СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ОГЭ тест "Научная сфера"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест по обществознанию, подготовка к ОГЭ  "Научная сфера" 

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ тест "Научная сфера"»

1.Наука является   1) единственной формой познания  2) социальной стратой  3) совокупностью жизненных ценностей  4) особой системой знания   Выбор лежит между 1 и 4. Но наука — не единственная форма познания.

1.Наука является  1) единственной формой познания 2) социальной стратой 3) совокупностью жизненных ценностей 4) особой системой знания

Выбор лежит между 1 и 4. Но наука — не единственная форма познания.

 2. В отличие от других видов познания, в процессе научного познания обязательно происходит   1) отражение внешних признаков познаваемого объекта  2) теоретическое обобщение результатов наблюдений  3) формулировка возможных ответов на возникающие вопросы  4) построение предположений, основанных на опыте    Научное познание, в отличие от других многообразных форм познания, — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. Все остальные пункты присутствуют и в других методах познания. 

2. В отличие от других видов познания, в процессе научного познания обязательно происходит  1) отражение внешних признаков познаваемого объекта 2) теоретическое обобщение результатов наблюдений 3) формулировка возможных ответов на возникающие вопросы 4) построение предположений, основанных на опыте

  • Научное познание, в отличие от других многообразных форм познания, — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. Все остальные пункты присутствуют и в других методах познания. 
3. Логическое мышление лежит в основе познания   1) научного 2) житейского 3) религиозного 4) художественного

3. Логическое мышление лежит в основе познания  1) научного 2) житейского 3) религиозного 4) художественного

      4. Опора на объективные факты при аргументации выводов — обязательная составляющая познания   1) художественного 2) научного 3) мифологического 4) житейского

4. Опора на объективные факты при аргументации выводов — обязательная составляющая познания  1) художественного 2) научного 3) мифологического 4) житейского

5.Среди наук о человеке и обществе отдельные социальные институты, процессы, социальные группы и общности являются предметом изучения  1) экономики 2) социологии 3) политологии 4) правоведения

  • Экономика — совокупность наук о ведении народного хозяйства, сложившиеся в самостоятельную отрасль обще­ственных наук. Экономическая действительность является объектом экономических наук, которые подразделяется на теоретические и прикладные. Теоретическую экономику также называют экономической теорией — наукой о том, как люди и общество выбирают способ использования ограниченных ресурсов.
  • Политология — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.
  • Правоведение — Правоведение — наука, предметом изучения которой является право. Право неразрывным образом связано с государством, это универсальный регулятор общественных отношений.

 

 6. Какая наука изучает происхождение и содержание моральных норм?  1) этика  2) лингвистика  3) литературоведение  4) эстетика   Лингвистика — наука, изучающая языки. Это наука о естественном человеческом языке вообще и обо всех языках мира как индивидуальных его представителях. Литературоведение — наука, изучающая художественную литературу как явление человеческой культуры. Главные отрасли: теория литературы, история литературы и литературная критика. Эстетика — философская дисциплина, основным предметом изучения которой является эстетическое и его действительность, его законы и нормы, его формы и типы (прекрасное, возвышенное и др.), его отношение к природе и искусству, его происхождение и роль в художественном творчестве и наслаждении; философское учение о сущ­но­сти и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме об­ще­ствен­но­го сознания.

6. Какая наука изучает происхождение и содержание моральных норм? 1) этика 2) лингвистика 3) литературоведение 4) эстетика

  • Лингвистика — наука, изучающая языки. Это наука о естественном человеческом языке вообще и обо всех языках мира как индивидуальных его представителях.
  • Литературоведение — наука, изучающая художественную литературу как явление человеческой культуры. Главные отрасли: теория литературы, история литературы и литературная критика.
  • Эстетика — философская дисциплина, основным предметом изучения которой является эстетическое и его действительность, его законы и нормы, его формы и типы (прекрасное, возвышенное и др.), его отношение к природе и искусству, его происхождение и роль в художественном творчестве и наслаждении; философское учение о сущ­но­сти и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме об­ще­ствен­но­го сознания.
       7. Из перечисленного ниже научными знаниями являются   1) данные расписания движения электропоездов  2) правила пожарной безопасности  3) нормы международного гуманитарного права  4) законы термодинамики    Физика — наука, следовательно законы термодинамики — научное знание.

