Математика
3 класс
Тема: Площадь. Способы сравнения фигур по площади.
Цель: научить сравнивать площадь фигур различными способами сравнения площадей («на глаз», путем наложения, с использованием единицы измерения);
Планируемые образовательные результаты
Предметные
- уметь использовать в речи термин «площадь».
- уметь находить площадь фигуры разными способами.
- применять правило порядка выполнения действий при вычислении значения выражения;
- решать текстовые задачи;
- развивать вычислительные навыки и умения.
Личностные
- развивать интеллектуальные способности детей;
- формировать интерес к математике.
- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Тип урока: открытие новых знаний.
Методы и формы обуч6ения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: большие геометрические фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, овал, пятиугольник); раздаточный материал: 3 красных кругов, 3 синих кругов, 3 зелёных квадратов, 3 белых прямоугольников, 3 розовых квадратов, 3 красных прямоугольников; 2 конверта с заданиями для групп, проектор, экран.
Учебник: Математика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях. Часть 1 / [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.]. – 8-е издание. – М.: Просвещение, 2018. – 112с.: ил. – (Школа России).
Ход урока
І. Организационный момент
- Доброе утро, ребята! (Слайд 1)
II. Актуализация знаний
Логическая разминка
а) На столе 4 яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4)
б) Ряд начинается с числа 4, а каждое следующее число в нем на 1 больше предыдущего. Назовите пятое число в этом ряду. (8)
2. Устный счет
1. увеличьте 9 в 3 раза
2. уменьшите 32 на 4
3. найдите сумму чисел 8 и 9
4. разность 40 и 8
5. найдите частное чисел 18 и 6
6. увеличьте 3 в 7 раз
3. Восстановите цепочки вычислений: (Слайд 2)
4. Сколько здесь чисел, которые меньше 6, но больше 2. (8, 5, 6, 3, 7, 4, 2, 1, 3)
-Молодцы! Вы справились с заданиями! (Слайд 3)
3. Создание проблемной ситуации.
- Ребята, какие геометрические фигуры вы знаете? (Круг, овал, треугольник, квадрат, четырехугольник, многоугольник, прямоугольник)
- Чем фигуры отличаются одна от другой? (Формой, размером, количеством углов или их отсутствием, цветом)
- Какая из них больше всего занимает места? (Квадрат)
- Как определили? (Видно «на глаз», что квадрат больше, чем другие фигуры.
Значит, он места займёт больше)
- Беру квадрат, прикладываю к доске, обвожу его мелом по контуру и убираю фигуру. Что видите? (Квадрат на доске занимает определенное место)
- Предположите: как называется место, которое занимает фигура? (Ответы детей)
- Обратимся к словарю. Это понятие объясняется так: «Величина, которая указывает на то, сколько места занимает фигура на плоскости – называется площадью». (Слайд 4)
ІІІ. Определение темы урока, постановка учебной задачи.
- Предположите, какая у нас сегодня тема урока? (Площадь.)
После ответов учащихся появляется (Слайд 5) «Тема: «Площадь. Способы сравнения фигур по площади»
- Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться? (Учиться сравнивать и определять: площадь какой фигуры больше или меньше)
- Сегодня на уроке вы будете исследователями и самостоятельно узнаете, как можно сравнивать площади фигур.
- Ребята, а вы слышали слово «Площадь»? Где оно вам встречалось?
- Кто знает, как в математике принято обозначать слово «Площадь»?
- В математике принято обозначать данную величину латинской буквой S.
IV. Работа над новым материалом.
1. Работа в парах (с раздаточным геометрическим материалом).
- Какие геометрические фигуры лежат у вас на столе? (Круги, квадраты, прямоугольник).
Задание 1. Что можете сказать о площади прямоугольника по сравнению с площадью других фигур? (Прямоугольник больше по размеру, следовательно, его площадь больше площади других фигур).
- Каким способом определили? (Определили «на глаз»)
- Назовите предметы в классе, которые имеют площадь. (Доска, картина, стенд, парта и т.д.)
- Площадь какого предмета больше? (Площадь доски)
- Каким способом пользовались? («На глаз»)
Задание 2. Возьмите красный круг и зелёный квадрат.
Можно ли «на глаз» сравнить их площади? (Нет)
- Почему? (Это сделать трудно. Одна фигура с углами, у второй углы отсутствуют)
- Найдите другой способ сравнения. (Наложить одну фигуру на другую)
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: Так как круг полностью поместился в квадрат, площадь квадрата больше площади круга, а соответственно площадь круга меньше площади квадрата.
