№ п/п | Тема, тип урока | Технологии | Решаемые проблемы | Виды деятельности учащихся на уроке (элементы содержания,контроль) | Предметные планируемые результаты | УУД | Личностные планируемые результаты | Домашнее задание | Дата про-веде-ния |
1. | Введение.Книга в жизни человека. Урок открытия новых знаний. | Здоровьесбережения,поэтапного формирования умственных действий, исследовательской деятельности. | Какую роль книга играет в жизни человека? | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: изучение параграфа учебника, работа с теоретическим Материалом. | Научиться пользоваться учебником, определять роль книги в жизни человека. | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе. | Формирование «стартовой» мотивации к обучению | Подготовить пересказ учебной статьи по плану. Найти в сборниках пословицы и поговорки об учении, выписать 2 – 3 пословицы в тетрадь. | 1 нед. |
Устное народное творчество ( 8часов) | | | | |
2-3 | Фольклор-коллективное устное народное творчество. Урок общеметодической направленности. | Здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения, поэтапного формирования умственных действий. | Что такое фольклор? Для чего нужно изучать фольклор? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок. | Научиться различать произведения малых жанров фольклора, использовать их в устной и письменной речи, навыкам пересказа. | Познавательные: Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий. Коммуникативные:строить монологические высказывания.овладевать умениями диалогической речи. | Формирование целостного, соцмально ориенторованного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы,народов,культур и религий. | Подобрать пословицы и поговорки, сгруппировать их тематически, нарисовать иллюстрации к известным загадкам | |
4 | Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы.Виды сказок. Урок общеметодической направленности. | Здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогика сотрудничества | Что такое сказка? В чём своеобразие жанра сказки? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться различать сказки по видам,выявлять отличия, использовать при высказывании характерные речевые обороты. | Познавательные: Уметь ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные:уметь формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности. | Выполнить письменно задание рубрики «Обогащаем устную речь» (с. 8 учебника). На отдельном листе написать одну скороговорку и нарисовать к ней рисунок. | 2 нед. |
5 | Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Урок общеметодической направленности. | Здоровьесбережения,дифференцированного подхода в обучении,поэтапного формирования умственного действия. | Чему нас учит сказка? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться выявлять характерные художественные сказочные приёмы. | Познавательнве: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме. Регулятивные:формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач. | Формирование этических чувств,доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. | Подготовить по плану пересказ статьи учебника (с. 8 – 10). Инд. зад.: подго-товить рассказы об И.Билибине и В.Васнецове, об их творчестве, связанном с русским фольклором | 3нед. |
6 | Волшебная сказка«Царевна-лягушка» . Художественный мир сказки. Урок общеметодической направленности. | Здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогика сотрудничества | Каковы признаки волшебной сказки? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться определять мораль сказки, композиционные части, использовать при высказывании характерные речевые обороты. | Познавательные:самостоятельно делать выводы.перерабатывать информацию. Регулятивные:уметь планировать алгоритм ответа. Коммуникативные:уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев. | Формирование ценностного отношения к происходящим событиям. | Подготовить выразительное чтение сказки «Царевна-лягушка». Подготовить ответы на 2-3-й вопросы учебника (с. 26). | |
7 | Знакомство с волшебной и героической сказкой «Иван-царевич и чудо-юдо».Жанр сказки. Урок открытия новых знаний. | Здоровьесбережения,дифференцированного подхода в обучении,поэтапного формирования умственного действия. | В чём выражаются жанровые признаки волшебной и героической сказки? Чему учат эти сказки? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться владеть изученной терминологией,навыками устной монологической речи,понимать мораль составлять пересказы эпизодов сказок. | Познавательные:выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: применять метод информационного поиска . в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения. Эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Формирование внутренней позиции на основе поступков положительного героя,нравственно-эстетической ориентации,обеспечивающей личностный моральный выбор. | Подготовить ответы на 5 – 6-й вопросы учебника (с. 25). | 4нед. |
8-9 | Сказки о животных. «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель». Народное представление о справедливости, добре и зле. Урок открытия новых знаний. | Здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения, поэтапного формирования умственных действий. | В чём выражаются жанровые признаки сказки о животных? Чему учат сказки? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научить владеть изученной терминологией,навыкам устной монологической речи,понимать мораль сказки, составлять пересказы эпизодов сказок. | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные:уметь моделировать монологические высказывания, аргументировать свою позицию. | Формирование навыков исследования текста с опорой на жанр, композицию, выразительные средства. | Найти и выписать выражения, свойственные бытовой сказке. | |
Из древнерусской литературы (2 часа) | |
10 | Общее представление о древнерусской литературе. Урок открытия новых знаний. | Здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогика сотрудничества | В чём заключается своеобразие древнерусской литературы? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться понимать информацию. Представленную в древнерусском тексте. Составлять текст с использованием слов притчи. | Познавательные: уметь искать и выделять информацию в тексте. Регулятивные:уметь выполнять учебные действия. Планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути её достижения. | Формирование навыков исследовательской деятельности | Подготовить выразительное чтение и пересказ отрывка из «Повести временных лет» - «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». | 5 нед |
