СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка по написанию сочинения-рассуждения по тексту Л. Андреева. Задание27.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.»

Конспект урока русского языка в 10 классе

Тема: «Подготовка к сочинению – рассуждению по тексту Л. Андреева»

Тип урока: урок развития речи, подготовка к сочинению - рассуждению.

Цели урока:

- подготовка к написанию домашнего сочинения- рассуждения;

-развитие речи и аналитических способностей учащихся;

- воспитание чувства сопричастности и ответственности за мир вокруг нас, воспитание патриотизма.

Оборудование: ноутбук, проектор, колонки, презентация, раздаточный материал .


Ход урока.

1.Оргмомент.

-Здравствуйте, ребята.

2.Вступительное слово учителя. Мотивация деятельности.

Однажды, просматривая страничку в интернете, прочитала:

«Кто сдавал ЕГЭ по русскому в прошлые годы, поделитесь шпаргалками к сочинению. Это работа творческая, за нее ставят самые высокие баллы».

«Еще бы не ставили! Дома над сочинением неделю сидишь, а тут надо за 3,5 часа выполнить все задания. Какое тут творчество, если порой такой текст попадется, что невозможно понять, о чем писать!»

«Полгода до экзамена осталось, а я как собачка Павлова – текст понимаю, а написать сочинение по нему не могу!»

Вот такие проблемы волнуют ваших сверстников. А вас?. …Да, ребята, задание 27 не из легких. Оно проверяет навыки вдумчивого, осмысленного чтения, зрелость ваших суждений при истолковании текста. Это задание, которое «подарит» вам хорошие баллы на экзамене (24б).

3. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, актуализация знаний. Определение темы урока

«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным», - сказал когда-то римский философ Сенека. Поэтому я хотела бы узнать, а «вы знаете куда держите путь?» Давайте вспомним задание 27.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте (приведите два примера из текста с пояснением и указанием связи между ними).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны

или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному

тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком

Обратите внимание на первую фразу: « Напишите по прочитанному тексту» и на последующую - « Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается». Отсюда следует, что важнейшим условием успешного написания сочинения является правильное понимание исходного текста. Если вы правильно поймете текст – это уже 50 % успеха на экзамене. А правильно понять текст – задача не из легких.

Готовясь к заданию 27 ЕГЭ мы можем определить тему урока. Назовите ее … Добавим - по тексту Л. Н. Андреева. Запишите тему урока : «Подготовка к сочинению – рассуждению по тексту Л. Андреева»

4 .Формулирование учащимися цели урока.

Мне хотелось бы, чтобы вы сами сформулировали цель урока…. (Цель урока – подготовка к написанию домашнего сочинения- рассуждения;

формирование умения анализировать содержание текста и создавать свой текст на основе прочитанного).

5.Чтение текста мальчиком (текст распечатан для каждого). Ученик подготовлен ( или читает учитель).

(1)Я сидел в ванне с горячей водой, а брат беспокойно вертелся по маленькой комнате, хватая в руки мыло, простыню, близко поднося их к близоруким глазам и снова кладя обратно. (2)Потом стал лицом к стене и горячо продолжал:

– (3)Сам посуди. (4)Нас учили добру, уму, логике – давали сознание. (5)Главное – сознание. (6)Можно стать безжалостным, но как возможно, познавши истину, отбросить её? (7)С детства меня учили не мучить животных, быть жалостливым. (8)Тому же учили меня книги, какие я прочёл, и мне мучительно жаль тех, кто страдает на вашей проклятой войне. (9)Но вот проходит время, и я начинаю привыкать ко всем страданиям, я чувствую, что и в обыденной жизни я менее чувствителен, менее отзывчив и отвечаю только на самые сильные возбуждения. (10)Но к самому факту войны я не могу привыкнуть, мой ум отказывается понять и объяснить то, что в основе своей безумно. (11)Миллионы людей, собравшись в одно место и стараясь придать правильность своим действиям, убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны – что же это такое, ведь это сумасшествие?

(12)Брат обернулся и вопросительно уставился на меня своими близорукими глазами.

– (13)Я скажу тебе правду. – (14)Брат доверчиво положил холодную руку на моё плечо. – (15)Я не могу понять, что это такое происходит. (16)Я не могу понять, и это ужасно. (17)Если бы кто-нибудь мог объяснить мне, но никто не может. (18)Ты был на войне, ты видел – объясни мне.

- (19)Какой ты, брат, чудак! (20)Пусти-ка ещё горячей водицы.

(21)Мне так хорошо было сидеть в ванне, как прежде, и слушать знакомый голос, не вдумываясь в слова, и видеть всё знакомое, простое, обыкновенное: медный, слегка позеленевший кран, стены со знакомым рисунком, принадлежности к фотографии, в порядке разложенные на полках. (22)Я снова буду заниматься фотографией, снимать простые и тихие виды и сына: как он ходит, как он смеётся и шалит. (23)И снова буду писать – об умных книгах, о новых успехах человеческой мысли, о красоте и мире. (24)А то, что он сказал, было участью всех тех, кто в безумии своём становится близок безумию войны. (25)Я как будто забыл в этот момент, плескаясь в горячей воде, всё то, что я видел там.

