СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задание 25.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задание 25.»

Работа над заданием 25 ЕГЭ по русскому языку Сред­ства связи пред­ло­же­ний в тексте

Работа над заданием 25 ЕГЭ по русскому языку

Сред­ства связи пред­ло­же­ний в тексте

Алгоритм выполнения 1) Внимательно прочитайте задание. Если написано: найдите предложение, связанное с ПРЕДЫДУЩИМ, то следует смотреть только одно предшествующее предложение. Если написано : найдите предложение связанное с ПРЕДЫДУЩИМИ, то следует обратить внимание на несколько предложений, находящихся перед предполагаемым ответом. 2) Внимательно прочитайте фрагмент текста. 3) Обратите внимание на начало предложения, но имейте в виду, что слово-связка может находиться в любой части предложения. 4) Выберете то предложение, в котором присутствуют все средства связи, заявленные в задании.

Алгоритм выполнения

1) Внимательно прочитайте задание. Если написано: найдите предложение, связанное с ПРЕДЫДУЩИМ, то следует смотреть только одно предшествующее предложение. Если написано : найдите предложение связанное с ПРЕДЫДУЩИМИ, то следует обратить внимание на несколько предложений, находящихся перед предполагаемым ответом.

2) Внимательно прочитайте фрагмент текста.

3) Обратите внимание на начало предложения, но имейте в виду, что слово-связка может находиться в любой части предложения.

4) Выберете то предложение, в котором присутствуют все средства связи, заявленные в задании.

Формулировка задания Среди предложении? 20–39 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью .... Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ии?).

Формулировка задания

Среди предложении? 20–39 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью .... Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ии?).

Лексические средства связи Лексические средства связи Примеры Лексический повтор Гроздья рябины наклонились к земле. Земля как будто тоже тянулась к дереву. Однокоренные слова Благодарность — это способ показать другому свое отношение. Уметь благодарить — быть человеком умным и понимающим. Синонимы Все поле, открывшееся перед взором нашим, было усеяно ромашками. Цветы разрослись до самого горизонта. Антонимы Злопамятность делает человека несчастным. А отходчивость и добродушие, наоборот, облегчают жизнь. Описательные обороты Лев не любит, когда ему мешают. Грозный царь зверей не привык к суете.

Лексические средства связи

Лексические средства связи

Примеры

Лексический повтор

Гроздья рябины наклонились к земле. Земля как будто тоже тянулась к дереву.

Однокоренные слова

Благодарность — это способ показать другому свое отношение. Уметь благодарить — быть человеком умным и понимающим.

Синонимы

Все поле, открывшееся перед взором нашим, было усеяно ромашками. Цветы разрослись до самого горизонта.

Антонимы

Злопамятность делает человека несчастным. А отходчивость и добродушие, наоборот, облегчают жизнь.

Описательные обороты

Лев не любит, когда ему мешают. Грозный царь зверей не привык к суете.

Грамматические средства связи Грамматические средства связи Примеры Личные местоимения Во вторник Сергей пришел снова. Он хотел еще раз увидеть Ольгу, увидеть ее глаза и каштановые волосы. Указательные местоимения   (такой, тот, этот) Купить билет на самолет можно через Интернет. Такой способ очень удобен: он экономит ваше время и позволяет спокойно принять решение. Местоимённые наречия   (там, так, тогда и др.) Люблю и одновременно ненавижу старые, заброшенные деревни. Там меня охватывает странное и противоречивое чувство. Союзы   (преимущественно сочинительные) Михаил ушел. Но Аня, хоть и расстроенная, осталась. Частицы Утром он купил кольцо и огромный букет. Неужели настал тот самый день? Вводные слова и конструкции  ( может быть, итак, во-первых  и др.) Все билеты были раскуплены. Может быть, это и к

Грамматические средства связи

Грамматические средства связи

Примеры

Личные местоимения

Во вторник Сергей пришел снова. Он хотел еще раз увидеть Ольгу, увидеть ее глаза и каштановые волосы.

Указательные местоимения   (такой, тот, этот)

Купить билет на самолет можно через Интернет. Такой способ очень удобен: он экономит ваше время и позволяет спокойно принять решение.

Местоимённые наречия   (там, так, тогда и др.)

Люблю и одновременно ненавижу старые, заброшенные деревни. Там меня охватывает странное и противоречивое чувство.

Союзы   (преимущественно сочинительные)

Михаил ушел. Но Аня, хоть и расстроенная, осталась.

Частицы

Утром он купил кольцо и огромный букет. Неужели настал тот самый день?

Вводные слова и конструкции  ( может быть, итак, во-первых  и др.)

Все билеты были раскуплены. Может быть, это и к

Единство видовременных форм глаголов Запахло свежей травой. Пригрело лучами солнца. Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста На завтра мы запланировали прогулку по парку. На послезавтра — посещение детской выставки. Синтаксический параллелизм Эти люди не покупали продукты в магазинах. Эти люди не носили привычную одежду.