11 | Русское летописание. «Подвиг-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Урок общеметодической направленности. | Здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения, поэтапного формирования умственных действий. | Что такое летопись? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научить понимать и воспроизводить тексты древнерусской литературы. | Познавательные:уметь искать и выделять информацию в тексте. Регулятивные:уметь осознавать усвоенный материал, качество и уровень усвоения. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Формирование положительного отношения к истории и культуре славянских народов. | Проект – составление электронного альбома «Сюжеты и герои русских летописей» | |
Из русской литературы 18 века (1 час) | |
12 | М.В.Ломоносов .Юмористическое нравоучение Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру…» Урок общеметодической направленности. | Здоровьесбережения,дифференцированного подхода в обучении,поэтапного формирования умственного действия. | В чём необычность произведений Ломоносова? Юмор стихотворения. | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться понимать смысл произведения и видеть смешное. | Познавательные:уметь извлекать необходимую информацию из прочитанного текста. Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное. | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. | Подготовить выразительное чтение стихотворения М.В.Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…» Проект – электронный альбом «Герои басен И.А. Крылова в иллюстрациях» | 6 нед |
Из литературы 19 века (39 часов) | |
13 | Русские басни. Жанр басни.Истоки басенного жанра.И.А.Крылов. Урок открытия новых знаний. | Здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогика сотрудничества | В чём особенности жанра басен? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться понимать иносказательный жанр, научиться читать басни. | Познавательные: узнавать и определять объекты в соответствии с содержанием. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоцилнальных состояний. Коммуникативные:уметь читать вслух и понимать прочитанное. | Формирование мотивации к обучению. | Подготовить рассказ об И.А.Крыло-ве; читать басни, готовиться к викторине. | нед. |
14-15 | Басни И.А.Крылова. «Волк на псарне»-отражение исторических событий в басне.Патриотическая позиция автора. «Ворона и Лисица», «Зеркало и обезьяна». Осмеяние пороков. Урок общеметодической направленности | Здоровьесбережения,дифференцированного подхода в обучении,поэтапного формирования умственного действия. | В чём мораль басен? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться читать басни по ролям по образцу фонохрестоматии, навыкам проектной деятельности. | Познавательные:: узнавать и определять объекты в соответствии с содержанием. Регулятивные:применять метод информационного поиска. Коммуникативные:формировать навыки выразительного чтения и коллективного взаимодействия. | Формирование мотивации к самосовершенствованию. | Подготовить выразительное чтение наизусть басни «Волк на псарне». Нарисовать иллюстра-цию к басне. | 7 нед. |
16 | В.А.Жуковский .Краткий рассказ о поэте. Сказка «Спящая царевна».Сходные и различные черты сказки жуковского и народных. Баллада «Кубок» Урок открытия новых знаний. | Здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогика сотрудничества | В чём особенность жанра баллады и авторской сказки? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться определять черты народной сказки, видеть особенности авторской сказки. | Познавательные:уметь конструировать осознанное и произвольное сообщение в устной форме. Регулятивные:формировать навыки самоконтроля. Коммуникативные:уметь читать вслух, понимать прочитанное. | Овладение техникой художественного пересказа, выразительного чтения баллады. | Выразительное чтение сказки «Спящая царевна». Подготовить ответы на 2 – 5-й вопросы учебника (с. 79-80) | |
17 | Контрольный тест. Урок развивающего контроля. | Здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения, поэтапного формирования умственных действий. | Что я знаю о писателях за пройденный период? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться чётко и правильно давать ответы на поставленные вопросы. | Познавательные: уметь систематизировать полученную информацию для составления ответа. Регулятивные: уметь определять меры усвоения учебного материала. Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя терминологию и полученные знания. | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. | | 8нед. |
18-19 | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». Пролог к поэме «Руслан и Людмила»-собирательная картина сюжетов,образов и событий народных сказо Урок общеметодической направленности | Здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогика сотрудничества | Как впечатления детства повлияли на творчество? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства. | Познавательные: уметь объяснять особенности стихотворной речи. Регулятивные:формировать ситуацию рефлексии. Коммуникативные:уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение. | Формирование уважения к культурному наследию нашей Родины. | Подготовить рассказ об А.С.Пушки-не. Вырази-тельное чте-ние наизусть отрывка «У лукоморья..» или стихо-творение «Няня» | |
20 | А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатыря»-её истоки.Народная мораль. Урок общеметодической направленности | Здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогика сотрудничества | Какие обстоятельства способствовали написанию данной сказки?О чём эта сказка?Композиция сказки?Главные герои. | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться выделять основные части сказки,отвечать на вопросы,оценивать поступки и поведение героев. | Познавательные:уметь производить поиск и выделение необходимой информации,составлять характеристику сказочного героя,давать оценку его посткпкам. Регулятивные:формировать ситуацию саморегуляции эмоциогальных и функциональных состояний. Коммуникативные: уметь сотрудничать в коллективе в процессе поиска ответов на поставленные вопросы. | Формирование познавательного интереса,навыков сопоставления. | Подготовить художественный пересказ эпизода «Спасение царевны», ответить на вопросы учебника с 3-го по 5-й (с. 108) | 9 нед |
