СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подборка инструкций к лабораторным работам по химии для 8 класса

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздаточный материал для учащихся и небольшая шпаргалка для учителя с указанием оборудования и реактивов на каждую работу.

Просмотр содержимого документа
«Подборка инструкций к лабораторным работам по химии для 8 класса»


8 класс

Лабораторная работа №5

Тема: «Признаки протекания химических реакций»

Цель работы: познакомиться на практике с признаками и условиями протекания химических реакций.

Ход работы.

Опыт №1. Выделение (поглощение ) энергии.

А) Щелочь (NaOH ) + кислота ( HCl ) ----- выделение (поглощение) тепла.

Б) Горение лучины.

Опыт №2. Изменение цвета.

Хлорид железа ( FeCl3 ) + роданид аммония ( NH4 SCN ) ------- кроваво-красная окраска раствора.



Опыт №3. Выпадение осадка.

Хлорид бария (BaCl2 ) + серная кислота (H2SO4 ) -------- белый «молочный» осадок.



Опыт №4. Выделение газа.

А) Мел (СаCO3 ) (порошок) + кислота ( HCl ) ------- выделение газа.

Б) Мел (СаCO3 ) (кусочек) + кислота ( HCl ) ------- выделение газа.



8 класс

Лабораторная работа №5

Тема: «Признаки протекания химических реакций»

Цель работы: познакомиться на практике с признаками и условиями протекания химических реакций.

Ход работы.

Опыт №1. Выделение (поглощение ) энергии.

А) Щелочь (NaOH ) + кислота ( HCl ) ----- выделение (поглощение) тепла.

Б) Горение лучины.

Опыт №2. Изменение цвета.

Хлорид железа ( FeCl3 ) + роданид аммония ( NH4 SCN ) ------- кроваво-красная окраска раствора.



Опыт №3. Выпадение осадка.

Хлорид бария (BaCl2 ) + серная кислота (H2SO4 ) -------- белый «молочный» осадок.



Опыт №4. Выделение газа.

А) Мел (СаCO3 ) (порошок) + кислота ( HCl ) ------- выделение газа.

Б) Мел (СаCO3 ) (кусочек) + кислота ( HCl ) ------- выделение газа.



8 класс

Лабораторная работа №5

Тема: «Признаки протекания химических реакций»



Оборудование

  1. Лучинка

  2. Спички

  3. Фарфоровая чашка

  4. Штатив с пробирками ( 5-6 шт.)







Реактивы

  1. Раствор NaOH

  2. Раствор HCl

  3. Раствор FeCl3

  4. Раствор NH4 SCN

  5. Раствор BaCl2

  6. Раствор H2SO4

  7. Мел – порошок CaCO3

  8. Мел – кусочек CaCO3





















































8 класс

Лабораторная работа №6

Тема: «Типы химических реакций»

Цель работы: познакомиться на практике с различным типом химических реакций.

Ход работы.

Опыт №1. Реакции разложения.

Малахит ((Cu OH)2CO3) ------ оксид меди (CuO)+ вода + углекислый газ



Опыт №2. Реакции соединения.

Медь + кислород -------- оксид меди



Опыт №3. Реакции замещения.

Железо (Fe) + сульфат меди (CuSO4) -------- сульфат железа (FeSO4) +

медь (Cu)



Опыт №4. Реакции обмена.

Щелочь (NaOH) + кислота (НС1) ------- соль + вода







8 класс

Лабораторная работа №6

Тема: «Типы химических реакций»

Цель работы: познакомиться на практике с различным типом химических реакций.

Ход работы.

Опыт №1. Реакции разложения.

Малахит ((Cu OH)2CO3) ------- оксид меди (CuO)+ вода + углекислый газ



Опыт №2. Реакции соединения.

Медь + кислород -------- оксид меди



Опыт №3. Реакции замещения.

Железо (Fe) + сульфат меди (CuSO4) --------- сульфат железа (FeSO4) + медь (Cu)



Опыт №4. Реакции обмена.

Щелочь (NaOH) + кислота (НС1) -------- соль + вода







8 класс

Лабораторная работа №6

Тема: «Типы химических реакций»



Оборудование

  1. Спички

  2. Спиртовка

  3. Пинцет

  4. Фарфоровая чашка

  5. Штатив с пробирками ( 5-6 шт.)

