Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа Тольятти «Школа № 40»
Принято на педагогическом совете № _____ «____»________20_____ г. | Директор _____________________ /_______________/ Приказ № __ от «___»_____________20__ г. |
ПРОГРАММА
«Современный русский язык»
10 класс
Количество часов в год: - 34
Количество часов в неделю: 1
Программа курса по внеурочной деятельности «» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС и рассчитана на обучающихся 10 класса.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
Требованиями Федерального государственного стандарта среднего (полного) образования.
Цель курса: формирование практических навыков и умений комплексного анализа текста.
Задачи курса:
формировать умение воспринимать и понимать первичный текст;
развивать умение выражать собственное мнение, логично и последовательно строить свое высказывание;
отрабатывать умение создавать тексты разных типов и стилей речи.
Актуальность программы определена тем, что свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодёжи. Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку – различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию.
Практическая значимость. Практический раздел курса предполагает работу над развитием умения воспринимать и понимать первичный текст, выражать собственное мнение, доказывать его, используя примеры читательского и жизненного опыта. Особенностью данного курса является его ориентированность на совершенствование умений в области письменной речи. Тексты для комплексного анализа взяты из контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку. Для анализа используются публицистические и художественные тексты. Анализ художественного текста предполагает выход на широкий литературный контекст: проблематика анализируемого произведения (фрагмента) включается в литературные связи текста (реминисценции, проблемные вопросы и т.п.), подбираемые публицистические тексты имеют литературоведческую тематику (авторские критические статьи, фрагменты рецензий
Содержание заданий соответствует требованиям к уровню подготовки по русскому языку за курс средней (полной) школы.
Задания помогают формировать:
- лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
- языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
- коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
Новизна данного курса заключается в том, что на занятиях по русскому языку учащиеся активно занимаются учебно-исследовательской деятельностью. Благодаря данной работе повышается мотивация к обучению предмета, так как обучающиеся получают знания, не связанные непосредственно со школьной программой, знакомятся с новыми методами рассуждений, так необходимыми для успешного решения учебных и жизненных проблем.
Метапредметными результатами
изучения курса «Современный русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,
ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
В первом разделе происходит знакомство с текстом как речевым произведением, рассматриваются ключевые понятия текста, признаки текста, средства и способы связи предложений в тексте, повторяются сведения о типах речи, стилях речи и их функциональных особенностях, а также уделяется внимание средствам выразительности в тексте.
Во втором разделе рассматриваются основные требования к выполнению задания части С Единого государственного экзамена по русскому языку. Повторяется схема сочинения- рассуждения, основные части сочинения-рассуждения: тезис, аргументы, вывод. Уделяется внимание двум видам творческой работы: рецензии и эссе.
В третьем разделе обращается внимание на написание сочинения-рассуждения по прочитанному тексту и закрепляется композиция (план) сочинения по прочитанному тексту, которая состоит из следующих компонентов:
. Выявление проблемы текста. Определение проблем текста, выделение центральной проблемы. Обсуждаем такие понятия: виды проблем, выделение проблемы текста, способы формулирования проблемы.
Комментирование проблемы. Обсуждаем такие понятия: комментарий, типы комментирования текста, пересказ и комментарий, содержание комментария
Выявление авторской позиции. Обсуждаем такие понятия: выявление позиции автора, способы формулирования авторской позиции.
Аргументация собственной позиции. Обсуждаем такие понятия: аргументация, основные виды аргументов
Виды аргументов. Поддерживающая и опровергающая аргументация. Свидетельства автора сочинения. Ссылки на авторитет.
Анализ образцов рецензий и эссе.
Написание сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля.
Прогнозируемые результаты:
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы;
применять свои знания на практике, приобретать навыки нестандартного мышления;
применять полученные знания, умения и навыки на уроках русского языка;
создавать творческие работы, доклады с помощью взрослых или самостоятельно;
вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.
5.Уровень результатов работы по программе:
Результаты первого уровня - приобретение обучающимися знаний логического мышления, необходимых при изучении русского языка; приобретение навыков нестандартного мышления.
Результаты второго уровня - развитие ценностных отношений к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру.
Результаты третьего уровня - обучающийся может приобрести опыт применять свои знания на практике; опыт общения в результате выполнения практических действий; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА
Текст как речевое произведение.
Теоретические сведения и языковой анализ (11 часов)
1.1. Ключевые понятия текста. Признаки текста.
1.2. Средства и способы связи предложений в тексте. Лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте. Семантические и ассоциативные связи частей. Цепная (последовательная) и параллельная связи.
1.3. Типы речи: описание, повествование и рассуждение.
1.4. Стили речи. Характеристика функциональных стилей: а) сфера применения;
б) основные функции;
в) ведущие стилевые черты;
г) языковые особенности;
д) специфические формы (жанры).
1.5. Средства выразительности в тексте. Выразительные средства фонетики. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы. Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления. Выразительные средства морфологии и словообразования. Выразительные средства синтаксиса.
2. Сочинение-рассуждение по прочитанному (теория) (4 часа)
2.1. Основные требования к выполнению задания части С Единого государственного экзамена по русскому языку.
2.2. Построение рассуждения. Тезис. Аргументы. Вывод.
2.3. Рецензия и эссе как вид творческой работы
3. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (практика). (19 часов)
3.1. Композиция (план) сочинения. Выявление проблемы текста. Определение проблем текста, выделение центральной проблемы. Обсуждаем такие понятия: виды проблем, выделение проблемы текста, способы формулирования проблемы.
