СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Рынок. 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Рынок. 10 класс»

Рынок, его виды и функции



Рынок является одним из важных социальных институтов экономической сферы жизнедеятельности общества. В обыденном понимании – это место встречи продавца и покупателя, место торговли. Но на экзамене необходимо применить научное понимание рынка, поэтому запомните следующее определение:  


Рынок — экономические отношения производителей и потребителей, возникающие в результате обмена товаров и услуг на деньги и наоборот. 



Существует множество видов рынков. По географическому положению: местный (расположен в городе или деревне), региональный (в области, крае, республике), национальный (в стране) и мировой рынки. По характеру продаж: оптовый (торговля партиями товара) и розничный (торговля поштучно) рынки. По назначению объектов купли - продажи: рынок ценных бумаг, валютный рынок, рынок труда, потребительский рынок и др. По соответствию действующим законам: легальный и нелегальный (теневой, чёрный) рынки. По типу конкуренции: чистый рынок, монополистический рынок и др.



Как и любой другой социальный институт рынок выполняет функции. Рассмотрим их:



  • Информирующая — рынок информирует производителя о товарах и услугах, пользующихся спросом, а потребителя о качестве товара и его ассортименте. 

  • Посредническая — рынок является местом встречи производителя и потребителя и выступает посредником отношений между ними.

  • Регулирующая — рынок влияет на количество, качество, ассортимент производства и потребления, следовательно, регулирует спрос и предложение. 

  • Ценообразующая — цена устанавливается в результате соотношения спроса и предложения. 

  • Стимулирующая — рынок стимулирует производителей внедрять новые технологии в производство и повышать качество товаров и услуг, так как товар низкого качества в условиях конкуренции не будет продан. Тем самым рынок способствует расширению ассортимента товаров и услуг.     

  • Координирующая — проблема ограниченности ресурсов побуждает производителей снижать затраты на производство экономических благ, но производить их в количестве, достаточном для удовлетворения потребностей людей и получения прибыли.

  • Санирующая — оздоровление рынка путём ликвидации убыточных предприятий. 



Для развития рыночного хозяйства необходима инфраструктура, которая организует движение товарных и денежных потоков, а также обеспечивает необходимой информацией участников рынка. Инфраструктуру рынка составляют такие рыночные институты, как биржи (товарная, фондовая, труда), транспортная и информационная сети, средства коммуникаций, страховые компании, суды и т. д. Также необходимым условием существования рыночных отношений является конкуренция, оказывающая влияние на обмен.


Конкуренция и её виды 


Конкуренция — это соперничество между субъектами рынка (производителями или потребителями) за лучшие условия купли-продажи товаров и услуг.



Значение конкуренции велико. Во-первых, она стимулирует производителей создавать качественную продукцию и в ассортименте. Во-вторых, конкуренция необходима для того чтобы потребитель мог сделать рациональный выбор из множества товаров и принять решение купить или не купить. Конкуренция бывает совершенной (чистой), монополистической и несовершенной.  



  • На рынке совершенной конкуренции продаются однотипные (идентичные) товары и услуги. В нём много крупных, средних и мелких производителей, а также много покупателей. Все участники данного рынка обладают одинаковой информацией о цене и качестве товара. Цена формируется под воздействием спроса и предложения, поэтому ни производитель, ни потребитель не могут навязывать выгодные для себя условия торговли. Еще одной характерной чертой рынка совершенной конкуренции является отсутствие барьеров для входа конкурентов на рынок и выхода из неё. Примерами рынка совершенной конкуренции является рынок сельскохозяйственной продукции, рынок иностранной валюты, фондовая биржа.

  • На рынке монополистической конкуренции много фирм и индивидуальных предпринимателей, торгующих разными изделиями, удовлетворяющими одну потребность. Например, рынок детской одежды. Данный вид схож с чистой конкуренцией. Разница в том, что здесь немного меньше конкурентов и каждый производитель предлагает свои цены продажи товара. Но такая свобода ценообразования ограничена тем, что на рынке достаточно конкуренции, а также открыт вход для новых конкурентов. 