  7. Из перечисленного ниже научными знаниями являются  1) данные расписания движения электропоездов 2) правила пожарной безопасности 3) нормы международного гуманитарного права 4) законы термодинамики

  • Физика — наука, следовательно законы термодинамики — научное знание.
  8. Термины «гипотеза», «закон», «теория» используются при характеристике познания   1) художественного 2) научного 3) мифологического 4) житейского

8. Термины «гипотеза», «закон», «теория» используются при характеристике познания  1) художественного 2) научного 3) мифологического 4) житейского

      9. Какой метод получения знаний используется  преимущественно  на теоретическом уровне научного познания?   1) описание научных фактов 2) проведение наблюдений  3) описание экспериментальных данных 4) выдвижение гипотезы    Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания).   Методы познания:   Анализ — расчленение целостного предмета на составные части с целью их всестороннего изучения. Синтез — соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое. Индукция — метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок. Дедукция — способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера.

9. Какой метод получения знаний используется  преимущественно  на теоретическом уровне научного познания?  1) описание научных фактов 2) проведение наблюдений 3) описание экспериментальных данных 4) выдвижение гипотезы

  • Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания).
  •  
  • Методы познания:
  •  
  • Анализ — расчленение целостного предмета на составные части с целью их всестороннего изучения.
  • Синтез — соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое.
  • Индукция — метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок.
  • Дедукция — способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера.
10. Что отличает научное знание?   1) обоснованность, логичность 2) образность, эмоциональность  3) признанность обществом 4) истинность всех утверждений   Научное знание — система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание составляет основу научной картины мира и отражает законы его развития. Научное знание: — является результатом постижения действительности и когнитивной основой человеческой деятельности; — социально обусловлено; — обладает различной степенью достоверности. 

10. Что отличает научное знание?  1) обоснованность, логичность 2) образность, эмоциональность 3) признанность обществом 4) истинность всех утверждений

  • Научное знание — система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание составляет основу научной картины мира и отражает законы его развития.
  • Научное знание:
  • — является результатом постижения действительности и когнитивной основой человеческой деятельности;
  • — социально обусловлено;
  • — обладает различной степенью достоверности. 
11. Перейдя в десятый класс, учащийся Т. выбрал несколько профильных элективных курсов по разным предметам. Больше всего он интересуется социальными и гуманитарными науками, поэтому часть дополнительных курсов он будет посещать по философии, социологии, правоведению, истории. На какой ступени образования находится учащийся Т.?   1) начальное профессиональное образование  2) основное общее образование  3) полное (среднее) общее образование  4) среднее профессиональное образование   Профессиональное образование — система подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессионально технических училищах, значит, варианты с профессиональным образованием отметаются.  Основное общее образование  — это учеба с 1-го по 9-й класс включительно, значит, этот вариант тоже исключен.

11. Перейдя в десятый класс, учащийся Т. выбрал несколько профильных элективных курсов по разным предметам. Больше всего он интересуется социальными и гуманитарными науками, поэтому часть дополнительных курсов он будет посещать по философии, социологии, правоведению, истории. На какой ступени образования находится учащийся Т.?  1) начальное профессиональное образование 2) основное общее образование 3) полное (среднее) общее образование 4) среднее профессиональное образование

  • Профессиональное образование — система подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессионально технических училищах, значит, варианты с профессиональным образованием отметаются. 
  • Основное общее образование  — это учеба с 1-го по 9-й класс включительно, значит, этот вариант тоже исключен.
  12. Научные знания отличаются от обыденных тем, что они   1) передаются из поколения в поколение  2) предполагают проверку истинности полученных сведений  3) формируются на основе наблюдений 4) отражают окружающую действительность   Один из признаков научного знания — проверяемость . К примеру, результат, полученный при эксперименте при его повторении при тех же стартовых позициях и условиях должен быть такой же. Именно поэтому опыты, наблюдения, эксперименты так скрупулезно и точно описываться в научной литературе.

