СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ, задание 8

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ, задание 8»

Подготовка к ЕГЭ. Задание 26 Изобразительно-выразительные средства языка

Подготовка к ЕГЭ. Задание 26

Изобразительно-выразительные средства языка

Изобразительно-выразительные средства языка   стилистические фигуры  тропы

Изобразительно-выразительные средства языка

стилистические фигуры

тропы

Тропами  называются обороты речи, в которых слово или словосочетание употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. Тропами являются: эпитет сравнение метафора олицетворение метонимия синекдоха перифраз гипербола литота

Тропами называются обороты речи, в которых слово или словосочетание употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности.

Тропами являются:

  • эпитет
  • сравнение
  • метафора
  • олицетворение
  • метонимия
  • синекдоха
  • перифраз
  • гипербола
  • литота

Метафора - это слово или выражение, употребленное в переносном значении. По существу, метафора – это свернутое сравнение, которое всегда можно «развернуть» в настоящий сравнительный оборот. В основу метафоризации может быть положено сходство самых разных признаков:

  • Метафора - это слово или выражение, употребленное в переносном значении. По существу, метафора – это свернутое сравнение, которое всегда можно «развернуть» в настоящий сравнительный оборот. В основу метафоризации может быть положено сходство самых разных признаков:
  • По расположению: на груди утеса-великана , голова и хвост поезда, подошва горы По цвету: золото волос, шоколадный загар По размеру, количеству: океан слез, гора книг, море рук По характеру звучания: дождь барабанит, визг пилы, стоны сосны, вой ветра, заржал в ответ на шутку По степени ценности: жемчужина поэзии, золотой работник, соль статьи По производимому впечатлению: теплый прием, ледяной взгляд, кислая мина, сладкие речи По форме: луковка церквей, лента дороги
  • По расположению: на груди утеса-великана , голова и хвост поезда, подошва горы
  • По цвету: золото волос, шоколадный загар
  • По размеру, количеству: океан слез, гора книг, море рук
  • По характеру звучания: дождь барабанит, визг пилы, стоны сосны, вой ветра, заржал в ответ на шутку
  • По степени ценности: жемчужина поэзии, золотой работник, соль статьи
  • По производимому впечатлению: теплый прием, ледяной взгляд, кислая мина, сладкие речи
  • По форме: луковка церквей, лента дороги

Метафора делает образ неожиданным, запоминающимся. Найдите метафору: Догорит золотистым пламенем из телесного воска свеча, и луны часы деревянные прохрипят мой двенадцатый час. (C .Есенин) Бродячая толпа облаков… Барка жизни встала. (А.Блок) Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Воспоминание безмолвно передо мной свой длинный развивает свиток. Зима мягко и сыро лежала на крышах. (К. Паустовский)

Метафора делает образ неожиданным, запоминающимся.

Найдите метафору:

  • Догорит золотистым пламенем из телесного воска свеча, и луны часы деревянные прохрипят мой двенадцатый час. (C .Есенин)
  • Бродячая толпа облаков…
  • Барка жизни встала. (А.Блок)
  • Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи.
  • Воспоминание безмолвно передо мной свой длинный развивает свиток.
  • Зима мягко и сыро лежала на крышах. (К. Паустовский)
Метонимия  – перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности  (перенесение свойств предмета на сам предмет). Могут переноситься: Название помещения , территории на людей , живущих, работающих там: Вся школа пришла на стадион поболеть за свою команду. Москва снова готова голосовать за своего мэра . Название сосуда , емкости на его содержимое : Съел две тарелки, попросил третью. Выпейте еще чашечку. Название вещества на изделие из него: выставка старинного фарфора; дама вся в мехах. Имя автора на его творения:  люблю Чехова, выставка Сурикова; достать с полки Бунина. Название географического пункта на то, что там производится : она коллекционирует гжель; запретили продажу боржоми Название орудия на действия, производимые им : Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам.

Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности (перенесение свойств предмета на сам предмет).

Могут переноситься:

  • Название помещения , территории на людей , живущих, работающих там: Вся школа пришла на стадион поболеть за свою команду. Москва снова готова голосовать за своего мэра .
  • Название сосуда , емкости на его содержимое : Съел две тарелки, попросил третью. Выпейте еще чашечку.
  • Название вещества на изделие из него: выставка старинного фарфора; дама вся в мехах.
  • Имя автора на его творения: люблю Чехова, выставка Сурикова; достать с полки Бунина.
  • Название географического пункта на то, что там производится : она коллекционирует гжель; запретили продажу боржоми
  • Название орудия на действия, производимые им : Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам.

