СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к государственной итоговой аттестации по праву(ответы на вопросы к билетам), 11 класс

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сборник предназначен для подготовки учащихся 11 класса к экзамену по праву. В сборник вошли 25 билетов, каждый из которых состоит из 4 вопросов и ответов к ним.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к государственной итоговой аттестации по праву(ответы на вопросы к билетам), 11 класс»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«КИРОВСКАЯ МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ГИМНАЗИЯ»











Государственная итоговая аттестация

Право

(ответы на вопросы к билетам)

11 класс








Коллективный творческий проект

учащихся 11-А класса

социально-гуманитарного профиля,

учителя высшей квалификационной

категории Мамедовой Л. И.









2018





Предисловие.


Право относится к числу приоритетных школьных предметов, обеспечивающих возможности правовой социализации учащихся школы. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и повышение правовой культуры, приобретение навыков правового поведения, необходимых для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе. Право как учебный предмет создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся: в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях.

Предлагаемый сборник предназначен для подготовки к ГИА по праву в 11 классе (профильный уровень). В сборник вошли 25 билетов, каждый из которых, состоит из 4-х вопросов и ответов к ним.

Первый вопрос направлен на проверку знаний по тематическому блоку «Основы теории государства и права». Второй вопрос –«Основы публичного и частного права».Третий вопрос имеет практическую направленность- решение юридической задачи. Четвертый вопрос направлен на выявление умений применять теоретические знания в познавательной деятельности.

Для ответов использовалось учебно-методическое пособие под редакцией Дятловой Е.Н., Благушиной Л.В..Луганск,2017г.,нормативно-правовые акты Луганской Народной Республики.
















Билет № 1.


1.Раскройте понятие «право». Выделите основные причины возникновения права и его характерные признаки.

2.Охарактеризуйте Временный Основной Закон ( Конституцию ЛНР как основной закон государства ).

3.Юридическая задача.

4.Назовите общие и отличительные черты мононормы в первобытном обществе и современные нормы права. Приведите примеры.


1. Право - общеобязательное правило поведения, устанавливаемое и контролируемое государством.

Причины возникновения права: переход от экономики присваивающего характера к производящей экономике, разделение труда, имущественное расслоение общества, появление частной собственности. Общественная жизнь нуждалась в определенной упорядоченности. Первобытные обычаи не в состоянии регулировать усложнившиеся общественные отношения, поэтому возникла необходимость в новом регуляторе общих отношений – праве.

Признаки: сознательно - волевой характер, нормативность, общеобязательность, обеспеченность государством, системность.


2. Временный Основной Закон ( Конституция ) ЛНР – принята (18.05.2014)г. -основной закон государства, обладает высшей юридической силой. Состоит из 10 глав: 1гл. Основы конституционного строя: ЛНР - является демократическим, правовым, социальным государством, источник власти народ. Государственная власть в ЛНР осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную, судебную. Законодательная власть – Народный Совет; Исполнитель – Совет Министров. Государственной власть в ЛНР, Народный Совет, Совет Министров в ЛНР. 2 гл. Защита прав и свобода человека и гражданина, глава ЛНР, Народный Совет ЛНР, Совет Министров ЛНР, Судебная власть, Местное самоуправление, Изменения в Конституции.


4. Мононормы в первобытном обществе – это нормы, определяющие порядок организации общественной жизни, взаимоотношений между членами общества, отправление религиозных обрядов, ритуалов, исполняющихся в силу обычая.

ПРИМЕРЫ: обычай, мораль, ритуал, табу ( запрет), обряды, традиции. Правила поведения первобытного общества называются мононормой. Современные нормы права : обязывающие (платить за проезд ) управомочивающие ( получать стипендию, подавать иск в суд ), запрещающие ( грабить, убивать, нарушать права) - это все регулятивные. Правоохранительные – устанавливают юридическую ответственность за нарушение норм права.


Юридическая задача.


1. Гражданин Иванченко впервые устроился на работу и через месяц при получении зарплаты обратил внимание на то, что кроме подоходного налога, с зарплаты удержали еще какие-то проценты. В бухгалтерии ему ответили, что это отчисления в Пенсионный фонд и Фонд страхования на случай безработицы. «Но я не писал никаких заявлений, которые дали бы вам право удерживать с меня эти взносы!» – рассердился Иванченко. Как вы считаете, есть ли нарушения со стороны бухгалтерии или нет?


Ответ: на отчисления, установленные законом, писать заявление не надо. В ЛНР принят закон «О едином взносе на общеобязательное социальное страхование», который вступил в силу с января 1916г.

Билет №2.


1.Определите роль права в системе социальных регуляторов. Охарактеризуйте основные элементы механизма правового регулирования.

2.Назовите основные конституционные права и обязанности человека и гражданина в ЛНР.

3.Юридическая задача.

4.Составьте заявления в полицию ЛНР о совершении преступления.


1.Важнейшим средством организации общественных отношений являются нормы социальные, нормы морали, права, традиций, обычаев, религии, корпоративные ( характеристика краткая ). Социальные нормы являются правилами, которые устанавливаются и охраняются государством. В системе социальных норм право занимает одно из приоритетных мест. Во -первых: нормы права выступают в качестве обязательных властных предписаний. Во-вторых: исполнение норм права находится под контролем государственных органов. В -третьих: нормы права выражаются в форме правовых актов. Поэтому право- важный регулятор поведения людей в обществе , средство реализаций государственной политики.


2.Конституционные права человека - это совокупность гарантируемых Основным Законом государства, прав и свобод человека. Классификация Конституции прав человека и гражданина ЛНР, согласно Временному Основному Закону (Конституции) ЛНР : личные права (ст. 12-21, 28, 42), политические (ст. 22-26 ), социальные ( ст.31- 34 ), экономические (ст.27,29, 30), культурные (ст. 36, 37 ), экологические (ст. 35 ). Конституционные обязанности – это закрепленные в нормах Конституции меры должного поведения субъектов конституционных правовых отношений:

- защита Отечества

- уважение государственных символов ЛНР

- охрана природы и окружающей среды

- уплата налогов и сборов

- соблюдение и исполнение Конституции и законов ЛНР

-получение основного общего образования

- взаимная обязанность родителей и детей.


4. Заявление в органы внутренних дел о совершении преступления


Начальнику Жовтневого РОВД МВД ЛНР подполковнику полиции

Иванову С.А

Ивановой Инны Викторовны,

проживающей по адресу:

г. Луганск, ул. Артема, 149

к.т. 099-444-33-22


Заявление о преступлении

Прошу зарегистрировать мое заявление о преступлении и возбудить уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 180 УК ЛНР (кража). В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 148 УПК ЛНР. о принятом решении, прошу мне (заявителю) сообщить.

25.12.2016 года, примерно в 18 часов, я возвращалась с работы домой по улице Артема города Луганска. Примерно возле дома № 148 по указанной улице ко мне сзади подбежал неизвестный мне человек, вырвал из моей правой руки сумку и скрылся, похитив тем самым мою сумку с находящимся там имуществом, а именно: мобильным телефоном «SAMSUNG» стоимостью 1500,00 рос.руб. Кроме мобильного телефона, в сумке находились денежные средства в сумме – 2000,00 рос.руб.

В результате действий неустановленного лица у меня было похищено имущество на общую сумму 5000,00 рос.руб.

Об ответственности за заведомо ложный донос мне известно.



«…»………..2017 г И.В. Иванова


Юридическая задача.


Работница почтового отделения во время сортировки писем увидела

конверт с адресом своей соседки, которая никогда не получала писем. Это

удивило работницу почты, и, «промучившись» минут 20, она схватила

конверт, аккуратно его раскрыла и прочитала письмо. После заклеила

конверт и отдала почтальону. Дайте правовую оценку действиям работницы

почтового отделения.


Ответ: нарушено конституционное право, ст..16.Согласно Конституции ЛНР «Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных, почтовых сообщений». Ограничение этого права -только на основании судебного решения.


Билет №3.


1.Раскройте понятие « норма права», перечислите и охарактеризуйте её признаки.

2. Охарактеризуйте функции Главы ЛНР, Народного Совета ЛНР и Совета Министров ЛНР согласно Временного Основного Закона ( Конституции ) ЛНР.

3.Юридическая задача.

4. В государстве Л. существует единая система законодательной, исполнительной и судебной власти, единая финансовая система и Конституция. Государство Л. делится на штаты, которые не обладают самостоятельностью. Какова форма государственно-территориального устройства данного государства? Ответ аргументируйте.


1.Норма права - общеобязательное правило поведения, которая устанавливается и охраняется государством. Структура нормы права: гипотеза, диспозиция, санкция. Гипотеза – условие, в которой действует правило. Диспозиция – это само правило поведения. Санкция – принудительные меры за нарушение конкретной нормы.

