те!

- Мама! Может быть, на него напали разбойники?.. Может быть...

- Не болтай глупостей, - сердито прерывает мать. - Это голодный волк воет в лесу. Вот он тебя съест, если не будешь спать.

- Спасите!

- Жалко живую душу, - говорит муж. - Если бы не испортилось мое ружье, я пошел бы...

- Лежи, дурак... Не наше дело...

В темноте шлепают туфли... Старческий кашель... Пришел из соседней комнаты дедушка. Он брюзжит злобно:

- Что вы тут бормочете? Спать не даете никому. Какой такой человек в лесу? Кто в эту погоду по лесам ходит? Все дома сидят. И вы сидите тихо и благодарите Бога, что заборы у нас высокие, запоры на воротах крепкие и во дворе злые собаки... А ты взяла бы лучше к себе дитя да сказкой бы его заняла.

Это голос черствого благоразумия.

Мать переносит в свою постель ребенка, и в тишине звучат слова монотонной, старой успокоительной сказки:

- Много лет тому назад стоял среди моря остров, и на этом острове жили большие, сильные и гордые люди. Все у них было самое дорогое и лучшее, и жизнь их была разумна и спокойна. Соседи их боялись, уважали и ненавидели, потому что они сами никого не боялись, всех презирали, а уважали только самих себя. В жилах их текла не простая кровь, а голубая-голубая...

- Спа-си-те!

Молчание...

  1. Как связать вступление и основную часть?

Попробуем разобраться в смысле этого этического понятия на примере из текста( Ф.И. авторам текста) Александра Куприна

5. Аргументы - примеры.

1-й аргумент - из прочитанного текста

В рассказе Куприна мы видим страшную картину. Вся семья, слыша голос мольбы, осталась в своей постели. У них было все. Уютный дом, большие ворота и крепкие замки охраняли этих людей. А в итоге полное бездействие и эгоизм.

2-й аргумент - из Вашего жизненного опыта(примеры из художественной литературы; жизненные наблюдения; пример из истории посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из Вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.).

Слово учителя: В данном сочинении 2-м аргументом может служить пример из художественной литературы. Назовите эти произведения (учащиеся называют произведения А. П. Чехов. «Тоска» , А.Куприн «Чудесный доктор», Платонов «Юшка», а также приводят примеры из жизни). Расскажите о детских домах, о дамах престарелых и т.д.

Варианты 2 аргумента:

К сожалению, в жизни мы тоже часто сталкиваемся с бездушием. Вспоминается случай, произошедший с писателем Д. Граниным, когда он на улице потерял сознание, а люди проходили мимо, считая, что это валяется пьяный человек. С какой болью Д. Гранин потом описывал этот печальный эпизод своей жизни!

С примером душевной чёрствости сталкиваемся и в рассказе Е. Носова «Кукла». Подростки от безделья цинично растерзали куклу, выброшенную кем-то на свалку, но для Акимыча, главного героя рассказа, их действия напомнили зверства фашистов во время войны, и он очень болезненно воспринял увиденное.

6.Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.

Вывод Проанализировав два аргумента, мы пришли к выводу, что надо быть добрее, чтобы мир вокруг нас стал лучше.

или проанализируйте  слова Бруно Ясенского:

Не бойся друзей: в худшем случае они могут предать!

Не бойся врагов: в худшем случае они могут убить!

Бойся равнодушных: они не убивают и не предают.

Но только с их молчаливого согласия

Происходит на Земле убийство и предательство!

IV. Рефлексия.

- Работа по критериям оценивания сочинения (самооценка)

- Какие навыки вы приобрели сегодня на уроке?

- Какие из этапов работы над сочинением остались за рамками нашего разговора, что вам предстоит сделать дома?

- Назовите самую непреодолимую преграду на пути к пятерке, получению максимального балла на экзамене.

V. Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение на морально – этическую тему (и 15.3) по предложенному тексту.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!