Урок по теме: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку
Подготовила: учитель русского языка и литературы Ажтарьянова Фанузя Динисламовна
Конспект урока развития речи в 9 классе.
Цель урока:
- выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.
- усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.
Задачи:
1)образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;
2)развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;
3)воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся, как любовь к родным, милосердие, отзывчивость, человечность.
Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.
Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.
Средства обучения: компьютер, презентация, памятки.
Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, башкирской литературой Выдвижение гипотез. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3 части 3.
Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме; компьютерные программные средства - Microsoft Word, Microsoft Power Point и другие для подготовки материала к уроку и самостоятельной работы учащихся. Компьютерная презентация к уроку.
Ход урока.
Ӏ. Организационный момент.
Запись даты, темы урока в тетрадь.
Эмоциональный настрой.
II. Собеседование с классом. Орфографическая и лексическая работа. Расширение словарного запаса учащихся.
Задание: определить лексическое значение слова:
- любовь- мать- материнская любовь.
III. Отбор материала к сочинению. Работа с текстом: совместная и по группам.
ӀV. Рефлексия.
V. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение на тему: «Что такое материнская любовь?».
Ход урока.
Эпиграф на доске (запись в тетради):
Восславим женщину – Мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир! Всё прекрасное в человеке – от лучей солнца и от молока матери, - вот что насыщает нас любовью к жизни.
/М. Горький/
Притча о матери Иза Феминова
Молодая Мать только вступила на путь материнства. Держа малыша на руках и улыбаясь, она задумалась: “Как долго будет длиться это счастье?” И Ангел сказал ей: “Путь материнства долог и труден. И ты состаришься, прежде чем достигнешь конца его. Но знай: конец будет лучше, чем начало”. Но молодая Мать была счастлива, и она не могла предположить, что может быть что-нибудь лучше, чем эти годы. Она играла со своими детьми и по пути собирала для них цветы, и купала их в потоках чистых вод; и солнце им радостно светило, и молодая Мать восклицала: “Ничто не может быть более прекрасным, чем это счастливое время!” И когда наступила ночь, и началась буря, и темная дорога стала не видна, а дети дрожали от страха и холода, Мать обняла их, прижала близко к сердцу и укрыла своим покрывалом… И дети сказали: “Мама, мы не боимся, потому что ты рядом, и ничего страшного случиться не может”.
И когда наступило утро, они увидели гору впереди себя, и дети стали подниматься вверх, и утомились… И Мать тоже была утомлена, но все время говорила детям: “Потерпите еще немного, и мы – там”. И когда дети поднялись и достигли вершины, они сказали: “Мама, мы никогда бы не сделали этого без тебя!”
И тогда Мать, ложась ночью, посмотрела на звезды и сказала: “Это – лучший день, чем прошлый, поскольку дети мои узнали силу духа перед лицом трудностей. Вчера я дала им храбрость. Сегодня я дала им силу”.
И на следующий день появились странные облака, которые затемняли землю. Это были облака войны, ненависти и зла. И дети искали в темноте свою Мать… и когда наткнулись на нее, Мама сказала им: “Поднимите свои глаза к Свету”. И дети посмотрели и увидели выше этих облаков Вечную Славу Вселенной, и это вывело их из темноты.
И той ночью Мать сказала: “Это – лучший день из всех, поскольку я показала моим детям Бога”.
И дни проходили, и недели, и месяцы, и годы, и Мать постарела, и немного сгорбилась… Но дети ее были высокими и сильными, и смело шли по жизни. И когда путь был слишком трудный, они поднимали ее и несли, поскольку она была легка, как перышко… И наконец они поднялись в гору, и уже без нее смогли увидеть, что дороги светлы, а золотые врата широко открыты.
И Мать сказала: “Я достигла конца моего пути. И теперь я знаю, что конец лучше, чем начало, поскольку мои дети могут идти сами, и дети их – за ними”.
И дети сказали: “Мама, ты будешь всегда с нами, даже когда пройдешь сквозь эти врата”. И они стояли, и наблюдали, как она продолжала идти одна и как врата закрылись за нею. И тогда они сказали: “Мы не можем видеть ее, но она все еще с нами. Мама, подобно нашей, – больше чем память. Она – Живое Присутствие …”
Ваша Мама – всегда с вами: она в шепоте листьев, когда вы идете по улице; она – запах ваших недавно выстиранных носков или отбеленных простыней; она – прохладная рука на лбу, когда вам нехорошо. Ваша Мама живет внутри вашего смеха. И она – кристаллик в каждой капле вашей слезы. Она – то место, куда вы прибываете с Небес – ваш первый дом; и она – карта, по которой вы следуете каждым своим шагом.
