СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поддержка малого бизнеса в России и за рубежом

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор рассматривает способы осуществления поддержки малого бизнеса в разных странах. Факты доказывают, что существует необходимость активной поддержки малого бизнеса с тем, что страна встала на новый, более высокий уровень развития, а ее граждане получили новые возможности лучшей жизни. И каким бы сложным ни был современный уровень жизни в нашей стране, власти необходимо создавать новый, более безупречный механизм поддержки малого бизнеса.

Просмотр содержимого документа
«Поддержка малого бизнеса в России и за рубежом»

Поддержка малого бизнеса в России и за рубежом


Зайцева Галина Владимировна

Учитель финансовой грамотности МБОУ «Лицей № 120 г. Челябинска»


Малый бизнес, как и предпринимательство, вообще, существовал во все времена, поскольку экономика не может развиваться, если не развивается предпринимательство, а каждый вид предпринимательства имеет сове начало, и начинается самое крупное предприятие с чего-то малого. Эта истина была оценена примерно в 40ые годы ХХ столетия, и по сей день выявленные постулаты, применяют все развитые и многие развивающиеся страны мира.

Можно бесконечно говорить о положительных или отрицательных сторонах политики и внутреннего обустройства такого государства, как США, но нельзя не признать, что эта держава смогла поднять свою экономику благодаря активной поддержке своих граждан, представителей малого бизнеса.

Успешное экономически-развитое государство – Япония – так же активно развивает малое предпринимательство. В череде наиболее развитых стран, уже достигших финансового и экономического успеха, можно назвать Сингапур, Малайзию, Индонезию, страны, которые причисляют к мировым экономическим чудесам нашей планеты. Китай, Индия, Аргентина, Бразилия, Южноафриканская республика во многом развивают экономику за счет созданных условий для развития малого бизнеса.

Для примера можно привести такие показатели за 1999-2000 годы: если в США удельный вес малых и средних организаций в ВВП государства составляет 50-52 %, а доля занятых в деятельности предприятий МБ – 53 % [1, с. 217], в показателях последних лет 2012-2013 гг изменения показателей США незначительны – доля в ВВП – 52%, занятость оставляет – 54 %, [2], что говорит о некоей стабильности развития сектора малого бизнеса, но указывает на то, что «топтание на месте» не приводит к результативности экономики США за десятилетие, достаточно вспомнить экономический кризис 2008 года. Что касается России, то показатели доли ВВП растут от 13 % в 1999-2000 гг., к 21 % в2012-2013 гг., а показатели занятости населения в занятости на малых и средних предприятиях вырос от 13 % к 27 %. Можно привести показатели удельного веса наличия малых и средних предприятий в ВВП Китая – 60%, Бразилии – 30%. Участие населения по уровню занятости населения Китая в малом предпринимательстве – 80%, в малом бизнесе Бразилии – 54%.

Все вышеперечисленные факты представлены для свидетельства лишь об одном: опыт активного развития экономики разных стран и крупных, и небольших, как и развитых, и развивающихся, уже накоплен, его нужно изучать, адаптировать к условиям нашего государства, чтобы и наша экономика постепенно стала сильной и устойчивой.

Современное политическое состояние России является весьма сложным, однако, это состояние есть шанс сформировать собственные внутренние связи в торговле и предпринимательской деятельности для того, чтобы в течение нескольких лет – может быть, за два, три четыре года предприниматели смогли поднять свой бизнес и укрепить экономику нашего государства.

Исторические факты развития предпринимательства говорят о том, что малый бизнес всегда существовал, потому что начинающий бизнесмен начинает с малого, если у него нет возможности привлечь крупные инвестиции. Однако, для того, чтобы иметь смелость открыть бизнес, человек должен обладать определенными знаниями и качествами, направленными на умение, способность, желание заниматься предпринимательством как таковым. Многие исторические факты становления успешных предпринимателей говорят о том, что успех, к которому они шли, начинался с возникшей необходимости получения достойных доходов и желания просто жить, ни в чем себе не отказывая. Предприниматели часто и не знали о том, что для развития своего дела нужны знания. Но сегодня время изменилось, путь предпринимательства изучается на уровне науки, и поэтому наиболее успешным становится тот предприниматель, который обладает не только желанием делать бизнес, но и знаниями, которые помогут ему в становлении сильной, мощной корпорации.