  6. Пробиркодержатель



Реактивы

  1. Малахит

  2. Кусочек медной фольги

  3. Железная скрепка

  4. Раствор NаОН

  5. Раствор НCl

  6. Раствор СuSO4

  7. Фенолфталеин











































8 класс

Лабораторная работа №7

Тема: «Изменение окраски индикаторов в различных средах»

Цель работы: познакомиться с некоторыми методами познания веществ (химический эксперимент, наблюдение, описание).

Ход работы.

Индикатор – это вещество - указатель!

Опыт №1.

Налейте в три пробирки по 2 мл раствора щелочи (KOH), кислоты (CH3COOH), воды и добавьте в каждую по несколько капель! индикатора лакмуса фиолетового. Что вы наблюдаете? Опишите свои наблюдения.

Опыт №2.

Проделайте то же самое с индикатором фенолфталеином. Результаты занесите в тетрадь.

Опыт №3.

Повторите опыт с индикатором метиловым оранжевым.



Ответьте на вопрос: для чего нужны индикаторы? Какой из использованных методов (по вашему мнению) оказался самым важным?















Индикаторы

Название индикатора

Нейтральная

среда

Кислая среда

Щелочная среда

Лакмус фиолетовый




Фенолфталеин




Метилоранж




















8 класс

Лабораторная работа №7

Тема: «Изменение окраски индикаторов в различных средах»



Оборудование

  1. Штатив с пробирками ( 9 шт)





Реактивы



  1. Лакмус фиолетовый

  2. Фенолфталеин

  3. Метиловый оранжевый

  4. Раствор щелочи (КОН)

  5. Раствор кислоты (СН3СООН)

  6. Вода

















































8 класс

Лабораторная работа №8

Тема: «Приготовление и рассмотрение смеси серы и железа»

Цель работы: получить смесь железа и серы и узнать, что происходит при смешивании веществ с различными свойствами.



Ход работы.

  1. Насыпьте на лист бумаги отдельными кучками серу и порошок железа (по две лопаточки), рассмотрите их цвет.

  2. Возьмите небольшую часть каждого вещества и проведите следующие операции: а) испытайте магнитом; б) опустите в пробирку с водой.

  3. Смешайте лопаточкой оба порошка на бумаге, рассмотрите цвет смеси.

  4. Испытайте смесь магнитом.

  5. Поместите смесь в пробирку с водой.

  6. Сопоставьте свои наблюдения. Сделайте вывод о сохранении свойств веществ после их смешивания.





















8 класс

Лабораторная работа №8

Тема: «Приготовление и рассмотрение смеси серы и железа»

Цель работы: получить смесь железа и серы и узнать, что происходит при смешивании веществ с различными свойствами.



Ход работы.

  1. Насыпьте на лист бумаги отдельными кучками серу и порошок железа (по две лопаточки), рассмотрите их цвет.

  2. Возьмите небольшую часть каждого вещества и проведите следующие операции: а) испытайте магнитом; б) опустите в пробирку с водой.

  3. Смешайте лопаточкой оба порошка на бумаге, рассмотрите цвет смеси.

  4. Испытайте смесь магнитом.

  5. Поместите смесь в пробирку с водой.

  6. Сопоставьте свои наблюдения. Сделайте вывод о сохранении свойств веществ после их смешивания.













8 класс

Лабораторная работа №8

Тема: «Приготовление и рассмотрение смеси серы и железа»





Оборудование



  1. Лист бумаги

  2. Металлическая лопатка

  3. Штатив с пробирками (4 шт.)

  4. Стакан для воды





Реактивы

  1. Сера в порошке

  2. Железо в порошке

  3. Вода

























































8 класс

Лабораторная работа №9

Тема: «Физические свойства оксидов»

Цель работы: познакомиться с физическими свойствами и классификацией оксидов.



Ход работы.

  1. Рассмотрите образцы выданных вам оксидов. Установите их агрегатное состояние и цвет (вам поможет таблица на с.116 учебника).



  1. Возьмите небольшую часть каждого вещества (по одной лопаточке) и опустите в пробирку с водой. Что наблюдаете? Во все пробирки добавьте по 2-3 капли лакмуса. Занесите ваши наблюдения в таблицу.

Оксид

Агрегатное состояние

Цвет

Растворимость в воде

Действие лакмуса










и т.д.