Она – ваша первая любовь и ваше первое горе, и ничто на земле не может разделить вас. Ни время, ни место … ни даже смерть!
ӀӀ. Собеседование с классом:
Сегодня мы поговорим с вами о том, что такое Материнская любовь, и соберем материал к сочинению.
- Как вы понимаете значение этого словосочетания? Давайте подберем синонимы (на доске и в тетрадях).
Синонимы: материнская забота, самоотверженность, доброта, ласка, жалость, чуткость,отзывчивость, материнский долг, материнское внимание,
Крылатые выражения о материнской любви
Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею. (В.Г. Белинский)
Работа с понятием:
Любовь материнская - это самое прекрасное и сильное чувство, это огромная сила, способная творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от опасных болезней. Материнская любовь многогранна, она проявляется в бескорыстной самоотдаче, заботе, волнениях за собственного ребёнка.
Составление тезисов:
1.Что такое Материнская любовь? Это самое прекрасное и сильное чувство в мире. Мать никогда не предаст, всегда поддержит, разделит с тобой твою радость и печаль.
2.Материнская любовь способна творить чудеса, рисковать и жертвовать собой ради ребенка. Любовь матери сопровождает человека всю жизнь, она вечна.
3.Материнская любовь – это источник жизни на земле, излучающее свет, душевное тепло, нежность и ласку. Мать готова ради своего ребёнка на многое, даже на самопожертвование.
Размышления учащихся о проявления материнской любви в повседневной жизни
*Мать заботится о своих детях, обеспечивая им тепло и уют, играет с ними, кормит и одевает их, ухаживает во время болезни, гордится их успехами и поддерживает в трудную минуту,
* Матери любят своих детей, принимают их такими, какие они есть, ценят их и дорожат ими, проявляют по отношению к ним чуткость, нежность и преданность.
* Матери любят ребенка не за его внешность, талант к чему-то или за определённую черту характера, а принимают его таким, какой он родился.
* Материнская любовь — это способность ценить в ребёнке все его лучшие стороны, и помнить, что порой за кажущимися недостатками скрываются настоящие достоинства
1) Подбор материала к сочинению.
1. Запишем вступление к сочинению – определение:
2. Комментарий к тезису.
Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.
Работа над схемой сочинения - рассуждения.
Слово учителя: Итак, мы продолжаем работать над алгоритмом написания сочинения-рассуждения.
Вопрос классу:
- Какова схема построения сочинения-рассуждения?
Памятка № 1.
1. Вступление. Определение предложенного в задании слова.
2. Комментарий определения.
3. Первый пример – аргумент из текста + комментарий.
4. Второй пример - аргумент из вашего жизненного опыта (из читательского) + комментарий.
5. Вывод.
ӀӀӀ. Отбор материала к сочинению. Анализ текста.
Готовясь к сочинению – рассуждению, для анализа мы возьмём текст Мустая Карима.
(Ученик, подготовленный заранее, выразительно читает текст.)
(1)У наших ворот останавливаются сани председателя колхоза - дяди Якупа.(2) Мы с бабушкой прильнули к окну. (3)С облучка слезает человек, одетый в тулуп.(4) Я узнаю его.(5) Это бригадир - дед Бадамша.(6) В санях кто-то шевелится, мелькает белая шаль моей мамы. (7)В одно мгновенье бабушка выбегает во двор.(8) Где же мои валенки?(9) Один я нахожу сразу, а другого нет как нет. (10)Мне хочется заплакать, потом я, кажется, уже и плачу(11) Пожалуй, от моих слез валенок прячется все дальше.
(12) Слышно, как открываются ворота. (13)Я вспрыгиваю на сундук и приникаю к окну.
(14) Вот там мама моя...(15) Мама вернулась, мамочка моя!
(16) А какую же это маленькую девочку ведет она с собой? (17)Бабушка берет девочку на руки. (18)Дальше терпеть нет сил. (19)Я прыгаю с сундука и в одном валенке выбегаю па крыльцо.
(20) Мама хватает меня на руки.
(21) - Глупенький, - говорит она, - разве зимой бегают босиком!
(22) Я ничего не отвечаю и только крепко-крепко прижимаюсь лицом к облепленной снегом шали.
(23) Мы входим в дом, меня и маленькую девочку ставят друг против Друга.
()24 - Вот, Ямиль, я привезла тебе сестру, - говорит мама, -(25) Ее зовут Оксаной. Помоги ей раздеться.
