СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

По страницам истории Н.В.Гоголя

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок дает возможность боллее подробно узнать о жизни и творчестве Гоголя.

Просмотр содержимого документа
«По страницам истории Н.В.Гоголя»

Урок- путешествие

Этот загадочный Гоголь

Цель: познакомить учащихся с личностью Гоголя, миром его героев;

показать, как писатель отображает обычаи украинского наро-

да в своих произведениях; развивать художественное видение,

воображение; расширять кругозор учащихся, совершенствовать

связную устную речь; воспитывать интерес к различным

произведениям искусства, интерес к творчеству писателя.

Метапредметные УУД:

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом процессе; осознает себя как индивидуальность, усваивает гуманистические ценности: добро, сострадание, неравнодушие, милосердие; воспитание чувства ответственности за свои поступки; использование для решения познавательных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в учебнике.

Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения; формирование коммуникативной компетентности со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;



Ход урока

Сегодня у нас необычный вечер. Мы попробуем проследить творческий и жизненный путь великого классика русской литературы И. В. Гоголя.

… Давайте повернем время вспять на много лет назад (Вед. переводит стрелки циферблата назад. Звучит мелодия украинской народной песни)

1 ученик.

20 марта 1809 г. в местечке Великие Сорочины Миргородского уезда, Полтавской губернии родился маленький Николай…

Пяти лет от роду Николенька вздумал писать стихи. Никто не понимал, какого рода стихи он писал. Известный литератор В. В. Капнист, заехав однажды к отцу Гоголя, застал его пятилетнего сына за пером. Обратившись к домашним Гоголя, он сказал: «Из него будет большой талант».

2 ученик.

Говоря об Украине, люди разных стран мира вспоминают

Н. В. Гоголя. Рано появилось в нем желание собирать и записывать памятники народного творчества.

Он писал: «Моя радость, жизнь моя! Песни! Как я вас люблю! … Я не могу жить без песен.»

Сценка (отрывок «Вечера на хуторе близ Диканьки»… Знаете ли вы украинскую ночь…)

3 ученик.

Нежин – город юности Гоголя. Здесь он прожил семь лет. Его появление в лицее запомнилось однокашникам как комическое зрелище… . Невзрачный мальчик с длинным носом, пугливо озирающийся по сторонам. Он сразу забился на последнюю парту и просидел там несколько лет, ни с кем не вступая в близкие отношения, никому не поверяя своих сердечных тайн. Его затворничество кончилось, когда в гимназии открылся театр… .

Сценка (отрывок «Ночь перед Рождеством» Монолог Оксаны перед зеркалом)

4 ученик.

Гоголь окончил гимназию.



Николай Гоголь-Яновский, коллежского асессора Василия Афанасьевича сын, поступивший 1 мая 1821 года в гимназию высших наук кн.Безбородко, окончил в оной полный курс учения в июне месяце 1828г, при поведении очень хорошем, с следующими в науках успехами:

- в законе Божьем – с очень хорошими,

- в нравственной философии с очень хорошими,

- в логике с очень хорошими,

- в российской словесности с очень хорошими,

- в правах: римском с очень хорошими, в российском, гражданском с очень хорошими, в уголовном с очень хорошими,

- в чистой математике с средственными,

- в физике и началах химии с хорошими,

- в естественной истории с превосходными,

- в технологии, в военных науках с очень хорошими,

- в географии всеобщей и российской с хорошими,

- в истории всеобщей с очень хорошими,

- в языках: латинском с хорошими, в немецком с превосходными, в французском с очень хорошими, в греческом (нет отметки), и по окончательном испытании конференции гимназии удостоен звания студента и г.министром утвержден в праве на чин 14-го класса, при вступлении в гражданскую службу, с освобождением его от испытания для: производства в высшие чины, и при вступлении в военную службу через шесть месяцев, в нижних званиях, на чин офицера, хотя бы в полку, в котором принят будет, на тот раз и вакансии не было. В засвидетельствование чего и дан ему, Гоголю-Яновскому, сей аттестат от конференции гимназии высших наук кн.Безбородко, за надлежащим подписанием и с приложением казенной печати.


ПОДПИСЬ (Нежин 1829г. Января 25 дня.)

1 ученик.

По окончании Гоголь решил ехать в Петербург, где его подстерегает ряд ударов и разочарований: не удается получить желаемого места; поэма «Ганц Кюхельгартен» написанная, очевидно, еще в гимназии встречает убийственные отклики рецензентов. Гоголь тотчас же скупает почти весь тираж книги и предает его огню.

Все это заставляет его внезапно уехать из Петербурга в Германию.

Сценка (отрывок «Ночь перед Рождеством». Разговор Вакулы с Оксаной).

2 ученик.

По возвращении в Россию (в сентябре того же года) Гоголю, наконец удается определиться на службу. Гоголь продолжает писать. Осенью того же года выходит 1-я часть сборника повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Сценка (отрывок «Вечера на хуторе близ Диканьки»)

3 ученик.

1834-1835год. Гоголь активно публиковался. Писал. Над эпопеей о Тарасе Бульбе и его сыновьях писатель работал долго: начал, вероятно, в 1833 году, в 1835-м повесть увидела свет.

Сценка (отрывок «Тарас Бульба» речь Тараса…)

4 ученик.

Обыкновенность современной жизни оттенялась колоритностью и экстравагантностью прошлого, однако тем разительнее проявлялась в нем, в этом прошлом. Глубокая внутренняя комфортность (как в «Тарасе Бульбе»).

Наивысшей степени гоголевское обобщение достигает в «Ревизоре», который ставится на сцене театра.

Сценка (отрывок «Ревизор» «…Над чем смеетесь…»)

Но зрители не поняли его. Гоголь был сердит на зрителей, на себя самого. Душа требовала уединения, хотелось убежать… .

1836-1839г. Гоголь провел за границей.

1 ученик.

Известие о смерти Пушкина сильно подействовало на Гоголя. Он говорил своему другу: «Ты знаешь, как я люблю свою мать, но если б я потерял даже ее, я не мог бы быть так огорчен как теперь: Пушкин в этом мире не существует больше»

Вражду твою пусть тот рассудит,

Кто слышит пролитую кровь…

Тебя ж, как первую любовь,

России сердце не забудет…

2 ученик.

1839-1840г. Гоголь снова в России. Пробует писать «Мертвые души»

Сценка «отрывок «Мертвые души» Характеристика Манилова, Плюшкина…)

1840-1841г. снова за границей.

1841-1842г. Привозит 1-й том «Мертвых душ». Отдает рукопись в печать и снова заграничные скитания: путешествие к «святым местам», Россия, Одесса. К этому времени здоровье Николая Васильевича пошатнулось. После выхода 1-го тома «Мертвых душ» работа над 2-м томом протекала особенно напряженно и мучительно. Он сжигает рукопись, снова ее восстанавливает.

3 ученик.

1848г. Гоголь вернулся к себе в усадьбу. Последние годы своей жизни работал над 2-м томом «Мертвых душ»

В ночь с 11 на 12 февраля, в состоянии глубокого душевного кризиса писатель сжигает 2-ой том. Через несколько дней, утром 21 февраля 1852г он умирает.

(звучит тихая музыка)


4 ученик.

Гоголь умер…

Какую русскую душу не потрясут эти два слова?

- Он умер…

Это к нему в полной мере применимы слова Пушкина:

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Свидетельство тому – празднование …….-летия

со дня рождения Н. В. Гоголя.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!