СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мугудайская средняя общеобразовательная школа им. Д.Д.Красильникова»



РЕКОМЕНДОВАНО

Руководитель МО

_________Полятинская С.Д.

«___»__________ 2018г.

СОГЛАСОВАНО:

Зам.директора по УР

_______ Смирникова М.И.

«___»__________ 2018г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Мугудайская СОШ»

___________ Федоров А.А..

«___»______________ 2018г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по биологии» 10 класс

Количество часов на год: 35 часов

Количество часов в неделю: 1 час



Учитель:

Толстоухова Сардана Степановна

Учитель биологии и химии,

МБОУ «Мугудайская СОШ им. Д.Д.Красильникова»





2018 – 2019 уч.год


Пояснительная записка.

Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по биологии» предназначен для учащихся 10 классов общеобразовательных школ.

Актуальность курса не оставляет сомнений. С каждым годом растет значимость единого государственного экзамена. В связи с этим встает необходимость более качественной подготовки обучающихся к нему. Программой курса предусмотрены задания части В и С ЕГЭ на установление последовательности и соответствия процессов и явлений природы. Экзамен по биологии – одна из форм итогового контроля знаний. Выпускные экзамены по курсу биологии проводятся в два этапа: за курс основной и средней школы.

В учебниках по биологии 6 – 8 классов материал изложен упрощённо, что недостаточно для нормальной сдачи экзамена в 11 классе. Отдалённость сдачи экзамена за курс основной школы также является источником потери некоторого количества знаний по изученным ранее дисциплинам.

Этот курс рассчитан на подготовку учащихся 10 класса к ЕГЭ по биологии по разделам ботаники, зоологии, биологии человека, а также наиболее сложным темам общей биологии. Данный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы по этим направлениям биологии, систематизировать материал и извлекать необходимую информацию из большого числа источников и более эффективно подготовиться к ЕГЭ.

Цель: Углубить и расширить знания о живых организмах, опираясь на науки ботаника, зоология, анатомия человека, общая биология. Создать условия для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания.

Задачи:

Образовательные: обеспечить закрепление основных биологических понятий, продолжить формирование специальных биологических умений и навыков наблюдать, ставить опыты и общеучебных умений (работа с учебником, тетрадью, словарём); усвоение учащимся законов, теорий, научных идей, фактов.

Развивающие: развитие у учащихся навыков учебного труда и самостоятельной работы; интереса к предмету; формировать умения выделять главное в изучаемом материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности, анализировать результаты опытов, рецензировать ответы товарищей

Воспитывающие: воспитание культуры труда

Место предмета в учебном плане

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа элективного курса по биологии предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю, всего 35 часов(35 учебных недель) в год.

Количество часов , на которое рассчитана учебная программа на год и по четвертям:


Четверть

Всего часов

теория

Практические работы

1 четверть

9

4

5

2 четверть

7

2

5

3 четверть

10

6

4

4 четверть

9

5

4

Всего

35

17

18

С учетом государственной итоговой аттестации реализовать следующие темы через формы внеурочной деятельности:

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать:

Основные группы прокариот и грибов, особенности их организации, многообразие, а так же экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека

Основные группы растений, особенности их организации, многообразие, а так же экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний при охране здоровья человека.

Основные группы животных, особенности их организации, многообразие, а так же экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний при охране здоровья человека.

Сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии; роль гормонов и витаминов в организме;

Учащиеся должны уметь:

Приводить примеры распространенности прокариот, грибов и лишайников и характеризовать их роль в биоценозах; распознавать и описывать на таблицах основные группы прокариот и грибов. Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы) и делать выводы на основе сравнения.

Объяснять особенности организации клеток, органов и тканей растений. Приводить примеры распространенности водорослей, споровых, голосеменных и цветковых растений и характеризовать их роль в биоценозах. Распознавать их на таблицах. Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы) и делать выводы на основе сравнения.

Объяснять особенности организации клеток, органов и тканей животных. Приводить примеры распространенности групп животных и характеризовать их роль в биоценозах. Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов животных. Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы) и делать выводы на основе сравнения.

Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека, определять тип ткани по препарату или фотографии. Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы) и делать выводы на основе сравнения.

