СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку»

Урок по теме: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку

Цель урока: 

выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.



Ход урока.

Эпиграф: Оноре де Бальзак

«Нет того, чего бы не выдержала… любовь матери».

Ӏ. Организационный момент.

  1. Запись даты, темы урока в тетрадь.     

  2. Эмоциональный настрой.

  • «Улыбка ничего не стоит, но много дает.

  • Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. 

  •  Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда

  •  Она создает счастье в доме, и служит паролем для друзей

  • Она универсальный знак доброты, начинай и заканчивай день улыбкой!

Мы с вами уже знакомы со структурой ОГЭ по русскому языку. Из каких трех частей она состоит? (изложение, тестовая часть и сочинение-рассуждение)

Какая часть работы вызывает у вас наибольшие затруднения? Почему? (Сочинение, потому что легче воспроизвести авторский готовый текст, чем создать свой собственный. Сложно сохранять определенный тип речи, тему текста, тезис; подбирать необходимые примеры из текста; следить за тем, чтобы текст был логичным, композиционно цельным).

Сегодня мы будем готовиться к написанию сочинения-рассуждения 9.3 Для этого вспомним все этапы работы, как строится данный текст, основные понятия, необходимые для работы.

II. Собеседование с классом. Орфографическая и лексическая работа. Расширение словарного запаса учащихся.

Задание: определить лексическое значение слова: самоотверженность, благодарность, бескорыстие, милосердие, сострадание, нежность, доброта, ответственность – любовь к ближнему.

1. Сегодня на уроке мы поговорим о чувстве, которое должно быть присуще всем нам. А вот о каком чувстве, об этом вы расскажете мне, посмотрев видеоролик.

Притча о матери (презентация.)

- Ребята, о каких чувствах идёт речь в видеоролике? (О любви)

-Что такое любовь? (Чувства любви испытывают только люди, все остальные живые существа на земле, этого чувства не имеют. 
Какая бывает любовь?

Любовь бывает разная, взаимная или нет, первая любовь или зрелая любовь, любовь к братьям нашим меньшим или к природе и у всех любовь своя, неизменной остается только МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ к своим детям. 

2. Виктор Коротаев

О вера наших матерей,

Вовек не знающая меры,

Святая, трепетная вера в нас,

Подрастающих детей.

Ее, как свет в березняке,

Не вытравит ничто на свете:

Ни единицы в дневнике,

Ни злые жалобы соседей.

Уж матери - такой народ – вздохнут,

Нас долгим взглядом смеря:

«Пусть перебесятся. Пройдет!» -

И снова верят, верят, верят.

Так верят матери одни,

Взыскательно и терпеливо.

И - не крикливые – они

Не почитают это дивом.

А просто нипочем года

Их вере, трепетной и нежной,


- У.: Образ матери, тема материнства издавна волновала и вдохновляла на творчество, прославлялась в различных видах искусства. Сколько замечательных произведений о матери создано в литературе, живописи, музыке. Мы неоднократно обращались к этой теме. Какие произведения вы запомнили? Какое впечатление они произвели на вас?

- А кем для вас является мама?

Чтение текста

Комментарий учителя. Особенность рассказа Б. Екимова «Говори, мама, говори…» заключается в том, что он небольшой по объёму, на одном уроке можно успеть прочитать и проанализировать его.

Вопрос классу: Какое чувство вызвал у вас рассказ? ( Рассказ грустный, но его концовка оптимистична, так как дочь героини рассказа вовремя поняла и исправила свою ошибку. Рассказ Б. Екимова очень близок нам, действие происходит в наше время.)

Учитель: Рассказ Б. Екимова «Говори, мама, говори…» действительно современен, он написан в 2006 году и очень актуален сегодня, так как современное поколение отличается потребительским отношением к родителям и вообще к жизни. Предлагаю учащимся познакомиться с презентацией о жизни и творчестве Б. Екимова.

(Борис Петрович Екимов – русский прозаик и публицист. Родился 19 октября 1938 года в городе Игарка Красноярского края в семье служащих. Работал токарем, слесарем, наладчиком, электромонтёром на заводе, строителем в тюменской области и в Казахстане, учителем труда в сельской школе. Он пишет о реальных жизненных буднях простого человека. Это близко и понятно многим, поэтому его книги пользуются в России огромной популярностью.

Дмитрий Шеваров, обозреватель газеты «Труд» сказал о нём: «Всякий, кто читал хоть один рассказ Екимова, наверняка запомнил писателя. И хотя все его герои - жители задонских хуторов, каждый скажет: это про нас, про меня. Про нашу жизнь, тревожную, разбитую на осколки».

