СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поддержка инициатив волонтеров и мотивация к добровольческой деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Поддержка инициатив волонтеров и мотивация к добровольческой деятельности»

Поддержка инициатив волонтеров и мотивация к добровольческой деятельности

Поддержка инициатив волонтеров и мотивация к добровольческой деятельности

Из проекта федерального закона  «О филантропии, меценатстве и волонтерстве» Волонтер – доброволец; гражданин, участвующий в решении социально значимых проблем в форме безвозмездного труда. Волонтерство – добровольческая деятельность, основанная на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследующая целей извлечения прибыли, получения оплаты и карьерного роста; получение всестороннего удовлетворения своих личных и социальных потребностей путем оказания помощи другим людям. добровольчество предполагает: Мотивацию, не связанную с извлечением прибыли Отсутствие компенсации от государства Мотивацию через личную вовлеченность Волонтеры и их организации вовлекаются в добровольческие проекты на основании личного решения, инициативы и уверенности в задачах и идеалах добровольчества. Добровольцы не являются

Из проекта федерального закона «О филантропии, меценатстве и волонтерстве»

  • Волонтер – доброволец; гражданин, участвующий в решении социально значимых проблем в форме безвозмездного труда.
  • Волонтерство – добровольческая деятельность, основанная на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследующая целей извлечения прибыли, получения оплаты и карьерного роста; получение всестороннего удовлетворения своих личных и социальных потребностей путем оказания помощи другим людям.

добровольчество предполагает:

  • Мотивацию, не связанную с извлечением прибыли
  • Отсутствие компенсации от государства
  • Мотивацию через личную вовлеченность

Волонтеры и их организации вовлекаются в добровольческие проекты на основании личного решения, инициативы и уверенности в задачах и идеалах добровольчества. Добровольцы не являются "дешевой рабочей силой", их инициатива и энергия привлекаются к работе по их собственному добровольному желанию и являются катализирующим элементом в работе всего проекта.

               Мозговой штурм  «Направления деятельности волонтерства»

Мозговой штурм «Направления деятельности волонтерства»

Какие направления деятельности волонтерства могут быть?

  •   социальное патронирование детских домов и пожилых людей;
  • помощь пожилым людям в освоении компьютерной грамотности;
  • работа в молодежных юридических и психологических службах;
  •   помощь в реставрационных работах;
  • экскурсионная деятельность;
  • экологическая защита;
  • спортивная, туристическая и военная подготовка;
  • организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников;
  • работа в службах милосердия в больницах;
  • организация досуга детей, подростков, молодежи…

Добровольцы, выбравшие для себя направление деятельности – работа с социально незащищенными группами населения, отдают свое свободное время, оказывают помощь и поддержку пожилым людям, находящимся в доме для престарелых, сиротам в домах ребенка и детских домах. Старики и дети – это самые незащищенные категории, которые больше всего нуждаются в духовной поддержке, милосердии, ласке и внимании. Персонал домов-интернатов для детей и пожилых людей при всем своем желании не имеет физической возможности уделять в достаточной мере внимания каждому проживающему в таком учреждении. Волонтеры своим участием помогают пожилым людям достойно встретить старость, оказывают поддержку, потому что старики, как и дети, нуждаются в постоянной заботе, сочувствии и внимании.

Отдельно хотелось бы сказать о детях, воспитывающихся в домах ребенка, детских домах и интернатах. Общеизвестно, что для нормального развития ребенка нужна полноценная социальная среда. Поэтому, дети, лишенные необходимого человеческого общения на ранних этапах своего развития, даже не имея проблем физического плана, развиваются с заметным отставанием от своих сверстников, воспитывающихся в семье. Активное участие добровольцев в социальной, психологической и интеллектуальной реабилитации детей-сирот помогают им стать полноценными членами нашего общества.