  1. Сопоставьте свои наблюдения. Сделайте вывод о разнообразии физических свойств оксидов, их классификации.



























































8 класс

Лабораторная работа №9

Тема: «Физические свойства оксидов»



Оборудование

  1. Штатив с пробирками (5-6 шт)

  2. Лопаточка

  3. Салфетка для вытирания лопатки





Реактивы



  1. Набор оксидов во флаконах:

оксид водорода

оксид углерода (ӏV)

оксид меди (ӏV)

оксид кальция

оксид железа (ӏӏӏ)

оксид кремния ( и другие)

  1. Вода в стакане

  2. Лакмус фиолетовый























































8 класс

Лабораторная работа №10

Тема: «Свойства кислотных и основных оксидов»

Цель работы: исследовать химические свойства кислотных и основных оксидов.



Вариант-1.

Ход работы.

  1. Вам выдан образец основного оксида.

  2. Исследуйте химические свойства оксида в соответствии со схемой:



вода

Основные оксиды + кислотный оксид

кислота



  1. Запишите уравнения осуществленных реакций (вам поможет учебник с.128-129).

















8 класс

Лабораторная работа №10

Тема: «Свойства кислотных и основных оксидов»

Цель работы: исследовать химические свойства кислотных и основных оксидов.



Вариант-2.

Ход работы.

  1. Вам выдан образец кислотного оксида.

  2. Исследуйте химические свойства оксида в соответствии со схемой:



вода

Кислотные оксиды + основный оксид

щелочь



  1. Запишите уравнения осуществленных реакций (вам поможет учебник с.128-129).















8 класс

Лабораторная работа №10

Тема: «Физические свойства оксидов»

Вариант-1

Оборудование

  1. Штатив с пробирками ( 5 шт)

  2. Лопаточка

  3. Спиртовка

  4. Спички

  5. Пробиркодержатель

  6. Стакан под воду

Реактивы

  1. Оксид кальция (или магния или иной)

  2. Раствор НС1

  3. Вода

  4. Лакмус фиолетовый















8 класс

Лабораторная работа №10



Тема: «Физические свойства оксидов»



Вариант-2



Оборудование



  1. Штатив с пробирками ( 5 шт)

  2. Лопаточка

  3. Спиртовка

  4. Спички

  5. Пробиркодержатель

  6. Стакан под воду

Реактивы

  1. Оксид фосфора (оксид углерода или иной оксид)

  2. Раствор щелочи

  3. Вода

  4. Лакмус фиолетовый, ф/ф





8 класс

Лабораторная работа №11

Тема: «Действие индикаторов на растворимые основания»

Цель работы: познакомиться с некоторыми методами познания веществ (химический эксперимент, наблюдение, описание).

Ход работы.

Индикатор – это вещество - указатель!

Опыт №1.

Налейте в три пробирки по 2 мл раствора щелочей - KOH,NаОН, Са(ОН)2, воды и добавьте в каждую по несколько капель! индикатора лакмуса фиолетового. Что вы наблюдаете? Опишите свои наблюдения.

Опыт №2.

Проделайте то же самое с индикатором фенолфталеином. Результаты занесите в тетрадь.

Опыт №3.

Повторите опыт с универсальной индикаторной бумажкой.



Ответьте на вопрос: для чего нужны индикаторы? Какой из использованных индикаторов вы бы выбрали для себя при идентификации щелочей?

















Индикаторы



Название индикатора

Нейтральная

среда

Щелочная среда

Лакмус фиолетовый

Фиолетовый

Синий

Фенолфталеин

Бесцветный

Малиновый

Метилоранж

Оранжевый

Желтый













8 класс

Лабораторная работа №11

Тема: «Действие индикаторов на растворимые основания»



Оборудование

  1. Штатив с пробирками (7 шт)

Реактивы

  1. Растворы щелочей – КОН, Са(ОН)2, NaOH

  2. Растворы лакмуса фиолетового, фенолфталеина, метилоранжа.

  3. Универсальная лакмусовая бумажка











































































8 класс

Лабораторная работа №12

Тема: «Получение осадков нерастворимых оснований и изучение их свойств»

Цель работы: научиться получать нерастворимое основание и исследовать его свойства.



Ход работы.



  1. Рассмотрите схему 25 на с.137 учебника.

  2. Выполните опыты, показанные на схеме.

  3. Напишите уравнения соответствующих реакций. При выполнении работы будьте внимательны, все дополнительные сведения изложены в учебнике на с.137.