12. Научные знания отличаются от обыденных тем, что они  1) передаются из поколения в поколение 2) предполагают проверку истинности полученных сведений 3) формируются на основе наблюдений 4) отражают окружающую действительность

  • Один из признаков научного знанияпроверяемость . К примеру, результат, полученный при эксперименте при его повторении при тех же стартовых позициях и условиях должен быть такой же. Именно поэтому опыты, наблюдения, эксперименты так скрупулезно и точно описываться в научной литературе.
   13. Какой метод получения знаний используется преимущественно на эмпирическом уровне научного познания?   1) объяснение существующих взаимосвязей 2) проведение эксперимента 3) научное моделирование 4) обоснование гипотез   Существует два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. На эмпирическом уровне познающий субъект занят наблюдением явлений благодаря чувственным способностям и фиксирует в качестве факта . Методы используемые на этом уровне: наблюдение, эксперимент, измерение, описание. На теоретическом уровне формируются понятия, высказываются гипотезы о причинах, обусловивших наблюдаемые явления.  

13. Какой метод получения знаний используется преимущественно на эмпирическом уровне научного познания?  1) объяснение существующих взаимосвязей 2) проведение эксперимента 3) научное моделирование 4) обоснование гипотез

  • Существует два уровня научного познания: эмпирический и теоретический.
  • На эмпирическом уровне познающий субъект занят наблюдением явлений благодаря чувственным способностям и фиксирует в качестве факта . Методы используемые на этом уровне: наблюдение, эксперимент, измерение, описание.
  • На теоретическом уровне формируются понятия, высказываются гипотезы о причинах, обусловивших наблюдаемые явления.
  •  
 14. Научное познание непосредственно направлено на    1) выявление закономерностей существования и развития мира  2) формирование практических навыков  3) создание новых материальных ценностей  4) раскрытие смысла жизни   Научное познание заключается в стремлении к наиболее адекватному, объективному, достоверному пониманию действительности. Оно старается проникнуть в сущность явлений, их структуру, причинно - следственные связи.

14. Научное познание непосредственно направлено на   1) выявление закономерностей существования и развития мира 2) формирование практических навыков 3) создание новых материальных ценностей 4) раскрытие смысла жизни

  • Научное познание заключается в стремлении к наиболее адекватному, объективному, достоверному пониманию действительности. Оно старается проникнуть в сущность явлений, их структуру, причинно - следственные связи.
  15.Что отличает науку от других отраслей духовной культуры?   1) отражение реальности в образах и символах  2) выражение субъективного отношения к миру  3) опора на идею сверхъестественного вмешательства  4) выявление сущности общественных и природных явлений   Научное познание заключается в стремлении к наиболее адекватному, объективному, достоверному пониманию действительности. Оно старается проникнуть в сущность явлений , их структуру, причинно - следственные связи.

15.Что отличает науку от других отраслей духовной культуры?  1) отражение реальности в образах и символах 2) выражение субъективного отношения к миру 3) опора на идею сверхъестественного вмешательства 4) выявление сущности общественных и природных явлений

Научное познание заключается в стремлении к наиболее адекватному, объективному, достоверному пониманию действительности. Оно старается проникнуть в сущность явлений , их структуру, причинно - следственные связи.

  16.Что из перечисленного характеризует эмпирический уровень познания?   1) обоснование гипотез  2) объяснение закономерностей  3) описание предметов и явлений  4) обобщение в форме теорий    Существует два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. На эмпирическом уровне познающий субъект занят наблюдением явлений благодаря чувственным способностям и фиксирует в качестве факта . Методы используемые на этом уровне: наблюдение, эксперимент, измерение, описание. На теоретическом уровне формируются понятия, высказываются гипотезы о причинах, обусловивших наблюдаемые явления.