Служба в больницах

На сегодняшний день в России еще не сложилась служба организации жизни ребенка в больнице, как, например, в ряде других стран. Потребность в волонтерах крайне велика. Однако специфика работы в этом направлении приводит к тому, что многие не выдерживают и уходят. Поэтому проблема отбора волонтеров, способных работать в больнице, оказывать действенную помощь является актуальной.

В перспективе развития волонтерской службы в больнице волонтеры, получив соответствующее обучение, могут выполнять более сложную работу, такую как уход за детьми-инвалидами, игровая терапия, оказание помощи и уход за больными в терминальной стадии и их родственниками в больнице и на дому.

Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков

В помощи нуждаются как дети с нормальным, так и с нарушенным развитием. В рамках этого направления осуществляется: репетиторство, проведение праздников, организация досуга и др. Одной из основных проблем детей с особенностями психического и физического развития является отсутствие возможностей для социализации их в обществе здоровых людей. Контакт с волонтерами противодействует социальной изолированности детей – инвалидов, ведет к усилению толерантности общества по отношению к ним.

Профилактика здорового и безопасного образа жизни

Очень важным направлением является работа волонтеров с молодежью, направленная на оздоровление молодежной среды и профилактику наркотической и алкогольной зависимости.

В рамках реализации этой деятельности проводятся целенаправленные обучающие семинары, тренинги, антинаркотические акции, усиливается контроль над возможными каналами поступления наркотиков в молодежную среду.

Восстановление и сохранение памятников природы, истории и культуры

Охраняемые природные территории нуждаются в бескорыстной практической помощи добровольцев, – ведь именно добровольцы выполняют ту необходимую работу, на которую у сотрудников часто не хватает ни сил, ни средств, ни времени. Очень часто вход на эти территории закрыт для посетителей, только волонтерам разрешается побывать в местах, не тронутых цивилизацией, чтобы добрым делом помочь сохранить живое наследие нашей земли.

Защита окружающей среды

Добровольческая деятельность по защите окружающей среды предполагает участие молодых людей в разнообразных акциях по привлечению внимания общества или власти к экологическим проблемам, требующим решения. Волонтеры оказывают помощь в распространении информации по различным экологическим проектам. Это прежде всего проведение лекций, рассказов о современных технологиях, позволяющих без больших затрат сделать свой быт и свое рабочее место экологичнее. Среди активных видов деятельности можно назвать экологические инспекции: выявление незаконных рубок деревьев и кустарников, несанкционированных свалок мусора и др.

Помощь животным

Добровольцы, принимающие участие в оказании помощи бездомным животным, стараются воплощать в жизнь идеи гуманного отношения к животным и внедрения действительно эффективных мер по сокращению численности беспризорных животных.

Волонтеры оказывают помощь в приютах для животных, помогают уличным животным – благодаря этому многие животные находят старых или новых хозяев. Принимают меры по выявлению и пресечению случаев издевательств над животными, проводят акции по устройству животных «в семью».

Творческая деятельность

Молодые люди, выбирающие для себя участие в эстетическом направлении добровольческой деятельности, имеют возможность приобщения к миру искусства, общения с музыкантами, художниками мировой величины, расширения кругозора в области художественного и музыкального искусства. Они оказывают помощь в реализации конкретных проектов, дежурят на выставках, концертах, раздают рекламные буклеты, программки концертов. Волонтеры, которые знают иностранные языки, могут прикрепляться в качестве сопровождающих к зарубежному музыканту, знакомить гостя с городом и т.д. Кроме этого, иногда требуется помощь в переводе зарубежных книг и других материалов, необходимых для планирования концертной деятельности.

Деятельность в условиях музеев предполагает помощь в организации и проведении выставок в музее: монтаж выставки, контроль за посетителями, распространение информационных буклетов о предстоящем мероприятии среди знакомых и др.

Еще одним видом деятельности в этом направлении является работа в сети Интернет: поиск необходимой информации, оповещение слушателей о предстоящих концертах или выставках по электронной почте

Волонтерами в сфере искусства могут быть как молодые люди, имеющие подготовку по предметам эстетического профиля, так и обычные студенты и школьники. Ребята, которые собираются связать свою жизнь с профессией в сфере искусства, получают возможность пополнения своего профессионального багажа, получения опыта, который необходим при устройстве на работу.

