СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

По поэме К.Л.Хетагурова «Фатима» и роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» «Проблема выбора между честью и любовью»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предоставляет детлаьный конспект урока по литературе для 10 класса на тему "По поэме К.Л.Хетагурова «Фатима» и роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» «Проблема выбора между честью и любовью»"

Просмотр содержимого документа
«По поэме К.Л.Хетагурова «Фатима» и роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» «Проблема выбора между честью и любовью»»















План-конспект урока литературы в 10 «А» классе

по поэме К.Л.Хетагурова «Фатима» и роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

«Проблема выбора между честью и любовью»




Составила: Шабанова Людмила Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 43 г. Владикавказа.








      1. Технологическая карта урока


Организационная информация

Предмет

литература

Класс/группа, количество человек

10 класс ( 21 учащийся)

Тема

«Проблема выбора между честью и любовью». По поэме К.Л.Хетагурова «Фатима» и роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Автор/ы урока/занятия/мероприятия (ФИО)

Шабанова Людмила Владимировна

Должность

Учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение

МБОУ СОШ № 43

Республика/край

РСО – Алания

Город/поселение

г. Владикавказ

Описание урока

Тип урока

Урок – исследование. Анализ поэтического текста.

Время реализации урока

45 минут

Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные)


Образовательные:

1. На основе анализа текста художественного произведения изучить взаимоотношения героев романа, особенности поведения, речи;

2. Совершенствовать навык поиска информации в предложенном отрывке художественного текста;

3.Научить оформлять результаты исследования в таблицу;

4.Совершенствовать навык монологической речи.

Развивающие:

1. Развивать умение выделить главные особенности характеров героев художественного произведения;

2.  Развивать  умение сравнивать, обобщать, анализировать;

3. Развивать умение сопоставлять факты и события;

4. Развивать умения правильно обобщить данные и делать вывод;

Воспитательные:

Обучение в сотрудничестве, обучение действием: стремиться к воспитанию чувства коллективизма, чувства такта, отзывчивости, умения  управлять эмоциями.

Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят ученики в ходе урока.

Предметные:

  • Знать содержание поэмы «Фатима» и романа «Евгений Онегин»;

  • Уметь анализировать характеры героев, поступки, особенности речи, взаимоотношения с другими персонажами.

Личностные:

  • Реализовать возможность монологического выступления;

  • Закрепить навык работы в группе на основе принципов взаимоуважения, поддержки;

  • Формирование навыка добиваться результата при ограниченном времени.

Метапредметные:

  • умение понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях, формулировать выводы;

  • самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее;

  • работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать для доказательства собственной позиции.

УУД,

которые актуализируют, приобретут и закрепят обучающиеся в ходе урока.

Личностные УУД:  

Когнитивный компонент:

Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. Ориентация в системе моральных норм и ценностей (на основе понимания идейного содержания художественного произведения)

Ценностный и эмоциональный компоненты:

Доброжелательное отношение к окружающим. Позитивная моральная самооценка.

Деятельностный компонент:

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

 Регулятивные УУД:

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи

 Коммуникативные УУД:

Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией. Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Работают в группе.

Познавательные УУД:

Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Определяют основную и второстепенную информацию.


















Конспект урока

Фаза урока

Этап урока

Время



Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов.



Деятельность учащихся



Планируемые результаты



Предметные


УУД

Фаза 1 «Начало урока»

Мотивация к учебной деятельности, актуализация знаний


2 минуты

Психологический настрой на урок.

- Перед вами пословицы, постарайтесь объяснить их значение:

1.Каждый человек является покровителем своей чести.

2.Дай бог тому честь, кто умеет ее снесть.

3.Честь ум рождает, а бесчестье последний отнимает.

4.Честь ценят не по словам, а по делам.


  • Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним, демонстрируют готовность к уроку.

  • Отвечают на вопросы учителя.

  • Осмысливают фразы и высказывают свои мысли по теме.

  • Словарная работа: честь, выбор, проблема


Личностные: уважение к окружающим, умение быстро организовать рабочее место, настроиться на урок.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.

Регулятивные: саморегуляция

Формулирование темы урока, постановка цели – активизация деятельности учащихся

3 минуты


- На прошлом уроке мы познакомились с поэмой К.Хетагурова «Фатима», определили проблемы произведения. Подумайте, какое произведение русской литературы созвучно этой поэме?

- Как понятие чести нашло отражение в этих произведениях?

- Какой теме будет посвящён урок? ( «Проблема выбора между любовью и честью»)


- Какую цель поставим на уроке?

(Выяснить, как раскрывается тема выбора между любовью и честью в произведениях).

- Сегодня мы будем говорить о том, какой выбор делают героини двух великих поэтов : А.С.Пушкина и Коста Хетагурова - Татьяна Ларина и Фатима.

- Предложите путь исследования. С чего надо начать анализ? ( Выбор человек делает не в одночасье. Он идёт к нему. Обусловлен он многими факторами: средой, природными задатками, воспитанием и многим другим).

- Правильно. Быстрее всего и лучше всего разделиться на группы и проследить по текстам характеры, поступки, высказывания наших героинь.





