СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"По дороге к доброте"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема занятия  выбрана не случайно, так как умения .общаться, быть отзывчивым, правильно строить свое суждение являются ключевыми составляющими коммуникативной компетенции для воспитанников детского дома, так как способствует формированию нравственных качеств воспитанников, что является важным для социальной адаптации воспитанников.

Просмотр содержимого документа
«"По дороге к доброте"»

Открытое занятие «По дороге к доброте»

Цель: формирование функциональной грамотности воспитанников через коммуникативные умения и навыки, как фактор успешной адаптации в социуме.

Задачи:

Коррекционная: развитие коммуникативных навыков у воспитанников группы через решение ситуативных задач (минисценки), развивать эмпатию по отношению к окружающим.

Образовательная: продолжать учить воспитанников находить общее решение в процессе диалога.

Воспитательная: воспитывать чувство коллективизма, умение приходить к единому мнению считаясь с точкой зрения другого человека.

Методы: словесный, наглядный, практический

Оборудование: ватман, картинки с изображением окружающего мира, изображения злого и доброго лица, карточки с ситуациями,

Принцип обучения:

  • Освоение навыков в условиях организованной социальной деятельности (все участники вовлекаются в специально разработанное действие: выполнение упражнений, наблюдение за поведением других воспитанников, анализ собственных ощущений);

  • Максимальная активность в процессе обучения;

  • Активной исследовательской позиции каждого воспитанника;

  • Партнерского общения;

Ход занятия

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Какие вы сегодня красивые, Давайте начнем наше занятие с необыкновенного приветствия с игры “Новый способ”.

Воспитатель: (Дети образуют полукруг) - Сейчас каждый из вас, повернется лицом к соседу справа, и каждая пара придумает новый способ приветствия, не повторяя использованное ранее.

1 ребёнок.

Чтоб не хмурится с утра ,

Нам поможет доброта.                                 

Вот давайте повернемся              

И друг другу улыбнёмся.


2 ребёнок.

Добрым быть совсем, совсем не просто:

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта – не пряник, не конфета.


3 ребёнок.

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
"Добрый день" и "Добрый вечер".
И не зря ведь есть у нас 
Пожеланья "В добрый час" 
Доброта - от века 
Украшенье человека.

Воспитатель: Кто скажет, о чём стихотворение ?

Тема нашего занятия " По дороге к доброте"

Воспитатель: Я предлагаю поговорить о добре, о добрых словах, о добром отношении друг к другу.

Воспитатель: Как вы понимаете, что такое доброта?

Дети: Доброта - дружеское расположение к людям, отзывчивость, сочувствие.

Дети: Добро - нежность, забота, внимание, ласка, радость, дружба, любовь. То есть то, что хорошо, полезно, приятно.

Дети: Добрый человек - готовый помочь людям, отзывчивый.
Воспитатель: Продолжаем двигаться по дороге к доброте.

Воспитатель: Ребята, кто мне назовёт противоположное по смыслу слово к слову добро? (зло)

Воспитатель: Как вы понимаете это слово?

Дети: Зло - предательство, зависть, жадность, ложь, злоречие, жажда мести, агрессия.

Воспитатель: А как вы думаете, какому человеку легче живётся и почему?

Дети: Злой человек часто злится, завидует кому-то, обижается, он плохо спит, ест, может заболеть.

Дети: А у доброго человека и слова, и дела добрые.

Воспитатель: А может ли в одном человеке уживаться и добро и зло? Нет! Не может! Как не может быть одновременно в одном кувшине сладкая и горькая вода. Каждый кувшин изливает то, что содержит. Если сердце наполнено добром, то изливает добро, и наоборот.

Физминутка

Поиграем в игру "Будь добры". Если услышали волшебное слово, то выполняете просьбу, если нет - то не выполняете.

Будьте добры встаньте.
Поднимите руки.
Будьте добры поднимите руки.
Будьте добры опустите руки.
Будьте добры поднимите правую руку.
Будьте добры опустите правую руку.
Похлопайте.
Будьте добры, похлопайте 3 раза.
Тихонько сядьте.
Будьте добры тихонько сядьте.

Воспитатель: Ребята, вот мы идём с вами по дороге к доброте. Как вы думаете, если бы у нас была страна доброты, как бы она выглядела? (мысли детей)

Составление коллажа. (коллективная работа) название коллажа «В мире доброты»

Воспитатель: У вас на столах конверты, открывайте задание: Составление портретов “Доброго” и “Злого” человека. 

Воспитатель: Давайте попробуем составить портрет доброго и злого человека. Каждая группа получает список человеческих качеств .

Обсудив в группе, ребята называют качества доброго и злого человека. На доске помещены два лица: одно - доброе, другое - злое. Воспитанники пишут фломастером на доске качества. Вокруг доброго лица - положительные качества в виде солнышка. Вокруг злого лица отрицательные качества в виде ёжика.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на то, что у нас получилось. Скажите, каков же добрый человек? На что он похож? А злой? Каков он? Хочется ли с ним общаться? (Ответы детей).