Признаки нормы права: общеобязательное правило поведения, устанавливаемое и санкционированное государством, четко выраженное, которое обеспечивается мерами государственного принуждения, предоставляет свободу действий, но ограничивает произвол и вседозволенность.


2. Глава ЛНР является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти ЛНР, избирается сроком на 4 года, обеспечивает соблюдение прав и свобод человека, Конституции и законов ЛНР, представляет государство в международных делах, принимает меры по обеспечению безопасности и территориальной целостности, обладает правом законодательной инициативы, издает указы и распоряжения.

Народный Совет ЛНР – парламент ЛНР - законодательный орган, который избирается на 4 года, предполагает 50 депутатов, принятие Конституции и законов ЛНР, внесение изменений, толкование Конституции и законов ЛНР, утверждение бюджета, заслушивает отчет Главы ЛНР о результатах деятельности Совета Министров, назначение референдума.

Совет Министров ЛНР – исполнительная власть, которая разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению социально - экономического развития ЛНР, государственную политику в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры; обеспечивает исполнение бюджета ЛНР, управляет и распоряжается государственной собственностью в соответствии с законами ЛНР, издает постановления и распоряжения.


4. Формы государственного устройства: простая и сложная. Простая - унитарное государство.


Юридическая задача.


При поступлении на работу преподавателем в школу Арефьев по

требованию работодателя предъявил следующие документы: паспорт,

трудовую книжку, военный билет, копию диплома о высшем образовании,

пенсионное свидетельство государственного пенсионного страхования,

справку из военкомата, что он пенсионер по выслуге лет МО, справку из

домоуправления по форме № 9, ИНН, справку из поликлиники о прививке от

дифтерии. Какие документы должны предъявляться при заключении

трудового договора?


Ответ: согласно Трудового Кодекса ЛНР, документы, представляемые при заключении трудового договора: паспорт, трудовая книжка, документ об образовании, документ воинского учета. В отдельных случаях, в связи со спецификой работы, могут потребовать другие документы (медицинская справка).

Билет №4

1.Раскройте понятие « отрасль права». Перечислите основные отрасли права и охарактеризуйте общественные отношения, которые они регулируют.

2.Охарактеризуйте судебную систему ЛНР.

3.Юридическая задача.

3.Выступая в роли юрисконсульта, дайте рекомендации работнику, которого администрация увольняет по причине сокращения штатов.


1. Отрасль права - совокупность норм права, регулирующих особую область общественных отношений:

- конституционное право – закрепляет основы конституционного строя, права и свободы, обязанности граждан, государственное устройство. Источник – Конституция;

-административное право – отрасль права, регулирующая отношения в сфере государственного управления. Источник- Административный кодекс;

- гражданское право – совокупность норм, регулирующие гражданско – правовые отношения. Источник – Гражданский кодекс;

- трудовое право – отрасль права, регулирующая отношения между работником и работодателем;

- семейное право – отрасль права, регулирующая семейные отношения, отношения между детьми и родителями;

- уголовное право – отрасль права, представляющая юридические нормы, определяющие преступность и наказуемость деяний.


2. Судебная власть – это самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них полномочия. Правосудие ЛНР осуществляется только судом. Верховный Суд ЛНР и иные суды, полномочия, порядок образования и деятельность которых определяется законами ЛНР ( ст. 80 Конституция ЛНР ).


4.Сотрудник должен быть поставлен в известность за 2 месяца до предполагаемой даты увольнения. Если есть вакансии на предприятии, руководство должно их предложить увольняемому работнику. Если работник находит другую работу, он пишет заявление, получает расчет и компенсацию в размере ср.месячного заработка. В день увольнения выдается трудовая книжка и производится полный расчет. Два месяца – для постоянных работников, 2 недели – для временных сотрудников. Временная нетрудоспособность является причиной, не позволяющей уволить (б\л), но после окончания б\л. увольнение не может быть отменено. Кого не имеют право уволить, сократить: ряд категорий имеют охранные гарантии: беременные женщины, матери, имеющие детей до 3-х лет, одинокие, до 14 лет, воспитывающие детей с ограниченными возможностями в возрасте до 18 лет, лиц, которым нет 18 лет, находящиеся на б\л, в отпуске. Увольнение лиц этих категорий возможно при полной ликвидации организации.


Юридическая задача.


15-летний Сергей, 16-летний Тарас и 17-летний Антон «отметили»

День Конституции, распив бутылку водки, и в 21.00 пошли на дискотеку.

При подходе к клубу друзья были остановлены сотрудниками милиции и,

несмотря на то, что они не нарушали общественный порядок, спокойствие

окружающих и не вели себя развязно, были доставлены в дежурную часть за

появление в пьяном виде в общественном месте. Оперативный дежурный

передал задержанных и рапорты на них инспектору КМДН для дальнейшего

разбирательства. Какое решение должен принять сотрудник милиции,

разбираясь с подростками?


Ответ: появление несовершеннолетних в состоянии алкогольного опьянения в ночное время, согласно Кодекса об Административных правонарушениях, влечет наложение штрафа на родителей(15- летний Сергей), которые допустили, что несовершеннолетние употребляли алкоголь и находились без присмотра в ночное время в общественном месте. Административная ответственность с 16 лет.


Билет №5


1.Охарактеризуйте основные источники права. Назовите иерархию нормативно - правовых актов в ЛНР.

2. Раскройте суть гражданских правоотношений. Охарактеризуйте элементы гражданских правоотношений.

3.Юридическая задача.

4. Докажите утверждение, что присвоение чужого авторства является посягательством на личные неимущественные блага, но при этом имеет место также причинение материального ущерба. Назовите сроки давности имущественных прав автора.


1. Общая теория права выделяет следующие источники права, внешнее выражение:

нормативно правовой акт ( официальный письменный документ, содержащий правые нормы ), правовой прецедент, правовой обычай, нормативный договор, правовая доктрина.

Нормативный правовой акт: законы и подзаконные акты. Нормативно - правовые акты ЛНР, иерархия основываются на их юридической силе. Конституция ЛНР, кодексы и законы ЛНР ( не противоречат Конституции ЛНР ), нормативно - правовые акты Совета Министров ЛНР ( не противоречат законам ЛНР ), нормативно -правовые акты иных исполнительных органов государственной власти, нормативно правовые акты местного самоуправления.( согласно Закону о нормативно - правовых актах ЛНР от 2017 г.)


2. Гражданское правоотношение – общественное отношение, урегулированное нормой гражданского права, участники которого являются носителями гражданских прав и обязанностей. Элементы гражданских правоотношений: субъекты ( физические и юридические лица), объекты ( материальные и нематериальные блага и ценности ), содержание ( имущественные и личные неимущественные отношения).

Субъекты гражданских правоотношений должны обладать правосубъектностью, которая состоит из гражданской правоспособности и гражданской дееспособности.

Гражданская правоспособность – это способность гражданина иметь гражданские права и нести обязанности ( с момента рождения до смерти )

Гражданская дееспособность – это способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности: полная -18 лет, частичная -до 14 лет, не полная 14-18 лет, ограниченная судом.


4. Авторское право регулирует отношения, возникшие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы. Авторское право - относим к интеллектуальной деятельности -это исключительное право как неимущественного, так и имущественного характера, результаты интеллектуальной деятельности, творческой деятельности. Срок исковой давности о защите своего гражданского права - 3 года.


Юридическая задача.


Гражданин П. обратился к начальнику почтового отделения с жалобой

на то, что получил заказное письмо открытым, и попросил разобраться в

случившемся. Начальник почтового отделения заявил, что такими мелочами,

как разбирательство по поводу вскрытого письма, он разбираться не станет.

Тогда П. подал жалобу в суд. Имеются ли основания для обращения в суд?

Что говорят об этом положения Временного Основного Закона (Конституции)

Луганской Народной Республики?


Ответ: ст..16 Временного Основного Закона ЛНР «Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных, почтовых и иных сообщений». Также это вторжение в частую жизнь лица без его согласия. Нарушение этих норм преследуется по закону.(ст. 17).


Билет №6.


1.Охактеризуйте действие права во времени, в пространстве и по кругу лиц.

2. Сравните наследование по завещанию и наследование по закону. Назовите особенности очередности наследования.

3.Юридическая задача.

4. Составьте перечень нормативно – правовых актов ЛНР, с которыми необходимо ознакомиться начинающему предпринимателю.


1. Действие права во времени начинается с момента вступления в юридическую силу (дата опубликования ) и прекращается с момента утраты юридической силы ( отмена акта, истечение срока ). Действие правовой нормы в пространстве ( на какой территории действует правовой акт ). Действие права по кругу лиц: нормативные акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории государства, иностранцев и лиц без гражданства.


2. Наследование – это переход имущественных прав и обязанностей умершего лица ( наследодателя ) к другим лицам ( наследникам ).