В 2008 году Б. Екимов удостоен премии А. И. Солженицына.

Аналитическая беседа.

- Вокруг какого события построен рассказ?

(Старой женщине Катерине, которая живёт одна вдали от детей, купили сотовый телефон, научили пользоваться, и дочь каждое утро звонит матери и коротко спрашивает, как она себя чувствует.)


Стареют мамы

Как неожиданно стареют наши мамы!
Уносит старость красоту лица.
Спешат года неумолимо и упрямо.
Мы без вины виновны в этом до конца.
Мы позвонить порою даже забываем,
Всё на бегу; дела, дела, дела.
Они не сердятся украдкою вздыхая
И лишь скучая, ждут нас у окна.



- Чем становится телефон для Катерины?

(Телефон – мобильник – это не только средство связи между дочерью и матерью, это ещё и нечто живое.. Телефон на какое-то время заменил Катерине дочь. Во время разговора по телефону старой женщине кажется, что дочь рядом.)

- Какими средствами изобразительности пользуется автор в описании телефона?

Он использует олицетворения «коробочка оживала», «коробочка смолкала», метафоры «вдруг заиграет, засветит», «запел телефон», «засветил, проснувшись, мобильный телефон». Телефон действительно становится живым существом для Катерины.

- Портрет Катерины скудный, всего две-три детали. Несмотря на это можно создать цельный образ героини. Попробуйте составить её портрет.

(Бабка Катерина-маленькая «иссохшая, горбатенькая от возраста, но ещё проворная старушка». В рассказе упоминаются трое её детей: дочь Мария, сыновья Коля и Володя. Когда-то семья была большая. Хозяйство бабуля держала немалое. Всю свою жизнь она трудилась в колхозе не покладая рук, детей хороших вырастила. Теперь живёт одна. Дети давно разъехались. Дочь живёт в городе в полутораста километрах от матери. Зимовать Катерина уезжает к дочери, но с большой неохотой.

Почему Катерине не хочется уезжать в город?

(Она родилась и выросла здесь. Всю свою жизнь прожила на этой земле. Это её родина, здесь ей всё дорого, свято, здесь её предки, корни. Это её земля, здесь она хозяйка, а городе она гость, «хоть и родные дети, но стены чужие».)

Придонье – это часть Катерины. Она тонко чувствует и красоту родного края. С грустью провожает перелётных птиц. Наверное, сама себе напоминает перелётную птицу. Любуется «тихим пожаром» осеннего леса. У неё богатый внутренний мир, она знает много народных примет, тесно связана с окружающим миром, живёт с природой в гармонии.)

С появлением мобильного телефона жизнь бабки Катерины стала легче, проще?

(На первый взгляд, кажется легче. «Кому хочешь, жалься. И чего нам не жить?»- спрашивает сама себя. С другой стороны, дети реже будут приезжать, а чаще звонить. Но телефонный разговор короткий. Настоящего общения и нет.)

- Что больше волнует дочь?

(Жива мать или нет. На долгие разговоры нет денег, связь дорогая. Главное – мать жива. Катерина и сама прекрасно понимает, что значат эти урочные звонки дочери: « Одно лишь знание, что – живая».)

- О чём болит душа Катерины?

(О том, что хутора не стало, одни старики да пьянь остались в деревне.)

  • Как автор описывает прошлое хуторян?

(Он использует градацию «хутор… разошёлся, разъехался, вымер». Словно по швам разошёлся.)

Как Катерина проводит день?

(Она никогда не сидит сложа руки, всё время занята каким-нибудь делом: кур надо покормить, вскопать картофельные грядки, воды принести. С детства привыкшая к труду, она ни дня не может без дела. Скорее всего, и в город она не хочет ехать по этой причине. Что она там будет делать всю зиму, чем заниматься с утра до вечера?)

- Чего ожидала в первое время Катерина от телефона?

(Ей казалось, что вместе с голосом появится на экране и лицо дочери.)

- О чём свидетельствует эта деталь?

(Значит, Катерина скучает по дочери, её мало услышать дочь, хочется увидеть, поговорить о том, что наболело на душе.)

- Как бы вы определили эту проблему?

(Проблема одинокой старости.)

- Какая деталь усиливает чувство одиночества старушки?

(Она разговаривает с голосом из репродуктора. Не обращая внимания на рекламу, Катерина жалуется на свои болезни, на трудную жизнь.)

- Этот разговор отличается от звонков дочери?

