ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
класс
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой по музыке для 1-4 классов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской (Рабочие программы. – 4-е издание. Москва: «Просвещение» 2013. – 64 с.). Которая соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерным программам по предметам «Музыка» и «Искусство».
Настоящая программа составлена на 35 часов (1 ч. в неделю, 35 учебных недель) в соответствии с учебным планом образовательного учреждения на 2013 – 2014 учебный год и является программой изучения курса Музыка в 4 классе.
Общая цель школьного музыкального образования: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникативных технологий).
формировать представление о синтез трёх искусств музыка – литература – изобразительное искусство.
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса: всестороннее развитие личностного потенциала учащихся; осуществление познания художественного мира через собственную деятельность.
Курс предусматривает изучение следующих разделов:
«Россия – Родина моя»;
«О России петь – что стремиться в храм…»;
«День, полный событий»;
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»;
«В концертном зале»;
«В музыкальном театре»;
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…».
Данные разделы курса даются без изменений.
Отличительными чертами данного курса являются: охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта. В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются: групповая, коллективная работа с учащимися. Программа предусматривает возможность учителю самостоятельного выбора средств и методов обучения в сочетании традиционных и инновационных технологий, в том числе ИКТ. В ходе обучения школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование, инсценирование, музыкальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач.
Особенности методики преподавания: шире использовать межпредметные связи (особенно историю, литературу, изобразительное искусство), у учащихся воображение становится осознанным и предметным.
К концу учебного года должны уметь:
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;
охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное
Методы музыкального образования и воспитания отражают цель, задачи и содержание данной программы:
— метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
— метод интонационно-стилевого постижения музыки;
— метод эмоциональной драматургии;
— метод концентричности организации музыкального материала;
— метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);
— метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);
— метод игры;
— метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).
Программно – методическое обеспечение курса: музыкальный инструмент – фортепиано; детские музыкальные инструменты, музыкальный центр, компьютер, портреты композиторов, иллюстрации к музыкальным произведениям.
Контроль достижения учащимися знаний осуществляется в следующих формах: тест.
Тематический план
МУЗЫКА
4 класс
(1 час в неделю. Всего 35 часа)
№ п/п | Название раздела, темы | Всего часов |
| Раздел I. | 3 |
1. | Россия - Родина моя. | 3 |
| Раздел I. | 4 |
2. | О России петь – что стремиться в храм… | 4 |
| Раздел III. | 6 |
3. | День полный событий | 6 |
| Раздел IV. | 3 |
4. | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 3 |
| Раздел V. | 5 |
5. | В концертном зале. | 5 |
| Раздел VI. | 6 |
6. | В музыкальном театре. | 6 |
| Раздел VII. | 8 |
7. | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… | 8 |
| Всего | 35 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
МУЗЫКА
4 класс
Раздел I. (3 ч.)
Тема: Россия – Родина моя (3 ч.)
Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.
Раздел II. (4 ч.)
Тема: О Росси петь – что стремиться в храм… (4 ч.)
Святые земли Русской, Илья Муромец, Кирилл и Мефодий. Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше. Родной обычай старины. Светлый праздник.
Раздел III. (6 ч.)
Тема: День, полный событий. (6 ч.)
Один день с А.С. Пушкиным. Михайловское: музыкально - поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов. Многообразие жанров народной музыки: колокольные звоны. Музыкально – литературные вечера в Тригорском: романсы, инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт). Музыкальность поэзии А. Пушкина.
Раздел IV. (3 ч.)
Тема: Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 ч.)
Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды,
предания ,сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.
Раздел V. (5 ч.)
Тема: В концертном зале. (5 ч.)
Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Раздел V. (6 ч.)
Тема: В музыкальном театре. (6 ч.)
События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С. Прокофьева. Опера. Музыкальная тема – характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танец. Линии драматургического развития действия в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность. Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах А. Хачатуряна, И. Стравинского. Народные мотивы в творчестве русских композиторов. Орнаментальная мелодика. Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения.
Раздел VI. (8 ч.)
Тема: В музыкальном театре. (8 ч.)