Краеведческая деятельность

Участие молодых людей в волонтерских проектах, посвященных изучению истории своего края, позволяет с помощью экскурсий, путешествий, систематических краеведческих наблюдений расширять кругозор детей и подростков, прививать им разносторонние практические навыков, воспитывать в них патриотизм, любовь к отечеству.

 Мозговой штурм  «Качества, желательные для волонтера»

Мозговой штурм «Качества, желательные для волонтера»

Качества, желательные для волонтера Личностные Практические навыки (развиваются в процессе подготовки, но могут быть изначально присущи) Общительность, коммуникабельность Способность быть лидером Любознательность Эмпатия  (сопереживание псих.состояния другого человека) Доброжелательность Интерес к проблеме Высокий общий уровень развития Терпеливость Корректность Тактичность Позитивность, оптимизм Уверенность в своих возможностях Умение принимать решения Умение вести за собой Умение выгодно себя преподнести умение расположить к себе собеседника Умение слушать и слышать Информированность по проблеме ПАВ, ВИЧ/СПИДа и смежным проблемам Опыт работы с группой, знание основ психологии Организаторские способности

Качества, желательные для волонтера

Личностные

Практические навыки (развиваются в процессе подготовки, но могут быть изначально присущи)

  • Общительность, коммуникабельность
  • Способность быть лидером
  • Любознательность
  • Эмпатия (сопереживание псих.состояния другого человека)
  • Доброжелательность
  • Интерес к проблеме
  • Высокий общий уровень развития
  • Терпеливость
  • Корректность
  • Тактичность
  • Позитивность, оптимизм
  • Уверенность в своих возможностях
  • Умение принимать решения
  • Умение вести за собой
  • Умение выгодно себя преподнести
  • умение расположить к себе собеседника
  • Умение слушать и слышать
  • Информированность по проблеме ПАВ, ВИЧ/СПИДа и смежным проблемам
  • Опыт работы с группой, знание основ психологии
  • Организаторские способности
Качества, нежелательные для волонтеров Абсолютные  (сложно изменяемые) Относительные Агрессивность  (изменяемые) Авторитарность Амбициозность Высокомерие Грубость Пошлость Завистливость Отсутствие самокритики Надменность Молчаливость, замкнутость Неумение слушать Конфликтность Стереотипность взглядов Стремление к манипулированию людьми Интолерантность Безынициативность

Качества, нежелательные для волонтеров

Абсолютные

(сложно изменяемые)

Относительные

  • Агрессивность

(изменяемые)

  • Авторитарность
  • Амбициозность
  • Высокомерие
  • Грубость
  • Пошлость
  • Завистливость
  • Отсутствие самокритики
  • Надменность
  • Молчаливость, замкнутость
  • Неумение слушать
  • Конфликтность
  • Стереотипность взглядов
  • Стремление к манипулированию людьми
  • Интолерантность
  • Безынициативность
Мозговой штурм «Методы отбора волонтеров»

Мозговой штурм

«Методы отбора волонтеров»

Методы отбора волонтеров Анкета Опросник  Собеседование Игровые методы Наблюдение Анкета - разрабатывается тренером. Включает в себя вопросы о предыдущем опыте общественной работы, интересах, увлечениях, потенциальных возможностях, личные данные: Ф.И.О., телефон, адрес, класс. Цель опросника – дать понять, что привлекает в данной деятельности ребенка, как он понимает цели и процесс деятельности лидерца. Собеседование - которое позволяет оценить личностные и деловые качества подростка, степень его заинтересованности, организационные и временные возможности, его возможность к долгосрочной работе. Игровые методы - Качества, цели, заинтересованность, временные возможности. Наблюдение - очень действенный метод, благодаря которому будущего волонтера можно увидеть в действии на продолжении длительного времени (если мы говорим об образовательном учреждении).