По завещанию: завещание – это личное распоряжение физического лица на случай смерти. Составляется письменно, заверено нотариусом. Завещатель не может лишить права наследования лиц, которые имеют право на обязательную долю наследства ( несовершеннолетние дети, нетрудоспособные жена, родители ).

По закону: при отсутствии завещания, наследование осуществляется в порядке очередности:

1 – дети, родители, супруг ( супруга )

2- сестры, братья, дед, бабка и т.д.

Каждая следующая очередь наследников по закону получает право на наследование, в случае отсутствия наследников предыдущей очереди или отказа от наследства.


4.Нормативно – правовые акты ЛНР: Временный Основной Закон ( Конституция ) ЛНР от 18.05. 2014 г. Ст. 27 ( Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности).

Закон ЛНР от 2014 г. « О государственной регистрации юридических и физических лиц-предпринимателей» (государственная регистрация осуществляется исполнительным органом , уполномоченным подтверждением внесения государственной пошлины ). Закон ЛНР от 2015 г. « О налоговой системе».


Юридическая задача.


Павлов 20 февраля 2005 года удостоверил завещание у нотариуса

Петрова, согласно которому все имущество после его смерти должно перейти

жене. Находясь в командировке в городе Пензе, он 17 апреля 2008 года

удостоверил завещание в пензенской нотариальной конторе на имя сына. В

январе 2010 года он попал в больницу и там оформил завещание на имя своей

сестры. Это завещание было удостоверено дежурным врачом. Через два

месяца он умер. Кому должно перейти имущество после смерти Павлова?


Ответ: завещание - это личное распоряжение завещателя на случай смерти, составленное в письменном виде, заверенное нотариусом, если на лечении в больнице -главным врачом или дежурным врачом. Завещатель может без указания причин лишить права наследования любое лицо, кроме лиц, имеющих право на обязательную долю в наследстве. Имущество после смерти Павлова перейдет к сестре.


Билет №7


1.Сравните между собой правовые системы современности и перечислите страны, составляющие их основу.

2.Раскройте основные признаки, состав преступления и формы соучастия в преступлении, согласно Уголовного Кодекса ЛНР.

3.Юридическая задача.

4.Составьте «Кодекс поведения покупателя»(7-10 рекомендаций), который будет содержать основные права и обязанности потребителя, а также способы защиты в случае их нарушения.


1. Правовая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения.

Правовые системы: а) романо- германская или континентальное право. Источник права – закон.

б) англо-американская правовая система. Источник права - правовой прецедент.

в) мусульманская правовая система - религиозно - традиционное право ( страны Азии, Африки ). Источник права – Коран, сунна, которая закрепляет правила религиозного культа и морали.

г) социалистическая правовая система ( Куба, Китай ), сходство с романо -германской правовой системой.

д) правовая система России - сближение с романо-германской.


2. Преступление - это виновное, общественно-опасное деяние, запрещенное Уголовным Кодексом ЛНР под угрозой наказания.

Признаки: общественная опасность, виновность, противоправность, наказуемость.

Состав преступления -это совокупность установленных законом объективных и субъективных признаков деяния.

Объект преступления -общественные отношения, которые причиняют вред. Объективная сторона – общественно опасное действие или бездействие. Субъект преступления– лицо , совершившее общественно – опасное деяние.

Субъективная сторона -наличие вины ( умысел или по неосторожности ). Соучастием в преступление признается совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления.

Соучастники: исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник (склонял к преступлению).


4. Кодекс поведения покупателя. « Покупатель имеет право: 1) на приобретение качественного товара ( услуги ). 2) на приобретение безопасного товара ; 3) на получение информации о товаре ; 4) на судебную защиту ; 5) на компенсацию морального вреда ; 6) обязан покупатель оплатить товар по условиям договора;7) покупатель должен сохранить товарный вид, пломбы, ярлыки в случае обмена товара.


Юридическая задача.


13-летний Д. явился в банк, чтобы заключить договор банковского

счёта. Однако сотрудница банка отказала ему, предложив прийти с

родителями. Права ли сотрудница банка? Ответ аргументируйте.


Ответ: : Дети, в возрасте от 6-14 лет, обладают частичной дееспособностью.Они вправе совершать мелкие бытовые сделки.Заключать договор банковского счета несовершеннолетний может с 14 лет, поэтому сотрудница банка поступила правильно, предложив 13-летнему Д. прийти с родителями.



Билет №8.


1.Раскройте понятие «государство» и перечислите основные признаки.

2. Охарактеризуйте основные виды гражданско-правовых договоров и способность обеспечения их исполнения.

3.Юридическая задача.

4.Напишите памятку-совет для молодого человека, желающего заключить бессрочный трудовой договор. На какие пункты договора вы посоветуете обратить особое внимание?


1.Государство – форма организации политической власти, осуществляющей управление обществом и обладающей суверенитетом. Признаки государства: а) народ – совокупность индивидов, объединенных правовой связью с государством; б) наличие территории; в) публичная власть; г) система налогов; д) право – система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются государством ; е) суверенитет – самостоятельность и независимость государства во внутренних и внешних делах.


2. Договор - договоренность двух и более сторон, направленная на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Виды гражданско-правовых договоров : договор купли - продажи, дарения, обмена, найма (аренды), займа, подряда, хранения, оказания услуг.

Условия наступления гражданско–правовой ответственности: противоправное поведения( нарушения условий договора ), вред (имущественный, моральный )

Формы гражданско – правовой ответственности:

- возмещение убытков

- уплата неустойки

- потеря заработка, оплата судебных издержек, штрафные санкции ( неустойка, штраф, пеня )


4. Трудовой договор - соглашение между работником и работодателем, согласно Трудового Кодекса ЛНР.

Обратить внимание на пункты трудового договора.

Обязательные условия: трудовая функция (специальность, квалификация), условие оплаты труда (тарифная ставка, оклад). Режим рабочего времени, отдыха, условий труда, условие социального страхования.

Дополнительные условия: об испытательном сроке, об обязанности работника отрабатывать после обучения определенный срок, об улучшение социально –бытовых условий работника и членов его семьи. Документы: паспорт, трудовая книжка, документ об образовании, документ воинского учета.


Юридическая задача.

Предприниматель Юрий, реализующий на рынке продукты питания,

распространяет ложные сведения о качестве товаров, реализуемых

предпринимателям Виктором. В результате этого доходы Виктора

снижаются, а Юрия – растут. Дайте правовую оценку ситуации. Назовите

понятие, характеризующее действия Юрия. Допускается ли нормами

Временного Основного Закона (Конституции) Луганской Народной

Республики такое поведение? Найдите подтверждение в тексте.


Ответ: В действиях предпринимателя Юрия усматриваются признаки недобросовестной конкуренции. Статья 27 Временного Основного Закона (Конституции) Луганской Народной Республики гласит, что в Луганской Народной Республик не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.


Билет№9.


1.Проанализируйте внутренние и внешние функции государства.

2. Раскройте правовое содержание предпринимательства. Назовите организационные формы предпринимательской деятельности.

3.Юридическая задача.

4.Составьте заявление о приеме на работу бухгалтером в коммерческое предприятие.


1. Функции государства -это основные направления и стороны деятельности государства.

Внутренние : нормотворческая, охранительная, экономическая, социальная, культурно- воспитательная.

Внешняя: оборонная, дипломатическая, внешнеэкономическая, защита граждан за его границами.


2. Предпринимательство -это самостоятельная, инициативная, на собственный риск хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли. Государственная регистрация юридических и физических лиц - предпринимателей, удостоверение факта создания или прекращения юридического лица. Правовой статус предпринимателя – это совокупность его прав и обязанностей.

Организационно - правовые формы предпринимательской деятельности : а) частное предприятие ( на основе частной собственности) ; б) крестьянское ( фермерское хозяйство ), объединение граждан, связанных родством, осуществляют хозяйственную деятельность по производству, переработке, реализации с\х продукции ; в) государственное унитарное предприятие ( созданное по решению исполнительного органа государственной власти ) ; г) общество с ограниченной ответственностью ( ООО) ( уставной капитал разделен на доли ).


4. Генеральному директору

ООО « Кедр»

Ф.И.О.

Заявление

Прошу принять меня на работу на должность бухгалтера с……………….., с испытательным сроком ( 3 месяца ). Число Подпись


Юридическая задача.


17-летняя Юлия решила оказывать парикмахерские услуги. Может ли

она быть зарегистрирована в качестве предпринимателя? Дайте Юлии

юридическую консультацию.

Ответ:

Юлия является несовершеннолетней, поэтому для прохождения регистрации ей необходимо предоставить в соответствующий орган нотариально удостоверенное согласие родителей на осуществление предпринимательской деятельности (статья 22 Закона Луганской Народной Республики от 01.10.2014 № 27-I

«О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц- предпринимателей»).


Билет №10.


1.Раскройте понятие «форма государства». Сравните основные формы правления, государственного устройства и политического режима.

2.Назовите права и обязанности налогоплательщика. Перечислите основные налоги и сборы ЛНР.

