СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Плеоназм в речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к ЕГЭ задание №6 

Просмотр содержимого документа
«"Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Плеоназм в речи"»

Открытый урок в 10 классе по русскому языку. Учитель: Архипова У. А.

Тип урока: решение учебной задачи.

Тема урока: Плеоназм в речи.

Цель: овладение способом действия по нахождению и исправлению плеоназма в речи

Цель от ученика: находить и исправлять плеоназм в речи.

Задачи: 1.закрепить навыки и умения учащихся по нахождению и исправлению плеоназма

2. развивать умение составлять алгоритм и пользоваться им при решении учебной задачи

3. воспитывать речевую культуру и интерес к чтению.

Ход урока.

Эпиграфы: «На ошибках учатся» (Народная поговорка)

1. Вводно-мотивационный. Приветствие. Добрый день учащиеся 10 классаю. Надеюсь, будет царить атмосфера доброжелательности и работоспособности.

Поднимите руки те, у кого сейчас хорошее настроение.

- Поднимите руки те, у кого здесь есть друзья?

- Поднимите руки те, кто знает, что мы сегодня будем делать?

- Поднимите руки те, кто не знает, что мы сегодня будем делать?

– Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок…


Итак, о чем же мы будем сегодня говорить? ( о каких-то ошибках). По какому разделу языкознания сейчас вы углубляете знания? (лексикология). Поэтому тема урока будет связана с лексикологией!

Чтобы определить тему урока, предлагаю вам разгадать кроссворд, ключевое слово по вертикали и будет темой нашего урока.

1. Средство выразительности, содержащее образное, красочное определение?

2.Словарный состав языка?

3. Средство выразительности, содержащее скрытое сравнение?

4.Слова, которые одинаково пишутся или звучат, но имеют разное лексическое значение?

5. Слова с противоположным лексическим значением?

6.Единоначалие, синтаксическое средство выразительности при ктором строчки предложений начинаются одинаково?

7. Устойчивое словосочетение в переносном смысле?

8. Слова, близкие по лексическому значению?


э

П

и

т

е

т



Л

е

к

с

и

к

а


м

Е

т

а

ф

о

р

а


О

м

о

н

и

м

ы


а

Н

т

о

н

и

м

ы


А

н

а

ф

о

р

а

ф

р

а

з

е

о

л

о

г

и

З

м



с

и

н

о

н

и

м

ы


Итак, тема урока определена! ПЛЕОНАЗМ в речи. А что такое плеоназм?

(см слайд) Плеоназм - употребление в речи лишних уточняющих слов или слов, близких по смыслу («pleonasmos»- излишество). (Учащиеся записывают определение в тетрадь). Причиной появления плеоназма является незнание лексического значения слова.

 (мокрая вода ладонь руки/очень глобальная проблема/своя автобиография/человечный и гуманный/десять рублей денег)


Через два года вам предстоит сдача ЕГЭ по русскому языку, посмотрите в КИМе есть задание №6 (слайд).

Задание 6 № 

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

 

Поддерживает эти процессы и необычный феномен избирательного запоминания, когда индивиды лучше запоминают те сообщения, которые соответствуют их представлениям.


-Сможете сейчас сходу это задание выполнить?

-Проблема? Значит сегодня на уроке мы будем.. Какую цель поставим? (учиться находить плеоназм в предложениях и исправлять его)

2. Операционно-содержательный этап.

1. Составление алгоритма. Попробуем выполнить задание, еще раз прочитайте предложение и обратите внимание на слово ФЕНОМЕН. Какое лекс знач. у слова? Что такое феномен? Это итак что-то необычное, лишнее слово?

Попробуйте составить алгоритм решения этой задачи: (после ученических предложений на слайде появляется алгоритм)

1. Внимательно прочитать предложение, определить лексическое значение всех слов.

2. найти непонятные слова(иноязычные) и выяснить их значение(пользуемся словарем).

3.найти смысловые противоречия.

4. исправить их(убрать лишнее слово)

Мотивация: говорить и писать правильно должен каждый человек. Хорошее владение речью не только обеспечивает удачное повседневное общение, но и является одним из условий профессионального успеха


2. Групповая работа.( выполняется прямо в листочке)

1 гр

2 гр

3 гр

4 гр

Исправьте лексические ошибки( плеоназм) в тексте

Однажды коллега по работе пригласил меня провести воскресный выходной день в городском парке. Я радостно кивнул головой. В воскресенье, встретившись с коллегой, я подал ему ладонь руки в знак приветствия. Наш маршрут движения проходил мимо мемориальных памятников, установленных героям войны. А установленные недавно баннеры наглядно демонстрировали героизм патриотов Родины.