(Дочери некогда выслушать мать, она вечно торопится. Катерина толком и не успевает отвечать на однообразные, заученные вопросы дочери. На общение похож разговор с голосом из репродуктора, в отличие от разговора с дочерью. Дочь убеждена: раз мать отвечает на звонки, значит всё в порядке.)

- Вы согласны с тем, что с матерью всё в порядке?

(Нет, она очень одинока, но дочь этого не замечает.)

- Как дочь реагирует на рассказ матери?

(Она просит говорить конкретней: «Говори о себе, а не о грушине. Не забывай, что это мобильник, тариф».)

- Что значит «говорить конкретней» для матери и для дочери?

(Они понимают это по-разному: Катерина рассказывает как раз конкретно, со всеми подробностями. Мы и причину узнаём, почему она до сих пор не «ликвидировала» эту грушину: дочь очень любит компот из неё. А для дочери же «конкретней»- значит коротко и ясно: мать жива-здорова, ничего себе не сломала. Она, к сожалению, не сразу понимает, что для матери главное - просто поговорить по душам, отвести душу.)

- Почему автор называет утренние звонки урочными? Как вы понимаете смысл этого эпитета? Почему Катерина так испугалась дневного неурочного звонка?

(Телефон всегда звонил в одно и то же время. Эти утренние звонки напоминали поверку, перекличку: жива ещё мать, с ней в порядке. Старушка привыкла к ним, поэтому так испугалась, когда раздался неожиданный звонок: не случилось ли чего с дочерью, «не заболел ли кто». Старая женщина по-прежнему переживает за давно уже взрослых детей. Про свою боль она уже забыла. Она просит прощения у дочери, боится её обидеть. Но разве должна старая мать просить прощения за старость, за слабость?)

- Давайте понаблюдаем за поведение дочери. Как меняется тон разговора? Почему, по- вашему, она позвонила второй раз, в обед?

(Дочь поняла, что обидела мать резким тоном, что общение с матерью нельзя купить ни на какие деньги. Звонок можно оплатить, а живой голос матери - нет. Дочь теперь уже сама просит мать рассказать обо всём.)

- Как вы понимаете смысл названия рассказа? Какую смысловую нагрузку несёт в себе лексический повтор глагола «говори»?

(Дочь осознала, сердцем поняла, «как всё это зыбко и ненадёжно: телефонная связь, тарифы, неотложные дела и беготня». Она вдруг испугалась, что может оборваться не телефонная связь, а голос матери-старушки. Оборвётся навсегда. Поэтому, пока мать жива, надо уметь слушать её тихий голос.)

- Чем отличаются телефонные разговоры в начале рассказа и в его финале?

(Вначале мы вообще не слышим Катерину, а только читаем её мысли или же она разговаривает сама с собой. А в финале дочь просит мать говорить, не обрывает её, внимательно слушает, что она говорит. Дочь поняла, что дороже и ближе матери на земле человека нет, что старушка одинока, ей хочется поговорить о своих проблемах, пусть они не так важны и значительны для дочери. Но это повседневная жизнь старой женщины, и она вдруг стала так дорога для дочери, а всё остальное оказалось суетой сует.)



Составление синквейна. Видеоролик Поговори со мною, мама

Учитель: Как бы вы сейчас составили синквейн “Мама”, характеризующий нашу героиню? Что бы изменили в его содержании? Что бы добавили? Выразите через синквейн свое отношение к ней.
1.Старая Катерина

2.Пожилая и одинокая

3. Ждет, скучает, любит

4.Мать всегда прощает и любит

5. Всепрощающая любовь

Учитель: А как вы считаете, этот рассказ актуален?

Чему учит нас этот рассказ, о чем мы должны помнить всегда? (подвести к эпиграфу).

Не случайно высказывание Оноре де Бальзак стало эпиграфом к нашему уроку. Но оно не закончено, продолжите его, пожалуйста. (слайд № 13)

Собрать у доски сердце(сотавляющие)

Заключительное слово учителя.

Учитель: Наш урок подходит к концу. Какие чувства вызвал у вас сегодняшний урок? Какие выводы вы сделали для себя?

Подводя итог нашего мероприятия, я ещё раз хочу напомнить ребятам о том, что каждый человек в неоплатном долгу перед человеком, подарившем ему жизнь и воспитавшем его. А, как известно, ребята, «долг платежом красен». И каждый из нас обязан заботиться о своей маме, оберегать ее так, как она оберегает нас. На этом наша встреча подходит к завершению



Домашнее задание (на выбор)









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!