Изучение бизнеса начинается с возникновения интереса к предпринимательству, которое формируется из желания и умения предпринимателя рисковать, совершать рисковые поступки. Отсюда и необходимость умения рисковать в бизнесе – само по себе открытие бизнеса – уже риск. И одно из основных направлений знаний, которыми должен обладать потенциальный предприниматель – это знание и чувствование рисков, равно, как и способов выявления возможных рисков предпринимательской деятельности. Предпринимателю необходимо знать все о рисках и сочетать с умением предупреждать грозящие бизнесу риски. Он должен разумно использовать существующие риски, без которых построение бизнеса будет невозможным; уметь снижать риски предпринимательской деятельности. Однако, одно лишь знание о рисках не может дать возможности управлять рисками, нужны инструменты, обеспечивающие снижение рисков предпринимательства, разработанные на государственном уровне.

Наличие сформированного соответствующим образом бизнес-плана, его своевременная корректировка, следование бизнес-плану дает реальную возможность снижения рисков – это один из основных инструментов, предназначенных для снижения рисков предпринимательской деятельности. Поэтому грамотный бизнес-план должен быть востребован везде и всегда при приеме обращения предпринимателя для оказания поддержки и помощи любого характера. Однако, бизнес-план – это не единственный инструмент снижения рисков – другой способ предупреждения и снижения рисков – система страхования рисков, причем предусмотренная в нескольких случаях.

Рассматривая меры поддержки малого бизнеса в разных странах, можно выделить некоторые. Первая из мер – это поддержка инновационных направлений деятельности организаций. Здесь же рассматриваются организации, созданные непосредственно, как научно-исследовательские, что применяется, как в развитых странах, так и в развивающихся – Индии и Китае.

Прямое финансирование новых видов продукции активно применяется в США и Франции. Финансирование путем предоставления льготных ссуд без выплаты процентов по кредитам (Швеция), либо финансирование 50% затрата при условии внедрения инноваций (Германия). Помощь внедрения инноваций (через создаваемые фонды) с учетом коммерческих рисков (применяется во всех странах, поддерживающих субъекты малого и среднего предпринимательства). Снижение пошлин для изобретателей, предоставление бесплатных услуг патентных поверенных дают возможность оформления авторских прав на льготных условиях в развитых странах, которые служат примером для Индии. Предоставление льготных кредитов, субсидирование ставки по предоставленным кредитам, увеличение объемов государственных гарантий по инвестиционным кредитам решают вопросы финансирования малых и средних предприятий практически всех развитых стран. Создание широкой сети венчурных фондов, научных парков, бизнес-инкубаторов и зон технологического развития формирует инфраструктуру развития малого бизнеса. Налоговые льготы и упрощенная система регулирования, обеспечение доступа к государственному заказу решают вопросы сотрудничества государственных и частных структур с целью предоставления возможности развития малому предпринимательству[2].

В представленном перечне способов поддержки малого бизнеса, не представлен такой вид поддержки предпринимательства, как оплата страхования субъектов микробизнеса и малого бизнеса. Если рассмотреть, как меру поддержки начинающего бизнеса в виде оплаченного полиса страхования ответственности малой организации – то и на долю и тех, кто поддерживает малые предприятия, выпали бы сниженные риски по развитию малого бизнеса. Страшная засуха 2010 года, сопровождаемая пожарами, последующие, практические ежегодные наводнения показали необходимость страхования бизнеса, при этом, государственные структуры, которые выделяют помощь в сложных ситуациях могли бы существенно снизить свои затраты по данному направлению резервных расходов бюджета. В случае, если ответственность застрахована, субъекты малого бизнеса могли бы существенно снизить риски банкротства. Организации, осуществляющие поддержку малых предприятий, рассматривая деятельность субъекта малого бизнеса могли бы в определенное время принять соответствующее решение в отношении допустившего оплошность субъекта малого предпринимательства – закрыть программу поддержки, поскольку становится ясным, что развитие бизнеса в частном случае бессмысленно, или продолжить поддерживать субъект малого предпринимательства, который показывает хорошие результаты, но может по неопытности допускать ошибки.

