СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ. Научный стиль речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На презентации представлены задания по подготовке к ЕГЭ по русскому языку и теоретический материал о научном стиле речи

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ. Научный стиль речи»

Подготовка к ЕГЭ.  Научный стиль речи

Подготовка к ЕГЭ. Научный стиль речи

Распределительный диктант Заварить кашу, на вес золота, на два фронта, альфа и омега, одержать победу, точить лясы, играть роль, пушечное мясо, нервная система, хватило пороху, конфискация имущества, у черта на куличках, иметь в виду, от а до я, на пушечный выстрел, иду на вы. Стилистически окрашенные: Стилистически нейтральные :

Распределительный диктант

Заварить кашу, на вес золота, на два фронта, альфа и омега, одержать победу, точить лясы, играть роль, пушечное мясо, нервная система, хватило пороху, конфискация имущества, у черта на куличках, иметь в виду, от а до я, на пушечный выстрел, иду на вы.

Стилистически окрашенные:

Стилистически нейтральные :

Распределительный диктант Заварить кашу, на вес золота, на два фронта, альфа и омега, одержать победу, точить лясы, играть роль , пушечное мясо, нервная система , хватило пороху, конфискация имущества , у черта на куличках, иметь в виду , от а до я, на пушечный выстрел, иду на вы. Стилистически окрашенные: Стилистически нейтральные :

Распределительный диктант

Заварить кашу, на вес золота, на два фронта, альфа и омега, одержать победу, точить лясы, играть роль , пушечное мясо, нервная система , хватило пороху, конфискация имущества , у черта на куличках, иметь в виду , от а до я, на пушечный выстрел, иду на вы.

Стилистически окрашенные:

Стилистически нейтральные :

Тезаурус Стиль речи – это функциональная разновидность литературного языка которая определяется условиями речевого общения. Стилистика – наука изучающая функциональные разновидности литературного языка и характерные для них стилистические ресурсы. - Спишите, расставляя знаки препинания, объясните их постановку. - Объясните постановку тире в предложениях.

Тезаурус

Стиль речи – это функциональная разновидность литературного языка которая определяется условиями речевого общения.

Стилистика – наука изучающая функциональные разновидности литературного языка и характерные для них стилистические ресурсы.

- Спишите, расставляя знаки препинания, объясните их постановку.

- Объясните постановку тире в предложениях.

Функциональное применение стилей речи Сфера применения Функциональный стиль Общение людей в быту Общение граждан с учреждениями и учреждений между собой Агитационно-массовая деятельность Научная деятельность Словесно-художественное творчество

Функциональное применение стилей речи

Сфера применения

Функциональный стиль

Общение людей в быту

Общение граждан с учреждениями и учреждений между собой

Агитационно-массовая деятельность

Научная деятельность

Словесно-художественное творчество

Научный стиль - это система речевых средств, обслуживающих сферу науки и обучения.

Научный стиль - это система речевых средств, обслуживающих сферу науки и обучения.

Работа с учебником с.268 Где употребляется научный стиль речи? Каково его назначение? Какие существуют разновидности научного стиля? Как их отличить друг от друга? Назовите жанровые разновидности стиля и стилеобразующие черты.

Работа с учебником с.268

  • Где употребляется научный стиль речи? Каково его назначение?
  • Какие существуют разновидности научного стиля? Как их отличить друг от друга?
  • Назовите жанровые разновидности стиля и стилеобразующие черты.
Языковые особенности научного стиля ЛЕКСИЧЕСКИЕ - насыщенность терминами, -научная фразеология, - слова с абстрактным значением, с прямым значением; отсутствие тропов; - вводные слова и вводные компоненты.

Языковые особенности научного стиля

ЛЕКСИЧЕСКИЕ

- насыщенность терминами,

-научная фразеология,

- слова с абстрактным значением, с прямым значением; отсутствие тропов;

- вводные слова и вводные компоненты.

Языковые особенности научного стиля МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ - существительные на –ОСТЬ, -ЦИЯ, -НИЕ - отглагольные (субстантивированные существительные); - частое использование Рп в определениях; - отсутствие мест(я, мы, ты, вы) 1-2 лица - употребление производных предлогов.

Языковые особенности научного стиля

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ

- существительные на –ОСТЬ, -ЦИЯ, -НИЕ

- отглагольные (субстантивированные существительные);

- частое использование Рп в определениях;

- отсутствие мест(я, мы, ты, вы) 1-2 лица

- употребление производных предлогов.

