Педагогические чтения 2015
Акназарова Гузяль Зуфаровна, учитель химии
высшей квалификационной категории
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»
г. Гая Оренбургской области
Подготовка к ЕГЭ по химии на основе системно-деятельностного подхода
В настоящее время образование переживает непростой период, характеризующийся переносом акцентов с информационной составляющей содержания образования на развивающую самостоятельную познавательную активность ученика. При этом особую актуальность приобретает подход в обучении, ориентирующий педагога не на передачу определенного объема знаний, а на то, чтобы научить школьника учиться.
Образовательный стандарт по химии ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Деятельностный подход прежде всего отражается в формулировках требований к уровню подготовки выпускников, предусматривающих овладение определенными способами познавательной деятельности, свойственными химии
Последнее время выпускники школы всё чаще и чаще стали выбирать химию в качестве предмета по выбору ЕГЭ. Это связано с тем, что сейчас повышается престиж профессии врача, выпускники стремятся поступать в медицинскую академию.
Системно-деятельностная технология подготовки учащихся к ЕГЭ, ГИА, на наш взгляд, должна включать взаимосвязанные и последовательные этапы:
1 этап - работа с основными химическими понятиями на уроках, элективных курсах
2 этап - работа с интерактивными презентациями, дальнейшее углубление и систематизация знаний
3 этап - работа с текстами ЕГЭ
4 этап - работа с тренажёрами, выполнение тестовых заданий, сформированных в соответствии с кодификатором ЕГЭ.
Такая поэтапная подготовка позволяет учителю организовать учебный процесс как самостоятельный, творческий поиск самого ученика в партнёрском взаимодействии с учителем.
Для удобства мониторинга качества знаний учащихся при подготовке к ЕГЭ разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты, в которых учитываются виды деятельности, формы контроля, зона ближайшего развития для конкретного учащегося. Составляется график занятий по изучению основных тем, включенных в структуру итоговой аттестации в формате ЕГЭ. (Приложение 1)
При подготовке учащихся к ЕГЭ важно заинтересовать их, вызвать у них познавательную активность. При этом целесообразно представлять небольшое количество опорной информации, остальную информацию сами учащиеся должны найти, обработать, проанализировать и сделать выводы. Если учащийся из урока в урок самостоятельно добывает знания, то всегда при этом испытывает чувство удовлетворения и стремится испытать это чувство вновь. Нам представляется, что сделать это можно через систему многообразных заданий. Задания можно брать из различных пособий по подготовке к ЕГЭ. Главное в этом вопросе то, чтобы работа носила системный характер, а не эпизодический.
Для того, чтобы задание вызвало познавательный интерес, от меня, как от учителя, требуется умение их подбора. Уровень сложности этих задач должен быть таким, чтобы учащийся смог решить ее, совершив для себя открытие. Поскольку у каждого из учащихся свой познавательный опыт, то предъявляемые в учебном процессе задания должны быть разноуровневыми.
Например, при закреплении темы «VIА группа” в 9, 11 классе нами используется тест, включающий дифференцированные задания разного уровня сложности.
Задания части А по основным темам для учащихся с низким уровнем подготовки: «Строение атома», «Строение вещества», «Способы получений соединений серы», «Химические свойства».
Для учащихся со средним уровнем знаний предназначены задания части В.
Задания части В. Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами реакции.
Реагирующие вещества Продукты реакции
А) Cu и HNO3 1) сульфат меди (II), оксид серы (IV) и вода
Б) CuS и O2 2) нитрат меди (II), оксид азота (II) и вода
В) Cu и HNO3 3) сульфит меди (II), оксид серы (VI) и вода
Г) Cu и H2SO4 4) оксид меди (II) и оксид серы (IV)
5) нитрат меди (II), оксид азота (IV) и вода
6) оксид меди (II) и оксид серы (VI)
Учащиеся с высоким уровнем знаний могут попробовать себя в решении заданий части С.
С1. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
H2S + HMnO4 → S + MnO2 + …
Определите окислитель и восстановитель.
С2. Даны вещества: сера, сероводород, азотная кислота (конц.), серная кислота (конц.).
Напишите уравнения четырех возможных реакций между всеми предложенными веществами, не повторяя пары реагентов.
При подготовке к ЕГЭ в каждую диагностическую работу вводится творческое задание, выполнение которого у многих учащихся вызывает затруднения, т.к. во время их выполнения часто необходимо применение комплексных знаний по предмету. Учащиеся должны уметь планировать и проводить эксперимент по получению и распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, с учетом приобретенных знаний о правилах безопасной работы с веществами в лаборатории и быту. Применение практических навыков проверяется при решении заданий А26 (правила работы в лаборатории, научные методы исследования химических веществ и превращений, качественные реакции), А27 (общие научные принципы химического производства, химическое загрязнение окружающей среды и его последствия). Более глубокие знания необходимы при выполнении задания С2.
Например, железо растворили в концентрированной серной кислоте. Полученную соль обработали избытком раствора гидроксида натрия. Выпавший бурый осадок отделили и профильтровали. Полученное вещество сплавили с железом. Напишите уравнения четырех полученных реакций.
Среди естественнонаучных дисциплин химия по содержанию и способам представления учебного материала (учебный текст, формулы, рисунки, графики, диаграммы, таблицы и т.д.), видам деятельности учащихся (работа с текстами, таблицами, схемами, решение задач, выполнение лабораторных опытов и практических работ) обладает большим потенциалом.
