СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта к уроку "Почва- особое природное образование" 8 класс по По ФГОС

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока " Почва-  особое природное образование".

Цель: 1.Сформировать умение определять типы почв на различных территориях нашей страны, выяснить закономерности их распространения;

2. развивать географическое мышление путем организации работы с различными источниками географической информации ;

3. воспитывать бережное отношение к природе; чувства коллективизма, толерантности.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку "Почва- особое природное образование" 8 класс по По ФГОС»


Урок географии 8 класс

Тема: «Почва- особое природное тело»

Цель: 1Сформировать умение определять типы почв на различных территориях нашей страны, выяснить закономерности их распространения;

2. развивать географическое мышление путем организации работы с различными источниками географической информации ;

3. воспитывать бережное отношение к природе; чувства коллективизма, толерантности.

Планируемые результаты обучения:

Предметные

Метапредметные

Личностные

1 уровень сложности (пороговый) – знать строение почвенного профиля; определять тип почвы; находить на почвенной карте

2 - 3 уровень сложности (повышенный) -- устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт между климатом, растительным миром и строением и свойствами почв.


Регулятивные.

Уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Познавательные.

Умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.

Коммуникативные. Владение устной речью. Развитие ИКТ-компетенции. Умение организовывать учебное сотрудничество в паре, с учителем, в группе.

Умение использовать географические знания для созидательной деятельности.

Понимание значимости знаний о почвах для практической жизни людей.


Элементы используемых педагогических технологий

Игровая; системно - деятельностного подхода: дифференцированного обучения, ИКТ

Виды используемых на уроке средств

УМК «Просвещение» География Россия-8 класс, атлас, компьютер с интернетом, мультимедийная установка, атлас, инструктивные карточки

Тип урока 

Комбинированный

Формы работы

фронтальная, индивидуальная, в группе



Ход урока







1.Этап учебного занятия.

Задачи этапа.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Дидактич.

обеспеч.

1. Организац. момент

Проверка готовности учащихся к уроку

Проверка; наличия учебников, тетрадей, атласов, дневников

Включаются в деловой ритм


2. Мотивация

Самоопределение в учебной деятельности.

Совместная формулировка темы и цели урока.

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки превращается в 20 ведер.

Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.

Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы догадались, как она называется?

Посмотрите на почвенную карту России , почему она похожа на «лоскутное одеяло»?

Сформулируйте тему нашего урока

Определите цель нашей работы

Вы будете работать в командах. После отчета группы, остальные, оценивают ее работу.

Независимый эксперт будет вести счет ваших заработанных баллов

Капитан команды, в которой выступали все до одного человека, в конце урока получает 50 бонусных очков.


- О почве


Почв много


«Типы почв России»

Определять типы почвы


Презентация , атлас

3. Актуализация и фиксация затруднения в пробном действии


Актуализация мыслительных операций и познавательных процессов















Повернитесь ко мне лицом в профиль

Что такое профиль?

А что значит почвенный профиль?

(Словно разрезали торт, и посмотрел на него сбоку – в профиль)

Почва – это природное тело и как любое тело, оно имеет свое строение. Это строение выражено в почвенном горизонте.

Почвенный горизонт –однородный по химическомуи механическому составу, физическим свойствам и окраске слой почвы.

Каждому слою присвоено свое буквенное обозначение. У разных типов своя мощность и состав почвенных горизонтов, но у всех типов прослеживается гумусовый слой, один или несколько переходных горизонтов и материнская порода.

Рассмотрим, из каких почвенных горизонтов состоит

А1 – горизонт гумуса, в нем происходит накопление органического вещества

А2 – горизонт вымывания, из которого значительно вынесены органические и минеральные вещества. При этом горизонт приобретает сероватую окраску, похожую на золу, поэтому и называется и горизонт и почвы называются подзолистыми. Если вымывание слабое, то горизонт будет один.

В – горизонт вмывания, постепенно переходит в

С – почвообразующую или материнскую породу.

Толщина почвенного профиля колеблется от нескольких сантиметров до нескольких метров.

Задание

Составить почвенный профиль из почвенных горизонтов, подписать их.

Команда первая составившая и назвавшая горизонты , получает 5 баллов

Выполняют здание

Вид сбоку

Почвенный профиль –вертикальный разрез почвы.






























Составляют из губок почвенный профиль



Заготовки для почвенного профиля

4.Построение проекта урока



Построение плана достижения цели в каждой команде


В различных природных условиях формируются различные почвы. Они различаются по механическому составу, мощности, структуре, содержанию гумуса, особенностями почвенного профиля.

Почвы подчиняются главному закону природы – зональности. Почвы изменяются с севера на юг, а в горах от подножия к вершинам.

Размещение основных типов почв отражается на почвенных картах.

В России четко выражено зональное расположение почв, это связано с большой протяженностью с севера на юг. И преобладанием равнинного рельефа.

Мы проследим смену почв с севера на юг и заполним таблицу.

Первый тип заполним вместе

Острова и побережье Северного Ледовитого океана во власти арктического климата. Здесь постоянные низкие температуры и небольшое количество осадков. Значительные территории даже летом покрыты льдом и снегом, а они не могут быть почвообразующими породами. Поэтому сплошного почвенного покрова в арктических пустынях нет. На участках , где нет льда, образуются арктические почвы, очень бедные и не плодородные.

