СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование внеурочной деятельности в 10 классе "Современный русский язык".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Планирование внеурочной деятельности в 10 классе "Современный русский язык".»





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Тольятти «Школа № 40»



Принято

на педагогическом совете № _____

«____»________20_____ г.

Директор

__________­­­­___________ /_______________/

Приказ № __ от «___»_____________20__ г.









ПРОГРАММА



«Современный русский язык»



10 класс





Количество часов в год: - 34

Количество часов в неделю: 1












Программа курса по внеурочной деятельности «» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС и рассчитана на обучающихся 10 класса.

Программа разработана в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

  • Требованиями Федерального государственного стандарта среднего (полного) образования.

Цель курса:  формирование практических навыков и умений комплексного анализа текста.

Задачи курса:

  • формировать умение воспринимать и понимать первичный текст;

  • развивать умение выражать собственное мнение, логично и последовательно строить свое высказывание;

  • отрабатывать умение создавать тексты разных типов и стилей речи.

Актуальность программы определена тем, что свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодёжи. Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку – различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию.

Практическая значимость. Практический раздел курса предполагает работу над развитием умения воспринимать и понимать первичный текст, выражать собственное мнение, доказывать его, используя примеры читательского и жизненного опыта. Особенностью данного курса является его ориентированность на совершенствование умений в области письменной речи. Тексты для комплексного анализа взяты из контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку. Для анализа используются публицистические и художественные тексты. Анализ художественного текста предполагает выход на широкий литературный контекст: проблематика анализируемого произведения (фрагмента) включается в литературные связи текста (реминисценции, проблемные вопросы и т.п.), подбираемые публицистические тексты имеют литературоведческую тематику (авторские критические статьи, фрагменты рецензий

Содержание заданий соответствует требованиям к уровню подготовки по русскому языку за курс средней (полной) школы.

Задания помогают формировать:

- лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

- языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;

- коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

Новизна данного курса заключается в том, что на занятиях по русскому языку учащиеся активно занимаются учебно-исследовательской деятельностью. Благодаря данной работе повышается мотивация к обучению предмета, так как обучающиеся получают знания, не связанные непосредственно со школьной программой, знакомятся с новыми методами рассуждений, так необходимыми для успешного решения учебных и жизненных проблем.

Метапредметными результатами

изучения курса «Современный русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).



Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

  • составлять план решения проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,

  • ознакомительным;

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;


Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных

  • коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.


В первом разделе происходит знакомство с текстом как речевым произведением, рассматриваются ключевые понятия текста, признаки текста, средства и способы связи предложений в тексте, повторяются сведения о типах речи, стилях речи и их функциональных особенностях, а также уделяется внимание средствам выразительности в тексте.

Во втором разделе рассматриваются основные требования к выполнению задания части С Единого государственного экзамена по русскому языку. Повторяется схема сочинения- рассуждения, основные части сочинения-рассуждения: тезис, аргументы, вывод. Уделяется внимание двум видам творческой работы: рецензии и эссе.

В третьем разделе обращается внимание на написание сочинения-рассуждения по прочитанному тексту и закрепляется композиция (план) сочинения по прочитанному тексту, которая состоит из следующих компонентов:

  • . Выявление проблемы текста. Определение проблем текста, выделение центральной проблемы. Обсуждаем такие понятия: виды проблем, выделение проблемы текста, способы формулирования проблемы.


  • Комментирование проблемы. Обсуждаем такие понятия: комментарий, типы комментирования текста, пересказ и комментарий, содержание комментария

  • Выявление авторской позиции. Обсуждаем такие понятия: выявление позиции автора, способы формулирования авторской позиции.

  • Аргументация собственной позиции. Обсуждаем такие понятия: аргументация, основные виды аргументов

  • Виды аргументов. Поддерживающая и опровергающая аргументация. Свидетельства автора сочинения. Ссылки на авторитет.

  • Анализ образцов рецензий и эссе.

  • Написание сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля.


Прогнозируемые результаты:


  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы;

  • применять свои знания на практике, приобретать навыки нестан­дартного мышления;

  • применять полученные знания, умения и навыки на уроках русского языка;

  • создавать творческие работы, доклады с помощью взрослых или самостоятельно;

  • вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.


5.Уровень результатов работы по программе:


Результаты первого уровня - приобретение обучающимися знаний логического мышления, необходимых при изучении русского языка; приобретение навыков нестандартного мышления.

Результаты второго уровня - развитие ценностных отношений к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру.

Результаты третьего уровня - обучающийся может приобрести опыт применять свои знания на практике; опыт общения в результате выполнения практических действий; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА

Текст как речевое произведение.

Теоретические сведения и языковой анализ (11 часов)

1.1. Ключевые понятия текста. Признаки текста.

1.2. Средства и способы связи предложений в тексте. Лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте. Семантические и ассоциативные связи частей. Цепная (последовательная) и параллельная связи.

1.3. Типы речи: описание, повествование и рассуждение.

1.4. Стили речи. Характеристика функциональных стилей: а) сфера применения;

б) основные функции;

в) ведущие стилевые черты;

г) языковые особенности;

д) специфические формы (жанры).

1.5. Средства выразительности в тексте. Выразительные средства фонетики. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы. Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления. Выразительные средства морфологии и словообразования. Выразительные средства синтаксиса.

2. Сочинение-рассуждение по прочитанному (теория) (4 часа)

2.1. Основные требования к выполнению задания части С Единого государственного экзамена по русскому языку.

2.2. Построение рассуждения. Тезис. Аргументы. Вывод.