20-21 | А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатыряхСходство и различие народной и литературной сказок. Урок общеметодической направленности | Здоровьесбережения,дифференцированного подхода в обучении,поэтапного формирования умственного действия. | В чём общее и в чём различие народных и литературных сказок? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научить находить основную мысль сказки, сопоставлять народную и литературную сказки, слушать художественное чтение. | Познавательные:уметь формулировать возможный вариант решения проблемы. Регулятивные:уметь анализировать текст. Коммуникативные: уметь обосновывать и доказывать своё мнение. | Формирование познавательного процесса и навыков саморегуляции. | Подготовить сообщения: 1. Рифма. Способы рифмовки. 2. Ритм. Сти-хотворная и прозаичес-кая речь. Прочитать сказку и дать назва-ния эпизодам до слов: «За невестою своей..» (с. 104) | 10 нед |
22 | Русская литературная сказка.А.Погорельский.Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители» Урок общеметодической направленности | Здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогика сотрудничества | В чём особенности литературной сказки начала 19 века? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться составлять первичный проект,электрон ную презентацию. | Познавательные:уметь объяснять особенности сказки начала 19 века. Регулятивные:уметь выделять то ,что уже усвоено. Коммуникативные: уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение по проблеме урока. | Формирование мотивации к самосовершенствованию. | Ответы на вопросы, цитатный план. | |
23-25 | А.Погорельский.Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители».Мир детства в изображении писателя.Проект. Урок рефлексии. | Здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогика сотрудничества | Каков мир детства в изображении писателя? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться читать сказку по ролям, подбирать цитаты из текста,выполнять проектную деятельность по алгоритму. | | Формирование познавательного интереса,навыков сопоставления. | Письменно ответить на вопросы. Пересказ эпизода по плану. Проект и презентация. | 11 нед |
26 | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино»-отклик на 25 годовщину Бородинского сражения. Урок общеметодической направленности | Здоровьесбережения,дифференцированного подхода в обучении,поэтапного формирования умственного действия. | Что узнали о писателе? Что лежит в основе написания патриотического стихотворения? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться определять тему стихотворения.выразительно читать, применять навыки пересказа . | Познавательные: уметь отбирать необходимую информацию. Регулятивные:уметь определять последовательность выполнения задач для достижения цели. Коммуникативные:уметь применять изученные навыки при работе по анализу текста. | Формирование познавательного интереса к общекультурному наследию России. | Подготовить сообщение о поэте, выра-зительно чи-тать стихо-творение | |
27 | Мастерство М.Ю.Лермонтова при создании батальных сцен. Урок общеметодической направленности | Здоровьесбережения,дифференцированного подхода в обучении,поэтапного формирования умственного действия. | Как построено стихотворение? От чьего имени ведётся повествование?Какие средства изобразительности использует поэт? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться понимать стихотворный текст,выразительно читать стихотворение,аргументировать своё отношение к героям. Находить авторские оценки. | Познавательные: уметь выделять в тексте главное. Формулировать вариант решения поставленной на уроке задачи. Регулятивные:уметь сравнивать свои действия с ожидаемым результаом. Коммуникативные:уметь применять изученные навыки при работе по анализу текста. | Формирование познавательного интереса к общекультурному наследию России. | Подготовить выразитель-ное чтение наизусть стихотворе-ния «Бородино» | 12 нед |
28-30 | Н.В.Гоголь. Слово о поэте. «Заколдованное место»-повестьиз сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» Урок открытия новых знаний. | Здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогика сотрудничества | В чём особенность изображения в повестити жизни народа и его обычаев? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться понимать сюжет произведения,видеть реальное и фантастическое. | Познавательные: познакомиться с элементами жизни и быта украинского народа,уметь пересказывать содержание текста. Регулятивныеформировать ситуацию рефлексии. Коммуникативные:уметь обосновывать и высказывать собственное мнение. | ПФормирование навыков анализа текста,расширение кругозора. | Подготовить рассказ о Н.В.Гоголе, ответы на 1-й, 2-й, 4-й вопросы учебника (с. ). Выра-зительное чтение про-изведения, пересказ | |
31 | Поэтизация народной жизни, народных преданий,сочетание реального и фантастического. Урок открытия новых знаний. | Здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогика сотрудничества | В чём особенность построения повести?Как это помогает почувствовать волшебное начало ? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться обсуждать поступки героев,выражать своё мнение о них. | Познавательные: познакомиться с фактами жизни и быта народа. Уметь пересказывать текст. Регулятивные: применять метод информационного поиска. Коммуникативные:уметь обосновывать и высказывать собственное мнение. | Формирование навыков анализа текста. | Подготовить пересказ эпизода от лица деда. Прочитать другие повести из сборника «Вечера…» | 13 нед |
32 | Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». «Есть женщины в русских селеньях…»-поэтический образ русской женщины. Урок общеметодической направленности | Здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогика сотрудничества | Как представлял в стихах женские и детские образы? Какую оценочную лексику использовал? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться находить автобиографические элементы.чувствовать настроение автора, объяснять поведение героев. | Познавательные: познакомиться с фактами жизни и быта народа. Уметь пересказывать текст. Регулятивные: применять метод информационного поиска. Коммуникативные:уметь обосновывать и высказывать собственное мнение. | Формирование интереса к культурному наследию нашей страны. | Выразительное чтение стихотворения ,вопросы. | |
