Подготовка к ЕГЭ. Синтаксис. Пунктуационные нормы
Презентация учителя русского языка МБОУ «СОШ №1 г. Калининска Саратовской области» Нугаевой Н.В.
Трудно даётся синтаксис и пунктуация? Повторим – и всё получится!
Выбери задание!
ТЕОРИЯ Грамматическая основа
19
18
20
21
16
Литература
Выход
2/11/20
Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области
ТЕОРИЯ
Грамматическая основа . Подлежащее
- Грамматически независимый член предложения, который обозначает предмет речи.
- Отвечает на вопросы КТО? ЧТО?
- Выражается:
- Формой именительного падежа существительного и местоимения: Я помню чудное мгновенье.
- Субстантивированным словом (другой частью речи в значении существительного): Смелый к победе стремится.
- Инфинитивом: Друга спасти – это высшая честь.
- Несвободным словосочетанием (фразеологизмом, цельным собственным наименованием, синтаксически неделимым словосочетанием): Два облака белых плывут по лазури.
- Числительным: Пять – моя любимая цифра.
2/11/20
Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области
Грамматическая основа. Сказуемое
Т
- Грамматически зависимый от подлежащего член предложения, который обозначает действие или предикативный признак предмета речи, т. е. подлежащего.
- Отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ ПРЕДМЕТ? КАКОВ ПРЕДМЕТ? ЧТО ПРЕДМЕТ ТАКОЕ? КТО ОН ТАКОЙ? ЧТО ПРОИСХОДИТ?
- Типы сказуемого:
Простое глагольное сказуемое. Лексическое и грамматическое значения выражаются одним словом – глаголом в форме одного из наклонений: изъявительного во всех временах, сослагательного и повелительного или фразеологизмом.
От лип душистых мёдом тянет . Сейте разумное, доброе, вечное. Да разве найдутся на свете такие огни и муки и сила такая, которая бы пересилила русскую силу!
2/11/20
Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области
Т
Грамматическая основа. Сказуемое
- Составное (состоит из двух частей, одна из которых выражает грамматическое значение наклонения, времени, числа и т.д., а другая несёт основное лексическое значение):
Составное глагольное сказуемое = вспомогательный глагол (грамматическое значение) + инфинитив (лексическое значение): Я люблю работать .
Вспомогательный глагол выражает дополнительные лексические значения:
- начало, продолжение и конец действия: Артист кончил петь.
- Желательность, возможность, необходимость действия: Этак всякий может петь.
- Эмоциональную оценку действия: Я люблю читать.
Вспомогательная часть может включать краткие прилагательные или слова состояния: Я рад был выступить в роли ведущего. В летние знойные дни хорошо бродить в берёзовой роще.
2/11/20
Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области
Грамматическая основа. Сказуемое
Т
Составное именное сказуемое = глагол-связка (грамматическое значение) + именная часть (лексическое значение).
Вспомогательная часть выражается:
- Глаголом-связкой быть, который не имеет яркого лексического значения и в настоящем времени обычно отсутствует (нулевая связка): Класс был дружный . Москва – столица России. Вода была тёплая . НО Вчера был туман.
- Глаголами-связками стать, казаться, становиться, делаться, являться, считаться, называться и т.д.
- Глаголами движения, состояния (прийти, приехать, вернуться, сидеть, стоять и др.): Зима стояла затяжная .
Именная часть выражается существительными, причастиями, прилагательными, словами состояния, цельными словосочетаниями и фразеологизмами: Юность всегда самоотверженна . Вся комната янтарным блеском озарена.
2/11/20
Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области
Потренируемся!
Пр
Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
(1)Существует множество неписаных правил, как принимать подарки. (2)Одни считают, что надо незаметно убрать пакет в сторону и, когда гости разойдутся, посмотреть, что же тебе подарили. (3)Другие, наоборот, думают, что надо тут же посмотреть подарок и выразить своё отношение к нему. (4)Мы на стороне последних.