Метонимические замены позволяют сделать мысль более яркой, лаконичной, выразительной, придают изображаемому предметную наглядность. Найдите метонимию: Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый! Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою. Янтарь на трубах Цареграда,  Фарфор и бронза на столе,  И, чувств изнеженных отрада,  Духи в граненом хрустале. И едва ли кто в городе спал:  Ночью пушечный гром грохотал.  Не до сна! Вся столица молилась,  Чтоб Нева в берега воротилась. Витрины были уставлены старинной бронзой. Театр уж блещет… Аудитория внимала каждому слову лектора. Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал.

Метонимические замены позволяют сделать мысль более яркой, лаконичной, выразительной, придают изображаемому предметную наглядность.

Найдите метонимию:

  • Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!
  • Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою.
  • Янтарь на трубах Цареграда,

Фарфор и бронза на столе,

И, чувств изнеженных отрада,

Духи в граненом хрустале.

  • И едва ли кто в городе спал:

Ночью пушечный гром грохотал.

Не до сна! Вся столица молилась,

Чтоб Нева в берега воротилась.

  • Витрины были уставлены старинной бронзой.
  • Театр уж блещет…
  • Аудитория внимала каждому слову лектора.
  • Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал.
Объясните, на чем основывается метонимический перенос в следующих предложениях: Его ожидали скипетр и золотая мантия. Лисья шуба взвизгнула тонко и пронзительно. Весь зал оглушительно захлопал. Перо кипело страстью. Истину нельзя добыть кулаком. Вернулся он старым, измученным человеком и бросил якорь у крутого океанского берега, где мирно дремала тихая деревушка. Дрожал многоэтажный зал,  И, полный молодежи,  Певцу раёк рукоплескал,  Потом – партер и ложи.

Объясните, на чем основывается метонимический перенос в следующих предложениях:

  • Его ожидали скипетр и золотая мантия.
  • Лисья шуба взвизгнула тонко и пронзительно.
  • Весь зал оглушительно захлопал.
  • Перо кипело страстью.
  • Истину нельзя добыть кулаком.
  • Вернулся он старым, измученным человеком и бросил якорь у крутого океанского берега, где мирно дремала тихая деревушка.
  • Дрожал многоэтажный зал,

И, полный молодежи,

Певцу раёк рукоплескал,

Потом – партер и ложи.

Синекдоха  – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними: большее вместо меньшего, меньшее вместо большего.    Называние :   вместо целого предмета лишь его части,  или целого вместо части,  или единственного числа вместо множественного,  или определенного числа вместо неопределенного    Обычно в синекдохе употребляется единственное число вместо множественного:  К нему и птица не летит,  И зверь нейдет.

Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними: большее вместо меньшего, меньшее вместо большего.

Называние : вместо целого предмета лишь его части, или целого вместо части, или единственного числа вместо множественного, или определенного числа вместо неопределенного

Обычно в синекдохе употребляется единственное число вместо множественного: К нему и птица не летит, И зверь нейдет.

Найдите синекдоху в предложениях Где даже самый сильный сломается, там гибкий согнется, но выстоит. Забыли русский штык и снег,  Погребший славу их в пустыне. Нам нужна крыша над головой. Сто лет не виделись. Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат. Белеет парус одинокий… И было слышно до рассвета, как ликовал француз. Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы. Мы все глядим в Наполеоны. Это моя очередь, за мной стояла красная куртка, а передо мной вот этот белый берет. Он готов бегать за каждой юбкой. Подозрительные брюки были уже далеко. И слышно было до рассвета, как ликовал француз.

Найдите синекдоху в предложениях

  • Где даже самый сильный сломается, там гибкий согнется, но выстоит.
  • Забыли русский штык и снег,

Погребший славу их в пустыне.

  • Нам нужна крыша над головой.
  • Сто лет не виделись.
  • Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат.
  • Белеет парус одинокий…
  • И было слышно до рассвета, как ликовал француз.
  • Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.
  • Мы все глядим в Наполеоны.
  • Это моя очередь, за мной стояла красная куртка, а передо мной вот этот белый берет.
  • Он готов бегать за каждой юбкой. Подозрительные брюки были уже далеко.
  • И слышно было до рассвета, как ликовал француз.

