СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование по музыке для 4 класса.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование по музыке для 4 класса по Критской.

Просмотр содержимого документа
«Планирование по музыке для 4 класса.»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. класс


Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой по музыке для 1-4 классов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской (Рабочие программы. – 4-е издание. Москва: «Просвещение» 2013. – 64 с.). Которая соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерным программам по предметам «Музыка» и «Искусство».

Настоящая программа составлена на 35 часов (1 ч. в неделю, 35 учебных недель) в соответствии с учебным планом образовательного учреждения на 2013 – 2014 учебный год и является программой изучения курса Музыка в 4 классе.

Общая цель школьного музыкального образования: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:

  • приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

  • воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

  • развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

  • освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

  • овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникативных технологий).

  • формировать представление о синтез трёх искусств музыка – литература – изобразительное искусство.

Решаемые задачи позволяют достичь цели курса: всестороннее развитие личностного потенциала учащихся; осуществление познания художественного мира через собственную деятельность.

Курс предусматривает изучение следующих разделов:

  • «Россия – Родина моя»;

  • «О России петь – что стремиться в храм…»;

  • «День, полный событий»;

  • «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»;

  • «В концертном зале»;

  • «В музыкальном театре»;

  • «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…».

Данные разделы курса даются без изменений.

Отличительными чертами данного курса являются: охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта. В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются: групповая, коллективная работа с учащимися. Программа предусматривает возможность учителю самостоятельного выбора средств и методов обучения в сочетании традиционных и инновационных технологий, в том числе ИКТ. В ходе обучения школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование, инсценирование, музыкальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач.

Особенности методики преподавания: шире использовать межпредметные связи (особенно историю, литературу, изобразительное искусство), у учащихся воображение становится осознанным и предметным.

К концу учебного года должны уметь:

  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

  • продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;

  • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

  • высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;

  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

  • эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

  • показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

  • выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);

  • передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;

  • охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

  • определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;

  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное

Методы музыкального образования и воспитания отражают цель, задачи и содержание данной программы:
      — метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
      — метод интонационно-стилевого постижения музыки;
      — метод эмоциональной драматургии;
      — метод концентричности организации музыкального материала;
      — метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);
      — метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);
      — метод игры;
      — метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).

Программно – методическое обеспечение курса: музыкальный инструмент – фортепиано; детские музыкальные инструменты, музыкальный центр, компьютер, портреты композиторов, иллюстрации к музыкальным произведениям.

Контроль достижения учащимися знаний осуществляется в следующих формах: тест.


Тематический план

МУЗЫКА

4 класс

(1 час в неделю. Всего 35 часа)


№ п/п

Название раздела, темы

Всего часов


Раздел I.

3

1.

Россия - Родина моя.

3


Раздел I.

4

2.

О России петь – что стремиться в храм…

4


Раздел III.

6

3.

День полный событий

6


Раздел IV.

3

4.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

3


Раздел V.

5

5.

В концертном зале.

5


Раздел VI.

6

6.

В музыкальном театре.

6


Раздел VII.

8

7.

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…

8


Всего

35


СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

МУЗЫКА

4 класс


Раздел I. (3 ч.)

Тема: Россия – Родина моя (3 ч.)

Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.


Раздел II. (4 ч.)

Тема: О Росси петь – что стремиться в храм… (4 ч.)

Святые земли Русской, Илья Муромец, Кирилл и Мефодий. Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше. Родной обычай старины. Светлый праздник.


Раздел III. (6 ч.)

Тема: День, полный событий. (6 ч.)

Один день с А.С. Пушкиным. Михайловское: музыкально - поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов. Многообразие жанров народной музыки: колокольные звоны. Музыкально – литературные вечера в Тригорском: романсы, инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт). Музыкальность поэзии А. Пушкина.


Раздел IV. (3 ч.)

Тема: Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 ч.)

Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды,

предания ,сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.


Раздел V. (5 ч.)

Тема: В концертном зале. (5 ч.)

Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.


Раздел V. (6 ч.)

Тема: В музыкальном театре. (6 ч.)

События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С. Прокофьева. Опера. Музыкальная тема – характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танец. Линии драматургического развития действия в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность. Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах А. Хачатуряна, И. Стравинского. Народные мотивы в творчестве русских композиторов. Орнаментальная мелодика. Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения.


Раздел VI. (8 ч.)

Тема: В музыкальном театре. (8 ч.)

Произведения композиторов – классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки ( трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока в учебном году

урока

в

четверти

Дата

Название раздела, тема урока

Учебный материал

Примечание

(творческие задания, предполагаемые названия проектов и пр.)

I четверть (9 часов)



Раздел l.

Россия – Родина моя.



1

1

4 а –

4 б –

4 в –



Музыка моего народа.

Мелодии песен: «Вниз по матушке по Волге» р.н.п., «Походная» Р. Бойко, «Уж ты, зимушка – зима» Ан. Александров.

«Вниз по матушке по Волге» р.н.п. «Гимн России» А. Александров.