Единство видовременных форм глаголов

Запахло свежей травой. Пригрело лучами солнца.

Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста

На завтра мы запланировали прогулку по парку. На послезавтра — посещение детской выставки.

Синтаксический параллелизм

Эти люди не покупали продукты в магазинах. Эти люди не носили привычную одежду.

Разряды местоимений по значению Разряды местоимений по значению Личные  Примеры я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Возвратное себя. Притяжательные мой, твой, его, её, наш, ваш, их и свой. Указательные этот, тот, такой, таков, столько, а также устар.:эдакий (этакий), сей, оный. Определительные весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, самый, сам, а также устар.: всяческий, всяк. Вопросительные кто, что, какой, каков, который, чей, сколько. Относительные кто, что, какой, каков, который, чей, сколько. Неопределённые местоимения ,  образованные от вопросительно-относительных с помощью приставок не, кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь: некто, нечто, несколько, кое-кто, кое-что, кто-либо, что-нибудь, какой-то, сколько-нибудь и др. под. Отрицательные никто, некого, ничто, нечего, никакой, ничей.

Разряды местоимений по значению

Разряды местоимений по значению

Личные 

Примеры

я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

Возвратное

себя.

Притяжательные

мой, твой, его, её, наш, ваш, их и свой.

Указательные

этот, тот, такой, таков, столько, а также устар.:эдакий (этакий), сей, оный.

Определительные

весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, самый, сам, а также устар.: всяческий, всяк.

Вопросительные

кто, что, какой, каков, который, чей, сколько.

Относительные

кто, что, какой, каков, который, чей, сколько.

Неопределённые местоименияобразованные от вопросительно-относительных с помощью приставок не, кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь:

некто, нечто, несколько, кое-кто, кое-что, кто-либо, что-нибудь, какой-то, сколько-нибудь и др. под.

Отрицательные

никто, некого, ничто, нечего, никакой, ничей.

Синтаксические средства 1. Порядок слов Обычно рема первого предложения становится темой последующих. Пример. Самая большая цель жизни – увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье для всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать (Д. Лихачёв) Во дворе он увидел детей. Дети весело играли у крыльца. Дети не заметили отца.

Синтаксические средства

1. Порядок слов

Обычно рема первого предложения становится темой последующих.

Пример. Самая большая цель жизни – увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье для всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать (Д. Лихачёв)

Во дворе он увидел детей. Дети весело играли у крыльца. Дети не заметили отца.

Использование вводных слов и словосочетаний Вводные слова указывают на порядок изложения, обобщают сказанное. Вводные слова помогают логически организовать речь (во-первых, во-вторых, итак и др.) или выразить другие модальные значения (вывод, уточнение, дополнительное замечание и др)

Использование вводных слов и словосочетаний

Вводные слова указывают на порядок изложения, обобщают сказанное. Вводные слова помогают логически организовать речь (во-первых, во-вторых, итак и др.) или выразить другие модальные значения (вывод, уточнение, дополнительное замечание и др)

Группы вводных слов по значению: 1. Чувства говорящего (радость, злость, сожаление и т.д.) К счастью, к несчастью, к ужасу, к стыду, на беду, на радость и т.д. 2. Степень уверенности (предположение, возможность, неуверенность и т.д.) Может, может быть, по-видимому, по сути, кажется, казалось бы, бесспорно, правда, надо полагать, по сути, безусловно и т.д. 3. Связь мыслей, последовательность изложения Итак, следовательно, к слову сказать, во-первых, во-вторых, с другой стороны, к примеру, главное, таким образом, кстати, значит, наоборот и т.д. 4. Источник сообщения По слухам, говорят, по мнению кого-либо, на мой взгляд, по-моему, по преданию, помнится, сообщают, передают и т.д.

Группы вводных слов по значению:

1. Чувства говорящего (радость, злость, сожаление и т.д.)

К счастью, к несчастью, к ужасу, к стыду, на беду, на радость и т.д.

2. Степень уверенности (предположение, возможность, неуверенность и т.д.)

Может, может быть, по-видимому, по сути, кажется, казалось бы, бесспорно, правда, надо полагать, по сути, безусловно и т.д.

3. Связь мыслей, последовательность изложения

Итак, следовательно, к слову сказать, во-первых, во-вторых, с другой стороны, к примеру, главное, таким образом, кстати, значит, наоборот и т.д.

4. Источник сообщения

По слухам, говорят, по мнению кого-либо, на мой взгляд, по-моему, по преданию, помнится, сообщают, передают и т.д.

5. Приемы и способы оформления мыслей Другими словами, иными словами, попросту сказать, мягко выражаясь, одним словом и т.д. 6. Призыв к собеседнику или читателю с целью привлечь внимание Знаешь (ли), знаете (ли), пойми, извините, простите, послушайте, поверьте, согласитесь, вообразите , пожалуйста и т.д. 7. Оценка меры того, о чем говорится По крайней мере, самое большее, самое меньшее и т.д. 8. Степень обычности сообщаемого По обыкновению, бывает, бывало, случается и т.д. 9. Выражение экспрессивности высказывания Сказать по чести, честно говоря, по правде, по совести, смешно сказать и т.д. Парцелляция - членение одного высказывания на несколько предложений.

