СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование блока уроков в рамках интегральной технологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Т.к. я стараюсь овладеть максимально большим числом моделей обучения, то в моем арсенале несколько способов тематического планирования уроков. Дело в том, что в зависимости от технологии преподавания в том или ином классе, схема тематического планирования существенно меняется. Думаю, что блок уроков традиционной методики и модульно-блочной технологии будет Вам малоинтересен. Поэтому остановила свой выбор на фрагменте тематического планирования блока уроков по курсу "Биология. Многообразие живых организмов» с использованием  элементов интегральной технологии.

Просмотр содержимого документа
«Планирование блока уроков в рамках интегральной технологии»



Признаки интегральной технологии

  1. Представление планируемых результатов обучения в виде многоуровневых систем диагностично и операционно заданных целей.

  2. В качестве минимальной единицы обучения – крупная структура образовательного процесса с блоком уроков.

  3. Групповые обучения с чётко построенной динамикой в составе и деятельности групп на основе мониторинга успешности процесса: каждый следующий шаг проектируется в зависимости от результатов предыдущего.

  4. Компьютерная поддержка обучения и управления образовательным процессом.


Методическая разработка: "Планирование блока уроков в рамках интегральной технологии"


Блок уроков – это и есть совокупность уроков по одному разделу программы, выделенном в тематическом плане.

Считаю необходимым объяснить структуру типового блока интегральной технологии.

Перед началом изучения нового материала крупным массивом необходим урок, вводного повторения В.П. Это объясняется различием мотивации, возможностей, уровней достижений учеников. В этом модуле ведущую роль играет учитель, т.к. только он знает, какая ранее изученная информация потребуется для введения нового материала.

При изучении нового материала в начале блока внимание уделяется только общеобязательному, основному объему ИНМ (О).

Психологический принцип деятельности требует, чтобы изученный материал немедленно был закреплен в памяти учащихся. Поскольку речь идет о минимальном уровне знаний, соответствующему образовательному стандарту, то сумма знаний, умений и навыков должна быть всесторонне закреплена. Такой урок называется «тренинг-минимум» Т-М.

Далее учащиеся знакомятся с информацией дополнительного объема, обеспечивающей работу на общем и продвинутом уровнях. поэтому в структуре блока уроков появляется еще один модуль изучения нового материала – ИНМ (Д).

Только потом следует вторая часть закрепления, где реализуется знание детей в соответствии с индивидуальным уровнем достижений – работа в группах, лабораторные, практические занятия, т.е. реализуется схема развития для каждого ученика. Эта часть закрепления называется РДО – развивающее дифференцированное обучение.

В среднем в блоке 15 уроков. Три модуля, которыми завершается каждый блок - обобщающее повторение ОП, контроль (Кон) и коррекция (Кор) – присутствуют в любой образовательной технологии.

Кроме вышеуказанных обозначений модулей, в тематическом планировании встретите следующие обозначения:

МО – метод обучения;

ФОО – форма организации обучения.

Обращая внимание на то, что фактически единицу обучения представляет пара уроков, что очень удобно при построении структуры уроков именно данной технологии.


Фрагмент тематического планирования

по курсу «Растения. Грибы. Лишайники» 6 класс.


№, тип урока

Тема

1. ВП.

Тема: «Растение – живой организм. Признаки организмов растительного царства».

Цель урока: актуализация знаний учащихся о растениях, полученных в результате изучения курса «Живой организм»

ФОО: беседа

МО: репродуктивный и проблемный.

Повторяемый материал: признаки всех живых организмов, особенности их проявления у растений. Морфологические, анатомические особенности строения растительных организмов. Растительная клетка – отличие от бактериальной и грибной.

Виды контроля знаний: фронтальная вопросно-ответная форма.

Планируемые результаты: учащиеся получают четкое общее представление о растительных организмах.

2. ИНМ(О).

Тема: «Высшие и низшие растения. Водоросли – общая характеристика».

Цель урока: раскрыть особенности организации низших растений.

ФОО: рассказ с элементами эвристической беседы.

МО: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.