(26)Мне надо вылезать из ванны, – легкомысленно сказал я, и брат улыбнулся мне, как ребёнку, как младшему, хотя я был на три года старше его, и задумался – как взрослый, как старик, у которого большие и тяжёлые мысли. (27)Брат позвал слугу, и вдвоём они вынули меня и одели. (28)Потом я пил душистый чай из моего стакана и думал, что жить можно и без ног, а потом меня отвезли в кабинет к моему столу, и я приготовился работать. (29)Моя радость была так велика, наслаждение так глубоко, что я не решался начать чтение и только перебирал книги, нежно лаская их рукою. (30)Как много во всём этом ума и чувства красоты! ( По Л.Н. Андрееву)


6. Подготовка к сочинению- рассуждению. Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом. Усвоение способов деятельности путем воспроизведения информации и выполнения упражнений.

1. Повторение теоретических знаний о тексте .Общий анализ текста.Фронтальная работа

Перед тем, как разбираться в прочитанном, напомните:

-Что такое текст?.

Если вы сумеете научиться «вычитывать» эту информацию, то правильно поймете текст.

- Определите стиль текста (художественный)… Типы речи (повествование и рассуждение)…

-Определите тему текста (размышления героев о войне и радостях мирной жизни); О чем текст? ....

- Кто главные герои в тексте?( два брата)

2. Повторение структуры сочинения- рассуждения.

Чтение информации. 1) Вступление (может быть). Сформулировать проблему.

2) Прокомментировать проблему. Привести два комментария из текста по данной проблеме.

3) Определить позицию автора исходного текста по данной проблеме.

4) Высказать собственное мнение, согласившись или не согласившись с автором.

5) Доказать свою точку зрения.(каждый из них дается в новом абзаце):

6) Итоговый вывод (заключение)

3.Работа над композицией и содержанием сочинения



1)Формулировка проблемы( К1-1б)

-Итак, мы определили тему текста и выделили наиболее значимую для понимания текста информацию. Теперь нам необходимо отобрать информацию необходимую для написания сочинения и первый наш шаг «Формулирование одной из проблем, поставленных автором текста». И снова крик отчаяния из чата: «Кто знает, какая проблема рассматривается в тесте. Автор ее часто так замаскирует!»

-Для начала давайте вспомним, что такое проблема? ( Проблема - вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья)

Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос : над какими вопросами размышляет автор? Обратимся снова к тексту.

Групповая работа (группы равнозначны по уровню подготовки).

Задание группам мальчиков и девочек . (2 группы)

  1. Подумайте в группе над проблемами текста, сформулируйте их. Определите самую главную, на ваш взгляд..

  2. Чтение проблем текста. Определение главной проблемы. Формулирование проблемы (слайд4,5)

Назывные предложения.(вступление) В виде вопроса

(проблема и есть вопрос)- 1 группа .2. Сочетанием слова проблемас именем существительным в Р.п. ( проблема чего?) - 2 группа

  • 5 Клише: В своем тексте публицист (писатель) NN рассматривает (поднимает, выдвигает на всеобщее обсуждение, затрагивает, обращает внимание читателей на проблему (чего?);

  • Текст публициста (писателя) NN заставил меня задуматься над проблемой (чего?);

Чтение вариантов. Обсуждение лучшего.

2.Нахождение двух комментариев проблемы.(К2-5б)

-«Комментарий проблемы… Перескажи своими словами часть текста - и все!» - снова реплика из чата. Если вы последуете этому совету, то за К2 вы получите 0 баллов. Давайте вспомним, что такое комментарий?

Комментарий обязательно должен опираться на текст. Чтобы прокомментировать проблему, нужно ответить на ряд вопросов.

-К какой категории относится проблема? (политическая, нравственнаяфилософская ,экологическая…)

-Актуальная ли эта проблема в наши дни? Что делает ее актуальной? (Актуальна, потому что война в мире в последнее время является одной из центральных проблем, все чаще дает о себе знать в СМИ и телевидении)

-Почему эта проблема привлекла внимание автора?

-Кого и почему особенно интересует эта проблема?

- На каком материале автор рассматривает проблему?

-Для чего он это делает?

-Каково авторское отношение к проблеме?

Задание группам (слайд6 )

1) Текстуальный - объяснение структуры

текста, следование за автором в раскрытии проблемы.-1-2группа

2) Концепционный - интерпретация пишущим проблемы исходного текста (рассмотрение ее актуальности и сопоставление различных точек зрения по данному вопросу) .

(Слайды 7,8)

7Текстуальный:

Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, NN рассказывает историю о

/повествует о ... / приводит факты…, говорит о взаимоотношениях…

NN показывает, что ....

• Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, NN повествует о .... Особенно грустно / страшно, по мнению автора, что

8 Концепционный:

Эта проблема актуальна сегодня, как никогда, и известный писатель не обошел ее вниманием.

• Действительно, проблема ... очень серьезна и затрагивает каждого из нас. Этот вопрос довольно часто поднимается в средствах массовой информации. ..

• Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению. Психологами давно доказано: ...

Вот почему обозначенная выше проблема так часто обсуждается в средствах массовой информации. Участники дискуссий уверены в одном: .....


Задание группам: Пишем сегодня текстуальный комментарий.

Чтение вариантов групп.

-Все! Мы проблему прокомментировали достаточно подробно и можем получить по К2 – 5 баллов! И делаем следующий шаг –…




3-4). Формулировка авторской позиции и своего мнения .(К3-1б)

Слово учителя: «Хорошо, когда автор свою позицию в каком-нибудь предложении объясняет! А то так закрутит, что не найдешь!» (Реплика из чата) Очередная проблема, с которой, как видите, сложно бывает справиться». Давайте вспомним, что такое позиция автора?

СправкаПозиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы

-Какие способы используются в нашем тексте? (риторические вопросы, оценочная лексика)

-Какова же авторская позиция? («Миллионы людей, собравшись в одно место и стараясь придать правильность своим действиям, убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны – что же это такое, ведь это сумасшествие?»)

Задание: написать вариант выражения авторской позиции, используя клише и свой вариант.

9 Позиция автора - это отношение автора текста к проблеме, о которой он размышляет.

Для того чтобы выявить позицию автора, нужно ответить наследующие вопросы:

1) Что хотел сказать автор своим читателям, создавая данный текст?- 1 группа

2) Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки героев.- 2 группа

10 Авторская позиция выражена через:1) рассмотрение содержания проблемы и предложенных автором способов ее решения (Позиция автора текста довольно ясна и раскрывается в следующем предложении: (далее идет цитата из текста))-

1 группа

  • 2) разъяснение авторского эмоционального отношения к тому, о чем он говорит…(Автор озабочен (встревожен, обеспокоен) тем, что…).

  • 11 3) )обращение к авторским аргументам. (Писатель (публицист) через слова героя приводит весьма убедительные доводы в пользу того, что…)- 1 группа

  • 4) обращение к выводам, к формулировке основной авторской идеи (Писатель словами героя завершает свои рассуждения вполне закономерным выводом о том, что

12.Рекомендации: позицию автора следует формулировать кратко, одной-двумя фразами. Можно привести цитату из текста, но не пересказывать или переписывать ее;



  • при определении авторской позиции нельзя ставить знак равенства между автором текста и героем-рассказчиком. Следует разграничивать понятия «автор» и «рассказчик»


-Согласны ли вы с мнением автора? Выражаем свое мнение.

13. 1) Нельзя не согласиться с автором текста в том, что ... (далее идет формулировка важного тезиса).

2) Я согласен с автором данного текста в том, что (далее идет формулировка важного тезиса).

Несогласие с автором:

Уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения по данной

проблеме. Я сомневаюсь в том, что ... (далее идет мысль автора + свой аргумент).

Чтение вариантов текстаОбсуждение лучшего.

-Итак, мы выполнили еще одно требование к сочинению – сформулировали авторскую позицию. И выразили свое мнение по проблеме? И получаем по К3-1 балл

5). Аргументация собственного мнения.(К4-1б)

Слово учителя: «Нет, как вам это нравится: мало того, что нужно изложить собственное мнение и обосновать его.

6) Заключение:

Задание группам: суммировать итоги размышлений.

18 . (В заключение всего вышесказанного еще раз подчеркну …)

2) дать оценку сказанному, четко высказать свое мнение (Все вышесказанное позволяет сделать вывод:…) - 1группа

3)сделать прогноз каких-то событий или

явлений, высказать предположение. (Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте …)

4)закончить сочинение призывом к действию, пожеланием (В заключение хочется сказать, что каждый из нас должен…)—2 группа. Или свой вариант.

Чтение заключений групп.

7.Поведение итогов урока

Вот мы и закончили работу над сочинением. Я думаю, что наш сегодняшний разговор поможет вам в написании сочинения .

Рефлексия : что было легко делать, над чем предстоит работать?.... Какая часть сочинения самая проблемная? Сделайте каждый свои выводы.

8.Оценивание: Оцените работу другой группы. ..Свою работу... Комментарий и оценка учителя. Окончательный результат работы будет после написания и проверки сочинения.


9.Заключительное слово

Я думаю, что сегодняшний наш урок стал еще одним этапом в освоении вами секретов написания сочинения. И мне очень хотелось бы, чтобы эксперт, проверяющий вашу работу, увидел вас как человека эрудированного, мыслящего, умеющего вступить в диалог с автором, владеющего владеть речью, и поставил вам высокую оценку, которая может стать входным билетом в вуз .

10. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по тексту Л. Андреева . Спасибо за внимание!









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!