  • Видами несовершенной конкуренции являются олигополия, монополия и монопсония. Признаком олигополии является наличие нескольких крупных фирм, поделивших рынок и конкурирующих между собой (автомобильный рынок). Между олигополистами возникают ценовые войны, когда каждая фирма стремится установить цены ниже, чем у конкурентов. Такая гонка порой приводит к банкротству фирмы, поэтому некоторые олигополисты вступают в тайные сговоры, создают альянсы с конкурентами. Признаком монополии является то, что на рынке один продавец уникального товара. У монополиста нет конкурентов и он устанавливает цены по своему желанию. К примеру, если в вашем городе существует только одна компания автострахования, то это монополия. Интересным видом несовершенной конкуренции является монопсония, когда на рынке несколько продавцов, но покупатель один. Примером монопсонии является рынок военной техники и оружия или рынок космического оборудования, единственным покупателем которого является государство.



Одной из функций государства в рыночной экономике является защита рынка от монополии и стимулирование конкуренции, потому что монополисты завышают цены, а это противоречит интересам потребителя. Поэтому среди направлений внутренней политики государства есть и антимонопольная. К её мерам относятся:


  • издание антимонопольных законов, например, в некоторых государствах устанавливается юридическая ответственность руководителей фирм за монополизацию рынка;

  • учреждение специальных антимонопольных служб, например, в нашей стране создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС РФ);

  • осуществление поддержки малого и среднего бизнеса, упрощение процедуры их регистрации, оказание материальной помощи (субсидирование);

  • контроль цен.



Спрос и предложение



Основой функционирования рыночного механизма являются спрос, предложение и цена. Этими элементами регулируется поведение производителей и потребителей в условиях конкурентного рынка. Рассмотрим каким образом. 

Спрос исходит от потребителя и выражается в востребованности конкретного товара на определённом рыночном сегменте. По сути спрос является реакцией потребителей на цену или моду, которая выражается в их готовности купить конкретный товар у конкретного продавца и за конкретную цену. Существуют ценовые и неценовые факторы спроса. К неценовым относятся доходы потребителей, мода и вкусы, численность потребителей на рынке, сезонность, традиции местности, ожидания снижения или повышения цен. Кроме того, потребители, прежде чем купить товар, оценивают цены на товары - комплементы (кеды-шнурки) и товары - субституты (рис-гречка, чай-кофе).  

Предложение исходит от производителя и определяется, как его возможность и готовность продать конкретный товар конкретному покупателю по конкретной цене. Здесь также существуют ценовые и неценовые факторы. К последним относятся цены на сырье, технологии производства, налоги и пошлины, количество конкурентов на рынке, ожидания снижения или повышения цен. 

Цена – это количество денег, определяющие стоимость товара или услуги. Информация об изменении цены позволяет производителю наращивать или сокращать производство. Цена формируется спросом на товар и не может устанавливаться по воле конкретного производителя или государства. В реальности, на один и тот же товар устанавливаются две цены: спроса и предложения. Цена спроса – это максимум денег, по которой покупатель соглашается купить товар. А цена предложения – это минимум денег, по которой продавец соглашается продать товар. Продавец и покупатель путём торгов приходят к равновесной цене, которая устраивает обоих и заключают сделку купли - продажи. Теорию равновесной цены сформулировал Альфред Маршалл — англ. экономист, внёсший существенный вклад в развитие экономической науки. Он говорил о том, что рыночное равновесие устанавливается при равных объёмах спроса и предложения. 

А. Маршалл сформулировал закон спроса и предложения, согласно которому чем выше цена, тем ниже спрос и выше предложение и наоборот, чем ниже цена, тем выше спрос и ниже предложение. Величину спроса и предложения можно определить измерив уровень продаж конкретного товара на всём сегменте рынка. 


Адам Смит — шотл. экономист, в своей работе впервые применил понятие «невидимой руки рынка», превратившееся в популярную метафору. Что означает данная фраза? А то, что отдельный производитель товаров и услуг, имеющий целью получение прибыли от своей деятельности, одновременно создаёт общественные блага, без которых невозможно удовлетворение человеческих потребностей. Таким образом, все производители в совокупности, стремящиеся к собственной выгоде, «невидимой рукой рынка» направлены на интересы всего общества.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!