Преобразование выражений
Теоретический материал
Рациональные выражения
Формулы сокращенного умножения многочленов
(a + b)(a – b) = a2 – b2. | 4. (a + b)(a2 – ab + b2) = a3 + b3. | 7. (a – b)3 = a3 – 3a2b + 3ab2 – b3. |
(a + b)2 = a2 + 2ab + b2. | 5. (a – b)(a2 + ab + b2) = a3 – b3. | |
(a – b)2 = a2 – 2ab + b2. | 6. (a + b)3 = a3 + 3a2b + 3ab2 + b3. | |
Формулы корней квадратного уравнения
Алгебраическое уравнение 2-й степени называют квадратным. Общий вид квадратного уравнения с одним неизвестным ax2 + bx + c = 0, где a 0.
Дискриминант: D = b2 – 4ac.
Если D
Если D ≥ 0, то .
2. Если b – четное число, то удобнее представить общую формулу в виде
, где .
Формула разложения квадратного трехчлена на множители
ax2 + bx + c = a(x – x1)(x – x2), где x1 , x2 – корни квадратного трехчлена, a ≠ 0.
Теорема Виета
Если приведенное квадратное уравнение x2 + px + q = 0 имеет действительные корни, то
Если квадратное уравнение ax2 + bx + c = 0 (где a ≠ 0) имеет действительные корни, то
Верны и обратные утверждения.
Основные свойства степени ( x R, y R, a R, a 0, b R, b 0).
а) , б) , в) , г) , д) , e) , ж) , з) .
Иррациональные выражения
Определение 1. Корнем n-й степени из неотрицательного числа a (n = 2, 3, 4, 5, …) называют такое неотрицательное число, которое при возведении в степень n дает в результате число a.
Определение 2. Корнем нечетной степени n из отрицательного числа a (n = 3, 5,7, …) называют такое отрицательное число, которое при возведении в степень n дает в результате число a.
Определение 3. Если – обыкновенная дробь () и , то под понимают , т.е. .
Свойства функции при четной степени n (n = 2, 4, 6, …):
1) ;
2) функция не является ни четной, ни нечетной;
3) функция возрастает на ;
4) функция не ограничена сверху, ограничена снизу;
5) функция не имеет наибольшего значения; yнаим= 0;
6) функция непрерывна;
7) .
Свойства функции при нечетной степени n (n = 3, 5, 7, …):
1) ;
2) функция нечетна;
3) функция возрастает;
4) функция не ограничена ни сверху, ни снизу;
5) функция не имеет наибольшего и наименьшего значений;
6) функция непрерывна;
7) .
Свойства корня n-й степени (n = 2, 3, 4, 5, …) из неотрицательного числа ()
1) ; 2) (); 3) ;
4) ; 5) ; 6) .
Замечания. , где (в частности ). , где , .
Теорема. При натуральном n уравнение равносильно системе
Логарифмы
Определение. Логарифм числа х по основанию а есть показатель степени, в которую надо возвести число а, чтобы получить х.
Тождество (где x 0, a 0 и a 1) называют основным логарифмическим тождеством.
Определение. Логарифмической функцией называется функция вида у = logx, где a 0, a 1.
Основные свойства логарифмической функции у = logx (a 0, a 1).
1. D(loga ) = R+ .
2. E(loga ) =R.
3. Логарифмическая функция на всей области определения возрастает при а 1 и убывает при 0 a
4. Основные свойства логарифмов.
4.1. При любых a 0 (a 1), b 0 (b 1), x 0, y 0, p R, k R верны равенства:
а) ; б) ; в) ; г) | д) ; e) ; ж) (в частности ). |
4.2. При любых a 0 (a 1), b 0 (b 1), x ≠ 0, y ≠ 0, p N верны равенства: а) ; б) в) . |
При решении логарифмических уравнений и неравенств используются теоремы, вытекающие из свойств монотонности логарифмической функции.
Теорема 1. Если , то
log f(x) = log g(x)
Теорема 2. log (f(x)) = b f(x)= a (a 0, a 1).
Теорема 3. Если a 1, то
log f(x) log g(x)
Теорема 4. Если 0 a
log f(x) log g(x)
1. ОГЭ, 1_31412. Найдите значение выражения . Ответ: −2.
2. ОГЭ, 1_337273. Найдите значение выражения . Ответ: 0,8.
3. ОГЭ, 1_287946. Найдите значение выражения . Ответ: 12,5.
4. ОГЭ, 21_311255. Упростите выражение . Ответ: 0,5.
5. ОГЭ, 21_311552. Один из корней уравнения 5x2 – 2x + 3p = 0 равен 1. Найдите второй корень. Ответ: − 0,6.
6. Найдите , если , при .
7. Найдите , если .
8. Найдите , если при .
9. Найдите , если .
10. Найдите при .
11. Найдите , если .
12. Найдите значение выражения .
13. Найдите значение выражения .
14. Найдите значение выражения при b = 6.
15. Найдите значение выражения при x = 3.
16. Найдите значение выражения .
17. Найдите корень уравнения: . Если уравнение имеет более одного корня, укажите меньший из них.
18. Найдите значение выражения .
19. Найдите значение выражения .
20. Найдите значение выражения .
21. Вычислите значение выражения: .
22. Решите уравнение .
23. Решите уравнение .
24. Решите уравнение .
25. Решите уравнение . Если уравнение имеет более одного корня, в ответе укажите меньший из них.
26. Найдите ошибку
. О.Д.З.: . |
x = – 1 c учетом О.Д.З. корней нет. Ответ: корней нет. | c учетом О.Д.З. Ответ: . |
27. Решите уравнение . Ответ: 625.
Критерии оценивания задания 21 ОГЭ