5. Приемы и способы оформления мыслей

Другими словами, иными словами, попросту сказать, мягко выражаясь, одним словом и т.д.

6. Призыв к собеседнику или читателю с целью привлечь внимание

Знаешь (ли), знаете (ли), пойми, извините, простите, послушайте, поверьте, согласитесь, вообразите , пожалуйста и т.д.

7. Оценка меры того, о чем говорится

По крайней мере, самое большее, самое меньшее и т.д.

8. Степень обычности сообщаемого

По обыкновению, бывает, бывало, случается и т.д.

9. Выражение экспрессивности высказывания

Сказать по чести, честно говоря, по правде, по совести, смешно сказать и т.д.

Парцелляция - членение одного высказывания на несколько предложений.

Задание 1. Среди предложений 72–78 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). (72)– Значит, ты сделал из него голубя. (73)А где этот голубок?.. (74)Где он?.. (75)– Он на карнизе засел… — сказал Сеня и показал на карниз второго этажа. (76)Папа снял пальто и полез по водосточной трубе. (77)Дети снизу с восторгом наблюдали за ним. (78)Два раза папа срывался, но потом всё-таки дополз до карниза и снял маленького жёлтенького бумажного голубя, который уже слегка размок от воды. Ответ: 7477 Решение Предложение 74: личное местоимение ОН (голубок). Предложение 77: личное местоимение ЗА НИМ (за папой).

Задание 1. Среди предложений 72–78 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(72)– Значит, ты сделал из него голубя. (73)А где этот голубок?.. (74)Где он?..

(75)– Он на карнизе засел… — сказал Сеня и показал на карниз второго этажа. (76)Папа снял пальто и полез по водосточной трубе. (77)Дети снизу с восторгом наблюдали за ним.

(78)Два раза папа срывался, но потом всё-таки дополз до карниза и снял маленького жёлтенького бумажного голубя, который уже слегка размок от воды.

Ответ: 7477

Решение

Предложение 74: личное местоимение ОН (голубок).

Предложение 77: личное местоимение ЗА НИМ (за папой).

Задание 2. Среди предложений 11–17 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью сочинительного союза и контекстного синонима. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). (11)Влияние ящика на народ у нас не слишком исследовано. (12)В Европе и США этим занимаются давно. (13)И прежде всего очень тревожатся за детей. (14)Например, в Швеции выросло уже два или три глухонемых поколения. (15)С ушами у этих славных ребят всё в порядке, и слова знают, какие надо. (16)Но общаться практически не способны: телевизор с детства приучал их только слушать. (17)И с мышлением слабовато: привыкли, что за них думает ящик. Ответ: 17 Решение В 17 пред. сочин.союз: И; конт. синонимы: телевизор- ящик

Задание 2. Среди предложений 11–17 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью сочинительного союза и контекстного синонима. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(11)Влияние ящика на народ у нас не слишком исследовано. (12)В Европе и США этим занимаются давно. (13)И прежде всего очень тревожатся за детей. (14)Например, в Швеции выросло уже два или три глухонемых поколения. (15)С ушами у этих славных ребят всё в порядке, и слова знают, какие надо. (16)Но общаться практически не способны: телевизор с детства приучал их только слушать. (17)И с мышлением слабовато: привыкли, что за них думает ящик.

Ответ: 17

Решение

В 17 пред. сочин.союз: И; конт. синонимы: телевизор- ящик

Задание 3. Среди предложений 14–17 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью личного местоимения и лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). (14)Но жизнь — не письмо, в ней постскриптума не бывает. (15)Что из того, что певица, которую я оскорбил когда-то словом, имя ей — Великая Надежда Обухова, — стала моей самой любимой певицей, что я «исправился» и не раз плакал, слушая её. (16)Она-то, певица, уже никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня. (17)Зато, уже пожилой и седой, я содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула в концертном зале. Ответ: 16 Решение личное местом. ОНА; лексич. повтор ПЕВИЦА

Задание 3. Среди предложений 14–17 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью личного местоимения и лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(14)Но жизнь — не письмо, в ней постскриптума не бывает. (15)Что из того, что певица, которую я оскорбил когда-то словом, имя ей — Великая Надежда Обухова, — стала моей самой любимой певицей, что я «исправился» и не раз плакал, слушая её.

(16)Она-то, певица, уже никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня. (17)Зато, уже пожилой и седой, я содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула в концертном зале.