Повторяемый материал: признаки растительных организмов.

Контроль знаний: вопросно-ответная форма.

Планируемые результаты: достижение учащимися суммы ЗУНов на минимальном уровне.

3. ТМ.

Тема: «Признаки низших растений».

Цель урока: выявить признаки низших растений.

ФОО: самостоятельная работа с книгой, система воспроизводящих и тренировочных упражнений.

МО: программированный.

Контроль знаний: наблюдение, индивидуальный устный опрос.

Планируемые результаты: закрепление у учащихся суммы ЗУНов на минимальном уровне.



4. ИНМ(Д).

Тема: «Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение».

Цель урока: сформировать знания о многообразии и значений водорослей в природе и жизни человека.

ФОО: семинар.

МО: объяснительно-иллюстративный.

Повторяемый материал: признаки низших растений, особенности размножения водорослей.

Контроль знаний: оценивание выступлений учащихся.

Планируемые результаты: знание таксономических групп водорослей, особенности строения и размножения, а так же распространение в природе и практическое значение отдельных групп.


5. РДО.

Тема: «Таксономические группы водорослей».

Цель урока: научить учащихся определять водоросли основных отделов.

ФОО: урок – практикум.

МО: исследовательский.

Контроль знаний: наблюдение за работой в группах, устный отчет групп о проделанной работе, проверка рабочих тетрадей.

Планируемый результат: продвижение учащихся на общий и продвинутый уровень знаний о низших растениях.

6. ИНМ(О).

Тема: «Высшие споровые растения».

ФОО: проблемная лекция.

МО: проблемный.

Повторяемый материал: признаки низших растений.

Контроль знаний: наблюдение, вопросно-ответная форма, монологический ответ учащегося.

Планируемый результат: получение общих представлений о высших споровых.

7. ТМ.

Тема: «Таксономические признаки отделов высших споровых»

Цель урока: раскрыть характерные признаки различных групп высших споровых.

ФОО: самостоятельная работа с учебником, рабочей тетрадью.

Контроль знаний: дидактические тесты, заполнение таблиц: «Сравнение высших и низших растений»; «Особенности строения мхов, хвощей, плауновидных и папоротниковидных».

Планируемый результат: достижение учащимися знаний о высших споровых растениях на минимальном уровне.


8. ИНМ(Д).

Тема: «Многообразие мхов, хвощей, плауновидных и папоротниковидных; роль в природе и практическое значение».

Цель урока: расширить знания о многообразии высших споровых.

ФОО: семинар – практикум.

МО: исследовательский.

Повторяемый материал: Особенности морфо- анатомического строения и размножения высших споровых.

Планируемый результат: подготовка учащихся к 1-ому срезу знаний.

Контроль знаний: устный опрос, оценка выступлений учащегося.


9. РДО.

Тема: «Особенности организации высших споровых».

Цель урока: научить практически, определять различные группы высших споровых.

ФОО: практические и лабораторные работы.

МО: исследовательский, работы в группах.

Контроль знаний: срез знаний в тестовой форма по пройденным темам.

Планируемый результат: выявление уровня знаний учащихся; достижение учащимися суммы ЗУНов по изученным темам на общем и продвинутом уровнях.

10. ИНМ(О).

Тема: «Голосеменные и Покрытосеменные растения».

Цель урока: познакомить учащихся с группами растений, размножающихся семенами; раскрыть преимущества семенного размножения.

ФОО: урок – дискуссия.

МО: частично – поисковый.

Повторяемый материал: размножение споровых растений, особенности строения растений.

Контроль знаний: наблюдение.

Планируемый результат: учащиеся должны осознать преимущества размножения семенами, в отличие от спорового, а также отметить особенности строения Голосеменных и Покрытосеменных.


11. Т-М.

Тема: (продолжение 10-го урока).

ФОО: самостоятельная работа в группах.

МО: частично поисковый.

Контроль знаний: заполнение таблиц в рабочей тетради, выступление с отчетом.

Планируемый результат: углубление знаний учащегося об отличие Голосеменных и Покрытосеменных растениях.