3.Юридическая задача.

4.Объясните, почему страховая выплата, которая полагается лицу от несчастного случая, не может быть признана объектом совместной собственности супругов даже в случае, когда страховые платежи вносились за счет общих средств. Примеры объектов личной и совместной собственности супругов.


1. Форма государства – это организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственном устройстве и политическом режиме.

Форма государственного правления: монархия (абсолютная, конституционная) и республика (президентская, парламентская, смешанная).

Форма государственного устройства: простая (унитарная) и сложная (федерация).

Форма политического режима: демократический и антидемократический (авторитарный, тоталитарный).


2. Налог – обязательный платеж, взимаемый государством с каждого производителя товара, владельца имущества, получателя доходов.

Налогоплательщики имеют право: получать информацию о действующих налогах, использовать налоговые льготы, присутствовать при проведении налоговых проверок, на возмещение убытков, причиненными незаконными решениями органов налогов.

Обязанности: уплачивать налоги и сборы, подавать по листу регистрации налоговые декларации, выполнять законные требования органов налогов и сборов, вести учет своих доходов.

Республиканские налоги и сборы ЛНР: налог с оборота, налог на прибыль, акцизный налог, плата за пользование недрами, сбор за транзит, экологический налог.

Местные налоги и сборы: подоходный налог, плата за землю, плата за патент, с/х налог, транспортный налог.


4. Страховая выплата не может быть объектом совместной собственности супругов, потому что относится к личной собственности одного из супругов: Кроме этого: имущество приобретенное до брака, на основании договора дарения, наследования, вещи индивидуального пользования, премии, награды; страховые суммы, жилье или земельный участок, приобретенный во время брака путем приватизации.

Совместная собственность : имущество, которое нажито во время брака, з/п, пенсии, пособия, ценные бумаги, вклады в банк, доходы от предпринимательской деятельности, дачи, квартиры, автомобили и т.д.


Юридическая задача.


Михаил является владельцем и основным работником компьютерного

салона. Является ли его деятельность предпринимательской? Если является,

то укажите ее организационно-правовую форму. Каким должен быть порядок

действий Михаила в случае принятия решения о прекращении деятельности в

связи с переездом на постоянное место жительства в Российскую Федерацию?


Ответ:

Михаил является физическим лицом-предпринимателем, в собственности которого находится единоличная (индивидуальная) фирма.

Порядок действий Михаила в случае принятия решения о прекращении деятельности должен соответствовать требованиям Закона ЛНР от 01.10.2014 № 27-I «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей» (статья 24).



Билет №11.


1.Сравните формы политического режима: авторитарный, тоталитарный, демократический.

2. Назовите условия заключения и расторжения брака. Охарактеризуйте взаимные права и обязанности супругов.

3.Юридическая задача.

4. Сравните форму государства ЛНР, РФ и Украины. Назовите общие черты и различия.


1. Формы государственного режима представляют собой совокупность способов и методов государственной власти. Государственные режимы бывают:

а) демократические : характеризуются защитой прав и свобод граждан; личность защищена от произвола и беззакония.

б) антидемократические: характеризуются нарушением прав человека;


- авторитарный – властный режим, характеризуется сосредоточением власти в руках одного лица (группы лиц ), ограничением прав и свобод, навязыванием государственной воли обществу.

- тоталитарный: характеризуется полным контролем государства над всеми сферами общественной и личной жизни.

Основными признаками являются: сосредоточение власти в руках правящей верхушки, единая идеология, нетерпимость к инакомыслию, милитаризация общественной жизни, фактическое ограничение прав и свобод.


2. Брак – добровольный союз мужчины и женщины с целью создания семьи.

Условие вступления в брак: добровольность, брачный возраст, недопустимость вступления в брак с близкими родственниками, принцип моногамии ( один брак).

Расторжение брака: смерть одного из супругов, расторжение брака при взаимном согласии ( нет несовершеннолетних детей ), с осужденными к лишению свободы на срок не менее 3 –х лет. Расторжение брака в судебном порядке производится по совместному заявлению или иску одного из супругов.


4.Форма государства ЛНР:

-форма правления - республика;

-форма устройства - унитарная;

-политический режим - демократический.

Форма государства РФ:

-форма правления - республика президентская;

-форма устройства - федерация;

-политический режим - демократический.

Форма государства Украина:

-форма правления - республика парламентская;

-форма устройства - унитарная;

-политический режим -демократический.


Юридическая задача.


Гражданин С. 5 июня 2017 г. получил письменный запрос органа

налогов и сборов о предоставлении информации об уплате налогов. В какие

сроки он должен предоставить соответствующие документы в орган налогов

и сборов? Представьте ситуацию таким образом, чтобы в действиях

гражданина С. усматривались признаки совершения налогового нарушения.

Ответ:

В статье 17 Закона Луганской Народной Республики от 28.12.2015 № 79-II«О налоговой системе» указано, что налогоплательщики обязаны предоставлять на письменный запрос органа налогов и сборов в течение 10 календарных дней со дня получения такого запроса информацию, пояснения и их документальное подтверждение относительно исчисления и уплаты налогов, сборов, других платежей, а также относительно других вопросов, возникающих при осуществлении органами налогов и сборов налогового контроля.



Билет №12.


1.Установите взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскройте ценностный смысл правового государства.

2. Охарактеризуйте права и обязанности родителей и детей. Перечислите основания лишение родительских прав и формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей в ЛНР.

3.Юридическая задача.

4. Составьте рекомендации и алгоритм написания резюме для устройства на работу и объясните его целевое назначения.


1. Гражданское общество - это система внегосударственных общественных отношений, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая различные потребности, интересы членов общества. Гражданское общество – относительно независимо от государства область жизнедеятельности людей. Гражданское общество: народ, профсоюзы, политические партии, СМИ, семья, религиозные образования. Правовое государство – это государство демократического типа, для которого характерно: верховенство права, свобода и равенство в правах.

Признаки: верховенство закона, незыблемость прав и свобода человека, разделение властей, взаимная ответственность государства и личности.


2. Права родителей: право на воспитание, выбор форм и методов воспитания, которые не противоречат закону, права на защиту ребенка, право распоряжаться алиментами.

Обязанности родителей: забрать ребенка из роддома, зарегистрировать, заботиться о здоровье, его физическом и духовном развитии, уважать ребенка, содержать до совершеннолетия.

Обязанности ребенка: заботиться о родителях и помогать им, трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать родителей нуждающихся в помощи.

Права ребенка: иметь имя, отчество, фамилию, иметь имущественные права, общаться с родственниками, в случае проживания раздельно, выражать свое мнение.

Основания лишения родительских прав: не забрали из роддома, уклонение от воспитания, жестокое обращение, алкоголизм, наркомания, эксплуатация детей (попрошайничество), тюремное заключение. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей: приемная семья, опека, патронат, детский дом, усыновление.


4. Резюме:

1. Персональная информация.

2. Желаемая должность.

3. Основное образования.

4. Опыт работы (если нет: производственная практика, дипломная работа по теме )

5. Дополнительные сведения (знания языка, владения компьютером )

6. Личные качества.

7. Рекомендация (если в объявлении требовалось ).

Резюме - это краткое досье на соискателя, с упором на его профессиональные навыки, опыт, личные качества.


Юридическая задача.


Гражданин М., планирующий оказывать услуги по перевозке грузов, 15

июня 2017 года получила свидетельство о государственной регистрации

Должен ли он проинформировать об этом органы налогов и сборов? Как вы

считаете, какие налоги гражданин М. будет выплачивать?

Решение:

В статье 17 Закона Луганской Народной Республики от 28.12.2015 № 79-II«О налоговой системе» указано, что налогоплательщики обязаны становиться на учет в органах налогов и сборов по месту регистрации в течение 10 рабочих дней с даты получения свидетельства о государственной регистрации.

Налоги гражданина М. будут зависеть от применяемого вида налогообложения (упрощенная система или общая). Кроме того, он будет выплачивать транспортный налог, так как его деятельность связана с эксплуатацией транспортного средства.



Билет №13.

1.Раскройте смысл термина «правоотношения». Охарактеризуйте структурные элементы и основные виды правоотношений.

2. Охарактеризуйте условия заключения, изменения и расторжения Трудового договора, согласно ТК ЛНР.

3.Юридическая задача.

4. Разъясните положение, согласно, которому имущество приобретенное родителями для обучения, воспитания и развития ребенка, является собственностью ребенка, если куплено на средства родителей. Приведите примеры личного имущества ребенка.


1.Правоотношения - это общественные отношения, которые регулируются нормами права.

Признаки: возникают между людьми, связь субъектов права взаимными правами и обязанностями, гарантируются государством и охраняются его принудительной силой .