2

2

4 а –

4 б –

4 в –



Народная и композиторская музыка.

«Гимн России».

«Вниз по матушке по Волге».

Вариации на тему песни «Вниз по матушке по Волге».

Симфоническая картина «Баба Яга». А.С. Даргомыжский.

«Светит месяц» р.н.п.


3

3

4 а –

4 б –

4 в –



Жанры народных песен. Особенности народной музыки.

«Вниз по матушке по Волге».

«Светит месяц».

«Тонкая рябина» р.н.п.

«Концерт № 3 для фортепиано с оркестром». П.И. Чайковский.




Раздел II.

О России петь – что стремиться в храм…



4

4

4 а –

4 б –

4 в –



О чём можно узнать в народном творчестве.

«Светит месяц».

«Проводы зимы» из оперы «Снегурочка». Н.А. Римского – Корсакова. «Калинка» р.н.п.

«Во кузнице» р.н.п.

Групповой проект:

«Русские народные инструменты в музыке, литературе и живописи»;

«Хоровод в музыке, литературе и живописи»;

«Народная музыка коренных жителей Кузбасса».

5

5

4 а –

4 б –

4 в –


Русские народные инструменты. Игра на ложках.

«Светит месяц». «Калинка».

«Во кузнице».

«Ах вы сени, мои сени» р.н.п. «Плясовые наигрыши»


6

6

4 а –

4 б –

4 в –



Роль композитора в народном творчестве.

«Концерт №3 для фортепиано с оркестром». С.В. Рахманинов.

«Ах вы сени, мои сени».

Опера «Садко» («Ой ты, тёмная дубравушка»). Н.А. Римский – Корсаков.


7

7

4 а –

4 б –

4 в –



Создание народных песен в наши дни.

«Шёл ленинградский паренёк» современная народная песня.

Хор «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский». С.С. Прокофьев.

«Ах вы сени, мои сени».




Раздел III.

День, полный событий.



8

8

4 а –

4 б –

4 в –



Роль музыки в жизни моего народа.

«Шёл ленинградский паренёк».

«Ах вы сени, мои сени».

«Светит месяц». Фрагмент поэмы «Василий Тёркин». А. Твардовский. Чтение и частушки. «Новороссийские куранты». Д.Д. Шостакович.


9

9

4 а –

4 б –

4 в –



Обобщение тем 1 четверти. Зимнее утро и вечер.

«Зимнее утро» П.И. Чайковский.

«Зимний вечер» Пушкин.

«У камелька» Чайковский.


II четверть (7 часов)


10

1

4 а –

4 б –

4 в –



Что за прелесть эти сказки.

Фрагменты из оперы «Сказка о Царе Салтане»: «Три чуда» и «Полет шмеля» Римский – Корсаков.


11

2

4 а –

4 б –

4 в –



Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.

Песни из оперы «Евгений Онегин»: «Уж как по мосту, мосточку», «Девицы – красавицы» П.И. Чайковский.


12

3

4 а –

4 б –

4 в –



Приют, сияньем муз одетый…

Романсы и песни на стихи А.С. Пушкина.

Групповой проект «Стихи А.С. Пушкина в музыке русских композиторов».

13

4

4 а –

4 б –

4 в –



День, полный событий.

«Солдатушки, бравы ребятушки!»

«Со вьюном я хожу» -ведение и разыгрывание хоровода.

«Светит месяц» – исполнение, танец.

«Во саду ли, в огороде» р.н.п.- разучивание, танцевальные движения.




Раздел IV.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!



14

5

4 а –

4 б –

4 в –



Композитор – имя ему народ.

«Озорные частушки». Концерт для большого симфонического оркестра. Р.К. Щедрин.

Частушки – разучивание.

«Калинка».

«Во саду ли, в огороде».


15

6

4 а –

4 б –

4 в –



Музыкальные инструменты России.

«Бояре, а мы к вам пришли» р.н. песня – игра.

«Пойду, выйду за ворота». Калужские страдания. «Загрядские страдания».

«На ком кудрюшки, на ком русые» (Свадебная

величальная).


16

7

4 а –

4 б –

4 в –



Обобщение тем

четверти. Народные праздники.

Троицкие песни:

«Ты березка», «Посею я лен», «Как у бабушки козел», «Во поле береза стояла»


III четверть (10 часов)




Раздел V.

В концертном зале.



17

1

4 а –

4 б –

4 в –


Музыкальные инструменты: скрипка и виолончель.

«Ноктюрн» из «Квартета №2» А.П. Бородин.

«Вариации на тему рококо» П.И. Чайковский.

Групповой проект «Музыкальные инструменты симфонического оркестра»

18

2

4 а –

4 б –

4 в –



Музыка М.П. Мусоргского и С.В. Рахманинова.

«Сирень» С.В. Рахманинов.

«Старый замок» М.П. Мусоргский.


19

3

4 а –

4 б –

4 в –



Не молкнет сердце чуткого Шопена.

«Мазурики» Ф. Шопена.

«Вальсы» Ф. Шопена.