Задание 3. Возьмите 2 круга (красный и синий). Сравните их площади. Что заметили? (Площади одинаковые) Каким способом пользовались? (Можно наложением или «на глаз»)
Вывод: при наложении фигуры полностью совпали, значит их площади равны.
Индивидуальная работа
Задание 4. Сравните площади тетради и учебника. Что можете сказать об их
площадях? (Площадь учебника больше площади тетради, соответственно площадь тетради меньше)
Работа в парах
Задание 5. Возьмите розовый квадрат и прямоугольник. Сравните. Можно ли «на глаз» сравнить их площади? (Нет) Почему? (Трудно это сделать)
А наложением? (Нет) Почему? (Ответы детей)
Проблема: как сравнить площади фигур, если «на глаз» и наложением одной на другую не получается?
- Чтобы ответить на этот вопрос, переверните фигуры. Что вы видите? (Фигуры поделены на клетки)
- Что можете сказать о размерах клеток? (Они одинаковые)
- Что можно сделать? (Посчитать количество клеток в каждой фигуре. Сравнить)
Вывод: в квадрате 25 клеток, а в прямоугольнике – 28. 28 25. Значит, площадь квадрата меньше площади прямоугольника.
V. Физкультминутка
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно, веселее.
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише.
Наши ручки, поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Завертелись, завертелись
И остановились.
VI. Закрепление нового материала.
Работа в группах
1 группа. Каждый из 2 прямоугольников состоит из 4-х квадратов разной
величины.
Задание.
«Сравните площади фигур и сделайте вывод».
(Сосчитав количество квадратов в каждой фигуре, обучающиеся могут прийти к ложному выводу, что площади данных фигур равны, так как число квадратов оказывается одинаковым. Возможно, дети сразу придут к верному решению).
- В чём дело? Может, вы ошиблись в подсчётах квадратов? (Та и другая фигура состоят из четырёх квадратов. Но квадраты разной величины. Видно «на глаз», что фигура 1 больше фигуры 2).
Вывод: при сравнении площадей фигур необходимо пользоваться одной и той же единицей измерения площади.
- О необходимости измерять площадь одной единицей измерения мы поговорим завтра.
2 группа. 2 различные фигуры изображены на клетчатой бумаге.
Задание. «Сравните площади фигур А и В. Докажите правильность полученного результата».
(АB, т.к. фигура А составлена из 20 клеток, а фигура В - из 18; 20 18).
Работа по учебнику
- А теперь в учебнике на с.57. задача на смекалку.
Задание. «Как легче узнать, площадь какой фигуры больше?»
(Сосчитать клетки. Площадь собаки больше, т.к. она из 48 клеток, а заяц из 42).
- С.57 №1
Задание. «На рисунке изображены фигуры, которые при наложении не совпадут. Докажите, что их площади равны».
(Площади равны, т.к. каждая фигура состоит из 4 квадратов (клеток)).
VII. Обобщение и систематизация выученного ранее материала.
Решение примеров с.57 № 2 (дети выходят к доске по одному цепочкой и выполняют задание)
Решение задачи с.57 № 4 (коллективно)
- Кто прочитает задачу?
- О чем эта задача? (о доске)
- Что известно? (от доски длиною 8 м отпилили часть длинной 2 м)
- Что нужно найти? (во сколько раз больше оставшаяся часть доски, чем отпиленная)
Кто пойдет к доске? А остальные записывают себе в тетрадь.
- Давайте составим схему.
- Мы можем сразу ответить на вопрос задачи? (нет) Почему? ( не знаем оставшуюся часть доски) Каким действием мы можем это узнать? (вычитанием) Какой был вопрос в задаче? Мы это узнали? (нет) А как мы можем узнать?
( оставшуюся часть разделить на отпиленную)
8 – 2 = 6 (м) – оставшаяся часть доски
6 : 2 = 3 (раза)
Ответ: в 3 раза
- Отлично!
VIII. Подведение итогов. Рефлексия
- Наш урок подходит к завершению, давайте подведем итог.
- Назовите тему урока.
- Что называют площадью фигуры?
- Какими способами мы можем сравнить площади фигур?
- Оцените свою работу на уроке. У вас на партах лежат листочки с лестницей. Отметьте себя на одной из ступенек. Обведи цифру 1,2,3 если:
1-плохо понял тему
2-не всё понял
3-всё понял
Поднимите руку, кто обвел 3 ступеньку? Кто 2 ступеньку?.
Домашнее задание: с.57 № 3; № 5