Языковые особенности научного стиля СИНТАКСИЧЕСКИЕ - преобладание союзных СП над БСП; - СПП (цель, причинность, условие, следствие и т.д.); - отсутствие восклицательных (нет эмоциональной окрашенности); - цитаты, ссылки, формулы, графики, схемы.

Языковые особенности научного стиля

СИНТАКСИЧЕСКИЕ

- преобладание союзных СП над БСП;

- СПП (цель, причинность, условие, следствие и т.д.);

- отсутствие восклицательных (нет эмоциональной окрашенности);

- цитаты, ссылки, формулы, графики, схемы.

Распределите лингвистические термины по группам в соответствии с разделами лингвистики   Нарицательные существительные, междометие, грамматическая основа, обособленные члены, транскрипция, синонимы, орфоэпические нормы, суффикс, ударение, безличные предложения, приставочный способ, омонимы, вводные слова, притяжательные прилагательные, сонорные согласные звуки, сложносокращенные слова, разноспрягаемые глаголы, фразеологизмы, сложноподчиненные предложения.

Распределите лингвистические термины по группам в соответствии с разделами лингвистики

Нарицательные существительные, междометие, грамматическая основа, обособленные члены, транскрипция, синонимы, орфоэпические нормы, суффикс, ударение, безличные предложения, приставочный способ, омонимы, вводные слова, притяжательные прилагательные, сонорные согласные звуки, сложносокращенные слова, разноспрягаемые глаголы, фразеологизмы, сложноподчиненные предложения.

Распределите лингвистические термины по группам в соответствии с разделами лингвистики   Нарицательные существительные , междометие , грамматическая основа , обособленные члены , транскрипция , синонимы, орфоэпические нормы , суффикс , ударение , безличные предложения , приставочный способ , омонимы, вводные слова , притяжательные прилагательные , сонорные согласные звуки , сложносокращенные слова , разноспрягаемые глаголы , фразеологизмы, сложноподчиненные предложения.

Распределите лингвистические термины по группам в соответствии с разделами лингвистики

Нарицательные существительные , междометие , грамматическая основа , обособленные члены , транскрипция , синонимы, орфоэпические нормы , суффикс , ударение , безличные предложения , приставочный способ , омонимы, вводные слова , притяжательные прилагательные , сонорные согласные звуки , сложносокращенные слова , разноспрягаемые глаголы , фразеологизмы, сложноподчиненные предложения.

Задание на самоподготовку  Знать п. 50 (языковые особенности научного стиля, стилеобразующие черты) Выполнить упражнение (задание на распечатке)

Задание на самоподготовку

  • Знать п. 50 (языковые особенности научного стиля, стилеобразующие черты)
  • Выполнить упражнение (задание на распечатке)

Самоподготовка

1. Списать текст, вставляя пропущенные знаки препинания, буквы и обозначая орфограммы. Выполнить задание к тексту.

Спор: понятие, определение.

Спор публичное обсуждение проблем интересующих участников обсуждения вызва(н,нн)ое ж..ланием как можно глубже обстоятельнее разобрат..ся в обсужда..мых вопросах: это ст..лкновение различных точек зрения в проце(сс,с)е доказательства и опровержения.

И(сс,с)ку(сс,с)тво ведения спора пр..обретает для каждого из нас все более важное значение (по)этому целесообразно сравнить его с такими близкими понятиями, как "д..спут", "д..(сс,с)куссия", "п..лемика".

В тех с..туациях когда речь идет о д..спуте имеется (в)виду ко(л,лл)ективное обсуждение нравстве(н,нн)ых, политических, литературных, научных, профессиональных и других проблем которые не имеют (обще)принятого, (одно)значного решения. В пр..це(с,сс)е диспута его учас..ники высказывают различные суждения о тех или иных событиях, пр..блемах.

Под д..ску(с,сс)ией обычно также подразумевается публичное обсуждение каких(либо) пр..блем спорных вопросов на собрании, в печати, в беседе. Отличительной чертой д..ску(с,сс)ии выступа..т отсутствие тезиса но наличие в качестве об..единяющего начала темы. К д..ску(с,сс)иям организуемым например на научных к..нференциях нельзя пред..являть тех(же) требований что и к спорам организующим началом которых является тезис. Д..скуссия часто ра(сс,с)матрива..тся как метод актив..зирующий пр..це(с,сс) обучения.

Задание: Определите стиль текста, выявите его стилеобразующие черты и языковые особенности (по 1-2) (лексические, морфологические, синтаксические)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!