- существует множество неписаных правил (предложение 1)
- надо убрать пакет (предложение 2)
- надо посмотреть (предложение 3)
- надо убрать и посмотреть (предложение 2)
Проверь себя!
Правильный ответ: 4
2/11/20
Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области
Потренируемся!
Пр
ЕГЭ
Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
(1)Существует множество неписаных правил, как принимать подарки. (2)Одни считают, что надо незаметно убрать пакет в сторону и, когда гости разойдутся, посмотреть, что же тебе подарили. (3)Другие, наоборот, думают, что надо тут же посмотреть подарок и выразить своё отношение к нему. (4)Мы на стороне последних.
- существует множество правил (предложение 1)
- Надо незаметно убрать пакет и посмотреть (предложение 2)
- Другие думают посмотреть (предложение 3)
- надо тут же посмотреть подарок и выразить отношение (предложение 3)
Проверь себя!
Правильный ответ: 1
2/11/20
Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области
Общий
второсте
пенный
член
Общий
второсте
пенный
член
и
и
Задание 16
Пунктуация в простом и сложном предложениях
Сложное предложение
Простое предложение
и
,
и
и
,
и
и
,
,
и
и
2/11/20
Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области
Задание 16
то
,
то
Запятая в простом предложении с однородными членами.
и
и
,
,
и
и
и
Запомни градационные союзы!
и
и
хотя и …, но …
если не …, то …
не только …, но и …
столько же …, сколько …
не то что …, а …
как …, так и …
не так …, как …
не столько …, сколько …
насколько …, настолько …
2/11/20
Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области
Потренируемся
Задание 16
- Испанские завоеватели уничтожили многие памятники ( ) и сожгли на костре большое количество рукописей.
- С неба свет лился прямыми потоками ( ) и под этим светом особенно выпуклыми и кудрявыми казались вершины леса.
- Солнце взошло ( ) и стало светло.
- Рассвет ( ) и солдаты пошли в бой снова.
- Неужели вы этого не знали ( ) и я вам сказал новость.
- Район со своими увалами ( )и ухабами, с лесами ( ) и полянами обладал десятками микроклиматов.
2/11/20
Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области
16
Проверь себя!
Задание 16
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
- Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая нужна.
- Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая нужна.
- Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая нужна.
- Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна. (есть общий второстепенный член)
- Простое предложение с однородными членами, перед союзами И запятая не нужна.
2/11/20
Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области
Потренируемся
Задание 16
- Трава лежала не только на подоконниках но и на глиняном полу.
- Горный поток шумел и пенился и бился о скалы.
- Она взяла вилку и нож и начала есть.
- Лицо Николая и голос тепло и свет в комнате успокаивали Власову.
- У него хорошие оценки как по русскому языку так и по алгебре.
- Всё блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.
- Книга интересна как для взрослых так и для детей.
- Тропа вела его то частым лесом то гречичным полем.
- Покоя на привале нам не было ни днём ни ночью.
- Море вечно и неумолкаемо шумит и плещет.
2/11/20
Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области
Проверь себя!
ЕГЭ
Задание 18
- Трава лежала не только на подоконниках , но и на глиняном полу.
- Горный поток шумел, и пенился, и бился о скалы.
- Она взяла вилку и нож и начала есть .
- Лицо Николая и голос , тепло и свет в комнате успокаивали Власову.
- У него хорошие оценки как по русскому языку , так и по алгебре.
- Всё блещет, и нежится, и радостно тянется к солнцу.
- Книга интересна как для взрослых, так и для детей.
- Тропа вела его то частым лесом , то гречичным полем .
- Покоя на привале нам не было ни днём ни ночью .
- Море вечно и неумолкаемо шумит и плещет .
2/11/20
Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области
Задание 18
Запятая при вводных конструкциях
- Причины невыполнения задания : незнание вводных слов, неразличение синтаксически разных явлений, при этом часто схожих семантически (например, «однако» — вводное слово и союз). Слово «однако» является вводным, если стоит в середине или в конце предложения. Союз «однако» можно заменить союзом «но».