Воспитанники: Правильно! Добрый человек как солнышко светит, греет, улыбается. К нему все тянутся. Злого же человека избегают, чтобы “не уколол”.

Воспитанник - Добрый человек - это справедливый человек. 

Такой человек не дает воли собственным чувствам и страстям. Он умеет честно оценить свои и чужые поступки. Он никогда не воспользуется чужой слабостью. Он всегда похвалит другого за самое небольшое благодеяние. Он признает свой недостаток или поражение. Справедливый человек простит чужую жадность и завистливость. Он будет относиться к ним как к болезни. А больного нельзя наказывать презрением за его болезнь. Справедливый человек будет делать все, чтобы больной излечился от своих недугов.

И самое главное. Справедливый человек всегда оценивает свои и чужие поступки с позиций морали и права. Даже если ему не нравится закон, он его не нарушит. Даже если неблаговидный поступок совершил его лучший друг - он его не одобрит.

Воспитатель: - Встречали ли Вы справедливых людей? Попытайтесь справедливо рассудить вот такой случай.

Мальчик катался на велосипеде . Покатавшись, он приблизился к собачьей будке. У собаки недавно родились щенки. Мальчик повел себя неосторожно, и собака его укусила. На рев прибежали родители. Собаку связали и бросили в газовую камеру. Оттуда ее удалось вызволить, но через два дня она умерла.

Воспитатель: работа индивидуальная

Задание: собрать пословицы.

1) Не одежда красит человека: а его добрые дела

2) Добро сделанное в тайне: оплатится явно

3) Не имей сто рублей: а имей сто друзей

4)Добро век не забудется.

5)Жизнь дана на добрые дела.

6)За добро добром платят.

7)Добрый человек добру учит.

8)Доброе слово и кошке приятно.

Игра "Стоп - красный свет" (сигнальные круги)

- Вы знаете, что, когда горит красный свет светофора, идти опасно. Вот и по отношению к людям надо помнить о таком сигнале. Я буду рассказывать вам маленькие эпизоды, как только вы заметите неэтичное, невежливое поведение - поднимите красную сигнальную карточку, если одобряете - поднимите зеленую карточку. Карточки у вас на столе.

  • Два мальчика о чем-то увлеченно спорили в автобусе и так громко, что все стали на них оглядываться.(Красная.)

  • На перемене у двери буфета два мальчика, обогнав девочку и отстранив ее, первыми вбежали в буфет. (Красная.)

  • Две девочки в столовой "хлюпают" носами, болтают за столом во время еды. (Красная.)

  • Мальчишки нашего двора отнимают мороженое у малышей, дергают за хвост собак и кошек, бросают камни в птиц. (Красная.)

  • По утрам убираем свою постель. (Зеленая.)

  • После игры убираем в положенное место игрушки, книжки, цветные карандаши. (Зеленая.)

  • Взрослые возьмут все-все домашние дела на себя, а мальчишкам и девчонкам будет весело жить-поживать на белом свете.
    (Красная.)

  • Если я за что-либо обиделся на своего друга, постараюсь поскорей забыть и простить ему свою обиду.(Зеленая.)

Воспитанник: - Продолжаем идти по дороге. Что только не делают на переменах в школе ученики, замечали?!

Сценка № 1 из школьной жизни. Перемена. Марья Петровна вышла из класса в руках большая стопка книг. Навстречу шли два ученика и между собой беседовали:

1 мальчик - Смотри М.П. идёт, ей наверное тяжело, давай поможем

2 мальчик - Да ты чё, она же тебе двойку поставила, не будем ей помогать.

1 мальчик - Злой ты, это же я сам виноват, я не выучил урок, ты как хочешь, а я всё равно помогу.

Сценка № 2. Гриша и Андрей

Бабушка стоит на светофоре и ждёт когда загорится зелёный свет. Мимо пробегал мальчик, заметил бабушку и прокричал:

- Бабуля ты что стоишь? Зелёный загорелся, переходить дорогу пора.

- Ой миленький будь добр помоги старенькой перейти на ту сторону.

- Некогда мне бабуля спешу в школу я.

Да, обидно услышать о себе дурное слово. Но добрый человек никогда не унизит себя и другого таким же ответом. Он промолчит. Или скажет, что не обиделся. Он не подаст вида, что ему плохо. И это будет его маленькой победой не только над обидчиком, но и над самим собой. Он останется добрым человеком!

Воспитатель: Придумайте по два варианта продолжения каждой из следующих ситуаций:

а) Коля взял у Сережи из сумки конфеты без разрешения, а Сережа заметил и...

б) мама, расстроившись от непослушания сына, повысила на него голос, а тот...

