Работа с таблицами
1. Рассмотрите таблицу «Признаки живых систем» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Признаки живых систем | Примеры |
Саморегуляция | Изменение частоты дыхательных движений в зависимости от концентрации в крови углекислого газа |
| Передача аллелей генов от родителей потомкам |
2. Рассмотрите таблицу «Форма изменчивости» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Форма изменчивости | Пример изменчивости |
комбинативная | В результате случайной комбинации негомологичных хромосом в мейозе у потомков формируется новый фенотип |
| рождение ребенка с синдромом Дауна |
3. Рассмотрите таблицу «Пути эволюции» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Пути эволюции | Примеры признаков у организмов |
Ароморфоз | Появление головного мозга у рыб |
| Отсутствие конечностей у змей |
4. Рассмотрите таблицу «Пути эволюции» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Пути эволюции | Характеристика |
Ароморфоз | Крупные изменения в строении, повышение уровня организации |
| Упрощение уровня организации, утрата отдельных органов |
5. Рассмотрите таблицу «НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ | ИЗМЕНЕНИЕ |
| появление третьего слоя клеток в зародыше червей |
Идиоадаптация | удлинение ушей у зайцеобразных |
6. Рассмотрите таблицу «Структуры клетки» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Структуры клетки | Функция |
Хромосомы | Хранение и передача наследственной информации клетки и организма |
| Биологическое окисление |
7. Рассмотрите таблицу «Структуры клетки» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Структуры клетки | Функция |
| Сборка полипептидной цепи |
Митохондрия | Биологическое окисление |
8. Рассмотрите таблицу «Критерии вида» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Критерий вида | Описание |
| Большая синица живет в кронах деревьев, питается крупными насекомыми и их личинками |
Географический | Большая синица обитает на всей территории Европы, Ближнего Востока, Центральной и Северной Азии, в некоторых районах Северной Африки. |
9. Рассмотрите таблицу «Критерии вида» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Критерий вида | Характеристика |
Экологический | Пастушья сумка распространена по полям, дорогам, сорным местам |
| У пастушьей сумки поочерёдное расположение листьев на стебле |
10. Рассмотрите таблицу «Форма изменчивости» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Форма изменчивости | Пример изменчивости |
| Окраска шерсти зайца-беляка изменяется в течение года |
Мутационная | Полиплоидные сорта томата |
11. Рассмотрите таблицу «Виды мутаций» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Вид мутации | Признак мутации |
| Замена одного нуклеотида в молекуле ДНК |
Геномная | Нерасхождение хромосом в мейозе |
12. Рассмотрите таблицу «Форма наследственной изменчивости» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Форма наследственной изменчивости | Пример изменчивости |
| разная масса тела бычков одного приплода |
мутационная | рождение шестиногого теленка |
13. Рассмотрите таблицу «Критерии вида» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Критерий вида | Характеристика |
| Способность белены чёрной синтезировать и накапливать алкалоиды |
Морфологический | Длина хвоста синицы не превышает длины её тела |
14. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Метод | Применение метода |
| Сезонные изменения в живой природе |
Близнецовый | влияние условий среды на развитие признаков |
15. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Метод | Применение метода |
Гибридологический | Закономерности наследования признаков |
| Избирательное выделение органоидов клетки для последующего изучения |
16. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Метод | Применение метода |
| Определение числа хромосом в кариотипе |
Статистический | Распространение признака в популяции |
17.Pассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Метод | Применение метода |
| Изучение строения клеток кожицы лука |
Биохимический | определение уровня гемоглобина в крови |
18. Рассмотрите таблицу «Методы селекции» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий
термин.