 Сравнение.   Этот прием заключается в уподоблении какого-либо явления другому Сравнения выражаются различными способами: Творительным падежом  и с каждым днем уходит дымом Формой сравнительной степени прилагательного или наречия  душа ее зефира тише Оборотами со сравнительными союзами (как, как будто, точно, словно, что, будто):  Безумных лет угасшее веселье  Мне тяжело, как смутное похмелье. Лексически (при помощи слов подобный, похожий ):  Твои глаза подобны звездам

Сравнение. Этот прием заключается в уподоблении какого-либо явления другому

Сравнения выражаются различными способами:

  • Творительным падежом

и с каждым днем уходит дымом

  • Формой сравнительной степени прилагательного или наречия

душа ее зефира тише

  • Оборотами со сравнительными союзами (как, как будто, точно, словно, что, будто):

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

  • Лексически (при помощи слов подобный, похожий ):

Твои глаза подобны звездам

Эпитет – художественное, образное определение,  цель которого не столько дать информацию, сколько создать образ, передать отношение автора Эпитетами чаще всего бывают прилагательные, но нередко в качестве эпитетов выступают существительные (волшебница-зима); наречия (на севере диком стоит одиноко); деепричастия (волны несутся, гремя и сверкая) Эпитеты условно делят на изобразительные (выделяют существенные стороны изображаемого) и лирические (выражается отношение автора к изображаемому): «на мутном небе» и «мелькают образы бездушные людей» В фольклоре встречаются постоянные эпитеты: солнце красное, ветер буйный, добрый молодец

Эпитет художественное, образное определение, цель которого не столько дать информацию, сколько создать образ, передать отношение автора

  • Эпитетами чаще всего бывают прилагательные, но нередко в качестве эпитетов выступают существительные (волшебница-зима); наречия (на севере диком стоит одиноко); деепричастия (волны несутся, гремя и сверкая)
  • Эпитеты условно делят на изобразительные (выделяют существенные стороны изображаемого) и лирические (выражается отношение автора к изображаемому): «на мутном небе» и «мелькают образы бездушные людей»
  • В фольклоре встречаются постоянные эпитеты: солнце красное, ветер буйный, добрый молодец

Перифраз (перифраза) – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков ( царь зверей- лев, Петра творенье- Петербург, Поднебесная - Китай  Найдите перифраз, соответствующий указанным существительным: Муза Зима Прометей Швед Сабля Гусь Пушкин Гомер Микроскоп юность Спаситель Капитолия Блистающая сталь Солнце русской поэзии Весна человеческой жизни Седая чародейка Парнасская богиня Потомок викингов отважных Волшебный прибор Левенгука Прикованный к скале Титан Бессмертный творец «Илиады»

Перифраз (перифраза) – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков ( царь зверей- лев, Петра творенье- Петербург, Поднебесная - Китай

Найдите перифраз, соответствующий указанным существительным:

Муза

Зима

Прометей

Швед

Сабля

Гусь

Пушкин

Гомер

Микроскоп

юность

Спаситель Капитолия

Блистающая сталь

Солнце русской поэзии

Весна человеческой жизни

Седая чародейка

Парнасская богиня

Потомок викингов отважных

Волшебный прибор Левенгука

Прикованный к скале Титан

Бессмертный творец «Илиады»

Гипербола  – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. Литота  – выражение, содержащее в противоположность гиперболе, непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо явления. Определите, гипербола или литота перед вами:  Петя замолчал и до вечера был тише воды, ниже травы. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. Мальчик с пальчик. В сто сорок солнц закат пылал. Я живу в двух шагах от метро. У него ни капли таланта. Огурец, величиною с пизанскую башню, стоит на горизонте. Редкая птица долетит до середины Днепра. Снег валил с неба пудами. Одни дома длиною до звезд, другие до луны.

Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. Литота – выражение, содержащее в противоположность гиперболе, непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо явления.