33-34 | Н.А.Некрасов.Стихотворение «Крестьянские дети».Мир детства. Урок общеметодической направленности | Здоровьесбережения,дифференцированного подхода в обучении,поэтапного формирования умственного действия. | Какие картины детства и мира рисует поэт? Каковы изобразительно-выразительные особенности стихотворения? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться понимать стихотворную речь и объяснять сюжет . | Познавательные: познакомиться с фактами жизни и быта народа. Уметь пересказывать текст. Регулятивные:интегрировать в группу сверстников. Коммуникативные:уметь обосновывать и высказывать собственное мнение. | Формирование интереса к культурному наследию нашей страны. | Подготовить выразительное чтение стихотворе-ния. Прочитать статью учебника об И.С.Тургеневе | 14 нед |
35 | И.С.Тургенев. Слово о писателе. Реальная основа создания рассказа«Муму». Урок открытия новых знаний. | Здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогика сотрудничества | Где прошли детские годы писателя?О каких нравах узнали? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться выявлять нравственную проблематику произведения. | Познавательные: формулировать возможный вариант решения проблемы.Уметь пересказывать текст. Регулятивные:сравнивать свои действия с ожидаемым результатом. Коммуникативные:формировать навыки речевого отображения содержания. | Формирование интереса к культурному наследию нашей страны. | Подготовить рассказ о Тургеневе. Прочитать рассказ до конца | |
36 | Духовные и нравственные качества Герасима. Урок общеметодической направленности | Здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогика сотрудничества | Как ведёт себя герой? В чём выражается его протест против крепостничества? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться воспроизводить сюжет произведения. | Познавательные: уметь анализировать текст. Регулятивные:уметь строить высказывания.. Коммуникативные:уметь обосновывать собственное мнение. | Формирование интереса к культурному наследию нашей страны. | Выписать из текста эпи-теты, срав-нения, пре-дложения, относящиеся к описанию одного из героев: 1) Гаврилы; 2) Капитона; 3) Татьяны. Составить рассказ об этих героях. Перечитать рассказ с. 222 – с. 233 | 15 нед |
37-38 | Нравственное преображение Герасима.Немота героя-символ немого протеста крепостных. Урок общеметодической направленности | Здоровьесбережения,дифференцированного подхода в обучении,поэтапного формирования умственного действия. | Герасим-молчаливый раб или бунтарь?Какова роль пейзажа в рассказе? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться словесно воспроизводить картины. | Познавательные: формулировать возможный вариант решения проблемы. Регулятивные:уметь строить высказывания-доказательства. Коммуникативные:уметь сотрудничать в коллективе. | Формирование интереса к культурному наследию нашей страны. | Закончить составление плана. Выписать из всего текста рассказа имена и должности всей челяди. | |
39-40 | Сочинение «Чему посвящён рассказ «Муму»?»( тест) Урок развивающего контроля. | Здоровьесбережения,дифференцированного подхода в обучении,поэтапного формирования умственного действия. | Что я знаю о творчестве писателя? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться чётко и правильно давать ответы на поставленные вопросы. | Познавательные: уметь систематизировать полученную информацию для составления ответа. Регулятивные: уметь определять меры усвоения учебного материала. Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя терминологию и полученные знания. | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. | | 16 нед |
41 | А.А.Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь»-радостная картина весенней природы. Урок общеметодической направленности | Здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогика сотрудничества | Какие средства выразительности речи помогают увидеть красоту природы? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться выразительно читать стихотворение. | Познавательные: приобретать навыки выразительного чтения. Регулятивные: применять метод информационного поиска. Коммуникативные: формировать ситуацию сотрудничества. | Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны. | Выучить наизусть стихотворе-ние «Весенний дождь» | 17 нед |
42 | Л.Н.Толстой.Краткий рассказ о писателе. Рассказ«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Урок общеметодической направленности | Здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогика сотрудничества | Что мы знаем о творчестве писателя? Какова тема произведения? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться понимать гуманистическую направленность произведения. | Познавательные:знать элементы биографии писателя и содержание произведения.. Регулятивные: составлять план учебных действий для раскрытия цели урока. Коммуникативные:уметь обосновывать и высказывать собственное мнение. | Формирование мотивации познавательного интереса. | Дочитать рассказ до конца. Подготовить устную ха-рактеристи-ку Дины с использованием цитат. Подобрать материал о Жилине и Костылине. | |
43 | Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.Жилин и Дина. Урок общеметодической направленности | Здоровьесбережения,дифференцированного подхода в обучении,поэтапного формирования умственного действия. | Как сказываются жизненные принципы в ситуации выбора? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться выявлять основную мысль рассказа. | Познавательные:уметь проводить исследование. Регулятивные формировать ситуацию рефлексии.. Коммуникативные:уметь формировать ситуацию сотрудничества. | Формирование мотивации познавательного интереса. | Составить сравнитель-ную хара-ктеристику героев. Подготовить устное сочинение на тему «Жилин и Костылин» | |