Произведения композиторов – классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки ( трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока в учебном году | № урока в четверти | Дата | Название раздела, тема урока | Учебный материал | Примечание (творческие задания, предполагаемые названия проектов и пр.) |
I четверть (9 часов) |
| | Раздел l. Россия – Родина моя. | | |
1 | 1 | 4 а – 4 б – 4 в – | Музыка моего народа. | Мелодии песен: «Вниз по матушке по Волге» р.н.п., «Походная» Р. Бойко, «Уж ты, зимушка – зима» Ан. Александров. «Вниз по матушке по Волге» р.н.п. «Гимн России» А. Александров. | |
2 | 2 | 4 а – 4 б – 4 в – | Народная и композиторская музыка. | «Гимн России». «Вниз по матушке по Волге». Вариации на тему песни «Вниз по матушке по Волге». Симфоническая картина «Баба Яга». А.С. Даргомыжский. «Светит месяц» р.н.п. | |
3 | 3 | 4 а – 4 б – 4 в – | Жанры народных песен. Особенности народной музыки. | «Вниз по матушке по Волге». «Светит месяц». «Тонкая рябина» р.н.п. «Концерт № 3 для фортепиано с оркестром». П.И. Чайковский. | |
| | Раздел II. О России петь – что стремиться в храм… | | |
4 | 4 | 4 а – 4 б – 4 в – | О чём можно узнать в народном творчестве. | «Светит месяц». «Проводы зимы» из оперы «Снегурочка». Н.А. Римского – Корсакова. «Калинка» р.н.п. «Во кузнице» р.н.п. | Групповой проект: «Русские народные инструменты в музыке, литературе и живописи»; «Хоровод в музыке, литературе и живописи»; «Народная музыка коренных жителей Кузбасса». |
5 | 5 | 4 а – 4 б – 4 в – | Русские народные инструменты. Игра на ложках. | «Светит месяц». «Калинка». «Во кузнице». «Ах вы сени, мои сени» р.н.п. «Плясовые наигрыши» | |
6 | 6 | 4 а – 4 б – 4 в – | Роль композитора в народном творчестве. | «Концерт №3 для фортепиано с оркестром». С.В. Рахманинов. «Ах вы сени, мои сени». Опера «Садко» («Ой ты, тёмная дубравушка»). Н.А. Римский – Корсаков. | |
7 | 7 | 4 а – 4 б – 4 в – | Создание народных песен в наши дни. | «Шёл ленинградский паренёк» современная народная песня. Хор «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский». С.С. Прокофьев. «Ах вы сени, мои сени». | |
| | Раздел III. День, полный событий. | | |
8 | 8 | 4 а – 4 б – 4 в – | Роль музыки в жизни моего народа. | «Шёл ленинградский паренёк». «Ах вы сени, мои сени». «Светит месяц». Фрагмент поэмы «Василий Тёркин». А. Твардовский. Чтение и частушки. «Новороссийские куранты». Д.Д. Шостакович. | |
9 | 9 | 4 а – 4 б – 4 в – | Обобщение тем 1 четверти. Зимнее утро и вечер. | «Зимнее утро» П.И. Чайковский. «Зимний вечер» Пушкин. «У камелька» Чайковский. | |
II четверть (7 часов) |
10 | 1 | 4 а – 4 б – 4 в – | Что за прелесть эти сказки. | Фрагменты из оперы «Сказка о Царе Салтане»: «Три чуда» и «Полет шмеля» Римский – Корсаков. | |
11 | 2 | 4 а – 4 б – 4 в – | Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. | Песни из оперы «Евгений Онегин»: «Уж как по мосту, мосточку», «Девицы – красавицы» П.И. Чайковский. | |
12 | 3 | 4 а – 4 б – 4 в – | Приют, сияньем муз одетый… | Романсы и песни на стихи А.С. Пушкина. | Групповой проект «Стихи А.С. Пушкина в музыке русских композиторов». |
13 | 4 | 4 а – 4 б – 4 в – | День, полный событий. | «Солдатушки, бравы ребятушки!» «Со вьюном я хожу» -ведение и разыгрывание хоровода. «Светит месяц» – исполнение, танец. «Во саду ли, в огороде» р.н.п.- разучивание, танцевальные движения. | |
| | Раздел IV. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | | |
14 | 5 | 4 а – 4 б – 4 в – | Композитор – имя ему народ. | «Озорные частушки». Концерт для большого симфонического оркестра. Р.К. Щедрин. Частушки – разучивание. «Калинка». «Во саду ли, в огороде». | |
15 | 6 | 4 а – 4 б – 4 в – | Музыкальные инструменты России. | «Бояре, а мы к вам пришли» р.н. песня – игра. «Пойду, выйду за ворота». Калужские страдания. «Загрядские страдания». «На ком кудрюшки, на ком русые» (Свадебная величальная). | |
16 | 7 | 4 а – 4 б – 4 в – | Обобщение тем четверти. Народные праздники. | Троицкие песни: «Ты березка», «Посею я лен», «Как у бабушки козел», «Во поле береза стояла» | |
III четверть (10 часов) |
| | Раздел V. В концертном зале. | | |
17 | 1 | 4 а – 4 б – 4 в – | Музыкальные инструменты: скрипка и виолончель. | «Ноктюрн» из «Квартета №2» А.П. Бородин. «Вариации на тему рококо» П.И. Чайковский. | Групповой проект «Музыкальные инструменты симфонического оркестра» |