Определите, гипербола или литота перед вами:

  • Петя замолчал и до вечера был тише воды, ниже травы.
  • Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.
  • Мальчик с пальчик.
  • В сто сорок солнц закат пылал.
  • Я живу в двух шагах от метро.
  • У него ни капли таланта.
  • Огурец, величиною с пизанскую башню, стоит на горизонте.
  • Редкая птица долетит до середины Днепра.
  • Снег валил с неба пудами.
  • Одни дома длиною до звезд, другие до луны.
Стилистические фигуры:    риторический вопрос  риторическое восклицание  инверсия  парцелляция  антитеза  анафора  эпифора  градация  эллипсис…

Стилистические фигуры:

  • риторический вопрос
  • риторическое восклицание
  • инверсия
  • парцелляция
  • антитеза
  • анафора
  • эпифора
  • градация
  • эллипсис…
Антитеза - стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов: Найдите антитезу в каждом из данных предложений . 1 ) Кто создан из камня, кто создан из глины,- а я серебрюсь и сверкаю. 2) Путь этот- светы и мраки, посвист разбойный в полянах. 3) И слезы ей- вода, и кровь- вода,- в крови, в слезах умылась! Не мать, а мачеха Любовь: не ждите ни суда, ни милости. 4) Смотрю в века, живу в минутах. 5) От других мне хвала- что зола, от тебя и хула- похвала .

Антитеза - стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов:

Найдите антитезу в каждом из данных предложений .

1 ) Кто создан из камня, кто создан из глины,- а я серебрюсь и сверкаю.

2) Путь этот- светы и мраки, посвист разбойный в полянах.

3) И слезы ей- вода, и кровь- вода,- в крови, в слезах умылась! Не мать, а мачеха Любовь: не ждите ни суда, ни милости.

4) Смотрю в века, живу в минутах.

5) От других мне хвала- что зола, от тебя и хула- похвала .

Градация - стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания, при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся или уменьшающееся смысловое или эмоционально- экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание или ослабление производимого ими впечатления Найдите градацию в предложениях  Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид. Я знал красавиц недоступных, холодных, чистых, как зима, неумолимых, неподкупных, непостижимых для ума.  Светились, горели, сияли огромные голубые глаза.  Надеюсь, верую: вовеки не придет ко мне позорное благоразумье. При одном предположении подобного случая вы бы должны…испустить ручьи…что я говорю! Реки, озера, океаны слез!

Градация - стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания, при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся или уменьшающееся смысловое или эмоционально- экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание или ослабление производимого ими впечатления

Найдите градацию в предложениях

  • Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид.
  • Я знал красавиц недоступных, холодных, чистых, как зима, неумолимых, неподкупных, непостижимых для ума.
  • Светились, горели, сияли огромные голубые глаза.
  • Надеюсь, верую: вовеки не придет ко мне позорное благоразумье.
  • При одном предположении подобного случая вы бы должны…испустить ручьи…что я говорю! Реки, озера, океаны слез!
Инверсия - стилистическая фигура, состоящая в нарушении обычного порядка слов; перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок Найдите инверсию в предложениях.   Ярем он барщины старинной оброком легким заменил.  Любви безумную тревогу я безотрадно испытал.  Обеды задавал он отличные.  Руку мне подал на прощанье.  Сметливость его и тонкость чутья меня поразили.  Тут сгорел мой приятель со стыда.

Инверсия - стилистическая фигура, состоящая в нарушении обычного порядка слов; перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок

Найдите инверсию в предложениях.

  • Ярем он барщины старинной оброком легким заменил.
  • Любви безумную тревогу я безотрадно испытал.
  • Обеды задавал он отличные.
  • Руку мне подал на прощанье.
  • Сметливость его и тонкость чутья меня поразили.
  • Тут сгорел мой приятель со стыда.
Риторический вопрос - стилистическая фигура, построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не предполагает ответа, он лишь усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность: На кого не действует новизна? (А. Чехов.) Многосоюзие - стилистическая фигура. Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчеркивает отдельные слова, усиливает ее выразительность: Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. (А. Чехов.) Оксюморон - стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое: горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание. Найдите в следующих предложениях примеры оксюморона.  И невозможное возможно, дорога долгая легка.  Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг.  Грохочет тишина, моих не слыша слов.

Риторический вопрос - стилистическая фигура, построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не предполагает ответа, он лишь усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность: На кого не действует новизна? (А. Чехов.)

Многосоюзие - стилистическая фигура. Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчеркивает отдельные слова, усиливает ее выразительность: Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. (А. Чехов.)

Оксюморон - стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое: горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание.

Найдите в следующих предложениях примеры оксюморона.

  • И невозможное возможно, дорога долгая легка.
  • Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг.
  • Грохочет тишина, моих не слыша слов.
Параллелизм- одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи Найдите в следующих предложениях примеры параллелизма  Эти бедные селенья, эта скудная природа- край родной долготерпенья, край ты русского народа.  Молятся звезды, мерцают и редеют, молится месяц, плывя по лазури, легкие тучки, свиваясь, не смеют с темной земли к ним притягивать бури.  Лениво дышит полдень мглистый, лениво катиться река, и тверди пламенной и чистой лениво тают облака.  Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской.