Метод | Применение метода |
близкородственное скрещивание (инбридинг) | закрепление наследственных свойств |
| воздействие на семена пшеницы рентгеновскими лучами в условиях эксперимента |
19. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Методы биологических исследований
Метод | Применение метода |
Популяционно-статистический | Изучение распространения признака в популяции |
… | Определение количества сахара в крови |
20. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Метод | Применение метода |
… | разделение клеточных структур |
хроматография | разделение основных пигментов из экстракта листьев |
21. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Частнонаучный метод | Применение метода |
Близнецовый | Определение роли факторов среды в формировании фенотипа человека |
? | Изучение особенностей фаз митоза на фиксированном препарате |
22. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Методы биологических исследований
Частнонаучный метод | Применение метода |
Центрифугирование | Разделение органоидов клетки по плотности |
? | Изучение строения клетки листа герани |
23. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Методы биологических исследований
Частнонаучный метод | Применение метода |
Биохимический | Определение содержания глюкозы в крови |
? | Изучение динамики численности популяции по годам |
24. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Метод | Применение метода |
Центрифугирование | Разделение органоидов клетки |
| Определение числа хромосом в кариотипе |
25. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований».. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Методы биологических исследований
Частнонаучный метод | Применение метода |
палеонтологический | изучение окаменелостей древних аммонитов |
? | наблюдение за плазмолизом в клетках кожицы лука |
26. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Методы биологических исследований
Частнонаучный метод | Применение метода |
Хроматография | Разделение компонентов смеси за счёт их различной скорости движения сквозь сорбент |
? | Анализ распределения в семьях лиц, обладающих аллелем аномального признака |
27. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Методы биологических исследований
Частнонаучный метод | Применение метода |
Близнецовый | определение степени влияния среды на монозиготных близнецов |
? | определение последовательности нуклеотидов в ДНК с использованием флуоресцентных меток |
28. Рассмотрите таблицу «Биология как наука» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Раздел биологии | Пример |
Экология | Пищевые цепи |
| Проведение нервного импульса |
29. Рассмотрите таблицу «Биология как наука» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Раздел биологии | Пример |
Цитология | Строение эндоплазматической сети |
| Строение поджелудочной железы |
30. Рассмотрите таблицу «Биология как наука» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Раздел биологии | Пример |
Генетика | Закономерности наследственности и изменчивости |
| Выработка условного рефлекса - выделение слюны на вид лимона |
31. Рассмотрите таблицу «Вклад ученого в развитие данной науки» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Раздел биологии | Вклад ученого в развитие данной науки |
Физиология | Мечников И.И. − Фагоцитарная теория иммунитета |
| К. Линней - Бинарная номенклатура |
32. Рассмотрите таблицу «Вклад ученого в развитие данной науки» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Раздел биологии | Вклад ученого в развитие данной науки |
| Мечников И.И. − Фагоцитарная теория иммунитета |
Микробиология | Кох Р. − Открытие туберкулезной палочки |
33. Рассмотрите таблицу «Биология как наука» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Раздел биологии | Объект изучения |
| Ископаемые переходные формы организмов |
Анатомия | Строение внутренних органов |
34. Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Биология как наука
Раздел биологии | Объект изучения |
? | наследование генов, отвечающих за окраску шерсти собак |
цитология | строение клеток эпителия собаки |
35. Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Биология как наука
Раздел биологии | Объект изучения |
? | Строение тканей собаки |
Анатомия | Внутреннее строение собаки |
36. Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Биология как наука
Раздел биологии | Объект изучения |
Экология | Взаимодействие организмов в биогеоценозе |
? | Строение и функционирование клеток |
37. Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Биология как наука
Раздел биологии | Объект изучения |
? | влияние факторов окружающей среды на численность популяции животных лошади |
палеонтология | ископаемые останки животных |
38. Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Биология как наука
Раздел биологии | Объект изучения |
генетика | наследование генов, отвечающих за окраску лошади |
? | строение тела лошади |
39. Рассмотрите таблицу «Биологические науки». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Биологические науки
Наука | Область применения |
Орнитология | Описание морфологии, физиологии и экологии птиц |
? | Изучение этапов гаметогенеза, оплодотворения и развития зародыша |