Ответ: 16

Решение

личное местом. ОНА; лексич. повтор ПЕВИЦА

Задание 4. Среди предложений 22–32 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). (22)Жизнь требует от человека очень многого. (23)У него возникает множество ситуаций, когда появляется возможность выбора: поступить одним или другим способом. (24)Не бывает обстоятельств, когда нельзя поступить иначе. (25)А если у нас такие обстоятельства всё-таки находятся, значит, у нас нет совести. (26)Совесть — это то, что диктует, как поступить, когда есть выбор. (27)А выбор есть всегда… (28)Итак, чему же учатся люди? (29)Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. (30)Это три предмета, которые необходимы в любой Школе и которые вобрало в себя искусство. (31)А искусство — это по сути своей Книга Памяти и Совести. (32)Нам надо только научиться читать эту Книгу. Ответ: 252632 Решение В 25 пред. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА; В 26 пред. СОВЕСТЬ; В 32 пред. КНИГУ

Задание 4. Среди предложений 22–32 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(22)Жизнь требует от человека очень многого. (23)У него возникает множество ситуаций, когда появляется возможность выбора: поступить одним или другим способом. (24)Не бывает обстоятельств, когда нельзя поступить иначе. (25)А если у нас такие обстоятельства всё-таки находятся, значит, у нас нет совести. (26)Совесть — это то, что диктует, как поступить, когда есть выбор. (27)А выбор есть всегда… (28)Итак, чему же учатся люди? (29)Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. (30)Это три предмета, которые необходимы в любой Школе и которые вобрало в себя искусство. (31)А искусство — это по сути своей Книга Памяти и Совести. (32)Нам надо только научиться читать эту Книгу.

Ответ: 252632

Решение

В 25 пред. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА; В 26 пред. СОВЕСТЬ; В 32 пред. КНИГУ

Задание 5. Среди предложений 1–8 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). (1)Некоторые, к моему изумлению, вспоминают свои школьные годы с неприязнью. (2)А я люблю свою школу, приятелей детства. (3)Были у меня и любимые учителя. (4)Вообще, я более всего почитаю две профессии: учителя и врача. (5)Эти призвания в чём-то схожи: один и другой заботятся о человеческом здоровье — только первый о здоровье нравственном, а второй — о физическом… (6)Помню, всегда я ждал встреч с уроками литературы. (7)Мария Фёдоровна Смирнова не «проходила литературу» (ибо «проходить» можно лишь мимо чего-нибудь), а приобщала нас к великим творениям. (8)То были не только уроки литературы, но и уроки гуманизма. Ответ: 58 Решение Предложение 5: указательное местоимение

Задание 5. Среди предложений 1–8 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(1)Некоторые, к моему изумлению, вспоминают свои школьные годы с неприязнью. (2)А я люблю свою школу, приятелей детства. (3)Были у меня и любимые учителя. (4)Вообще, я более всего почитаю две профессии: учителя и врача. (5)Эти призвания в чём-то схожи: один и другой заботятся о человеческом здоровье — только первый о здоровье нравственном, а второй — о физическом…

(6)Помню, всегда я ждал встреч с уроками литературы. (7)Мария Фёдоровна Смирнова не «проходила литературу» (ибо «проходить» можно лишь мимо чего-нибудь), а приобщала нас к великим творениям. (8)То были не только уроки литературы, но и уроки гуманизма.

Ответ: 58

Решение

Предложение 5: указательное местоимение "ЭТИ призвания" (учителя и врача - 4).

Предложение 8: указательное местоимение ТО (приобщение к великим творениям - 7).

Задание 6. Среди предложений 18–22 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). (18)Байкал создан, как венец и тайна природы, не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него вволю воду, главное и бесценное его богатство, любоваться его державной красотой и дышать его заповедным воздухом. (19)Он никогда не отказывался помогать человеку, но только в той мере, чтобы вода оставалась чистой, красота непогубленной, воздух незасорённым, а жизнь в нём и вокруг него — неиспорченной. (20)Это прежде всего необходимо нам. (21)Байкал, Байкал… (22)Он давно уже стал символом наших отношений с природой, и оттого, быть или не быть в чистоте и сохранности Байкалу, зависит ныне слишком многое. Ответ: 1922  Решение В 19 предл. ОН (Байкал); В 22 предл. ОН (БАЙКАЛ)

Задание 6. Среди предложений 18–22 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(18)Байкал создан, как венец и тайна природы, не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него вволю воду, главное и бесценное его богатство, любоваться его державной красотой и дышать его заповедным воздухом. (19)Он никогда не отказывался помогать человеку, но только в той мере, чтобы вода оставалась чистой, красота непогубленной, воздух незасорённым, а жизнь в нём и вокруг него — неиспорченной.

(20)Это прежде всего необходимо нам.

(21)Байкал, Байкал…

(22)Он давно уже стал символом наших отношений с природой, и оттого, быть или не быть в чистоте и сохранности Байкалу, зависит ныне слишком многое.