44-45 | Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов в рассказе. Урок общеметодической направленности | Здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогика сотрудничества | Существует ли внутренняя вражда между народами? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться выделять главные эпизоды в эпическом произведении. | Познавательные:уметь проводить исследование. Регулятивные: уметь строить высказывание с целью анализа текста. Коммуникативные:формировать навыки речевого отображения содержания. | Формирование системы личностных отношений к происходящим событиям. | Написать рассказ от лица Жили-на о его зн-акомстве и дружбе с Диной. Вы-писать ред-кие, устарев-шие слова и выражения, объяснить их. | 18 нед |
46 | А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Хирургия»-осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Урок общеметодической направленности | Здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогика сотрудничества | Что мы знаем о писателе? Какова отличительная черта рассказов? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться анализировать художественный текст. | Познавательные:уметь проводить исследование. Регулятивные: уметь находить нужную для ответа информацию. Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение. | Формирование мотивации познавательного интереса. | Подготовить краткий рассказ о Чехове, выразитель-ное чтение рассказа «Хирургия» | |
47-48 | Юмор ситуации.Речь персонажей как средство их характеристики.Рассказы Антоши Чехонте. Урок общеметодической направленности | Здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогика сотрудничества | Из-за чего герои выглядят смешными? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться выразительно читать и пересказывать текст. | Познавательные:уметь проводить исследование. Регулятивные: уметь находить нужную для ответа информацию. Коммуникативные: уметь формировать ситуацию сотрудничества. | Формирование навыков анализа юмористического текста. | Устное сочинение «Мой любимый рассказ А.П.Чехова» | 19 нед |
49-50 | Поэты 19 века о Родине,природе и о себе.Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев. Урок общеметодической направленности | Здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогика сотрудничества | В чём особенность видения красоты природы в стихотворениях поэтов 19 века? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться выразительно читать и анализировать стихотворения. | Познавательные:уметь проводить исследование. Регулятивные:формировать ситуацию рефлексии.. Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение. | Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны. | Подготовить выразитель-ное чтение наизусть од-ного из сти-хотворений о весне или о лете. | 20 нед |
51 | Сочинение. «Роль описания природы в создании настроений автора» Урок развивающего контроля. | Здоровьесбережения,дифференцированного подхода в обучении,поэтапного формирования умственного действия. | Как правильно анализировать лирический текст? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться анализировать стихотворение по алгоритму. | Познавательные:уметь проводить исследование. Регулятивные:. уметь применять метод информационного поиска. Коммуникативные: уметь работать самостоятельно. | Формирование навыков самоанализа. | | |
Из литературы 20 века ( 33 час) | |
52-53 | В.Г.Короленко. Слово о писателе.Повесть «В дурном обществе».Автобиографичность и гуманистический смысл произведения. Урок общеметодической направленности | Здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогика сотрудничества | Какие автобиографические черты имеет повесть? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться анализировать текст,давать характеристики героям. | Познавательные:уметь проводить исследование. Регулятивные:. уметь применять метод информационного поиска. Коммуникативные: уметь работать самостоятельно. | Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны. | Дочитать повесть «В дурном обществе» до конца. Подготовить рассказ о писателе. | 21 нед |
54-55 | Мир детей и взрослых.Контрасты судеб героев.Особенности портрета и пейзажа в повести. Урок общеметодической направленности | Здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогика сотрудничества | Какие качества характера проявляются у героев из разных слоёв общества? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться давать характеристики героям. | Познавательные:осознано строить речевое высказывание. Регулятивные:уметь пользоваться приёмом продуктивного чтения. Коммуникативные: уметь владеть монологической и диалогической речью. | Формирование оценки содержания художественных произведений. | Составить рассказы о героях повести: 1) о Васе; 2) о Валеке; 3) о Марусе (сравнить с Соней); 4) о Тыбурции | |
56 | Сочинение.Обучение навыкам характеристики героев. Урок развивающего контроля. | Здоровьесбережения,дифференцированного подхода в обучении,поэтапного формирования умственного действия. | Как формулировать тему произведения? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться давать характеристики героям. | Познавательные:уметь формулировать тему произведения. Регулятивные:уметь составлять план. Коммуникативные: адекватно использовать разные речевые средства. | Формирование выстраивания системы личностных отношений. | | 22 нед |
57 | С.А.Есенин. Слово о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…»-поэтическое изображение родной природы.Образ малой родины. Урок общеметодической направленности | Здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогика сотрудничества | Каковы основные темы творчества поэта? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться выразительно читать стихи. | Познавательные:уметь формулировать тему произведения. Регулятивные:уметь составлять план. Коммуникативные: адекватно использовать разные речевые средства. | Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны. | Подготовить рассказ о поэте, выучить наизусть стихотворение «Я покинул родимый дом…» | |
58. | П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка» .Реальность и фантастика. Урок общеметодической направленности | Здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогика сотрудничества | Что представляет жанр сказа?Сказ и сказка? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться различать жанр сказа и сказки. | Познавательные:овладевать навыками смыслового чтения. Регулятивные:уметь ставить учебную задачу. Коммуникативные: адекватно использовать разные речевые средства. | Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны. | Подготовить выразитель-ное чтение сказа «Мед-ной горы Хозяйка». Выполнить 9-е задание (с. 65) | |