Уметь решать задания единого государственного экзамена части А,В,С

Учебно – тематический план

№ пп

Название темы

Количество часов

1

Общая биология. Жизнь, её свойства, уровни организации, происхождение жизни

2

2

Химический состав живых организмов

2

3

Строение клетки

2

4

Обмен веществ и превращение энергии

3

5

Размножение и индивидуальное развитие организмов

2

6

Генетика и селекция.

5

7

Эволюция

3

8

Экология и учение о биосфере

2

9

Многообразие живых организмов

8

10

Человек и его здоровье.

6


Всего

35

Содержание программы.

  1. Общая биология. Жизнь, её свойства, уровни организации, происхождение жизни.(2 часа)

Предмет и методы биологии, свойства живой материи, уровни организации живой материи, происхождение жизни на Земле. Науки, входящие в состав биологии. История развития биологии как науки с античных времен до наших дней.

  1. Химический состав живых организмов (2 часа)

Элементный и молекулярный состав, вода, минеральные соли, углеводы, липиды, белки, их строение и функции, нуклеиновые кислоты, их строение.

  1. Строение клетки.( 2 часа)

Типы клеточной организации. Строение клетки: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро, одномембранные, двумембранные и немембранные органоиды клетки, основные различия клеток прокариот и эукариот.

  1. Обмен веществ и превращение энергии. (3часа)

Типы питания живых организмов. Понятие о метаболизме- ассимиляция (пластический обмен), диссимиляция(энергетический обмен). АТФ и её роль в метаболизме. Фотосинтез, хемосинтез, биосинтез белка.

5 . Размножение и индивидуальное развитие организмов. (2часа)

Воспроизведение клеток: митоз, мейоз. Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов.

6 . Генетика и селекция.(5часа)

Наследственность и изменчивость. Первый, второй и третий закон Менделя. Дигибридное и моногибридное скрещивание. Генетика пола, сцепленное с полом наследование. Методы генетики. Селекция, центры происхождения культурных растений.

7. Эволюция. (3часа)

Эволюционное учение Ч.Дарвина, развитие органического мира, происхождение человека.

8. Экология и учение о биосфере. ( 2часа)

Экологические факторы. Популяции. Экологические системы. Понятие о биосфере.

9. Многообразие живых организмов.( 8часа)

Вирусы, бактерии, грибы, лишайники.

Царство растения. Подцарство низшие растения, водоросли. Ткани и органы высших растений: вегетативные органы и генеративные органы высших растений. Подцарство высшие растения: споровые, семенные растения. Отделы: голосеменные и покрытосеменные растения. Семейства класса Однодольные и класса Двудольные растения.

Царство животные. Подцарство Простейшие(Одноклеточные). Подцарство Многоклеточные, тип Кишечнополостные, тип Плоские черви, тип Круглые черви, тип Кольчатые черви, тип Моллюски, тип Членистоногие. Класс Ракообразные, Паукообразные, Насекомые. Тип Хордовые, класс Ланцетники, Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие. Подклассы Первозвери, Сумчатые, Плацентарные.

10. Человек и его здоровье. ( 5часа)

Ткани, органы, регуляция жизнедеятельности. Опорно-двигательная система. Пищеварительная система и обмен веществ. Дыхательная и выделительная система. Кровеносная система, первая помощь при кровотечениях. Нервная система и высшая нервная деятельность человека. Органы чувств. Анализаторы. Кожа и её производные. Железы внутренней и внешней секреции. Размножение и развитие человека.

Контроль уровня обученности.

Текущий контроль знаний и умений осуществляется посредством индивидуального рейтинга по результатам практических работ и решения тестовых заданий (вариантов КИМов).

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме теста, контрольной работы.

Перечень учебно-методического обеспечения, список литературы (основной, дополнительной )

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2017, 2018 по биологии. – Федеральное государственное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений».

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для подготовки единого государственного экзамена 2015 по биологии. – Федеральное государственное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений».

Календарно-тематический план

№ п/п число

Наименование разделов и тем

Количе ство часов

Единица содержания

Формируе мые Компетен ции (знания, умения)

Домашнее задание

Общая биология. Жизнь, её свойства, уровни организации, происхождение жизни. (2 часа)

1.

Предмет и методы биологии, Уровни организации и свойства живой материи.