- Одни и те же слова могут употребляться то в качестве вводных слов, следовательно, не являются членами предложения, то в качестве членов предложения (чаще всего сказуемых или обстоятельств). Проще всего проверить синтаксическую роль таких слов путём изъятия их из состава предложения: во втором случае структура предложения чаще всего распадается.
2/11/20
Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области
Потренируемся
Задание 18
- Он может быть скоро вернётся.
- Он может быть при желании весьма исполнительным.
- Тема не новая однако интересная.
- Он однако сильно заблуждается.
- Действительно погода резко меняется.
- Удостоверение действительно на один месяц.
- Что и как ему показалось , никто так и не узнал.
- Он оглянулся: от него удалялась девушка как ему показалось Натальина горничная.
- К счастью погода установилась ясная и тихая.
- Дорога к счастью была долгой и требовала упорства и сил.
2/11/20
Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области
Проверь себя!
Задание 18
- Он, может быть , скоро вернётся.
- Он может быть при желании весьма исполнительным.
- Тема не новая, однако интересная.
- Он, однако , сильно заблуждается.
- Действительно, погода резко меняется.
- Свидетельство действительно на один месяц.
- Что и как ему показалось , никто так и не узнал.
- Он оглянулся: от него удалялась девушка, как ему показалось , Натальина горничная.
- К счастью, погода установилась ясная и тихая.
- Дорога к счастью была долгой и требовала упорства и сил.
2/11/20
Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области
ЕГЭ
Задание 18
Запомни!
- Не выступают в роли вводных слов и не выделяются запятыми частицы:
ведь, вот, будто, как будто, словно, якобы, именно, как раз, едва ли, вряд ли, почти, приблизительно, примерно, просто, решительно, исключительно, как бы, даже и др.
2/11/20
Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области
Задание 19 (знаки препинания в сложноподчинённом предложении)
При выполнении задания, прежде всего, необходимо определить структуру предложения: найти грамматические основы и средства связи – союз или союзное слово. Очень важно определить то место, которое является границей между главным и придаточным предложениями.
Запомни: союзное слово который не имеет строго фиксированного положения и может оказаться не на первом месте в придаточном предложении.
- [ ], (которая ).
- [ ], (…с которой …).
- [ , (которая ), ].
- [ , (… которых …), ].
- [ ], (у которой …).
- [ ], (… которых …).
Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области
2/11/20
Рассмотрим примеры
Комнатные растения (1) плоды и листья (2) которых (3) ядовиты для человека (4) нельзя ставить в детскую комнату.
Владимир Яковлевич задумал книгу о людях (1) знакомство (2) с которыми(3) запомнилось ему на всю жизнь.
Комнатные растения, (1) плоды и листья которых (3) ядовиты для человека, (4) нельзя ставить в детскую комнату.
Владимир Яковлевич задумал книгу о людях, (1) знакомство (2) с которыми(3) запомнилось ему на всю жизнь.
Ответ: 14
Ответ: 1
Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области
2/11/20
Потренируемся
- В европейской культуре сформировался антропоцентристский взгляд (1) на мир (2) согласно (3) которому человек (4) рассматривался высшей ценностью мироздания.
- Я вернулся на уютную полянку (1) около (2) которой (3) недавно собирал грибы.
- Енисей вился белой лентой (1) среди высоких берегов (2) вдоль (3) которых (4) шёл густой лес.
- Хлестакову удалось провести (1) даже городничего (2) плутовство (3) которого (4) известно всему городу.
- Нам понадобился проводник (1) в надёжности (2) которого (3) не было бы сомнений.
- Тем временем командир вызвал Каштанова (1) взвод (2) которого (3) отправлялся завтра на рубку леса (4) чтобы заготовить топливо.
- Под этикетом понимают совокупность правил поведения (1) при помощи (2) которых (3) регулируются взаимоотношения с окружающими.
- Государственная Третьяковская галерея (1) коллекция (2) которой (3) насчитывает более 60 тысяч художественных произведений (4) отражает развитие русского искусства с XI века.