59-60 | Честность,добросовестность,трудолюбие и талант главного героя сказа.Стремление к совершенному мастерству. Урок общеметодической направленности | Здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогика сотрудничества | Какие черты фольклорных жанров присутствуют в сказке? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться выразительно пересказывать и анализировать фрагменты сказа. | Познавательные:уметь анализировать объект. Регулятивные:уметь планировать последовательность действий. Коммуникативные: адекватно использовать разные речевые средства. | Формирование устойчивого следования в поведении моральным нормам. | Подготовить рассказ о Степане. Выразитель ное чтение сказа «Мала-хитовая шкатулка» | 23 нед |
61. | К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Тема и проблема произведения.Герои в ли тературной сказке. Урок общеметодической направленности | Здоровьесбережения,дифференцированного подхода в обучении,поэтапного формирования умственного действия. | Отразился ли жизненный опыт писателя в тематике? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться определять тему произведения. | Познавательные:уметь видеть тему и проблему произведения. Регулятивные:развивать способность к регуляции деятельности по решению поставленных задач. Коммуникативные: применять метод информационного поиска. | Формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других. | Подготовить выразитель-ное чтение эпизода «Разговор бабки с Филькой» | |
62-63 | Доброта и сострадание,реальное и фантастическое в сказке «Теплый хлеб» Урок общеметодической направленности | Здоровьесбережения,дифференцированного подхода в обучении,поэтапного формирования умственного действия. | В чём особенность романтических рассказов писателя? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться понимать нравственное содержание рассказа. | Познавательные:уметь извлекать информацию из различных источников. Регулятивные:уметь планировать последовательность действий. Коммуникативные: уметь ставить вопросы. | Формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других | Выписать сравнения и эпитеты (с определяе-мыми сло-вами) из описания пути Фильки к Панкрату или выпол-нить 8-е за-дание. Чи-тать «Заячьи лапы» | 24 нед |
64-65 | К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы».Тема и проблема произведения. Урок общеметодической направленности | Здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогика сотрудничества | Чему учит нас этот рассказ? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научить понимать тему рассказа,выделять нравственную проблему. | Познавательные:уметь видеть тему и проблему произведения. Регулятивные:развивать способность к регуляции учебной деятельности. Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество в коллективе. | Формирование способности оценивать содержание произведения. | Отметить в тексте рас-сказа «За-ячьи лапы» строки, в ко-торых писа-тель помога-ет нам уви-деть необыч-ное в обыч-ном | 24 нед |
66 | С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».Особенности драмы как рода литературы. Урок общеметодической направленности | Здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогика сотрудничества | В чём особенность построения данного произведения? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научить объяснять жанровые особенности произведения. | Познавательные:научиться искать и выделять необходимую информацию. Регулятивные:развивать способность к регуляции учебной деятельности. Коммуникативные: уметь работать в группе. | Формирование способностей к решению моральных дилемм на основе собственных знаний и опыта. | Повторить роды литературы. Подготовить выразительное чтение своей роли по полному тексту пьесы. | |
67-69 | Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом-традиция русских народных сказок. Урок общеметодической направленности | Здоровьесбережения,дифференцированного подхода в обучении,поэтапного формирования умственного действия. | По каким критериям делятся герои на положительных и отрицательных? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться пересказывать и анализировать фрагменты сказки. | Познавательные:уметь извлекать необходимую информацию. Регулятивные:уметь планировать последовательность действий. Коммуникативные: уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения. | Формирование способностей к решению моральных дилемм на основе собственных знаний и опыта. | Подготовиться к само-стоятельной работе по теме «Роды и жанры литературы»Выразительное чтение соей роли и рассказ о «своем» персонаже | 25 нед |
70 | Тестовая работа. Урок рефлексии. | Здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогика сотрудничества | Насколько усвоен материал? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Обобщить и систематизировать полученные знания. | Познавательные:уметь систематизировать необходимую информацию для составления ответа. Регулятивные:уметь выполнять учебные действия. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание. | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. | | |
71 | А.П.Платонов. Слово о писателе. Рассказ «Никита» .Единство героя с природой. Урок открытия новых знаний. | Здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогика сотрудничества | В чём особенность мира детства главного героя? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научить давать характеристику главного героя. | Познавательные:научить ся понимать текст. Регулятивные:научиться планировать ответ. Коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество в коллективе. | Формирование основ гражданской идентичности личности посредствам художественного произведения. | Подготовить рассказ о жизни писателя, разделить на пункты третью часть рассказа «Никита»; подготовить рассказ о Никите | |
72 | Быль и фантастика.Особенность мировосприятия главного героя рассказа. «Никита». Урок общеметодической направленности | Здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогика сотрудничества | Как реальное переплетается с фантастическим в рассказе в видении мальчика? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться видеть особенный мир детства главного героя, | Познавательные:уметь анализировать объект с целью выделения существенных признаков. Регулятивные:научиться планировать ответ. Коммуникативные: уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения. | Формирование основ гражданской идентичности личности посредствам художественного произведения | Подобрать пословицы о труде; прочитать рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро» (с. 117-146) | 26 нед |