Структурные элементы правоотношения: а) субъекты - это физические и юридические лица. Степень участия субъектов определяется их правосубъектностью ( правоспособность, дееспособность, деликатность ) ; б) объекты – это материальные и нематериальные ценности ; в) содержание правоотношения образуют субъективные права и обязанности участников правоотношений.
Пример: сдача квартиры в аренду, покупка продуктов в магазине и т. д.


2. Трудовой договор – это соглашение между работником и работодателем, заключенное в соответствии с ТК ЛНР. При заключении трудового договора работник знакомится с содержанием (обязательные и дополнительные услови), предоставляет документы: паспорт, трудовую книжку, документы об образование, воинский учет и др. ( если необходимо ).

Трудовой договор вступает в силу со дня подписания. Расторжение трудового договора: по согласию сторон, по инициативе работника и по инициативе работодателя.


4. Согласно «Семейному кодексу» ребенок имеет личные неимущественные и имущественные права. Права ребенка на имущество, предназначенное на развитие, обучение и воспитание. В свою очередь родители обязаны передавать в пользование ребенка имущество, которое должно обеспечить его воспитание и развитие.

Примеры: Обучение, планшет, портфель.

Юридическая задача.


Семнадцатилетний ученик юридического колледжа Романенко намеревался устроиться на работу в период летних каникул на завод «Азимут». Но в отделе кадров ему в этом отказали, ссылаясь на несовершеннолетие и отсутствие разрешения родителей на трудоустройство. Правомерный ли отказ? С какого возраста и при каких условиях граждане могут быть субъектом трудового права?


Ответ: отказ неправомерный, заключение трудового договора допускается с 16 лет, с 15 лет несовершеннолетний имеет право на трудовую деятельность, не причиняющей вреда здоровью, с 14 лет -необходимо согласие родителей, согласно Трудового Кодекса. Запрещается использовать труд несовершеннолетних на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, ночное время, испытательный срок не устанавливается.


Билет №14


1.Сравнените понятия «правоспособность», «дееспособность» и «деликтоспособность».

2.Раскройте особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, согласно Уголовного Кодекса ЛНР.

3.Юридическая задача.

4.Объясните, почему юридическая ответственность за экологические правонарушения не может считаться отдельным видом юридической ответственности. Пример ответственности за экологические правонарушения.


1. Правоспособность – это способность лица иметь права и обязанности..Дееспособность -это способность лица не только иметь права и обязанности, но и своими действиями реализовывать их. Деликтоспособность – способность нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.


2. Несовершеннолетние 14-18лет.

Уголовная ответственность несовершеннолетних: принудительные меры воспитательного воздействия, наказание, помещение в специальные учебно –воспитательные учреждения закрытого типа.

Виды наказаний: штраф, обязательные работы ( до16 лет -2 ч. в день, до 18 лет - 3 ч. в день исправительные работы до 1 года ), ограничение свободы ( от 2 мес. До 2 лет ) лишение свободы на определенный срок.

Применение принудительных мер воспитательного, воздействия: предупреждение, передача под надзор, ограничение досуга и установление особых требований к поведению.


4.Виды юридической ответственности за экологические правонарушения: гражданская, дисциплинарная, административная, уголовная.

Дисциплинарная – невыполнение инженером предприятия требований должностной инструкции относительно эксплуатации промышленного оборудования.

Административная – браконьерство ( ловля рыбы в запретных местах, незаконная вырубка леса, сброс вредных отходов ).

Уголовная: незаконная добыча рыбы, порча земли, воды, атмосферы. Гражданская: вред, причиненный имуществу.


Юридическая задача.


Дайте оценку правовой ситуации:

При приёме на работу Задорожнему, выпускнику пединститута, был

установлен 2-х месячный испытательный срок. В период работы он три

недели находился на стационарном лечении. В связи с этим администрация

школы продолжила Задорожнему испытательный срок на 20 дней.


Ответ:

Согласно статьи 71 Трудового кодекса Луганской Народной Республики, при приеме на работу испытание не устанавливается, в том числе, для лиц получивших высшее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение одного года со дня получения профессионального образования соответствующего уровня. Следовательно, испытательный срок Задорожнему был установлен неправомерно.



Билет №15.


1.Сравнените нормы морали и права по предмету регулирования, степени общеобязательности, последствиям нарушения.

2. Раскройте особенности правового регулирования труда несовершеннолетних. Опишите механизм защиты трудовых прав несовершеннолетних.

3.Юридическая задача.

4. Смоделируйте ситуации, в первой из которых привлечение работника к административной ответственности может стать причиной разрыва с ним трудового договора по инициативе работодателя, а во второй – нет.

.

1. Нормы морали и права – это социальные нормы – правила поведения, регулирующие общественные отношения. По времени возникновения: сначала мораль, право с появлением государства, право - общеобязательно. По форме выражения – правовые нормы выражены в правовых актах, а нормы морали в сознании людей. По характеру последствий нарушения этих норм - за нарушение правовых норм -санкции, наказания, а за нарушения норм морали – общественное осуждение и меры общественного воздействия.


2. Заключение трудового договора с лицами, которые достигли 16лет; с 15 лет – получение общее образование, легкий труд, не причиняющий вред; с 14 лет – с согласия одного из родителей, легкий труд, не во вред учебе. Испытание при приеме на работу не устанавливается. Обязательный медосмотр, сокращенная продолжительность рабочей недели. Не допускается к работе в ночное время, к сверхурочной работе. Запрещается применением труда несовершеннолетних на подземных, вредных, опасных работах, переноске тяжестей, командировки.


4. Привлечение работника к административной ответственности: лишение специального права (управление транспортным средством в состояние опьянение), дисквалификация работника ( несоблюдения законодательства о труде, об охране труда, нарушение тренером требований о предоставлении допинга.) Работник не имеет право продолжать свою профессиональную деятельность т. к. это может принести вред окружающим. Установлены взыскания за нарушение требований по охране труда: предупреждение, штраф, лишение специального права.


Юридическая задача.

16-летний учащийся строительного колледжа Романов намеревался

устроиться на работу в период летних каникул в ООО «Возрождение», но в

отделе кадров ему в этом отказали, ссылаясь на несовершеннолетие и

отсутствие разрешения родителей на трудоустройство.

Решение:

Отдел кадров ООО «Возрождение» нарушил статью 63 Трудового кодекса Луганской Народной Республики, которая гласит: «С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы». Романову 16 лет, поэтому он имеет право самостоятельно решать вопрос о трудоустройстве.


Билет №16.


1.Раскройте понятие «правотворчество» Опишите основные этапы и особенности законодательного процесса ЛНР.

2. Охарактеризуйте элементы административных правоотношений. Назовите виды административных правонарушений, согласно Кодекса ЛНР об Административных правонарушениях.

3.Юридическая задача.

4. Работники предприятий, учреждений и организации обязаны работать честно и добросовестно и нести ответственность за невыполнение и нарушение трудовой дисциплины. Назовите гипотезу, диспозицию и санкцию указанной правовой нормы.


1. Правотворчество - это процесс познания и оценивания правовых потребностей общества и государства, формирование и принятие нормативных актов уполномоченными субъектами.

Принципы правотворчества: демократизм, законность, научность, системность, профессионализм.

Стадии право творчества;

- изучение, анализ общественного процесса;

- определение органов, субъектов уполномоченных принимать правовые решения;

- подготовка проекта рабочей группой;

- рассмотрение проекта соответствующим органом;

- принятие правового акта, оформление, подписание, опубликование.

2. Элементы правоотношений: субъекты – участники правоотношений, объект – то, из-за чего возникает правоотношение, содержание права и обязанности участников правоотношений.

Пример: Петров арендует жилье у Иванова.

Петров, Иванов - субъекты правоотношений. Арендная плата-объект.

Виды административных правонарушений:

- правонарушение, посягающие на права граждан (избиратели )

- в области охраны здоровья (санитарные требования )

- в области охраны собственности ( занятие земельного участка )

- в области охраны окружающей среды

- в промышленности ( строительные нормы)

- в с\х ( карантинная продукция – ввоз )

- в области дорожного движения

- в области предпринимательской деятельности ( законодательство о рекламе )

- нарушение общественного порядка.

4. Гипотеза – предположение рассуждения, еще не доказанное

Диспозиция – вариант поведения (само правило поведение).

Санкции – указывает на правовые последствия.


Юридическая задача.


60-летнему Сергею Ивановичу, педагогический стаж которого 35 лет,

страховой стаж – 25 лет, было отказано в оформлении пенсии в связи с тем,

что у него был перерыв работы в школе продолжительностью 2 года.


Решение:

В данной ситуации 2-хлетний перерыв в работе не является основанием для отказа в оформлении пенсии, так как педагогический и страховой стаж соответствует нормам Закона Украины «О пенсионном обеспечении». При отсутствии оснований для трудовой пенсии Сергей Иванович имеет право на пенсию по возрасту в соответствии со статьей 1.1. Закона Луганской Народной Республики «О назначении и выплате пенсий на территории Луганской Народной Республики» от 05.02.2016 г. № 83-II, которая гласит: «Граждане, проживающие на территории Луганской Народной Республики, имеют право на назначение пенсии по возрасту после достижения мужчинами 60 лет, женщинами – 55 лет, при наличии страхового стажа не менее 15 лет».