2/11/20
Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области
ЕГЭ
Проверь себя!
- В европейской культуре сформировался антропоцентристский взгляд (1) на мир, (2 ) согласно которому человек рассматривался высшей ценностью мироздания.
- Я вернулся на уютную полянку, (1 ) около которой недавно собирал грибы.
- Енисей вился белой лентой среди высоких берегов, (2 ) вдоль которых шёл густой лес.
- Хлестакову удалось провести даже городничего, (2) плутовство которого известно всему городу.
- Нам понадобился проводник, (1) в надёжности которого не было бы сомнений.
- Тем временем командир вызвал Каштанова, (1) взвод которого отправлялся завтра на рубку леса, (4) чтобы заготовить топливо .
- Под этикетом понимают совокупность правил поведения, (1) при помощи которых регулируются взаимоотношения с окружающими.
- Государственная Третьяковская галерея, (1) коллекция которой насчитывает более 60 тысяч художественных произведений, (4) отражает развитие русского искусства с XI века.
2/11/20
Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области
Задание 20
- [ ], (что, (когда) и ( ), ) .
- [ ], (что (когда) и ( ), ТО ) .
При выполнении задания важно правильно определять грамматические основы и границы между частями в сложном предложении.
Запомни: запятая не ставится на стыке двух подчинительных союзов или сочинительного и подчинительного , если придаточную часть нельзя изъять или переставить в другое место (это сопровождается обычно наличием второй части союза – то, но, так ).
- [ ], и, (пока ), [ ].
- [ ], и (пока ), [ТО ].
- [ и, (когда ), ], (как ) .
- [ ], и (когда ), ТО [ ] , (что ) .
- [ ], (что, (если), ) .
- [ ], (что (если), ТО), (что ) .
- [ ], но, (когда ), [ ], (что).
- [ ], но (когда ), [ТО ], (что).
сказ
2/11/20
Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области
Рассмотрим примеры
- Бобров знал (1) что (2) когда с террасы увидят его верхом на лошади (3) между барышнями начнётся длинный спор о том (4) кто это едет.
- Бобров знал (1) что (2) когда с террасы увидят его верхом на лошади (3) то между барышнями начнётся длинный спор о том (4) кто это едет.
- Бобров знал , что , когда с террасы увидят его верхом на лошади , между барышнями начнётся длинный спор о том , кто это едет .
- Бобров знал, что между барышнями начнётся длинный спор о том , кто это едет , когда с террасы увидят его верхом на лошади .
- Бобров знал, что когда с террасы увидят его верхом на лошади, ТО между барышнями начнётся длинный спор о том, кто это едет.
2/11/20
Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области
Потренируемся В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
- Туман таял (1) и (2) когда лодка шла к берегу (3) видно было (4) как пятнышки кувшинок и лилий покачиваются на волнах.
- Над Волгой уже синела летняя ночь (1) и (2) когда мы спустились с пристани (3) увидели (4) как сияют огни на мачтах подбегающего парохода.
- Все меня любили (1) и (2) хотя я безмерно шалил (3) мне прощалось всё (4) что бы я ни сделал.
- Уже стемнело (1) и (2) если бы не узкая жёлтая полоска (3) на западе среди разорванных туч (4) то Варвара Яковлевна навряд ли прочла бы эту листовку.
- Могучая и неисчерпаемая атомная энергия могла бы перестроить всю жизнь на Земле (1) но (2) когда эта энергия попала в руки людей (3) оказалось (4) что она способна приносить вред.
- Всю ночь шёл снег (1) и (2) когда мы проснулись (3) то оказалось (4) что все дорожки замело.
- С Лёвиным всегда бывало так (1) что (2) когда первые выстрелы были неудачны (3) он горячился (4) досадовал (5) и стрелял целый день дурно.
- Однако ж после некоторого молчания (1) я ему сказал (2) что (3) если отец станет её требовать (4) то надо будет отдать.