73 | В.П.Астафьев: детство писателя. Автобиографичность рассказа «Васюткино озеро» Урок общеметодической направленности | Здоровьесбережения,дифференцированного подхода в обучении,поэтапного формирования умственного действия | Как случай, описанный в рассказе, связан с темой? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться определять автобиографические черты рассказа. | Познавательные:научить ся понимать текст.. Регулятивные:научиться соотносить свои знания с поставленной целью. Коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество в коллективе. | Формирование оценки содержания художественного произведения, поступков литературных героев. | Подготовить ответы на 1 - 7-й вопросы (с. 146-147); 12-е задание (с. 147) выполнить письменно | |
74-75 | Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя рассказа «Васюткино озеро» Урок общеметодической направленности | Здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогика сотрудничества | Что помогло главному герою выжить в лесу? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться давать характеристику поступкам героя. | Познавательные:уметь извлекать необходимую информацию. Регулятивные:уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата. Коммуникативные: уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения. Принимать решения и делать выбор. | Формирование оценки содержания художественного произведения, поступков литературных героев. | Составить сложный план к сочинению по теме «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)» | 27 нед |
76-77 | Поэты о В О войне. К.Симонов, А.Твардовский. Урок общеметодической направленности | Здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогика сотрудничества | Каково значение поэзии в годы ВО войны? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться выразительно читать стихотворения о ВО войне. | Познавательные:уметь воспринимать стихотворный текст. Регулятивные:уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата. Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения. | Формирование чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны. | Подготовить выразитель-ное чтение наизусть стихотворе-ния А.Т.Тва-рдовского «Рассказ танкиста» | |
78-79 | Произведения о Родине,родной природе и о себе. И.А.Бунин. «Помню – долгий зимний вечер…»,А.Прокофьев «Алёнушка»,Д.Кедрин . Комплексный анализ текста. Урок общеметодической направленности | Здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогика сотрудничества | Какими средствами языка и речи создаётся поэтический образ России? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться выразительно читать стихотворения | Познавательные:уметь искать и выделять необходимую информацию Регулятивные:уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата. Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения. | Формирование эстетического восприятия мира. | Подготовить выразитель-ное чтение наизусть стихотворе-ния И.А.Бунина «Помню – долгий зимний вечер…» | 28 нед |
80 | Произведения о Родине,родной природе и о себе.Н.Рубцов «Родная деревня».». Дон-Аминадо. «Города и годы» Урок общеметодической направленности | Здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогика сотрудничества | Какими средствами языка и речи создаётся поэтический образ России? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться выразительно читать стихотворения | Познавательные:уметь искать и выделять необходимую информацию Регулятивные:уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата. Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения. | Формирование эстетического восприятия мира. | Подготовить выразитель-ное чтение наизусть одного из стихотворе-ний | |
81-82 | Писатели улыбаются.Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжетылитературной классики как темы произведений для детей.Юмор. Урок общеметодической направленности | Здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогика сотрудничества | Можно ли назвать данные произведения на классические сюжеты юмористическими и почему? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться сопоставлять литературные произведения. | Познавательные:уметь искать и выделять необходимую информацию Регулятивные:уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата. Коммуникативные: формировать свою точку зрения. | Формирование эстетического восприятия мира. | Написать сочинение «Как мы играли в Робинзона (индейцев, путешественников…)» Прочитать 6 главу из романа «Робинзон Крузо» (с. 188-189) | 29 нед |
83 | Ю.Ким «Рыба-кит».Юмор в стихотворной форме. Урок общеметодической направленности | Здоровьесбережения,дифференцированного подхода в обучении,поэтапного формирования умственного действия | В чём состоит юмор истории о ките? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться сопоставлять литературные произведения. | Познавательные:уметь искать и выделять необходимую информацию Регулятивные:уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата. Коммуникативные: формировать навыков комментированного чтения. | Формирование эстетического восприятия мира. | Вопросы, цитатный план.Составить юмористический рассказ. | |
84 | Контрольная работа. Урок развивающего контроля. | Здоровьесбережения,дифференцированного подхода в обучении,поэтапного формирования умственного действия | Насколько успешно усвоены знания по пройденным темам? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Обобщить и систематизировать полученные знания. Закрепить умения и навыки. | Познавательные:уметь искать и выделять необходимую информацию Регулятивные:уметь выполнять учебные действия. Коммуникативные: уметь адекватно использовать различные речевые средства. | Формирование чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны. | | 31 нед |
| Из зарубежной литературы ( 18 часов) | | | | | |
