Методическая разработка: "Планирование блока уроков в рамках интегральной технологии"
Блок уроков – это и есть совокупность уроков по одному разделу программы, выделенном в тематическом плане.
Считаю необходимым объяснить структуру типового блока интегральной технологии.
Перед началом изучения нового материала крупным массивом необходим урок, вводного повторения В.П. Это объясняется различием мотивации, возможностей, уровней достижений учеников. В этом модуле ведущую роль играет учитель, т.к. только он знает, какая ранее изученная информация потребуется для введения нового материала.
При изучении нового материала в начале блока внимание уделяется только общеобязательному, основному объему ИНМ (О).
Психологический принцип деятельности требует, чтобы изученный материал немедленно был закреплен в памяти учащихся. Поскольку речь идет о минимальном уровне знаний, соответствующему образовательному стандарту, то сумма знаний, умений и навыков должна быть всесторонне закреплена. Такой урок называется «тренинг-минимум» Т-М.
Далее учащиеся знакомятся с информацией дополнительного объема, обеспечивающей работу на общем и продвинутом уровнях. поэтому в структуре блока уроков появляется еще один модуль изучения нового материала – ИНМ (Д).
Только потом следует вторая часть закрепления, где реализуется знание детей в соответствии с индивидуальным уровнем достижений – работа в группах, лабораторные, практические занятия, т.е. реализуется схема развития для каждого ученика. Эта часть закрепления называется РДО – развивающее дифференцированное обучение.
В среднем в блоке 15 уроков. Три модуля, которыми завершается каждый блок - обобщающее повторение ОП, контроль (Кон) и коррекция (Кор) – присутствуют в любой образовательной технологии.
Кроме вышеуказанных обозначений модулей, в тематическом планировании встретите следующие обозначения:
ФОО – форма организации обучения.
Обращая внимание на то, что фактически единицу обучения представляет пара уроков, что очень удобно при построении структуры уроков именно данной технологии.
№, тип урока | Тема |
1. ВП. | Тема: «Растение – живой организм. Признаки организмов растительного царства». Цель урока: актуализация знаний учащихся о растениях, полученных в результате изучения курса «Живой организм» ФОО: беседа МО: репродуктивный и проблемный. Повторяемый материал: признаки всех живых организмов, особенности их проявления у растений. Морфологические, анатомические особенности строения растительных организмов. Растительная клетка – отличие от бактериальной и грибной. Виды контроля знаний: фронтальная вопросно-ответная форма. Планируемые результаты: учащиеся получают четкое общее представление о растительных организмах. |
2. ИНМ(О). | Тема: «Высшие и низшие растения. Водоросли – общая характеристика». Цель урока: раскрыть особенности организации низших растений. ФОО: рассказ с элементами эвристической беседы. МО: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый. Повторяемый материал: признаки растительных организмов. Контроль знаний: вопросно-ответная форма. Планируемые результаты: достижение учащимися суммы ЗУНов на минимальном уровне. |
3. ТМ. | Тема: «Признаки низших растений». Цель урока: выявить признаки низших растений. ФОО: самостоятельная работа с книгой, система воспроизводящих и тренировочных упражнений. МО: программированный. Контроль знаний: наблюдение, индивидуальный устный опрос. Планируемые результаты: закрепление у учащихся суммы ЗУНов на минимальном уровне. |
4. ИНМ(Д). | Тема: «Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение». Цель урока: сформировать знания о многообразии и значений водорослей в природе и жизни человека. ФОО: семинар. МО: объяснительно-иллюстративный. Повторяемый материал: признаки низших растений, особенности размножения водорослей. Контроль знаний: оценивание выступлений учащихся. Планируемые результаты: знание таксономических групп водорослей, особенности строения и размножения, а так же распространение в природе и практическое значение отдельных групп. |
5. РДО. | Тема: «Таксономические группы водорослей». Цель урока: научить учащихся определять водоросли основных отделов. ФОО: урок – практикум. МО: исследовательский. Контроль знаний: наблюдение за работой в группах, устный отчет групп о проделанной работе, проверка рабочих тетрадей. Планируемый результат: продвижение учащихся на общий и продвинутый уровень знаний о низших растениях. |
6. ИНМ(О). | Тема: «Высшие споровые растения». ФОО: проблемная лекция. МО: проблемный. Повторяемый материал: признаки низших растений. Контроль знаний: наблюдение, вопросно-ответная форма, монологический ответ учащегося. Планируемый результат: получение общих представлений о высших споровых. |
7. ТМ. | Тема: «Таксономические признаки отделов высших споровых» Цель урока: раскрыть характерные признаки различных групп высших споровых. ФОО: самостоятельная работа с учебником, рабочей тетрадью. Контроль знаний: дидактические тесты, заполнение таблиц: «Сравнение высших и низших растений»; «Особенности строения мхов, хвощей, плауновидных и папоротниковидных». Планируемый результат: достижение учащимися знаний о высших споровых растениях на минимальном уровне. |