Билет №17


1.Раскройте понятие «правовое государство». Выделите основные признаки правового государства.

2. Охарактеризуйте обстоятельства, смягчающие и отягчающие уголовную ответственность, согласно Уголовного Кодекса ЛНР.

3.Юридическая задача.

4. Согласно Закону, если в течении одних суток умерли физические лица, которые могли б наследовать один после другого, наследство открывается одновременно и отдельно относительно каждого из них. Объясните, почему закон не допускает возможности назвать наследником лицо, которое умерло позже?


1. Правовое государство – это государство демократического типа, для которого характерно верховенства права, свобода человека и равенство в правах.

Признаки: верховенство закона, незыблемость прав и свобод человека, разделение властей, взаимная ответственность государства и личности, наличие эффективной правоохранительной системы, высокая правовая культура общества и личности.


2. Обстоятельства, смягчающие уголовную ответственность : совершение впервые преступления небольшой тяжести, несовершеннолетие, беременность, наличие малолетних детей, совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств ( тяжелое материальное положение, конфликт в семье ), противоправность и аморальность поведения потерпевшего, оказание медицинской помощи потерпевшему.

Обстоятельства, отягчающие уголовную ответственность: рецидив преступлений, наступление тяжких последствий в результате совершения преступлений, привлечение к совершению преступления несовершеннолетних, использование оружия, взрывчатых веществ, в условиях чрезвычайного положения, стихийного бедствия ; преступление с особой жестокостью, садизм, преступление в отношении женщины беременной или малолетнего, преступления по мотивам политической, расовой, религиозной ненависти, вражды.


4. Моментом открытия наследства является время фактической гибели физического лица. Дата гражданина смерти заносится в документ, выданный органам ЗАГС. Именно эта дата и открывает наследство. В случае смерти в течение суток двух человек, которые могли наследовать друг после друга, наследство открывается одновременно и отдельно по каждому из этих лиц ( авария ) Наследниками в таком случае является живые по очереди на время открытия наследства.


Юридическая задача.


В пекарню привезли 2 тонны муки в тканевых мешках, которые были

размещены во дворе пекарни, так как не поместились на складе. Ночью

пошел дождь, и мука испортилась. Начальник смены, оправдываясь перед

директором, указал на форс-мажорные обстоятельства.


Решение:


К решению данной ситуации может быть применена статья 275 Трудового кодекса Луганской Народной Республики, согласно которой материальная ответственность работника исключается при возникновении ущерба вследствие непреодолимой силы… либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику. В свою очередь у директора пекарни есть основания обвинить начальника смены в непринятии мер, направленных на сохранность муки, например, укрытие тэном или пленкой. Данная ситуация может быть рассмотрена в комиссии по трудовым спорам или по заявлению сторон конфликта в суде (статья 427). Если суд посчитает виновной стороной работника, то по статье 277 за причиненный ущерб работник понесет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработки.


Билет №18.


1.Раскройте суть понятия «правоохранительные органы». Охарактеризуйте основные виды, функции и полномочия, согласно законодательству ЛНР.

2. Охарактеризуйте виды, условия заключения и недействительности сделок. Назовите особенности защиты имущественных и неимущественных прав.

3.Юридическая задача.

4. Аргументируйте, почему в экологическом законодательстве не указанно, кому может принадлежать атмосферный воздух на правах собственности. Назовите природные объекты, которые являются собственностью народа.


1.Правоохранительные органы - это учреждения, которые согласно закону, обязаны защищать права и свободы, законные интересы физических и юридических лиц, обеспечивать законность и правопорядок, бороться с преступностью.

Виды: суды, органы прокуратуры, органы юстиции, народная милиция, нотариат, адвокатура, таможенные органы, налоговая полиция.


2. Сделка - это выражение в надлежащей форме правомерного волеизлияния лица, направленное на установление или прекращение правоотношений.

Односторонние – завещание; двусторонние – купля – продажа, аренда займа.

Условия заключения, является действительной: составлена в соответствии с законом, участники дееспособны, заключена без насилия и угроз, в надлежащей форме, нотариусом заверена.

Условия недействительности сделок: не соответствует закону.

1) Оспоримые : совершенная несовершеннолетним, под угрозой, без согласия попечителя, гражданином ограниченным в дееспособности.

2) Ничтожные: мнимая (для вида ), притворная ( с целью прикрыть другую сделку), ничтожная совершена несовершеннолетним.


4) Природные ресурсы : полезные ископаемые, водные ресурсы, леса, растительный мир, животный мир, атмосферный воздух ( озоновый слой ).Атмосферный воздух представляет собой элемент окружающей природной среды, жизненно важный для биологических организмов, включая людей. В силу своих естественных свойств атмосферный воздух не рассматривается в качестве объекта присвоения, поэтому отношения собственности по поводу атмосферного воздуха, также процесс его экономического использования не регулируется законодательством. Экологическое право обеспечивает лишь его охрану от вредного воздействия (производственная деятельность, транспортные средства.)


Юридическая задача.


В 23 часа пьяный хулиган Д. был доставлен в местное отделение полиции. В 10 часов утра был составлен протокол об административном задержании и Д. был отпущен.

Правомерны ли действия сотрудников полиции, задержавших Д. на срок более чем 3 часа?


Правильный ответ: Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, когда в качестве одной из мер административного наказания предусмотрен административный арест, тогда гражданин может быть подвергнут административному задержанию на срок не более 48 часов. Значит, действия сотрудников по отношению к Д. неправомерно. (Ст.27.5.)Сотрудники полиции, доставившие пьяного хулигана Д. в отделение должны составить протокол об административном правонарушении сразу. Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания. (Ст. 27.4.)


Билет №19.


1.Охарактеризуйте основные виды юридических фактов. Назовите примеры и последствия правомерного и неправомерного поведения личности.

2. Назовите виды уголовных наказаний и основания, исключающие преступность деяния по Уголовному Кодексу ЛНР.

3.Юридическая задача.


4.Преобразуйте ситуацию так, чтобы она из проступка переросла в преступление: « Водитель Прохоров, управляя легковым автомобилем ВАЗ 2601, нарушил Правило дорожного движения». Аргументируйте.

1. Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает наступление определенных юридических последствий.

1.Действия: правомерные, неправомерные.

2. События – явления не зависящие от воли людей (наводнение, землетрясение, смерть человека )

Правомерные: сделки, судебные решения, нотариальные действия.

Неправомерные: преступления, проступки (дисциплинарные, административные, гражданско-правовые. )

Виды юридических фактов по характеру последствий:

а) правообразующие – юридические факты, влекущие возникновение правоотношений ( заключение трудового договора, рождение человека) ;

б) правоизменяющие - юридические факты, влекущие изменения уже существующих правоотношений. (перевод на другую работу ).

в) правопрекращающие - юридические факты, влекущие изменения правоотношений (увольнение с работы, расторжение брака ).


2.Наказание – мера государственного принуждения, назначаемое по приговору суда. Виды наказаний:

а) основные : обязательные работы, исправительные работы, арест, ограничение по воинской службе, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы;

б) дополнительные и основные : лишение права, лишение прав занимать определенную должность, ограничение свободы;

в)дополнительные: лишение специального воинского звания, конфискация имущества.

Обстоятельства, исключающие преступность деяния: необходимая оборона, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, крайняя необходимость, физическое или психическое принуждение, исполнение приказа, выполнение специального задания.


3. Водитель Прохоров, управлял легковым автомобилем в нетрезвом состоянии, нарушив правило дорожного движения, сбил пешехода, который получил травмы несовместимые с жизнью. Водитель будет привлечен к уголовной ответственности, совершил преступление.


Юридическая задача.


Английский подданный Джордж совершил на территории Луганской

Народной Республики административное правонарушение. Джордж заявил,

что раз он иностранец, то он не может подлежать административной

ответственности на общих основаниях. Прав ли Джордж?

Решение:

За совершение административного правонарушения иностранные граждане или лица без гражданства могут быть подвергнуты административному выдворению за пределы Луганской Народной Республики. (Ст. 3.9.)


Билет №20.


1.Раскройте смысл термина «правонарушение. Сравните понятия «проступок» и преступление» Назовите основные виды правонарушений.

2. Охарактеризуйте основные признаки административного правонарушения. Определите виды административных взысканий, согласно кодекса ЛНР об Административных правонарушениях.

3.Юридическая задача.

4. Согласно Конвенции о правах ребенка несовершеннолетние дети обладают комплексом личных прав. Перечислите их. Проиллюстрируйте примерами нарушение личных прав несовершеннолетних детей.


