Тема: Почему мы болеем?
Цель: выяснить с обучающимися, отчего мы болеем, и как предотвратить болезнь
Задачи
познакомить учащихся с причинами возникновения болезней, способами и методами их профилактики;
познакомить с практическими приёмами укрепления здоровья; воспитывать в детях стремление быть здоровыми, вести здоровый образ жизни.
научить работать с научным текстом;
научить находить нужную информацию, умение делать связные высказывания;
воспитывать аккуратность, стремление вести здоровый образ жизни, следить за своим
развивать внимание, логическое и творческое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать вывод;
Оборудование: презентация, сказочный герой Айболит, тема урока, иллюстрации лекарственных растений, Игра «Врачи», индивидуальные карточки «Рецепт от доктора айболита».
Ход урока:
1.Орг.момент.
2. Введение новой темы
Для того ,чтобы узнать тему нашего занятия, необходимо отгадать ребусы.
-Давайте подумаем, на какой же вопрос мы должны ответить сегодня на уроке? (Почему мы болеем?)
-Ребята, скажите, какой сказочный герой знает все о здоровье? (Доктор Айболит).
- Этот сказочный персонаж будет помогать нам на протяжении всего нашего занятия.
-Внимательно послушайте рассказ и ответьте на вопрос, почему сыновья у правителя болели?
В одной сказочной стране на берегу прекрасного моря стоял дворец. В нем жил правитель, у которого было три сына. Отец любил своих сыновей, и они отвечали ему взаимностью. Дети росли добрыми, послушными и трудолюбивыми: с самого утра они сидели и читали ученые книги, решали компьютерные задачи, смотрели передачи для умников по телевизору. Они так увлекались, что забывали сделать зарядку, вовремя поесть, мало бывали на свежем воздухе, не умели играть в мяч, плавать, не любили бегать и ходить по лесу. Правителя огорчало, что сыновья ходят, ссутулившись, часто, подолгу болеют и лекарства, рекомендованные самыми лучшими врачами, им не помогают.
Правитель пригласил во дворец самых мудрых людей страны и спросил: “Почему люди болеют? Что надо сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?”. Мудрецы долго совещались, и самый старый из них сказал: “Здоровье человека во многом зависит от него самого, от его образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим в трудных ситуациях”.
-Взгляните внимательнее, в руке у Доктора Айболита основной девиз нашего занятия : Я здоровье сберегу, Сам себе я помогу!
- По каким признакам можно понять, что человек заболел?
(Высокая температура, озноб, головная боль, насморк, тошнота и др.)
2. Работа со стихотворением
- Ребята приготовили стихотворение, давайте его послушаем.
Стихотворение С. Михалкова “Грипп”.
Катя сегодня из школы пришла,
С книжками вместе болезнь “принесла”.
Кашляет, чихает, слезы вытирает.
У нее несчастный вид – очень голова болит,
Нос припух, температура – видно, ей нужна микстура.
И глотать ей тоже больно – очень Катя недовольна.
Надо ей учить уроки – она мается в дремоте,
Надо маме помогать, а она не может встать,
Пора подруге позвонить – трудно громко говорить.
В общем, встали все дела – так хвороба подвела.
Невзирая на протест, ей поставили компресс,
Хоть не хочется лечиться – с процедурами Катя мирится,
Надо ту болезнь прогнать, чтоб здоровой снова стать:
В школу бегать, песни петь – надо многое успеть.
– Чем отличается заболевший человек от здорового?
– Как вы думаете, приятно человеку болеть?
3. Как помочь больному?
– Что надо делать, если заболел твой брат (сестра) или ты сам?
(Сказать об этом взрослым. Если нет взрослых дома, надо помочь больному человеку.)
При ознобе:
Укутать;
Дать теплое питье (чай с малиной, вишней);
Положить грелку.
При высокой температуре:
Чаще проветривать комнату;
Давать часто питье;
Положить на голову холодный компресс;
Физкультминутка
4. Правила приема лекарств
Ребята, скажите, что мы должны принимать, чтобы быстрее выздоровить?
Давайте прочтем основные правила приема лекарств (Слайд1 )
- не принимай никакие лекарства самостоятельно;
- лекарства прописывает только врач;
- все лекарства должны храниться в специально отведенном месте – аптечке, которая должна закрываться;
- проверяйте срок годности лекарства;
- читайте описание, инструкции
5. Беседа о профилактике болезней. Загадки
- Мы поговорим о профилактике заболеваний и о том, как лекарственные растения могут заменить таблетки и уколы.
– Ребята, а какие народные средства используют ваши родители, бабушки, для профилактики заболеваний?
– Угадайте, о каких растениях, обладающих лечебными свойствами, говорится в загадках.
Белая рубашка,
В середине золотистая.
Кто она такая чистая? (ромашка)
– Вспомните, что вы знаете о цветке ромашка, при каких заболеваниях ее применяют?
Слово “ромашка” переводится как милая. Родина ромашки – Америка. Давным – давно, как сорняк, ромашка вместе с зерном попала в трюм пароходов, затем ехала по железной дороге, на машинах и лошадях по всей России. Ее мелкие семена рассыпались и разносились ветром. Душистым отваром из цветков ромашки лечат кашель, поласкают горло, когда болят десна.
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки.
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он, как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук. (Подорожник)
– Расскажите, что вы знаете о подорожнике?
Существует легенда о том, как были открыты целебные свойства подорожника. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла во рту раненой подруге листик подорожника. И через некоторое время они вместе скрылись из глаз.
Чтобы вылечить ранку или ссадину, необходимо промыть водой не менее семи листиков подорожника, протереть их насухо и все сразу приложить к ране. Повязку следует оставить на 2-3 дня.
Злая, а людей лечит. (Крапива)
Люди говорят, что одна крапива заменяет семерых врачей. Ей посвящена целая поэма: “Сон посылает больным, прекращает противную рвоту. Семена крапивные смешанные с медом надежно лечат колики”.
Ягодки с румянцем,
А сами кусточки
Не выше кочки. (Брусника)
– Какую помощь оказывает людям брусника?
(Отвар листьев брусники снимает жар и головные боли, улучшает аппетит.
Игра «Врачи»
- Кто приходят к нам на помощь, когда мы заболеем ? (врачи)
Он, как волшебник, может вылечить любой недуг у детей и взрослых: ведь он знает все лекарства и у него есть множество инструментов, помогающих ему в его интересной и ответственной работе. Но чтобы стать врачом, нужно много знать, ведь от этих знаний зависит жизнь человека. Кроме того, врач должен быть добрым, он должен любить и жалеть своих пациентов
- Сейчас мы поиграем в игру : «какой врач нам поможет?»
терапевт - лечит взрослых.
педиатр – заболевание глаз;
стоматолог – выполняет операции
окулист – заболевание зубов;
отоларинголог (ЛОР) – заболевания уха, горла, носа;
хирург - лечит детей