  4. В конце работы сделайте вывод.































































8 класс

Лабораторная работа №12

Тема: «Получение осадков нерастворимых оснований и изучение их свойств»



Оборудование

  1. Штатив с пробирками (4 шт)

  2. Спиртовка

  3. Спички

  4. Пробиркодержатель



Реактивы

  1. Раствор CuSO4

  2. Раствор NaOH

  3. Раствор H2SO4





































































8 класс

Лабораторная работа №13

Тема: «Распознавание соляной кислоты и хлоридов»

Цель работы: познакомиться на практике с качественной реакцией на хлорид-ионы.



Ход работы.

Опыт №1.

К 2 мл соляной кислоты прилейте немного раствора нитрата серебра (AgNO3). Что наблюдаете?

Белый творожистый осадок ( AgCl) не растворяется в азотной кислоте.

Опыт №2.

Соли соляной кислоты называются хлоридами. Добавьте к раствору хлорида натрия раствор нитрата серебра, выпадает такой же творожистый белый осадок.

Нитрат серебра служит качественным реактивом на соляную кислоту и ее соли. Именно с помощью этой реакции распознают соляную кислоту и хлориды.

Оформите работу. Не забудьте написать уравнения химических реакций.













































8 класс

Лабораторная работа №13

Тема: «Распознавание соляной кислоты и хлоридов»



Оборудование

  1. Штатив с пробирками (3 шт)



Реактивы

  1. Раствор соляной кислоты (НСl)

  2. Раствор хлорида натрия (NaCl)

  3. Раствор нитрата серебра (AgNO3)























































8класс

Лабораторная работа №4

Тема: «Знакомство с образцами простых и сложных веществ, металлов и неметаллов».



Задание: найдите в коллекции и подчеркните в списке

простые вещества (_____), сложные вещества (=====),

металлы ( ……… ), неметаллы ( _ _ _).



Вода ( H2O ), поваренная соль ( NaCl ),

медь ( Сu ), сахар ( C12H22O11 )

алюминий ( Al ), парафин ( C18H38 ), красный фосфор (Р4 ), сера ( S8 ),

этиловый спирт ( C2H6O ), кислород (О2 ).







8класс

Лабораторная работа №4

Тема: «Знакомство с образцами простых и сложных веществ, металлов и неметаллов».



Задание: найдите в коллекции и подчеркните в списке

простые вещества (_____), сложные вещества (=====),

металлы (………), неметаллы ( _ _ _).



Вода ( H2O ), поваренная соль ( NaCl ),

медь ( Сu ), сахар ( C12H22O11 )

алюминий ( Al ), парафин ( C18H38 ), красный фосфор (Р4 ), сера ( S8 ),

этиловый спирт ( C2H6O ), кислород (О2 ).







8класс

Лабораторная работа №4

Тема: «Знакомство с образцами простых и сложных веществ, металлов и неметаллов».





Оборудование

  1. Коллекция простых и сложных веществ



Реактивы

  1. вода ( H2O )

  2. поваренная соль ( NaCl )

  3. медь ( Сu )

  4. сахар ( C12H22O11 )

  5. алюминий ( Al )

  6. парафин ( C18H38 )

  7. красный фосфор (Р4)

  8. сера ( S8 )

  9. этиловый спирт ( C2H6O )

  10. кислород (О2 ).







































8 класс

Лабораторная работа №3

Тема: «Рассматривание веществ с различными физическими свойствами»

Цель работы: закрепить знания о физических свойствах вещества.



Ход работы.

Задание: рассмотрите выданные вам образцы угля, железа, серы, поваренной соли. Составьте в тетради описание двух веществ из числа предложенных, придерживаясь плана (если необходимо, воспользуйтесь справочником).



План описания физических свойств вещества

  1. агрегатное состояние

  2. цвет

  3. вкус

  4. запах

  5. плотность

  6. растворимость в воде

  7. температура плавления, кипения

  8. теплопроводность

  9. электропроводность





8 класс

Лабораторная работа №3

Тема: «Рассматривание веществ с различными физическими свойствами»

Цель работы: закрепить знания о физических свойствах вещества.



Ход работы.

Задание: рассмотрите выданные вам образцы угля, железа, серы, поваренной соли. Составьте в тетради описание двух веществ из числа предложенных, придерживаясь плана (если необходимо, воспользуйтесь справочником).