1

Происхождени е жизни на Земле .Уровни организации и свойства живой материи.

Уметь решать задачи по данной теме.

конспект

2.

Решение типовых заданий ЕГЭ

1


тесты


Химический состав живых организмов 2 ч

3.

Элементный и молекулярный состав. Органические и минеральные вещества клетки.

1

Органические и минеральные вещества клетки. Их значение .

Уметь решать задачи по данной теме.

конспект

4.

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть А и В)

1



тесты

Строение клетки 2ч

5.

Типы клеточной организации. Строение клетки. Основные различия клеток прокариот и эукариот

1

Строение клетки. Основные различия клеток прокариот и эукариот.

Уметь решать задачи по данной теме.

конспект

6.

Решение типовых заданий ЕГЭ.

1



тесты

Обмен веществ и превращение энергии.(3часа)

7.

Типы питания живых организмов.

1

Понятие о метаболизме: ассимиляция (пластический обмен),диссим иляция(энергет ический обмен) АТФ и её роль в метаболизме. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка.

Уметь решать задачи по данной теме.

конспект

8.

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть А и В)

1



тесты

9.

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть С)

1



тесты

Размножение и индивидуальное развитие организмов.(2 часа)

10.

Размножение организмов. Типы деления клеток Воспроизведение клеток:


Половое, бесполое размножение. Индивидуально е развитие организмов митоз, мейоз

Уметь решать задачи по данной теме.

конспект

11.

Решение типовых заданий ЕГЭ(часть А и В, С)

1



тесты

Генетика и селекция. (5 часов)

12.

Наследственность и изменчивость

1

Наследственно сть , изменчивость

Уметь решать задачи по данной теме.

конспект

13.

Методы генетики. Решение задач на моногибридное, дигибридное скрещивание,

1

Первый, второй и третий закон Менделя. Дигибридное и моногибридное скрещевание. Генетика пола, сцепленное с полом наследование

Уметь решать задачи по данной теме.

конспект

14.

Методы генетики. Решение задач на сцепленное с полом наследование

1



конспект

15.

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть А и В)

1



тесты

16.

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть В)

1



тесты

Эволюция. (3часа )

17.

Эволюционное учение Ч.Дарвина. Происхождение человека

1

Эволюционное учение Ч.Дарвина Развитие органического мира.

Уметь решать задачи по данной теме.


18.

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть А и В)

1



тесты

19.

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть С)

1



тесты

Экология и учение о биосфере 2 ч

20.

Экологические системы. Понятие о биосфере.

1

Экологические факторы. Популяции.

Уметь решать задачи по данной теме.

конспект

21.

Решение типовых заданий ЕГЭ

1



тесты

Многообразие живых организмов 8 ч

22.

Царства Бактерии и Грибы

1

Грибы. Бактерии. Вирусы

Уметь решать задачи по данной теме.

конспект

23.

Царство Растения.

1

Подцарства низшие и высшие растения. Ткани и органы высших растений. Лишайники, споровые, семенные растения вегетативные органы и генеративные органы высших растений. Семейства класса Однодольные, Семейства класса Двудольные


конспект

24.

Отделы растений : голосеменные и покрытосеменные растения.

1



конспект

25.

Решение типовых заданий ЕГЭ

1



тесты

26.

Царство животные

1


Типы и классы животных, особенности строения и жизнедеятельн ости.


27.

Подцарство (Одноклеточные)

1



конспект

28.

Подцарство Многоклеточные

1



конспект

29

Решение типовых заданий ЕГЭ

1



тесты

Человек и его здоровье. 5 ч

30.

Ткани, органы, регуляция жизнедеятельност и.

1

Системы органов: Опорнодвигательная, пищеварительн ая, обмена веществ, дыхательная, выделительная, кровеносная. Железы внутренней и внешней секреции Органы чувств. Анализаторы. Высшая нервная деятельность человека. Половое размножение. Индивидуально е развитие организмов. Гаметогенез.

Уметь решать задачи по данной теме.

конспект

31.

Нервная система и высшая нервная деятельность человека.

1




32.

Размножение и развитие человека.

1




33.

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть А и В)

1



тесты

34.

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть С)

1



тесты

35.

Итоговое тестирование

1


Уметь решать задачи по данной теме.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!