2. Актуализация знаний. Постановка цели и задач. | -Ребята вы заметили, что сидите в группах? -А знаете, какие правила нужно соблюдать, работая в группах? (Слайд 3) -Выберите командира в группе. Он будет контролировать вашу совместную работу в группе, озвучивать итоги. -Вы сегодня на уроке отправитесь в путешествие по островам. (Слайд 4) Первый наш остров называется «Стихии природы». (Слайд 5) (Каждой группе предлагается разгадать кроссворд, представленный на слайде и на карточках с вопросами) (Слайд 6) Вопросы: 1.Через нос проходит в грудь, И обратный держит путь. Он невидимый, и все же, Без него мы жить не можем. (Воздух) 2.Мною можно умываться, Я умею проливаться. В кранах я живу всегда Ну, конечно, я … . (Вода) 3.Он бывает очень разный: Ярко-жёлтый, Медно-красный, Голубой и золотой, Добрый, тихий, Гневный, злой. (Огонь) 4.Планета голубая, Любимая, родная. Она твоя, она моя, А называется…. (Земля) 5.Летит по небу конь. Его не тронь: ведь он огонь. Стрелы извергает, На землю посылает. (Молния) (Учитель совместно с детьми проверяет ответы в кроссворде, сравнивая со слайдом) (Слайд 7) - Ребята, посмотрите внимательно, что заметили? - Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? -Как еще называют землю? (Слайд 8) - Какую цель перед собой поставите: узнать …. . (После ответов детей вешает карточки с вопросами на доске) - Верно, ребята, к нам присоединяется Муравьишка. Ему тоже очень интересно узнать, из чего состоит наша земля. - А вы знаете, как появилась почва? (Слайд 9) -Образование почвы началось только с появлением нашей планете живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс ее образования. По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется две тысячи лет. В течение многих миллионов лет солнце, вода и ветер разрушали скалы. Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Физминутка (Слайд 10, видео) - Сейчас мы отправляемся в подводный мир. Будем смотреть на обитателей морского дна. - Подготовили свои глазки к серьезной работе, плывем дальше. | - Да, заметили. - Не шуметь, советоваться, слушать друг друга, совместно выполнять задания. Внимательно слушают учителя и смотрят на слайд. Разгадывают кроссворд в группах. - Слово земля выделено цветом. - Будем говорить о земле. -Землю называют почвой. - Узнать из чего состоит земля и для чего она нужна живой природе. Различные ответы учащихся. Дети смотрят за героями видео, разминая глаза. | Слушание собеседника. Проявление интереса к новому учебному материалу. Понимание учебной задачи урока. Овладение логическим действием сравнения, анализа, построение рассуждения. Формирование умения вносить необходимые коррективы и действуют на основе результатов обсуждения. |
3. Первичное усвоение новых знаний | Следующий наш остров «Исследовательская лаборатория». (Слайд 11) - Ребята, узнаете, кто нас здесь встречает? (Слайд 12, аудио письмо) - Мудрая Черепаха передает нам необычное письмо. Давайте прослушаем его. («Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в мешок картофеля. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Как она называется? Что за кладовая такая?») - Муравьишка забыл, что ему нужно было с вами узнать. Кто сможет напомнить? - Сейчас мы к этому приступим. На данном острове очень много всяких приспособлений, которые нам помогут в работе, но, к сожалению не всё. (Показывает необходимое оборудование для опытов) (Слайд 13) - Здесь вы побудете настоящими научными сотрудниками. Посмотрите в карточки с работой. Что там написано, зачем они нам нужны? – Подпишите сверху свою фамилию и имя. Внимательно изучите таблицу. Вам, как научным сотрудникам необходимо провести только опыты 1,2, 4. Записать выводы, выбирая подходящие слова из списка ключевых слов (под таблицей) - Давайте посмотрим, а какие важные правила нужно соблюдать во время поведения опытов? (Слайд 14) Проводим опыты аккуратно, следуя инструкции. (Слайд 15) Учитель спрашивает результаты опытов в группах. (Слайд 16) - Ребята есть еще два опыта, которые мы посмотрим на экране и дополним таблицу необходимыми результатами. (Показывает опыты на нагревание почвы на обнаружение перегноя и растворенных солей) (Слайд 17, видео) Учитель показывает общую готовую таблицу на слайде, дети сверяют со своими частично заполненными таблицами. (Слайд 18) | - Нас встречает Мудрая Черепаха. Ответы детей. Дети называют оборудование: ложки, стаканы, тряпки (салфетки), почва, листы, карточки с таблицами. - Над таблицами описаны опыты. Проделав которые, мы напишем результаты в таблицу. Дети смотрят на экран. Обсуждают опыты и после просмотра с учителем и заполняют таблицу. | Понимание учебной задачи урока, и осуществление ее решения под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий. Понимание существования различных точек зрения учащихся. Овладение логическим действием сравнения, анализа, построение рассуждения. Слушание собеседника. Развитие умения задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия в группе. Принятие и освоение социальной роли учащегося. Знакомство с разнообразием почв. Выявление основных свойств и состава почвы. Формирование умения вносить необходимые коррективы и действуют на основе результатов обсуждения. |
4. Первичное закрепление знаний | - Ребята, вам понравилось быть сотрудниками научной лаборатории? - Что теперь знаем о составе почвы? -Сейчас в карточках выполним задание 2.(Ученик читает) После выполнения проверяют вместе задание 2. (Слайд 19) -Смогли мы ответить на 1 вопрос? Отметьте на карточках верный вывод работы, поставьте V. Физминутка (Слайд 20, видео) -Сейчас мы отправляемся на остров «Отдыхландия». Там живут интересные герои, которых зовут Отдыхай-ки. (Появляются движения на слайде, дети повторяют) - Немного отдохнули, садитесь в лодки. Следующий наш остров «Полезная почва». (Слайд 21) - Ребята, а вы знаете, чем полезна почва? -У вас на столах находятся небольшие тексты, познакомьтесь с ними самостоятельно и расскажите, нам и Муравьишке, чем еще полезна почва для живой природы. Можете воспользоваться карандашом и подчеркнуть слова (предложения) для ответа на вопрос в самой карточке. Учитель спрашивает каждую группу. | - Да. Понравилось. - В почве есть воздух, вода, остатки живых организмов, песок, корешки и т.д. Соединяют стрелками опыт с результатом. Повторяют движения за героями с видео. Садятся за парты в свои группы. Ответы детей. Дети в группах читают тексты, затем рассказывают в классе о пользе почвы для живой природы. | Осуществление самостоятельного изучения информации. Расширение сведений о почве. Учение бережному отношению к земле. Воспитание уважения к людям земледелия. |