18 | 2 | 4 а – 4 б – 4 в – | Музыка М.П. Мусоргского и С.В. Рахманинова. | «Сирень» С.В. Рахманинов. «Старый замок» М.П. Мусоргский. | |
19 | 3 | 4 а – 4 б – 4 в – | Не молкнет сердце чуткого Шопена. | «Мазурики» Ф. Шопена. «Вальсы» Ф. Шопена. | |
20 | 4 | 4 а – 4 б – 4 в – | Патетическая музыка Бетховена. | «Патетическая соната» Л. ванн Бетховен. | |
21 | 5 | 4 а – 4 б – 4 в – | Царит гармония оркестра. | «Рассвет на Москве – реке» М.П. Мусоргский. «Симфония № 40» (1 часть) В.А. Моцарт. «Арагонская хота» М.И. Глинка. «Венецианская ночь» М.И. Глинка. | |
| | Раздел VI. В музыкальном театре. | | |
22 | 6 | 4 а – 4 б – 4 в – | Опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки. | Фрагменты из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки. | |
23 | 7 | 4 а – 4 б – 4 в – | Опера в творчестве русских композиторов. | «Мертвое поле» из кантаты «Александр Невский» Прокофьев. Фрагменты из оперы «Хованщина»: «Рассвет на Москве-реке», «Пляски персидок», «Исходила младешенька» Мусоргского. «Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила» Глинки. | |
24 | 8 | 4 а – 4 б – 4 в – | Восточные мотивы в русской музыке. | Симфоническая картина «Шехеразада» Римский – Корсаков. | |
25 | 9 | 4 а – 4 б – 4 в – | Балет «Петрушка» И.Ф. Стравинского. | Фрагменты из балета «Петрушка». И.Ф. Стравинский. | |
26 | 10 | 4 а – 4 б – 4 в – | Театр музыкальной комедии. | «Волк и семеро козлят на новый лад» А. Рыбников. | Творческий проект «Волк и семеро козлят на новый лад» |
IV четверть (9 часов) |
27 | 1 | 4 а – 4 б – 4 в – | Мюзикл «Звуки музыки» Р. Рождерса. | «Урок музыки» из мюзикла «Звуки музыки» Р. Рождерс. | Творческий проект «Урок музыки». |
| | Раздел VII. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… | | |
28 | 2 | 4 а – 4 б – 4 в – | Музыка – исповедь души композитора. | «Прелюдия до-диез минор». С. Рахманинов. «Революционный этюд». Ф. Шопен. «Прелюдия №7» и «Прелюдия № 20». Ф. Шопен. | |
29 | 3 | 4 а – 4 б – 4 в – | Мастерство музыканта исполнителя. | «Вспомним, братцы» Русь и славу» р.н.п. «Патетическая соната». Л. ванн Бетховен. | Групповой проект: «Музыка Высоцкого». |
30 | 4 | 4 а – 4 б – 4 в – | Музыкальные инструменты – гитара. | Песни в исполнении Высоцкого, Никитина. «Песня о маленьком трубаче». С. Никитин | Групповой проект: «Музыка С. Никитина». |
31 | 5 | 4 а – 4 б – 4 в – | Музыкальный сказочник. | Фрагменты из опер Римского – Корсакова. | |
32 | 6 | 4 а – 4 б – 4 в – | Образ русской природы в русской музыке. | «Рассвет на Москве – реке». М.П. Мусоргский. | |
33 | 7 | 4 а – 4 б – 4 в – | Что мы узнали о музыке разных народов мира. | «Рондо в турецком стиле». «Танец чёрных». «Хор нашего Яна» эстонская н.п.. «Прелюдия № 15». Ф. Шопен. | |
34 | 8 | 4 а – 4 б – 4 в – | Обобщение тем года. Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ. | «Хор нашего Яна». «Танец розовых девушек» из балета «Гаянэ». А. Хачатуряна. «Мавриги». «Бульба». «Цыплята». Русские народные песни по выбору обучающихся. | |
35 | 9 | 4 а – 4 б – 4 в – | Урок – концерт. | Музыкальный материал по выбору обучающихся. | |
Список литература для учителя
Агапова, И.А., Давыдова, М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.[Текст] //Москва, «Лада». - 2009 г. – с.1-50;
Давыдова, М.А. Уроки музыки 1-4 классы. [Текст] // Москва «ВАКО». - 2010 г. – с.1 – 100;
Жук, Л.И. Музыкальные игры и конкурсы. [Текст] // Минск, «Красико-Принт». - 2008 г. – с.1 - 89.
Критская, Е.Д., Сергеева, Г.П., Шмагина, Т.С. Уроки музыки 1-4 классы. [Текст] // Москва «Просвещение». - 2010 г. - с.1 – 300.
Сергеева, Г.П., Критская , Е.Д. Учебник «Музыка. 4 класс», [Текст] // М., Просвещение, 2012г.
Сергеева, Г.П., Критская , Е.Д. «Творческая тетрадь «Музыка. 4 класс» М. Просвещение, 2012 г.
Разумовская, О.К. Зарубежные композиторы. Биографии. Викторины. Кроссворды. [Текст] // Москва, «АЙРИС – пресс». - 2008 г. – с.1 – 250.
Шедевры мировой классической музыки. [Текст] //Москва. -2003 г.
Список литература для учащихся
Сергеева, Г.П., Критская , Е.Д. Учебник «Музыка. 4 класс», [Текст] // М., Просвещение, 2012г.
Сергеева, Г.П., Критская , Е.Д. Творческая тетрадь. «Музыка. 4 класс» М. Просвещение, 2012 г.
12