ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
1. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из «Заметок русского консерватора» С. Е. Крыжановского.
«Недостатки избирательного закона были очевидны. Он заливал то немногое, что было государственного в России, массой черни, единственный клич которой в те дни был «Земли!». Правительство изменить избирательный закон не решалось, а решило ещё раз попытать счастья с прежним, что было и правильно, так как следовало подготовить умы к изменению закона. Были лишь проведены через Сенат кое-какие толкования закона, несколько суживавшие крайности….
Тем не менее, перегрузка выборов тёмными слоями крестьянства, сбитого в ту пору с тол-ка мыслью о безвозмездном расширении своих земельных угодий, и в городах – неразвитым мещанством и рабочими, в связи с новизной политической жизни в России сделала своё дело. Наверх опять всплыли крикуны и агитаторы…
Стало очевидным, что без изменения избирательного закона и без предоставления решающего слова тем слоям населения, которые воспитывались на земской работе, нельзя получить думы, способной к государственной должности».
О деятельности каких Государственных Дум автор отзывается негативно?
В какой период времени они осуществляли свою деятельность?
Используя знания по истории, укажите, какие действия данных законодательных органов привели к их конфронтации с правительством и последующий роспуск Дум?
2. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
Существование Государственной Думы в период 1906-1907 гг. никак не подрывало прерогатив самодержавной власти императора.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение: Аргументы в опровержение:
1) … 1) …
2) … 2) …
3. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Во время прекращения занятий Государственной думы, если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере, которая требует обсуждения в порядке законодательном, Совет Министров представляет о ней Государю Императору непосредственно. Мера эта не может, однако, вносить изменений ни в Основные государственные законы, ни в Учреждения Государственного совета и Государственной думы, ни в постановления о выборах в Совет или Думу».
Б) «...законы гражданские, сколь бы они ни были совершенны, без государственных установлений не могут быть твёрды. В числе сих установлений Совет издавна занимал важное место. В начале своём он был временным и преходящим. Но при вступлении нашем на престол, наименовав его Государственным, мы тогда же предназначили дать ему в своё время образование, свойственное публичным установлениям».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Данный документ был учреждён во время первой русской революции.
2) Законодательный орган, о котором идёт речь в документе, просуществовал до 1919 г.
3) Данный документ является итогом разработки М.М. Сперанским проекта государственных реформ.
4) В орган управления, указанный в данном документе, были проведены выборы по четырём куриям.
5) Автор этого документа впоследствии занимался также и составлением Свода законов Российской империи.
6) Данный документ учреждал в Российской империи республиканскую форму правления.
4. Прочтите отрывок из манифеста и укажите год его обнародования.
«…выработанные правительством нашим обширные мероприятия Государственная дума или не подвергала вовсе рассмотрению, или замедляла обсуждением, или отвергала, не остановившись даже перед отклонением законов, каравших открытое восхваление преступлений и сугубо наказывавших сеятелей смуты в войсках… Всё это побудило нас указом, данным правительствующему сенату 3 сего июня, Государственную думу…распустить…».
1) 1906 г.
2) 1907 г.
3) 1915 г.
4) 1917 г.
5. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Сохраняя неприкосновенным основной закон Российской империи о существе самодержавной власти, признали мы за благо учредить
Государственную думу и утвердили положение о выборах в Думу, распространив силу сих законов на всё пространство Империи, с теми лишь изменениями, кои будут признаны нужными для некоторых, находящихся в особых условиях, её окраин.
О порядке участия в Государственной думе выборных от Великого княжества Финляндского по вопросам общих для Империи и сего края узаконений будет нами указано особо.
Вместе с сим повелели мы министру внутренних дел безотлагательно представить нам к утверждению правила о приведении в действие положения о выборах в Государственную думу, с таким расчётом, чтобы члены от 50 губерний и области войска донского могли явиться в Думу не позднее половины января…»
Б) «Коренные государственные законы определяют состав Совета, существо и главные формы его действия.
I. В порядке государственных установлений Совет является учреждением, в коем все действия порядка законодательного, судебного и исполнительного соединяются и через него восходят к державной власти и от неё изливаются.