Ответ: 1922

Решение

В 19 предл. ОН (Байкал); В 22 предл. ОН (БАЙКАЛ)

Задание 7. Среди предложений 48–55 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). (48)Потом оказалось, что всё это было легендой, которую умирающая мама сочинила для меня в ледяном доме, где все стёкла были выбиты взрывной волной, а печки были мертвы и люди умирали от осколков. (49)И она писала, умирая. (50)Из ледяного блокадного города слала мне последние капли своего тепла, последние кровинки. (51)А я поверил легенде. (52)Держался за неё — за свой НЗ, за свою резервную жизнь. (53)Был слишком молод, чтобы читать между строк. (54)Я читал сами строки, не замечая, что буквы кривые, потому что их выводила рука, лишённая сил, для которой перо было тяжёлым, как топор. (55)Мать писала эти письма, пока билось сердце… Ответ: 4952 Решение Предложение 49: личное местоимение ОНА (мама). Предложение 52: личное местоимение ЗА НЕЁ (за легенду).

Задание 7. Среди предложений 48–55 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(48)Потом оказалось, что всё это было легендой, которую умирающая мама сочинила для меня в ледяном доме, где все стёкла были выбиты взрывной волной, а печки были мертвы и люди умирали от осколков. (49)И она писала, умирая. (50)Из ледяного блокадного города слала мне последние капли своего тепла, последние кровинки. (51)А я поверил легенде. (52)Держался за неё — за свой НЗ, за свою резервную жизнь. (53)Был слишком молод, чтобы читать между строк. (54)Я читал сами строки, не замечая, что буквы кривые, потому что их выводила рука, лишённая сил, для которой перо было тяжёлым, как топор. (55)Мать писала эти письма, пока билось сердце…

Ответ: 4952

Решение

Предложение 49: личное местоимение ОНА (мама).

Предложение 52: личное местоимение ЗА НЕЁ (за легенду).

Задание 8. Среди предложений 10–14 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). (10)Достаточно вспомнить русский фольклор, чтобы убедиться: настроение матери, провожающей сына в солдаты, всегда было далеко от лучезарного. (11)Да, с её стороны это всегда была жертва, но сознательная жертва, приносимая (красиво, чёрт возьми, выражались предки!) на алтарь Отечества. (12)Это была жертва чтимому божеству — оберегу и заступнику родного воинства! (13)Провожали со слезами — но зато как встречали победителя или просто достойно выполнившего ратный долг! (14)Сегодня многим, слишком многим, служба в армии кажется жертвой… Минотавру.  Ответ: 11 Решение Предложение 11: притяжательное местоимение

Задание 8. Среди предложений 10–14 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(10)Достаточно вспомнить русский фольклор, чтобы убедиться: настроение матери, провожающей сына в солдаты, всегда было далеко от лучезарного. (11)Да, с её стороны это всегда была жертва, но сознательная жертва, приносимая (красиво, чёрт возьми, выражались предки!) на алтарь Отечества. (12)Это была жертва чтимому божеству — оберегу и заступнику родного воинства! (13)Провожали со слезами — но зато как встречали победителя или просто достойно выполнившего ратный долг! (14)Сегодня многим, слишком многим, служба в армии кажется жертвой… Минотавру.

Ответ: 11

Решение

Предложение 11: притяжательное местоимение "с ЕЁ стороны" (со стороны матери - 10).

Задание 9. Среди предложений 19–24 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью сочинительного союза. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). (19)Я начала лихорадочно думать, как сделать так, чтобы такого не случилось. (20)И, грешница, подумала, что никто не даст гарантии от такой смерти памяти, собираемой и хранимой десятилетиями в каждой семье, о родных, близких, если не предпринять каких-то, пока не знаю каких, мер. (21)Дело в том, что жизнь за последние пятнадцать-двадцать лет так изменилась — её формы, так называемые артефакты, из физических перешли в виртуальные, не занимающие много места, не нарушающие современный стиль или ещё что-либо. (22)Многое просто стало немодным — кажется, именно это произошло со старыми семейными альбомами. (23)Кто-то спрятал их подальше в шкафы. (24)Но выбрасывать, мне кажется, ещё рано, и эти предметы не заслужили такой судьбы. Ответ: 2024 Решение Предложение 20: сочинительный соединительный союз И. Предложение 24: сочинительный противительный союз НО.

Задание 9. Среди предложений 19–24 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью сочинительного союза. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(19)Я начала лихорадочно думать, как сделать так, чтобы такого не случилось. (20)И, грешница, подумала, что никто не даст гарантии от такой смерти памяти, собираемой и хранимой десятилетиями в каждой семье, о родных, близких, если не предпринять каких-то, пока не знаю каких, мер. (21)Дело в том, что жизнь за последние пятнадцать-двадцать лет так изменилась — её формы, так называемые артефакты, из физических перешли в виртуальные, не занимающие много места, не нарушающие современный стиль или ещё что-либо. (22)Многое просто стало немодным — кажется, именно это произошло со старыми семейными альбомами. (23)Кто-то спрятал их подальше в шкафы. (24)Но выбрасывать, мне кажется, ещё рано, и эти предметы не заслужили такой судьбы.