План описания физических свойств вещества

  1. агрегатное состояние

  2. цвет

  3. вкус

  4. запах

  5. плотность

  6. растворимость в воде

  7. температура плавления, кипения

  8. теплопроводность

  9. электропроводность





8 класс

Лабораторная работа №3

Тема: «Рассматривание веществ с различными физическими свойствами»



Оборудование

  1. Штатив с пробирками (4 шт)





Реактивы

  1. Уголь (С)

  2. Железо (Fe)

  3. Сера (S)

  4. Поваренная соль (NaCl)





































































8 класс

Лабораторная работа №2

Тема: «Примеры химических реакций»

Цель работы: познакомиться с химическими явлениями (реакциями) и их признаками.



Ход работы.

Опыт №1

Подожгите лучинку. Какие изменения происходят с древесиной? Почему изменился ее цвет? Образовались ли при горении древесины новые вещества? По каким признакам можно об этом судить?

Ответьте письменно на поставленные вопросы.

Опыт №2

В пробирку поместите кусочек мрамора и прилейте 2 мл раствора соляной кислоты. Что наблюдаете? Поднесите к отверстию пробирки горящую спичку. Чем объяснить произошедшее? Почему гаснет пламя? Какой газ при этом выделяется? Опишите ваши наблюдения.



По каким признакам можно судить о протекании химических реакций?







8 класс

Лабораторная работа №2

Тема: «Примеры химических реакций»

Цель работы: познакомиться с химическими явлениями (реакциями) и их признаками.



Ход работы.

Опыт №1

Подожгите лучинку. Какие изменения происходят с древесиной? Почему изменился ее цвет? Образовались ли при горении древесины новые вещества? По каким признакам можно об этом судить?

Ответьте письменно на поставленные вопросы.

Опыт №2

В пробирку поместите кусочек мрамора и прилейте 2 мл раствора соляной кислоты. Что наблюдаете? Поднесите к отверстию пробирки горящую спичку. Чем объяснить произошедшее? Почему гаснет пламя? Какой газ при этом выделяется? Опишите ваши наблюдения.



По каким признакам можно судить о протекании химических реакций?









8 класс

Лабораторная работа №2

Тема: «Примеры химических реакций»



Оборудование

  1. Спички

  2. Лучинка

  3. Штатив с пробирками (2 шт)





Реактивы

  1. Мрамор

  2. Соляная кислота









































8 класс

Лабораторная работа №1

Тема: «Примеры физических явлений»



Оборудование

  1. Спички

  2. Спиртовка

  3. Стеклянная трубка

  4. Пробирка

  5. Стакан (2 шт)

  6. Штатив

  7. Пробиркодержатель



Реактивы

  1. Вода































































8 класс

Лабораторная работа №1

Тема: «Примеры физических явлений»

Цель работы: познакомиться с физическими явлениями и их признаками.



Ход работы.

Опыт №1

Нагрейте тонкую стеклянную трубку, постоянно вращая ее в пламени спиртовки (3-4 мин.). Когда стекло размягчится, осторожно согните трубку под прямым углом. Не кладите горячую трубку на стол, подождите пока она остынет.

Опыт №2

В пробирку налейте 2-3 мл воды. Нагрейте ее до кипения, поставьте пробирку в штатив и накройте стаканчиком. Что наблюдаете?

Как изменилась форма трубки и агрегатное состояние воды? Что произошло с образующими их веществами? Можно ли создать условия, при которых стеклянная трубка приобретет исходную форму?



Опишите ваши наблюдения и сделайте вывод.



8 класс

Лабораторная работа №1

Тема: «Примеры физических явлений»

Цель работы: познакомиться с физическими явлениями и их признаками.



Ход работы.

Опыт №1

Нагрейте тонкую стеклянную трубку, постоянно вращая ее в пламени спиртовки (3-4 мин.). Когда стекло размягчится, осторожно согните трубку под прямым углом. Не кладите горячую трубку на стол, подождите пока она остынет.

Опыт №2

В пробирку налейте 2-3 мл воды. Нагрейте ее до кипения, поставьте пробирку в штатив и накройте стаканчиком. Что наблюдаете?

Как изменилась форма трубки и агрегатное состояние воды? Что произошло с образующими их веществами? Можно ли создать условия, при которых стеклянная трубка приобретет исходную форму?



Опишите ваши наблюдения и сделайте вывод.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!