8. ИНМ(Д). | Тема: «Многообразие мхов, хвощей, плауновидных и папоротниковидных; роль в природе и практическое значение». Цель урока: расширить знания о многообразии высших споровых. ФОО: семинар – практикум. МО: исследовательский. Повторяемый материал: Особенности морфо- анатомического строения и размножения высших споровых. Планируемый результат: подготовка учащихся к 1-ому срезу знаний. Контроль знаний: устный опрос, оценка выступлений учащегося. |
9. РДО. | Тема: «Особенности организации высших споровых». Цель урока: научить практически, определять различные группы высших споровых. ФОО: практические и лабораторные работы. МО: исследовательский, работы в группах. Контроль знаний: срез знаний в тестовой форма по пройденным темам. Планируемый результат: выявление уровня знаний учащихся; достижение учащимися суммы ЗУНов по изученным темам на общем и продвинутом уровнях. |
10. ИНМ(О). | Тема: «Голосеменные и Покрытосеменные растения». Цель урока: познакомить учащихся с группами растений, размножающихся семенами; раскрыть преимущества семенного размножения. ФОО: урок – дискуссия. МО: частично – поисковый. Повторяемый материал: размножение споровых растений, особенности строения растений. Контроль знаний: наблюдение. Планируемый результат: учащиеся должны осознать преимущества размножения семенами, в отличие от спорового, а также отметить особенности строения Голосеменных и Покрытосеменных. |
11. Т-М. | Тема: (продолжение 10-го урока). ФОО: самостоятельная работа в группах. МО: частично поисковый. Контроль знаний: заполнение таблиц в рабочей тетради, выступление с отчетом. Планируемый результат: углубление знаний учащегося об отличие Голосеменных и Покрытосеменных растениях. |
12. ИНМ(Д). | Тема: «Многообразие голосеменных». Цель урока: дать представление о многообразии голосеменных растений. ФОО: рассказ с элементами беседы. МО: эвристический. Повторяемый материал: особенности строения и размножения, Голосеменных на примере Хвойных. Контроль знаний: фрактальная вопросно-ответная форма. Планируемый результат: знания учащегося многообразия Голосеменных растений. |
13. РДО. | Тема: «Зависимость особенностей строения растений от места произрастания». Цель урока: развивать у учащегося творческое мышление, раскрыть представление о многообразии голосеменных растений. ФОО: семинар – практикум. МО: исследовательский, самостоятельная работа в группах. Контроль знаний: отчет групп о проделанной работе. Планируемый результат: развитие у учащихся творческого мышления, осуществление процессов анализа и синтеза, развитие навыков самостоятельной работы, уверенности в себе. |
14. ИНМ(О). | Тема: «Цветковые – вершина эволюции растительного мира». Цель урока: дать общую характеристику Цветковых растений. ФОО: проблемная лекция. МО: проблемный. Повторяемый материал: строение цветка, оплодотворение у цветковых растений, развитие плода, строение семени, способы распространения семян; формы жизни. Контроль знаний: наблюдение. Планируемый результат: актуализация знаний учащихся, полученных в ходе изучения курса «Живой организм»; представление об эволюционном процессе и регрессе, учащиеся должны знать таксономические группы цветковых. |
15 Т-М. | Тема: «Строение цветка, типы соцветия и плодов». Цель урока: расширить знания об анатомо - морфологическом строении Цветковых растений. ФОО: лабораторная работа. МО: частично-поисковый, программированный. Контроль знаний: оценивание результатов лабораторных работ, системы воспроизводящих и тренировочных упражнений. Планируемый результат: подготовка учащегося к изучению темы «Классификация Цветковых растений». |
16. ИНМ (Д). | Тема: «Классификация Цветковых растений, их роль в природе и жизни человека». Цель урока: раскрыть характерные признаки отдельных групп Цветковых растений. ФОО: лекция с элементами эвристической беседы. МО: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. Повторяемый материал: таксономические категории, морфологические особенности Цветковых растений; формы жизни, строение цветка, типы соцветий и плодов. Контроль знаний: наблюдение. Планируемый результат: подготовка к уроку-практикуму. |
17. РДО. | Тема: «Семейства растений Классов Однодольные и Двудольные». Цель урока: закрепить знания учащихся о характерных признаках отдельных групп Цветковых. ФОО: семинар – практикум. МО: исследовательский, программированный. Контроль знаний: отчет групп о проделанной работе. Планируемый результат: учащиеся должны, определять к какому классу относится то или иное растение по совокупности признаков, определять семейства: Розоцветные, Крестоцветные, Сложноцветные, Пасленовые, Бобовые, Лилейные и Злаковые. |
18. ОП | Тема: «Многообразие растительных организмов». Цель урока: актуализация знаний учащихся о растительных организмах. ФОО: урок – консультация. МО: репродуктивный, программированный. Повторяемый материал: любой вопрос по разделу «Растения». Планируемый результат: подготовка учащихся к контрольной тематической работе. |
19. Кон. | Контрольная работа по теме: «Многообразие растительных организмов» Цель урока: диагностика достижений учащихся. ФОО: письменная контрольная работа по вариантам. Планируемый результат: диагностика достижений учащихся. |
20. Кор. | Анализ контрольной работы. Цель урока: проанализировать часто встречающиеся ошибки и дать возможность исправить оценку. ФОО: индивидуальное собеседование для желающих улучшить оценку. МО: вопросно-ответная форма. Планируемый результат: оценивание знаний учащихся адекватно уровню достижений. |