Ответ: 2024

Решение

Предложение 20: сочинительный соединительный союз И.

Предложение 24: сочинительный противительный союз НО.

Задание 10. Среди предложений 2–10 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью союза и частицы. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(2)Человеческая память хранит имена героев и их свершения.

(3)Николай Михайлович Пржевальский поменял великосветский Петербург, парады и банкеты на тишину пустынь, дым костра, стоптанные сапоги, голод и жажду. (4)В его честь Академией наук была выбита специальная медаль… (5)Молодой кандидат медицинских наук Анатолий Шаткин привил себе вирус трахомы, чтобы другие люди никогда не болели этой ужасной болезнью! (6)И это тоже настоящий подвиг.

(7)…Но ведь все не могут быть путешественниками или работать с вирусами трахомы. (8)Ведь кто-то должен водить такси, печь хлеб, стоять у станка или считать деньги в сберегательном банке. (9)Молодые люди работают везде: и в автопарках, и на хлебозаводах, и в сбербанках.

(10)А как же подвиг?

Ответ: 710

Решение

Предложение 7: сочинительный противительный союз НО и частица ВЕДЬ.

Предложение 10: сочинительный противительный союз А и частица ЖЕ.

Возможные ошибки: 6 - только союз, 8 - только частица.

Задание 11. Среди предложений 5–9 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). (5)И тут нет преувеличения. (6)Культура народа как сумма этических и эстетических ценностей показывает в его прошлом, настоящем и будущем слишком многое. (7)Она есть мера глубины и состоятельности, прочности и талантливости народа. (8)Звук образной отзывчивости — это эхо отзывчивости сердечной. (9)Культура возникла и веками развивалась как музыкальное сопровождение человека, как постепенное и таинственное извлечение его нетелесной фигуры. Ответ: 7 Решение В 7 предл. личн. мест. ОНА (КУЛЬТУРА)

Задание 11. Среди предложений 5–9 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(5)И тут нет преувеличения. (6)Культура народа как сумма этических и эстетических ценностей показывает в его прошлом, настоящем и будущем слишком многое. (7)Она есть мера глубины и состоятельности, прочности и талантливости народа. (8)Звук образной отзывчивости — это эхо отзывчивости сердечной. (9)Культура возникла и веками развивалась как музыкальное сопровождение человека, как постепенное и таинственное извлечение его нетелесной фигуры.

Ответ: 7

Решение

В 7 предл. личн. мест. ОНА (КУЛЬТУРА)

Задание 12. Среди предложений 2–8 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(2)Многочисленная публика собралась в Киеве слушать оригинального музыканта. (3)Он был слеп, но молва передавала чудеса о его музыкальном таланте и его личной судьбе. (4)Говорили, будто в детстве он был похищен из зажиточной семьи бандой слепцов, с которыми бродил, пока известный профессор не обратил внимания на его замечательный музыкальный талант. (5)Другие передавали, что он сам ушёл из семьи к нищим из каких-то романтических побуждений. (6)Как бы то ни было, зала была набита битком, и сбор (имевший неизвестное публике благотворительное назначение) был полный. (7)В зале настала глубокая тишина, когда на эстраде появился молодой человек с красивыми большими глазами и бледным лицом. (8)Никто не признал бы его слепым, если б эти глаза не были так неподвижны и если б его не вела молодая белокурая дама, как говорили, жена музыканта.

Ответ: 38

Решение

Предложение 3: личное местоимение ОН (музыкант).

Предложение 8: личное местоимение ЕГО (молодого человека).

Задание 13. Среди предложений 1–9 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью сочинительного союза и личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(1)Не знал, что столько даёт, столько открывает человеку собака. (2)А это даже и не собака, а собачонка, помесь дворняжки с терьером – метис. (3)Невзрачное существо, красавцем уж никак не назовёшь, когда, например, завалившись на спину, щерится* от хозяйской ласки. (4)Выставляя неровный ряд зубов (впрочем, дробящих успешно любую кость). (5)Но глаза… (6)Иногда даже жутко, когда смотришь в них, — всё, кажется, понимающие.

(7)Поразительна чуткость его к настроению, мыслям человека. (8)Иногда делаю то же самое, что и при выходе с ним на прогулку (обуваюсь, беру ключи в руки), но он не трогается с места, наблюдая за мною, как будто читая мои мысли («мне надо отправиться по своим делам, тебя, Пепик, не могу взять с собой»). (9)Но когда без всякого «пойдём гулять» я собираюсь к выходу с мыслью, что пойдём вместе с ним, — он навостряется, подбегает ко мне, бросается к двери.

Ответ: 9

Решение

в 9 предл. соч. союз НО + личное мест. с НИМ (связ. с Пепиков см. в 8 предл.)