  1. Правонарушение – противоправное, виновное действие, которое вредит людям, обществу, за которое наступает юридическая ответственность.

  2. Виды правонарушений: проступки и преступления.

Проступки: гражданско-правовые, административные, дисциплинарные ( нарушение дисциплины, нарушения общественного порядка, вред чужого имущества ).

Преступления: небольшой тяжести, средний тяжести, особо тяжкие ( против жизни и здоровья человека, против собственности, прав и свобод граждан ), гражданско-правовые ( нанесение ущерба ).


2. Административное правонарушение – противоправное, виновное действие ( бездействие ) физических или юридических лиц, за которое установлена административная ответственность.

Признаки: действие (бездействие), направленное против общественного порядка; противоправность, общественная вредность, виновность, наказуемость.

Виды административных наказаний согласно Кодекса об Административных правонарушениях ЛНР:

- предупреждение

- административный штраф

- конфискация орудия правонарушения

- административный арест

- дисквалификация

- выдворение за пределы ЛНР

- обязательные работы

- лишение специального права

- административное приостановление деятельности


4. Конвенция о правах ребенка 1989г.

Личные права ребенка: право на жизнь, выживания и свободное развитие, право на сохранение своей индивидуальности, право на общение с общими родителями, право свободно выражать свои взгляды, мнения; право исповедовать любую религию ; право на защиту от посягательства на личную жизнь ; тайна переписки, честь и репутация ; право на доступ к информации.

Примеры: Угрозы в адрес ребенка, унижение достоинства, грубые замечания, физическое насилие, оставление ребенка одного, лишение свободы движения, психологическая травма, ложь и невыполнение обещания.


Юридическая задача.


На семейном празднике дядя 13 летнего Андрея предложил ему выпить

вина за здоровье его родителей. В ответ отец мальчика предложил сыну

выпить за здоровье дяди. Являются ли действия взрослых родственников

Андрея административным правонарушением? Какое наказание

предусмотрено административным Кодексом для дяди и отца в этом случае?

Решение:

Действия взрослых родственников Андрея являются административным правонарушением, т.к. нарушена статьи 6.11 Кодекса Луганской Народной Республики об административных правонарушениях:

«Вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ и одурманивающих веществ» Кодексом предусмотрена административная ответственность в форме наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот рублей до двух тысяч рублей.


Билет 21.


1.Раскройте понятия «правосознание» и «правовая культура». Выделите факторы, влияющие на правовую культуру подростка.

2.Перечислите основные виды рабочего времени и отдыха согласно, Трудовому кодексу ЛНР.

3.Юридическая задача.

4. Составьте памятку « Правовая этика юриста». Назовите наиболее распространенные виды юридических профессий и основные требования к их представителям.


1.Правосознание - это внутренний личностный регулятор юридически значимого поведения.

Виды правосознания: обыденное; профессиональное ; научно-теоретическое.

Правовая культура – это система правовых ценностей, которые отвечают уровню достигнутого обществом положения в правовой сфере.

Правовая культура состоит из следующих элементов: системы правовых норм, совокупности правоотношений, субъектов права, высокого уровня правосознания, режима законности и правопорядка. Факторы, влияющие на правовую культуру подростка:

  • морально-этические;

  • низкий морально-нравственный уровень общества (наркомания, алкоголизм, бродяжничество);

  • окружающая среда (неблагоприятные семьи);

  • социальное неравенство (безработица, инфляция).


2. Рабочее время - это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка должен исполнять трудовые обязанности. Продолжительность рабочего времени не более 40 часов в неделю. Неполное рабочее время: по просьбе беременных, ребенок до 14 лет, родитель – опекун. В праздничные дни – сокращается на 1 час. Работа в ночное время с 22 часов до 6 часов. Время отдыха - это время, в течение которого работник свободен от выполнения трудовых обязанностей. Виды времени отдыха: перерыв, выходные дни, отпуск, еженедельный отдых, нерабочие праздничные дни.


4. Профессиональная этика юриста - это совокупность моральных требований к работникам юридических профессий, обеспечивающих нравственный характер трудовой деятельности и внеслужебного поведения. Среди них можно выделить:

- глубокое уважение закона

- ответственность за судьбу людей

- твердость моральных устоев

- принципиальность, гуманность

- нетерпимость к нарушителям закона

- работоспособность

- рассудительность, гибкость мышления

- справедливость, независимость

- порядочность, конфиденциальность

Юрист - это представитель справедливости. Юридические профессии: прокурор, судья, государственные исполнители, сотрудники милиции, юрисконсульт, адвокат, нотариус.


Юридическая задача.


Рассмотрите ситуацию и определите, в действиях каких лиц

содержатся признаки уголовно наказуемого деяния. Определите:

преступление является оконченными или неоконченным?

Офицер, возвращаясь с боевого дежурства в штатной одежде, имел при себе

огнестрельное оружие, стал свидетелем вооруженного нападения на

супружескую пару. На глазах у офицера подростки отобрали у пожилых

людей принадлежащее им имущество и хотели скрыться. Офицер окликнул

подростков и потребовал незамедлительно вернуть пожилым людям

отобранные у них вещи, при этом произвел несколько выстрелов в воздух.

Двое из подростков накинулись на офицера и предприняли попытку отобрать

у него оружие. Офицер ранил одного из них.

Решение

В действиях подростков содержатся признаки состава преступления, предусмотренные статьей 1821 УК ЛНР (разбой). Преступление является оконченным, поскольку в совершенном этими лицами деянии содержатся все признаки состава преступления, предусмотренные статьей 181 УК ЛНР.


Билет 22.


1.Определите цель и виды юридической ответственности. Выделите особенности юридической ответственности несовершеннолетних.

2.Охарактеризуйте принципы административного и уголовного судопроизводства ЛНР. Назовите участников и стадии уголовного процесса.

3.Юридическая задача.

4. Проанализируйте высказывание Л. Лебедя: «Необходимо победить преступность, коррупцию и их мать, беззаконие». Назовите примеры коррупционных деяний. Общественная опасность коррупции.


1. Юридическая ответственность – это применение мер государственного принуждения к нарушителю за совершение противоправного деяния.

Виды юридической ответственности: дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная.

Особенности юридической ответственности несовершеннолетних.

Юридическая ответственность несовершеннолетних: уголовная, административная, гражданская, правовая.

Уголовная ответственность наступает с 16 лет, за более тяжкие преступления (убийство, изнасилование, терроризм, похищение и др.) – с 14 лет. Срок тюремного заключения составляет не более 10 лет.

Административная ответственность наступает с 16 лет. Следуют наказания: публичное извинение, выговор, исправительные работы, постановка на учет в лечебно-воспитательном учреждении.

Гражданско-правовая ответственность – подросткам до 14 лет. Наказание за принесение вреда или ущерба переносится на родителей. С 14-18 лет возмещают самостоятельно.


4.Коррупция – процесс, при котором должностное лицо, наделенное властью, использует ее для личного обогащения (взяточничество, вымогательство, мошеничество, злоупотребление властью, отмывание денег – преступная деятельность). Вред от коррупции: усиление организованной преступности, нецелевое использование средств, рост социального неравенства, ущерб политической легитимности власти, снижение общественной морали, потеря налогов, снижение инвестиций в производство.

Беззаконие - беспредел, нарушение законности.


2.Принципы административного процесса:

- законность

- приоритет прав свобод человека и гражданина

- доступность

-гласность процесса

- равенство всех субъектов перед законом и судом

- объективность истины.

Участники уголовного процесса : потерпевший, свидетель, обвиняемый.

Принципы уголовного судопроизводства:

- отсутствие обвинительного уклона

- законность

- уважение чести и достоинства личности

- презумпция невиновности

- состязательность сторон в судебном процессе

- право на защиту

- возможность обжаловать действие суда.


Юридическая задача.


Рассмотрите ситуацию и определите, в действиях каких лиц

содержатся

признаки уголовно наказуемого деяния. Определите- преступление является

оконченными или неоконченным?

Группа подростков от 14 до 18 лет с целью последующей перепродажи

проникли в салон чужого автомобиля и предприняли попытку угнать его с

места стоянки. Запустить двигатель поворотом ключа зажигания у них не

получилось, поэтому они предприняли попытку завести двигатель

автомобиля с толчка. Однако завести автомобиль таким образом и

переместить его с места стоянки они не успели, поскольку были задержаны

сотрудниками патрульно-постовой службы.

Решение

: В действиях подростков содержатся признаки состава преступления, предусмотренные статьей 171 УК ЛНР(кража).Преступление является неоконченным, поскольку в преступлениях с материальным составом, а к ним относится и кража, моментом окончания преступления является момент наступления общественно опасных последствий, являющихся конструктивным признаком именно этого состава преступления. Таким образом, кража будет считаться оконченной с момента причинения ущерба. Наличие же ущерба суд, практикой соотнесено с моментом изъятия имущества и наличием у виновного реальной возможности им пользоваться или распоряжаться по своему усмотрению. Подростки же были задержаны на стадии покушения на кражу.