В России поддержка малого предпринимательства осуществляется на уровне регионов, в частности сокращением административных барьеров: В 2012 году в регионе сформирован институт Уполномоченного по правам предпринимателей, на должность назначен А.Н. Гончаров, в 2013 году принят закон об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Челябинской области». По поручению Губернатора области работает «горячая линия» по проблемам предпринимательства, на которую в 2013 году поступило 66 обращений. По всем поступающим обращениям заявителям даются разъяснения, консультации, при необходимости для разрешения спорных вопросов привлекаются уполномоченные органы власти, прокуратура и Уполномоченный.

Продолжает развитие инфраструктура поддержки предпринимательства. С 2009 года действует Гарантийный Фонд, взаимодействующий с 20 банками-партнерами. В 2013 году капитализация Фонда увеличилась на 315 млн. рублей (63 млн. рублей - средства областного бюджета, 252 млн. рублей - средства федерального бюджета) и составила 766,4 млн. рублей. На 01.01.2014 г. выдано 908 поручительств, общий объем полученных кредитов составил 4,4 млрд. рублей. На территории муниципальных образований области действуют 3 микрофинансовых организации, которыми выданы 140 микрозаймов на 94,5 млн. рублей (средняя ставка - 8,8%).

В целях оказания имущественной поддержки бизнесу в сети Интернет размещены Перечень областного имущества В рамках «льготной приватизации» СМП подано 2 172 заявки на выкуп арендуемых областных и муниципальных помещений. В отношении 1 594 объектов приняты положительные решения о приватизации. Из них уже выкуплено в собственность предпринимателей (заключены договоры купли-продажи) 1 432 помещения общей площадью 227,6 тыс. кв. м.

Финансовая поддержка - наиболее востребована предпринимателями форма поддержки, согласно которой в 2013 году за счет бюджетов всех уровней 647 СМСП предоставлены субсидии на 149,5 млн. рублей.

Софинансирование муниципальных программ в 2013 году из 39 местных бюджетов на реализацию муниципальных программ направлено 36,7 млн. рублей, что позволило привлечь территориям  75 млн. рублей из средств областного и федерального бюджетов.

Совершенствуется законодательство в сфере регулирования деятельности СМСП направлением предложением в Правительство РФ и в аппарат полномочного представителя Президента России в УФО в части совершенствования системы государственного контроля (надзора) в части рассмотрения целесообразности создания территориальных служб по аккредитации лиц, привлекаемых к проведению контрольных мероприятий в качестве экспертов, а также в части ускорения утверждения на федеральном уровне правил исполнения государственных функций по контролю в сфере фармацевтической деятельности.

Снижение налоговой нагрузки ознаменовано вступлением в силу нового областного закона о патенте с 1 января 2013 года, который определил самостоятельный налоговый режим для 61 вида деятельности. Закон закрепил упрощенные формы системы налогообложения: возможность осуществления денежных расчетов без применения ККТ, освобождение от обязанности по представлению налоговых деклараций, уплате НДФЛ, налога на имущество физлиц, НДС. За 2013 год действия нового областного закона предпринимателями приобретено 2 443 патента, из них 22% (544 ед.) в сфере розничной торговли, 14% (335 ед.) - грузоперевозок, 18% занимают услуги по репетиторству и бытовые услуги (228 и 220 ед. соответственно). В рамках предыдущего Закона о патентной системе бизнесом за 4 года (с 2009 по 2012 гг.) получено 3 073 патента. Однако, «…по мнению Уполномоченного Александра Гончарова, не решенным остался ключевой момент, мешающий широкому внедрению патентной системы. «Мы должны добиться того, чтобы те люди, которые покупают патент, а значит, уплачивают государству налог авансом, получили бы право не регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и не вести соответствующую бухгалтерию. По экспертным оценкам, этот шаг сразу в несколько раз увеличит количество желающих приобрести патенты, и мы получим заметное увеличение доходов в бюджет», - уверен бизнес-омбудсмен.»[4].