На таких уроках учащиеся оказываются в условиях, требующих от них умения планировать, конспектировать, грамотно вести наблюдения, четко фиксировать и описывать их результаты, обобщать и делать выводы, а также осваивать научные методы познания. Технология такого рода вызывает у учащихся желание работать с различными источниками информации (специальными текстами, отдельными разделами учебника, видеофильмами, учебными электронными пособиями, лекциями и т.д.), побуждает их активнее усваивать новый материал.
В ходе урока учащиеся привлекаются к коллективной, парной и индивидуальной самостоятельной деятельности. Использование различных источников информации при подготовке к ЕГЭ дает возможность учесть индивидуальные особенности познавательных интересов учащихся. В ходе подготовке к ЕГЭ учащиеся должны хорошо ориентироваться в периодической таблице Д.И. Менделеева, таблице растворимости, ряде активности металлов, использовать учебную литературу, пособия по подготовке к ЕГЭ.
Результатом использования системно-деятельностного подхода при подготовке к ЕГЭ служит повышение познавательного интереса к предмету химия. Ученики ежегодно выбирают экзамены по этому предмету в форме ГИА или ЕГЭ, и успешно сдают итоговую аттестацию (в 2011-2012 учебном году 6 учащихся сдавали ЕГЭ по химии). Повысилась количество детей, участвующих в проектной деятельности. В течение последних 3-х лет учащиеся нашей школы приняли участие в следующих конкурсах и конференциях: научно-практическая конференция «Юность: творчество, поиск, успех». Были представлены работы «Влияние минеральных удобрений на рост и развитие растений», « Вредное воздействие нитратов и нитритов на организм человека», «Загрязнение атмосферы автомобильным транспортом», «ОАО «Гайский ГОК» как источник загрязнения атмосферного воздуха». В молодежном чемпионате по химии ученица 10 класса заняла 3 место в области.
Таким образом, главным становится организация системной деятельности учащихся на уроке с целью подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ.
Приложение 1
Индивидуальный образовательный маршрут
2015-2016 учебный год
1.1. Общие сведения
Предмет: химия
ФИО учащегося: ФИО учителя: Акназарова Гузяль Зуфаровна Форма занятий: групповые занятия (ГПД)
2. Пояснительная записка
1. Соответствие программе
1) Индивидуальный образовательный маршрут составлен в соответствии с образовательным стандартом по программе С.В.Суматохина. При формировании ИОМ учитывались специфика состояния здоровья ученика, результаты обучения в 8-11 классе и самостоятельной работы в каникулярный период, а также личные достижения ученика.
2) На занятиях будут использованы следующие ресурсы:
— материалы курса «Химия»;
— наглядный материал (схемы, таблицы);
— книги школьной, домашней и электронных библиотек;
— материалы внешних Интернет-ресурсов;
— аудио- и видео материалы;
— индивидуальные разработки учителя;
— сборники по подготовке к ЕГЭ по биологии
3) Индивидуализация планирования связана с:
— необходимостью подготовки к выпускным экзаменам,
— необходимостью устранения пробелов в знаниях за предыдущие классы,
—желанием сдать экзамен на высший балл.
2. Особенности ИОМ
Некоторые темы изучаются обзорно на уроках из за не достаточного времени для более подробного изучения, поэтому на групповых занятиях идет их отработка.
3. Виды деятельности
Ученику доступны все виды учебной деятельности, но предпочтительными являются следующие:
— устный ответ,
— письменный ответ,
— составление/заполнение таблицы,
— составление плана,
— подбор/поиск примеров,
— сравнительный анализ,
4. Формы контроля
Предполагается осуществление промежуточного контроля в разных формах:
— опрос
— устный ответ
— письменный ответ
— тестирование
— самостоятельная работа
— тестирование в форме ЕГЭ
5. Основные сложности
Не имеет.
6. Зона ближайшего развития
Повторить основные темы по неорганической и органической химии. Систематизировать и углубить знания по предмету.
Индивидуальный образовательный маршрут
№ | Сроки проведения | Тема занятия | Форма проведения | Форма контроля |
1. | Сентябрь | Строение атома. Строение вещества. Типы химической связи. Кристаллические решетки. Электроотрицательность. Степени окисления. | Групповая | Тематические тесты в форме ЕГЭ (часть А, В). |
2. | Октябрь | Классификация неорганических и органических веществ. Химические свойства оксидов, кислот, оснований, солей. | Групповая | Тематические тесты в форме ЕГЭ (часть А, В). |
3. | Ноябрь | Химические свойства простых веществ: металлов и неметаллов. | Групповая | Тематические тесты в форме ЕГЭ (часть А, В). |
4. | Декабрь | Теория строения органических соединений. Изомерия. Углеводороды: строение, химические свойства, получение. | Групповая | Тематические тесты в форме ЕГЭ (часть А, В). |
5. | Январь | Кислородсодержащие органические вещества: номенклатура, свойства, получение. | Групповая | Тематические тесты в форме ЕГЭ (часть А, В). |
6. | Февраль | Азотсодержащие органические вещества: номенклатура, свойства, получение. | Групповая | Тематические тесты в форме ЕГЭ (часть А, В). |
7. | Март | Классификация химических реакций. Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Гидролиз солей. Электролиз расплавов и растворов. | Групповая | Тематические тесты в форме ЕГЭ (часть А, В). |
8. | Апрель | Решение задач на растворы, на избыток и недостаток, на примеси, на практический выход, на смеси. | Групповая | Тематические тесты в форме ЕГЭ (часть А, В). |
9. | Май | Решение заданий части В и С. | Групповая | Тематические тесты в форме ЕГЭ (часть В, С). |
6