№ | Тема занятия | Деятельность обучающихся | Дата |
План | Факт |
Раздел 1. Введение в программу. (1 час) |
1 | Тема 1. Правила техники безопасности в изостудии. | Ознакомиться с техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием. Какие цвета можно увидеть в небе и на лугу? Как можно получить новые цвета? Какое небо вы видели на прогулке. Рисунок по впечатлению. | | |
Раздел 2. Живопись. (8 часов) |
2 | Тема 1. Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. | Изучить теплые, солнечные цвета в природе. Смешение желтого и красного цветов. Отождествление художника и волшебника в древние времена. | | |
3,4 | Тема 2,3. Свойства красок. | Изучить собенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов. Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет). Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс). | | |
5,6 | Тема 4,5. Королева Кисточка и волшебные превращения красок. | Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жѐсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звѐздочка», «кирпичик», «волна». Главные краски на службе у Королевы Кисточки (красная, синяя, жѐлтая), секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок | | |
7 | Тема 6. Праздник тѐплых и холодных цветов. | Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тѐплые и холодные. Особенности тѐплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тѐплых и холодных цветов. | | |
8 | Тема 7. Серо-чѐрный мир красок. | Изучить ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте). Богатство оттенков серого цвета. «Волшебные» возможности ахроматической палитры и деление цветов от светло-серого до чѐрного. Понятие возможной перспективы при использовании ахроматических цветов (дальше – светлее, ближе – темнее). | | |
9 | Тема 8. Красочное настроение. | Изучить деление цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приѐмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чѐрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лѐгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении черной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность). | | |
Раздел 3. Рисунок. (7 часов) |
10 | Тема 1. Волшебная линия. | Что в природе напоминает линии? Какими линиями можно нарисовать волны на воде, на песке на раковинах? Какой у этих линий характер? Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весѐлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий). | | |
11 | Тема 2. Точка. | Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лѐгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Особенности работы в технике пуантелизма с использованием разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши). | | |
12, 13 | Тема 3,4. Пятно. | Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно, полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом). | | |
14, 15 | Тема 5,6. Форма. | Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации. | | |
16 | Тема 7. Контраст форм. | Контраст форм на примере осенних листьев и деревьев. Природа – самая талантливая художница (разнообразие «растительного царства»; различные природные формы и их строение). Соединение и комбинирование между собой различных контрастных форм. | | |
Раздел 4. Декоративное рисование. (7 часов) |
17, 18 | Тема 1,2. Симметрия. | Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных форм. Использование средней линии как вспомогательной при рисовании симметричной фигуры. Два игровых способа изображения симметрии: - одновременное рисование двумя руками сразу; - использование сложенного листа бумаги в технике «монотипия» с дальнейшей прорисовкой деталей. | | |
19 | Тема 3. Стилизация. | Стилизация как упрощение и обобщение природных форм. Особенности художественного видения мира детьми 9-10 лет: яркость восприятия, плоскостное мышление, двухмерность изображения. Стилизация как способ детского рисования. Знакомство с лучшими образцами народного творчества (прялки, туеса, вышивка, дымковская игрушка и др.). | | |
20, 21 | Тема 4,5. Декоративные узоры. | Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные возможности и многообразие узоров. | | |
22 | Тема 6. Орнамент. | Орнамент – повторение рисунка через определѐнный интервал. Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмо - превращения (растительные и геометрические орнаменты). | | |
23 | Тема 7. Сказочная композиция. | Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами художника. Работа от эскиза («сказочной разминки») до композиции. Разнообразный характер сказочных героев. | | |
Раздел 5. Конструирование из бумаги. (6 часа) |
24. 25 | Тема 1,2. Работа с рваной бумагой. | Рваная аппликация. Развитие мелкой моторики, подготовка детских пальчиков для более сложных действий. | | |
26. 27 | Тема 3,4. Работа с мятой бумагой. | Пластичная техника мятой бумаги. «Лепка» из мятой бумаги. Возможности мятой бумаги в удержании формы. Эффекты поверхности мятой бумаги. Фигурки из тонкой цветной бумаги. Роль техники мятой бумаги в формировании интереса детей к художественному творчеству и в развитии мелкой моторики. | | |
28, 29 | Тема 5,6. Смешанная техника (скручивание, складывание, резание бумаги). | Разнообразие сортов бумаги: от рыхлой до гладкой, от тончайшей, прозрачной до шершавой и плотной. Использование свойств различных сортов бумаги в разнообразных игровых приѐмах (скручивание, скатывание, сгибание, резание бумаги и т.д.). | | |
Раздел 6. Выразительные средства графических материалов. (4 часа) |
30 | Тема 1. Цветные карандаши. | Техника работы цветными карандашами. Создание многочисленных оттенков цвета путем мягкого сплавления разных цветных карандашей. | | |
31 | Тема 2. Гелевые ручки, тушь. | Знакомство с выразительными возможностями работы гелевой ручкой и тушью. Создание разнообразных линий (изящных и тонких или резких и жѐстких). Рисование непрерывной линией и короткими мини-черточками (штрихами). Работа пером и тушью по влажной бумаге для передачи в рисунке характера «пушистого» пятна. | | |
32 | Тема 3. Восковые мелки, фломастеры. | Знакомство с техникой работы восковыми мелками и фломастерами. Экспериментирование с цветом (накладывание одного слоя на другой). Граттаж – процарапывание по восковому фону рисунка, залитого черной тушью. Рисование различными видами фломастеров (тонкими и широкими, цветными и монохромными). | | |
33 | Тема 4. Пастель, уголь. | Художественная возможность пастели, угля. Различные приемы работы: растушевка пальцем, рисование боковиной и кончиком. Рисование на шероховатой тонированной бумаге: техника свободного, размашистого штриха с эффектом воздушности (пастель) и бархатностью (уголь). | | |
| | Раздел 7. Итоговое занятие. (1 час) | | |
34 | Тема 1. Итоговое занятие | Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год | | |