Исправьте лексические ошибки( плеоназм) в тексте. 

В повседневной обыденности необходимо находить время для развлечения. Кто-то посещает зоопарки, любуясь пернатыми птицами. Те, кто посмелее, увлекаются подводным дайвингом. Юная молодежь предпочитает проводить время в окружении толпы людей. Самые романтичные любят встречать утренний рассвет. Главное-этот период времени провести с пользой и снять напряжение.

Исправьте лексические ошибки( плеоназм) в тексте.

Быть тайным шпионом- опасное дело! Необходимо иметь прошлый опыт и заранее предугадывать опасности, чтобы не потерпеть полное фиаско. Жизнь шпиона напоминает захватывающий триллер. Иногда шпион совершает героический подвиг, добывая секретные данные, которые содержат истинную правду. Быть шпионом- значит быть находчивым, хитрым и смелым.

Исправьте лексические ошибки( плеоназм) в тексте.

Некоторые магазины клиентам обещают бесплатные подарки при покупке товаров, импортированных из-за рубежа. Предлагаемые сервисные услуги и прейскурант цен привлекают многих покупателей. Дополнительным бонусом предусматривается хорошая скидка на товар. В конечном итоге товарооборот повышается, спрос растет, и магазин по уровню прибыли лидирует впереди.



Проверка, представление группами результатов работы. Анализ выполненной груп. работы.

-Почитайте отредактированный текст, назовите плеоназм, разъясните.

-Ребята, к какому выводу вы пришли. выполняя это задание?( плеоназм "захламляет" речь, делает ее еорявой, создает комический эффект там, где в этом нет надобности)

-Ребята, оцените свою работу в группе, поставьте на полях себе оценку за это задание( по пятибальной шкале).

.

3. Рефлексивно-оценочный этап.

Самостоятельная работа- тест со взаимопроверкой

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

 

1.Холодный снег набился в морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями.

2. Когда канонада утихла и они вошли, наконец, в дом, на полу обнаружили совершенно мёртвого человека.

3. Скрывать истинную правду было бесполезно, да Серпилин и не считал себя вправе это делать.

4. Новенький, вероятно, плохо сходился с людьми: в общих чаепитиях не участвовал, работал всегда молча, без слов.

5. В воздухе уже начинал чувствоваться наливавшийся жаркий зной, а в глухом ельнике было так прохладно.


А теперь проверим! Поменяйтесь тетрадями,поставьте оценку.

-У кого вопросы возникли? Кто с чем не согласен?

А теперь посм. на слайде прав. ответы.Сравните.


Суммируйте полученные на уроке оценки( групповая работа и самостоятельная) и разделите их на два= получится ваша оценка за урок.


Итог урока:

-В чем польза от урока?

-Где пригодятся эти знания ( ЕГЭ, жизнь)

-Давайте вспомним, какую цель на уроке ставили? мы ее достигли?


- Сегодня мы узнали о новом виде многословия - плеоназме.

Многословие лишает нашу речь такого важного коммуникативного качества, как краткость, наполняет её лишними словами, при этом порой лишая точности и ясности. Обо всём этом необходимо помнить, когда мы общаемся с людьми.

Речевая избыточность ( плеоназм)считается лексической ошибкой, так как дополнительные, ненужные для понимания смысла слова захламляют текст, делают его корявым и часто создают комический эффект там, где это не нужно.

Поэтому, чтобы не допускать подобных ошибок в речи, читайте как можно больше! Развивайте свой словарный запас!Узнавайте новые слова и старайтесь не использовать в речи слова, лексическое значение которых плохо знаете!

Ну, и на последок: поделитесь своими впечатлениями от урока.

Д/З Сайт Решу ЕГЭ, задание №6, кто сколько заданий сможет сделать.









Исправьте лексические ошибки( плеоназм) в тексте.

Однажды коллега по работе пригласил меня провести воскресный выходной день в городском парке. Я радостно кивнул головой. В воскресенье, встретившись с коллегой, я подал ему ладонь руки в знак приветствия. Наш маршрут движения проходил мимо мемориальных памятников, установленных героям войны. А установленные недавно баннеры наглядно демонстрировали героизм патриотов Родины.



Исправьте лексические ошибки( плеоназм) в тексте.