20

4

4 а –

4 б –

4 в –



Патетическая музыка Бетховена.

«Патетическая соната» Л. ванн Бетховен.


21

5

4 а –

4 б –

4 в –



Царит гармония оркестра.

«Рассвет на Москве – реке» М.П. Мусоргский.

«Симфония № 40» (1 часть) В.А. Моцарт.

«Арагонская хота» М.И. Глинка.

«Венецианская ночь» М.И. Глинка.




Раздел VI.

В музыкальном театре.



22

6

4 а –

4 б –

4 в –



Опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки.

Фрагменты из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки.


23

7

4 а –

4 б –

4 в –



Опера в творчестве русских композиторов.

«Мертвое поле» из кантаты «Александр Невский» Прокофьев.

Фрагменты из оперы «Хованщина»: «Рассвет на Москве-реке», «Пляски персидок», «Исходила младешенька» Мусоргского.

«Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила» Глинки.


24

8

4 а –

4 б –

4 в –


Восточные мотивы в русской музыке.

Симфоническая картина «Шехеразада» Римский – Корсаков.


25

9

4 а –

4 б –

4 в –



Балет «Петрушка» И.Ф. Стравинского.

Фрагменты из балета «Петрушка». И.Ф. Стравинский.


26

10

4 а –

4 б –

4 в –


Театр музыкальной комедии.

«Волк и семеро козлят на новый лад» А. Рыбников.


Творческий проект «Волк и семеро козлят на новый лад»

IV четверть (9 часов)


27

1

4 а –

4 б –

4 в –



Мюзикл «Звуки музыки» Р. Рождерса.

«Урок музыки» из мюзикла «Звуки музыки» Р. Рождерс.

Творческий проект «Урок музыки».



Раздел VII.

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…



28

2

4 а –

4 б –

4 в –



Музыка – исповедь души композитора.

«Прелюдия до-диез минор». С. Рахманинов.

«Революционный этюд». Ф. Шопен.

«Прелюдия №7» и «Прелюдия № 20». Ф. Шопен.


29

3

4 а –

4 б –

4 в –



Мастерство музыканта исполнителя.

«Вспомним, братцы» Русь и славу» р.н.п.

«Патетическая соната». Л. ванн Бетховен.

Групповой проект: «Музыка Высоцкого».

30

4

4 а –

4 б –

4 в –



Музыкальные инструменты – гитара.

Песни в исполнении Высоцкого, Никитина.

«Песня о маленьком трубаче». С. Никитин

Групповой проект: «Музыка С. Никитина».

31

5

4 а –

4 б –

4 в –


Музыкальный сказочник.

Фрагменты из опер Римского – Корсакова.


32

6

4 а –

4 б –

4 в –


Образ русской природы в русской музыке.

«Рассвет на Москве – реке». М.П. Мусоргский.


33

7

4 а –

4 б –

4 в –



Что мы узнали о музыке разных народов мира.

«Рондо в турецком стиле».

«Танец чёрных».

«Хор нашего Яна» эстонская н.п..

«Прелюдия № 15». Ф. Шопен.


34

8

4 а –

4 б –

4 в –



Обобщение тем года. Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ.

«Хор нашего Яна».

«Танец розовых девушек» из балета «Гаянэ». А. Хачатуряна.

«Мавриги».

«Бульба».

«Цыплята».

Русские народные песни по выбору обучающихся.


35

9

4 а –

4 б –

4 в –



Урок –

концерт.

Музыкальный материал по выбору обучающихся.





Список литература для учителя


  1. Агапова, И.А., Давыдова, М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.[Текст] //Москва, «Лада». - 2009 г. – с.1-50;

  2. Давыдова, М.А. Уроки музыки 1-4 классы. [Текст] // Москва «ВАКО». - 2010 г. – с.1 – 100;

  3. Жук, Л.И. Музыкальные игры и конкурсы. [Текст] // Минск, «Красико-Принт». - 2008 г. – с.1 - 89.

  4. Критская, Е.Д., Сергеева, Г.П., Шмагина, Т.С. Уроки музыки 1-4 классы. [Текст] // Москва «Просвещение». - 2010 г. - с.1 – 300.

  5. Сергеева, Г.П., Критская , Е.Д. Учебник «Музыка. 4 класс», [Текст] // М., Просвещение, 2012г.

  6. Сергеева, Г.П., Критская , Е.Д. «Творческая тетрадь «Музыка. 4 класс» М. Просвещение, 2012 г.

  7. Разумовская, О.К. Зарубежные композиторы. Биографии. Викторины. Кроссворды. [Текст] // Москва, «АЙРИС – пресс». - 2008 г. – с.1 – 250.

  8. Шедевры мировой классической музыки. [Текст] //Москва. -2003 г.




Список литература для учащихся


  1. Сергеева, Г.П., Критская , Е.Д. Учебник «Музыка. 4 класс», [Текст] // М., Просвещение, 2012г.

  2. Сергеева, Г.П., Критская , Е.Д. Творческая тетрадь. «Музыка. 4 класс» М. Просвещение, 2012 г.



















12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!