16.Что из перечисленного характеризует эмпирический уровень познания?  1) обоснование гипотез 2) объяснение закономерностей 3) описание предметов и явлений 4) обобщение в форме теорий

  • Существует два уровня научного познания: эмпирический и теоретический.
  • На эмпирическом уровне познающий субъект занят наблюдением явлений благодаря чувственным способностям и фиксирует в качестве факта . Методы используемые на этом уровне: наблюдение, эксперимент, измерение, описание.
  • На теоретическом уровне формируются понятия, высказываются гипотезы о причинах, обусловивших наблюдаемые явления.
      17. Описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности являются непосредственной целью  1) искусства 2) образования 3) науки 4) морали    Наука — особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно- организованных и обоснованных знаний о мире. Социальный институт, обеспечивающий функционирование научной познавательной деятельности.

17. Описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности являются непосредственной целью 1) искусства 2) образования 3) науки 4) морали

Наука — особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно- организованных и обоснованных знаний о мире. Социальный институт, обеспечивающий функционирование научной познавательной деятельности.

     18. Что отличает науку от других отраслей культуры?   1) эмоциональное выражение личностного отношения к миру  2) выявление сущности общественных и природных явлений  3) отражение реальности в художественных образах  4) оценка поведения отдельных индивидов    НАУКА – особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Социальный институт, обеспечивающий функционирование научной познавательной деятельности. Наука стремится выявить сущность общественных и природных явлений .  

18. Что отличает науку от других отраслей культуры?  1) эмоциональное выражение личностного отношения к миру 2) выявление сущности общественных и природных явлений 3) отражение реальности в художественных образах 4) оценка поведения отдельных индивидов

  • НАУКА – особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Социальный институт, обеспечивающий функционирование научной познавательной деятельности. Наука стремится выявить сущность общественных и природных явлений .

 

   19. Какую функцию науки иллюстрирует стремление проверять и критически осмысливать всю поступающую научную информацию?   1) социальную 2) познавательно объяснительную  3) мировоззренческую 4) прогностическую   Функции науки: 1 Теоретико -познавательная — проникновение в сущность вещей , накопление научных знаний. 2. Культурно - мировоззренческая — проверять и критически осмысливать всю поступающую информацию. 3. Практически - деятельностная — участие в преобразующей деятельности. 4. Социальная — исследование жизни и деятельности человека, достижение наиболее благоприятных условий для развития; управление процессами социального развития (разработка концепций, формулирование законодательных актов)

19. Какую функцию науки иллюстрирует стремление проверять и критически осмысливать всю поступающую научную информацию?  1) социальную 2) познавательно объяснительную 3) мировоззренческую 4) прогностическую

  • Функции науки:
  • 1 Теоретико -познавательнаяпроникновение в сущность вещей , накопление научных знаний.
  • 2. Культурно - мировоззренческаяпроверять и критически осмысливать всю поступающую информацию.
  • 3. Практически - деятельностная — участие в преобразующей деятельности.
  • 4. Социальная — исследование жизни и деятельности человека, достижение наиболее благоприятных условий для развития; управление процессами социального развития (разработка концепций, формулирование законодательных актов)
   20. Что из перечисленного характеризует науку, в отличие от искусства?   1) выявление закономерностей развития природы и общества  2) отражение мира в художественных образах  3) особая форма познания окружающего мира  4) наличие особых инструментов и средств для познания мира    Только для науки характерно выявление закономерностей развития природы и общества . Все остальное присуще и искусству.