в) бездельник позавидовал предприимчивому человеку и написал на него лживое письмо, а тот…

г) хулиганы пристали на улице к школьнице, мимо шел ученик из ее класса и...

Воспитатель: Что такое гуманность и почему добрый человек обязательно является гуманным человеком? Что такое благотворительность? Какое отношение она имеет к доброте и гуманности? Какого человека можно назвать справедливым и почему справедливость - признак доброты? Почему добрый человек - это человек, умеющий владеть собой?

Физминутка

Игра: Сказочный герой – добрый или злой

- Все вы любите сказки. Одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас поиграем в игру. Я буду показывать сказочного героя, а вы будете определять, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – молчите.

(Показываются картинки с изображением  Красной Ш апочки, Карабаса Барабаса, Ивана-Царевича, Ведьмы, Дюймовочки, Кота в сапогах, Бабы Яги, Буратино, Снежная королева, Дед Мороз, Баба Яга, Алдар Косе, Кащей Бессмертный, Кот Леопольд, Бармалей, Илья Муромец, Ер Тостик)

Воспитатель:Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?

Чтобы победить зло, надо чтобы добра было больше.

Значит не только слова должны быть добрыми, но и дела.

Воспитатель: Давайте проведём небольшое исследование. Поднимите руку те, кто считает себя добрым. А теперь посовещайтесь в группе и назовите трех самых добрых человека в нашей группе.

Воспитатель: Есть ли желающие принять участие в небольшой сценке. (Выходят дети по желанию). Предлагаю детям вытянуть жребий, кому попадет листочек с героем притчи, тот ребенок должен сыграть роль этого персонажа. В каждом конверте слова героя. Воспитанники знакомятся с текстом притчи и разыгрывают сценку.

Автор : “Шел охотник по лесу, вдруг видит дерево упало на дорогу и придавило змею. Подошел охотник к змее, а та умоляет его:

Змея: “Спаси меня, я уже вторые сутки здесь лежу, умираю, приподними дерево”. Автор :Охотник приподнял дерево, выскользнула змея, обвила ногу охотника и готовиться укусить. Взмолился охотник:

Охотник:“Что же ты делаешь, я ведь тебя от смерти спас”?

Змея:“На то я и змея –

Автор :ответила она. Тут на счастье охотника пробегала мимо лиса. Просит охотник лису рассудить, кто прав из них. А лиса сделала вид, что ничего не поняла, и просит, чтобы змея опять под дерево легла. Придавил охотник змею деревом и больше спасать не стал, пошел своей дорогой, оставив змею умирать”.

Воспитатель: Ребята как вы думаете, почему охотник придавил змею?

Воспитатель: Значить не надо делать добра? Жить по пословице “Не делай добра - не получишь и зла”? Может и у вас случались ситуации, когда за добрые дела вас наказывали (Дети приводят свои примеры из жизни).

Воспитатель: Я хочу, чтобы вы в любой жизненной ситуации помнили слова Габриеля Гарсия Маркеса “Всегда найдутся люди, которые хотят причинить тебе боль. Но нужно продолжать верить людям, только быть чуть - чуть осторожнее”. 

ЗАПОМНИТЕ: ДОБРО СИЛЬНЕЕ ЗЛА! 

Упражнение: “Ваш недруг и обидчик”.

1. Представьте себе, что Ваш недруг и обидчик оказался в проруби. Силы его покидают. Вокруг - ни души. Выберите вариант своих действий:

а) прошел мимо;

б) побежал за помощью;

в) постарался помочь.

Предположим, Вы выбрали вариант “в”. Спасенный Вами тут же скрылся, не поблагодарив. Но сами Вы оказались в воде. И тут появляется третий человек - еще один Ваш недруг и обидчик. Что бы Вы ему сказали? (Это задание можно выполнить письменно).

Сегодня мы говорили с вами о замечательном человеческом качестве, о доброте. Мы определили качества доброго человека. А как же всех людей сделать добрыми. 

  • Относиться к людям с добротой, с пониманием;

  • Не осуждать людей;

  • Принимать их такими, какие они есть на самом деле;

  • Уважать старших.

Воспитатель: когда человек добрый он всегда улыбчивый, оказывается, 80% успеха в жизни зависит от умения правильно общаться с людьми. Что значит правильно общаться? (ответы детей).

Но каждый из нас, я думаю, начнёт с себя.

Физминутка

Зажмурили глаза. Я досчитаю до пяти, вы откроете глазки и посмотрите друг на друга с удивлением 1,2,3,4,5. А теперь ещё раз, но посмотреть друг на друга надо с радостью, добрыми глазами.

Воспитатель: Наше занятие закончено.

Что вам больше всего запомнилось?

Что понравилось?

Какая тема занятия у нас сегодня была?


И в заключение я хочу вам пожелать: крепкого здоровья и успехов в учебе, а еще поблагодарить вас за активное участие на занятии.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!