2.3. Рецензия и эссе как вид творческой работы

3. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (практика). (19 часов)

3.1. Композиция (план) сочинения. Выявление проблемы текста. Определение проблем текста, выделение центральной проблемы. Обсуждаем такие понятия: виды проблем, выделение проблемы текста, способы формулирования проблемы.

3.2. Комментирование проблемы. Обсуждаем такие понятия: комментарий, типы комментирования текста, пересказ и комментарий, содержание комментария

3.3. Выявление авторской позиции. Обсуждаем такие понятия: выявление позиции автора, способы формулирования авторской позиции.

3.4. Аргументация собственной позиции. Обсуждаем такие понятия: аргументация, основные виды аргументов

3.5. Виды аргументов. Поддерживающая и опровергающая аргументация. Свидетельства автора сочинения. Ссылки на авторитет.

3.6. Анализ образцов рецензий и эссе.

3.7. Написание сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля.

 


Таблица тематического распределения часов


10 класс (34 часа)


Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Раздел № 1: Текст как речевое произведение. Теоретические сведения и языковой анализ (11 часов)

Введение.

Цели и содержание курса «Комплексный анализ текста» Диагностирующий тест (по материалам части В ЕГЭ).

Понятие о тексте

Ключевые понятия текста. Признаки текста.

Способы связи предложений в тексте.

Цепная (последовательная) и параллельная связи. Лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте. Семантические и ассоциативные связи частей.

Типы речи

Описание, повествование и рассуждение.

Стили речи.

Характеристика функциональных стилей

Практическая работа

Работа по темам: «Средства и способы связи предложений в тексте. Типы и стили речи».

Средства выразительности в тексте.

Выразительные средства фонетики, лексики и фразеологии, морфологии и словообразования синтаксиса. Тропы и фигуры

Практическая работа по теме «Средства выразительности в тексте».

Работа с заданиями части В

Раздел № 2: Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (теория) (4 часа)

Построение рассуждения.

Основные требования к выполнению задания части С Единого государственного экзамена по русскому языку

Тезис. Аргументы. Вывод.

Полное рассуждение по схеме, в которой выделяются три части:

  • тезис (положение, которое нужно доказать;

  • аргументация (доказательства, выводы);

  • вывод (общий итог).

Рецензия и эссе как вид творческой работы

Анализ и информационная переработка исходного текста

Раздел № 3: Сочинение по прочитанному тексту (практика) (19 часов)

Композиция (план) сочинения

Построение сочинения. Тезис. Аргументы. Вывод.

Выявление проблемы текста.

Определение проблем текста, выделение центральной проблемы. Самостоятельно выявить проблематику предложенных текстов;

Сформулировать, используя два наиболее простых способа формулировки проблемы

Комментирование проблемы.

Типы комментирования проблемы Конкретизировать содержание комментария с помощью предложенных конструкций

Выявление авторской позиции

Различные способы формулирования авторской позиции.

Аргументация собственной позиции.

Виды аргументов. Поддерживающая и опровергающая аргументация. Свидетельства автора сочинения. Обращаемся к событиям своей жизни или жизни окружающих

Ссылки на авторитет. Обращаемся к коллективному запасу знаний Выстраиваем аргументацию, что требует такта, подчеркнутой корректности

Анализ образцов рецензий и эссе.

Комплексный анализ образцов по критериям оценки сочинений

Написание сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля.

Написание сочинения по предложенным текстам

Написание сочинения-рассуждения по тексту художественного стиля.

Написание сочинения по предложенным текстам

Комплексный анализ текста.

Комплексный анализ предложенного текста.


Таблица календарно-тематического планирования по курсу «Современный русский язык» на 10 класс



урока

Тема урока

Кол-во
часов

Сроки
проведения
(учебные недели)

Домашнее задание

Примечание

Раздел № 1: Текст как речевое произведение. Теоретические сведения и языковой анализ (11 часов)

 1.

Введение.

1

1


 

2.

Понятие о тексте.

1

2



3.

Способы связи предложений в тексте.

1

3



4.

Типы речи.

1

4



5.

Стили речи.

1

5



6.

Практическая работа

1

6



7.

Средства выразительности в тексте.

4

7-10



11.

Практическая работа по теме «Средства выразительности в тексте».

1

11



Раздел № 2: Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (теория) (4 часа)

 1.

Построение рассуждения.

1

12


 

 2.

Тезис. Аргументы. Вывод.

2

13-14


 

3.

Рецензия и эссе как вид творческой работы

1

15



Раздел № 3: Сочинение по прочитанному тексту (практика) (19 часов)

 1.

Композиция (план) сочинения

1

16


 

 2.

Выявление проблемы текста.

2

17-18


 

3.

Комментирование проблемы.

2

19-20



4.

Выявление авторской позиции

2

21-22



5.

Аргументация собственной позиции.

2

23-24



6.

Анализ образцов рецензий и эссе.

2

25-26



7.

Написание сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля.

4

27-30



8.

Написание сочинения-рассуждения по тексту художественного стиля.

3

31-33



9.

Комплексный анализ текста.

1

34




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА


  • Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах, издание 44-е, М.: Просвещение, 2013.

  • Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый уровень, М.: Просвещение, 2010.

  • Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка, М.: Просвещение, 1989.

  • Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации, М.: Просвещение, 1987.

  • Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение части 3 (С). Учебно-методическое пособие, М.: Экзамен, 2012.

  • Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2012-2013, М.: Просвещение, 2013.

  • Цыбулько И.П., Львова С.И. ЕГЭ 2012. Русский язык. Репетитор, М.: Эксмо, 2012 .

  • Цыбулько И.П. и др. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2012: Русский язык, М.: АСТ: Астрель, 2012 .










































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!