Быть тайным шпионом- опасное дело! Необходимо иметь прошлый опыт и заранее предугадывать опасности, чтобы не потерпеть полное фиаско. Жизнь шпиона напоминает захватывающий триллер. Иногда шпион совершает героический подвиг, добывая секретные данные, которые содержат истинную правду. Быть шпионом- значит быть находчивым, хитрым и смелым.

Исправьте лексические ошибки( плеоназм) в тексте. 

В повседневной обыденности необходимо находить время для развлечения. Кто-то посещает зоопарки, любуясь пернатыми птицами. Те, кто посмелее, увлекаются подводным дайвингом. Юная молодежь предпочитает проводить время в окружении толпы людей. Самые романтичные любят встречать утренний рассвет. Главное-этот период времени провести с пользой и снять напряжение.



Исправьте лексические ошибки( плеоназм) в тексте.

Некоторые магазины клиентам обещают бесплатные подарки при покупке товаров, импортированных из-за рубежа. Предлагаемые сервисные услуги и прейскурант цен привлекают многих покупателей. Дополнительным бонусом предусматривается хорошая скидка на товар. В конечном итоге товарооборот повышается, спрос растет, и магазин по уровню прибыли лидирует впереди

Самостоятельная работа.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

 

1.Холодный снег набился в морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями.

2. Когда канонада утихла и они вошли, наконец, в дом, на полу обнаружили совершенно мёртвого человека.

3. Скрывать истинную правду было бесполезно, да Серпилин и не считал себя вправе это делать.

4. Новенький, вероятно, плохо сходился с людьми: в общих чаепитиях не участвовал, работал всегда молча, без слов.

5. В воздухе уже начинал чувствоваться наливавшийся жаркий зной, а в глухом ельнике было так прохладно.




Толковый словарь заимствованных слов.

акватория- водная поверхность чего-л..

альтернатива- возможность выбора одной из двух или более исключающих друг друга возможностей, а также каждая из этих возможностей.

анонс- предварительное оповещение о каком-либо событии

аншлаг- успешное представление при полном зале.

бонус- дополнительное вознаграждение, поощрение, надбавка к выплате, премия

вакансия- свободное место

госпитализация- помещение больного в лечебно профилактическое учреждение (больницу, госпиталь и т. п.).

дайвинг-это подводное плавание со специальным снаряжением дебют- первое выступление на каком-либо поприще 

демобилизация- роспуск войск в мирное время

демонстрация-Демонстрирование, показ

импорт -ввоз в какую-л. страну товаров из-за границы

инкриминировать- вменить (вменять) в вину, предъявить (предъявлять) кому-л. обвинение в чем-л

интерьер - внутренняя часть здания, помещения, архитектурно и художественно оформленная феномен-греч. явленье, случай, событие в природе; | редкое, необычайное явленье.

карикатура- сатирическое или юмористическое изображение, в котором комический эффект создаётся преувеличением и заострением по мнению некоторых неприятных, ужасных черт, неожиданными сопоставлениями и уподоблениями;

коллега-товарищ по работе, по совместной учебе (в высшей школе), по профессии.

лейтмотив- главный, ведущий мотив

лидер- тот. кто идет впереди

маршрут-(нем. Marschroute, от франц. marche — ход, движение вперёд и route — дорога, путь)

мемориал-архитектурное сооружение, воздвигнутое для увековечения памяти о ком-, чем-л

овертайм- (англ. overtime — сверх срока) сверхурочное время; проведение погрузо-разгрузочных операций в нерабочее время за оплату по повышенному тарифу.

патриот- человек, испытывающий чувство любви к Родине

перспектива-  ожидаемое событие или ряд таких событий, которые могут произойти в обозримом будущем

премьера- означает «первый показ», «первое представление

подвиг-доблестный, героический поступок, важное по своему значению действие, совершённое в трудных условиях.

прейскурант- Справочник цен на товары

референдум- Всенародный опрос, голосование для решения особо важного государственного вопроса

рефлекс- реакция организма, наступающая в ответ на внешнее раздражение и происходящая при участии центральной нервной системы

сервис-ытовое обслуживание населения

триллер-жанр произведений литературы и кино, нацеленный вызвать у зрителя или читателя внезапный прилив эмоций, чувство тревоги, возбуждение.

фиаско-провал, полная неудача, крушение, крах.

шлягер- популярное в какой-то период времени музыкальное произведение

шпион -тайный агент, занимающийся шпионажем





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!