  • Формулируют тему урока.

  • Формулируют цели урока.

  • Записывают тему в тетрадь.

  • Продумывают путь исследования.

Уметь формулировать тему и цель урока; знать содержание произведений, художественные особенности, уметь анализировать эпизоды.

Познавательные УУД: уметь проводить сравнение по заданным критериям



Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в устной речи.


Регулятивные УУД: речевая регуляция деятельности

Фаза 2 «Работа над темой»


Проработка содержания темы.

15 минут

1. Класс делится на две группы для работы над определённой проблемой. Каждая группа получает задание.

Задание для группы №1. Татьяна Ларина. Обозначьте черты героини, выделяющие её среди других. Определите особенности характера, поведения, интересов. Какова роль любви в жизни героини? Что значит честь для неё? Доказывая свою точку зрения, подкрепляйте свои выводы примерами из текста.

Задание для группы №2. Фатима. Обозначьте черты героини, выделяющие её среди других. Определите особенности характера, поведения, интересов. Какова роль любви в жизни героини? Что значит честь для неё? Доказывая свою точку зрения, подкрепляйте свои выводы примерами из текста.


Учитель поддерживает учащихся, дает по ходу работы советы по выбору нужных цитат, акцентирует внимание на важных эпизодах.


  • Учащиеся обсуждают полученные задания. Распределяют отвечающих, самостоятельно и с помощью товарищей готовят выступление, пользуясь текстом. При необходимости обращаются к учителю за советом.

  • Концентрируют свое внимание на задании. Анализируют. Делают выводы.

1. Работа с текстом.

2. Анализируют текст в соответствии с заданной темой.

Коммуникативные УУД: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Уметь владеть монологической и диалогической формами речи.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, её сбор, обработка и анализ.

Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание , желание больше узнать.

Регулятивные УУД: соотносить правильность

выбора, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Закрепление полученных знаний.

10 минут

Учитель предлагает продемонстрировать итоги работы.

- Вы проанализировали поступки героинь, их размышления, их взаимосвязь с окружающими и, опираясь на ключевые слова урока: честь, любовь, выбор, поделитесь своими выводами и впечатлениями.






  • Слушают подготовленные ответы и дают им обоснованную оценку.

  • Учащиеся ведут записи в тетрадях, составляют конспект.

Работают над монологической речью.


Учатся оценивать ответы товарищей.


Учатся формулировать мысли, вызванные прочтением и анализом текста.

Коммуникативные УУД: проявлять активность при взаимодействии; уметь оформлять свои чувства и мысли в устной и письменной форме.

Познавательные УУД: уметь осознанно и произвольно строить сообщения;





5 минут

- Почему Татьяна и Фатима, оказавшись перед выбором, выбирают честь, а не любовь?

Духовно богатый человек не может быть счастливым, когда близкий человек несчастен.


- Как созвучны героини.

Татьяна и Фатима не могли сделать несчастными тех, кто их любил, с кем они сами связали свою судьбу. Поэтому их выбор – честь, своя и того, с кем жизнь связали. Они обе добродетельные.

  • Учащиеся делают самостоятельные выводы о похожести героинь (обе упрекают возлюбленных в запоздалом их возвращении и для обеих честь супруга превыше всего и, оказавшись перед выбором между любовью и честью, выбирают честь).

Уметь анализировать, строить сопоставление и делать вывод.

Познавательные УУД: удерживать цель деятельности до получения результата.

Личностные УУД: проявлять доверие, доброжелательность, помощь.

Фаза 3 «Завершение урока»

рефлексия, анализ и оценка урока





5 минут



- Что нового для себя вы открыли на этом уроке? К какому выводу привели все наши сравнения?










- В начале урока мы с вами решили, что наш внутренний мир и духовное состояние диктуют нам выбор. Татьяне и Фатиме выбор был продиктован этими факторами.

- Обобщив выводы урока, составьте СИНКВЕЙН.



- Как воспитать в себе это чувство?

- Что поможет научиться разбираться в жизненных ситуациях, делать правильный выбор?









- Какую цель мы ставили на уроке? Достигли её?

- Оцените свою деятельность на уроке , нарисовав кружок красного, зелёного или жёлтого цвета.


  • Ученики делают вывод о том, что А.С.Пушкин и К.Хетагуров высоко ставили понятие чести.

  • Понятие чести имеет одинаковую ценность для разных народов и разных поколений.

  • Честь – это общечеловеческое понятие






  • Составляют СИНКВЕЙН по теме урока.



  • Слушают друг друга, высказывают своё мнение.




  • Необходимо духовное совершенствование через чтение книг. Читая, человек думает, рассуждает, т.е. воспитывает себя.

  • Сохранять традиционные ценности и нравственную чистоту предков.




  • Отвечают на вопросы учителя.

Уметь анализировать, писать ответ.

Личностные УУД: самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности; анализировать собственную работу.

Познавательные УУД: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД: уметь оценивать правильность выполнения действий.




5 минут

Задание на дом.

Подготовить письменное высказывание на тему: « Моё отношение к выбору Татьяны (Фатимы)».

  • Записывают домашнее задание.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!