12. ИНМ(Д).

Тема: «Многообразие голосеменных».

Цель урока: дать представление о многообразии голосеменных растений.

ФОО: рассказ с элементами беседы.

МО: эвристический.

Повторяемый материал: особенности строения и размножения, Голосеменных на примере Хвойных.

Контроль знаний: фрактальная вопросно-ответная форма.

Планируемый результат: знания учащегося многообразия Голосеменных растений.



13. РДО.


Тема: «Зависимость особенностей строения растений от места произрастания».

Цель урока: развивать у учащегося творческое мышление, раскрыть представление о многообразии голосеменных растений.

ФОО: семинар – практикум.

МО: исследовательский, самостоятельная работа в группах.

Контроль знаний: отчет групп о проделанной работе.

Планируемый результат: развитие у учащихся творческого мышления, осуществление процессов анализа и синтеза, развитие навыков самостоятельной работы, уверенности в себе.



14. ИНМ(О).

Тема: «Цветковые – вершина эволюции растительного мира».

Цель урока: дать общую характеристику Цветковых растений.

ФОО: проблемная лекция.

МО: проблемный.

Повторяемый материал: строение цветка, оплодотворение у цветковых растений, развитие плода, строение семени, способы распространения семян; формы жизни.

Контроль знаний: наблюдение.

Планируемый результат: актуализация знаний учащихся, полученных в ходе изучения курса «Живой организм»; представление об эволюционном процессе и регрессе, учащиеся должны знать таксономические группы цветковых.


15 Т-М.

Тема: «Строение цветка, типы соцветия и плодов».

Цель урока: расширить знания об анатомо - морфологическом строении Цветковых растений.

ФОО: лабораторная работа.

МО: частично-поисковый, программированный.

Контроль знаний: оценивание результатов лабораторных работ, системы воспроизводящих и тренировочных упражнений.

Планируемый результат: подготовка учащегося к изучению темы «Классификация Цветковых растений».


16. ИНМ (Д).

Тема: «Классификация Цветковых растений, их роль в природе и жизни человека».

Цель урока: раскрыть характерные признаки отдельных групп Цветковых растений.

ФОО: лекция с элементами эвристической беседы.

МО: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Повторяемый материал: таксономические категории, морфологические особенности Цветковых растений; формы жизни, строение цветка, типы соцветий и плодов.

Контроль знаний: наблюдение.

Планируемый результат: подготовка к уроку-практикуму.


17. РДО.

Тема: «Семейства растений Классов Однодольные и Двудольные».

Цель урока: закрепить знания учащихся о характерных признаках отдельных групп Цветковых.

ФОО: семинар – практикум.

МО: исследовательский, программированный.

Контроль знаний: отчет групп о проделанной работе.

Планируемый результат: учащиеся должны, определять к какому классу относится то или иное растение по совокупности признаков, определять семейства: Розоцветные, Крестоцветные, Сложноцветные, Пасленовые, Бобовые, Лилейные и Злаковые.



18. ОП

Тема: «Многообразие растительных организмов».

Цель урока: актуализация знаний учащихся о растительных организмах.

ФОО: урок – консультация.

МО: репродуктивный, программированный.

Повторяемый материал: любой вопрос по разделу «Растения».

Планируемый результат: подготовка учащихся к контрольной тематической работе.

19. Кон.

Контрольная работа по теме: «Многообразие растительных организмов»

Цель урока: диагностика достижений учащихся.

ФОО: письменная контрольная работа по вариантам.

Планируемый результат: диагностика достижений учащихся.

20. Кор.

Анализ контрольной работы.

Цель урока: проанализировать часто встречающиеся ошибки и дать возможность исправить оценку.

ФОО: индивидуальное собеседование для желающих улучшить оценку.

МО: вопросно-ответная форма.

Планируемый результат: оценивание знаний учащихся адекватно уровню достижений.


6


Шаруда Надежда Константиновна, учитель биологии

муниципального общеобразовательного учреждения

"Средняя общеобразовательная школа №6" города Бузулука



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!