20. Что из перечисленного характеризует науку, в отличие от искусства?  1) выявление закономерностей развития природы и общества 2) отражение мира в художественных образах 3) особая форма познания окружающего мира 4) наличие особых инструментов и средств для познания мира

  • Только для науки характерно выявление закономерностей развития природы и общества . Все остальное присуще и искусству.
  21. Общение как вид деятельности отличается от труда тем, что всегда   1) предполагает наличие практического результата  2) имеет мотив 3) предполагает наличие партнёра  4) является проявлением социальной сущности человека    Общение в обязательном порядке предполагает наличие партнера . Все остальное относится и к труду и к общению.

21. Общение как вид деятельности отличается от труда тем, что всегда  1) предполагает наличие практического результата 2) имеет мотив 3) предполагает наличие партнёра 4) является проявлением социальной сущности человека

  • Общение в обязательном порядке предполагает наличие партнера . Все остальное относится и к труду и к общению.
    22. Субкультурой принято называть:   1) традиционные культурные ценности  2) отрицание важнейших культурных ценностей  3) культуру какой либо социальной или демографической группы  4) новаторство в области художественного творчества    Субкультура это культура больших социальных групп, которая имеет существенные отличия от доминирующей, но не противостоит ей .

22. Субкультурой принято называть:  1) традиционные культурные ценности 2) отрицание важнейших культурных ценностей 3) культуру какой либо социальной или демографической группы 4) новаторство в области художественного творчества

  • Субкультура это культура больших социальных групп, которая имеет существенные отличия от доминирующей, но не противостоит ей .

23. Отличительная черта познания общества – это то, что в этом познании  1) не выдвигается гипотез 2) не используется метод моделирования 3) объект и субъект познания совпадают 4) широко используются экспериментальные методы

  • Познание общества −  социальное  познание . В этом случае субъект познания ( человек ) и объект познания ( люди, общество ) совпадают. При этом гипотезы и метод моделирования используются, а вот экспериментальные методы применяются редко, т. к. условия для постановки эксперимента сложны: требуются много времени, много случайных факторов, волевое поведение людей. Для начала надо немного разложить по полочкам: Субъект познанияпознающий Объект познаниято, что он познает. Совпадение объекта и субъекта, таким образом, это самопознание (самоанализ) . Значит, суть вопроса в том, что то, что мы знаем о себе самих, проецируется нами на других людей и на общество в целом, что зачастую приводит к ошибкам. Характерный пример: добрый и благовоспитанный мальчик, попав в мальчишескую среду (например, лагерь отдыха) считает (по умолчанию) такими же всех вокруг себя, но эти иллюзии в скором времени развеиваются.. . дальше, думаю, можете продолжить сами, примерную картину Вашего ответа.
  •  
     24. К каким наукам относится область познания, включающая теоретические и экспериментальные научные исследования с целью изучения закономерностей взаимодействия природы, общества, мышления?   1) фундаментальным 2) прикладным  3) гуманитарным 4) техническим    Прикладные науки  — науки, в которых исследования и открытия имеют прямую ориентацию на практику, науки, обеспечивающие разработку новых технологий. Гуманитарные науки  − науки, направленные на изучение человека и его внутреннего мира (психология, филология, этика). Технические  − науки , изучающие закономерности технического мира. Фундаментальные  − науки, включающие теоретические и экспериментальные научные исследования с целью изучения закономерностей взаимодействия природы, общества, мышления.  

24. К каким наукам относится область познания, включающая теоретические и экспериментальные научные исследования с целью изучения закономерностей взаимодействия природы, общества, мышления?  1) фундаментальным 2) прикладным 3) гуманитарным 4) техническим

  • Прикладные науки  — науки, в которых исследования и открытия имеют прямую ориентацию на практику, науки, обеспечивающие разработку новых технологий.
  • Гуманитарные науки  − науки, направленные на изучение человека и его внутреннего мира (психология, филология, этика).
  • Технические  − науки , изучающие закономерности технического мира.
  • Фундаментальные  − науки, включающие теоретические и экспериментальные научные исследования с целью изучения закономерностей взаимодействия природы, общества, мышления.

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!