Планирование
методической работы на основе преемственности
В последнее время стало для казахстанского образования периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей, путей развития новых педагогических технологий, методов и форм обучения, способствующих повышению качества образования. Основным средством обеспечения непрерывности образования является преемственность в организации всего образовательного процесса. С нашей точки зрения, преемственность должна включать в себя не только преемственность между ступенями обучения, но и:
Преемственность в работе с педагогическими коллективами в целом на уровне отделов образования и индивидуальной работе с методическими службами в частности;
Преемственность во взаимодействии городского методического совета с школьными структурами;
Преемственность в учебно-методическом обеспечении всего образовательного процесса;
Преемственность в определении целей, задач, приоритетных направлений методических служб.
Сегодня в связи с комплексным подходом к понятию преемственности надо говорить о качественно новом взаимодействии всех методических служб основанном на специально организованной совместной коллективной деятельности в результате которой у членов команды формируется единая точка зрения на сущность проблемы преемственности, пути её решения. Такая работа обязательно будет направлена на совершенствование профессионализма педагогов. Поэтому мы предлагаем в своем сборнике, состоящем из 4-х частей, рассматривать методический план как некий алгоритм, схему, пошаговые действия, выполнение последовательных задач для достижения цели.
Это один из этапов управления каким-либо процессом, например, учебным или воспитательным. Разновидностей методических планов довольно много. Но схема примерно одинаковая. Один из самых востребованных – план методической работы школы на учебный год, план отдела образования.
Рекомендации по составлению плана МР:
1. Помните, что методическая деятельность - это система мер, основанная на современных достижениях образовательной науки и практики. Методическая работа должна быть направлена на развитие творческих способностей учащихся и педагогов.
2. В учебном заведении необходимо организовать соответствующее методическое объединение учителей и через него осуществлять работу.
3. Составьте план методической работы на учебный год в соответствии с направлениями учебного заведения, исходя из этого годового плана, МО должны составить свои планы методической работы.
4. Используйте при составлении методического плана нормативные документы: Закон о правах ребенка, Закон «Об образовании», Положение об образовательном учреждении, ГОСО, Устав вашего учебного заведения, перспективный план развития.
5. Определите основные направления методической работы. Например, работа с молодыми специалистами, повышение квалификации и аттестация учителей, участие учеников в различных конкурсах, внеурочная и внеклассная деятельность, олимпиадах, разработка методических пособий и материалов и т.п.
6. Сформулируйте основные цели методической работы школы. Это может быть и одна наиболее важная цель. Помните, что цели должны быть реальными, достижимыми и важными конкретно для вашей школы. Например, цель: создать условия для личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся.
7. Продумайте и сформулируйте задачи методической работы. Они должны быть направлены на достижение поставленной цели или целей.
8. Представьте годовой методический план в виде таблицы, состоящей,
например, из 5 колонок: номер по порядку, мероприятие, направления работы, срок, ответственный.
9. Планирование должно быть исходить из грамотного анализа МР за предыдущий год.
10. План МР любого уровня должен быть понятным, прозрачным, выполненным и соответствовать заявленной теме, целям, задачам.
Данный проект адресован в качестве методической помощи тем, кто испытывает затруднения в построении системной методической работы. По содержанию представлены планы за 3 года:
Планирование работы городского (районного) отдела образования; планирование информатизации образования;
Планирование МР в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях;
Планирование МР в дошкольных учреждениях образования;
Планирование МР в учреждениях дополнительного образования;
По сути, это коллективная работа всех методических структур на основе принципа преемственности.
Мы будет очень рады, если наш сборник «подскажет» направления деятельности в методической работе.
Зозуля С.И., зав. ГМК ОО
Решетникова С.Л., методист ОО г. Степногорск