3.2. Комментирование проблемы. Обсуждаем такие понятия: комментарий, типы комментирования текста, пересказ и комментарий, содержание комментария
3.3. Выявление авторской позиции. Обсуждаем такие понятия: выявление позиции автора, способы формулирования авторской позиции.
3.4. Аргументация собственной позиции. Обсуждаем такие понятия: аргументация, основные виды аргументов
3.5. Виды аргументов. Поддерживающая и опровергающая аргументация. Свидетельства автора сочинения. Ссылки на авторитет.
3.6. Анализ образцов рецензий и эссе.
3.7. Написание сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля.
Таблица тематического распределения часов
10 класс (34 часа)
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Раздел № 1: Текст как речевое произведение. Теоретические сведения и языковой анализ (11 часов) |
Введение. | Цели и содержание курса «Комплексный анализ текста» Диагностирующий тест (по материалам части В ЕГЭ). |
Понятие о тексте | Ключевые понятия текста. Признаки текста. |
Способы связи предложений в тексте. | Цепная (последовательная) и параллельная связи. Лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте. Семантические и ассоциативные связи частей. |
Типы речи | Описание, повествование и рассуждение. |
Стили речи. | Характеристика функциональных стилей |
Практическая работа | Работа по темам: «Средства и способы связи предложений в тексте. Типы и стили речи». |
Средства выразительности в тексте. | Выразительные средства фонетики, лексики и фразеологии, морфологии и словообразования синтаксиса. Тропы и фигуры |
Практическая работа по теме «Средства выразительности в тексте». | Работа с заданиями части В |
Раздел № 2: Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (теория) (4 часа) |
Построение рассуждения. | Основные требования к выполнению задания части С Единого государственного экзамена по русскому языку |
Тезис. Аргументы. Вывод. | Полное рассуждение по схеме, в которой выделяются три части: тезис (положение, которое нужно доказать; аргументация (доказательства, выводы); вывод (общий итог). |
Рецензия и эссе как вид творческой работы | Анализ и информационная переработка исходного текста |
Раздел № 3: Сочинение по прочитанному тексту (практика) (19 часов) |
Композиция (план) сочинения | Построение сочинения. Тезис. Аргументы. Вывод. |
Выявление проблемы текста. | Определение проблем текста, выделение центральной проблемы. Самостоятельно выявить проблематику предложенных текстов; Сформулировать, используя два наиболее простых способа формулировки проблемы |
Комментирование проблемы. | Типы комментирования проблемы Конкретизировать содержание комментария с помощью предложенных конструкций |
Выявление авторской позиции | Различные способы формулирования авторской позиции. |
Аргументация собственной позиции. | Виды аргументов. Поддерживающая и опровергающая аргументация. Свидетельства автора сочинения. Обращаемся к событиям своей жизни или жизни окружающих Ссылки на авторитет. Обращаемся к коллективному запасу знаний Выстраиваем аргументацию, что требует такта, подчеркнутой корректности |
Анализ образцов рецензий и эссе. | Комплексный анализ образцов по критериям оценки сочинений |
Написание сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля. | Написание сочинения по предложенным текстам |
Написание сочинения-рассуждения по тексту художественного стиля. | Написание сочинения по предложенным текстам |
Комплексный анализ текста. | Комплексный анализ предложенного текста. |
Таблица календарно-тематического планирования по курсу «Современный русский язык» на 10 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Сроки проведения (учебные недели) | Домашнее задание | Примечание |
Раздел № 1: Текст как речевое произведение. Теоретические сведения и языковой анализ (11 часов) |
1. | Введение. | 1 | 1 | | |
2. | Понятие о тексте. | 1 | 2 | | |
3. | Способы связи предложений в тексте. | 1 | 3 | | |
4. | Типы речи. | 1 | 4 | | |
5. | Стили речи. | 1 | 5 | | |
6. | Практическая работа | 1 | 6 | | |
7. | Средства выразительности в тексте. | 4 | 7-10 | | |
11. | Практическая работа по теме «Средства выразительности в тексте». | 1 | 11 | | |
Раздел № 2: Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (теория) (4 часа) |
1. | Построение рассуждения. | 1 | 12 | | |
2. | Тезис. Аргументы. Вывод. | 2 | 13-14 | | |
3. | Рецензия и эссе как вид творческой работы | 1 | 15 | | |
Раздел № 3: Сочинение по прочитанному тексту (практика) (19 часов) |
1. | Композиция (план) сочинения | 1 | 16 | | |
2. | Выявление проблемы текста. | 2 | 17-18 | | |
3. | Комментирование проблемы. | 2 | 19-20 | | |
4. | Выявление авторской позиции | 2 | 21-22 | | |
5. | Аргументация собственной позиции. | 2 | 23-24 | | |
6. | Анализ образцов рецензий и эссе. | 2 | 25-26 | | |
7. | Написание сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля. | 4 | 27-30 | | |
8. | Написание сочинения-рассуждения по тексту художественного стиля. | 3 | 31-33 | | |
9. | Комплексный анализ текста. | 1 | 34 | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах, издание 44-е, М.: Просвещение, 2013.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый уровень, М.: Просвещение, 2010.
Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка, М.: Просвещение, 1989.
Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации, М.: Просвещение, 1987.
Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение части 3 (С). Учебно-методическое пособие, М.: Экзамен, 2012.
Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2012-2013, М.: Просвещение, 2013.
Цыбулько И.П., Львова С.И. ЕГЭ 2012. Русский язык. Репетитор, М.: Эксмо, 2012 .
Цыбулько И.П. и др. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2012: Русский язык, М.: АСТ: Астрель, 2012 .