85 | Р.Стивенсон.Краткий рассказ о писателе.Баллада «Вересковый мёд».Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Урок общеметодической направленности | Здоровьесбережения,дифференцированного подхода в обучении,поэтапного формирования умственного действия | О чём заставляет задуматься героическая баллада? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться выразительно читать балладу. | Познавательные:овладеть навыками смыслового чтения. Регулятивные: научиться комментировать полученную информацию. Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения. | Формирование оценочного отношения к содержанию,познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей. | Выразитнльное чтение, презентация, вопросы. | |
86-87 | Д.Дефо.Краткий рассказ о писателе.Роман «Робинзон Крузо».Приключения и характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Урок общеметодической направленности | Здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогика сотрудничества | Благодаря чему герой выжил на острове? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться выразительно пересказывать текст. | Познавательные:научить ся понимать текст. Регулятивные: научиться комментировать полученную информацию. Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество в коллективе. | Формирование оценочного отношения к содержанию,познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей. | Подготовить устное сообщение «Друзья и враги Робинзона Крузо». Прочитать «Приключения Тома Сойера» М.Твена | 30 нед |
88-89 | Х.К.Андерсен.Краткий рассказ о писателе. Сказка «Снежная королева».Композиция сказки.Соотношение реального и фантастического. Урок общеметодической направленности | Здоровьесбережения,дифференцированного подхода в обучении,поэтапного формирования умственного действия | В чём особенность сказок писателя? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться отличать литературную сказку от народной. | Познавательные:видеть композицию произведения. Регулятивные: научиться комментировать полученную информацию. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства и грамотно конструировать ответ. | Формирование оценочного отношения к содержанию,познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей. | Подготовить краткий пересказ сказки Х.К Андерсена «Снежная королева», ответы на вопросы учебника (с.234). | |
90 | Характеристика героев сказки.Противопоставление красоты внешней и внутренней- Герда и Снежная королева. Урок общеметодической направленности | Здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогика сотрудничества | В чём заключается истинная красота человека? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться видеть в сказке обличие зла. | Познавательные:овладеть навыком смыслового чтения. Регулятивные:уметь подбирать в тексте доказательства к своим высказываниям. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание | Формирование оценочного отношения к содержанию. | Тестовая работа, цитатный план. | 31 нед |
91 | Идея сказки.Победа добра,любви и дружбы над злом в сказке. Викторина. Урок общеметодической направленности | Здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогика сотрудничества | Может ли ради любви и дружбы герой пойти на подвиг? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться понимать ценность дружбы и силу любви. | Познавательные:уметь выдвигать гипотезы при работе с текстом. Регулятивные:уметь подбирать в тексте доказательства к своим высказываниям. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание | Формирование оценочного отношения к содержанию. | Письменный ответ на во-прос: поче-му Герда оказалась сильнее Снежной ко-ролевы? Прочитать литератур-ные сказки (А.С.Пушкина «Сказка о царе Салта-не…», Х.К.Андерсена «Огни-во»,Б.Гримм «Белоснежка и семь гномов») | |
92-94 | М.Твен.Краткий рассказ о писателе. Роман «Приключения Тома Сойера».Том и Гек.Дружба мальчиков. Внутренний мир героев. Урок общеметодической направленности | Здоровьесбережения,дифференцированного подхода в обучении,поэтапного формирования умственного действия | Какую характеристику героям можно дать по их поступкам? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться выразительно пересказывать текст. | Познавательные:уметь выделять необходимую информацию. Регулятивные:уметь подбирать в тексте доказательства к своим высказываниям. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание | Формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей | Сравнить Тома и Сида. Подготовить сообщение «Том и его друзья». Пересказать эпизод игры Тома и Джеда в Робин Гуда. | 33 нед |
95-97 | Дж.Лондон.Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише»-повествование о взрослении подростка. Характер мальчика- смелость, мужество. Урок общеметодической направленности | Здоровьесбережения,дифференцированного подхода в обучении,поэтапного формирования умственного действия | Почему Киш стал уважаемым человеком? Какими качествами обладает главный герой? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Научиться выразительно пересказывать текст. | Познавательные:уметь выделять необходимую информацию. Регулятивные:уметь подбирать в тексте доказательства к своим высказываниям. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание. | Формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей | Подготовить художественный пере-сказ понра-вившихся эпизодов. | |
98-99 | Итоговое повторение. Урок общеметодической направленности | Здоровьесбережения,дифференцированного подхода в обучении,поэтапного формирования умственного действия | На сколько усвоен материал 5 класса? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки | Познавательные:уметь выделять необходимую информацию. Регулятивные:уметь планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание. | Формирование познавательного интереса к творчеству русских и зарубежных писателей | Цитатный план, тест № 6-7.Вопросы письменно. | |
100 | Тестовая работа. Урок рефлексии. | Здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогика сотрудничества | На сколько усвоен материал 5 класса? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки. | Познавательные:уметь выделять необходимую информацию. Регулятивные:уметь планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание. | Формирование познавательного интереса к творчеству русских и зарубежных писателей. | Вопросы № 1-3, тест № 8. | 34 нед |
101 -102 | Резерв. | | | | | | | | |