Задачи Правительства области на 2014 год:

- предоставление субсидий СМСП, осуществляющим приоритетные виды деятельности, в том числе на модернизацию производства;

- предоставление субсидий местным бюджетам на содействие развитию малого и среднего предпринимательства, в том числе монотерриториям (с «повышенным» коэффициентом софинансирования);

- обеспечение доступа предпринимателей к кредитным ресурсам посредством развития новых направлений Гарантийного Фонда, стимулирующих субъекты малого предпринимательства к росту инвестиций в основной капитал и обеспечивающих модернизацию производства (предоставление поручительств по договорам лизинга);

- привлечение средств федерального бюджета на приоритетные мероприятия поддержки и развития предпринимательства;

- разработка проекта государственной программы Челябинской области «Развитие малого и среднего предпринимательства» [3].

Не смотря на разнообразие принимаемых государством мер, по результатам опроса представителей малого и среднего предпринимательства, проведенного в конце 2013 года, 79 % респондентов считают, что поддержка малого бизнеса со стороны государства является недостаточной [2]. Нужны новые формы поддержки, которые дадут возможность активного развития малого предпринимательства.

Малый бизнес не случайно назван малым – начало бизнеса можно сравнить с рождением ребенка – крохотного малыша, которому в первой солидной части – как минимум в ее первой четверти, нужна помощь взрослых людей. Сегодня существует солидное количество исследований, которые говорят о том, что именно первые годы, проведенные крохотным человечком рядом с любящими взрослыми, определяют его дальнейшую жизнь. И, мало того, многие успешные люди свидетельствуют о том, что начало своей жизни они провели в абсолютном купании в любви – Михаил Боярский, Денис Мацуев – реальных примеров очень много. Малый бизнес, в своем определении сочетает в себе и невысокие показатели определения – невысокая выручка, небольшое количество работающих, само выражение «малый бизнес» вызывает некую нежность отношения к нему, как к ребенку, например. Может быть для достижения успеха, нам нужно и относится к вновь создаваемым предприятиям еще более бережно. В таком случае, они, как дети, воспитанные в любви, вырастут в более талантливых и мудрых мастеров своего дела.

Что касается развития малого бизнеса в части сложных промышленных производств, то и здесь для малых предприятий есть поле деятельности. К примеру, новые изобретения могут проходить апробацию именно в небольших предприятиях. Небольшие предприятия могут стать площадкой для экспериментальных производств, а малый бизнес – это поле для инноваций, нововведений, что доказывается особенно на уровне развивающихся стран.

Факты доказывают, что существует необходимость активной поддержки малого бизнеса с тем, что страна встала на новый, более высокий уровень развития, а ее граждане получили новые возможности лучшей жизни. И каким бы сложным ни был современный уровень жизни в нашей стране, власти необходимо создавать новый, более безупречный механизм поддержки малого бизнеса.


Библиографический список


1. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / под общ. ред. Е.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева, О.М. Шестоперова М.: Новое издательство, 2004. — 268 с. (Исследования Фонда «Либеральная миссия»).

2. Гиблова, Н.М. Как помочь малому и среднему бизнесу / «Банковское кредитование», 2014, №3, / [ Электронный ресурс ] : СПС «Консультант Плюс», дата обращения 03 июня 2023 г.

3. О реализации в 2013 году областной целевой Программы развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области : [ Электронный ресурс ] : сайт Минэкономразвития Челябинской области, отдел поддержки и развития предпринимательства : Режим прямого доступа : http://chelbiznes.ru/mb74?article=1334 – Загл. с экрана дата обращения 03 июня 2023 г.

4.Стоимость патента для предпринимателей Челябинской области будет снижена : [ Электронный ресурс ] : сайт Официальный сайт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области : Режим прямого доступа : http://ombudsman174.eps74.ru/Publications/News/Show?id=295 – Загл. с экрана дата обращения 03 июня 2023 г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!