Параллелизм- одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи

Найдите в следующих предложениях примеры параллелизма

  • Эти бедные селенья, эта скудная природа- край родной долготерпенья, край ты русского народа.
  • Молятся звезды, мерцают и редеют, молится месяц, плывя по лазури, легкие тучки, свиваясь, не смеют с темной земли к ним притягивать бури.
  • Лениво дышит полдень мглистый, лениво катиться река, и тверди пламенной и чистой лениво тают облака.
  • Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской.

Парцелляция - такое членение предложения, при котором содержание высказывания делится на несколько речевых единиц, следующих одна за другой после разделительной паузы: С девушкой он скоро поссорился. И вот из-за чего. (Г. Успенский.) Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился. (Н. Ильина.) Анафора - единоначалие ( схема А ... А ...), повтор слова или группы слов в начале некоторых стихов, строф или фраз. («Жара вставала стеной. Жара душила его своими горячими руками. Жара сводила с ума...») Эпифора - повтор в конце фразы, предложения, строки, строфы. Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня. (А.Блок) Анадиплосис ( подхват ) - повтор последнего слова (группы слов) предыдущего предложения в начале следующего. («Тогда он тихонько запел песню. Песню, которой его научила мать».)

Парцелляция - такое членение предложения, при котором содержание высказывания делится на несколько речевых единиц, следующих одна за другой после разделительной паузы: С девушкой он скоро поссорился. И вот из-за чего. (Г. Успенский.) Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился. (Н. Ильина.)

Анафора - единоначалие ( схема А ... А ...), повтор слова или группы слов в начале некоторых стихов, строф или фраз. («Жара вставала стеной. Жара душила его своими горячими руками. Жара сводила с ума...»)

Эпифора - повтор в конце фразы, предложения, строки, строфы. Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня. (А.Блок)

Анадиплосис ( подхват ) - повтор последнего слова (группы слов) предыдущего предложения в начале следующего. («Тогда он тихонько запел песню. Песню, которой его научила мать».)

 1. В каком случае дано неправильное определение тропа?          A)  Метафора   — это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку.        Б)   Метонимия  — это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется в переносном значении на основе смежности двух предметов или явлений.        В)  Олицетворение  — это изобразительный прием, основанный на переносе признаков предмета или понятия на живое существо.        Г)  Сравнение   — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим.

1. В каком случае дано неправильное определение тропа?

  •        A)  Метафора   — это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку.       Б)   Метонимия  — это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется в переносном значении на основе смежности двух предметов или явлений.       В)  Олицетворение  — это изобразительный прием, основанный на переносе признаков предмета или понятия на живое существо.       Г)  Сравнение   — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим.
 2. В каком случае дано неправильное определение фигуры?          A)  Антитеза   — это изобразительный прием, основанный на резком противопоставлении противоположных понятий, положений, образов.        Б)  Анафора   — это изобразительный прием, основанный на повторении слова или группы слов в конце строк, строф или предложений.        В)  Инверсия  — это изобразительный прием, основанный на изменении обычного порядка слов в предложении.        Г)  Градация   — это изобразительный прием, основанный на последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака.

2. В каком случае дано неправильное определение фигуры?

  •        A)  Антитеза   — это изобразительный прием, основанный на резком противопоставлении противоположных понятий, положений, образов.       Б)  Анафора   — это изобразительный прием, основанный на повторении слова или группы слов в конце строк, строф или предложений.       В)  Инверсия  — это изобразительный прием, основанный на изменении обычного порядка слов в предложении.       Г)  Градация   — это изобразительный прием, основанный на последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака.
 3. В каком случае дано неправильное определение изобразительно-выразительного средства?           A)   Оксюморон   — это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу.   Б)  Литота  — это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия.   В)  Парцелляция  — тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ.   Г)  Перифраз   — это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания.

3. В каком случае дано неправильное определение изобразительно-выразительного средства?

     

  •   A)   Оксюморон   — это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу.  Б)  Литота  — это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия.  В)  Парцелляция  — тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ.  Г)  Перифраз   — это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания.
4. Укажите, к какому типу тропов относится выражение «россыпь звезд».        А) метафора       Б) перифраз       В) гипербола       Г) литота

4. Укажите, к какому типу тропов относится выражение «россыпь звезд».

