Задача ученика: научиться самостоятельно определять тему и цели занятия, формулировать проблему, составлять концепцию. Задача учителя: обозначив тему, проблему, концепцию занятия, включить его в общий контекст изучения произведений современной русской литературы, через обзор произведений современной литературы. |
1.Целеполагание. Учитель: - задает вопросы, провоцируя ученика на мыслительную деятельность; - создает ситуацию актуализации опыта ученика; - формирует мотивацию ученика. Прием «Открытие и выбор темы» - Ребята. Сегодня у нас необычный урок. Необычность его заключается в том, что вы сами должны сформулировать тему урока и цель своей работы нанем. Мысль о таком уроке у меня возникла недавно. Я прочитала стихотворение неизвестного автора на одном из сайтов. Мне оно понравилось , и я хочу вам его прочитать. Читает стихотворение - Понравилось стихотворение? Наши чувства совпали. О чем будем сегодня говорить? Это как-то связано с теми произведениями, который читали ? А нам актуальна эта тема? У вас вся жизнь впереди. Вам бы хотелось, чтобы на вашем жизненном пути встречались люди с красивой душой? Как не ошибиться в выборе друга? Вывод. Книги могут помочь нам разобраться в людях. Какого человека можно считать красивым? С какими людьми общаться? Напишите в тетради, что ждете от себя на уроке. Тему и одну строчку, чего бы вы хотели достичь на уроке? 2. Постановка проблемы Дома вы работали со словом КРАСОТА. Словари, справочники были вашими помощниками. Какие ассоциации вызывает слово «красота». (Используйте домашние материалы, текст стихотворения) Эта домашняя работа пригодится вам? На уроке? В жизни? 3. Обсуждение концепции урока. Зачем человеку нужно читать книги? (научиться разбираться в людях, там есть красивые и некрасивые люди……) Я хочу предложить вам свою точку зрения по вопросу нашего урока. Если вы с ней согласитесь, то я буду очень рада.. Читает со слайда | - отвечает на провокацию - вспоминает все, что знает по данной теме - формулирует первые гипотезы - определяется в своих мотивах и целях Отвечают на вопрос Обсуждают, анализируют. Называют ассоциации. Слушают выразительное чтение стихотворения Формулируют тему и цель, задачи, проблему, концепцию урока Выступают с материалом о ключевом слове. Слушают, дополняют Совместно составляют кластер Внимательно слушают Соглашаются, дополняют | Личностные УУД (мотивация учения) Познавательные УУД (анализ с целью выделения признаков) Коммуникативные УУД (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Регулятивные УУД (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно) |
- организует обсуждения, - управляет групповой динамикой; - поддерживает мотивацию и цели. - Мы с вами прочитали рассказ Л.Толстого «Кавказский пленник» и «Багульник». Эти рассказы написаны в разные столетия. Давайте попробуем доказать нашу точку зрения по данному вопросу, взяв за основу эти рассказы. Можно ли героев этих рассказов назвать красивыми людьми и почему? Вспомните правила общения в группе, пользуйтесь вопросами-помощниками. 1 группа.1. Имя Жилина, в каком звании он служит на Кавказе? Как он относится к своей матери? 2. Почему можно назвать его красивым душой человеком? По каким поступкам мы это понимаем? 3. Уважают ли его татары? 4. Так почему же автор не дает развернутого портрета Жилина? 2 группа. 1. Найдите портрет Косты. Какие эпитеты помогают выразить отношение учительницы к герою? 2. Когда меняется отношение ребят к Косте? До этого он был «молчальник», а теперь …….? 3. Какие поступки доказывают, что Коста – небезразличный человек? 4. Как Коста относится к своим родителям? 5. Приходилось ли Вам неожиданно увидеть незнакомого человека совершенно не таким, каким его представляли? 3 группа. 1.Найдите портрет учительницы. Как характеризирует этого человека описание внешности? ( зачитайте, выпишите эпитеты, ответьте полным ответом). 2. Какие поступки доказывают, что Евгения Ивановна – небезразличный человек? 3. Какие чувства испытывает Евгения Ивановна, когда наблюдает за Костой? (выпишите слова и словосочетания). 4. Можно ли «Женечку» назвать красивым человеком? Оцените свою работу в группе | Ученик - включается в процессы обсуждения, дискуссии - участвует в групповом взаимодействии, - интерпретирует текст, - слушает, задает вопросы, пишет, выделяет главные моменты в новой информации - учится работать сообща Работают в группах, составляют устный ответ. Готовят выразительное чтение отрывков. Представляют итоги исследовательской работы, обсуждают их, дополняют, высказывают свою точку зрения, фиксируют выводы. | Коммуникативные УУД (контроль, коррекция, оценка действий партнёра, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации,умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) Познавательные УУД (установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование) Регулятивные УУД (предвосхищение результата и уровня усвоения) Познавательные УУД (формулирование проблем) |
Задача ученика: проанализировать свои действия, сравнить ожидаемые результаты с полученными; Задача учителя: выяснить представления детей о том, что было предметом обсуждения на уроке; дать возможность ученикам поразмышлять над проблемой занятия. -Какие чувства испытали вы сегодня на уроке? Почему? -Какую проблему мы обсудили на уроке? На слайде: Человек познается в ……..( делах). Восстановите народную мудрость. - У кого-нибудь возникли вопросы? Может быть, кто-то не согласен с выводами с или имеет своё мнение по данному вопросу? - Соотнесите свои ожидания от урока с полученными результатами | - суммирует в групповой работе весь изученный материал - задает вопросы на будущее - делает самооценку своей деятельности | Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения) Личностные УУД (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор) |
Обзор книг для самостоятельного чтения Ребята, понравилось вам читать рассказы о ваших сверстниках, обдумывать их поступки, чему-то учиться у них?(Да) Русский писатель И.Гончаров писал : « Читайте. Книги делают человека лучше». Посмотрите на эти книги. Ф. Искандер «Где зарыта собака» и Ю. Нагибин «Нас было четверо». Эти книги об обыденных мальчишечьих занятиях, победах и страхах, детских соблазнах и размышлениях. Писатели ставят своих героев в разные жизненные ситуации, и каждый раз героям приходится делать выбор Домашнее задание: написать сочинение- рассуждение по прочитанным рассказам, прочитать предложенные книги или самостоятельно выбранную |