Методы отбора волонтеров

  • Анкета
  • Опросник
  • Собеседование
  • Игровые методы
  • Наблюдение

Анкета - разрабатывается тренером. Включает в себя вопросы о предыдущем опыте общественной работы, интересах, увлечениях, потенциальных возможностях, личные данные: Ф.И.О., телефон, адрес, класс.

Цель опросника – дать понять, что привлекает в данной деятельности ребенка, как он понимает цели и процесс деятельности лидерца.

Собеседование - которое позволяет оценить личностные и деловые качества подростка, степень его заинтересованности, организационные и временные возможности, его возможность к долгосрочной работе.

Игровые методы - Качества, цели, заинтересованность, временные возможности.

Наблюдение - очень действенный метод, благодаря которому будущего волонтера можно увидеть в действии на продолжении длительного времени (если мы говорим об образовательном учреждении).

 Способы сохранения интереса к волонтерской деятельности

Способы сохранения интереса к волонтерской деятельности

Способы сохранения интереса к добровольческой деятельности:

  • Презентация своего опыта;
  • Обмен опытом;
  • Повышение компетенций, обучение новым способам проведения мероприятий;
  • Изменения в деятельности;
  • Четкая подготовка к мероприятиям;
  • Рефлексия мероприятия;
  • Ритуалы в группе добровольцев;
  • Благодарность;
  • Создание проектов, участие в конкурсах грантовых проектов.
  • Презентация своего опыта - выступления на мероприятиях, освещение в СМИ, участие в конкурсах и пр.;
  • Обмен опытом - фестивали, слеты, конгрессы, мастер-классы и пр.;
  • Повышение компетенций - мастер-классы, обучающие тренинги и пр.;
  • Изменения в деятельности - напр.: смена направлений добровольческой деятельности, новые задачи, другие целевые группы и пр.;
  • Четкая подготовка к мероприятиям-

1.План. В нем четко должны быть пошагово отражены все действия организатора от разработки цели до анализа результатов, обязательно указание сроков и ответственных за выполнение лица. Чем подробнее будет прописан каждый шаг, тем более эффективным будет мероприятие.

2.Разработка содержания. Определение целей и задач. Цель – главный результат семинара, задачи – последовательные шаги, ведущие к достижению цели. Проработка темы и методология занятия

3.Организационные вопросы. Сюда относится все, что касается технического оснащения мероприятия.

Качественно проведенная подготовительная работа – это уверенность не только в своих силах, но и в эффективности проведенного мероприятия.

  • Рефлексия - анализ своих действий, чувств, мысли;
  • Ритуал
  • Благодарность - признание важности деятельности (награждение: грамоты, призы; зачитывание писем с благодарностями при значимых людях и пр.)

Участие в конкурсах + -

Участие в конкурсах

  • +
  • -
Рефлексия Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения Участники озвучивают произошедшее и делятся своими впечатлениями Группа тщательно анализирует опыт Руководитель (тренер) управляет процессом

Рефлексия

  • Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения
  • Участники озвучивают произошедшее и делятся своими впечатлениями
  • Группа тщательно анализирует опыт
  • Руководитель (тренер) управляет процессом

Правила проведения рефлексии  порядок очередности не перебивать, но соблюдать регламент слушать внимательно правило «свободного микрофона» здесь и сейчас оценка своих мыслей, ощущений (говори за себя) каждый имеет право чувствовать то, что он чувствует правило «Я-высказывания»

Правила проведения рефлексии

  • порядок очередности
  • не перебивать, но соблюдать регламент
  • слушать внимательно
  • правило «свободного микрофона»
  • здесь и сейчас
  • оценка своих мыслей, ощущений (говори за себя)
  • каждый имеет право чувствовать то, что он чувствует
  • правило «Я-высказывания»
Вопросы на рефлексию  мероприятия Что получилось? что важного произошло? Какие чувства у вас возникли? Какие мысли появились? Что нужно добавить (исправить или учесть) в следующий раз? Какой опыт для себя вы получили? Изменится ли что-то в вас или в вашей жизни?