       А) метафора      Б) перифраз      В) гипербола      Г) литота

5. Укажите, какой троп используется в выражении «Кажется, вся Москва собралась на площади ».         А) метафора       Б) синекдоха       В) эпитет       Г) метонимия

5. Укажите, какой троп используется в выражении «Кажется, вся Москва собралась на площади ».

       А) метафора      Б) синекдоха      В) эпитет      Г) метонимия

6. Укажите, какой троп используется в выражении «не съел ни крошки».         А) метафора       Б) сравнение       В) гипербола       Г) литота

6. Укажите, какой троп используется в выражении «не съел ни крошки».

        А) метафора      Б) сравнение      В) гипербола      Г) литота

7.Укажите, к какому типу тропов относится выражение «жрецы Фемиды» (о работниках системы правосудия).        А) метафора        Б) перифраз         В) метонимия     Г) олицетворение

7.Укажите, к какому типу тропов относится выражение «жрецы Фемиды» (о работниках системы правосудия).

       А) метафора       Б) перифраз        В) метонимия    Г) олицетворение

8. Укажите, к какому типу тропов относится выражение «Страна восходящего солнца».         А) метафора     Б) метонимия     В) перифраз     Г) гипербола

8. Укажите, к какому типу тропов относится выражение «Страна восходящего солнца».

        А) метафора    Б) метонимия    В) перифраз    Г) гипербола

9. Укажите, какая фигура речи используется в выражении «Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет».        А) градация     Б) инверсия     В) оксюморон     Г) антитеза

9. Укажите, какая фигура речи используется в выражении «Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет».

       А) градация    Б) инверсия    В) оксюморон    Г) антитеза

10. Укажите, какая фигура речи используется в выражении М. Горького «Над седой равниной моря гордо реет буревестник, черной молнии подобный».        А) метонимия           Б) сравнение            В) антитеза        Г) оксюморон

10. Укажите, какая фигура речи используется в выражении М. Горького «Над седой равниной моря гордо реет буревестник, черной молнии подобный».

       А) метонимия          Б) сравнение           В) антитеза       Г) оксюморон

Определите, какое средство выразительности использовано Автомобиль, гудя и встряхиваясь, метался по…дорогам.  Потешных солдат из царских конюхов, сокольничих и даже из юношей изящных фамилий было у Петра I теперь человек триста. Увы! Он счастия не ищет и не от счастия бежит!  Шепот, робкое дыханье, трели соловья… А. историзмы Б. Лексический повтор В. Олицетворение Г. Фразеологизмы Д. Эпитет 1  в 2  а 3  б 4  д

Определите, какое средство выразительности использовано

  • Автомобиль, гудя и встряхиваясь, метался по…дорогам.
  • Потешных солдат из царских конюхов, сокольничих и даже из юношей изящных фамилий было у Петра I теперь человек триста.
  • Увы! Он счастия не ищет и не от счастия бежит!
  • Шепот, робкое дыханье, трели соловья…

А. историзмы

Б. Лексический повтор

В. Олицетворение

Г. Фразеологизмы

Д. Эпитет

1 в

2 а

3 б

4 д

Определите, какое средство выразительности использовано Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат. Ох! Лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи… Тройка! Птица тройка! Кто тебя выдумал? Ягненочком кудрявым месяц гуляет в голубой траве. А. Вопросо- ответная форма изложения. Б. Гипербола. В.Многосоюзие. Г.Риторический вопрос. Д. Сравнение  1  б 2  в 3  г 4  д

Определите, какое средство выразительности использовано

  • Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат.
  • Ох! Лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи…
  • Тройка! Птица тройка! Кто тебя выдумал?
  • Ягненочком кудрявым месяц гуляет в голубой траве.

А. Вопросо- ответная форма изложения.

Б. Гипербола.

В.Многосоюзие.

Г.Риторический вопрос.