Заполнить свою часть таблицы «Главные типы почв России»

Приложение №1

Вывод:

1.Территория России отличается большим разнообразием почв.

2. Распространение почв подчинено закону широтной зональности.

3.Основные типы почв отличаются друг от друга своими свойствами, особенно содержанием гумуса и, как следствие, плодородием.

4. Тип почвы можно определить по почвенной карте.


Каждая из команд выполняет задание по заполнению таблицы «Главные типы почв России»

Карточки с заданиями,

Почвенная карта.

Презентация

5. Первичное закрепление учебного материала.

1. Установить правильность и осознанность изученного материала

1. Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представление учащихся

Посмотрите атлас Новосибирской области.

Назовите основные типы почв Здвинского района. Стр. 11


Черноземы и солонцы с солончаками.

Атлас «Люби и знай свой край»

6. Включение в систему новых знаний и повторение

1. Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

2. Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

Каждая команда может выбрать задание на «5», «4» и «3» балла.

«5»

1. «Раз все важнейшие почвообразователи располагаются на земной поверхности в виде поясов, или зон, вытянутых более или менее параллельно по широтам, то неизбежно, что и почвы – наши черноземы, подзолы и прочее должны располагаться по земной поверхности зонально, в строжайшей зависимости от климата, растительности и прочее.. (Василий Васильевич Докучаев) Кто такой ВВ Докучаев, какую науку он создал?


2.Какова основная закономерность размещения почв по территории нашей страны? Показать на почвенной карте основные типы почв.

3. Дополни схему, назови почвенные горизонты:


А1

А2


В



С


4. Во время Великой Отечественной войны немцы вагонами вывозили почву из Украины, Ростовской области. Как вы думаете, почему?

5.В императорском саду в центре Пекина был воздвигнут памятник. Он представлял собой приподнятую на возвышенности квадратную площадку с длиной стороны 6 м., состоящую из насыпных почв различного цвета и происхождения. В центре желтый круг из лёсса – породы, характерной для обширных территорий Китая. Именно ему обязана своим цветом Жёлтая река –Хуанхэ, размывающая толщи лёссового плато. Остальная поверхность площадки разделена на четыре сектора, обращенные к четырем сторонам света. Северный сектор насыпан чернозёмом, распространённым в северо– восточном Китае, южный – краснозёмом из южных частей страны, западный – светлыми пустынными почвами северо–западного Китая, восточный – голубыми заболоченными почвами рисовых полей Великой Китайской равнины. Выбитая на камне надпись гласит: « Это сооружение построено в 1421году в эпоху династии Мин. Все эти земли разных цветов принадлежат императору».

Что должен был означать этот памятник?

«4»

1.Сравните подзолистые почвы и черноземы , указав, не менее 1 общего признака и 1 отличительного.

2. Доказать, что почва- это богатство страны

3.В.В.Докучаев доказал, что «земля живая», а раз она живая, значить ее можно убить! Это как…

Дать определение

4.Почва – верхний тонкий слой земной коры , обладающий плодородием.

5.Почвенный профиль– вертикальный разрез почвы от поверхности до материнской породы

6. Почвенный горизонт – однородный по химическомуи механическому составу , физическим свойствам и окраске слой почвы.

7. Докажите, что почва это особое природное тело, продукт живой и неживой природы.


«3»

1.Почвы отличаются от горной породы..

А) плодородием; Б)увлажнением; В) твердостью.

2.Какие почвы имеют горизонт вымывания?

А) черноземы; Б) подзолистые; В) тундрово -глеевые.

3.Материнская порода – это горизонт..

а) А1; б) А2; в) В; г) С.

4.Поставщиком основной массы органического вещества в почву служат:

А) растения; Б) насекомые; В) млекопитающие.

5.Лучшей структурой почвы является :

А) комковатая; Б) зернистая; В) пылеватая.































Величие императорской власти, выраженное в обширности, природном богатстве и экономическом могуществе Поднебесной.

Во – первых, как символ плодородия, составляющего основу существования всего живого, включая человека. Во – вторых, как природное тело, в географическом распространении которого есть определённые закономерности. В – третьих, как объект с весьма разнообразными свойствами В - четвертых - он просто красив.







- Черноземы более плодородные почвы

+ Подзолы и чернозем имеет слои в почвенном разрезе

+ И те и другие образовывались под воздействием почвообразующих факторов.

- Гумусовый слой чернозема более мощный

- Если подзолистые почвы кислые, то черноземы не кислые

- Подзолистые почвы образуются в более холодных климатических условиях





8. Рефлексия

1. Организация самооценки деятельности на уроке.



2. Вызвать желание у учащихся оценить своё эмоциональное состояние.

На уроке я работал

а) активно б) пассивно

Своей работой на уроке

а) я доволен б) не доволен

Урок для меня показался

а) коротким б) длинным

За урок я

а) не устал б) устал

Я ставлю себе за работу на уроке

а) 3 б) 4 в) 5

За урок я «заработал»


Мое настроение сейчас (обведи смайлик)



Подводят итог урока: что узнали нового, сколько баллов набрали




Определяют свое эмоциональное состояние после урока.

Лист самооценки

9 Домашнее задание

1.Определение домашнего задания соответственно своим интересам и способностям


Приложение №2



Выбирают домашнее задание по возможностям и желанию

Учебник

Дневник



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!