2/11/20
Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области
Проверь себя! В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
- Туман таял, и, когда лодка шла к берегу, видно было, как пятнышки кувшинок и лилий покачиваются на волнах.
- Над Волгой уже синела летняя ночь, и, когда мы спустились с пристани, увидели, как сияют огни на мачтах подбегающего парохода.
- Все меня любили , и, хотя я безмерно шалил, мне прощалось всё, что бы я ни сделал.
- Уже стемнело, и если бы не узкая жёлтая полоска на западе среди разорванных туч, то Варвара Яковлевна навряд ли прочла бы эту листовку.
- Могучая и неисчерпаемая атомная энергия могла бы перестроить всю жизнь на Земле, но, когда эта энергия попала в руки людей, оказалось, что она способна приносить вред.
- Всю ночь шёл снег, и когда мы проснулись, то оказалось, что все дорожки замело.
- С Лёвиным всегда бывало так, что, когда первые выстрелы были неудачны, он горячился, досадовал и стрелял целый день дурно.
- Однако ж после некоторого молчания я ему сказал, что если отец станет её требовать, то надо будет отдать.
2/11/20
Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области
ЕГЭ
Проверь себя!
- 1, 2, 3, 4
- 1, 2, 3, 4
- 1, 2, 3, 4
- 1, 4
- 1, 2, 3, 4
- 1, 3, 4
- 1, 2, 3, 4
- 2, 4
2/11/20
Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области
Тире и двоеточие в БСП
Задание 21
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Тире в бессоюзном сложном предложении
Неожиданное присое-
динение, быстрая смена событий
Поясняет содержание 1-ой части (а именно, как-то)
противопоставление
И вижу; смотрим; слышит; (+ знать; чувствовать;
Дополняет содержание 1-ой части (что)
Следствие, вывод из того, о чём говорится в 1 части.
Указывает на причину того, о чём говорится в 1-ой части (потому что, так как)
Условие совершения действия (если)
Сравнение с тем, о чём говорится
Время совершения действия (когда)
2/11/20
Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области
Потренируемся
Задание 21
- Чин следовал ему он службу вдруг оставил.
- Одно было несомненно назад он не вернётся.
- Молвит слово соловей поёт.
- Вдруг я чувствую кто-то берёт меня за плечо и толкает.
- Любишь кататься люби и саночки возить.
- Всю дорогу до хутора молчали говорить мешала тряская езда.
- Косили версту выкосили грош.
- Не нагнать тебе бешеной тройки кони сыты и крепки и бойки.
- Брался Пика за шитьё нитки путались и рвались, садился в шашки играть проигрывал.
2/11/20
Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области
Проверь себя!
ЕГЭ
Задание 21
- Чин следовал ему - он службу вдруг оставил.
- Одно было несомненно: назад он не вернётся.
- Молвит слово - соловей поёт.
- Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает.
- Любишь кататься - люби и саночки возить.
- Всю дорогу до хутора молчали: говорить мешала тряская езда.
- Косили версту - выкосили грош.
- Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки.
- Брался Пика за шитьё - нитки путались и рвались, садился в шашки играть - проигрывал
2/11/20
Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области
Литература
- Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 1994.
- Сухотинская А.В. Репетитор. Русская орфография и пунктуация. – М.: Высш. шк., 1992.
- Сенина Н.А. Подготовка к ЕГЭ-2019 : учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д.: Легион, 2019.
- Козулина М.В. Русский язык. Тренировочные варианты ЕГЭ. 2009. – Саратов.: Лицей, 2009.
- ЕГЭ. Русский язык : типовые экзаменационные варианты : 10 вариантов / под. Ред. И.П. Цыбулько.- М. : Издательство «Национальное образование», 2015.
Выход
Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области
2/11/20
Нугаева Наталья Владимировна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского союза П.И. Чиркина г. Калининска Саратовской области»
Педагогический стаж ____ 39 лет ____
Звание ___ Заслуженный учитель РФ __
E-mail [email protected]
2/11/20