40. Рассмотрите таблицу «Биологические науки». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Биологические науки
Наука | Области применения |
Таксономия | создание принципов классификации и систематизации организмов |
? | изучение морфологии и физиологии бактериофагов, возбудителей гриппа и ОРВИ |
41. Рассмотрите таблицу «Биологические науки». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Биологические науки
Наука | Области применения |
Геоботаника | анализ структуры и динамики развития фитоценозов |
? | изучение вариаций аллелей и наследственности в организме |
42. Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком
Раздел биологии | Объект изучения / Область исследования |
Этология | Закономерности поведения животных в естественных условиях |
? | Строение клеток организмов разных царств |
43. Рассмотрите таблицу «Биологические науки». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Биологические науки
Наука | Области применения |
Гистология | изучение строения и развития тканей организмов |
? | исследование влияния абиотических и антропогенных факторов на фито- и зооценозы |
44. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Уровень организации | Пример |
Биогеоценотический | Пищевые цепи |
| Проведение нервного импульса |
45. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Уровень | Пример |
| Симбиоз рака отшельника и актинии |
Видовой | Слон африканский |
46. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
47. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Уровень организации | Пример |
Клеточный | Строение цианобактерий |
| Озеро как место обитания озерной лягушки |
Уровень | Пример |
| Круговорот воды |
Популяционно-видовой | Немецкая овчарка |
48. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Уровень | Пример |
| Репликация ДНК |
Популяционно-видовой | Озерная лягушка мечет икру |
49. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Уровень | Пример |
организменный | работа мышцы под воздействием нервных импульсов |
| нервная клетка (строение нейрона) |
50. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Уровень | Пример |
Экосистемный | микориза осины и подосиновика |
| озимая пшеница, устойчивая к поражению грибами-паразитами |
51. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Уровни организации живой природы
Уровень | Пример |
... | эритроцит |
молекулярный | нуклеиновые кислоты, белки клетки |
52. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Уровень | Пример |
… | генофонд всех особей вида Байкальской нерпы |
клеточный | эритроцит |
53. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Уровни организации живой природы
Уровень | Пример |
организменный | пищеварительная система человека |
? | таёжный лес |
54. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Уровни организации живой природы
Уровень | Пример |
? | дыхательная система человека |
экосистемный | таёжный лес |
55. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Уровни организации живой природы
Уровень | Пример |
? | митохондрия |
организменный | сердце человека |
56. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Уровни организации живой природы
Уровень | Пример |
молекулярный | молекула ДНК |
? | популяция зайцев в лесу |
57. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Уровни организации живой природы
Уровень | Пример |
? | митохондрия |
организменный | пищеварительная система |
58. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Уровни организации живой природы
Уровень | Пример |
? | таёжный лес |
клеточный | мышечная клетка волка |
59. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Уровни организации живой природы
Уровень | Пример |
? | одна мышь |
органоидно-клеточный | митохондрия в мышечной клетке мыши |
60. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Уровни организации живой природы
Уровень | Пример |
организменный | Африканский слон |
? | группа африканских слонов, проживающих компактной группой |
61. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Уровни организации живой природы
Уровень | Пример |
? | эритроцит |
организменный | человек |
62. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Уровни организации живой природы | Процессы |
Молекулярный | Удвоение ДНК |
? | Биогенная миграция атомов |
63. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Уровень | Пример |
Популяционно-видовой | Вид слон африканский |
| Сфагновое болото |
64. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Уровни организации живой природы
Уровень | Пример |
молекулярный | хлорофилл |
? | Онежское озеро |
65. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Уровни организации живой природы
Уровень | Пример |
тканевой | сперматогенный эпителий |
? | электрон-транспортная цепь |
66. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Уровни организации живой природы
Уровень | Пример |
экосистемный | прибрежные воды шельфа с населяющими их организмами |
? | группа организмов вида Крапива двудомная, произрастающих на одной поляне |
67. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Уровень | Пример |
Видовой | Конкуренция африканских слонов за территорию в саванне |
| Симбиоз рака-отшельника и актинии на мелководном участке моря |
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.