Билет №23.


1.Раскройте суть понятия «гражданство», «апатрид», «бипатрид». Охарактеризуйте основные способы приобретения и потери гражданства.

2. Назовите права несовершеннолетнего как субъекта административного и уголовного процесса. Раскройте суть презумпции невиновности.

3. Юридическая задача.

4. Какие полномочия имеют правоохранительные органы при задержание физического лица? Составьте памятку « Правила поведения несовершеннолетнего при задержании, аресте и допросе».


1. Гражданство – постоянная правовая связь лица с определенным государством, порождающая взаимные права и обязанности.

Апатриды - физические лица, не имеющие гражданства.

Бипатриды – физические лица, имеющие двойное гражданство. Способы принятия гражданства:

по рождению - основана на принципе крови и определяется гражданством родителей;

по принципу почвы – гражданство определяется местом рождения;

реинтеграция – восстановление первоначального гражданства (эмигрант), пожалование гражданства – за особые заслуги.

Потеря гражданства, выход из гражданства, путем лишения ( депортация ), вследствие утраты гражданства.


2. Права несовершеннолетнего как субъекта уголовного отношения:

а) как потерпевший

- знать о предъявленном обвинении обвиняемому, - давать показания, представлять доказательства на возмещение имущественного вреда;

б) как обвиняемый (подозреваемый, обвиняемый, подсудимый) - право на защиту, - допрос не менее 2 часов, законные представители,

в) как свидетель- несет ответственность за отказ от дачи показаний, с 16 лет, или ложные показания.

4. Полномочия правоохранительных органов: - имеет право без решения суда задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления (само лицо застигнуто при совершении преступления) – сообщать задержаному его права и основания его задержания, составление протокола, предоставление правовой помощи, не менее 72 часов.

Правила поведения несовершеннолетнего при задержании: не паниковать, не спорить с сотрудниками полиции, попросить сообщить родителям, не давать показаний против себя, задержание не менее 48 часов, при подписании протокола потребуйте копию.


Юридическая задача.


Своим решением городская администрация установила платежи за сбор

в лесу ягод, грибов, лечебных трав. За сбор без оплаты специального

«лесного билета» предусмотрен штраф в размере трехкратной рыночной

стоимости собранного. Дайте правовую оценку ситуации.

Решение

Сбор ягод, грибов и лечебных трав в лесу относится к общему природопользованию, которое осуществляется, как правило, без специального разрешения и без оплаты. Таким образом, своими действиями городская администрация ограничивает права граждан, и ее решение может быть обжаловано.


Билет № 24.


1.Охарактеризуйте принципы избирательного права. Опишите основные стадии избирательного процесса.

2. Назовите принципы и основные документы международного гуманитарного права. Сравните понятия «беженцы» и «вынужденные переселенцы».

3. Юридическая задача.

4. В демократическом государстве примером проявления прямой демократии является проведение референдума и плебисцита. Можно ли эти понятия назвать синонимами? Перечислите условия, необходимые для их законного проведения.


1. Избирательное право – это право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.

Принципы избирательного права: добровольность участие в выборах, всеобщность, равенство, свободные выборы, тайное согласование, прямые выборы.

Избирательный процесс (стадии): назначение выборов, составление списков избирателей, образование избирательных округов, создание избирательных комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация, голосование, определение результатов.


2. Основные документы МГП.

1949г. Женевская конвенция об улучшение участи раненых и больных.

1949г.Женевская конвенция об обращение с военнопленными.

1949г .Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны.

1949г. Дополнительный протокол к Женевской конвенции касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов.

Беженец - лицо покинувшее страну, в которой он проживал в результате преследований, не является гражданином страны и не может пользоваться защитой этой страны. Вынужденный переселенец - гражданин покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его и его семьи насилия или преследования ( это гражданин страны ).


4. Референдум – всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственного или местного значения.

Плебисцит – особая разновидность референдума на котором решаются вопросы судьбы государства (государственной независимости, изменение статуса, территории, изменение государственной границы).

Плебисциты решают вопросы исключительно государственной важности.


Юридическая задача.


Петухов решил ограбить магазин, узнав от знакомого грузчика

Комарова, что ожидается поставка крупной партии телевизоров. Пообещав

своему младшему брату велосипед, Петухов вовлек его в совершение этого

преступления. На момент совершения преступления младшему брату

Петухова было 13 лет. Подлежит ли несовершеннолетний Петухов

привлечению к уголовной ответственности как соучастник в совершении

данного преступления?

Решение

Уголовная ответственность несовершеннолетних наступает с 16 лет, за тяжкие преступления – с 14 лет (ему 13 лет). Петухов будет нести ответственность за подстрекательство и вовлечение в преступление несовершеннолетнего. Сам участвовал как исполнитель и организатор.


Билет 25.


1.Сравните мажоритарную, пропорциональную и смешанную избирательные системы. Назовите особенности избирательной системы Луганской Народной Республики.

2. Охарактеризуйте основные международные документы по защите прав и свобод человека. Сравните способы защиты прав человека в мирное и военное время.

3. Юридическая задача.

4.Приведите примеры международных договоров, иллюстрирующих отличия между декларацией и конвенцией. Назовите примеры наиболее распространенных видов международных договоров.

1. Избирательная система - совокупность юридических правил, устанавливающих порядок проведения выборов, закрепляющих права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти. Виды избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.

Мажоритарная избирательная система – система, при которой победителем считается кандидат, получивший большинство голосов.

Пропорциональная – система, при которой места в представительных органах власти распределяются пропорционально полученным голосам каждым избирательным объединением (партией).


Смешанная – система, при которой комбинируются элементы мажоритарной и пропорциональной систем.

Закон о Центральной Избирательной Комиссии ЛНР принят 7. 03. 2017 г., ЦИК ЛНР осуществляет свою деятельность по организации, подготовке и проведению выборов главы ЛНР, депутатов Народного Совета ЛНР, органов местного самоуправления.


2.Основные права человека гарантированы конституциями государств и международными правовыми документами.

Всеобщая декларация прав человека.(1948г.)

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.(1966г.)

Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин.(1967г.

Конвенция о правах ребенка.(1989г.)

Мировое сообщество не избавилось от вооруженных конфликтов. Одним из главных механизмов ограничения жестокости вооруженных конфликтов является регулирование поведения их участников с помощью норм гуманитарного права, прописанных в Женевских конвенциях 1949 года и Дополнительных протоколах к Женевским конвенциям.

Основные принципы гуманитарного права: государства обязаны разрешать любые конфликты мирными средствами, гуманно обращаться с военнопленными, обеспечивать защиту мирного населения во время войны.

4.Декларация – (заявление ) нормативно- правовой акт, имеющий целью придать ему торжественный характер, подчеркнуть его особое значение .

Пример: Парижская морская декларация 1856 г.,

Всеобщая декларация прав человека 1948 г.

Конвенция (договор, соглашени )- разновидность международного договора.

Конвенция – соглашение, договор между государствами по какому-нибудь специальному вопросу .

Пример : Женевская конвенция 1949 г.

Конвенция об охране авторских прав.

Конвенция о правах ребенка 1989 г.


Юридическая задача.


С пенсионеркой Хачатрян 85 лет, проживала ее племянница Анастасия

25-ти лет, зарегистрированная по адресу своих родителей в другом городе.

Хачатрян умерла. Жилищное управление предъявило иск к Анастасии о

выселении ее из квартиры, как к лицу, не являющимся членом семьи

умершего нанимателя Хачатрян. Анастасия в суде доказывала, что хотя она

за квартиру не платила, но проживала с Хачатрян в течение 10 лет, поэтому

ее нельзя считать ни поднанимателем, ни временным жильцом, а,

следовательно, выселению она не подлежит. Какое решение должен принять

суд?

Решение:

Если вы не являетесь членом семи собственника и проживаете в данном жилом помещении не по договору (найма), то никаких законных прав на дом у вас нет. Анастасия является родственником, она может вступить в наследство по закону, по степени юродства 1, 2, 3, 4… очереди. Вступление в наследство на основании письменного заявления (постоянно проживала более 5 лет). Факт подтверждения постоянного проживания – справка жилищно-коммунальной организации.






Рецензенты:

Рекиян Н. Н. –учитель истории высшей квалификационной категории, старший учитель

Шатохина В. С. – заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель истории высшей квалификационной категории, учитель-методист


Редакторская правка текста:

Шилин И. В., учитель русской филологии первой квалификационной категории


Учебное пособие поможет учащимя успешно подготовиться к Государственной итоговой аттестации по праву


Пособие предназначено для учащихся и учителей


Материалы печатаются в авторской редакции


Состав редколлегии: учащиеся 11-А класса Присяжнюк А., Долгопятая Е.


Скачать

© 2018 3534 34

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!