(26) Мне становится очень весело. (27)Я обнимаю Оксану, заглядываю ей в лицо.(28) Наконец-то у меня есть сестричка! (29)Я не знаю, что делать от радости... (30)Хочу поднять сестричку, но у меня не хватает сил.
(31) Бабушка и мама, улыбаясь, смотрят на нас.(32) Бабушка гладит меня по голове:
(33) - Не поднимай ее, Ямиль, ведь она такая же большая, как и ты.
(34) - Мама, пусть Оксана скажет мне что-нибудь. (35)Пусть скажет: брат!
(36) - Она замерзла, сын мой, пусть немного отогреется, тогда все скажет. Ладно?
(37) - Ладно...
(38) Я беру сестру за руку и подвожу ее к сундуку. (39)Потом достаю из-под кровати ящик со всеми моими игрушками.(40) Я их все разложил на сундуке перед Оксаной.
(41) - Бери, бери, - говорю ей, - все это отдаю тебе.(42) Когда настанет лето, я соберу еще много красивых вещей.
(43) Оксана опускает свои голубые глаза и молчит.(44) Она стесняется меня. (45)Но почему же она стесняется?
(46) Я смотрю на бабушку, на маму.(47) Они обе сидят около печки на скамье и, улыбаясь, смотрят на нас.(48) Потом мама подходит и крепко обнимает нас обоих.(49) В глазах у нее такая радость! (50)Когда моей маме радостно, мне тоже очень хорошо. (51)Это, наверно, бывает со всеми людьми, и с вами также.
(52) - Играйте, голубки мои, играйте, - говорит мама.
(53)Когда я был один, она никогда не говорила мне: "голубь мой", а сейчас говорит: "голубки". (540Это потому, что нас двое. (55)Голубь, пожалуй, один никогда не бывает.(56) Вон сколько голубей сделали себе гнезда на крыше нашего сарая!
- Назовите стиль данного текста. (Художественный).
- Какой тип речи использован в тексте? (Повествование).
- Как вы понимаете смысл фразы из прочитанного текста: « Они обе сидят около печки на скамье и, улыбаясь, смотрят на нас.(48) Потом мама подходит и крепко обнимает нас обоих.(49) В глазах у нее такая радость! (50)Когда моей маме радостно, мне тоже очень хорошо. (51)Это, наверно, бывает со всеми людьми, и с вами также.»
- Какая мысль заложена в этот отрывок? Запишем. (Материнская любовь безгранична…)
3. Работа в группах.
1-й аргумент – выбрать из прочитанного текста (цитата или № предложения). Прокомментировать.
2-й аргумент– вспомнить и записать пример из Вашего жизненного опыта (из художественной литературы). Оформить аргумент с использованием выразительных средств речи: эпитетов, метафор, фразеологизмов и т.д..
- Зачитать аргументы по группам.
4.Слово учителя: вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.
Памятка № 2.
Клише для сочинения 15.3. ОГЭ по русскому языку |
Часть (абзац) | Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений) |
1. Тезис | На мой взгляд, материнская любовь - это...(или) По моему мнению, материнская любовь - это... (или) Мне кажется, что материнская - это... (или) Я думаю, что материнская - это... (или) Что такое материнская любовь? Я считаю, что... |
2. Аргумент 1 | Обратимся к тексту М.Карима, в котором говорится о... (или) В тексте М.Карим поднимает проблему... В предложении № ... автор говорит о том, что... (или) |
3. Аргумент 2 | Проявления материнской любви мы встречаем в повседневной жизни. Например, … Свое мнения я могу подтвердить примером из произведения… …(автора) В жизни мы часто наблюдаем...
|
4. Заключение | Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что... Таким образом, можно заключить, что... В заключение я хочу сказать, что... |
Слово учителя: подводя итог нашему разговору о материнской любви послушаем замечательное стихотворение. Ирины Самариной-Лабиринт
(Читает заранее подготовленный ученик).
Весь мир начинается с мамы
Весь мир начинается с мамы…
И в сердце хранится портрет
Той женщины ласковой самой,
Которой родней в мире нет…
И с первой минуты рожденья,
Она, словно ангел земной,
Подарит любовь и терпенье…
Она за ребёнка стеной…
Спасибо всем мамам на свете
За то, что прощаете нас…
Увы, повзрослевшие дети
Теперь забегают на час…
И взгляд согревает тот самый…
И детство мелькнуло вдали…
Весь мир начинается с мамы.
Здоровья всем мамам земли!
Начало формы
Конец формы
V. Рефлексия.
На сегодняшнем уроке я научился….
Задание на дом: написать сочинение – рассуждение на тему: «Что такое материнская любовь?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.