II. Посему все законы, уставы и учреждения в первых их начертаниях… рассматриваются в Государственном совете…
IV. Совет составляется из особ, Высочайшею доверенностью в сословие сие призванных».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Данный документ был издан в период правления Николая II.
2) Орган власти, упомянутый в данном отрывке, существовал в Российской империи более 100 лет.
3) Данный документ был издан в период правления Александра II.
4) Современником издания данного документа был П.Н. Милюков.
5) Данный документ был издан в период правления Александра I.
6) В отрывке упомянута территория, вошедшая в состав России в 1720-х гг.
6. ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Дело об освобождении крестьян, которое поступило на рассмотрение Государственного Совета, по важности своей я считаю жизненным для России вопросом, от которого будет зависеть развитие её силы и могущества. Я уверен, что вы все, господа, столько же убеждены, как и я, в пользе и необходимости этой меры. У меня есть ещё и другое убеждение, а именно, что откладывать этого дела нельзя; почему я требую от Государственного Совета, чтобы оно было им кончено в первую половину февраля и могло быть объявлено к началу полевых работ; возлагаю это на прямую обязанность председательствующего в Государственном совете. Повторяю, и это моя непременная воля, чтоб дело это теперь же было кончено. Вот уже четыре года, как оно длится и возбуждает различные опасения и ожидания как в помещиках, так и в крестьянах. Всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства».
Б) «Всевышним Промыслом вручённое Мне попечение о благе Отечества побудило Меня призвать к содействию в законодательной работе выборных от народа.
С пламенной верой в светлое будущее России Я приветствую в лице вашем тех лучших людей, которых Я повелел возлюбленным Моим подданным выбрать от себя.
Трудная и сложная работа предстоит вам. Верю, что любовь к Родине, горячее желание послужить ей воодушевят и сплотят вас…
Господь да благословит труды, предстоящие Мне в единении с Государственным Советом и Государственною Думою, и да знаменуется день сей отныне днём обновления нравственного облика Земли Русской, днём возрождения её лучших сил.
Приступите с благоговением к работе, на которую Я вас призвал, и оправдайте достойно доверие Царя и народа. Бог в помощь Мне и вам».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) В царствование императора, выступившего с данной речью, большую роль в государственных делах играл М.М. Сперанский.
2) Реформа, о которой говорится в речи, была проведена в 1861 г.
3) В том же году, в который была произнесена данная речь, началась Столыпинская аграрная реформа.
4) Речь была произнесена императором, в царствование которого в России была учреждена всесословная воинская повинность.
5) Речь была произнесена в период Первой российской революции.
6) В царствование императора, выступившего с данной речью, был принят Закон о земских начальниках.
7. Напишите термин, о котором идёт речь.
«Члены фракции, созданной в апреле 1906 г. группой депутатов I Государственной думы из крестьян и интеллигентов народнического направления.»
8. Прочтите отрывок из речи.
«Я, [господа], думаю, что это была величайшая ошибка – стремление везде и всюду искать изменников, искать каких-то немецких агентов, свергать отдельных Штюрмеров или Распутиных под влиянием легенды о «тёмных силах», легенды об изменниках, о немецком влиянии.
У нас, [господа], есть гораздо более опасный враг, чем немецкие влияния, чем предательство и измена отдельных лиц. Это – система: это система безответственного деспотизма, система средневекового представления о государстве, не как об европейском современном государстве, а как о вотчине, где есть господин и холопы…
И вот я и спрошу вас, [господа] члены Государственной думы (а вместе с вами – и ту общественность, которую вы представляете): что же, наконец, эти три года войны привели вас к тому основному убеждению, которое, и только оно одно, может вас соединить с нами, представителями демократии?!
Поняли ли вы, что исторической задачей русского народа в настоящий момент является задача уничтожения средневекового режима, немедленно, во что бы то ни стало…?»
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
1) Война, о которой говорится в выступлении, относится к 1877–1878 гг.
2) Орган управления, перед которым выступал автор данной речи, появился в результате Первой российской революции.
3) Императором России на момент произнесения речи был Александр III.
4) Россия потерпела поражение в войне, к периоду которой относится данная речь.
5) Автор отмечает архаизм, несоответствие требованию времени существующего в России политического режима.
6) Автор речи относит себя к убежденным сторонникам монархии.
8. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные.