Вопросы на рефлексию мероприятия

  • Что получилось? что важного произошло?
  • Какие чувства у вас возникли?
  • Какие мысли появились?
  • Что нужно добавить (исправить или учесть) в следующий раз?
  • Какой опыт для себя вы получили?
  • Изменится ли что-то в вас или в вашей жизни?
Создание социальных проектов Позволяет четко определить цели, задачи, результаты, пошагово расписать мероприятия; Возможность привлечь средства (материалы, помощь и пр.) для проведения мероприятий; Мотивация к добровольческой деятельности; Активизация социальной и созидательной деятельности волонтеров; Предоставление возможности участия в решении социально значимых проблем; Повышение интеллектуального и культурного уровня волонтеров.

Создание социальных проектов

  • Позволяет четко определить цели, задачи, результаты, пошагово расписать мероприятия;
  • Возможность привлечь средства (материалы, помощь и пр.) для проведения мероприятий;
  • Мотивация к добровольческой деятельности;
  • Активизация социальной и созидательной деятельности волонтеров;
  • Предоставление возможности участия в решении социально значимых проблем;
  • Повышение интеллектуального и культурного уровня волонтеров.

Структура проекта Актуальность и значимость Цель и задачи План проведения мероприятий № Название мероприятия Дата проведения Целевая группа и планируемый охват Ожидаемый результат   Актуальность – краткое описание проблемы, которую необходимо решить в рамках проекта. Цель и задачи – цель должна указывать на изменение, которое будет достигнуто в ходе работы по проекту; задача – шаги по достижению цели; задач должно быть не больше трех. План проведения мероприятий – необходимо описать, какие действия планируется предпринять для достижения цели и задач; на кого нацелены мероприятия, кто будет осуществлять исполнение плана, какие ресурсы будут привлечены.

Структура проекта

  • Актуальность и значимость
  • Цель и задачи
  • План проведения мероприятий

Название мероприятия

Дата проведения

Целевая группа и планируемый охват

Ожидаемый результат

Актуальность – краткое описание проблемы, которую необходимо решить в рамках проекта.

Цель и задачи – цель должна указывать на изменение, которое будет достигнуто в ходе работы по проекту; задача – шаги по достижению цели; задач должно быть не больше трех.

План проведения мероприятий – необходимо описать, какие действия планируется предпринять для достижения цели и задач; на кого нацелены мероприятия, кто будет осуществлять исполнение плана, какие ресурсы будут привлечены.

Сотрудничество Ожидаемые результаты Информирование о результатах Устойчивость достижений проекта Финансирование Ожидаемые результаты – описываются конкретные ожидаемые результаты в измеряемых показателях, методы измерения результатов. Информирование о результатах – описание способов информирования о результатах проекта. Устойчивость достижений проекта – описание дальнейших планов по поддержанию и развитию результатов проекта. Финансирование – описание необходимого финансирования в виде сметы расходов, с указанием способов их привлечения средств, а также добровольческих трудозатрат. Статьи и наименования расходов Необходимые средства Вклад из привлеченных средств Возможные источники финансирования
  • Сотрудничество
  • Ожидаемые результаты
  • Информирование о результатах
  • Устойчивость достижений проекта
  • Финансирование

Ожидаемые результаты – описываются конкретные ожидаемые результаты в измеряемых показателях, методы измерения результатов.

Информирование о результатах – описание способов информирования о результатах проекта.

Устойчивость достижений проекта – описание дальнейших планов по поддержанию и развитию результатов проекта.

Финансирование – описание необходимого финансирования в виде сметы расходов, с указанием способов их привлечения средств, а также добровольческих трудозатрат.

Статьи и наименования расходов

Необходимые средства

Вклад из привлеченных средств

Возможные источники финансирования

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!