Задание 14. Среди предложений 14–23 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(14)На заднем дворе ребята играли в волейбол. (15)Дина попросилась, её приняли неохотно: играть толком она не умела. (16)Дина подняла руки с растопыренными пальцами и стала ждать, когда мяч шлёпнется о них. (17)Наконец долгожданный мяч, направленный чьей-то завистливой рукой, с силой ударился о запястье, и часы брызнули в разные стороны — отдельно механизм, отдельно стёклышко. (18)С жалким звоном оно стукнулось о землю и подскочило, сверкнув на солнце. (19)На руке остался только ремешок с блестящим донышком.

(20)Зажав в ладони то, что осталось от часов, Дина медленно поднялась на крыльцо, прошла сквозь облако солнца, лежащее на ступенях, в прохладную темноту, пахнувшую сырой извёсткой и кошками. (21)Она долго колотила пяткой в дверь, пока не услышала, как шаркает, постукивая палкой, прадед. (22)Он открыл. (23)Дина уткнулась носом в тощий дедов живот, в парусиновые сборки мятых штанов.

Ответ: 182122

Решение

В 18 предл. ОНО В 21 предл. ОНА В 22 предл. ОН

Задание 15. Среди предложений 19–23 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью сочинительного союза и личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). (19)Получается, что я, в сущности, оплакиваю не книгу, а переплёт. (20)Однако он-то и создаёт композицию, иерархию, дисциплину, другими словами — цивилизацию. (21)Ею мы охотно жертвовали ради культуры, мятежной стихии, презирающей всякую узду. (22)Сегодня в нашем напуганном вернувшимся варварством XXI веке выяснилось, что культура и есть цивилизация. (23)Считая форму содержанием, она открывает нам не суть вещей, а их порядок. (24)Важно не «что», а что за чем идёт. Ответ: 20 Решение Предложение 20: сочинительный противительный союз ОДНАКО и личное местоимение ОН (переплет).

Задание 15. Среди предложений 19–23 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью сочинительного союза и личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(19)Получается, что я, в сущности, оплакиваю не книгу, а переплёт. (20)Однако он-то и создаёт композицию, иерархию, дисциплину, другими словами — цивилизацию. (21)Ею мы охотно жертвовали ради культуры, мятежной стихии, презирающей всякую узду. (22)Сегодня в нашем напуганном вернувшимся варварством XXI веке выяснилось, что культура и есть цивилизация. (23)Считая форму содержанием, она открывает нам не суть вещей, а их порядок. (24)Важно не «что», а что за чем идёт.

Ответ: 20

Решение

Предложение 20: сочинительный противительный союз ОДНАКО и личное местоимение ОН (переплет).

Задание 16. Среди предложений 51–55 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). (51)Жажда жизни рождает неслыханную стойкость — человек может перебороть неволю, голод, увечье, смерть, поднять тяжесть выше сил своих. (52)Но если её нет, тогда всё, тогда, значит, остался от человека мешок с костями. (53)Потому-то и на передовой бывало: даже очень сильные люди вроде бы ни с того ни с сего начинали зарываться в молчание, точно ящерицы в песок, делаться одинокими среди людей. (54)И однажды с обезоруживающей уверенностью объявляли: «А меня скоро убьют». (55)Иные даже и срок определяли — «сегодня или завтра». Ответ: 5253 Решение В 52 предл. ЧЕЛОВЕКА В 53 предл. ЛЮДИ

Задание 16. Среди предложений 51–55 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(51)Жажда жизни рождает неслыханную стойкость — человек может перебороть неволю, голод, увечье, смерть, поднять тяжесть выше сил своих. (52)Но если её нет, тогда всё, тогда, значит, остался от человека мешок с костями. (53)Потому-то и на передовой бывало: даже очень сильные люди вроде бы ни с того ни с сего начинали зарываться в молчание, точно ящерицы в песок, делаться одинокими среди людей. (54)И однажды с обезоруживающей уверенностью объявляли: «А меня скоро убьют». (55)Иные даже и срок определяли — «сегодня или завтра».

Ответ: 5253

Решение

В 52 предл. ЧЕЛОВЕКА В 53 предл. ЛЮДИ

Задание 17. Среди предложений 85–94 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). (85)Домой Чудик приехал, когда шёл рясный парной дождик. (86)Чудик вышел из автобуса, снял новые ботинки, побежал по тёплой мокрой земле — в одной руке чемодан, в другой ботинки. (87)Подпрыгивал и громко пел: — Тополя-а, тополя-а… (88)С одного края небо уже очистилось, голубело, и близко где-то было солнышко. (89)И дождик редел, шлёпал крупными каплями в лужи; в них вздувались и лопались пузыри. (90)…Звали Чудика — Василий Егорыч Князев. (91)Было ему тридцать девять лет от роду. (92)Он работал киномехаником в селе. (93)Обожал сыщиков и собак. (94)В детстве мечтал быть шпионом. Ответ: 91 Решение личн. мест. в 91 предл. ЕМУ (т.е.Чудику)

Задание 17. Среди предложений 85–94 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(85)Домой Чудик приехал, когда шёл рясный парной дождик. (86)Чудик вышел из автобуса, снял новые ботинки, побежал по тёплой мокрой земле — в одной руке чемодан, в другой ботинки. (87)Подпрыгивал и громко пел:

— Тополя-а, тополя-а…

(88)С одного края небо уже очистилось, голубело, и близко где-то было солнышко. (89)И дождик редел, шлёпал крупными каплями в лужи; в них вздувались и лопались пузыри.