Д. Сравнение

1 б

2 в

3 г

4 д

Определите, какое средство выразительности использовано Вывели лошадей, не понравились они мне. Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым. Я за свечку – свечка в печку. Я за книжку - та бежать. Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя, иль ты приснилась мне? А. Градация Б. Инверсия В. Оксюморон Г. Риторическое обращение Д. Синтаксический параллелизм  1  б 2  а 3  д 4  г

Определите, какое средство выразительности использовано

  • Вывели лошадей, не понравились они мне.
  • Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым.
  • Я за свечку – свечка в печку. Я за книжку - та бежать.
  • Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

А. Градация

Б. Инверсия

В. Оксюморон

Г. Риторическое обращение

Д. Синтаксический параллелизм

1 б

2 а

3 д

4 г

Определите, какое средство выразительности использовано  Здесь барство дикое, без чувства, без Закона, присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца.  Любви, надежды, тихой славы недолго нежил нас обман, исчезли юные забавы, как сон, как утренний туман…  О вы, хранимые судьбами для сладостных любви наград; любви бесценными слезами благословится ль ваш возврат.  Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! А.Антитеза Б. Лексический повтор В. Многосоюзие Г. Риторическое восклицание Д. Эпитет  1  в 2  д 3  д 4  г

Определите, какое средство выразительности использовано

  • Здесь барство дикое, без чувства, без Закона, присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца.
  • Любви, надежды, тихой славы недолго нежил нас обман, исчезли юные забавы, как сон, как утренний туман…
  • О вы, хранимые судьбами для сладостных любви наград; любви бесценными слезами благословится ль ваш возврат.
  • Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!

А.Антитеза

Б. Лексический повтор

В. Многосоюзие

Г. Риторическое восклицание

Д. Эпитет

1 в

2 д

3 д

4 г

Определите, какое средство выразительности использовано  Вянет, вянет лето красно; улетают ясны дни; стелется туман ненастный ночи в дремлющей тени.  Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный и Рабство, падшее по манию царя, и над отечеством Свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная Заря?  Ура! В Россию скачет кочующий деспот. Спаситель горько плачет, а с ним и весь народ.  Я твой - я променял порочный двор Цирцей, роскошные пиры, забавы, заблужденья на мирный шум дубров, на тишину полей, на праздность вольную, подругу размышленья А. Анафора Б. Градация В. Лексический повтор Г. Риторический вопрос Д. Сарказм  1 в 2 г 3 д 4 а

Определите, какое средство выразительности использовано

  • Вянет, вянет лето красно; улетают ясны дни; стелется туман ненастный ночи в дремлющей тени.
  • Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный и Рабство, падшее по манию царя, и над отечеством Свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная Заря?
  • Ура! В Россию скачет кочующий деспот. Спаситель горько плачет, а с ним и весь народ.
  • Я твой - я променял порочный двор Цирцей, роскошные пиры, забавы, заблужденья на мирный шум дубров, на тишину полей, на праздность вольную, подругу размышленья

А. Анафора

Б. Градация

В. Лексический повтор

Г. Риторический вопрос

Д. Сарказм

1 в

2 г

3 д

4 а

  Прочитайте фрагменты рецензии, составленной на основе предлагаемого текста. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка .

          (1) Одна из загадочных и, может быть, трагических особенностей жизни заключается в том, что, вырастая, мы поразительно быстро забываем душевное состояние детства, оттенки этих состояний. (2) В редкие высокие минуты детство в нас оживает. (3) Но ощущаем ли мы в будничном течении дней понимание детства как чего-то духовно близкого, совершенно родного? (4) Многие ли могут вслед за Сент-Экзюпери повторить: «Я из страны детства...»?       (5) «Дети — поэты, дети — философы», — утверждает Я. Корчак. (6) Поэты, потому что сильно радуются и сильно горюют; философы, потому что склонны глубоко вдумываться в жизнь.       (7) А потом? (8) Куда это уходит? (9) Почему, когда маленькие становятся большими, поэты и философы — редкость? (Е. Богат)

    Основную тему данного отрывка прежде всего позволяют определить ______, которые неоднократно повторяются в первом абзаце. Текст Е. Богата пронизан сожалением о том, что люди, вырастая, теряют «душевное состояние детства». Призывая читателей задуматься над поднятыми проблемами, автор использует _______ (предложения 3, 4, 8, 9). Свои чувства Е. Богат пытается передать с помощью удачно подобранных ______ («загадочных и трагических особенностей жизни», «высокие минуты», «поразительно быстро» и др.). Для обоснования своей позиции автор прибегает к ________ (предложение 5).

        Список терминов :        1)  метафора       2) фразеологизм       3) ключевые слова       4) синтаксический параллелизм       5) риторический вопрос       6) цитация       7) гипербола       8) инверсия       9) эпитеты       10) сравнительный оборот

  •       


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!