Название документа, выступления, прокламации | Содержание | Год |
__________(A) | Выступление английского политического деятеля, содержащее призывы к сплочению стран Запада перед лицом угрозы распространения советского влияния в мире | __________(Б) |
__________(В) | Обращение депутатов с призывами к пассивному сопротивлению действиям властей после роспуска I созыва Государственной думы | 1906 г. |
«Апрельские тезисы» | __________(Г) | 1917 г. |
«Нота Милюкова» | __________(Д) | __________(Е) |
Пропущенные элементы:
1) 1917 г.
2) «Фултонская речь»
3) 1946 г.
4) программа помощи европейским странам в восстановлении экономики после Второй мировой войны
5) «Выборгское воззвание»
6) 1956 г.
7) заявление о намерениях Временного правительства продолжить выполнение обязательств перед союзниками в Первой мировой войне
8) Доктрина Трумэна
9) программа действий партии большевиков, содержащая задачу перехода всей полноты государственной власти к Советам рабочих и солдатских депутатов
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
10. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы C1–C3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из письма государственного деятеля начала XX в.
«Милая мама, сколько я перемучился до этого, ты себе представить не можешь! …Представлялось избрать один из двух путей: назначить энергичного человека и всеми силами постараться раздавить крамолу, затем была бы передышка, и снова пришлось бы через несколько месяцев действовать силой; но это бы стоило потоков крови и в конце концов привело бы к теперешнему положению, т. е. авторитет власти был бы показан, но результат оставался бы тот же самый и реформы вперёд не могли осуществляться бы. Другой путь – предоставление гражданских прав населению – свободы слова, печати, собраний и союзов и неприкосновенности личности; кроме того, обязательство проводить всякий законопроект через Государственную думу – это в сущности и есть конституция… Немного нас было, которые боролись против неё. Но поддержки в этой борьбе ниоткуда не пришло, всякий день от нас отворачивалось всё большее количество людей, и в конце концов случилось неизбежное. Тем не менее по совести я предпочитаю давать всё сразу, нежели быть вынужденным в ближайшем будущем уступать по мелочам и всё-таки прийти к тому же».
С1. Назовите автора письма и год, в котором ему пришлось делать изложенный в письме выбор.
С2. На основе текста и знаний по истории приведите не менее трех реформ и действий («уступок»), на которые вынужден был согласиться автор письма.
С3. Какие причины отказа от пути подавления «крамолы» через установление военной диктатуры указывает автор? Какие причины можете дополнительно указать вы? Укажите всего не менее трех причин.
О Государственной думе
Вопросы и задания к документам :
Привлекая знания по истории, укажите, когда была учреждена Государственная дума? С какой целью?
Назовите права и полномочия членов Думы. Охарактеризуйте порядок ее работы.
В. И. Ленин призвал партию большевиков бойкотировать выборы в I Думу. Позднее он признал это ошибкой. Можно ли на основании приведенных документов обосновать ошибочность бойкота Думы?
О чем свидетельствует статья 86 документа? Какие изменения в политическом устройстве России она отражает?
Из Высочайшего Указа от 20 февраля 1906 г. о Государственной думе
Государственная дума учреждается для обсуждения законодательных предположений.
Государственная дума образуется из членов, избираемых населением Российской империи На 5 лет.
Государственная дума может быть, до истечения 5-летнего срока полномочий ее членов, распущена указом Императорского Величества. Тем же указом назначаются новые выборы и время ее созыва.
Продолжительность ежегодных занятий и сроки перерыва в течение года определяются указами Императорского Величества.
7. Для законного состава заседаний Думы требуется присутствие не менее одной трети всего числа данного состава членов Думы.
Государственная дума может возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов.
Государственная дума может обращаться к министрам и главноуправляющим отдельными частями с запросами по поводу установлений, кои представляются незакономерными.
О членах Государственной думы
14. Члены Думы пользуются полной свободой суждений и мнений по делам, подлежащим ведению Думы, и не обязаны отчетом перед своими избирателями.
Из Основных государственных законов (23 апреля 1906 г.)
86. Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного Совета и Думы и воспринять силу без утверждения Государя Императора.
106. Государственный Совет и Дума пользуются равными в делах законодательства правами.