(90)…Звали Чудика — Василий Егорыч Князев. (91)Было ему тридцать девять лет от роду. (92)Он работал киномехаником в селе. (93)Обожал сыщиков и собак. (94)В детстве мечтал быть шпионом.

Ответ: 91

Решение

личн. мест. в 91 предл. ЕМУ (т.е.Чудику)

Задание 18. Среди предложений 13–16 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью форм слов. Укажите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). (13)Когда я вырос, стал преобладать более циничный настрой: да нет никакой любви, говорили вокруг, это вторичная эмоция, побочный продукт эволюции. (14)Согласно этому аргументу, любовь нужна нам для того, чтобы продолжать наш род. (15)Вот в нас и завелись «гены любви», благодаря которым мы влюбляемся. (16)Этот самый ген нам покоя не даёт, заставляет нас терять голову, не спать по ночам, петь серенады и писать стихи. Ответ: 141516 Решение В 14 предл. ЛЮБОВЬ; в 15 предл. ЛЮБВИ; в 16 предл. ГЕН

Задание 18. Среди предложений 13–16 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью форм слов. Укажите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(13)Когда я вырос, стал преобладать более циничный настрой: да нет никакой любви, говорили вокруг, это вторичная эмоция, побочный продукт эволюции. (14)Согласно этому аргументу, любовь нужна нам для того, чтобы продолжать наш род. (15)Вот в нас и завелись «гены любви», благодаря которым мы влюбляемся. (16)Этот самый ген нам покоя не даёт, заставляет нас терять голову, не спать по ночам, петь серенады и писать стихи.

Ответ: 141516

Решение

В 14 предл. ЛЮБОВЬ; в 15 предл. ЛЮБВИ; в 16 предл. ГЕН

Задание 19. Среди предложений 1–8 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи вводного слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). (1)Когда-то в России был такой возраст: отрочество. (2)Недаром Лев Толстой так и назвал три части своей трилогии: «Детство», «Отрочество», «Юность». (3)В самом главном нашем Академическом словаре написано, что отрочество — «возраст между детством и юностью». (4)По-моему, довольно непонятное пояснение. (5)Когда кончается детство? (6)У всех по-разному. (7)У одних — в шесть лет: они уже и младших нянчат, на огороде и во дворе родителям по-взрослому помогают. (8)А приходилось встречать и таких, у кого оно и в 40 лет ещё не кончилось. Ответ: 4 Решение Предложение 4: вводное слово ПО-МОЕМУ (указывает на источник информации).

Задание 19. Среди предложений 1–8 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи вводного слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(1)Когда-то в России был такой возраст: отрочество. (2)Недаром Лев Толстой так и назвал три части своей трилогии: «Детство», «Отрочество», «Юность». (3)В самом главном нашем Академическом словаре написано, что отрочество — «возраст между детством и юностью».

(4)По-моему, довольно непонятное пояснение. (5)Когда кончается детство? (6)У всех по-разному. (7)У одних — в шесть лет: они уже и младших нянчат, на огороде и во дворе родителям по-взрослому помогают. (8)А приходилось встречать и таких, у кого оно и в 40 лет ещё не кончилось.

Ответ: 4

Решение

Предложение 4: вводное слово ПО-МОЕМУ (указывает на источник информации).

Задание 20. Среди предложений 27–33 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. (27)И мост взлетает на воздух, но ни один советский воин не погиб. (28)Только маленький часовой… (29)Гудит ветер. (30)Быстрее вертится снежная карусель. (31)И я вижу белорусскую девочку Лиду. (32)Её пост — пост юной разведчицы партизан — среди врагов, в логове фашистов. (33)Лида жила как на вулкане. Ответ: 32  Решение В 31 предложении речь идет о девочке Лиде. А в 32 предложении употребляется притяжательное местоимение «её»

Задание 20. Среди предложений 27–33 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью притяжательного местоимения.

(27)И мост взлетает на воздух, но ни один советский воин не погиб. (28)Только маленький часовой…

(29)Гудит ветер. (30)Быстрее вертится снежная карусель. (31)И я вижу белорусскую девочку Лиду. (32)Её пост — пост юной разведчицы партизан — среди врагов, в логове фашистов. (33)Лида жила как на вулкане.

Ответ: 32

Решение

В 31 предложении речь идет о девочке Лиде. А в 32 предложении употребляется притяжательное местоимение «её»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!